Самостоятельность – одно из важнейших качеств лидера. Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить индивидуальность. Формирование самостоятельности и инициативности расширяет возможности познания и подготовки к школе. Данное пособие помогает выявить особенности развития самостоятельности в процессе освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и инициативности, непосредственно связанной с проявлением любознательности, пытливости ума, мышления и т. д. Для педагогов ДОО, детей дошкольного возраста и их родителей.
Из серии: Библиотека воспитателя (Сфера)
* * *
компанией ЛитРес .
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности
Для творчества можно использовать все, что находится под рукой в комнате и даже на кухне, то, что можно найти на прогулке на улице. Поэтому нет смысла перечислять эти материалы.
Некоторые педагоги, говоря о творческом развитии детей, часто имеют в виду деятельность, связанную с лепкой, рисованием и аппликацией. Если вы думаете так же, попробуем разуверить вас в этом. Творчество – прежде всего оригинальность, стремление к познанию, креативность, неординарность, самостоятельность, нестандартное мышление. Научные эксперименты, кулинарные шоу, кукольная игра, театр, ролевые игры – все это творчество! Даже прогулка – творчество! Ведь сколько всего интересного вокруг: осенние листья клена – зеленые, желтые, багряные; деревья с причудливыми изгибами ветвей; а пни с их годичными кольцами? Все это маленькие радости вокруг нас, их нужно только видеть и научить детей замечать прекрасное.
Творческий подход к задачам любой образовательной области обеспечит их успешное решение. Исследования детских психологов и педагогов показывают, что дети, занимающиеся творчеством, выделяются оригинальностью мышления, любознательностью, интересуются инновациями, изобретениями, создают собственную базу творческих идей. Это признаки успешной и гармоничной личности. Творчество все чаще называют ключом к успеху.
Творчество – понятие очень емкое и универсальное и все-таки есть определения, отражающие суть этого понятия:
– деятельность, которая приводит к созданию нового;
– открытия, генерация идей, способность находить новые решения, отличные от уже существующих;
– умение самостоятельно, без страха быть непонятым, без шаблонов передать «движение собственной мысли»;
– победы и рекорды, оригинальность, что-то необыкновенное и неординарное!
Что несет в себе творческое развитие?
Постепенно, шаг за шагом творчество помогает развитию:
– воображения, фантазии, мелкой моторики (подготовка руки к письму, работа с тестом и пластилином);
– ловкости пальцев (умение держать ножницы (приложение 1), рвать бумагу для аппликации (приложение 2));
– лидерских качеств (умение сделать выбор, принять решение);
– уверенности в своих силах (приложение 3);
– гибкости ума, мышления и любознательности;
– умения обрабатывать полученную информацию и самостоятельно применять ее в деятельности;
– социально-коммуникативных качеств.
С чего начать?
Наверное, с создания творческой атмосферы. Не нужно прятать в шкафчики и складывать на полки то, что может пригодиться ребенку для творческого самовыражения. Наоборот, пусть все лежит в доступных и открытых местах: на столе, полу, подоконнике. Пусть будут доступны для детей листы бумаги, краски, мелки, крупа, кисточки, клей, карандаши…
Говоря о творческом развитии, надо заметить, что развитию самостоятельности и инициативности способствует применение нетрадиционных способов и материалов в творческой деятельности. Как показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей своей неординарностью и свободой, способствуют снятию стрессов и страхов, развивают уверенность («я смогу»), побуждают к поиску («мне интересно»), развивают воображение и любознательность («хочу знать»), развивают творческие способности, моторику («я сделал»). В общем, творчество – это интересно! А нетрадиционное творчество вдвойне привлекательно, потому что детям интересно все неизвестное.
Современные педагоги и родители часто используют для детей раннего и дошкольного возраста рисование в стиле Дж. Поллока. Отметим, что Поллок не стал использовать мольберт, а процесс рисования свел к самому простому приему. Его методика – рисование способом разбрызгивания краски на большом ватмане, холсте, использование песка или каких-нибудь других предметов.
Для детей можно использовать ненужные обои и даже белую ткань, например простыню. Суть: краска капает, разбрызгивается сверху (без касания кистью бумаги) или просто разбрызгивается по поверхности. Естественно, лучше делать это на улице. Пятна краски растекаются, создают причудливые узоры. Нужно заполнить (закапать) все полотно. Как говорят, картины Поллока были просто гигантскими!
Из воспоминаний фотографа Х. Намута: «Влажный забрызганный холст застилал весь пол… Стояла полная тишина… Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял черную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива… Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: “Вот и все”».
И этот стиль очень полюбился детям. Наверное потому, что было очень правильно кем-то замечено: это – живопись действия. Кстати, в этой манере писали Пабло Пикассо и Василий Кандинский.
Маленькие советы тем, кто «рискнет» рисовать с детьми методом Поллока
Во-первых, не забывайте, что подобные игры развивают моторику и творческие способности, умение владеть собственным телом (ведь можно рисовать не только руками).
Самый простой способ для рисования методом Поллока – накрыть используемую поверхность, например, клеенкой или пленкой, можно использовать старую ткань.
Вместо традиционной краски используйте водорастворимые и легкосмываемые краски для творчества.
Если есть возможность, лучше проводите подобные игры на улице.
Используйте фартуки или одежду, которую не жалко будет выбросить.
Нехитрая подготовка и восторг ребенка вам обеспечен!
Давайте попробуем найти необычное в обычном и обычное в необычном искусстве. Например, искусство эбру. В современном мире появилась новая техника рисования, очень похожая на абстракции, называемая «эбру». Это целое направление в искусстве. В технике эбру рисуют картины на воде, с переносом их на бумагу или ткань. Поэтому мир абстракций – первая ступенька для начинающих «эбристов».
Волшебный мир абстракций, или Просто эбру
«Что такое эбру?» -
Спросила мама у меня.
«Эбру? Это зебра», -
Придумала быстро я.
Мама удивилась
И сказала мне:
«Нет, дочурка, эбру -
Рисованье на воде!»
Удивилась теперь я:
«Рисовать на воде нельзя!
Как же зебру рисовать?
Где же краски такие взять?
И рисунок на воде, где?»
Загуститель, краски и бумага
Появились на столе.
Стала мама рисовать
Гребнем по воде.
И я кисточкой водила смело -
Получилась королева!
Ах, как было весело!
Шедевр на стену повесили!
Теперь могу сказать везде,
Что эбру – не зебра,
Это – рисование на воде!
Эбру… Какое мягкое, необычное, будоражещее воображение, слово. Совсем недавно мы не знали, что это такое. А сегодня даже малыши могут сказать, что эбру – это рисование специальными красками на воде. Некоторые дошкольники уже попробовали рисовать в этой технике в детских садах, детских центрах, а самые креативные и талантливые педагоги освоили технику традиционного турецкого изобразительного искусства живописи на воде с последующим переносом изображения на бумагу или ткань. Интересно, что специальные краски не растворяются в воде, а растекаются по ее поверхности, не смешиваясь между собой. Краски как бы накладываются одна на другую, образуя причудливые формы.
Рисовать на воде совсем не сложно. Правда, чтобы добиться сюжетного рисунка, нужно долго учиться. А вот получить разноцветную абстракцию и даже причудливые пейзажи, подобие цветов, животных под силу всем.
Эбру – рисование уникальное. «Танцующими красками» рисовать могут дети даже от 3 лет. Это позитивный заряд, положительные эмоции и масса приятных впечатлений!
Искусство рисования на воде дает возможность детям окунуться в интересный мир творчества. И не получиться рисунок не может. Все смогут нарисовать оригинальную и интересную картину.
Искусство эбру безгранично и неповторимо. Невозможно нарисовать два одинаковых рисунка. Сочетание красок могут меняться каждую секунду.
Самое интересное, что мастера эбру используют специальные словосочетания, характеризующие движения красок, которые они применяют при рисовании: облака и ветер, фейерверк, шаль соловья и др. Правда, красивые слова и словосочетания? Так и хочется взять в руки кисточку, краски, налить воду в лоток и рисовать… Но, торопиться нельзя. Нужно подготовиться.
Чтобы сделать рисунок в технике эбру, нужно купить набор специальных красок, загуститель для воды, лоток, в который будет наливаться «волшебная вода». Чтобы ее приготовить нужно растворить загуститель в воде, следуя инструкции, немного подождать, налить ее в специальный лоток и можно приступать к творчеству. Загуститель можно приготовить, растворив 3 ч. л. в 1 л теплой воды или купить уже готовый раствор. А чтобы порошок загустителя растворился полностью, нужно оставить его на 10–12 ч. Раствор похож на белый кисель без запаха. Вообще, как пишут производители, краски и загустители для эбру не токсичны и совершенно безопасны. Готовый раствор при температуре от 4 до 10 °C можно хранить 2 месяца.
Рисуют на воде при помощи различных инструментов (рис. 1–4).
Что нужно? Гребни, шилья, кисти. Можно использовать зубочистки, шпажки, кисточки и даже пластмассовую вилочку. Лоток можно заменить на контейнер или пластмассовую тарелочку.
Начинаем творить!
Как делать?
На основу – «волшебную воду» – наносим несколько капель краски и формируем рисунок при помощи инструментов. Несколько слоев разноцветной краски образуют интересный фон. Можно пользоваться методом набрызга при помощи кисточки. Как только вы понимаете, что достигли какого-то результата и насладились переливом красок, берете листок акварельной бумаги и осторожно кладете на воду (рис. 5). Через несколько секунд поднимаете его за уголок, кладете на ровную поверхность стола, любуетесь шедевром и ждете полного высыхания (рис. 6).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Какие сложности при рисовании эбру могут возникнуть с дошкольниками?
Необходимо рассказать, что такое поверхность воды. Провести эксперимент с водой. Рассказать, какие предметы в воде тонут, какие плавают. Почему это происходит. Рассказать о свойствах воды.
«Волшебную воду» приготовить вместе с детьми, чтобы они понимали, что налили в лоток для рисования не простую воду, а растворили в ней специальный загуститель. Вода стала как желе. Она же не простая, а волшебная!
Дать детям возможность потренироваться перед процессом рисования эбру, попробовать порисовать кисточкой на поверхности простой воды. Научить детей не топить кисточку, а нежно водить ею по поверхности.
Приготовить влажные салфетки на тот случай, если кто-то испачкает руки.
А самое интересное начинается уже после того, когда высохнут листы. Абстракция превращается в разноцветные капли, которыми можно украсить интерьер комнаты. Шедевры эбру можно превратить в необычный эбру-зоопарк, космические дали, причудливый аквариум с рыбками…
Каждый рисунок эбру – маленькая игра, чудесный мир фантазии и воображения, неповторимый и волшебный, который дарит детям радость и положительные эмоции, изумление и удивление, ведь ребенок видит результат и с удовольствием признает себя мастером. Самое замечательное в рисовании на воде – развитие воображения. Мотивы, получившиеся в результате смешивания красок после высыхания, можно дорисовать.
Тандем опытно-экспериментальной деятельности (в данном случае – опыты с водой) и детского дизайна (эбру) является решением одной из проблем формирования интегративных качеств дошкольников. Дизайн-технология эбру в сочетании с опытами и экспериментами (с водой) задействует несколько типов деятельности дошкольников: проектную, изобретательскую, художественно-конструктивную и др.
Детский дизайн в форме рисования на воде – доступное, интересное и необычное средство творческого развития, новый вид деятельности в дошкольном развитии, и его внедрение в дошкольное образование диктует сама жизнь.
Современное дошкольное образование стремится к формированию дизайн-культуры, что помогает каждому ребенку, независимо от возраста раскрыть творческий потенциал, развить нестандартное мышление, пространственное воображение, творческие способности. Слово «дизайн» определяется как «замысел, задумка», но картины в технике эбру предсказать невозможно. Каждая картина индивидуальна и неповторима. А при непосредственной помощи педагогов простая абстракция превращается в детскую выставку. Маленькие авторы гордятся своими картинами, ведь, работая в технике эбру, они делают множество открытий и видят продукт – свою неповторимую картину!
А вот такое «эбру-дерево» выросло у детей, занимающихся в студии раннего и дошкольного развития у педагога ШРР «Азбука» Ю. Лобовиковой (рис. 7).
Рис. 7
Ведущий педагог ШРР «Азбука» И. В. Агапова путешествовала с детьми по странам, где живут вот такие фантастические «эбру-птицы» (рис. 8). А еще дети делали опыты с водой и узнали много нового о ней.
Рис. 8
В «эбру-зоопарке» у педагога ШРР «Азбука» О. Ю. Новичковой побывали малыши и их родители.
Необычный «эбру-аквариум» педагога по изодеятельности Школы раннего развития «Азбука» С. Н. Басовой и ее воспитанников долго радовал детей и их родителей в Красногорске.
Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками
Мастер-класс «Эбру» и свойства воды
Представленный материал поможет уточнить и закрепить знания детей о свойствах воды, научить использовать картинки-схемы или модели при обобщении результатов опытов, развить мыслительную активность, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.
Цель: привитие интереса к исследовательской деятельности, ознакомление с искусством эбру через нетрадиционные техники творчества.
Задачи:
– развивать познавательный интерес через опытно-экспериментальную деятельность, учить работать с картинками-схемами;
– уметь работать в парах, делать вместе вывод;
– повторить правила безопасности при проведении опытов;
– развивать самостоятельность, умение договариваться.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, чтение сказок о воде, беседы о пользе воды.
Активизация словаря: лаборатория, прозрачный, форма, отражение, бесцветная, эбру, загуститель.
Педагог. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Кто может сказать, что такое лаборатория?
Дети. Это место, где ученые проводят опыты.
Педагог. Давайте сегодня превратимся ученых и будем проводить опыты. У меня есть волшебная палочка (сегодня все волшебное), которая и превратит вас в ученых.
Раз, два, повернись,
В ученого превратись!
Дети надевают шапочки ученых.
Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. За лабораторные столы нужно сесть по двое. Выбирайте себе места.
На столах стоят предметы, накрытые салфеткой.
Вы готовы? А теперь снимите салфетки и посмотрите, что же стоит у вас на столе?
Дети перечисляют.
Предметы на столе есть, а с чем же мы будем проводить опыты? Как вы думаете? Попробуйте отгадать загадку.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без… (воды).
Правильно.
На доску вывешиваются схемы или картинки «Вода течет, разливается».
Дети. Вода.
Педагог. Она что делает?
Дети. Льется, растекается.
Педагог. Сегодня мы будем продолжать опыты с водой. Давайте вспомним правила безопасности в лаборатории: аккуратно пользоваться емкостью с водой. Если что-то разлил – вытри салфеткой. Поддерживай порядок на столе. Когда работаешь в паре, не перебивай соседа. Умей слушать. Помогайте друг другу, советуйтесь.
Опыт 1. Вода жидкая, может течь
Педагог. Перелейте воду из одной емкости в другую. Вода льется? Почему?
Вывод: вода жидкая, она льется, течет.
Опыт 2. Вода не имеет формы
У детей посуда разной формы.
Педагог. Ребята, кто знает, какой формы мяч?
Дети. Круглой.
Педагог. А кубик?
Дети. Квадратной.
Педагог. А вода какой формы?
Дети отвечают.
Давайте это проверим и сделаем вывод, какой формы вода.
Дети рассматривают и сравнивают емкости разной формы.
Сравните форму воды в своем стакане с формой водой у соседа.
Если перелить воду в разную посуду, вода примет ее форму.
Педагог показывает это.
Что вы можете сказать о форме воды?
Выводы. Вода – это жидкость. Ее можно наливать в посуду разной формы. Вода принимает форму емкости, в которую она налита. Это значит, что вода не имеет формы.
Опыт 3. Вода – растворитель
Педагог. Возьмите ложечку и очень осторожно насыпьте в один стакан с водой соль (или сахар), а в другой – столько же глины (или измельченного мела). Помешайте воду.
Что вы заметили? Какой вывод можно сделать?
Вода растворила соль (сахар), а мел (глина) осели на дно. Это значит, что вода – растворитель. Но, как мы увидели, не все вещества в ней растворяются.
Дети бросают в воду монетки, бумажки. Делают вывод.
Вывод. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Опыт 4. У воды нет запаха
Педагог. Скажите, когда мы можем почувствовать запах?
Дети. Когда бабушка печет пирог, мама пользуется духами, идет дым, ароматно пахнут цветы.
Педагог. Понюхайте воду. Она чем-то пахнет? Есть ли у нее запах?
Педагог просит кого-то из детей помочь ей выжать апельсиновый сок в стакан с водой.
А теперь понюхайте воду.
Вывод. Вода не имеет запаха, но она может менять запах.
Опыт 5. Отражение в воде
Педагог. Что такое отражение? Где его можно увидеть?
Дети. В зеркале, оконном стекле, окне машины.
Педагог. Вы знаете, что в старину, очень давно, когда не было зеркал и стекол, люди смотрели на себя, наклонившись над ведром или бочкой с водой. Кто знает почему?
Вывод. Предметы отражаются в воде.
Опыт 6. У воды нет вкуса
Педагог. Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль какая? А лимон?
Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать ее соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде, значит, вода не имеет вкуса.
Растворим в воде сахар (лимонный сок), попробуем воду? Какой стала вода?
Вывод. Вода не имеет вкуса, но может менять его.
Опыт 7. Вода прозрачная
Педагог. Ребята, что значит прозрачный? Попробуйте найти вокруг себя прозрачный предмет.
Докажите, что вода, стоящая перед вами в стакане, прозрачная. Не знаете как? Перед вами два стакана: с водой и молоком, пуговицы (камешки, монетки). Молоко какое?
Дети. Белое.
Педагог. Положите в оба стакана камешки. В каком стакане они видны, а в каком нет?
Можно в оба стакана положить трубочки или чайные ложки.
Как вы думаете, почему в стакане с молоком камешек не виден, а в стакане с водой виден?
Значит, вода прозрачная. А когда она бывает мутная?
Вывод. Вода прозрачная, поэтому сквозь нее видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.
Какого цвета вода?
Дети. Бесцветная.
Педагог. Как вы узнали?
Дети. В результате опыта.
Педагог. Я приготовила для вас разноцветные полоски. С их помощью тоже можно определить цвет воды.
Дети берут полоски и прикладывают к стакану с водой. Сравнивают.
Мы можем сказать, что вода красная? Синяя? Желтая? Белая? Почему?
Дети. Цвет воды не совпадает с цветом полосок.
Педагог. Так какого же цвета вода?
Вывод. Вода бесцветна.
Опыт 8. Цветная вода
Педагог. Вода бесцветна, но посмотрите, я вам показываю воду зеленую, фиолетовую. Как я это сделала? Какого цвета вода у вас в стаканчике?
Дети. Прозрачная.
Вывод. Цвет воды зависит от того, какую краску добавили в воду.
Вода легко окрашивается в любой цвет. Скажите, а можно что-либо нарисовать на воде красками? Попробуйте? Не получается? Почему?
Дети. Краски растворяются.
Педагог. Но оказывается, что рисовать на воде можно. Правда, эта водичка чуть-чуть волшебная. Посмотрите, какие красивые картины можно рисовать на воде и переносить рисунок на бумагу. Это древнее искусство называется эбру. Попробуем?
Дети рисуют в технике эбру.
Ребята, сегодня мы узнали о свойствах воды. Чтобы закрепить наши знания, повторим и заполним клип-карту «Свойства воды».
Что запомнилось вам больше всего?
Дети отвечают.
Молодцы, благодарю вас за работу. У вас все получилось.
А подумайте, пожалуйста, что будет с водой, если ее поставить на сильный мороз или в холодильник? Что будет со льдом, если его поставить на плиту?
О том, какая бывает вода, мы поговорим на следующем занятии.
Изучаем физику играя
Что такое неваляшка? Почему так называется кукла, которую мы сегодня будем изготавливать из воздушных шариков (рис. 9)? Почему ее называют ванька-встанька?
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Он совсем не хочет спать,
Положу – встает опять
И стоит, качается.
Как он называется?
(Ванька-встанька.)
Рис. 9
Игрушка-неваляшка появилась в России и радует до сих пор множество поколений детей. Но говорят, что прообразом нашей неваляшки были японские куклы – Дарума, которые появились в VI в. до н. э. Японцы до сих пор верят, что эта деревянная (или из папье-маше) кукла округлой формой без рук и ног наделена силой исполнения желаний и способна приумножить благосостояние. Интересно, что японские неваляшки продаются с незакрашенными зрачками глаз. Почему же? Тот, кому дарилась кукла, загадывал желание и закрашивал один глаз. Когда желание исполнялось, закрашивал другой глаз. Так японская неваляшка постепенно «открывала глаза». Но если желание не исполнялось долго, кукла уничтожалась в Новый год.
Неваляшка в России появилась очень давно, некоторые источники говорят, что более 200 лет назад. Делали кукол из дерева, расписывали красками и называли «кувыркан». Обычно неваляшка передавалась из поколения в поколения, ведь с ней связывали непоколебимость, несгибаемость духа.
В Америке тоже есть неваляшка, которая называется Bob of toy.
Давайте предположим, что игрушку-неваляшку нельзя положить горизонтально потому, что внутри нее находится какой-то тяжелый предмет, который не позволяет ей «спать». Проделаем опыт с яйцом.
Что нужно? Сырое яйцо (можно заменить контейнером от киндер-сюрприза), восковая свеча (можно заменить песком, крупой, песком с тяжелым камнем).
Как делать?
Действуют взрослые. Дети только наблюдают, так как опыт небезопасен.
Возьмем яйцо, сделаем отверстие иглой и извлечем его содержимое. У нас останется пустое яйцо.
Расплавим свечу в микроволновой печи и зальем расплавленный воск в отверстие яйца наполовину. Яйцо нужно установить ровно и подождать, пока воск застынет. Попробуем положить яйцо набок. Не получается? Не хочет спать? Встает? Значит, неваляшка получилась!
Теперь можно сделать зайчика-неваляшку, курочку-неваляшку, котика-неваляшку, раскрасив яйцо красками.
Ответим на вопрос, почему же мы не можем неваляшку положить? Застывший воск внутри яйца служит грузиком, который не дает яйцу принять горизонтальное положение. Экспериментальным путем мы доказали, что неваляшку нельзя положить за счет имеющегося внутри груза.
Фрагмент экспериментально-творческого игрового сеанса «Игрушка неваляшка»
Задачи:
– ознакомить детей с историей происхождения неваляшки;
– учить их самостоятельно выдвигать гипотезы и проводить исследования, делать выводы;
– пополнять словарный запас новыми словами;
– научить делать неваляшку из воздушных шаров;
– развивать познавательные процессы;
– познакомить со стихами и загадками про неваляшку;
– учить проводить самостоятельные исследования.
Оборудование: разные игрушки, закрытые тканью, скорлупки от яиц, клей, пластилин.
Педагог рассказывает детям о том, что они сегодня пойдут в гости к игрушке. Предлагает отгадать к какой. Дети называют игрушки. Но про неваляшку не говорят. Тогда педагог загадывает загадку.
Педагог
Вот упрямая игрушка,
Не уложишь на подушку.
Она совсем не хочет спать,
Положу – встает опять!
Стоит и качается,
Как называется?
Дети отвечают.
Правильно, это неваляшка. Посмотрите, сколько на столе игрушек, но они все закрыты тканью. А вы сможете отгадать, где здесь неваляшка, не поднимая ткани? Как отгадали?
Дети описывают игрушку. Хором повторяют, как зовут эту куклу. Педагог просит показать, как звенит и качается неваляшка.
Педагог берет в руку куклу и здоровается с ребятами. От имени неваляшки рассказывает историю ее появления.
Куклы-кругляшки, красные рубашки! Хотят куклы погулять, приглашают всех ребят.
Проводится музыкальная игра с неваляшкой.
А как вы думаете, почему неваляшки не любят спать? Их нельзя положить.
Дети отвечают.
А может потому, что в внутри неваляшки лежит что-то тяжелое? Проверим?
Проводится опыт с яйцом. Педагог предварительно разбивает яйцо на две части. Желток и белок не нужен. Промывает половинки яиц, сушит, дает детям. Дети капают на дно скорлупы немного клея и приклеивают кусочек пластилина. Осторожно склеивают половинки яйца клеем или скотчем. Проверяют, стоит ли яйцо? Можно ли его положить на бок?
Сделаем неваляшку из воздушных шариков.
Конец ознакомительного фрагмента.
* * *
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 3 (Н. А. Модель, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром -
1Проведен теоретический анализ понятий «творческая инициатива младшего школьника» и «художественно-практическая деятельность». Показано, что творческая инициатива в младшем школьном возрасте имеет свою специфику (ребенок может планировать свои действия, ставить перед собой задачи и последовательно выполнять их, самостоятелен, стремится к самореализации, общителен, имеет творческое отношение к деятельности и познавательную активность, но главное – готов к выдвижению нестандартных идей) и формируется в различных культурных практиках, в том числе и художественно-практической деятельности. Художественно-практическая деятельность младшего школьника раскрывается как совокупность или отдельные самостоятельные творческие проявления ребенка, выполняемые на основе знаний, умений и навыков, приобретенных самостоятельно или на занятиях под руководством педагога. Этот вид деятельности выполняется по собственному замыслу, инициативе, т.е. ребенок способен самостоятельно планировать свои действия, имеет цель и направлен на результат. Обосновано, что средствами формирования творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности являются создание педагогических ситуаций, требующих нестандартного решения (они могут быть связаны с изменением структуры урока, сменой или заменой художественных материалов, выбором места проведения занятия и др.); использование педагогических методов, приемов, техник, активизирующих творческое мышление и воображение (творческий подход к формулировке заданий, методы развития креативного мышления – аналогии, синектика, др.; работа нетрадиционными изобразительными материалами); вариативность видов художественно-практической деятельности (по видам искусства, по принципу интеграции искусств, по типам заданий и др.); опора на личный опыт ребенка. Раскрыты педагогические условия, влияющие на процесс формирования творческой инициативы младшего школьника: вариативность организации занятия; опора на личный опыт, впечатления, полученные младшим школьником в реальной действительности и самостоятельной художественно-практической деятельности; индивидуальный подход к ребенку.
младший школьник
художественно-практическая деятельность
художественная деятельность
творческая инициатива
творчество
инициативность
инициатива
1. Большаков В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 112 с.
2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: монография. – М.: Педагогика, 1972. – 288 с.
3. Зебзеева В.А., Русакова Т.Г. Проектирование образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие для факультетов дошкольного и начального образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2014.
4. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Изд. Питер, 2009. – 368 с.
5. Короткова Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А.Короткова, П.Г. Нежнов. – М.: ПИ РАО, 2003. – 152 с.
6. Крылова Н.Б. Личность в социокультурном измерении: история и современность. – М.: «Индрик», 2007.
7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. – М., 2006.
8. Русакова Т.Г. Искусство как фактор формирования и обогащения духовного опыта личности // Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ. - №2(29), февраль 2014. – www.grani.vspu.ru.
С раннего детства ребенок участвует в различных видах художественной деятельности - с интересом рассматривает иллюстрации к сказкам, воплощает свои замыслы в рисунках, фантазирует. Б. Теплов, исследуя основные виды художественной деятельности (восприятие, исполнительство, импровизацию) указывал на односторонний подход в процессе обучения детей художественному творчеству [по: 6, с.7]. Эта ситуация в последнее время изменилась - деятельность младших школьников довольно часто организуется с учетом взаимодействия разных видов искусства - изобразительного, литературного, музыкального. В результате у ребенка накапливается более обширный опыт восприятия искусства и собственного творчества, в том числе и с использованием механизмов синестезии. В изобразительном творчестве опыт восприятия воплощается в процессе изучения творчества художников, рассматривания и обсуждения их творческих произведений. К первоначальным исполнительским действиям относится опыт накопления практических знаний и умений различных технологических приемов графических и живописных материалов. Опыт импровизации воплощается в процессе создания творческой композиции. Развитие этого вида опыта в онтогенезе обусловлено процессом целенаправленного формирования творческой инициативы.
В связи с этим одной их важнейших задач педагога является оптимальный выбоp педагогических средств, методов, условий формирования творческой инициативы ребенка в сензитивном для изобразительного искусства возрасте - младшем школьном - творческой инициативы в доступной и актуальной художественно-творческой деятельности.
Цель исследования . Целью исследования является теоретическое обоснование проблемы формирования у детей младшего школьного возраста творческой инициативы в процессе художественно-практической деятельности.
Задачи исследования . Задачи исследования заключаются в выделении эффективных педагогических средств и условий формирования творческой инициативы младших школьников в процессе художественно-практической деятельности.
Материал и методы исследования. В исследовании использовались общенаучные методы познания - формально логический, анализ, синтез, сравнение, обобщение; конкретнонаучные методы - наблюдение, анализ документов и объектов образовательного процесса.
Применительно к процессу обучения творчество представляется как форма деятельности. Ребенок, познавая мир, осваивает множество разных видов деятельности, количество и разнообразие которых можно соотнести только с его потребностями и видами его практики. Практика - область социальной деятельности человека, отличная от теоретической деятельности. Практика включает виды деятельности, направленные на решение конкретных жизненных практических задач при помощи реальных действий с материальными предметами [по: 2, с.307]. Н.Б. Крылова особое внимание уделяет культурным практикам ребенка, которые обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность до школы, в- и вне школы . Под «культурными практиками» автор понимает виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта ребенка, складывающегося с первых дней его жизни, и относит всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий.
Одним из видов практической деятельности человека, активно осваиваемых в детском возрасте, является художественная. Художественной называется деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. В исследованиях речь идет о разных аспектах художественной деятельности:
- это деятельность, которая интегрирует познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую деятельности на основе эстетического компонента и обусловлена потребностью обособить эстетическоеотношение от других человеческих отношений и видов деятельности;
- самостоятельноеэстетическое творчество в области различных видов искусства;
- это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, на-правленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённо-сти ребёнка посредством искусства ;
- особый вид человеческой активности, главным содержанием, смыслом которой является создание, хранение, функционирование и передача духовных ценностей, она направлена на «обработку», оформление, облагораживание, одухотворение мира, окружающего человека, и на самого человека .
Художественную деятельность условно можно разделить на теоретическую и практическую. К художественно-теоретической мы относим такие специфические виды деятельности как художественное восприятие и художественное общение. Результатами такого вида деятельности является приращение индивидом личностных смыслов, заложенных в произведении искусства .
Художественно-практическая деятельность - это самостоятельные творческие проявления ребенка, выполняемые на основе знаний, умений и навыков, приобретенных самостоятельно или на занятиях под руководством педагога. Художественно-практическая деятельность выполняется по собственному замыслу, инициативе, т.е. ребенок способен самостоятельно планировать свои действия, имеет цель и, возможно, план действий, и направлена на создание некоего художественного продукта. Художественно-теоретическая деятельность может инициироваться как взрослым, так и самим ребенком. В силу сензитивности ребенка младшего школьного возраста к изобразительному искусству, инициатором художественно-практической деятельности чаще всего выступает сам ребенок.
Инициатива (от франц. initiative, от лат. - initium - начало) - почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, это важнейший показатель развития ребенка. Стремление к новым формам деятельности формирует у ребенка инициативность. Такой ребенок любознателен, он сам организует игры, соответствующие собственному желанию, умеет общаться.
Среди ученых нет единого мнения о том, что следует понимать под словом «инициативность». Е.П. Ильин рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности ; для других психологов инициативность - это прежде всего характеристика личности человека, его поведения и деятельности, обеспечивающая способность действовать по внутреннему побуждению; педагоги под инициативностью понимают качество личности обучающегося, способствующее тому, чтобы усилия были направлены на удовлетворение познавательных интересов и потребностей.
Первые проявления инициативности присутствуют уже в поведении ребенка дошкольного возраста. Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов предложили карту развития, основанную на интегральном представлении об уровне развития дошкольника как активной самоопределяющейся личности . Нормативная часть карты отражает становление инициативности ребенка в разных видах деятельности, психологический фон развития, который отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка-дошкольника, авторы идеи предлагают фиксировать во второй части карты. Для нас интерес в данной карте развития представили четыре сферы инициативы: творческая; целеполагания и волевого усилия; коммуникативная; познавательная. Каждую из этих сфер авторы предлагают оценивать, предлагая ребенку конкретный вид культурной практики - познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность или сюжетную игру. Наблюдение за поведением ребенка позволит оценить его инициативность: инициативный ребенок будет реализовывать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность .
Инициативный младший школьник - это ребенок, который может планировать свои действия, ставить перед собой задачи и последовательно выполнять их, самостоятелен, стремится к самореализации, общителен, проявляет творческое отношение к деятельности.
Творческая инициатива отличается от инициативности направленностью получение нового продукта деятельности. От уровня развития творческой инициативы, включающей произвольность деятельности и поведения, широту ориентировки ребенка в окружающем мире и его общую осведомленность зависит развитие творчества. Для развития творческой инициативы ребенка младшего школьного возраста необходимо создать условия, где одной из ведущих будет художественно-творческая деятельность. Такая деятельность развивает самостоятельность, активность, позволяет закреплять приобретенные на занятиях художественные знания, умения, навыки. Художественно-практическая деятельность вызывает яркие впечатления, повлиявшие на воображение, эмоции ребенка, снимает напряжение, укрепляет веру в свои возможности. По результатам художественно-практической деятельности видно не только что и как ребенок нарисовал, но и как он относится к своей работе, к занятию, готов ли он к самостоятельной творческой деятельности, способен ли критически оценивать свою работу. Обеспечение эмоционального отношения детей к своей художественно-практической деятельности в обучении технике рисунка является одной из трудных, но важных задач. Другая задача заключается в приближении ребенка к реалистическому характеру отражения своих переживаний в рисунках. В процессе художественно-практической деятельности дети работаю красками, экспериментируют с инструментами и материалами, получая новые техники и приемы изображения.
Важным средством развития творческой инициативы младшего школьника являются творческие задания, которые побуждают детей самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новое произведение при использовании прошлого опыта, обнаруживают способности, позволяющие выполнить задание в незнакомой ситуации. Мы предлагаем такие задания, как «Образ из заданных линий» (педагогом на листах бумаги рисуются самые разнообразные варианты линий - от «загогулины», выполненной непрерывной линией, до набора штрихов, которые обучающимся предлагается объединить в законченный образ, используя минимум средств), «Образ из отпечатков ладоней» (дорисовать монохромный или цветной отпечаток, используя средства выразительности графики), «Фантастическое животное» (из пятна, линии, отпечатка, на основе заданного образа или описания его образа жизни, методом агглютинации), «Стилизация цветка, дерева, животного, птицы» (их превращение в дом, транспорт, город, мотив для орнамента, фрагмент декоративной композиции) и т.д. Содержание заданий усложняется в зависимости от возрастных особенностей детей, что поможет им действовать по собственной инициативе.
Эффективным приемом формирования творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности является освоение навыков работы в нетрадиционных техниках. Эти техники предоставляют возможность, достаточно простыми способами, получить красивый, необычный результат. Необычные технические приемы дают больше возможностей для самовыражения. Использование знакомых материалов в новой технике изображения дает возможность ребенку применять их в самостоятельной художественно-практической деятельности. Например: рисование нитками, применение в работе штампов, работа мастихином, мастерком, губкой, типографскими красками; работа с тканью, пластилином, бумагой и др. В данном случае творческую инициативу ребенок может проявить в выборе набора инструментов и материалов и способов деятельности, темы и сюжета композиции, формата листа.
Опыт показывает, что для успешного проявления инициативы и самостоятельности в художественно-практической деятельности необходимо соблюдение ряда педагогических условий, первым из которых является вариативность организации самого занятия: необычное начало занятия использование новых материалов, возможность самостоятельного выбора изобразительных средств, работа в необычных условиях (например, не в классе, а на пришкольном участке, в рекреации школы, в кабинете физики). Второе условие - опора на личный опыт, впечатления, полученные младшим школьником в реальной действительности и самостоятельной (не организованной педагогом) художественно-практической деятельности. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности и инициативы. Индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога, который знает особенности каждого ребенка, учитывает уровень развития изобразительных умений и навыков, это следующее условие для эффективного проявления детьми творческой инициативы и самостоятельности.
Формирование творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности целостно раскрывает личность ребенка и его отношения к окружающему миру.
Рецензенты:
Попова В.И. д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики высшей школы, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Русакова Т.Г., Русакова Т.Г., Солдатенкова О.П., Шустова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18721 (дата обращения: 19.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Презентация: Развитие познавательной инициативы детей раннего возраста в изобразительной деятельности
Развитие детской инициативы одна из актуальных тем на сегодняшний день, а поскольку у детей очень развит интерес познать что-то новое мы решили посмотреть как можно развивать инициативу у детей в раннего возраста в изобразительной деятельности.
Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности - оснащение групп нужным оборудованием и пособиями, удобное их расположение
В уголке творчества мы собрали различные средства художественной деятельности и материалы, в том числе и нетрадиционные:
*широко представлены изобразительные и пластические материалы знакомые детям;
*бумага разного цвета, формата, фактуры;
*аппликативный материал (клей, ножницы, линейки и т. д.);
*трафареты, силуэты;
* дидактический материал, образцы, схемы и т. д.
Первоначальные ростки творчества появляются у детей на занятиях, если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем раннем возрасте выполняет охотно.
С помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности, поэтому целесообразно организовывать работу с детьми с применением нетрадиционных способов.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционная техника играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка.
Для того чтобы завлечь ребенка обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, желание помочь. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изобразительной деятельности и, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Малыши воспринимают занятия изодеятельностью как новый, необычный и интересный опыт.
Маленького ребёнка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее, даже такой карапуз уже способен по-своему оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства.
Так для детей раннего возраста подходит пальцевая живопись.
Терапевтический эффект пальцевой живописи наблюдается не только в момент создания, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.
Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование, пальчиком возможно на песке, манке, пальчиковыми красками одни из первых наших работ были «Цветы на окне», «Листопад».
Рисование ладошкой вызываем не менее яркие эмоции у детей, так с помощью волшебных ладоней были созданы следующие работы «Аквариум», «Золотой петушок», «До свидания лето»
С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов.
Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу изобразительной деятельности и его результатам. Одна из таких работ «Природные явления»
Рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.
Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать
Рисование штампами способствует развитию у детей:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Ватными палочками «Любимая игрушка»
Яблоками «Компот»
Фигурными штампами «Бусы для мамы»
Поролоновыми штампами «Цветок желаний»
Аппликация из песка из цветного песка Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. развивать чувство цвета, творчество, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, «Елочка красавица», «Фрукты»
Накладная аппликация способствует развитию творчества, созданию образа из готовых деталей, развивает эстетическое восприятие, творческие способности, аккуратность «Платье для матрешки», «Божьи коровки» аппликация с элементами конструирования
Мозаика успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы «Весна», «на лужайке»
Обрывная аппликация Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной,»«Утята на прогулке», «Кораблик для Зайчика»
Формируя у детей умение, самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.
Развитие детской инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности.
Воспитатель:
Ильина Елена Евгеньевна
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся
в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Самостоятельность – это способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром; свобода ребенка в поступках и ответственность за них.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни.
Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность – это внутреннее побуждение
к новой деятельности;
способность к самостоятельным активным действиям.
Особого внимания заслуживает такое понятие как «творчество».
Детское творчество - одна из форм самостоятельной
деятельности ребёнка , в процессе
которой он отступает от привычных
и знакомых ему способов
проявления окружающего мира,
экспериментирует и создает нечто новое
для себя и других.
Факторы, влияющие на развитие детской самостоятельности и инициативности.
предметно-развивающая среда
Игровая деятельность.
Труд.
Взаимодействие с социальным окружением
Взаимодействие со сверстниками
Воспитательно-образовательный процесс
Воспитание в семье
Социально-коммуникативное развитие
развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
Познавательное
развитие
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения, творческой активности;
Речевое развитие
владение речью как средством общения и культуры развитие речевого творчества;
Художественно-эстетическое развитие
реализация самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
Физическое развитие
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных возрастных группах.
Ранний возраст
Дошкольный возраст 3-4 года
Дошкольный возраст
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность
Познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст
Расширение сфер компетентности в различных областях практической деятельности, информационная познавательная деятельность.
Внеситуативно - личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива
Построение взаимодействия педагога с детьми
Педагог не является:
Педагог является:
- Проводником;
- «Архитектором»;
- Создателем пространства для свободного творчества детей
- Диктатором;
- Всезнающим «источником информации»;
- Руководителем
Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется во всех видах детской деятельности.
- игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
- игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
- игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
- игровая;
- коммуникативная,
- познавательно-исследовательская,
- продуктивная,
- музыкальная,
- двигательная,
- элементарная трудовая;
- непосредственно-организованная;
- режимные моменты
Эффективные формы работы и виды деятельности, способствующие развитию детской инициативы и самостоятельности.
- проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
- проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
- проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
- проектная деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность,
- игровая деятельность,
- продуктивная деятельность,
- кружковая работа
Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.
Игра, способствует развитию активности, инициативы и самостоятельности.
Сюжетно-ролевая игра
«Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, навязывать им те или иные игры…»
А.С. Макаренко
Дидактическая игра
В процессе дидактических игр у детей формируется самостоятельность принятия решений.
ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).
Ребенок учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Педагог постоянно создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребёнка в познавательной деятельности; ставит перед детьми все более сложные задачи, нацеливает на поиск новых творческих решений, тем самым развивая самостоятельность и творческую активность.
Проектная деятельность
Проектная деятельность позволяет не только
поддерживать
детскую инициативу и самостоятельность,
но и оформить её в виде культурно-значимого продукта.
Кружковая работа
Свободный выбор ребенком вида деятельности раскрывает социально значимые качества личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность.
Приемы:
- ситуация успеха
- установки
- предвосхищающая положительная оценка
- проблемное обучение (проблемная ситуация)
- эксперимент (исследование)
- моделирование
- игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели
- «Мастер- классы» формируют у детей способности самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми.
Этапы развития самостоятельности
и инициативности
1 этап: формирование умений
2 этап: применение умений
3 этап: творческое применение умений в новой ситуации
«При воспитании самостоятельности часто забывают об ответственности, а ведь это чувство необходимо формировать с самого раннего возраста! Необходимо с самых ранних лет объяснять малышу, что, если он взялся за какое-то дело, обязательно должен довести его до конца! Этот принцип должен лечь в основу воспитания».
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».
Ш.А. Амонашвили
1. Восточный административный округ, ГБОУ гимназия № 1476.
Темы выступлений:
- «Развитие и поддержка детской инициативы в разных видах деятельности, взаимодействие дошкольной организации с семьей» – презентация старшего воспитателя Харитоновой Н.В.
- «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в разных культурных практиках»:
- «Мультфильм для малышей» – воспитатель Молчанова А.А.;
- «Виды минералов (камни)» – воспитатель Горохова Е.А.;
- «Волшебный сундучок» – воспитатель Розанова А.А.
3. «Совместная партнерская деятельность взрослого и ребёнка. Проект "Волшебница вода"» – презентация воспитателя Плужниковой О.Б.
https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwVGprWWJOTmJxYW8
2. Восточный административный округ, ГБОУ СОШ № 1852.
Темы выступлений:
- Презентация старшего воспитателя Спесивцевой Н.Н. «Развитие детской инициативы через расширение развивающего пространства для свободной деятельности детей».
- Презентация опыта работы воспитателя ГБОУ СОШ № 1852, дошкольное отделение, Котелевец Л.В. «Поддержка детской инициативы в речевом общении посредством использования технологии ТРИЗ».
- Презентация опыта работы воспитателя ГБОУ СОШ № 1852, дошкольное отделение, Тонконоговой Н.В. «Создание предметно-развивающей среды как условие поддержки детской инициативы».
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwTlQ1VXAxdVhhZDg
3. Восточный административный округ, ГБОУ «Школа с углублённым изучением английского языка № 1352»
Темы выступлений:
- «Образовательная деятельность с детьми 3–4 лет «Как мы помогали Мишке» – воспитатель Угольникова Светлана Дмитриевна.
2. «Образовательная деятельность с детьми 4–5 лет «Письмо от учёного Филина» – воспитатель Крисанова Галина Васильевна.
3. «Образовательная деятельность с детьми 5–6 лет «Путешествие в Цифроград» – воспитатель Кутловская Татьяна Петровна.
4. «Образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Чудеса из ларца» – воспитатель Беляева Татьяна Николаевна.
5. ФГОС ДО. Развитие детской инициативы в разных видах деятельности. Презентация методиста Криворучко Татьяны Владимировны.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwQ3kwVnlvVzc4N00
4. Восточный административный округ, ГБОУ Гимназия № 1512.
Темы выступлений:
- «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» – презентация старшего воспитателя А.А. Лыковой.
- «Приёмы и способы поддержки детской инициативы» – педагог-психолог Е.В. Ковальчук.
- «Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Кот и лиса» – воспитатель Л.Н. Павлухина, музыкальный руководитель Г.В. Нестерова.
- «Формы поддержки детской инициативы в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей». Практический опыт работы педагогов: музыкального руководителя О.В. Колябиной, учителя-логопеда В.А. Муравьевой, воспитателя Т.В. Толстых.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwczVycUtEcThFYWM
5. Западный административный округ, ГБОУ Гимназия № 1596.
Темы выступлений:
- «Открытое мероприятие (в рамках проектной деятельности) по ОБЖ «Письмо из Простоквашино» – воспитатели старшей группы Ершова Елена Владимировна, Фёдорова Виктория Андреевна.
- «Доминантное занятие по детскому творчеству «Играем в сказку» (по мотивам музыкального цикла С.М. Майкапара «Бирюльки»)» – музыкальный руководитель высшей категории Шамиданова Лидия Вениаминовна, воспитатель подготовительной группы Михеева Любовь Николаевна.
- Презентация «ФГОС. Развитие детской инициативы. Работа с детьми старшего дошкольного возраста по созданию сказки» – старший воспитатель ГБОУ Гимназия № 1596, СПДО № 1755 Котова Светлана Алексеевна, воспитатель подготовительной группы Полуэктова Валентина Николаевна.
- Презентация «ФГОС. Развитие творчества как высшая форма развития инициативности» – старший воспитатель ГБОУ Гимназия № 1596, СПДО № 1755 Котова Светлана Алексеевна, музыкальный руководитель Шамиданова Лидия Вениаминовна.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwUHd4b1lzdEpzM0k
6. Западный административный округ, ГБОУ Школа № 37.
Темы выступлений:
- «Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольника в процессе образовательной деятельности: обучение началам грамоты через организацию детского театра» – воспитатель Оноприенко Екатерина Элитовна.
- «Предметно-пространственная среда как средство развития детской инициативы и самостоятельности у детей с ОВЗ» – педагог-психолог ГБОУ Школа № 1329 Ковалева Светлана Юрьевна, учитель-логопед ГБОУ Школа № 1329 Назари Галина Рафаиловна.
- «Развитие детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности» – воспитатели Черминская Марина Анатольевна, Тиханская Екатерина Олеговна.
- «Современные формы взаимодействия с семьей по развитию детской инициативы» – педагог-психолог ГБОУ СОШ № 13
07
Лунина Надежда Александровна.
- «Развитие творческой инициативы в различных культурных практиках» – воспитатели Дегтярева Елена Викторовна, Заварзина Ирина Александровна.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwdEJvMjZvcVpEV1k
7. Зеленоградский административный округ, ГБОУ Гимназия № 1528.
Темы выступлений:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» – старший методист Балаева Нина Михайловна, старший воспитатель Аветисян Кристина Грачиковна, педагог-психолог Голубкова Галина Гурьевна. Текст и презентация.
8. Северный административный округ, ГБОУ ЦО № 1296.
Темы выступлений:
- «Развитие детской инициативы в игровой деятельности с детьми второй группы раннего возраста "Разноцветная сказка"» – воспитатели ГБОУ ЦО №1296 (ДО № 1). Медведева Татьяна Николаевна, Сяткина Галина Анатольевна.
- «Развитие детской инициативы в изобразительной деятельности: использование возможностей графических материалов в ИЗО» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Гижицкая Ирина Алимовна.
- «Развитие детской инициативы в коммуникативной деятельности: "Путешествие по континентам" (комбинированная подготовительная к школе группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Головина Елена Эдуардовна.
- «Развитие детской инициативы в познавательно-исследовательской деятельности "Чудеса про четыре колеса" (старшая группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Фадиури Лариса Владимировна, методист ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Серебрякова Татьяна Анатольевна, воспитатель Романова Ольга Юрьевна.
- «Развитие детской инициативы в коммуникативной деятельности: развитие речи детей с использованием речевых упражнений (комбинированная старшая группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Блинова Татьяна Михайловна.
- «Развитие детской инициативы в двигательной деятельности: "Такие разные мячи" (подготовительная к школе группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО №1296 (ДО № 1) Кудинова Елена Валентиновна.
- «Развитие детской инициативы в конструктивной деятельности: "Маленькие строители" (младшая группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 3) Бакотина Татьяна Сергеевна.
- «Детская инициатива по изобразительной деятельности: развитие детской инициативы при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» – воспитатель ГБОУ Школа № 183 (ДО № 4) Хренова Ольга Анатольевна.
С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке