Ученые доказали , что р азвитие речи ребёнка тес но связано с развитием « мелкой моторики».
Что такое мелк ая моторик а?
Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Примеры действий мелкой моторики — это застёгивание пуговиц, обраще ние с мелкими предметами, письмо, рисование ит.д. Ученые утверждают, что развитие у ребенка мелкой моторики способствует развитию речи, а также готовит руку к письму.
Как развивать мелк ую моторик у?
Мелкую моторику можно развивать с помощью следующих действий:
Игр с мелкими деталями (мозаика, конструкторы, пазлы)
Массажа кистей и пальцев
Лепки
Шнуровок
Какова роль шнуровок в развитии мелкой моторики?
Игры-шнуровки — это один из эффективных способов развития мелкой моторики у детей. В основе игр со шнуровками лежат идеи знаменитого педагога Марии Монтессори.
Завязывание шнурков — это задача, которую ребенку удается решить не сразу. Ведь для этого требуется внимание, сосредоточение, умение выполнить тонкие и точные движения руками и четкое понимание того, каким должен быть результат.
Игры-шнуровки придуманы для того, чтобы помочь ребенку развивать мелкую моторику, а это влияет на развитие головного мозга и речи.
Какие бывают игры-шнуровки?
Игра-шнуровка — это, как правило, красивый предмет (ботинок, пуговица, яблоко, сыр и т.д.) или набор предметов с отверстиями, сквозь которые нужн о продеть нитку. Например, шнуровка , , , и другие.
Какую пользу приносят игры-шнуровки?
Игры- шнуровки приносят огромную пользу в деле развития ребенка! Они :
развивают мелкую моторику пальцев и рук
развивают координацию движений, ловкость и глазомер
развивают усидчивость
улучшают память
формируют навыки шнуровки
способствуют развитию речи
готовят руку к письму
способствуют развитию творческих способностей .
Для какого возраста предназначены игры-шнуровки?
Специалисты считают, что использовать игры- шнуровки лучше всего для детей от 1,5 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для развития мелкой моторики.
Как организовать игру со шнуровками?
Только не думайте, дорогие взрослые, что можно дать ребенку шнуровку и заняться своим и делами. Вначале и вам придется потрудиться. Ведь на первых порах малышу будет трудно, поэтому ваша помощь просто необходима!
Объясните ребенку цель игры — продеть нитку в дырочку . Если у малыша ничего не выйдет, сначала сами покажите, как это делается. Если вы сумеете заинтересовать ребенка, он непременно захочет повторить это сам! Обязательно похвалите малыша за первые, даже небольшие, достижения — и тогда у него будет стимул развиваться дальше и достигать новых вершин!
Если не все сразу получится — не расстраивайтесь сами и постарайтесь приободрить малыша. Убедите его попробовать еще раз. Первые неудачи даже к лучшему — ведь они научат ребенка преодолевать трудности, а не отступать перед ними. И тогда результат обязательно будет!
Какие шнуровки в каком возрасте использовать?
В возрасте от 1,5 лет можно использовать шнуровки « » , « » , « » , « » , « » .
Для детей постарше (от 3 лет) подойдут шнуровки « » , « » , « и др.
С помощью этих шнурово к ребенок научится группировать предметы по цвету и форме, познакомится с цифрами и геометрическими фигурами .Такие игры помогут не только развить мелкую моторику, но и подготови ть ребенка к школе!
Какова цель раннего развития?
Ученые пришли к выводу, что цель раннего развития — не получить вундеркинда, чи тающего в 2 года, а развить мозг ребенка и его способности к познанию мира . И тогда он будет готов к восприятию и усвоению любых знаний. А для развития мозга очень важно развивать руки и мелкую моторику.
Поэтому не думайте, что игры для развития мелкой моторики — это что-то несерьезное и ненужное , и налегать нужно главным образом на английский и математику! Это большое заблуждение.
«Не думайте о шнуровках свысока!»:) Иногда самые простые вещи способны творить удивительные чудеса.
Почему игрушка шнуровка полезна?
Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей от 8 месяцев. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка. В психологии хорошо известно исследование М.В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики: чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.
Идею развивающей игры - шнуровки много лет назад придумала и воплотила в жизнь Монтессори Мария, автор популярной развивающей методики, названной в честь ее имени методикой Монтессори. С тех пор занимательные игры шнуровки пользуется популярностью среди взрослых и детей во всем мире. Многих родителей шнуровки привлекают еще и потому, что их можно сделать самостоятельно, используя подручные материалы и инструменты.
Назначение игр-шнуровок:
1. Развитие мелкой моторики.
2. Формирование навыков шнурования различных предметов.
3. Развитие памяти, внимания, мышления.
Задачи:
1. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
2. Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.
3. Формировать волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).
Помимо этого игры – шнуровки развивают координацию движения ручек, усидчивость, терпение и аккуратность. При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, изучать с ребенком цвета, формы, развивать логику, знакомить с новыми понятиями.
Как играть с игрушкой шнуровкой?
В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки - просто стежки, стежки крест-накрест. Научите кроху накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом пришнуровать), завязывать бантики. Помните, что вторая часть - работы - отшнуровать детали - не менее, если не более сложна, чем первая.
Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое место. Ребенок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться ориентироваться на плоскости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна
Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное поло...
Коллективная игра - зачем она нужна?
Коллективная игра – зачем она нужна? В современной России все больше семей возвращаются к традиции семейного дошкольного содержания. Кто-то идет н...
Консультация для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна???"
В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю работе с родителями,как показывает практика успешность и качество коррекционного процесса во многом зависит от тесного...
Сегодня ассортимент игрушек, которые продаются в магазинах, настолько широк, что на выбор игрушки можно потратить не один час. Некоторые родители при покупке игрушек руководствуются принципом «Чем дороже – тем лучше». Однако это не совсем корректно. Можно купить игрушку, которая будет стоить не дорого, а пользы для развития малыша будет значительно больше, чем от огромного плюшевого мишки.
Ярким примером здесь могут послужить игры-шнуровки. Шнуровки изготавливают из разных материалов: из дерева, оргалита, из мягких материалов и бывают совершенно разных форм: пуговицы, грибы, груши, яблоки, в форме кедов и букетов.
О пользе шнуровок
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном. Т.е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это - интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Поэтому, если в вашей коллекции игрушек еще нет шнуровки, то настоятельно рекомендуем ее приобрести! Игра-шнуровка поможет развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.
Примеры игр со шнуровками
Пуговицы идеально подойдут детям от года. Если вы думаете, что эта игра не может заинтересовать ребенка, поскольку не является яркой, то сильно ошибаетесь. Здесь важную роль играет тот факт, что дети просто обожают чувствовать себя взрослыми. А ничто так не делает ребенка взрослым, как "настоящая" взрослая вещь и "взрослое" занятие.
Поэтому предложите ребенку заняться хозяйством и "пришить" пуговицу. А чтобы маленькие неловкие пальцы справились с этим мудреным делом, то пуговица будет большой, иголка - деревянной, а вместо нитки малыш проденет в ушко один из трех ярких шнурков.
Игрушка состоит из пуговицы с четырьмя дырками, деревянной "иголки" и "нитки" - шнурка. Покажите малышу швейные движения - иголка ныряет в дырочку и выныривает обратно, причем сразу обратите его внимание, что выныривать она должна не произвольно, не через край пуговицы, а в соседнюю дырочку или дырочку наискосок.
Для детей постарше (3-4 года) существуют сюжетные шнуровки. Ребенку предлагается "незаконченная" картинка (изображение вазы с букетом, домика, ежика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали. Давайте рассмотрим на примере шнуровки «Теремок».
По имеющейся картинке вы с малышом построите удивительно красивый разноцветный домик - настоящий терем: с крышей, на коньке которой сидит петушок (его еще нужно собрать из трех деталей), с расписными наличниками, бревнами, слуховым окошком. В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки - просто стежки, стежки крест-накрест. Научите малыша накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом пришнуровать), завязывать бантики. Помните, что вторая часть - работы - отшнуровать детали - не менее, если не более сложна, чем первая.
Игра учит внимательности и аккуратности - у каждой детали есть свое место, в процессе ребенок обретет навыки конструирования, составления орнаментов, начнет с большей легкостью ориентироваться на плоскости.
К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно "собрать" игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Однако предложите ребенку попробовать свои варианты шнуровки. Это положительно отразится на творческих способностях вашего малыша.
Светлана Челекова
специально для
В последнее время психологи большое значение придают развитию тактильных ощущений ребенка. Именно поэтому практически каждая игрушка для малыша обладает мощным развивающим потенциалом в области мелкой моторики. Если обычные кубики и погремушки стали классикой, то вот что делать с такими игрушками, как шнуровка, знают немногие. Давайте рассмотрим варианты игр с ними.
Что такое игра-шнуровка и как ее выбрать
Представляют собой веревочку с твердым наконечником, которая продевается в различные отверстия. Смысловую нагрузку такие игрушки могут нести самую разную. Это могут быть фигурки, которые при помощи шнурка нужно просто украсить. Иногда нужно прошнуровать мелкие детали, присоединив их к более крупному по смыслу элементу. Очень интересны для ребятишек различные бусы. Поклонники методики развития Марии Монтессори знают, что для самых маленьких очень удачным вариантом будут шнуровки в виде пуговицы с большими дырочками, яблочка со шнурочком-червячком или сыра
Нельзя сказать однозначно, что один игровой набор лучше другого, но есть несколько замечаний, которые все-таки помогут вам определиться с выбором качественной игрушки.
- Не приобретайте шнуровки из легко портящегося материала, например, картона, ведь во время игр они могут просто порваться.
- Обращайте внимание на деревянные игрушки-шнуровки: они и прослужат долго, да и природный материал положительно влияет на развитие тактильного восприятия крохи.
- Большое значение имеет размер деталей: он должен постепенно уменьшаться по мере взросления ребенка.
- Лучше покупать несколько разнообразных , чтобы у малыша была возможность выбора.
Как играть
Купив игрушку ребенку, сначала научите его ее расшнуровывать. Это делать очень просто, а польза от такого занятия огромна. Удерживая тонкую веревочку, снимая со шнурка детальки, кроха будет тренировать навык щипкового захвата предметов пальцами. Немного позже покажите ребенку приемы нанизывания элементов шнуровки или продевания веревки в дырочки.
А теперь мы подскажем, как сделать игры со шнуровкой максимально полезными для развития.
Игра «Найди все детали»
Берем ведерко, насыпаем чистый песок или муку (крупу) и туда же высыпаем все мелкие детали шнуровки в виде бус. Задача ребенка – найти все элементы и нанизать их на шнурок.
Такая игра способствует развитию тактильного восприятия у детей, помогает сформировать память, наблюдательность и логику.
Игра «Шнуруем вместе»
Для этого развлечения подойдет любая шнуровка. Объясните ребенку правила: нужно сделать определенное количество стежков (или нанизать столько-то бусинок), а потом передать шнуровку вам. Вы также делаете именно оговоренное количество стежков и снова передаете шнуровку малышу. Проигрывает тот, кто забыл вовремя передать шнуровку или ошибся в счете стежков (бусинок).
Игру можно и нужно усложнять, чтобы она всегда была немного на вырост:
- шнуруйте только определенные бусинки;
- шнуруйте только определенными узорами (например, крестиками);
- шнуруйте, всегда увеличивая количество бусинок на одну;
- шнуруйте, уменьшая каждый раз количество бусинок на одну;
- шнуруйте любое количество бусинок, отличное от того, которое нанизал ваш соперник.
Как научить ребенка шнуровать
Научиться шнуровать – довольно сложное задание для крохи. В первое время контролируйте действия малыша, переворачивайте шнуровку так, чтобы каждый раз конец веревочки был обращен к ребенку. Чтобы с обратной стороны картинки легко было найти нужную дырочку, можно предварительно перед поворотом шнуровки закрыть отверстие пальцем, тогда с обратной стороны ее легко будет отыскать. Чуть позже предложите крохе попробовать, не переворачивая картинку, закрыть дырочку пальцем и нащупать ее шнурком с обратной стороны. Постепенно все эти хитрости перестанут быть нужными, и малыш будет шнуровать так, как будто только этим и занимался всю жизнь.
Шнуровки и бусы – игрушки для девочек?
Да, конечно девочки с гораздо большим интересом относятся к собиранию бус, да и вообще к занятиям, требующим усидчивости. Значит ли это, что мальчику покупать шнуровки не стоит? Как раз наоборот, если вам удастся заинтересовать активного и подвижного мальчугана спокойным кропотливым занятием, вы окажете ему огромную услугу на будущее. В школе его никто не спросит, мальчик он или девочка, а потребуют отсидеть урок, не отвлекаясь, сосредоточенно выписывая палочки и крючочки. Для сорванца и его нетренированных пальчиков такая неожиданная нагрузка может стать непосильным стрессом, вплоть до отказа посещать школу. Поэтому шнуровки и еще раз шнуровки!
Надеемся, теперь вы точно знаете, как играть со шнуровками. Уверены, ваш кроха оценит такую игрушку и будет экспериментировать с ней долгое время, придумывать новые сюжеты. Проявив фантазию, вы сможете сделать игры-шнуровки своими руками, чем несказанно порадуете малыша.
Ольга Михайлова
В раннем дошкольном возрасте выполнение простых упражнений – залог полноценного развития ребенка . Ряд исследований показывает, что у большинства детей наблюдается моторное отставание. Исследователи связывают это с совершенствованием научно-технического процесса, все большей механизацией человеческого труда. В наше время большинство операций за нас выполняют машины, что не может не отразиться на нашей жизни.
Тренировка тонких движений пальцев очень важна . Она окажет стимулирующее воздействие на общее развитие ребенка , будет способствовать исправлению и предотвращению нарушений в развитии речи ребенка .
Игры шнуровки направлены на утончение движений пальцев рук . Пальцы и кисти приобретают гибкость, подвижность , исчезает скованность движений . Также во время игры развивается глазомер , внимание, усидчивость.
Ребенку 1 ,5-2 лет нужно заниматься вместе со взрослым. Взрослый направляет шнурок в нужное отверстие – малыш вытаскивает.
Самостоятельно справиться с задачей получится у ребенка старше 2 лет . На шнурке обязательно надо сделать узелок или одеть ограничитель, чтобы шнурок не выскакивал через отверстие. Во время игры формируются и закрепляются понятия – вверх, вниз, вправо, влево, наискосок. Не следует торопить ребенка – для него попадать шнурком в дырочку задача не из простых.
В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок в детском саду используем самодельные образцы.
Мы вам предлагаем вариант шнуровки,
подходящей для игр. Сами подумайте, на что похожи шнурки? Ну, конечно же,на червячков. Наши шнурки-червячки будут проделывать дырочки
в самой подходящей для них еде : в листиках и яблочках. Плюс яркий длинный шнурок, и ваша развивающая игра готова !
Лучше для начала обыграйте волшебное появление шнурка-червячка. Спойте малышу небольшой стишок :
Раз, два, три, четыре, пять. Червячок пошел гулятьпо деревьям, по кусточкам,по травинкам, по листочкам.
Ваш шнурочек-червячок может поиграть с малышом в ку-ку, пощекотать ладошку. А потом червячок нашел один листочек, поел его; «ням-ням!» И выглянул с другой стороны листа : «ку-ку!» Эти два любимых восклицания не оставят вашего малыша равнодушным. Дальше вы предлагаете ребенку самому покормить червячка и посмотреть, как он выглянет с другой стороны. Попутно вы просите малыша самому и озвучивать действия червячка. Таким образом, вы будете стимулировать развитие речи ребенка , навыков мелкой моторики. А сколько удовольствия получит ваш малыш, да и вы сами, видя его радость и осознавая, что причина этому - именно ваши усилия!
Вы можете самостоятельно изготовить игру –шнуровку. Изготовить ее не сложно, и еще плюс Вы адаптируете ее под интересы Вашего ребенка . Понадобится цветной картон, скотч и дырокол. Вырежьте две одинаковых половинки, заламинируйте скотчем и проделайте по краям отверстие дыроколом. Кроме цветного картона Вы можете использовать толстые, гигроскопичные, хозяйственные салфетки, фетр, флексику, пористую резину.