г. Ульяновск
музыкальный руководитель: Стешина Т.Г.
Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС
« Стандарт дошкольного образования –
это стандарт поддержки разнообразия детства,
стандарт развития личности ребенка.
Стандарт дошкольного образования ставит цель,
чтобы дети остались почемучками».
А. Г. Асмолов
Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира.
ФГОС о познании природы детьми
Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. Если нам удастся, наконец, вырастить новое поколение, представители которого не будут мусорить во время своих выездов на природу, то задачу экологического воспитания уже можно считать успешно выполненной. Земля - наш общий дом, и мы должны бережно относиться к ее природным богатствам. Это осознанное отношение должно опираться на систему грамотно поданных знаний об окружающем мире – с одной стороны. С другой стороны – на нравственные идеалы «человека разумного, живущего в гармонии с природой, ценящего ее красоту – в их противопоставлении с потребительским и варварским отношением.
Технологии формирования экологически правильного отношения к природе
Формирование экологического отношения начинается с накопления опыта в эмоционально-перцептивной сфере через непосредственный контакт с естественной природой («вчувствование»);
метод экологической идентификации - отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени;
игровой экологический тренинг, направленный на развитие сенсомоторной культуры детей и формирование социальных качеств, являющихся базисными характеристиками экологичной личности («Человечек из коры», «Мир кролика и мир муравья», «Экологическая этика», «Сороконожка», «Подарок на день рождения» и др.);
метод экологической эмпатии - сопереживание и сочувствие природным объектам;
чтение стихов, слушание музыки, пение песен
Диалог с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» («один на один» с природой) или «открытые» (устные обращения), вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца).
Экологические упражнения - постоянно, систематически совершаемые действия, направленные на совершенствование умений и навыков общения с природой.
Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.
Совместить в работе познавательную и поучительную стороны экологического воспитания можно через праздники и развлечения экологического содержания. О рганизация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как они способны вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Праздники и развлечения выступают одним из эффективных средств формирования системы знаний ребенка-дошкольника о природе и воспитания осознанного отношения к ней. Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания. П оэтому праздники и досуги след ует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой - либо содержательный блок. В сцен ариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному осмыслению детьми нравственного отношения к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью. В таких праздниках важно не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта при решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.
Тематика и содержание экологических праздников и досугов для детей дошкольного возраста .
Под тематикой понимается жизненный материал, отобранный, обобщенный и осмысленный с идейной позиции, характерная особенность жизни, взятая для изображения.
В основе каждого праздника, развлечения экологического содержания лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, - привить детям любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.
При определении тематики и содержания праздников и досуга следует также учитывать сезон года, государственные праздничные даты, климатические условия и национальные традиции местного населения. Праздник может быть разного вида: - экологическо-спортивный, посвящённый временам года, театрализованный, игровой и т.д. К определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески.
Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвящённые воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера. На доступном для детей уровне рассматриваются проблемы загрязнения рек, опасность городского мусора, загрязнения воды, воздуха, почв, проблемы экологии животных и растений и др. Это позволяет воспитывать гражданскую ответственность ребенка за то, что происходит рядом, в непосредственном его окружении.
Примерами проводимых в детском саду праздников и развлечений могут быть: День Земли (22 апреля), День птиц (18 марта), экологический КВН «Хороша ты зимушка – зима», праздник «Осень золотая», «Весенний праздник птиц», «Животный мир нашей Родины», «Витаминное шоу», «Праздник русской березы», спортивно-экологический досуг «Загадки-осеннего леса», конкурс «Экологические сказки», КВН «Времена года», экологические викторины « Растительный и животный мир средней полосы России», «Знатоки природы». «Экология и я – ульяновская семья», цель которого воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым, определять запахи, соотносить их с тактильными и зрительными ощущениями, продолжать учить взаимодействовать в команде через совместную игру детей и родителей. Экологический праздник «Синичкин день» (12 ноября ) Цель: Формирование у воспитанников ценностного представления о зимующих птицах родного края. Задачи: расширить представления детей о всероссийских праздниках, вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
Экологические праздники могут быть оригинальными, которые трудно отнести к какой – либо категории. Например, «Сценарий праздника волшебной каши», «День луковой слезинки», «Как волшебные звуки музыки излечили сердце природы», экологический досуг «Джунгли зовут, там друзья живут», экологический театр «Мы – дети твои, Земля», музыкальный спектакль «Как Русалочка море спасала», экологическое развлечение «Как звери Муравьишку лечили», «Как гулять мы в лес ходили», «Вода - это чудо природы», «Скорая экологическая помощь», «Взрослые и дети, мы за природу в ответе», «Весеннее ателье мод», «Вкусное молоко», «Троица – день рождения земли, воды и леса».
Одним из наиболее значимых является праздник, посвящённый Дню Земли. Он создаёт масштаб видения планеты, её значение для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как её важной части. Сценарии праздников могут быть различны, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, а также национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника является совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен, что символизирует любовь к Земле всех людей.
Важной в этом празднике является неделя подготовки к нему: дети каждый день расширяют свое представление о Доме, в котором живут. Самое первое понятие о доме - это помещение, где проходит жизнь детей (групповая комната и квартира), оно должно быть чистым, уютным, красивым и теплым, с хорошей освещенностью и свежим воздухом. В нем удобно заниматься любимыми делами. Дети вместе с воспитателем осматривают помещение группы, наводят порядок, обсуждают, что можно изменить, чтобы стало еще лучше - в хорошем доме дети и взрослые хорошо себя чувствуют, не болеют. На следующий день дети осматривают участок, убирают мусор, планируют посадки цветов: двор возле подъезда дома и участок детского сада - это тоже их дом, они гуляют, играют в нем в свободное время, он тоже должен быть приятным. В последующие дни воспитатель ведет с детьми разговоры о том, что домом для каждого человека является улица, родной поселок или город, лес, парк, в котором часто гуляет. Свой дом надо любить, быть в нем добрым, заботливым хозяином. Ко Дню Земли воспитатели с дошкольниками могут вырастить цветочную рассаду, чтобы посадить ее не только на территории учреждения, но и возле подъездов домов, в которых живут дети, во дворах. Общий девиз - «Украсим Землю цветами, чтобы она была нарядной и красивой, чтобы радовала всех людей». Мало очистить газоны - нужно, чтобы они пестрели цветами.
Таким образом, все мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотизма, расширяют понятие любви к природе, к планете. Это кульминация всей методической системы экологического воспитания дошкольников.
Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках, колядках и т.д., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.
Интересны праздники, посвящённые писателям и поэтам , произведения которых дети хорошо знают. Например, в подготовительной группе можно организовать праздник, посвящённый А.С. Пушкину. Чтение отрывков из произведений, посвящённых природе, может сочетаться с театрализованными постановками сказок поэта (или отдельных их фрагментов). В сценарий можно включить стихотворения «Зимний вечер», «Осень», отрывки из «Евгения Онегина»: «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало…», «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…», «В тот год осенняя погода…», а также из поэмы «Цыганы» «За весной, красой природы…» и других произведений. Поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарии «Зимушка-зима» включаются стихи разных поэтов (А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина) – дети узнают, что красота зимы у многих вызывает сильные чувства.
В старшей группе праздники могут быть построены на произведениях С.Я. Маршака, А.Л. Барто, К.И. Чуковский, у которых немало стихов о животных, написанных с любовью к ним. Широкое распространение в практике экологического образования в настоящее время получили викторины и кроссворды. Эти способы работы используются в старшем дошкольном возрасте и направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям. Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, упрочивает интерес к природе, пробуждает любознательность и, следовательно, эти способы работы также полезно использовать.
Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы – их организует воспитатель на самые разные темы . Досуги один из видов культурной деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Досуги должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить экологические досуги: маленькие сюрпризы, прибаутки, потешки, загадки и импровизационные сценки по литературным произведениям.
Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и окружающей их природе. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить природные ресурсы, а также умение ими пользоваться.
В этом году в нашем ДОУ прошло осеннее развлечение «Мой город осенью», целью которого являлось вызвать эмоциональный отклик, способствовать установлению гармонии с природой, воспитывать любовь к своей «малой Родине», родному городу Ульяновску. На этом празднике решались задачи воспитания бережного отношения ко всему живому в родном городе, сохранению чистоты и красоты на улицах, парках, природных объектах Ульяновска, развития способности и желания отображать впечатление от общения с природой в театрализованной деятельности. Повышению интереса к данному мероприятию и его эффективности способствовало использование ИКТ (видеоролики, презентация с видами города Ульяновска).
Методика организации и проведения развлекательных мероприятий экологического содержания в ДОУ.
Экологические праздники значимы для всестороннего развития и воспитания детей. Во время праздника дети принимают заинтересованное участие в разнообразной деятельности: подвижных играх, танцах и т.д. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, влияют на развитие вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи экологического воспитания, оказывают влияние на формирование детской личности.
Проведение экологических праздников, развлечений и тематических программ имеют большие воспитательные возможности. Дети с удовольствием готовятся к их проведению, заучивают стихи, загадки и слова сценок с участием знакомых героев сказок, репетируют, по много раз повторяя правила поведения в природе. Это способствует их лучшему запоминанию, и дети охотно демонстрируют полученные знания друг перед другом и перед взрослыми. В ходе праздников экологической направленности дети получают положительные эмоции, одновременно у них формируются элементарные экологические представления о природе, понимание важности охраны окружающей природы; гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, а также осознание выполнения определенных норм поведения. В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание в ходе праздников и досугов, является деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждении, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том или ином случае.
В экологический досуг включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д. Его содержание должно быть разнообразным, интересным, создавать возможность активного участия всех детей, доставлять радость и удовольствие не только детям - участникам праздника, но и зрителям, детям и взрослым приглашенным на праздник гостями. Разнообразие досугов, развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями. Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в содержание праздника «сюрпризного момента» неожиданное появление сказочных (и не только) героев. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, танцах, оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти. В заключении подводятся итоги праздника.
Готовясь к проведению развлечения с детьми (викторины, вечера загадок, решение кроссвордов), необходимо продумать организацию детей, оформление групповой комнаты (или зала), дидактический материал, способы активизации и поощрения детей. Интерес детей к выполнению заданий и переживание интеллектуальных эмоций обеспечиваются неожиданными игровыми ситуациями; необходимостью принимать решения в короткий срок; общением со сверстниками; соревновательностью; удовлетворением от удачного, правильного ответа и демонстрацией своих способностей; удовлетворением от полученного приза. Разрабатывая содержание праздников, досугов, педагогу следует обратить внимание на умение детей устанавливать связи и отношения в природе, освоенность предметных понятий.
Эффективному проведению праздника способствуют:
Объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
Отбор художественного материала на экологическую тему;
Выбор эмоционально-выразительных средств;
Подбор исполнителей;
Коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
В проведении экологического праздника нужно правильно подобрать сценарий.
Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.
Работа над сценарием включает в себя 2 этапа:
1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям, о чем-либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к заданной теме. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.
В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.
2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в -развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
Экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);
Завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
Развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
Кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
Развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).
Требования к сценарию:
Строгая логичность построения и развития темы;
Законченность каждого эпизода;
Органическая связь эпизодов;
Нарастание действия в его движении к кульминации.
Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения .
Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.
При составлении сценария на экологическую тему надо соблюдать общие правила:
Начало должно быть ярким и торжественным;
Сюжет, в котором отражается основная идея праздника, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей;
Обязательно должно быть запланировано вручение подарков, что всегда усугубляется эмоциональное состояние ребенка (подарки следует раздавать быстро, без суеты);
Все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по «техническим причинам»;
Длительность праздника – 30 минут для детей младших групп и 40-45 минут для старших детей, не больше. Длительные праздники утомляют детей, что приводит к капризам и слезам.
Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия, т.е., использовать музыку и песни, стихи, танцы, игры.
Виды развлечений по степени активности участия детей
Дети являются только слушателями или зрителями
Дети – непосредственные участники
Участники – взрослые и дети.
При проведении экологических праздников необходимо вовлекать детей в участие в празднике. И для этого лучше использовать второй вид развлечений, который дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.
А также хорошо использовать третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников.
Подготовка и проведение праздника в детском саду - сложная и очень ответственная работа.
Этапы работы по организации праздников:
1 этап – предварительное планирование.
2этап – работа над сценарием.
3 этап – предварительное знакомство детей с праздником.
4 этап – разучивание музыкального репертуара в НОД.
5 этап – проведение праздника.
6 этап – подведение итогов.
7 этап – последействие праздника.
Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности. Например, экологический праздник может быть организован не только в условиях дошкольного учреждения, но и на участке, в парке, в естественных условиях природного окружения - в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление. При составлении программы праздника, определении тематики, отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климатогеографических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.
Список используемой литературы
Гуйвекко, Г. Русские праздники в детском саду /Рождество/ [Текст] / Г. Гуйвенко // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10.
Дошкольная педагогика. / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1978.
Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Пед. общество России, 2004.
Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Зацепина, М.Б., Антонова, Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
6. Интернет ресурсы: Международный образовательный портал: МААМ.РУ,
Праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»
Интеграция образовательных областей : «Музыка», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье».
Цель : обратить внимание дошкольников на проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.
Задачи : пробудить в каждом ребенке желание помогать в охране окружающей среды; способствовать пониманию того, что основной движущей силой изменения подходов к природоохранным вопросам являемся мы сами.
Планируемые результаты : владеет в соответствии с возрастом основными движениями; эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей; проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности (конструированию, изобразительной деятельности, игре), чуткость к художественному слову, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству; чувствует ритм и мелодику поэтического текста; игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли; речь становится главным средством общения; может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Содержание организованной деятельности
Дети под музыку забегают в зал, останавливаются в кругу лицом к зрителям.
Ведущий.
Солнышко сияет в поднебесье,
Смех детей звенит вокруг.
Каждый день свой начинают с песни
Лес, и поле, и река, и луг.
Песня «Утро начинается» (муз. И. Космачева, сл. М. Яснова). Звучит сигнал SOS.
Ведущий.
Что такое, что случилось?
Где-то что-то приключилось!
Слышите, ребята, это сигнал бедствия SOS. Его посылают только в крайнем случае. Видно, кому-то нужна помощь. Слышите, какой слабый звук? Наверно, этот сигнал пробился к нам из будущего. Что же там случилось? Надо срочно отправляться в будущее, а поможет нам туда попасть Машина времени.
Песня «Машина времени».
Если где-то, кто-то, что-то,
Если вдруг пришла беда,
Мы на зов прийти готовы,
Мы спешим помочь всегда.
Даже время не преграда -
Через годы пролетим,
На машине на волшебной
К вам на помощь поспешим.
Припев:
Машина времени у нас,
Машина - просто класс.
Сквозь годы нас несет,
Скорей лети вперед.
Дети садятся на места, происходит смена декораций. Тетушка Тина сидит на коряге.
Тетушка Тина (напевает песню).
Затянуло бурой тиной
Гладь старинного пруда,
А ведь пели раньше птицы
И шумели тополя.
Был счастливым и наивным
Всех людей беспечный взгляд,
Все вокруг казалось дивным
300 лет тому назад.
Ведущий . Вот мы и попали в будущее, но что здесь происходит?
Тетушка Тина . Кто такие, зачем на мое болото пожаловали?
Ведущий . Мы прибыли из прошлого, но попасть на Ваше болото совсем не хотели.
Тетушка Тина. А теперь вся Земля - сплошное болото, а я здесь самая главная - тетушка Тина, прошу любить и жаловать.
Ведущий. И что же, кроме Вас здесь никого нет?
Тетушка Тина . Как нет - есть пауки да тараканы, а еще вон мухоморы с поганками.
Под музыку выходят Мухомор и Поганка (роли исполняют дети).
Мухомор и Поганка (поют).
Говорят кругом, что мы -
Бесполезные грибы,
Не готовят нас в сметане,
Отравиться можно нами.
Мухомор.
Посмотрите на меня,
Мухомор я хоть куда!
Поганка.
А поганки все же лучше,
И наряд у нас покруче.
Мухомор.
Что сказала? Повтори!
Кто красивей, я иль ты?
Поганка.
Я, конечно, спору нет,
Красивее Поганки нет!
Мухомор . Мухоморы все же лучше!
Поганка. Сейчас ты у меня получишь!
Мухомор.
Ах ты, вредная Поганка,
Я тебе сейчас задам-ка!
Поганка.
Больше слушать не могу,
Вот возьму и укушу!
Мухомор.
Так ты вздумала кусаться?
Буду я с тобою драться!
Тетушка Тина . И вот так каждый день. Часами могут спорить, кто из них красивей.
Поганка . Я самая красивая!
Мухомор . Нет, я красивей!
Ведущий . А по-моему, самые красивые на Земле - это цветы!
Мухомор и Поганка. Цветы? А что это такое?
Тетушка Тина . Цветы - это такие растения со специфическим запахом, они были уничтожены еще в прошлом веке.
Ведущий. И кто же их уничтожил?
Тетушка Тина . Как кто? Вы, конечно! Вы цветы топтали, без разбору рвали, поливать их забывали.
Ведущий . Ребята, а ведь это правда: очень часто мы цветы срываем, топчем траву. А некоторые любят поджигать тополиный пух, не задумываясь, что на этом месте может уже ничего не вырасти. Надо исправлять свои ошибки. Давайте посадим здесь цветы!
Мухомор. Какой ужас!
Поганка. Надо позвать кого-нибудь на помощь, а то они все наше болото в цветник превратят. (Убегают)
Ведущий . А мы не станем время терять,
Надо мусор весь убрать!
Игра «Очистим поляну от мусора».
Ведущий.
Полянку мы в порядок привели,
Теперь можно сажать цветы.
Игра «Кто больше посадит цветов».
Ведущий.
Что ж, ребята, молодцы!
Посадить смогли цветы.
Просыпается природа.
Где вчера было болото,
В вальсе кружатся цветы
Небывалой красоты.
Танец «Вальс цветов» (муз. П. И. Чайковского).
Раздается чихание, появляется Старичок-моховичок. Старичок-моховичок. Ой, что со мной? Кикимора болотная, ты где? Апчхи!
Кикимора (выглядывает из-за кочки).
Ну, что такое, никакого нет покоя.
Кто тут чихает, кто мне спать мешает?
Это ты, Моховичок? Простудился, старичок?
Старичок-моховичок.
Совсем не простудился я -
Аллергия у меня.
Помню, со мной уже такое случалось,
Много лет тому назад на цветы чихалось.
Кикимора. А что такое цветы?
Старичок-моховичок . Ну, они такие разные, бывают желтыми и красными (показывает на цветы), приблизительно такие. Апчхи!
Кикимора. Ой, красивые какие!
Старичок-моховичок.
Откуда здесь взялись они?
Быстренько их все сорви.
Кикимора.
Рвать такую красоту,
Скажу честно, не могу!
Старичок-моховичок.
Кикимора, разве не знаешь ты,
Какую опасность несут цветы?
Кикимора . Знаю, это аллергия твоя!
Старичок-моховичок . Да по сравнению с пчелами это просто ерунда! Вон слышишь, жужжат, на цветочки летят.
Танец пчелок «Жу-жу».
Выходит Моховичок с перевязанным платком лицом.
Кикимора . Ой, Моховичок, что с тобой?
Старичок-моховичок . Не видишь - пчелы покусали. (Замечает детей) Это вы тут цветы посадили! И зачем только явились?
Ведущий . Мы здесь, потому что получили сигнал SOS.
Старичок-моховичок . Кто посмел послать этот сигнал? Ты, Кикимора?
Кикимора. Почему чуть что, сразу Кикимора виновата? Сам, поди, этот сигнал отправил, а теперь на меня сваливаешь.
Старичок-моховичок . Кто? Я отправил? Ну, сейчас ты у меня получишь!
Тетушка Тина . Хватит ссориться, это я сигнал бедствия отправила.
Старичок-моховичок . Зачем?
Тетушка Тина . Я ведь не всегда была Тиной Болотной. 300 лет тому назад я была быстрым, резвым ручейком, но в то время люди не берегли природу: их заводы засоряли реки, дым отравлял воздух. Люди забыли, что Земля - наш дом, вода - мать, а воздух — отец. Вот я и хотела, чтобы вы увидели, к чему может привести людская беспечность. Вот вы, дети, задумывались, к чему может привести каждая сломанная ветка, раздавленная букашка или разоренное гнездо? Ломая ветку, кто из вас думает, что может погибнуть целое дерево? (Ответы детей) А вырывая с корнем цветы, задумываетесь вы над тем, что они могут вообще исчезнуть с лица земли? (Ответы детей)
Ведущий.
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться,
Не для того чтоб рвать или срезать -
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Дети разбегаются врассыпную.
1-й ребенок.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
2-й ребенок.
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
3-й ребенок.
Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
А под елкой жил колючий еж.
Общая песня «Зеленый мир» (муз. М. Парцхаладзе, сл. Ю. Полухина, из кинофильма «Мишка, Малыш и другие»).
Старичок-моховичок (чихает). Безобразие! Во что болото превратили! Сейчас же верните все, как было! Кикимора!
Кикимора . А что Кикимора? Мне, например, нравится. Даже танцевать хочется, жаль, не умею.
Ведущий. А мы с ребятами на помощь придем,
Танцевать с тобой пойдем.
Общий танец (на усмотрение музыкального руководителя).
Дети остаются в кругу, Старичок-моховичок пританцовывает.
Ведущий. От нашего танца даже у Моховичка настроение поднялось!
Старичок-моховичок . Какое настроение? Всё болото испортили, а теперь про настроение говорят. Сами же ветки ломали, цветы рвали; ну, ничего, вот уедете, и снова здесь болото будет.
Ведущий. Ребята, а вы хотите, чтобы наша Земля превратилась в болото? (Дети отвечают)
А готовы ли вы клятву дать беречь свою Землю и природу не загрязнять?
Дети. Да!
1-й ребенок. Клянемся птичьих гнезд не разорять!
Дети . Клянемся!
2-й ребенок. Клянемся ветки у деревьев не ломать!
Дети. Клянемся!
3-й ребенок . Любить природу, уважать!
Дети . Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Ведущий . Хочу, чтоб клятву эту сквозь года вы пронесли И Землю нашу сохранили, сберегли!
Старичок-моховичок . А мы с Кикиморой хотим вам медали вручить.
Кикимора . Юными экологами объявить.
Вручение детям медалей «Юный эколог».
Тетушка Тина . Спасибо, деточки, что на помощь пришли, Землю от гибели спасли.
Ведущий. Ну а нам уже возвращаться пора.
Герои . До свидания, друзья!
Песня «Машина времени».
Меняются декорации.
Ведущий . Вот мы с вами и вернулись из будущего. Конечно, это была только сказка, но прошу вас, ребята, не забывать, что только в сказке можно исправить свои ошибки. В жизни это сделать намного сложнее. Любите и берегите природу.
Дети под музыку выходят из зала.
Экологический праздник в ДОУ «В гостях у Лесовушки»
Ход праздника
Лесовушка: Здравствуйте, дети. Давно вас поджидаю, в гости к себе приглашаю.
Лесовушка: Здравствуйте, ребята. Я – Лесовушка.
Кто я – сразу не поймешь,
Белки, ежики, кроты,
Будь же другом мне и ты!
Лесовушка: Ребята, вы, наверное, знаете, что лес имеет много названий. А как можно еще лес назвать? Как называется сибирский лес? (Ответы детей).
1 ребенок.
Деревьям у речки кричал я:
– Привет!
И слушал зеленое эхо весны!
Песня о лесе.
2 ребенок.
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листьвой
Ночью темной, грозовой?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи
Ты же знаешь – мы свои!
Лесовушка:
Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Дети садятся на стулья.
Лесовушка: А сейчас, ребята, для вас загадки . И все они о цветочках наших лесных.
4. Первым вылез из землице на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
Танец цветов.
Лесовушка. А сейчас, ребята, я хочу проверить, знаете ли деревья нашего леса.. Я предлагаю поиграть вам игру «С какой ветки детки?» .
Лесовушка: Молодцы, ребята. Вы оказывается и про деревья все, все знаете! А вот я хочу еще проверить, знаете ли вы лекарственные растения.
«Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.
Задание для вас такое: вам нужно собрать лекарственные растения и назвать, от каких болезней помогают. (Ромашка, подорожник, крапива, брусника, мать – мачеха).
Игра «Зеленая аптека»
Лесовушка: Но ведь в лесу не только растения и деревья растут. Для кого лес является домом? Посмотрите, кто спрятался в лесу и за нами наблюдает?
Игра «Найди лесного жителя»
Лесовушка: Молодцы, ребята. Всех зверей нашли.
Шум за дверью.
Лесовушка: Вы не слышите, шумят в моем лесу. Пойду-ка я посмотрю. (Уходит за дверь).
Входит хулиган.
Чем заняться, лес совсем пустой…
Увидел муравейник.
Наконец-то! Муравейник.
Словно вырос предо мной.
Ну-ка, я для интереса
Пну его слегка ногой…
Пинает муравейник.
Фу… устал… Пора передохнуть,
Подзаправиться, как следует,
И снова в путь!
Хорошо поесть люблю всегда!
Вот и отдохнул, могу идти,
А бутылка лишняя в пути.
О сосну сейчас я разобью ее,
На стволе я имя вырежу свое.
Уходит.
Это кто такое сотворил?
Старый муравейник разорил?
Неужели он не знает
Ребята, какую пользу лесу приносят муравьи?
Ответы детей.
Видно здесь он тоже побывал
Стекла, пленку и бумагу разбросал.
Долго будет эта рана заживать
По ветвям я не смогу теперь скакать.
Лесовушка.
Заживет, и будешь снова прыгать в вышине.
Посмотрите, вот следы,
Меня капкан зажал
Лесовушка.
Шерстка обрастет, дай я тебя поглажу.
Лесовушка детям: Что же делать, ребята? Правильно ли поступил хулиган? Обидел зверей, мусор разбросал. Как мы можем помочь лесу? (Ответы детей).
(Две команды по 5 человек).
Лесовушка.
Где же нам этого разбойника
Я пойду и поищу. (уходит).
Входит хулиган со спичками.
Что-то скучно мне в лесу
Лучше я костер зажгу.
Что-то сильно он горит. Ой-ой-ой, ну помогите мне кто-нибудь!
На шум приходит Лесовушка: Ребята, чем можно потушить костер в лесу? (Ответы детей).
Несите скорее воду из ручья,
Землей огонь засыплю я.
«Дождик лей веселей!
Теплых капель не жалей.
Для лесов, для полей
И для маленьких детей,
И для мам и для пап
Кап – кап! Кап – кап!» (шум дождя).
Лесовушка хулигану:
Белку и зайчишку обижал!
Сам в огне едва ты не пропал.
Хулиган утирает слезы:
Природу буду охранять, от злых поступков защищать!
Лесовушка к детям: Ну, что ребята, простим его? Но сначала надо его научить правилам поведения в лесу.
Стихотворение о радуге.
Песня «Радуга».
Все дети выбегают в зал.
Ребенок 3.
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Ребенок 4:
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Ребенок 5:
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Лесовушка:
Давайте будем дружить
Друг с другом
Как птица с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер с морем,
Со всеми нами!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологический праздник в ДОУ «В гостях у Лесовушки»
Ход праздника
Звучит музыка, в зал входят дети, их встречает Лесовушка в народном костюме.
Лесовушка: Здравствуйте, дети. Давно вас поджидаю, в гости к себе приглашаю.
Дети проходят в зал и садятся на стулья.
Лесовушка: Здравствуйте, ребята. Я – Лесовушка.
Кто я – сразу не поймешь,
На неведомых дорожках ты в лесу меня найдешь.
Домик мой в глуши лесной, Лес я слушаю весной.
На деревья и цветы льется солнце с высоты.
Охраняю лес густой, И друзья мои со мной:
Белки, ежики, кроты,
Будь же другом мне и ты!
Лесовушка: Ребята, вы, наверное, знаете, что лес имеет много названий. А как можно еще лес назвать? Как называется сибирский лес? (Ответы детей).
Лесовушка приглашает детей в зал, чтобы исполнить песню о лесе. Дети встают врассыпную.
1 ребенок.
Сосновые свечки, березовый свет.
Деревьям у речки кричал я:
– Привет!
А лес улыбался, играя листвой,
И громко смеялся он вместе со мной!
Смотрел я влюблено на свечки сосны
И слушал зеленое эхо весны!
Песня о лесе.
2 ребенок.
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листьвой
Ночью темной, грозовой?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи
Ты же знаешь – мы свои!
Лесовушка:
Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Дети садятся на стулья.
Лесовушка: А сейчас, ребята, для вас загадки . И все они о цветочках наших лесных.
1. Стоит в лесу кудряшка: белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
2. Он стоит в одежке, как огонь на ножке. Станет без одежки шариком на ножке. С этих шариков пушистых полетят парашютисты. (Одуванчик)
3. Голова на ножке, в голове звоночки. Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет! (Колокольчики)
4. Первым вылез из землице на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
Танец цветов.
Лесовушка. А сейчас, ребята, я хочу проверить, знаете ли деревья нашего леса.. Я предлагаю поиграть вам игру «С какой ветки детки?» .
Игра с мальчиками. Деревья: осина, береза, сосна, ель, рябина. Мальчики под музыку собирают плоды и листья и выкладывают к деревьям. Объясняют какой лист или плод, и как называется – сосновый, еловая шишка и т.д.
Лесовушка: Молодцы, ребята. Вы оказывается и про деревья все, все знаете! А вот я хочу еще проверить, знаете ли вы лекарственные растения.
«Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.
Задание для вас такое: вам нужно собрать лекарственные растения и назвать, от каких болезней помогают. (Ромашка, подорожник, крапива, брусника, мать – мачеха).
Игра «Зеленая аптека»
Лесовушка: Но ведь в лесу не только растения и деревья растут. Для кого лес является домом? Посмотрите, кто спрятался в лесу и за нами наблюдает?
Игра «Найди лесного жителя»
Лесовушка: Молодцы, ребята. Всех зверей нашли.
Шум за дверью.
Лесовушка: Вы не слышите, шумят в моем лесу. Пойду-ка я посмотрю. (Уходит за дверь).
Входит хулиган.
Хулиган.
Что-то ни зверей, ни птиц сегодня не видать,
А мне срочно нужно новую рогатку испытать…
Чем заняться, лес совсем пустой…
Увидел муравейник.
Наконец-то! Муравейник.
Словно вырос предо мной.
Ну-ка, я для интереса
Пну его слегка ногой…
Пинает муравейник.
Фу… устал… Пора передохнуть,
Подзаправиться, как следует,
И снова в путь!
Ломает ветку, рвет цветы, траву, бросает на землю и садится.
Славно я устроился! Где ж моя еда?
Хорошо поесть люблю всегда!
Расстилает газету, ест, бросает мусор. Встает.
Вот и отдохнул, могу идти,
А бутылка лишняя в пути.
О сосну сейчас я разобью ее,
На стволе я имя вырежу свое.
Уходит.
Входит Лесовушка. Смотрит на разоренный муравейник.
Это кто такое сотворил?
Старый муравейник разорил?
Муравьишки бедные остались без жилья
Многолетняя работа их пропала зря!
Неужели он не знает
Что лес без муравейников здоровым не бывает!
Ребята, какую пользу лесу приносят муравьи?
Ответы детей.
Лесовушка подходит, видит мусор.
Видно здесь он тоже побывал
Стекла, пленку и бумагу разбросал.
Входит, похрамывая белочка (девочка).
Я сижу совсем одна в своем дупле.
Искалечил он рогаткой лапку мне
Долго будет эта рана заживать
По ветвям я не смогу теперь скакать.
Лесовушка.
Рыженькая белочка, дай лапочку твою,
Ранку я водой промою, посмотрю,
Подорожника целебный лист я приложу тебе,
Заживет, и будешь снова прыгать в вышине.
Заяц.
Посмотрите, вот следы,
Меня капкан зажал
Чуть живой тогда я из него сбежал…
Лесовушка.
Ссадину твою я соком трав помажу,
Шерстка обрастет, дай я тебя поглажу.
Лесовушка детям: Что же делать, ребята? Правильно ли поступил хулиган? Обидел зверей, мусор разбросал. Как мы можем помочь лесу? (Ответы детей).
Игра – эстафета «Очистим лес от мусора». (Две команды по 5 человек).
Лесовушка.
Где же нам этого разбойника
Найти, чтобы срочно с ним беседу провести.
Рассказать, как следует вести себя всегда,
Не чиня природе бедствий и вреда.
Я пойду и поищу. (уходит).
Входит хулиган со спичками.
Что-то скучно мне в лесу
Лучше я костер зажгу.
Собирает ветки, разжигает костер.
Гори – гори ясно, чтобы не погасло.
Что-то сильно он горит. Ой-ой-ой, ну помогите мне кто-нибудь!
На шум приходит Лесовушка: Ребята, чем можно потушить костер в лесу? (Ответы детей).
Лесовушка обращается к зверям.
Несите скорее воду из ручья,
Землей огонь засыплю я.
Ребята, не гаснет огонь, давайте дождик позовем
«Дождик лей веселей!
Теплых капель не жалей.
Для лесов, для полей
И для маленьких детей,
И для мам и для пап
Кап – кап! Кап – кап!» (шум дождя).
Лесовушка хулигану:
Видишь, сколько бед ты натворил
Чуть наш лес в огне не погубил!
Мусор и стекло кругом ты разбросал!
Белку и зайчишку обижал!
Сам в огне едва ты не пропал.
Хулиган утирает слезы:
Прошу простить меня за то, что сделал много бед!
Я обещаю на земле оставить добрый след!
Природу буду охранять, от злых поступков защищать!
Лесовушка к детям: Ну, что ребята, простим его? Но сначала надо его научить правилам поведения в лесу.
Дети выходят в зал и рассказывают правила поведения в лесу. Лесовушка обращает внимание детей на радугу.
Стихотворение о радуге.
Песня «Радуга».
Все дети выбегают в зал.
Ребенок 3.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Ребенок 4:
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить,
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Ребенок 5:
Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Песня «Мир похож на цветной луг».
Лесовушка:
Давайте будем дружить
Друг с другом
Как птица с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями, как дружит солнце
Со всеми нами!
Праздник по экологии для старшей группы.
Тема: «Ю ны е любител и природы ».
Цель: формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о природе, навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Развивать любознательность, наблюдательность и экологическую культуру.
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Материалы и оборудование: шапочки деревьев, цветов, животных и птиц, букеты искусственных цветов, « платья » деревьев, костюм Старичка – лесовичка, лесные орехи, медали « Юные любители природы », озеро из бумаги, Красная книга.
Зал празднично украшен. На центральной стене изображение планеты Земля, усыпанной цветами, над ней солнце, облака и капли дождя. На боковой стене фотовыставка « Я в природе », и выставка совместной творческой деятельности детей и родителей на тему « Знаки запрещающие неправильное поведение в природе ».
Под музыку дети входят в зал.
Вед: Дорогие дети, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в нашем зале. Сегодня, в нашем детском саду замечательное событие, мы отмечаем « праздник юных любителей природы ». Это праздник всех, кто любит природу и заботиться о ее здоровье.
Ребенок:
У природы живые краски,
И пусть живет она без опаски,
Пусть живут звери, птицы,
Пусть человека никто не боится.
Ребенок:
Нас много, ребята,
Везде, где живем,
Деревья посадим,
Сады разведем.
Ребенок:
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Ребенок:
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами…
Такая планета нужна нам с вами!
Песня « Мир похож на цветной луг »
Ребенок:
Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…
Лев и журавль, попугай и лисица,
Волк и медведь, стрекоза и куница.
Ребенок:
Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море, лесной ручеек,
Все доверяют тебе человек!
Ты – самый умный, а значит, в ответе
За все живое, что есть на планете!
Ребенок:
Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса,
Нам с тобой земля – волшебница
Снова дарит чудеса.
Ребенок:
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас.
Ребенок:
Пусть цветы возьмутся за руки
И сойдутся в хоровод,
Пусть планета цвета радуги
Никогда не отцветет.
Под музыку выходят цветы
Роза:
Зовут меня розой,
Примите меня,
Я очень душиста и цветом нежна.
По цвету и имя такое мне дали
И даже « царицей » за пышность назвали.Лилия:
Я – лилия, с вами буду дружна,
Кротка и скромна я
И очень стройна.
Люблю, наклонившись, в ручье поглядеться,
Позвольте мне с вами
В кружке повертеться.
Ландыш:
Я – ландыш серебристый,
Застенчивый цветок,
Расту в глуши тенистой,
Цвести мне в мае срок.
На длинной тонкой ножке
Бубенчики висят,
Нагнись к ним осторожно,
Вдохни их аромат.
Ромашка:
Нарядные платьица,Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки -
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
Одуванчик:
Я – одуванчик , солнечный мальчикК солнцу тянусь золотой головой.
С ветром попутным на парашюте
Даже могу облететь шар земной!
Василек:
На лужайке у реки голубеют васильки .Голубые, словно небо, голубые, как вода...
Хоть однажды их увидишь, не забудешь никогда.
Танец « Не рвите цветы, не рвите ».
Вед: Дети, а к нам спешит Старичок - Лесовичок,Очень добрый мужичок, Лес - ему, как дом родной,
Был и летом... и зимой.
Позовем его скорей,
Гостя встретим у дверей!
Дети: (хором)Ау! Ау! Дедушка – лесовик,
Поскорее отзовись,
Перед нами появись!
Лесовик: Иду! Иду!Под русскую народную мелодию выходит Лесовик.
Я в городе большом
Сегодня заблудился,
Поэтому с визитом
Немного припозднился!
Здравствуйте, дети,
Лесной вам привет!
Узнали меня
Или, может быть, нет?
Ребенок:
Ты Старичок – Лесовичек,
Очень добрый мужичек!
Лес от лиха охраняешь,
Зла в лесу не допускаешь!
Лесовик:
Я пришел вас навестить,
В гости к другу пригласить.
В свое волшебное царство,
Зеленое государство.
В царстве моем есть и звери, и птицы,
Дятел и крот, есть лиса и синица.
Есть комары, муравьи, соловьи.
Лес – украшение нашей земли!
Дружат все: птицы, цветы и зверье,
Очень богатое царство мое!
Что за царство?
Дети: (хором)Это лес, полный сказок и чудес!
Вед:Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся туда, где лес
Манит своей листвой!
Под музыку « Волшебный лес » идут по тропинке.
Ребенок:
Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Ребенок:
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться –
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Лесовик:
Есть главные жители в царстве моем,
А как же мы жителей этих зовем?
Дети: (хором)Это деревья, самые большие растения!
Лесовик:
Вижу, знаниями вы богаты, я рад
А теперь я предлагаю познакомиться с деревьями поближе…
Под русскую народную мелодию
выходят деревья по очереди читают стихи.
Дуб:
Я дерево могучее, я леса санитар.
И знает это дерево любой – и стар, и мал.
Расту до самой старости и сто, и двести лет.
Мой ствол, большой, могучий, ты не обхватишь, нет!
Любому дам я силу, и всем, конечно, люб.
Меня узнали, дети, ведя я – могучий дуб.
Береза:
Я деревце российское, я деревце – краса!
Собою украшаю я зеленые леса.
В лесу далеко виден мой белый нежный стан.
С зеленою каймою мой летний сарафан.
И символом российским недаром я зовусь.
Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.
Проще не найти вопроса, что за дерево?
Береза.
Ива:
Над рекой склоняюсь,
В речке я купаюсь.
В воду ветви опущу,
Целый день их полощу.
Посмотрите, как красива.
Догадались? Это ива.
Лесовик:
Ну – ка, ветер, паренек,
Дуй, веселый наш дружок!
Вы ж, деревья, не стесняйтесь,
На полянке покачайтесь.
Танец деревьев.
Лесовик:
А сейчас мы поиграем все
В словесную игру
Кто скажет, кто знает,
Какой лес бывает?
Внимание, внимание,
Слушайте задание!
Любит подберезовик лес, какой?
( березовый)Дуб налево, дуб направо,
Это что у нас?
( дубрава)Сосны вышли на бугор,
Лес такой – сосновый (бор)
Лесовик: Вот и кончилась игра, угощать мне вас пора…Трудно мне вас удивить,
Ладно, дети, так и быть,
Рад орехами лесными
Вас сегодня угостить.
Угощает детей лесными орехами.
Вед: Спасибо тебе Лесовичок за угощение! Ребята, давайте скажем Лесовичку до свидания, ему пора идти по своим лесным делам.Дети прощаются с Лесовиком, он уходит.
Вед: Ребята, давайте уйдем с поляны, сюда, кажется кто-то идет.Звери выходят под музыку.
Медведь:
Медведь – хозяин леса,
Мохнатый и большой.
Он ищет с интересом
Обед нехитрый свой.
Ест ягоды, коренья,
Грибы, личинки, мед,
Но нет в лесу варенья,
Вот мишка и ревет (уходит)Заяц:
Зайчонок длинноухий
Под кустиком дрожит.
По лесу ходят слухи,
Что где-то волк бежит.
Как быстро бьется сердце!
Сковал зайчонка страх.
Уж лучше отсидеться
Тихонечко в кустах (уходит)Белка:
Белочка – красавица
Живет не на земле,
Повыше жить старается,
На дереве, в дупле.
Грибы, орехи сладкие
Насушит белка впрок.
Взмахнет хвостом и лапками-
Прыжок, еще прыжок!
Она не просто крутится,
Смешит лесных зверят,
Она для деток трудится:
Бельчата есть хотят (уходит)Лиса:
Рыжий мех и хвост пушистый,Острожный шаг в лесу.
Прячет хитрая лисица До поры свою красу.
Выследит в кустах добычу И спешит к свое норе.
Хоть красива, все же хищник -
Надо помнить детворе (уходит) Вед: Ох, жарко стало в лесу, так пить хочется!
Вбегает ручеек.
Ручеек:
Ручеек зовет напиться,
Угощает всех подряд,
Что за чудная водица,
Слаще нету для ребят!
Бежит вдоль стульчиков, касаясь рукой детей, они протягивают ладошки лодочкой.
Вед:
Все напились и умылись,
Каждый сразу посвежел,
А потом развеселились,
Ручеек всех громче пел!
Песня « Ручеек »
Звучат « птичьи голоса »
Вед:
Ребята, что я слышу…птицы поют, а на старой ели кто-то ворчит… Да это же филин.
Филин:
Филин днем почти не видит,
Днем он мухи не обидит.
Ночью – звери, берегись!
Как взметнется филин ввысь!
Всех увидит свысока:
Мышку, всякого зверька.
Все ли спрятаться успели?
Филин ждет на старой ели!
Игра « День и ночь »
Сорока:
Ишь, как расшумелись! Что здесь творится, что за безобразие?
Я – сорока – белобока,
Я – всевидящее око.
Кто появиться в лесу,
Всем об этом донесу.
Затрещу, заверещу,
Злых людей не пропущу!
Вед:
Сорока, да это мы с ребятами немного поиграли, не ругайся!
Сорока:
В лес ходить, конечно, можно,
Только очень осторожно!
А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?
Вед: Конечно , сорока наши дети любят природу и знают как вести себя в природе. Правда, ребята? Расскажем сороке правила поведения. Дети: (по очереди)Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
Нельзя срывать цветы и ловить бабочек.
Нельзя разорять муравейники и птичьи гнезда.
Нельзя забирать домой диких животных.
Нельзя разжигать огонь в лесу.
Сорока:- Ой, какие молодцы, все знаете. Ну вы тут еще поиграйте, а я полечу проведаю птенцов.Летит над озером.
Караул, караул, браконьеры подстрелили какую-то птицу.
Вед: Ой, ребята, что это за птица? Смотрите у нее сломано крыло, она не может летать.Аист:
Аист – огромная птица:Крыльев гигантский размах.
Аист на башнях гнездится
И на высоких домах,
Селится к людям поближе,
Как воробей и щегол…
Он на природу обижен –
Голоса нет у него!
Просто не развиты связки,
Что отвечают за крик…
Клювом трещать без опаски
Аист с рожденья привык!
Любит – не фрукты, не сласти –
Ящериц, жаб и мышей…
Людям приносит он счастье .
И – иногда – малышей!.. Ребенок: Это черный аист, надо перевязать ему крыло. Перевязывают. Эта птица занесена в Красную книгу России.
Вед: Дети, а вы знаете, что такое Красная книга.
Красная книга – это сигнал опасности. Туда заносят редкие и исчезающие виды животных и растений. В Красную книгу попали: странствующий голубь, морская корова, бурый медведь, а также подснежники, ландыши и много – много других растений и животных.
Рассказ детей о Красной Книге.
Ребенок:
“ Красная книга” – Красная!Значит, природа в опасности!
Ребенок:
Охраняется “Красною книгой”Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Ребенок:
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы. Вед: А сейчас наши девочки прочитают стихотворение « Не губи живое ». 1 девочка:
Федя бабочку поймал
И божию коровку,
Отпускать он их не стал
И посадил в коробку.
Пришёл домой, про них забыл.
У Феди игр тыщи.
Попробовал бы сам - пожил
Год без воды и пищи.
Откуда взрослые на свете?
Они растут из малышей.
Скорее исправляйтесь, дети -
Остаться злым всего страшней.
2 девочка:Слышишь выстрелы в лесу?
Целый день стреляет.
Из ружья убил лису,
А зачем - не знает.
И палит во всех подряд
Федя, тот же самый.
А у маленьких лисят
Нету больше мамы.
Есть, увы, среди детей
И плохие тоже,
Им совсем не жаль зверей.
Будем с ними строже!
Сделай домик для скворца,Подлечи котёнка.
А зимой в большой мороз
Накорми бельчонка.
Пусть друзьями станут нам:Птицы, звери, дети,
И тогда увидишь сам –
Хорошо на свете!
Вед: - Дети, Земля – наш общий дом, но нужно помнить о том, что на земле живут не только люди, но и звери, и им тоже должно быть хорошо в нашем общем доме. Я уверена, что вы очень любите природу, и сейчас хотела бы вручить вам медали юных защитников природы.
Звучит музыка, награждение детей.
Ребенок:
Нам медаль сегодня дали,Мы экологами стали!
Мы в любую непогоду
Охранять хотим природу.
Ребенок: Чтоб цвели сады и скверы,
Чтобы всем нам лучше стать,
Мы хорошие манеры
Будем младшим прививать.
Вед:
Давайте, друзья, в любую погодуБудем беречь родную ПРИРОДУ! И от любви заботливой нашей. Станет земля и богаче, и краше! Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Под музыку дети выходят из зала.
Шишкина Регина
Сценарий экологического праздника в детском саду
Сценарий экологического праздника в детском саду
Под мелодичную песню входит ведущая :
Ведущая :
Лес не только для нашей забавы,
Он богатство России.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три охвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж, сколько орехов и ягод!
Сердцу любо, коль знать, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Берегите природу, ребята!
Ведь природа, она наша Мать,
Солнце светит на нашей земле,
Нам тепло дает и благодать!
Выходят дети 2 младшей группы
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я, -
Здравствуй улица моя!
Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне.
Ветер шепчет мне в пути :
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю ветру я,
Здравствуй Родина моя.
Здравствуй, Девица красна-
Раскрасавица Весна!
Исполняется песня «Как кап вода»
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущие руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свет в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
А сейчас ребята из средней группы расскажут нам о том, как они любят солнце!
Выходят дети средней группы :
С неба смотрит солнце
Миллионы лет.
Льет на землю солнце
И тепло и свет.
Но посветит солнце
И уходит прочь,
А живое сердце
Греет день и ночь.
Значит, сердце лучше
Солнца самого.
Никакие тучи
Не затмят его!
Очень солнце я люблю
И за ним бегу, бегу
Но как не старайся ты,
Догнать его я не могу.
Исполняется парный танец «А я солнышко люблю»
Ведущая :
Дети, не так все хорошо на Земле, оглянитесь вокруг и предложите свою помощь. Надо не только любить природу, но и охранять, беречь, приумножать.
Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой.
Не рви цветов с полей и клумб, иначе вся красота исчезнет вмиг. Об этом нам расскажут ребята из старшей группы.
Дети старшей группы читают стихи о цветах.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я : цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все : и я, и ты, если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Исполняется танец девочек с цветами.
Ведущая : А теперь, ребята, проверим, как вы разбираетесь в цветах? Я буду называть цветок, а вы мне скажите, какой он : лесной, полевой или садовый!
Календула
Подснежник
Одуванчик
Хризантема
Незабудка
Ведущая : Молодцы, ребята!
Засадим Землю-Матушку цветущими садами.
Чтобы цветы весенние всех счастьем наполняли.
Увидят люди разные плоды своих творений
И станет наша Матушка планетой вдохновения!
Под музыку появляется Земля, кружится, танцует.
Земля :
Доброе сегодня утро, солнечное! Лес уже проснулся. Здравствуй лес! А где же все звери?
На поляну выбегает зайка (ребенок из подготовительной группы)
Заяц : Матушка Земля, Матушка Земля! Помоги скорее, у нас беда!
Земля : Что случилось, зайка? Кто тебя напугал?
Заяц :
Пришёл в лес злой мальчишка,
Хулиган по имени Гришка.
Он по лесу бродит,
Страх на всех зверей наводит,
Кустики ломает, гнёзда разоряет.
Всех птиц распугал, мусор раскидал!
Земля : Надо лес выручать, птиц, зверей спасать!
Заяц : Да, вот и он сам сюда идет, склянки, банки вон несет, их под кустики кладет!
Ой-ей-ей! Помогите! От Гришки – хулигана вы добрый лес спасите! (садится)
Выходит Гришка (ребенок из подготовительной группы, бросает мусор в кусты.
Гришка : В лес пришёл я погулять, да зверей всех распугать!
Всё ломаю, в птиц стреляю, я мальчишка, хоть куда! Хулиган я - да-да-да!
Ведущая : Гришка – разбойник, берегись! Слышишь топот, слышишь стук? (Дети топают ногами) Скоро будут звери тут!
Слышишь, как они рычат? (Все дети рычат) …наказать тебя хотят!
Гришка : Что – то мне не по себе, страшновато стало мне.
Земля : Что, страшно стало? Ты лес обидел, зверей распугал вот он тебя и наказал.
Гришка : Простите меня, я больше не буду!
Земля : Тогда расскажи, как нужно вести себя в лесу?
Гришка : Я не знаю.
Ведущая : Ребята, выходите, как себя вести в лесу скорее расскажите!
Дети подготовительной группы рассказывают стихи :
Реб : Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и скакать, то не надо забывать,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Реб : Ветки дуба не ломать,
Никогда не забывать :
Мусор с травки убирать,
Зря цветов не надо рвать!
Реб : Из рогатки не стрелять, ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить!
Гришка : Я всё понял. Теперь я буду беречь лес!
Гришка и все дети садятся на стулья.
Земля : Давайте улыбнемся, как хорошо вокруг,
Природа наш хороший, наш добрый, верный друг!
Для нас лесной кузнечик споёт среди травы,
А ветерок сыграет на клавишах листвы!
В лесу ежи грибочков в запасы соберут
А милые воробушки нам песенку споют.
Дети средней группы исполняют песню «Воробей»
Земля : Ребята, а вы знаете, почему я теплая и светлая? Почему на мне растут цветы, трава? Кто мне в этом помогает? Ну конечно, Солнышко! Без него не было бы света и тепла!
Дети, давайте дружно все скажем слова заклички солнышку!
Закличка :
Выйди, выйди солнышко, посвети щедрее,
Улыбнись нам ласково, сделай всех добрее!
Выходит Солнце
Солнце : Я соткано из зноя, несу тепло с собою.
Я реки согреваю, природу пробуждаю.
Будьте все здоровыми, будьте все весёлыми,
Бегайте, скачите, весело пляшите!
Земля : Спасибо, солнышко родное, за то, что ты есть! Давайте ребята дружно скажем Солнцу спасибо!
Дети кричат.
Ведущая :
Мы не дадим стать пеплом и золой тому, что красотой земной зовется,
Пусть будет мирным небо над Землей, пусть вечно детство звонкое смеется !
Любите свою Землю, ведь Земля – ваш добрый дом,
В нем все вместе мы живем!
Встанем дружно в хоровод,
Пусть Матушка Природа красотой цветет!
Общий хоровод «Не уроните шарик»