На школьных уроках физики учителя всегда говорят, что физические явления повсюду в нашей жизни. Только мы частенько об этом забываем. Меж тем, удивительное рядом! Не думайте, что для организации физических опытов на дому вам потребуется что-то сверхъестественное. И вот вам несколько доказательств;)
Магнитный карандаш
Что необходимо приготовить?
- Батарейку.
- Толстый карандаш.
- Медную изолированную проволоку диаметром 0,2–0,3 мм и длиной несколько метров (чем больше, тем лучше).
- Скотч.
Проведение опыта
Намотайте проволоку вплотную виток к витку на карандаш, не доходя до его краев по 1 см. Кончился один ряд - наматывайте другой сверху в обратную сторону. И так, пока не закончится вся проволока. Не забудьте оставить свободными два конца проволоки по 8–10 см. Чтобы витки после намотки не разматывались, закрепите их скотчем. Зачистите свободные концы проволоки и подсоедините их к контактам батарейки.
Что произошло?
Получился магнит! Попробуйте поднести к нему маленькие железные предметы - скрепку, шпильку. Притягиваются!
Повелитель воды
Что необходимо приготовить?
- Палочку из оргстекла (например, ученическую линейку или обычную пластмассовую расчёску).
- Сухую тряпочку из шёлка или шерсти (например, шерстяной свитер).
Проведение опыта
Откройте кран, чтобы текла тонкая струйка воды. Сильно потрите палочку или расчёску о приготовленную тряпочку. Быстро приблизьте палочку к струйке воды, не касаясь её.
Что произойдёт?
Струя воды изогнётся дугой, притягиваясь к палочке. Попробуйте то же самое сделать с двумя палочками и посмотрите, что получится.
Волчок
Что необходимо приготовить?
- Бумагу, иголку и ластик.
- Палочку и сухую шерстяную тряпочку из предыдущего опыта.
Проведение опыта
Управлять можно не только водой! Вырежьте полоску бумаги шириной 1–2 см и длиной 10–15 см, изогните по краям и посередине, как показано на рисунке. Воткните иголку острым концом в ластик. Уравновесьте заготовку-волчок на иголке. Подготовьте «волшебную палочку», потрите её о сухую тряпочку и поднесите к одному из концов бумажной полоски сбоку или сверху, не касаясь её.
Что произойдёт?
Полоска станет раскачиваться вверх-вниз, как качели, или будет крутиться, как карусель. А если вы сможете вырезать из тонкой бумаги бабочку, то опыт будет ещё интереснее.
Лед и пламя
(опыт проводится в солнечный день)
Что необходимо приготовить?
- Небольшую чашку с круглым дном.
- Кусочек сухой бумажки.
Проведение опыта
Налейте в чашку воды и поставьте в морозилку. Когда вода превратится в лёд, выньте чашку и поставьте в ёмкость с горячей водой. Через некоторое время лёд отделится от чашки. Теперь выйдите на балкон, положите кусочек бумажки на каменный пол балкона. Куском льда сфокусируйте солнце на бумажке.
Что произойдёт?
Бумага должна обуглиться, ведь в руках уже не просто лед… Вы догадались, что сделали лупу?
Неправильное зеркало
Что необходимо приготовить?
- Прозрачную банку с плотно закрывающейся крышкой.
- Зеркало.
Проведение опыта
Налейте в банку воды с излишком и закройте крышкой, чтобы внутрь не попали пузыри воздуха. Приставьте банку к зеркалу крышкой вверх. Теперь можно смотреться в «зеркало».
Приблизьте лицо и посмотрите внутрь. Там будет уменьшенное изображение. Теперь начинайте наклонять банку в сторону, не отрывая от зеркала.
Что произойдёт?
Отражение вашей головы в банке, само собой, будет тоже наклоняться, пока не окажется перевёрнутым вниз, при этом ног так и не будет видно. Поднимите банку, и отражение вновь перевернётся.
Коктейль с пузырьками
Что необходимо приготовить?
- Стакан с крепким раствором поваренной соли.
- Батарейку от карманного фонарика.
- Два кусочка медной проволоки длиной примерно по 10 см.
- Мелкую наждачную бумагу.
Проведение опыта
Зачистите концы проволоки мелкой наждачной шкуркой. Подсоедините к каждому полюсу батарейки по одному концу проволочек. Свободные концы проволочек опустите в стакан с раствором.
Что произошло?
Вблизи опущенных концов проволоки будут подниматься пузырьки.
Батарейка из лимона
Что необходимо приготовить?
- Лимон, тщательно вымытый и насухо вытертый.
- Два кусочка медной изолированной проволоки примерно 0,2–0,5 мм толщиной и длиной 10 см.
- Стальную скрепку для бумаги.
- Лампочку от карманного фонарика.
Проведение опыта
Зачистите противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2–3 см. Вставьте в лимон скрепку, прикрутите к ней конец одной из проволочек. Воткните в лимон в 1–1,5 см от скрепки конец второй проволочки. Для этого сначала проткните лимон в этом месте иголкой. Возьмите два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки.
Что произойдёт?
Лампочка загорится!
Анастасия Сергеева
Как доступно объяснить ребенку физику, не выходя из кухни?
Если школьная физика для детей вдруг стала неподъемным грузом, помочь им смогут не только репетиторы, а и родители! Объясните ребенку физические явления на простых примерах, которые можно увидеть в повседневной жизни, проведите с ним какие-нибудь несложные физические опыты и эксперименты. Как это сделать - продемонстрируем далее, приведя в пример знакомые всем процессы, которые можно наблюдать даже у себя на кухне.
Преломление света
Первое, чем может быть интересна физика для детей - это оптические физические явления, в частности, преломление световых лучей. И если у вас на кухне стоит ваза с цветами, или прозрачная чашка с ложкой, то это явление в ней отчетливо наблюдается. Можно заметить, что опущенная в чашку чайная ложечка, проходя через воду, будто бы смещается и продолжается под водой уже под другим углом - выглядит так, словно ложка сломалась. Или другой пример: если в кастрюлю налить воду и положить на ее дно, допустим, горох, то он будет казаться больше, чем есть на самом деле.
Это и есть явление преломления света, когда световой луч, проходя через границу двух разных сред, меняет свое направление и угол падения. Причем угол падения тем больше, чем больше угол преломления. Но если луч света направлен к этой границе перпендикулярно, то преломление будет отсутствовать. В случае же с ложкой и чашкой, луч света проходит под острым углом из воздушной среды в водную, и вода выступает линзой, преломляющей световые лучи, отражаемые в ложке.
Изменение агрегатных состояний вещества
Агрегатное состояние - состояние вещества в определенных условиях, в конкретном диапазоне давления и температуры, которое определяет свойства вещества, его способность сохранять форму и объем, либо менять их. К таким состояниям традиционно относится твердое, жидкое и газообразное.
Но это звучит скучно, поэтому на помощь приходит физика для детей. Легко пронаблюдать за изменением агрегатных состояний можно на примере обыкновенной воды. Сначала проверьте ребенка: если пролить немного воды на пол и не вытереть, останется ли лужица там навсегда или нет? А что будет с водой, если ее поместить в холодильник? Это и есть агрегатные состояния вещества! Оказывается, такие привычные физические явления на кухне почти каждый день случаются у нас под носом.
А почему так происходит? Виной всему не волшебство, а физика! Вода - это жидкость, а жидкость - промежуточное состояние между твердыми и газообразными веществами. Твердое состояние, в данном случае лед, образуется, когда вода подвергается температуре замерзания (ниже 0°C), а газ - водяной пар - образуется при температуре кипения (100°C). При температуре же от 0°C до 100°C вода пребывает в жидком состоянии - а все потому, что межмолекулярное притяжение при таких отметках не настолько сильное, как в твердом состоянии, но и не такое слабое, как в газообразном.
Переход воды в пар, то есть испарение, происходит тогда, когда молекулы воды с открытой поверхности получают энергию - солнечную или от комнатной температуры, и начинают двигаться хаотично. Сила притяжения между ними слабеет. При понижении же температуры кинетическая энергия молекул опускается, и силы притяжения усиливаются.
Теплопроводность тел
Следующее физическое явление, которое рассматривает физика для детей на примерах из жизни - теплопроводность, то есть способность различных материальных тел к теплообмену, передаче энергии. Но как объяснить ребенку этот процесс? Да хотя бы на примере нагрева супа в кастрюльке, либо воды в чайнике!
Представим: мы поставили суп на плиту. Температура кастрюли начнет подниматься, и из-за разницы температур движение частиц будет усиливаться, что поспособствует передаче теплоты от огня к посуде, и от нагретой посуды - к супу. Но не у всех тел теплопроводность одинакова: например, металлы обладают более высокой теплопроводностью, нежели, допустим, древесина и воздух. Поэтому суп мы нагреваем в металлической кастрюле, чтобы он быстрее нагрелся - однако и остынет, он быстро. Однако, если мешать суп деревянной ложкой/лопаткой, то она будет медленно нагреваться, обладая малой теплопроводностью, но благодаря этому и остынет медленно.
Имеет физика для детей еще одну такую интересную штуку касаемо теплопроводности, как конвекция - такой вид теплопередачи, при котором энергия передается потокообразно, либо естественным, либо принудительным путем. То есть, когда супчик просто стоит на плите, он нагревается естественным путем, но когда его начнут помешивать ложкой - конвекция будет принудительной.
Диффузия
Диффузия - одно из самых интересных и понятных физических явлений, о которых может рассказать физика, но и оно порой бывает сложным для детей. А между тем мы постоянно наблюдаем за этим процессом в жизни, в частности, на кухне. Диффузией называют взаимное проникновение, смешивание двух веществ, схожих по структуре, до однородного состояния. Диффузия происходит благодаря кинетической энергии молекул тех веществ - именно она и приводит их в движение.
Один из самых доступных примеров диффузии жидкостей, которые знает физика для детей - заваривание чая в кипятке. Пусть ребенок бросит в воду чайный пакетик либо горсточку чайных листьев, не размешивая - тогда вы сможете понаблюдать, как чайная заварка смешивается с чистой водой. И чем вода горячее, тем быстрее будет происходить процесс смешивания.
А в твердых веществах примером для детей может стать засаливание овощей на зиму: кристаллики соли, попав в воду для будущего рассола, распадутся, образуя ионы хлора и натрия, которые со временем проникнут между молекулами засаливаемых овощей, будь-то помидоры, огурцы либо даже грибы. Этот тип диффузии - самый медленный.
Но быстрее всего происходит диффузия в газах. Дети точно знают, насколько быстро по дому распространяется вкусный запах маминой стряпни из кухни - именно так ароматы еды смешиваются с молекулами воздуха в помещении.
Закон Архимеда
Этот закон также называют законом гидростатики. Согласно ему, на тело, погруженное в жидкость, действует сила выталкивающая (сила Архимеда), которая равна массе жидкости, способной заполнить объем данного тела. Значит, тело с плотностью ниже, чем плотность жидкости, из нее вытолкнется, а с плотностью выше - погрузится и утонет, выталкивая при этом столько жидкости, сколько соответствует его объему.
Такая физика станет понятнее для детей, лишь только вы напомните им про приготовление пищи - например, про варку курицы. Чтобы сварить птицу, мама набирает не полную кастрюлю воды, а приблизительно три четверти, в зависимости от объема тушки. Когда же мы опустим курочку в воду, то заметим, как вода поднимается до краев посуды, гораздо ближе, чем была до этого. Закон Архимеда во всей красе!
А хотите узнать, как объяснить ребенку явление электромагнитной индукции, да еще и так, чтобы это было интересно и наглядно? Покажите ему этот ролик:
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Показать еще
Надежда Лифанова
Проект «Занимательная физика»
Проект для детей старшего дошкольного возраста
«Занимательная физика »
Цель проекта : Познакомить детей с наукой – физикой , физическими явлениями на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Используемые материалы : отрывки из книг Акима Милованова «Физика малышам » , Елены Качур «Детская энциклопедия с Чевостиком «Увлекательная физика » , А Кузнецова «Разговоры по утрам или физика для малышей » , Л. Л. Сикорук «Физика для малышей » .
Работа с родителями : Привлекать родителей к активному участию в проекте .
Список предполагаемых опытов для проведения родителями дома с детьми :
Опыт с определением уровня воды.
Опыт с застыванием сахара «Цветные леденцы» .
Сила трения в быту.
Альбомы для рисования водой.
Сделать календарь роста и веса ребёнка от рождения до окончания проекта .
Привлекать детей к взвешиванию продуктов для приготовления пищи.
Ровно ли стоит мебель в доме?
Преодоление веса в воде «Легко ли нам плавать?»
Катание в лодке.
Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Изготовление и запуск воздушного змея.
Экскурсия в планетарий.
Учить безопасному поведению в быту при пользовании электроприборами и на солнце.
План работы на октябрь в рамках проекта «Занимательная физика »
недели Тема Задачи
1 Вводное занятие : «Что такое физика ?» Познакомить детей с понятиями «наука» , «физика » , «учёные» , известными учёными-физиками . Вызвать интерес к данной науке, желание познать её законы.
2 «Тело и вещество» . Дать детям практические знания о том, что все предметы в физике называются тело , а характеристики предметов (то, из чего состоят предметы) – вещество.
3 «Жидкости, газы и твёрдые тела» .
Познакомить детей со свойствами твёрдых, жидких и газообразных тел.
4 «Почему дует ветер?» Дать детям практические знания о том, как возникает ветер.
План работы на ноябрь
недели Тема Задачи
1 «Свойства твёрдых, жидких и газообразных тел» Познакомить детей со свойствами твёрдых, жидких и газообразных форм.
2 «Пар – это тоже вода! Или почему идёт дождь?» Дать детям практические знания о том, что такое испарение. Рассказать о круговороте воды в природе.
3 «Почему идёт снег?» Дать детям практические знания о процессе замерзания . Познакомить с молекулой воды.
4 «Лёд замёрз или зачем нам сила трения?» Познакомить детей с силой трения.
План работы на декабрь
Тема Задачи
1
2 «Капиллярные силы и цветные чудеса» Познакомить детей с капиллярными силами воды. Дать практические знания о капиллярных силах воды.
План работы на январь
Тема Задачи
3 «Секреты земного притяжения. Вес или закон всемирного тяготения» «вес» и значении веса в физике – земном притяжении . Дать практические знания о весе и его использовании в быту.
4 «Секреты земного притяжения. Центр тяжести» . Дать детям практические знания о том, что такое центр тяжести.
План работы на февраль
Тема Задачи
1 «Секреты земного притяжения. Устойчивость» . Дать детям практические знания о том, что такое устойчивость.
2 «Преодоление веса в воде. Гидравлика» . Познакомить детей с понятием «гидравлика» . Дать практические представления о преодолении веса в воде.
3 «Преодоление веса в воздухе» . Дать детям практические представления о преодолении веса в воздухе.
4 «Преодоление веса в космосе» . Дать детям практические представления о преодолении веса в космическом пространстве.
План работы на март
Тема Задачи
1 «Рассказ Ветерка о Звуке» Познакомить детей с понятием «звук» .
2 «Звук или зачем Зайке длинные уши?» Дать детям практические знания о значении звука.
3 «Как аукнется, так и откликнется!» Дать детям знание о том, что такое «эхо» . Познакомить со свойствами звука.
4 «Рассказ Радио об электрическом токе» . Познакомить детей с понятиями «электричество» , «ток» . Познакомить со свойствами тока.
План работы на апрель
Тема Задачи
1 «Электричество в быту» Дать детям практические знания об электричестве в быту, научить правилам безопасности при пользовании электроприборами.
2 «Что такое магнетизм?» Дать практические знания о магнетизме предметов.
3 «Что такое оптика? Или Тайны Света» . Познакомить детей с разделом физики – оптикой . Дать знания об отражении света.
4 «Я на солнышке лежу! Или зачем мы носим солнечные очки?» Дать детям практические знания о силе солнечного света. Научить правилам безопасности на солнце.
Итог проекта :
1. Вызвать устойчивый познавательный интерес к окружающему миру, природе вещей у детей и родителей.
2. Дать практические знания и научить применять эти знания в жизни о воде, весе, свете, звуке, электричестве.
Примечание : Третья и четвёртая неделя декабря и первая и вторая недели января посвящены Новогоднему мини-проекту «Новый год у ворот и Тайна Рождества» .
На этой странице я буду собирать известные мне книги по занимательной физике: книги, которые есть у меня дома, ссылки на рассказы и обзоры о таких книгах.
Добавляйте, пожалуйста и вы в комментариях, какие занимательные научные книжки знаете.
Н.М. Зубкова «Вкусная наука» — Опыты и эксперименты на кухне для детей от 5 до 9 лет. Простенькая тоненькая книжечка. Я бы возраст понизила, слишком простые и известные эксперименты, типа плавания яйца в солёно воде и заворачивания мороженого в шубу. В основном ответы на детские «почему?». Хотя, может, я излишне требовательна) Так, в принципе, всё симпатично и понятно)
Л. Генденштейн и др. «Механика» — книга из моего детства. В ней в форме комиксов друзья знакомятся с законами механики. Знакомство это происходит в игре, в разговоре, в общем, между делом. Мне очень она нравилась тогда, да и сейчас. Может, как раз с нее и началось мое увлечение физикой?
«Детская энциклопедия» . Этот талмуд тоже из моего детства. В нем 5 томов. Есть и про искусство, и про географию, биологию, историю. А этот по естествознанию. Сколько раз его открываю, столько убеждаюсь, что прежние энциклопедии, не то, что нынешние. Рисунки правда черно-белые (в основном), но информации куда больше.
А. В. Лукьянова «Настоящая физика для мальчиков и девочек» . Первая книга по физике, которую я купила уже сама. Что сказать? Сразу не впечатлила. Книга большого формата, рисунки красивые, бумага плотная, цена большая. А по существу, мало. Но, в принципе, читать можно, с ребенком картинки рассматривать.
А. Дмитриев «Дедушкин сундук» . Вот эта маленькая брошюрка нравится мне гораздо больше. Почти самиздат по оформлению, но все опыты, научные игрушки описаны очень доступно и просто.
Том Тит «Научные забавы» . Везде эту книгу очень хвалят, а мне тоже не очень понравилась. Опыты, да, интересные. Но объяснения нет. А без объяснения как-то скудно получается.
Я. Перельман «Занимательная механика» , «Физика на каждом шагу» , «Занимательная физика » . Перельман, конечно, классика жанра. Правда его книги не для самых маленьких)
Бруно Донат «Физика в играх» . Похоже на Тома Тита, только как-то легче на мое восприятие и объяснения всех опытов и игр приведены.
Л.А. Сикорук «Физика для малышей» . Похоже чем-то на мою «Механику» Генденштейна из детства. Нет, тут не комиксы, но знакомство с физическими законами природы идет в беседе и между делом. В продаже я эту книжку не нашла, потому она у меня только в распечатке.
Ну, и последнее мое увлечение — карточки с научными опытами.