Театр - волшебное место, где нарушаются законы реальности и происходят необычные события и поразительные перевоплощения. Требуемый для роли образ создается с помощью костюма, освещения и, конечно же, грима. Что входит в это понятие и какие тайны скрываются за изменениями внешности героев?
История грима
Определенным образом раскрашивать лица актеров начали еще в Древней Греции. Преимущественный цвет, в котором существовал в те годы театральный грим - белый. Использовались также сурьма (для выделения глаз черным цветом) и изредка румяна. делается на жировой основе. В его состав входят ланолин, белый вазелин, пчелиный воск, минеральные красители и особые пигменты. Если в античные времена и в Средневековье здоровье кожи мало волновало актеров, наносивших ядовитые краски для создания образа, то сейчас грим для лица разрабатывается с учетом того, чтобы не наносить вреда или свести его к минимуму.
От Хэллоуина до блокбастера
Исходя из определения самого понятия, грим - это искусство изменения внешности актера. Для этого используются специальные составы, парики, пластические наклейки. Также гримом называют сами краски, используемые в этом процессе. Это специально разработанные составы, которые могут находиться на лице долгое время, не изменяя цвета, текстуры и плотности наложения.
Если вы решили создать необычный вы легко можете найти в продаже так называемый аквагрим - краски на водной основе, которые наносятся кисточкой и легко смываются. Это простейший вариант, так сказать, масс-маркет в этой области. Грим театральный предполагает использование стойких составов на жировой основе.
Театр и кино
Создание образа будет отличаться в зависимости от того, где именно задействован актер - в спектакле или в телевизионном сериале. Если при съемке в кино лицо героя могут показать крупным планом, при котором видны мельчайшие детали, то в театре необходимо будет так выделить все его черты лица, чтобы их можно было различить с большого расстояния. Может также потребоваться придать актеру сходство с конкретным персонажем. Грим театральный в отличие от используемого в кино гораздо более резкий и интенсивный, а при близком рассмотрении может выглядеть даже отталкивающе.
В этом искусстве существует много направлений и техник, каждая из которых применяется с определенной целью. Профессионалы выделяют два основных вида: условный и реалистичный грим для лица.
Особенности реалистичного грима
Понятие реалистичный означает, что создаваемый образ нужно максимально приблизить по внешнему виду к исполняемой роли, то есть достигается сходство либо соответствие. В зависимости от задач реалистичный грим делится на несколько направлений: портретный (для роли исторических персонажей, деятелей искусства, известных личностей), национальный (когда, к примеру, европейцу нужно сыграть представителя другой расы), возрастной (создание образа более старого или более молодого человека, чем сам актер) и характерный (основан на знании физиогномики и создает моментальное впечатление о характере персонажа). Для каждого из вариантов подбирается своя палитра.
Театральный грим, называемый условным, применяется для проработки простых и понятных образов и часто сосредотачивается на выделении одной части лица. Это могут быть образы Буратино, Бабы-Яги, Пьеро и других. Для создания таких образов кроме красок используется - вещество, которое быстро высыхает на коже и становится эластичным, благодаря чему можно придавать ему нужную форму. При этом латекс по цвету похож на человеческую кожу. Когда используется пластический грим, театральный образ получается особенно реалистичным.
Тонкости профессии
Работа гримера не сводится к банальному нанесению красок. Любой визажист должен знать основы анатомии и строение лица - например, рисуя морщины, нужно делать их именно в тех местах, в которых они должны быть физиологически. Необходимо также знать законы распределения света и тени и учитывать их, создавая образ так, чтобы сценическое освещение не смазало, или наоборот, не огрубило лицо актера.
Важно знать особенности цветовой палитры, на основе которой создается грим. Театральный визажист осведомлен о том, как работают краски - светлые тона зрительно увеличивают, утолщают и приближают выделенные ими объекты, а темные тона сужают, утончают, зрительно удаляют объект. Классическая палитра состоит из 12 основных цветов - это белый, черный, голубой, зеленый, красный, бакан, охра и оттенки кожи - светло-бежевый, светло-коричневый, коричневый, натуральный и цвет загара. В рабочем чемоданчике профессионального гримера можно найти тюбики с золотой или серебряной краской, разноцветные карандаши для боди-арта и многое другое, ведь каждый следующий образ может оказаться непредсказуемым.
Да будет свет! Каким же он будет?
Важный момент в работе театрального визажиста - учитывать цветовые оттенки сценического освещения. Профессиональные гримеры постоянно советуются с работниками сцены, прежде чем взяться за краски. В зависимости от того, как меняются декорации, варьирует насыщенность и цвет освещения сцены, от яркого до полумрака, от нежно-голубого до ярко-красного. Профессиональный грим учитывает все эти моменты при создании образа героя. Красное освещение выделит макияж глаз и сделает лица бледным, зеленое придаст мертвенный вид, а голубое окрасит в фиолетовый оттенок.
Нанесение грима - увлекательный творческий процесс, результат которого всегда уникален и неповторим. Это искусство находится на стыке анатомии, живописи и скульптуры и не перестает развиваться день ото дня.
Умение подбирать палитру для своего цветотипа – только половина успеха, вторая часть – это знание правильного нанесения макияжа на лицо. Качественный визаж – целая наука. Мы поможем изучить её и стать немного ближе к мировым специалистам спонжа и кисточек.
Базовые правила
Без теории никуда, поэтому нужно углубиться в основы , узнать всё о макияже и как правильно его наносить в домашних условиях.
- Чистая кожа – аксиома. Без очищенной, чистой и красивой дермы никуда. Тонны тонального крема и пудры скроют самые явные недостатки, но в большинстве случаев, если так наносить макияж, то можно выглядеть смешно и постареть на несколько десятков лет. Поэтому перед макияжем обязательно очищаем лицо лосьонами и тониками. Кроме этого, никогда не ложитесь накрашенной спать.
- Качественная косметика. Тени, купленные на рынке за 10 рублей не лягут на кожу также, как Макс Фактор или Мейбилин, еще и аллергию могут вызвать. Пользуйтесь качественной косметикой. Мы не настаиваем на профессиональной, но и баловаться помадой или тоналкой, купленной на стихийном рынке не нужно;
- Учитывайте собственный цветотип и форму лица. При любом недостатке лица есть определенная методика нанесения макияжа: при косоглазии, проблемной коже или носе-картошке. Не игнорируйте их.
Видео: нанесение тонального крема
:
Теперь поговорим о стилях макияжа . Перед тем, как наносить макияж, хорошо подумайте, уместен ли он. Идеальный будничный макияж – неброский, легкий. Это натуральные цвета, неяркая помада, коричневая тушь. Его можно использовать как ночной или рабочий. Ближе к вечеру женщинам нужно делать вечерний макияж. Это значит нужно использовать подводку и кисти, для придания лицу выразительности.
Фото – Нанесение макияжаВ зависимости от образа жизни, неформальных предпочтений и прочих характерных черт человека, выделяют прочие основные виды и формы макияжа :
- готический или ночной, в черно-белых тонах, с ярко-подведенными глазами и губами. Обязательно использовать белую пудру и черный карандаш для век;
- эмовский, недалеко ушел от готического, все те же подведенные толсто черной линией глаза и яркие черные губы. Многим неформалам рекомендуется примерять линзы, для завершения образа;
- французский, в стиле Одри Тоту. Это неброские глаза и губы, тональный крем, с натуральным цветом и коричневые тени. Отлично подходит полным барышням. Есть еще один вариант, вообще не использовать тени, а рисовать стрелки;
- греческий макияж – много стрелок и ярких красок.
От теории к практике
Невидимый или естественный макияж – образец стиля, но нужно знать, как наносить натуральные цвета. Профессиональный make-up – идеальная основа. Используйте жидкий тон подходящего цвета (этот цвет должен либо подходить по контексту образа, либо по цветотипу, в идеале – по обоим параметрам). Как научиться правильно наносить естественную палитру красок и кому подходит такой макияж?
Видео: наносим помаду
Все чаще модные дома демонстрируют на своих показах светловолосых моделей со стрелками и мягкими цветами помады. Это можно назвать современным трендом.
Предлагаем просмотреть уроки , которые приготовили для нас знаменитые стилисты:
- узкие глаза (совет азиаткам, кореянкам и казашкам), нужно красить в стиле смоки айс. Эта техника вполне возможна в домашних условиях;
- подчеркивайте скулы, так лицо становится более выразительным, это советы визажиста Анжелины Джоли;
- покупайте гипоаллергенную косметику, особенно если делайте грим глаз. Самые известные фирмы-представители: Амвей, oriflame, lisse, clarins, mary kay (Мери Кей);
- летом не используйте жирную основу или крем под тон (это вообще не правильно) – лучше не наносить макияж на потное лицо;
- рассыпавшиеся тени стряхивайте из-под глаз сухим спонжиком либо просто подуйте на лицо.
Как наносить мейк-ап брюнеткам , чтобы он не был вызывающим? Для начала ограничьте использование драматических цветов. Делайте акцент только на чем-то одном: на глазах или губах. Намного более эффективен в покорении сердец выразительный кошачий взгляд, поэтому учимся красить глазки.
Очистите кожу, выровняйте лицо. Для этого возьмите тональный крем и пудру, хотя использование последней нежелательно для молодой или проблемной кожи. Теперь наносим базу, используем пудру для того, чтобы убрать блеск и скрыть круги под глазами. Подчеркиваем скулы румянами.
Фото – Как наносить румянаОтличный романтический образ получится, если румяна наносить не только на линию контура, но и легонько присыпать ими уголки глаз с внутренней стороны.
Затемнение внутреннего уголка глаза – просто находка, когда глаза глубоко посаженные и при опущении века.
Фото – Нанесение помады
Как правильно наносить повседневный макияж блондинкам , и какие тени подходят для голубых глаз – расскажем поэтапно. Дымчатый взгляд – популярная тенденция на данный момент. Для её воплощения на светлой коже цветотипа Лето и Весна нам понадобится:
- натуральная основа;
- пастельные цвета теней;
- коричневая тушь и карандаш.
Девушке, у которой светлая кожа, нужно особенно тщательно её выравнивать. Но если не использовать румяна, то лицо получится плоским и невыразительным. Наша инструкция проста: весной красьте лицо пастельными мягкими тонами, близкими к естественной красоте. Для того чтобы скрыть недостатки, используйте корректирующий карандаш, а подводка наносится только под тени.
Как наносить дневной макияж по цвету глаз
Как сделать макияж на зеленые глаза ? Нужна теплая гамма. Это особенно кстати осенью, когда по всюду золотые оттенки. Хотя красота зеленых глаз также хорошо подчеркивается фиолетовыми и синими тенями.
Щеки у цветотипа осень нужно красить цветами кирпича, а вот губы – желательно в той же палитре, что и глаза.
Фото – Нанесение теней
Немного легче шатенкам и брюнеткам, имеющим карие глаза . Рекомендуем использовать пепельно-серые оттенки, цветотип Зима это любит. Подчеркивайте цвет волос алой помадой – её нужно подобрать индивидуально.
Для рыжих барышень идеальный цвет теней – зеленый, поэтому девушке-рыжинке нужно активно использовать модный makeup smoke во всех оттенках зеленого (болотный, яркий, салатовый, бирюзовый).
Полезные секреты :
- перед нанесением помады на губы или тени на веки, выровняйте кожу, тогда краска ляжет легче и ровнее, а макияж будет выглядеть аккуратнее;
- если хотите научиться наносить восточный макияж на глаза, то используйте подводку с твердой кисточкой и фиолетовые тени;
- важно и затем их расчесать. Для этого возьмите специальные кисти. Обязательно нужно снимать лишнее: торчащие волоски, подтереть яркие линии;
- пожилым дамам и подросткам категорически не рекомендуется наносить яркий макияж, в котором есть красная помада или такие же тени для глаз.
Видео: наносим тени
Макияж в восточном стиле
Все уже видели на улицах и просторах интернета девочек-аниме. Это новая тенденция в макияже, которая называется «японский стиль». Для его воплощения в жизнь нужно максимально осветлить лицо и подчеркнуть глаза. Мулаткам и девушкам, страдающим от гиперпигментации сложно отбелить кожу, поэтому допускаются некоторые отклонения от классического аниме-мейкапа. Схема следующая:
Осветляем кожу, наносим пудру, румяна не используются. Если смотреть картинки, то можно заметить, что это все тот же смоки айс, только еще более насыщенный.
Губы не красим, либо осветляем. Получаем идеальный клубный или новогодний образец макияжа для девочки-подростка.
Фото – Нанесение бирюзовых теней
- используйте кисти из натуральных материалов;
- обязательно просмотрите обучающие фото и видео;
- яркий свадебный макияж невесты делается для того, чтобы красиво получится на фотографии, поэтому его нужно наносить перламутровыми красками;
- наносите праздничный мейк-ап исходя из типа лица, формы глаз и губ.
Любая современная девушка хочет выглядеть потрясающе и получать комплименты от окружающих. Правильно подобранный и грамотно выполненный макияж – это одна из главных составляющих законченного женского образа. Поэтому очень важно уметь пользоваться декоративной косметикой и знать правильный порядок действий.
В последовательности нанесения макияжа важно учитывать текстуры косметики. Кремовые и гелевые средства нужно использовать в начале, а сухие – уже спустя некоторое время. Такой секрет позволит мейку держаться дольше и не поплыть. Тут действует принцип закрепления – кремовую тональную основу отлично закрепляет пудра.
Ежедневный мейк можно делать не более 15 минут. Этого времени вполне достаточно выполнить все этапы: выровнять тон лица, накрасить брови с глазами и оформить губы. Вечерний макияж обычно делают из основы дневного. Для этого можно просто ярче накрасить глаза или губы и добавить румян.
Чтобы мейкап смотрелся естественным и не допускались ошибки, его нужно делать при дневном свете. В зеркале должно помещаться все лицо.
Держите в чистоте кисти и спонжи для макияжа. Их надо мыть не реже раза в неделю. Делайте это под проточной водой жидким мылом.
Этапы нанесения
Выполняя макияж поэтапно нужно начинать с подготовки кожи.
Мейкап правильно наносить только на чистую кожу. Поэтому для начала нужно снять остатки макияжа, умыться, протереть лицо тоником. Далее определяемся с типом кожи. Сухую кожу важно увлажнить дневным кремом. В случае жирной или комбинированной кожи наносим матирующее средство или базу.
Следующий этап — коррекция недостатков.
Чаще всего на коже бывают различные дефекты, которые на этом этапе можно скрыть корректорами разных цветов. Синтетической маленькой кисточкой точечно наносится средство и слегка растушёвывается по контуру (не размазывается).
Могут понадобиться такие оттенки:
- Жёлтый – убирает синяки, фиолетовые пятнышки, венки;
- Зелёный – скрывает аллергические покраснения, прыщи;
- Розовый – наоборот, борется с землистым цветом лица и зелёными пятнами;
- Лиловый – скрывает оранжевый оттенок загара.
С помощью консилера убираем тёмные круги под глазами. Он должен быть немного светлее, чем цвет лица.
Задаём тон
Для нанесения тонального крема используем синтетическую кисть или спонжик. Также можно использовать ВВ-крем. Увлажняющий крем перед ним использовать не нужно. Средство надо накладывать от центра лица к периферии по массажным линиям. Не забудьте про переход на шею и линию роста волос. Цвет тонального лучше выбирать максимально близким к тону кожи на щеке. Не стоит брать тёмные цвета – они очень старят лицо, а светлые могут придать болезненный вид.
Следующий шаг — пудра. Её наносим на Т-зону. Для правильного нанесения используем натуральную большую кисточку или пуховку. Выбирайте пудру в тон тональному крему. Главная её задача – закрепить макияж и матировать кожу. Рассыпчатая пудра даёт самое тонкое покрытие, а компактную удобно взять с собой и использовать в течение дня.
Схема цветовой коррекции
После того как мы нанесли на лицо тональный, получается эффект маски. Это происходит из-за того, что пропадают естественные блики и тени. Наша задача – придать лицу объёма и сделать его живым.
С этим справятся сухие корректоры коричневого и светло-бежевого цвета. Такой контраст даст нужный эффект. Пошагово натуральной кисточкой наносим тёмный оттенок по контуру лица (линия роста волос, под подбородок, углы челюсти). Также затемняем часть под скулой от середины щеки. Светлый корректор нужно нанести на середину лица (лоб, спинка носа, подбородок), а также под бровь, над скулой, над губами. Все переходы хорошенько растушёвываем.
Идеальные брови
Поэтапно делаем оформление бровей так:
- Для начала их надо причесать щёточкой.
- Карандашом телесного цвета прочертить контур над и под бровью, растушевать пальцами.
- С помощью теней или карандаша создаём правильную форму брови. Смотрите схему, с её помощью нужно определить форму бровей по овалу лица.
- В заключение можно закрепить результат гелем.
Оформление глаз
Это наиболее важный этап, поэтому рассмотрим его подробно. Нужно делать пошагово следующие действия (как на схеме):
- На чистое веко наносим базу под тени. Это поможет мейкапу продержаться весь день и легче нанести косметику.
- Натуральной маленькой кистью наносим светлый оттенок теней на внутренний уголок глаза, более тёмный – на внешний.
- Тщательно растушёвываем границы переходов.
- Теперь можно подчеркнуть линию ресниц стрелочкой. Подводка даст более вызывающий и игривый взгляд. Карандаш можно растушевать и взгляд получится мягкий и манящий.
- Бежевым кайалом прокрашивается слизистая нижнего века.
- Последний штрих – тушь для ресниц.
Оформление губ
Цвет помады важно правильно подбирать по своему цветотипу. Девушкам со светлой кожей подойдут холодные оттенки: розовые, лиловые, ягодные. Тёплые оттенки лучше выбирать смуглым и рыжеволосым девушкам: персиковый, терракотовый, коралловый.
Важно делать все поэтапно (как на фото):
- Для начала на губы наносится бальзам и промакивается салфеткой.
- Карандашом в тон помаде очерчиваем контур и растушёвываем цвет.
- Для нанесения помады подойдёт маленькая синтетическая кисточка.
- По желанию можно добавить прозрачного блеска.
Румяна
Оттенок румян лучше выбирать в тон помады, если мейкап естественный. Специальной кистью набираем немного цвета и стряхиваем излишки с кисти. Далее следует нанесение румян на яблочки щёк и растушёвываем к вискам. Как правильно пользоваться румянами по типу лица – смотрите на схеме.
После выполнения всех этих действий посмотрите внимательно на результат в зеркало. Возможно надо что-то подправить или добавить. В конце можно освежить лицо термальной водой. Это можно делать и в течении дня.
Просмотрите видео с пошаговым обучением различным техникам визажа. В этом случае лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Такие несложные этапы может освоить любая девушка, если она хочет выглядеть неотразимо. Теперь ваша задача заключается в том, чтобы воплотить эти действия в жизнь. Желаем удачи в достижении своего идеала красоты!
Вконтакте
Чтобы образ, создаваемый для праздника Хэллоуин, получился цельным, необходимо не только подобрать костюм и сделать подходящую прическу, но выполнить макияж. Для создания некоторых образов требуется даже не макияж, а достаточно сложный грим.
Конечно, если имеется возможность обратиться к профессиональному гримеру или визажисту, то результат будет великолепным. Но в большинстве случаев, удается справиться и самостоятельно.
Достаточно часто требуется сделать белое лицо на Хэллоуин, так как основные персонажи этого праздника должны быть мертвенно-бледными. Такой вариант макияжа необходимо делать, если создается образ вампирши, скелета, гейши, призрака невесты и пр. Рассмотрим, как можно выбелить лицо в домашних условиях.
Какая белая краска для лица на Хэллоуин может быть использована? Основное требование к применяемым краскам – их полная безопасность для кожи. Нужно понимать, что, нанося на кожу краску, не предназначенную для кожи, человек сильно рискует. Реакция организма может быть непредсказуемой, и хорошо еще, если все обойдется образованием сыпи на лице. Может развиться и более тяжелая аллергическая реакция, вплоть до смертельно опасного анафилактического шока.
Поэтому, планируя в первый раз делать макияж с использованием красок, не поленитесь провести простейший тест на чувствительность. Нужно просто нанести пару мазков краски на кожу запястья или локтя и выждать пару часов. Если после снятия краски на коже не будет следов покраснения, то можно пользоваться этим средством.
Читайте также: Создаем легкий макияж на Хэллоуин
Какими же средствами красят лицо на Хэллоуин? Вот возможные варианты:
- аквагрим;
- грим театральный;
- художественные краски: гуашь, акварель;
- домашние средства на основе муки.
Рассмотрим, как правильно использовать эти варианты красок.
Аквагрим
Это специальные краски, безвредные для кожи на водной основе. Этот вариант красок можно применять даже для детей. Продается аквагрим либо, как обычные художественные краски в баночках, либо в сухом виде. В последнем случае его нужно разводить водой.
Если планируется использовать краску один-два раза в году, то лучше выбрать вариант с порошкообразными красками, так как такой грим дольше хранится. Продается авквагрим в детских магазинах, в развлекательных центрах и магазинах, реализующих товары для театра.
Наносится краска при помощи спонжа на очищенную и увлажненную кожу. Если нужно сделать мертвенно-бледную кожу можно добавить к белой краске немного голубого или зеленого цвета. Наносить грим лучше в два-три слоя, следующий слой нужно наносить после того, как предыдущий высох. Но поскольку грим сохнет быстро, то макияж много времени не займет.
Смывается грим при помощи простой воды, если краски случайно попадут на одежду, переживать не стоит, он легко отстирывается.
Грим театральный
Еще один хороший вариант – профессиональный грим, который применяют театральные актеры. Этот вариант краски можно купить либо в специализированных магазинах, либо заказать через интернет.
Читайте также: Повседневный макияж для карих глаз: основные этапы нанесения
Грим театральный имеет не водную, а жировую основу. Поэтому работать с ним сложнее, но зато эффект получается намного лучше.
Правила работы с гримом:
- кожу рекомендуется предварительно хорошо очистить, желательно, использовать скраб, тоник;
- затем нужно наложить основу под макияж или любой крем, можно использовать детский крем или вазелин;
- грим нужно наносить чуть влажной губкой, стараясь накладывать средство ровно без пропусков и разводов;
- после нанесения грима, кожу обязательно нужно припудрить рассыпчатой белой или прозрачной пудрой, можно использовать тальк, рисовую муку.
Художественные краски
Сделать белый грим на Хэллоуин можно и с использование художественных красок. Можно использовать гуашь или акварельные краски. А вот наносить на лицо краски акриловые категорически не рекомендуется.
Однако использование художественных красок дает не самый хороший результат. Гуашь сильно стягивает кожу, акварель хуже ложится и долго сохнет, а наносить краску приходится в несколько слоев.
Но самым неприятным моментом является то, что слой художественной краски на лице после высыхания начинает трескаться. Поэтому нужно будет стараться сохранять неподвижность лица (не разговаривать, не использовать мимику и пр.), что на празднике крайне неудобно.
Впрочем, для некоторых образов потрескавшийся слой краски на лице может быть даже кстати. К примеру, образ зомби или разбитой куклы от этого только выиграет. А вот образ гейши растрескавшаяся краска на лице сильно испортит. Чтобы сделать более стойкий грим, стоит смешать белую гуашь с вазелином. Смешивать вещества нужно небольшими порциями.
Домашние краски
Технология грима Технические средства грима Для выполнения гримерных работ необходимо иметь гримировальные краски, инструменты и принадлежности и рабочее место. В настоящее время стало привычным делом использовать в гримировании коробки грима, а раньше пользовались случайными красителями из бытовой косметики, нередко включавшими в состав вредные вещества, а также растительными соками трав и растений. В начале XVIII в. стали применять специальные гримировальные краски для грима. В 1786 г. гейдельбергский медик Франц Май разработал краски на сухой основе, которые не вредили здоровью. В своей книге он дал подробные указания и рецепты для грима. До середины XIX в. актеры пользовались ими. С изменением освещения театральной сцены, площадки потребовались более тонкие приемы выполнения грима и, естественно, краски видоизменились. На смену сухим появились краски на жировой основе. На протяжении многих лет состав красок изменялся и совершенствовался. В настоящее время у нас в стране актеры пользуются гримировальными красками высокого качества. К составлению их рецептур привлечены ведущие художники-гримеры театра и кино, врачи-косметологи, художники, технологи. Гримировальные краски можно разделить на сухие и жирные, пасто - и мазеобразные, твердые, жидкие. Грим в готовом виде расфасован в пластмассовые коробки, где три фоновых тона (№1 - светло-розовый, №2 - темно-розовый, №3 - загара) и девять оттеняющих красок: светлая красная - кармин, темная красная - бакан, белая, желтая, черная, синяя, зеленая, коричневая, светло-коричневая. Практически каждая краска в чистом виде не употребляется, в большинстве случаев краски смешивают, получая желаемый оттенок. При составлении двух-трех красок можно получить новый оттенок или краску. Так, при смешении белой и черной красок получают серую, синей и белой - голубую, синяя и желтая образуют зеленую, добавляя в зеленую белую, получаем салатовый цвет; сочетание красного и синего дает фиолетовый цвет. При смешивании гримировальных красок полезно вспомнить законы живописи. Гримировальные краски изготовляют из безвредного по составу растительного и минерального сырья, материалов. Мелкотертые порошки красок перемешиваются с натуральными жирами, ароматическими маслами ("отдушкой"), которые не растворяются в воде. Составлением грима занимаются специалисты в лабораториях, имеющие на то медицинское разрешение. Кроме густых красок бывают жидкие гримировальные краски-морилки. Их используют в музыкальных театрах, особенно в балете, опере, а также в драматических театрах. Красками покрывают большую площадь кожи - плечи, руки, спину, ноги. Морилки дают возможность за короткое время сделать тело загорелым. В салонных спектаклях актеры, изображающие аристократов, применяют белила. Жидкий грим состоит из воды, глицерина, одеколона и мелкотертого порошка мела для белил или коричневой краски, разводимой в воде для морилки. Краски быстро сохнут, не пачкают костюм. Продаются краски в стеклянных полиэтиленовых флаконах. При употреблении их взбалтывают, выливают в плоскую миску или блюдце и при помощи губки наносят быстрыми движениями на кожу. Можно наливать небольшое количество краски в ладонь и растирать плавно и мягко. Раньше для придания коже темного оттенка использовали жженую пробку, разведенную на пиве. Жидкие краски легко смываются теплой водой с мылом. В гриме используют сухие краски - мелкотертые пудры, румяна, косметические тени, блеск для губ и глаз. Иногда применяют светящиеся краски, особенно в спектаклях-сказках. В работе по гриму необходимы кисточки щетинные №1, 2, 3, растушевка, которую можно заменить обожженной спичкой или сделать из куска бумаги, сложенной вдвое, вырезанной конусом, плотно скатанной широким краем внутрь и с заклеенным наружным краем. Необходим пузырек с кисточкой для клея, которым прикрепляют растительность (бороду, бакенбарды, усы) к лицу и ручное зеркальце. Для гримерного цеха в театрах надо выбирать просторную, светлую комнату с широкими окнами. В ней должны быть раковина, мойка, сушилка, термостат, фен, сушуар, скамейка для установки станка тресс-банка. Цех должен быть хорошо освещен, иметь верхнее и боковое освещение, оборудован стенными шкафами для хранения гримерных принадлежностей (коробок с гримом, пудры, вазелина, алигнина, ваты, клея ля грима, одеколона, морилки, белил), должен быть сейф для хранения ацетона, бензина. |
Технические приемы грима
Существуют два основных технических приема гримирования: живописный и скульптурно-объемный. Каждый из них базируется на конкретном изучении пластических особенностей лица. Живописный прием выполняют, используя гримировальные краски. Работа с красками во многом напоминает работу живописца. Соблюдают те же принципы, что и в живописи, так как в них много общего. Цвет, светотень, линия играют большую роль, связаны между собой и дополняют друг друга. Так как жанр произведения (опера, оперетта, драма, цирк, эстрада) оказывают определенное влияние на выбор грима, то характер грима меняется. В цирке и на эстраде можно использовать линейные гримы, которые иногда называют условными. Они отличаются тем, что в них отсутствует плскостно-живописная выразительность, нет четкого выражения объемных форм, а лишь графичность изображения, цвет используется в чистом виде, без оттенков и переходов из одной тональности в другую.
Скульптурно-объемный прием грима отличается от живописного тем, что в нем используют кроме красок налепки, наклейки, аппликации, подтяжки, постижерные изделия. В выполнении его много общего с работой над скульптурой по передаче объемной формы. Используя скульптурно-объемный прием грима, можно изменить лицо до полной неузнаваемости, чего нельзя сделать в живописном приеме. В скульптурно-объемном приеме используют разнообразные материалы: вату, папье-маше, кожу, пробку, пластические детали, постижерные изделия. Особенно наглядно это может проявиться при гримировании сказочных персонажей в спектаклях-сказках, феерических и цирковых представлениях.
В театре процесс гримирования называют упрощенно "грим", но каждому понятно, что? подразумевается под этим словом. Грим требует внимания и аккуратности, в противном случае он может быть неудачным. Надо запомнить такую последовательность грима: подготовка рабочего места, протирание лица, наложение общего тона и румян, подводка деталей лица, бровей, глаз, губ, носа и др. Если в гриме применяют так называемую растительность - усы, бороду, бакенбарды, брови, то те места, на которые они будут наклеиваться, вазелином или общим тоном не покрываются. Клеят растительность после окончания гримирования. Это делается для того, чтобы не запачкать волосы гримом, пудрой и не испортить формы. Все налепки из гуммоза, ваты, поролона, а также пластические детали клеят насухо вытертую кожу перед началом гримирования. Чтобы налепка лучше держалась, кожу лица припудривают или промазывают гримировальным клеем.
Женский парик надевают после окончания гримирования, чтобы рукой при гримировании не помять прически. Мужские парики со лбом надевают до гримирования, чтобы наклеить шифоновую ленту и замаскировать рубец перехода от искусственного лба к естественному. Так же надевают полупарики и накладки. Прически из естественных волос делают в два этапа: перед гримированием завивают волосы и закалывают их шпильками, для того чтобы они остыли, а после гримирования укладывают в прическу. Если прическа требует густых волос, то используют накладные элементы: шиньоны, косы, локоны. Театральный костюм надевают через ноги, если такой возможности нет, то через голову, а лицо на этот момент покрывают куском тонкого капрона или газа и аккуратно продевают в отверстие ворота. Это делается для того, чтобы матеря костюма скользила по капрону и предохраняла от гримировальных красок. Снимают костюм сразу после окончания спектакля. Затем снимают парик, различные постижерные изделия, разгримировываются, используя крем.
Театральный грим будет только тогда удачен, когда соблюдена полная гармония между всеми компонентами.
Подготовка лица к гриму
Прежде чем приступить к гримированию, волосы зачесывают со лба назад, надевают широкую резиновую или хлопчатобумажную повязку. Лицо смазывают вазелином, или кремом, или специально подготовленным жиром. Смазывание лица делают легко и быстро от центра к краям, не нажимая сильно на кожу и не втирая в кожу. Затем промокают лицо куском алигнина или ваты для подсушивания кожи. Но все-таки после промокания кожа должна оставаться влажной для того, чтобы очистить лицо от пыли. Жировая основа делает кожу более эластичной, благодаря чему грим распределяется легче. Гримировальные краски бывают сухими, и по лицу, не протертому жировой основой, они распределяются с трудом, нежелательно растягивая кожу и "натирая" преждевременные морщины. Если гримировальные краски имеют большой процент жиров, то перед гримированием лицо можно не смазывать вазелином, чтобы грим не растекся.
Распределение общего тона
Следующий этап гримирования - подбор и наложение общего тона на лицо. Общий тон на лице актера необходим, так как незагримированное лицо под действием сценического освещения теряется, кажется плоским и невыразительным, кожа лица выглядит без тона серой, мертвой. Он является основой грима, своеобразной грунтовкой, на которую можно накладывать краски. Надо помнить, что общий тон, т.е. цвет кожи сценического персонажа, играет значительную роль, характеризуя внешний облик человека. Цвет общего тона может быть различным и зависит от возраста, характера, национальности, социального положения, других субъективных и объективных причин. В коробке грима три основных общих тона: светло-розовый №1 для женского лица, несколько темнее №2 и цвет загара №3 . Общий тон в чистом виде не используют. Каждый раз подбирают особый общий тон, смешивая с основным тоном краски коричневую, желтую или красную. Общий тон накладывается на лицо пятнами при помощи губки или указательного пальца правой руки от центра к краям лица. Общий тон распределяют плавно скользящим движением, ровным тонким слоем. Краски на лице распределяются по системе массажа - к кромке волос и на шею. Гримируя лицо, следует покрывать общим тоном мочку уха и часть шеи, чтобы лицо не выглядело маской. Вместо грима используют для шеи темную пудру или жидкий грим - морилку.
Наложение румян
Для оживления лица после наложения общего тона необходимо наложить румяна. Существует несколько их разновидностей: румяна для грима молодого, старческого, болезненного лица, типа "лубок". Цвет краски ля румян составляют в зависимости от тона лица, цвета глаз и волос. При смуглом цвете лица необходимо в румяна добавить более темной краски. Для светлого тона лица, светлых глаз и волос накладывают светло-розовые румяна. Распределение румян происходит по определенной схеме. Наиболее сильно румяна накладывают на выступающие части скуловой кости. От скулы румяна постепенно сводят на нет, легко и плавно к височной, глазничной впадинам и к уху. У внутреннего угла глазничной впадины румяна переходят на стенку и крылья носа. Затем румяна накладывают на виски и надбровные дуги, подрумянивают подбородок и мочку уха. Румяна с подбородка мягко и органично стушевываются на нет, соединяясь с румянами щек по линии нижней челюсти. Румяна ля грима молодого лица накладывают с мягкими переходами от более ярких красок к светлым, постепенно стушевывая с общим тоном. Если лицо после запудривания грима выглядит бледным, то его можно подрумянить при помощи сухих румян. Несколько иначе румяна наносят при гримировании старческого лица. Берут крупную губку, обмакивают в составленные заранее румяна и концентрируют цветовую гамму по скуле, создавая как бы склеротичный румянец. Румянец в гриме болезненного лица делают пятнами, сосредоточивая краску на скуле. При гриме "лубок" румянец на щеке имеет вид яблочка. С давних пор румянец "яблочко делали на игрушках - матрешках, петрушках. При помощи румян можно корректировать форму лица: расширить его или сузить. Это произойдет иллюзорно, зрительно, на самом же деле овал лица останется без изменения. Для того чтобы расширить лицо, румяна наносят ближе к уху, на два пальца от носа по скуле, растушевывают по направлению к челюсти. Чтобы сузить лицо, румяна накладывают ближе к носу по скуле, отступая от уха.
Грим лицевой части черепа и других частей лица
Для того чтобы ознакомиться с работой по гриму, нужно тщательно изучить анатомическое строение и пропорции лица. Зная строение лицевых костей, можно правильно делать грим худого, старческого лица. Изучение начинается с прощупывания костей и впадин. При работе большое значение имеет распределение света и тени. Надо помнить, что светлые цвета приближают предмет, а темные отдаляют, делают его зрительно глубже.
Грим начинается с нанесения общего тона. Берется белая краска с добавлением желтой (цвет кости). Указательным пальцем прощупывают выпуклости: скулы, челюсти, подбородок. Они очерчиваются тонкой линией (коричневой и черной краской). Выпуклости остаются покрытыми основным тоном, но не равномерно, середина каждой выпуклости пробликовывается. Впадины затемняются темной краской, которая накладывается неравномерно. Под скуловой впадиной тень выглядит темнее, к нижней челюсти тень рассеивается и сходит на нет. Затемняют глазничные впадины.
Под глазами, надбровными дугами и особенно около внутреннего угла глаза тени делают интенсивнее, под наружным углом глаза - слабее. Угол нижней челюсти оттеняется резкой тенью, к шее тень рассеивается, растушевывается. Височные и лобная впадины затеняются слегка. Окраска впадин зависит от их глубины, а также от больших и меньших выпуклостей. На лобных буграх и на лобных дугах, на скулах и подбородке, на нижней челюсти (углах) ставя блики, сила теней здесь различна. Вместе с тем резких переходов между тенью и тоном, а также бликом делать не рекомендуется. Постепенный плавный переход от одного цвета к другому можно получить за счет тщательного аккуратного растушевывания граней. Глубокие впадины не следует окрашивать черной краской, так как она трудно смывается с лица. Лучше смешивать коричневую краску с черной. Очертания костей, места расположения и форму впадин нужно запомнить, так как это поможет при гримировании и выполнении макияжа.
Благодаря искусному гриму можно изменить детали лица. Рассмотрим приемы изменения лба, бровей, глаз, носа, губ, щек, подбородка при помощи грима.
Форма лба зависит от лобной кости лицевого черепа. Лоб может быть высоким и низким, широким и узким, выпуклым с выступающими лобными буграми и надбровными дугами, плоским с сильно вогнутой лобной впадиной. Изменить форму лба можно, используя гримировальные краски. Для придания выпуклости необходимо высветлить лоб бликами более светлыми, чем общий тон (тон № 1 + белая), а также лобные бугры, середину лба. Сузить поверхность лба можно, затемнив более темной по отношению к общему тону краской. Покрыв височные впадины коричневой краской + + бакан, можно таким образом ограничить плоскость лба.
Ширина лба зависит от формы бровей, так как высоко поднятые густые широкие брови сделают лоб зрительно более узким, а короткие, еле заметные по своему цвету брови, наоборот, увеличат лобное пространство. В разные эпохи к ширине лба относились по-разному. В обычаях древних греков было принято закрывать лоб волосами, повязками, а в эпоху Возрождения, наоборот, высокий выпуклый лоб считался основным признаком красоты женщин.
Для этого выщипывали брови и даже ресницы. Всмотритесь внимательно в портреты живописцев эпохи Возрождения, которые на своих прекрасных полотнах отразили своих современников: линия лба у них явно завышена. Художник Пьеро ди Козимо ("Портрет Симонетты Веспуччи") на портрете изобразил молодую красивую женщину с чрезвычайно сложной прической: большой выпуклый лоб, еле заметные брови, глаза устремлены вдаль; длинная шея подчеркивает юность и женственность. На первый взгляд, можно подумать, что верхняя линия лба, берущая начало от линии роста волос, как бы делит лицевую и затылочную части на две равные. На портрете художника А. Поллайоло "Женский портрет" (1460) изображена также молодая красивая женщина с высоким лбом и длинной шеей, длина которой увеличивается за счет высоко поднятого пучка волос и низко опущенного декольте. Можно обратиться к всемирно известному шедевру мирового искусства - портрету итальянского художника, ученого Леонардо да Винчи "Джоконда". Милое женское лицо с загадочной улыбкой отвечает требованиям моды: высокий лоб, еле заметные брови, ресницы.
Брови Они как бы дополняют оформление глазничной впадины, воспринимаются как декоративный элемент, который не только украшает, но и передает характер. Брови играют главную роль в равновесии лица, они могут создавать или разрушать его. Они способны подчеркнуть красоту глаз, их привлекательность или, наоборот, акцентировать недостатки, а также придать всему лицу нежелательное выражение. Если брови в гриме или макияже оформлены грубо, неправильно, то вся работа может потерять смысл. Необходимо знать строение, линии, форму, характер бровей. В строении бровей различаются следующие части: головка - утолщенная часть, находящаяся у переносья, прозрачная по окраске; тело - средняя часть бровей; хвостик - наружная часть, наиболее тонкая. В зависимости от густоты брови могут быть широкие, длинные, тонкие, сросшиеся на переносице, по форме - прямые, дугообразные, круглые, "домиком". Если головку брови и хвостик зрительно соединить прямой линией, то в зависимости от направления этой линии можно определить следующие линии бровей: восходящую, горизонтальную, спускающуюся. Брови бывают плавные, с изломом, с разрывом. В гриме и макияже брови играют большую роль, при помощи их формы можно наглядно выразить характер человека: волевой, суровый, мужественный, легкомысленный, веселый, печальный. В гриме бровям нужно уделять особое внимание, так как неумелое их окрашивание может придать лицу вульгарный вид. Форму бровей можно изменить, применив более густой общий тон, смешанный с пудрой. Полученной массой окрашивают волоски бровей против роста волос, повторяя движение пальца, на котором находится масса, несколько раз. Для маскирования бровей можно использовать мыло. Взяв небольшой кусок мыла (лучше детского или простого), смачивают его острый угол и несколько раз проводят им по волосам брови. Волоски слипаются и легко скрываются под общим тоном лица. Более жесткие и густые брови можно замазать специальной мастикой - ангруаом. Так как в ее состав входят воск и клейкие вещества, то волосы склеиваются, плотно прилегают к коже, после такой подготовки можно накладывать общий тон и рисовать форму бровей гримировальной краской при помощи кисточки или растушевки. В оперных театрах сцена, удаленная значительно от зрительного зала оркестровой ямой, требует более яркого, четкого грима. Глаза - "зеркало души" - должны быть видны, открыты. Поэтому при подводке бровей стремятся как можно больше открыть глазничную впадину, проводя краской по верхней линии бровей. Брови маскируют смесью общего тона и гуммоза, специальным клеем для грима (лаком), расчесывают частой гребенкой, щеткой, затем проводят кисточкой с клеем. Повторяют движение с кистью несколько раз. После прикладывают поверх волосков бровей мокрую вату, быстро проводя по поверхности: образуется белый налет, волоски плотно приклеены друг к другу. После этого общий тон легко наносят на поверхность. В спектакле театра им. Е. Б. Вахтангова по пьесе В. Соловьева "Великий государь" народному артисту РСФСР И. М. Толчанову в роли царя Ивана Васильевича гримировали брови, похожие на крылья птицы, подчеркивая неуравновешенный, грозный характер царя. Работая над формой бровей, художник-гример Д. Ситнов предложил сильно приподнять часть брови около виска. Для этого кожу подбровного пространства закатывали вверх и заклеивали, затем клеили брови из крепе. Черная краска в гримировании бровей используется при выполнении национального грима, в остальных случаях применяют черную краску + коричневую и бакан (темно-красную). От природы брови бывают неодинаковой ширины, начало бровей прозрачное, менее густое, в середине брови шире и гуще, а концы тоньше и острее. Цвет бровей немного темнее цвета волос на голове. Не исключены моменты сильного окрашивания бровей как дань моде или личного вкуса. Подрисовывать брови можно отдельными штрихами при помощи кисточки или растушевки, можно рисовать сплошной линией или использовать наклейки. В XVIII в. было принято в аристократических кругах наклеивать брови из низковорсного меха шкурок выдры или соболя. Брови из крепе удобно наклеивать, но использовать их можно только один раз; в спектаклях пользуются заранее сделанными наклейками на монтюре из тюля, газа, шифона. |
Глаза
Этот сложный организм состоит из глазного яблока, окружающих вспомогательных тканей, которые защищают его и приводят в движение: мышц глаза, верхнего и нижнего век с ресницами, слезника. Сюда же надо отнести брови, поскольку они как бы завершают оформление глазничной впадины. О глазах можно судить по их форме, величине, положению, цвету, выразительности. В зависимости от величины и размера глазной щели различают глаза миндалевидные, щелевидные (монгольские, японские), круглые, большие, маленькие. Глаза различают также по характеру нормально посаженных, глубоко посаженных и выпуклых (навыкате) глаз, а в зависимости от расстояния между внутренними уголками глаз - близко и широко поставленные. Различно и расположение осей глаз. Ось - это условная прямая, проведенная через наружный и внутренний углы глаз. Ось может быть горизонтальная - углы глаза расположены на одной прямой (классический глаз), восходящая - наружный угол выше внутреннего (восточный глаз), падающий - наружный угол ниже внутреннего - (европейский глаз). Идеальными принято считать глаза миндалевидной формы, расстояние между которыми равно длине глаза, а углы внутренние и внешние лежат на одной прямой.
Изучая свое лицо, мы увидим, что форма глаз на первый взгляд одинаковая для всех, имеет специфические особенности, зависящие от национальности и расы. Так, восточные народы имеют удлиненную миндалевидную форму, а народы монголоидной группы - особую форму глаз с низко опущенным слезником (эпикантусом), глазная щель узкая, глаз расположен косо, имеется "монгольская складка" у внутреннего угла глаза, которая характерна только для монголоидной расы. В целом форма глаз зависит от размера глазной щели и характера глазничной впадины. Изменить форму глаз можно, используя живописный прием, а также прибегнув к подтяжке или наклейке, налепке, разным формам скульптурно-объемного приема. При помощи грима форму глаз можно сделать более округлой, продолговатой, овальной, придать раскосость.
Для подводки глаз используют краски разного цвета, но при этом следует учитывать цвет кожи, волос, глаз. Как правило, для людей со смуглой кожей, темными волосами и глазной радужной оболочкой используют черную краску + коричневую. Для людей со светлой кожей, светлыми волосами, голубыми и серыми глазами можно использовать коричневую краску в чистом виде или с прибавлением темно-красной краски (бакана). На цвет подводки в последнее время большое влияние оказывает мода. Но в гриме и макияже есть свои особенности, так как грим существует для гримирования лица актеров, а макияж используют в жизни, быту. Если изменить цвет верхнего или нижнего век, то можно как бы изменить и цвет глаз, а при помощи подводки и форму. Для гримирования глаз используют оттеняющие краски из коробки грима, а также косметические средства - тушь, тени, карандаши, маскару. Существует несколько видов подводки глаз.
Схема макияжа по К.Диору: 1- наиболее светлый оттенок во внутреннем углу глаза; 2- менее светлый оттенок под бровью; 3- светлый оттенок над веком; 4- темный оттенок под нижними ресницами.
Нормальная подводка - такой способ гримирования, при котором подбровная часть покрывается общим тоном, наносятся румяна с учетом глубины глазничной впадины. Можно нанести оттеняющей краской цветовое пятно на верхнее веко, растушевав его аккуратно. По линии ресниц верхнего и нижнего век проводят линию, используя выбранную темную краску (черную, коричневую, черную с коричневой), у внешнего угла глаза ее делают длиннее. Линии аккуратно растушевывают, чтобы не было впечатления искусственно нарисованного глаза. При проведении кисточкой с краской особый нажим делают в середине верхнего и нижнего век. Так как ресницы верхнего века гуще, то линия подводки должна быть ярче, нижние ресницы реже - линия прозрачная.
Для увеличения формы глаза следует после нанесения общего Тона провести темную линию по линии верхнего века, затем более светлую линию (тон № 1 + белая) прорисовать у нижних ресниц, как бы увеличив этим размер глазного яблока, потом темную линию. Линии у внутреннего и внешнего углов глаза не соединяют, зрительно они будут повторять линию ресниц, расположенных параллельно. В театральном гриме можно расстояние между линиями верхнего и нижнего век у внешнего угла глаза покрыть более светлой краской, чтобы нагляднее разделить линии.
Иногда надо уменьшить глаза, придав им круглую форму, характерную для населения Африки, относящегося к негроидной расе. Приемов подводки глаз несколько, наиболее распространенной является подводка наиболее интенсивно в середине верхнего и нижнего века. Линии подводки должны быть округлыми, дугообразными, ни в коей мере не прямые. Можно общим тоном загримировать более тщательно внутренний и внешний угол глаза, положив тени по линии ресниц. Подводка глаз может осуществляться как ровной сплошной линией, так и пунктиром (отрывочными штрихами.