Здравствуйте дорогие друзья. В постах про джинсовую ткань и твид мелькали термины "саржевое плетение" и "ломанная саржа". Я решила отдельный пост посвятить видам переплетения нитей в полотне.
Здесь мы рассметрим основные виды плетений, на основе которых ткутся самые разнообразные варианты.
Основные переплетения тканей: а — полотняное, б — саржевое, в — атласное, г — сатиновое
Итак, термины:
Нить основы и утка. Основа
это нить, которая натягивается стройными рядами на станок (1), а нить утка
— это нить, которая крепится к челноку и челнок туда-сюда ходит между нитями основы, создавая переплетение (2).
Место пересечения нитей называется перекрытие
.
Рисунок ткани через некоторое кремя повторяется, образуя орнамент, так вот самый маленький кусочек этого орнамента называется раппорт
.
На картинке показано самое простое, полотняное плетение, нитки пересекаются через одну. А если мы хотим сделать другой вид плетения, например две через две, или одну через две, то вот это количество нитей, на которое смещается пересечеие основы и утка, называется сдвиг
.
Вот и все, в принципе по-русски вполне названно)))
В зависимости от схемы пересечения нитей основы и утка выделяют следующие виды плетения:
1. Полотняное плетение.
Самое простое переплетение, одна нить через одну.
Ассортимент тканей:
Хлопчатобумажные: бязь, ситец, батист, миткаль, фланель, маркизет, поплин, тафта, зефир.
Льняные: бортовка, парусина, полотно.
Шёлковые: различные крепы (крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-марокен)
Шерстяные: сукно, некоторые костюмные и плательные ткани.
Другие: домотканное полотно.
Как вы наверное догадались, ткани с такми переплетением появились на этом свете самые первые, как правило сейчас их используют для домашнего текстиля. Это очень фактуристые ткани (даже шелковые), матовые, домашние и выглядящие не дорогими. Даже из шерсти такие ткани тонкие и легкие. Могут быть поплотнее (фланель) и менее плотные (тафта).
Крепдешин
Блузочный батист
2. Саржевое плетение
Саржевое переплетение образует на поверхности ткани видимый диагональный рубчик, потому что пересечение нитей происходит с ассиметричным сдвигом 1 через 2, или 1 чезез 3. Здесь я покажу самые просты саржевые плетения, а вообще на основе этого плетения есть множество разнообразных вариантов.
Ассортимент тканей: саржа, полушёлковые подкладочные ткани, полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Основным саржевым переплетением вырабатывают полушёлковые ткани с шёлковой основой и хлопчатобумажным утком, уточным саржевым переплетением — полушерстяные ткани с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком.
Саржевое плетение само по себе очень плотное, и поэтому часто используется в технических тканях, в рабочей, верхней и военной. Наши любимые и (произошедшие как раз из верхней и рабочей одежды) как раз ткутся разнообразными видами саржевых плетений.
Карбон (углеткань) - как раз промышленная ткань
Историческая военная
Какая-то неизвестная саржевая ткань
Габардин. Шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.
3. Атласное плетение.
Атлас — (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.
Атлас применяется для пошива одежды (например, смокингов) и обуви (в том числе пуантов), отделки праздничных церковных облачений, изготовления драпировок, обивки мебели, изготовления флагов и другого.Известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией. Визуально, это самая дорогая ткань.
4. Сатиновое плетение.
Ткань сатинового переплетения нитей из хлопчатобумажного или химического волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити, довольно плотен и блестит. Сатин изготавливается из крученой хлопковой нити двойного плетения. Давно было замечено, что чем больше скручена нить, тем ярче блеск. Так появился глянец — сатин, напоминающий шёлк.
Бельё из сатина долговечно и выдерживает большое число стирок — 200—300, и лишь спустя довольно долгое время материал начинает немного тускнеть. Он дешевле, чем шёлк, но дороже, чем другие хлопковые ткани. Из него делают бельё различного дизайна для повседневного применения.
Сатин люкс жаккард
Вот основные виды тканевых плетений. Все остальное — разновидности и компиляции этих видов.
Наши бабушки и прабабушки шили свой гардероб самостоятельно, и многое могли бы нам поведать о разнообразных тканях. Уж они знали толк в том, из каких материй лучше смастерить платье или блузу. Большинство дам в те времена отлично справлялись с изготовлением домашнего текстиля: постельных комплектов, занавесок и скатертей. Они не только прекрасно шили все эти предметы обихода, но и декорировали его вышивкой и другими украшениями.
Массовое увлечение шитьем осталось в прошлом. Сейчас это занятие можно отнести в разряд хобби - его встретишь нечасто. Далеко немногие женщины могут рассказать о том, какая ткань находится у них в руках.
Текстильная промышленность поражает современных модниц обилием новинок. Ткани становятся высокотехнологичными и многофункциональными. Однако в их основе, как правило, лежат схемы и методики, разработанные еще столетие назад.
Что представляет собой полотняное переплетение?
Переплетение полотняное относится к главным видам схем сочетания волокон. Именно с помощью данного текстильного приема вырабатывается большое количество наименований тканей из различных природных и Другие виды переплетений получаются путем различных вариаций или комбинаций основных их типов.
От характера переплетения зависит не только внешний вид ткани, но и ее механические, физические и технологические характеристики. Для того чтобы разобраться в вопросе образования ткани, сначала давайте разберем основные текстильные понятия.
Основные текстильные понятия
Продольные нити называются основой, а поперечные - утком. В структуре ткани они переплетаются и образуют перекрытие, обозначаемое в ткацких схемах символом n F . Основным перекрещиванием n FO называется то место на лицевой части ткани, в котором волокна основы расположены над утком. В уточном перекрытии n F Y наблюдается обратная картина. Здесь нити основы лежат под нитями утка.
Переплетения в текстильном деле принято обозначать в виде схемы, которая представляется в двух цветах. В вертикальных рядах расположены нити основы, а горизонтальных - уточные. Они располагаются в определенном порядке и образуют тот или иной тип перекрещивания. Клетками темного цвета принято обозначать основные перекрытия, а светлыми - уточные.
В разборе схемы существует определенный порядок. Нити основы считаются слева направо, а уточные - в направлении снизу вверх. В составлении и чтении схем пользуются понятием раппорт R. Это обозначает количество перекрытий волокон утка и основы, которые чередуются с определенным интервалом. Раппорты делают простым и понятным. Различают раппорты переплетения по нитям основы R o и по утку R Y .
Также в составлении ткацких схем имеется понятие сдвига S. Этим термином обозначается количество нитей, на которые одиночное перекрытие удалено от аналогичного. Различают вертикальный сдвиг S o по основе и S Y по утку.
Как производится полотняное переплетение?
Полотняное переплетение, схема которого является наиболее простой, характеризуется таким порядком, при котором нити утка и основы перекрещиваются друг с другом в каждом втором последовательном перекрытии. Это означает, что оно имеет самый наименьший из возможных раппортов.
Поэтому считается, что полотняное переплетение нитей является первоисточником всех модификаций ткацких схем. Именно по этим правилам изготавливались первые материи нашими предками.
Существует определенный раппорт, который характеризует полотняное переплетение. Схема его описывается в виде формул:
- R O = R Y = 2 нити;
- n FO = n FY = 1;
- S O = S Y = 1.
Ткань полотняного переплетения, в которой нить основы обладает значительно меньшей толщиной по отношению к аналогичному показателю утка, носит название ложный репс. В этом случае формируется поперечный рубчик. Специалисты относят его к разновидности переплетения, именуемого уточный репс. По данному типу ткацкого переплетения формируются такие виды тканей, как хлопчатобумажная тафта и поплин. Простое полотняное переплетение служит основой для создания многообразия текстильных продуктов на основе разнообразного природного сырья: хлопка, льна, шелка, шерсти и других источников волокна.
Хлопковые ткани
В которой переплетение полотняное, очень широко используется в текстильной промышленности. Различают несколько видов такого текстиля, которые подробнее рассматриваются ниже.
Бязь
Она именуется также бурметью или бумажным холстом. Данная ткань может выпускаться в виде суровой неотделанной ткани, бывает также беленой (полотно), гладкокрашеной или набивной. В составе бязи могут присутствовать как только хлопковые нити, так и искусственные волокна.
Холщовая ткань применяется в современной текстильной промышленности в изготовлении обладает хорошей износостойкостью, выдерживает большое количество стирок. Холщовая ткань имеет массу преимуществ:
- Отличные гигиенические качества.
- Гипоаллергенность.
- Экологичность.
- Легкость.
- Низкий показатель сминаемости.
- Длительное сохранение яркости рисунка.
- Доступная цена.
Именно эти качества позволяют изготавливать из бязи повседневные и люксовые комплекты постельного белья высоко качества.
Ситец
Относится к легким хлопчатобумажным тканям и бывает гладкокрашеной либо набивной. Ситец производится из миткаля путем красильно-отделочных манипуляций. Обычно плотность данной ткани равняется 80-100 г/м 2 . Ситец применяется в текстильной промышленности для пошива постельного белья, сорочек для мужчин, а также для легкой верхней одежды.
Батист
Эта ткань отличается особой тонкостью и прозрачностью. Сырьем для производства батиста служит как хлопок, так и лен. Данная ткань полотняного переплетения изготавливается из наиболее тонкого крученого волокна высоких номеров. Батист бывает гладкокрашеным, отбеленным, мерсеризированным и набивным. Обычно данный материал применяется для пошива нижнего белья, легких платьев или блузок. Также батист служит полуфабрикатом для производства кальки.
Миткаль
Эта суровая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения состоит их грубых неотбеленных волокон. Чаще всего миткаль имеет некий сероватый оттенок. Он служит полуфабрикатом для изготовления других тканей и материалов. Если миткали обработать необходимым способом, то можно получить бельевые изделия (муслин, мадаполам) или ситец. Также из этого сырья получают различные клеенки и дерматин.
Фланель
Данный вид ткани может быть изготовлен как их хлопка, так из шерсти либо из их комбинации. Фланель имеет редкий двусторонний или односторонний пушистый начес и поэтому неплохо сберегает тепло. Она мягкая и приятная на ощупь, может быть отбеленной, гладкокрашеной или набивной.
Фланель имеет свои недостатки: скатывается при длительной носке и ввиду высокой гигроскопичности долго сохнет. Данная ткань отлично подходит для демисезонной одежды и для детских пеленок.
Поплин
Данный вид ткани является двусторонним, одноцветным либо узорчатым. Поплин образует переплетение полотняное из тонкой основы и более грубого редкого поперечного утка. В результате получается мелкий рубчик, который характеризуется высокой плотностью основы, который в 1,5-2 раза превосходит аналогичный показатель по утку. Поплин может быть отбеленным, напечатанным, пестротканым или гладкоокрашенным. Он имеет массу достоинств:
- Хорошо держит форму.
- Его поверхность приятная на ощупь.
- Термостатичный и гигроскопичный.
- Высокая износостойкость.
- Доступная цена.
Благодаря таким качествам поплин широко применяется для создания постельного белья, а также для мужских и женских сорочек, полотенец и прочих изделий.
Тафта
Данная ткань, в которой используется переплетение полотняное, является тонкой, плотной и имеет глянцевую поверхность. Тафта изготавливается из туго скрученных волокон, причем применяется не только хлопок, но и шелк, а также синтетические нити. Традиционно этот вид ткани используется для пошива вечерних и свадебных туалетов, и различных товаров народного потребления.
Льняные ткани
Лен - ткань довольно твердая и плотная. Она имеет гладкую поверхность и матовый блеск. Ткань изо льна плохо растягивается, особенно в увлажненном виде, ее волокна переплетаются друг с другом плохо.
Этот материал мало загрязняется, не образует ворса и отличается большой гигроскопичностью. Лен - ткань, которая отлично поддерживают естественную теплоотдачу тела человека и поэтому отлично подходит для пошива одежды. В текстильной промышленности изготавливается несколько видов тканей из этого материала методом полотняного переплетения:
- Бортовка - плотная ткань, предназначенная для изготовления подкладочных элементов верхней одежды.
- Парусина - тяжелая ткань из толстой льняной нити, отличающаяся особой плотностью. Она отталкивает влагу и отличается повышенной износостойкостью. Она применялась для создания парусов, а также для пошива водоотталкивающей и специализированной одежды. Если данную ткань пропитать огнеупорным, водоотталкивающим и противогрибковым составом, то получится брезент.
- Полотно - гладкая льняная ткань, которая имеет блестящую поверхность и используется для изготовления платьев и костюмов.
Шелковые ткани
Шелк - материал очень дорогой и деликатный. Его издавна использовали для пошива туалетов знатных особ. Позже с изобретение одежда из этого материала стала доступной каждому. При изготовлении ткани из натуральной и синтетической применяется и полотняный тип переплетения. В основном таким способом изготавливают разнообразные крепы.
Данный вид ткани изготавливается из волокон с высокой круткой в левом и правом направлении с определенным чередованием. Такая обработка нитей придает им упругость и обеспечивает повышенную усадку материи. Ткань приобретает мелко-шероховатую структуру.
Главное достоинство креповых тканей - их отличная драпируемость в сочетании с небольшой сминаемостью, что делает их идеальными для изготовления вечерних туалетов для женщин и мужчин. Шелковая ткань полотняного переплетения бывает следующих видов:
- Крепдешин отличается умеренным блеском. Он относительно тонкий, но при этом достаточно плотный. Крепдешин изготовляется из волокон шелка в основе, а в качестве утка используются нити крепового кручения. Также в ткани могут применяться шерстяные и Крепдешин широко применяется для пошива вечерних и свадебных комплектов.
- Креп-шифон - воздушная тонкая полупрозрачная ткань, имеющая выраженную рельефную структуру. Может содержать как чисто шелковые, так и синтетические нити. Креп-шифон используется для изготовления летней одежды и аксессуаров.
- Креп-жоржет отличается не только тонкостью и прозрачностью, но и эластичностью. Текстура ткани ярко выражена. Креп-жоржет применяется для пошива легких туалетов, платков и шарфов.
- Креп-марокен отличается наличием нити сильного закручивания в основе. Он имеет выраженную рельефную структуру и изготовляется из нитей природного шелка, вискозы, а также шерсти. Креп-марокен в основном используется для пошива костюмов.
Ткани из шерсти
Шерстяные нити также подвергаются полотняному переплетению с образованием отдельных видов тканей, главной из которых является сукно. Эта ткань примечательна тем, что на ее поверхности нити настолько сбиты и переплетены, что перекрываются все просветы между волокнами.
Таким образом, ткань становится похожей на войлок. Шерстяное сукно бывает двух типов:
- Армейское изготовляется со строгим соблюдением технологии и применяется для создания одежды для военных, а также для некоторой спецодежды.
- Городское имеет некоторые отличия в технологии. Оно более мягкое и тонкое, имеет большое цветовое разнообразие.
Сукно хорошо настилается и не смещается при раскрое, не сыплется на срезах, хорошо выдерживает утюжку. Однако данный материал мнется при эксплуатации, может давать усадку и не выдерживает стирки.
Как видно, полотняное переплетение нитей в ткани породило огромное разнообразие уникальных и неповторимых материалов, которые современные хозяйки применяют для пошива одежды, постельного белья и прочих предметов быта. Проходят годы, сменяются эпохи, но многие основы, заложенные нашими предками, и по сей день не теряют своей актуальности.
С появлением ткацких станков текстиль стал разнообразнее, сложнее, красивее, приобрел много полезных свойств и качеств. Создаются специальные виды материи для верхней одежды, штор и занавесей, постельного белья и обивки мебели. Список бесконечен. Используется сырье натуральное, искусственное и их смесь. Наиболее известны среди натуральных – ситец, сатин, атлас, саржа.
Лучшие из натуральных
Ситец напоминает о детстве. Приятный на ощупь, мягкий, нежный ситец идеален для детской и домашней одежды, но станет неудачным выбором для офисной или праздничной. Ситец с обеих сторон одинаково гладкий. Качество нити определяет ткань:
- хлопчатобумажная – ситец, бязь, маркизет, батист.
- льняная – бортовка, парусина;
- шелковая – креп-дешин, креп-жоржет;
- шерстяная – сукно и костюмные ткани.
Сатин плотнее и прочнее ситца, он шелковистый на ощупь с лицевой стороны, долговечен, достаточно хорошо держит форму, как и все хлопчатобумажные ткани, хорошо пропускает воздух. Подходит для пошива мужской и женской одежды – платьев, блуз, рубашек. Идеален для изготовления постельного белья.
Саржа среди недорогих тканей стоит особняком, так как считается технической, хоть и применяется в пошиве одежды. Для улучшения ее качества и применения в различных сферах производства и авиации к натуральному сырью добавляют волокна синтетические, иногда в значительных количествах. Неизменным остается только диагональное саржевое переплетение. Добавление к сырью эластана дает прекрасно подходящую для пошива одежды ткань , в особенности хорошо сидят брюки современных моделей. Ткань комфортна в носке, хорошо держит форму, мало изнашивается, к тому же недорогая.
Определяющая роль переплетения нитей
Переплетение нитей в ткачестве является важнейшей характеристикой строения ткани, которая определяет не только ее внешний вид, но и свойства – физические, механические, технологические. Существуют различные виды ткацких переплетений, их классификация по сложности: простые и сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые.
Самый простой — полотняный, сатиновый или атласный — сложнее, но в обоих случаях ткань получается тонкой, гладкой, даже немного шелковистой с лицевой стороны. Более интересное и сложное саржевое переплетение дает в результате прочную ткань с характерным диагональным рубчиком.
Комбинированное переплетение может быть креповым , орнаментным, рельефным, ажурным, каждое из них с характерным, узнаваемым лицевым рисунком.
Производное от этих видов плетение дает репс и рогожку. Репс нынче не в моде, а создают репсовое плетение удлинением на станке и основных, и уточных перекрытий по схеме 1 основная нить на 2 – 3 уточные.
Геометрия плетения нитей
Полотно
Первые ткацкие станки были способны соединять нити перпендикулярно друг другу, то есть выполнять простейшее полотняное переплетение. Основные или долевые, идущие вертикально (вдоль) и располагающиеся параллельно, образуют кромки полотна – это основа. Соответственно, поперечные, идущие под прямым углом к основе, называют уток, уточина. Обе нити чередуются через одну в ряду, полотно получается достаточно редким по структуре.
От уточной нити, как правило, не требуется прочности, они наполняют промежутки меж долевыми, создавая ткань.
Рис. 1 Схема полотняного переплетения
Сатин и атлас
Сатиновое и атласное плетение похожи: оба чуть поблескивают с лица, без шероховатости. В отличие от полотна, эти виды соединения нитей оставляют наверху преимущественно уток (сатин) или основу (атлас). Выход на лицо уточных нитей дает сатин, а основы – атлас.
Сырье для сатино-атласного используют как полностью натуральное, хлопчатобумажное, так и с добавлением волокон синтетики, придающей ткани прочность, блеск, упругость и другие полезные качества.
Рис. 2 Сатиновое и атласное переплетение, схема
Саржевое переплетение
Этот вид соединения нитей в ткань считается одним из главных и распространенных в ткачестве. Саржа узнаваема по фактуре – мелкому рубчику, блестящему на лицевой стороне. Диагональный узор идет по всей поверхности слева направо, а угол наклона его зависит от качества нитей утка и основы. Полушелк, используемый преимущественно как плательный или подкладочный, с блестящим рубчиком на матовом фоне, получается при шелковой нити основы и хлопковом утке. Если же основа – хлопчатобумажная, а уток шерстяной – материал будет полушерсть.
Рис. 3 Саржевая ткань с характерным рубчиком
Основа и уток переплетаются разными способами, что дает различие в толщине готовой материи, ее мягкости, способности облегать. Типичные примеры – подкладочная ткань и сукно, мягкие шерстяные или хлопковые обивочные материалы и твил.
Вертикальные и горизонтальные нити имеют меньше пересечений, чем при варианте полотна, при этом образуются удлиненные перекрытия. Современные ткацкие станки поддаются перенастройке, что позволяет изготавливать две группы саржи:
- разностороннюю, с четко выраженной лицевой и изнаночной сторонами;
- равностороннюю, с обеих сторон одинаковую.
Различие объясняется количеством перехлестов основы или уточной нити. Благодаря длинным перехлестам ткань эластичнее и мягче полотна, но менее плотная. Такие перехлесты получаются при помощи ремизок – устройств для продевания ниток. Ремизок может быть много, минимально – три, так что вариантов саржевой ткани также много. Чем больше ремизок имеет ткацкий станок, тем разнообразнее получается итог, например, многополосный.
Понять принцип нитяного переплетения удобнее на схеме саржевого плетения , см. рис. 4, где а) – трехремизочная уточная и б) – четырехремизочная основная саржа.
Виды саржи
Уникальность и универсальность саржевой ткани в том, что использовать ее можно не только в качестве незаметной подкладки, но и сшить из нее платья, костюмы. Этому способствуют виды саржи:
- Усиленная, с широкими диагональными полосками и отсутствием одиночных переплетов. Примеры усиленной плательной – шотландка, кашемир; костюмной – бостон, шевиот.
- Сложная, с чередованием диагоналей разной ширины;
- Ломаная или деним, где рубчик образует елочку. Вид «деним» предприимчивые руководители компании Wrangler использовали для пошива запатентованных моделей брюк и поэтому деним годами не сходит с модных подиумов.
Ручные поделки, вдохновленные саржей
Привлекательная фактура и относительная простота переплетения повторяется в ручном плетении из лозы, бумаги. Корзины, короба, шкатулки выглядят прекрасно, годами служат в хозяйстве, украшают туалетные столики модниц.
Саржевое плетение сделать из бумаги несложно, однако требует аккуратности и терпения. Бумага подходит любая, но лучше выбирать помягче, например, газетную, порезав ее на ленты для скручивания. Еще удобнее лента от кассового аппарата – ее можно оставлять белой, красить, она податлива, хорошо скручивается. Плотная бумага не требует скручивания, но из трубочек изделия получаются интереснее. Трубочки делают, плотно наматывая бумагу на обычную вязальную спицу.
Наиболее впечатляющи поделки в технике саржевого плетения, когда трубочки перемежают друг с другом не через одну, а через две-три. Для начала полезно разобрать создание раппорта, то есть повторяющегося участка узора. Если простое переплетение в шахматном порядке достаточно простое и не требует особенной подготовки, то саржевое сложнее.
В раппорте будет не более трех переплетений со сдвижкой на одну трубочку. Разложив трубочки рядышком на столе, переплетать каждые три горизонтальной трубочкой. Во втором ряду начинать со второй, то есть, сдвинуть рисунок на 1. В третьем – с третьей, захватывая всякий раз по три вертикальных трубочки. Это и будет раппорт, повторение которого в результате даст четкую диагональную полоску.
Таким рисунком можно плести практически любую вещицу вплоть до предметов мебели.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Общие положения.
Данный краткий обзор не претендует на глубину и полноту. Он предназначен для тех, кто прочитав на этикетке или ярлыке название ткани, из которой изготовлено швейное изделие, хотел бы представлять в общих чертах как эта ткань изготовлена и почему она имеет ту или иную фактуру.
Как известно, ткань - это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни идут вдоль полотна и называются основными (нить основы), другие поперек полотна и называются уточными (нить утка). Нити эти располагаются друг к другу перпендикулярно.
То, как переплетены нити определяет внешний вид лицевой и изнаночная сторона любого текстильного полотна, его прочность, толщину, растяжимость, осыпаемость открытых срезов, способность к формованию в процессе влажно-тепловой обработки и т.д.
Вид переплетения нитей полотна влияет также на выбор вида текстильного изделия, которое будет изготавливаться из ткани и на её поведение во время раскроя и шитья.
Нити текстильного полотна переплетаются не так, кому что в голову взбредет, или хаотично. В этом деле существует строгий порядок.
Ткацкие переплетения делятся на 4 класса:
- Простые.
- Мелкоузорчатые.
- Сложные.
- Крупноузорчатые.
Простые (гладкие или главные) ткацкие переплетения.
К этим переплетениям относятся полотняные, саржевые и сатиновые (в т.ч. атласные). Полотняное переплетение самое распространенное и самое прочное, а при большей плотности имеет повышенную жесткость. Ткани, выработанные полотняным переплетением, хорошо кроятся. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке.Когда, при полотняном переплетении, нить основы тоньше уточной нити, на ткани возникает поперечный рубчик и такие переплетения называются ложным репсом. Таким переплетением изготовлены поплин, тафта и др.
Лицевая и изнаночная сторона ткани при таком переплетении одинаковы и имеют ровную, матовую поверхность.
Полотняным переплетением выработаны:
- из хлопка - ситец, бязь, батист и др.;
- из льна - льняные полотна, парусина, бортовка и др.;
- из шелковых тканей - крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и др.;
- из шерстяных тканей - сукно, костюмно-плательные и др.
Обычно диагональные рубчики идут под углом 45⁰. Если увеличивается плотность полотна, то диагональный рубчик идет более круто или более полого.
Выработанные саржевым переплетением ткани более плотные, толще и тяжелее чем полотняные ткани и несколько уступают им по прочности. Но они более гладкие и более устойчивые к истиранию. Обладают большей эластичностью, растяжимостью (особенно по диагонали) и драпируемостью.
Поскольку ткани, выработанные саржевым переплетением, легче растягиваются, то и при раскрое требуют большего к себе внимания, во избежание перекосов.
Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные ткани (на хлопчатобумажной основе и с шерстяной уточной нитью - шотландка), полушелковые (шелковая основа и хлопчатобумажный уток - саржа), а также кашемир, габардин и др.
Сатиновое и атласное ткацкие переплетения.
Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым.Если лицевая сторона ткани образована из основных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.
Периодически повторяющийся рисунок этих переплетений (раппорт) строится из разного количества нитей 5/2,7/2,7/3,8/3,8/5.
Сатиновое и атласное переплетение дают возможность для очень четкого пропечатывания рисунка на поверхности полотна и повышенную износостойкость таких тканей. Они очень мягкие и эластичные.
Но ткани, выработанные такими переплетениями, особенно шелковые, имеют повышенные скольжение и осыпаемость срезов.
Сатиновым и атласным переплетением выработаны некоторые хлопчатобумажные (сатин), льняные и шелковые ткани (атлас, креп-сатин и т.д.)
Крупноузорчатые (жаккардовые) - простые и сложные крупноузорчатые.
Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с жаккардовой машиной. Все они очень сложные и многообразные. Это и различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и др.Крупноузорчатые переплетения подразделяются на две группы: простые и сложные.
Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей сочетанием простых, производных и комбинированных переплетений.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные жаккардовые сатины, льняные скатерти, полотенца, салфетки и т.д.
Тканей сегодня много, причем настолько, что, иногда, даже не знаешь, на какой именно остановить выбор. Промышленность предлагает немало вариантов как тонких, подходящих для шитья летней одежды, так и плотных, идущих, например, на пальто или куртки. Однако и тут они отличаются между собой: одни мягкие, гладкие, а другие — жесткие, с шероховатой поверхностью. Есть материалы с ворсом, начесом, блестящие, матовые. Самое интересное то, что, несмотря на внешнее отличие, их объединяет одно – все изготовлены из нитей. В зависимости от качества, способа переплетения, от того каким образом будут соединены между собой волокна зависит в будущем строение материала, а это не только внешний вид, но и остальные его характеристики.
В основе атласного переплетения
лежит длинное – максимальное перекрытие нитей. Вообще любой материал образуется из двух систем волокон. представляют те, которые идут параллельно друг другу, вдоль полотна, а (уточина, поперечные составляющие) располагаются к основе перпендикулярно. Ткацкий станок переплетает их в определенной последовательности и в результате рождается ткань. При атласном переплетении изнаночные перекрытия составляющих ткани на лицевой стороне практически не видны, плотность их укладки намного выше, чем на изнаночной стороне – отсюда блеск и гладкость.
В атласном переплетении на лицевой стороне полотнища волокна основы перекрывают нити утка. Они рядами идут по ее поверхности и лишь через достаточно продолжительный интервал заходят под вторую нить. Эти ровные, идущие параллельно отрезки волокон создают тот красивый, гладкий и прочный атлас из которого шьют нарядные изделия. Таким же способом, кроме