Беспорядок в детской комнате порой доводит родителей до отчаяния. В борьбе за чистоту и порядок не все выходят победителями. Не помогает даже шоковая терапия, когда в порыве гнева часть игрушек демонстративно выбрасывается в мусорный бак. Одни родители действуют по принципу «не кнутом так пряником». Другие, махнув рукой на просьбы или требования, наводят порядок сами. Многие просто перестают обращать внимание на «бардак» в комнате ребенка. Однако чем усерднее стараются взрослые тем больше дети сопротивляются. Что же делать? Уговаривать или заставлять, приказывать или принуждать? Как донести свои чувства и понять его?
Воспитывать так, чтобы после не перевоспитывать
С какого возраста ребенка приучать к порядку? Приучать к порядку нужно с раннего детства. Прививать и тренировать привычку, а не уговаривать или принуждать. Ядро личности и характер ребенка формируется примерно к трем годам, утверждают психологи. От трех до семи лет дети окончательно осознают - мир вращается не исключительно вокруг них. В этом возрасте они учатся находить первые компромиссы. С помощью взрослых у них это получается гораздо результативнее.
Не наказывайте ребенка за беспорядок в комнате. Что для взрослых необходимость и потребность, для ребенка ничего не значит. Будьте терпеливы, но при этом настойчивы и в меру требовательны. Принципы дают возможность установить ориентиры, в противном случае действия родителей будут непоследовательными и сумбурными в вопросах воспитания. Чтобы воспитать в ребенке качества, которые хочется, потребуется гибкость и продуманность действий со стороны взрослых. Но если каждый раз перед уборкой ваше чадо устраивает истерику, то проблема в том, что родители каким-то образом поощряют истерическое поведение ребенка и дело здесь совсем не в уборке игрушек.
К сведению, малыши в возрасте от полутора до трех лет под силу самим убрать постель, положить игрушки на место, сложить одежду. В возрасте от пяти до десяти лет дети способны выполнять различные домашние обязанности. Подросткам предоставляется полная самостоятельность по уходу за своим спальным местом, местом для занятий, одеждой.
Если не вы, то кто?
Как приучить малыша не разбрасывать свои вещи и убирать игрушки в конце дня? Самый легкий и эффективный способ научить чадо навыкам уборки - показать мастер-класс. Кто как не взрослый образец для подражания? Если в два года отпрыск просто наблюдает за действиями родителей, то по мере взросления начинает активно подражать. Кстати, синонимы к слову подражание - повторение, имитирование, следование, обезьянничание, копия. В первую очередь это отец с матерью, старшие братья и сестры, дедушки и бабушки.
Посмотрите на себя со стороны. Уверены, малыш не замечает беспорядок в шкафу, горы немытой посуды в раковине, папины носки под кроватью или мамину косметику, явно оставленную совсем не там где ей место? Оправдания не в счет. Как поступаете вы, так будет поступать и он, копируя ваше поведение. Малыш должен четко осознавать у него, как и других членов семьи также есть домашние обязанности, их необходимо выполнять независимо от желания. Чувство ответственности - вот что должно руководить действиями ребенка.
Дети должны быть приучены один раз в неделю наводить порядок в своей комнате: менять постельное белье, вытирать пыль с мебели, пылесосить. Если ребенок не справляется с самостоятельным поддержанием порядка взрослым нужно вмешаться в ситуацию. Не умеет или лениться? Покажите что для вас значит хорошая уборка. Объясните, для чего нужна регулярная уборка. Прислушайтесь к желанию малыша сделать так, как ему удобно. Найдите золотую середину в каждом конкретном случае.
К примеру, желание принимать пищу в своей комнате должно сопровождаться более частой и тщательной уборкой со стороны ребенка. Поел, будь добр, убери грязную посуду за собой. Это касается и грязных вещей, которые ребенок сам может складывать в общую корзину для белья.
Порядок в детской
Между ребенком и взрослым должна быть договоренность: складывать игрушки на место после того как закончит играть или перед сном. Вырабатывая привычку к определенному распорядку малыш учится планировать свое время, одновременно приобретая новые навыки. Родителям остается лишь спокойно напоминать о данной необходимости. Пусть уборка игрушек станет ежевечерним ритуалом. Его можно проводить в форме игры «кто быстрее соберет» или «кто соберет больше игрушек разного цвета».
Помните, разложить каждую вещь на свое место под силу взрослому, но тяжело для ребенка младшего возраста. Оптимальный вариант для него собирать игрушки в красочные ящики, контейнеры, открытые полки шкафа, декоративные коробки и вместительные корзины для хранения. Не забывайте хвалить за качественную и быструю уборку.
Некоторые основополагающие заключения из опыта воспитания детей
- Помните! Дети вправе выражать себя в своей комнате при помощи декорирования стен, потолков, дверей.
- Не заставляйте делать уборку в детской, не научив ребенка делать это правильно. Научить навыкам, но не принуждать - задача взрослых.
- Меньше игрушек - меньше проблем! Меньше игрушек - больше игр. Создавайте как можно больше условий для воображения и фантазии ребенка.
- Избегайте конфликтных ситуаций, ищите компромиссы. Предоставляйте детям право выбора.
- Не пытайтесь привить ребенку свои правила порядка, а помогите создать собственный.
- Помогайте во всем, но ничего не делайте вместо него.
- Научите держать данное ребенком слово.
- Как можно чаще хвалите. Искренняя похвала - сильнейшая мотивация.
Конфликт поколений и опыт родителей
Не получается найти общий язык с сыном или дочерью? Бессилие и отчаяние во взаимоотношениях с детьми возникают у всех. Не стоит все пускать на самотек. Под лежачий камень вода не течет. Консультация психолога поможет разрешить проблему. Есть еще реальный способ постичь науку воспитания и улучшить отношения с детьми. Речь о книге Адель Фабера и Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Авторы, специалисты в области семейных отношений, делятся собственным опытом воспитания детей. Фишка в том, что в книгу вошли живые истории, многочисленные диалоги родителей с детьми. Она написана с юмором и дает проверенные на практике рекомендации на все случаи жизни.
Воспитательный процесс требует от родителей не только любви, терпения, мудрости, но фантазии и находчивости. Вот как сдержанно повела себя мама в ситуации когда чувство гнева переполняло ее. Этот живой пример - положительный опыт общения с детьми. Мама, придя домой увидела ужасный беспорядок в доме - кучи газет, книги, журналы, грязная ванная и не застеленные кровати. До прихода гостей оставалось чуть больше двух часов. Как успеть привести все в порядок? Она была близка к истерике. Дети должны были прийти домой с минуты на минуту. Но ей не хотелось говорить с ними или объяснять им что-то. Она решила написать записку, но не было ни одной незахламленной поверхности в доме, чтобы ее прикрепить. Схватив кусок картона, она проделала в нем две дырки, продела в них веревку и повесила себе на шею. Надпись гласила: «Человеческая бомба!!! Если ей надоедать или раздражать ее, она взорвётся!!! Приедут гости, нужна срочная помощь!». Когда дети пришли домой, они прочитали табличку и добровольно вызвались убрать книги и игрушки. Затем, не услышав от нее ни единого слова, убрали свои кровати и ее тоже! Вот такая невероятная история.
В интернете можно найти и скачать для чтения это замечательное руководство к действию. Книга требует определенных усилий со стороны читателя. Но затраченное время на ее чтение того стоит. Результат не заставит себя ждать. Многочисленные отзывы говорят сами за себя. Она поможет многим изменить отношение не только к детям, своим родителям, но и к самим себе.
Представьте себе – дети приходят в школу или сад, меняют обувь, вешают свои пальтишки на вешалку, кладут в рукав свои шапочки и шарфы, чтобы не потерялись. Оптическая иллюзия? Нет, реальность!
Несколько часов спустя: те же дети приходят домой, разуваясь, расшвыривают свои ботинки по всей прихожей, кидают на пол пальто и шапки и в одном носке поскакали по своим делам. Что же заставило детей позабыть свои “суперспособности” и повести себя именно так? Возможно, все дело в том, что в школе на них насылают заклятье “империус”. Ну или крючки для одежды там прибиты где надо – на уровне глаз ребенка, а дома родители почему-то не позаботились об этом и малыш просто не может дотянуться до вешалки, чтобы повесить свою одежду.
Конечно, правильно расположенные крючки еще не гарантия того, что ими всегда будут пользоваться, но есть еще некоторые приемы, которые помогут приучить детей к порядку. Ведь обучение детей организованности и порядку не только упростит жизнь нам самим, но и подготовит их ко взрослой жизни. А это, в свою очередь, поможет им стать успешными во всех сферах жизни – как в личной, так и в деловой.
За помощью обратимся к авторам книги “Итак, вы собрались привести в порядок свой дом” — Сильвии Льоренс и Бет Комабелле. Они предлагают несколько практических советов, из которых вы узнаете, как научить ребенка убирать за собой, привить детям привычку класть игрушки и другие вещи на место и поддерживать чистоту в доме.
Организация уборки
Чтобы хорошее начинание не превратилось в изматывающее скучное занятие, внесите в повседневные дела элемент развлечения:
- Во время уборки пусть дети включают их любимую музыку.
- Вспоминайте вместе приятные моменты из прошлого, либо какие-то забавные ситуации. Дети любят такое, а время за разговорами летит незаметно.
- Делайте перерывы, особенно, если объем работы большой. Сделайте уборку эдаким интересным проектом, в который включен, например, заказ пиццы на обед или просмотр фильма (вот это лучше всего в финале уборки).
- После выполнения мелких дел, обязательно сходите вместе за чем-нибудь вкусным или куда-нибудь, где детям нравится – в гости, в парк. Это хорошая награда за труды!
Раздайте ненужные игрушки
Если детям трудно расстаться с игрушками, в которые они уже не играют, попросите их сложить их в отдельную коробку. Нарисуйте на ней знак вопроса и договоритесь с ними, что если эта коробка не будет открыта хотя бы раз, например, за месяц, то игрушки уйдут к тем детям, которые нуждаются в них больше.
Сделайте хранение удобным
Ящики для игрушек должны быть соответствующего размера и находиться на такой высоте, чтобы ребенок мог без труда их достать. Идея доступности состоит в том, чтобы сделать детей как можно более самостоятельными по мере их взросления. То же самое правило касается одежды: если дети не смогут повесить свою одежду (дверцы шкафа окажутся слишком тяжелыми для них, а полки будут слишком высокими), то ждите вещей на полу. Можно положить высоко то, чем они редко пользуются, но только не то, чем пользуются ежедневно (звучит очевидно, но частенько мы – взрослые – забываем это учитывать).
Н ам важно знать — понравилось ли вам. Комментируйте, подписывайтесь на нас и делитесь с друзьями
Любая мама мечтает вырастить из дочки настоящую хозяюшку, а из сына – опрятного и чистоплотного человека. Но как приучить ребенка к порядку, если малыш любит разбрасывать игрушки и даже не думает убрать за собой?
Вопрос этот, конечно, непрост, но стоит учитывать то, что все дети немного неряшливы. А разве может быть иначе? Игры в песочнице, рисование, шумные домашние развлечения – все это требует колоссальных затрат энергии и поглощает все внимание. Увлеченный игрой малыш не способен следить за порядком. Тем не менее сделать из крохи чистюлю (в хорошем смысле этого слова) можно. Как? Читайте далее.
С чего начать?
Прежде всего, стоит сказать, что маленькие дети очень подвержены влиянию родителей. В возрасте 3-4 лет малыши склонны копировать маму и папу почти во всем. Родители для них – непререкаемый авторитет, образец для подражания, идеал. Это нужно использовать по максимуму, если вы хотите приучить кроху к чистоте и порядку.
Своим примером вдохновляйте малыша на уборку. Вместе разложите вещи по своим местам, помойте посуду, уберите игрушки после шумных игр. С более взрослым ребенком можно даже помыть пол или пропылесосить ковры.
Помните, что если вы сами не любите чистоту и не стремитесь ее поддерживать, требовать этого от малыша по меньшей мере несправедливо.
Также можно дать такой совет: никогда не оговаривайте малыша, если он что-то делает не так, а любую инициативу (мытье посуды, вытирание пыли) поощряйте похвалой и восторгом.
Нередко можно наблюдать такую картину: маленькая дочка пытается сама вымыть посуду, но получается плохо – где-то на чашке остался кофейный налет, где-то с тарелки не смыта пена, пол вокруг забрызган водой. Мама, желая все сделать быстрее и аккуратнее, отбирает у дочки губку и сама домывает посуду. Такое поведение в корне неправильно. Оно лишь отобьет у малыша желание приобщаться к уборке в дальнейшем.
Приучаем к порядку ребенка 2-3 лет
Именно в этом возрасте желательно начинать обучение чистоплотности, так как для малышей родительское слово все еще остается законом. Привить хорошие привычки и полезные навыки в 2-4 года очень просто.
- Поощряйте инициативу ребенка. Об этом уже было сказано выше. Остается лишь добавить, что любая попытка малыша помочь вам по хозяйству не должна остаться без внимания. На первых порах не стоит даже пытаться объяснять малышу, что он делает не так.
- Не давайте крохе сложные задания. Ясное дело, что помыть пол для двухлетнего карапуза – непосильная задача, а вот с уборкой игрушек в своей комнате он справится без труда. Главное, заранее расскажите ребенку (а лучше – покажите), что где должно лежать.
- Приучайте к порядку в игровой форме. «Постройте» домик для машинок, сделайте «садик для кукол». Привнесите сказку в обычную жизнь, и тогда крохе будет гораздо интереснее следить за чистотой.
Приучаем к порядку ребенка 5-8 лет
Если в раннем детстве вы заложили «хороший фундамент», то в 5-8 лет малыш же осознано начнет тянуться к чистоте и порядку. Он уже умеет убирать игрушки, протирать пыль, мыть посуду, пора переходить к более сложным заданиям.
Но так как в этом возрасте дети уже не считают уборку занимательным делом, могут возникнуть конфликты, когда чадо откажется выполнить ту или иную обязанность по дому. Не раздражайтесь, а следуйте приведенным ниже правилам.
Составьте список. Распишите на листе бумаги, что по силам сделать вашему ребенку. Примерный список дел для детей 5-8 лет:
- вымыть посуду;
- убрать игрушки;
- протереть пыль в своей комнате;
- застелить постель;
- протереть зеркало в ванной;
- убрать со стола после обеда;
- поменять наполнитель в кошачьем лотке/опилки в клетке у грызуна;
- полить цветы;
- вынести мусор.
Не нагружайте чадо работой. Помните, что ребенок не домработница и не уборщица. Не нужно постоянно требовать от него помощи в домашних делах. Лучше определите ему несколько основных заданий, которые он должен выполните в течение дня, когда у него будет на это время.
Ни в коем случае не делайте работу за ребенка. Если он должен протереть пыль, но не делает это, напоминайте ему почаще о его обязанностях, но не делайте все сами.
Приучаем к порядку ребенка 9-14 лет
Все дети в этом возрасте ершисты и придирчивы. Уборка – это явно не то занятие, которым им хотелось бы заняться. Тем не менее приучение к порядку возможно даже в этом непростом возрасте.
Оговоримся сразу, что НАЧИНАТЬ приучать ребенка к порядку в этом возрасте поздно. Теоретически это возможно, но на практике результат не всегда удачный. Дети из принципа не хотят убираться, даже если видят, что уборка действительно требуется.
- Четко определяйте задание . Придержите эмоции и субъективные оценки при себе. Ребенок должен получить четкое руководство к действию. Например, вместо «С такого грязного пола даже собака есть не станет!» скажите «Пол должен быть помыт к сегодняшнему вечеру».
- Мотивируйте . Сделайте так, чтобы ребенок сам захотел убраться. Возможно, ему самому надоесть жить в грязной комнате, но неужели стоит дожидаться этого момента? Лучше создайте ему комфортные условия для уборки (моя посуду, он может послушать музыку; протирая пыль — посмотреть телевизор).
- Не высмеивайте и не учите . Больше всего подростки не любят, когда их выставляют маленькими и глупыми.
Радикальный метод приучения к порядку
Не все психологи согласятся с этим методом. Но он действительно работает!
Если ребенок не желает «понимать» обычный уговоры и просьбы, многие мамы решаются на крайние меры. Они ставят условие: если не уберешь вещи в своей комнате, то все, что лежит не на своем месте, окажется в мусорном ведре. Большинство детей думает, что это блеф, но тут важно действительно исполнить свое обещание. Даже если речь идет о довольно дорогих вещах. В следующий раз чадо трижды подумает, прежде чем оставить в комнате беспорядок.
- С детства прививайте ребенку чувство ответственности за чистоту, а также уважение к труду других. Согласитесь, если малыш подмел пол и потратил на это уйму сил, он вряд ли захочет, чтобы пол испачкали грязными ботинками.
- Не действуйте в одиночку – привлеките родных к воспитанию в малыше любви к чистоте. И, наоборот, не давайте бабушкам все делать за ребенка.
- Пусть у каждого в семье будут свои обязанности по дому. У ребенка не должно возникать вопроса: почему я должен убираться, а папа ничего не делает?
- Самая большая ошибка родителей – наказание за неубранные игрушки. Такой метод не даст ничего, а уж тем более не приучит малыша к порядку.
Заключение
Начинайте приучать детей к порядку как можно раньше. В 2-3 года наступает идеальный с психологической точки зрения возраст для приучения. Не наказывайте ребенка, но хвалите за любую инициативу. И, конечно, старайтесь быть для него образцом для подражания.
Фактрум публикует пост Рут Сукэп - гуру порядка и разумных трат, колумнистки Нью-Йорк Таймс, писательницы, жены и мамы двух детей. Рут ведёт свой блог, посвящённый порядку: порядку в голове, в финансах, в отношениях и… в детских комнатах! Итак…
Будьте готовы к слезам, угрозам, торгу, отговоркам, требованиям чего-либо взамен и обещаниям все сделать позже. Не раз вам захочется выбросить белый флаг и самой разложить игрушки по полкам. Я уже сбилась со счета, как часто мой муж - наш семейный миротворец - спрашивал, действительно ли оно все стоит того. «Они ведь всего лишь дети - одной 3, другой - 6. Тебе не кажется, что ты требуешь от них слишком многого?»
Но я не отступилась. Если я не стану ожидать от них большего, кто станет? Рано или поздно мои дети скажут мне за это спасибо. Так я рассуждала.
Битва продолжалась несколько месяцев. Несколько раз я тратила буквально по несколько часов, чтобы добиться своего. Но теперь, спустя почти год, я знаю, что могу ограничиться словами «Пожалуйста, приберись в своей комнате», и моя просьба будет удовлетворена. Из всего этого я сама вынесла несколько уроков.
Покажите пример
Было бы странно ожидать от ребенка чистоплотности, если бы я сама не прикладывала усилия для того, чтобы содержать дом в чистоте. Ну конечно, дома не всегда идеальный порядок, но я регулярно трачу достаточно времени, чтобы в нем было чисто и уютно. Мои девочки могут видеть, как я убираюсь, почти каждый день, а иногда даже помогают мне в этом. Наше правило - сделать так, чтобы каждое утро начиналось с порядка в квартире.
Будьте последовательны
Часто к вечеру мы так устаем, что у нас не остается сил на уборку. Но каждое утро мы начинаем с того, что прибираем за собой. Даже в те дни, когда нам совсем этого не хочется. Даже если у нас куча других дел. Даже если вокруг столько всего происходит. Хорошо это или плохо, но это уже вошло у нас в привычку. Я думаю, когда-нибудь мои девчонки будут делать это не задумываясь. Пока, правда, нужно им напоминать. Но вот что важно: это МЫ начинаем день с уборки. Они И я. Это ключ к решению проблемы. Мне было бы проще все убрать самой, пока они смотрели бы телевизор. Но я никогда не делаю за них их работу.
Будьте решительны
Это значит, что ответ «Нет» не принимается ни при каких обстоятельствах. Мои дети каждый день учатся принимать одну простую вещь - пока они дети, они должны меня слушаться. Они понимают, что я жду от них выполнения того дела, которое я их попросила сделать, не больше и не меньше. С первого раза, без споров, жалоб и отговорок. У нас тут не демократия, никаких переговоров.
Избавьтесь от лишних вещей
Попробуйте убрать - на чердак, в гараж… - часть их игрушек, как я сделала это прошлым летом. Вы не представляете, как детям самим стало проще после этого жить. Но дети - как магниты, они как будто притягивают к себе новые игрушки, детали, бумажки, и все это накапливается снова и снова. Поэтому, выбрасывая ненужное, полезно быть немного циничной. Всякие бумажки и обломки вообще должны утилизироваться практически немедленно (когда дети этого не видят).
Убирать вещи должно быть легко
Моим девочкам убираться очень просто, потому что все в их комнате имеет свой «домик». Одежда висит достаточно низко, чтобы они могли сами ее вешать, игрушки и игры каждая «приписана» к своей полке или коробке.
Пусть это будет весело
Признаюсь, уборка далеко не всегда приносит удовольствие. Но нужно стараться сделать так, чтобы процесс увлекал детей. Например, устройте соревнование: кто быстрее уберется - дети в своей комнате, или мама в остальной части квартиры. Или включите музыку, чтобы можно было собирать игрушки и танцевать.
Дети не всегда понимают, что от них хотят взрослые. Поясните, что вы имеете в виду, когда просите прибраться. Я показала своим дочерям, как правильно развешивать одежду, складывать пижаму, как проверять, не испачкались ли вещи. Мы вместе научились «сканировать» комнату в поисках завалявшихся по углам игрушек, проверять, не закатилось ли что-то под кровать. Я показала им, куда складывать мусор и грязную посуду, которая не должна оставаться у них в комнате. Правда, они все еще сопротивляются моим просьбам застелить кровать.
Проявите тактичность
Никогда не ожидайте от детей идеального порядка. Даже если они очень старались. Когда я прошу их что-то сделать, я ожидаю, что они для этого приложат все усилия, но результат может оказаться не таким, как если бы за это дело взялась я сама. Напротив, если в кокой-то день они прибрались лучше, чем обычно, их нужно за это похвалить.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УБИРАТЬСЯ
Каждый день по вашей квартире проходит ураган и имя ему - ваш малыш? Устали от ругани в семье из-за вечного беспорядка? Значит, пришло время научить ребенка убирать в своей комнате, а также содержать свои вещи в порядке и чистоте.
Не пропустите возраст, когда у детей по природе появляется желание убирать и облагораживать пространство вокруг себя. Обычно первый период приходится на 2 года – тогда малыш старается копировать маму и хочет проявить свою «взрослость» и самостоятельность. Второй период наступает примерно в 4 года, ребенок старается сделать свою комнату красивее и уютнее. Если вы попадете с «обучением» в этот период, то оно ляжет на благоприятную почву.
Не возлагайте особых надежд на увещевания, что хороший мальчик должен быть аккуратным, а хорошая девочка обязательно чистоплотной. Вряд ли ребенка поймет, что именно вы хотите сказать и у него тут же появится страсть к уборке. Кроме того, говоря, что только хорошие дети убирают в комнате, вы можете, сами того не желая, дать ребенку понять, что если он не будет убираться, то он будет плохим, а плохих детей не любят.
Поначалу не требуйте многого, пока уборка для малыша – это непонятный ритуал или в лучшем случае интересная игра. Хвалите ребенка, если все игрушки вместе карандашами оказались в одной коробке, позже вы сможете показать, как правильно складывать карандаши и как сортировать игрушки для большего порядка и т.д.
Показывайте ребенку пример. Держите квартиру в чистоте, убирайте за собой, чтобы малыш наглядно представлял, что такое порядок.
Объясните ребенку, что такое уборка.
Ограничьте пространство для игр детской комнатой, это облегчит вам вопросы с уборкой. Да и малышу будет проще научиться убирать уже «освоенное» пространство.
Возьмите за правило, что она должна быть регулярной. Договоритесь с малышом, что каждый день перед сном или перед прогулкой игрушки отправляются по свои домам.
Создайте специальные места для сбора игрушек, покажите их ребенку. Например, для конструкторов это может быть просто коробка, для машинок это может быть коробка, которую вы представите как гараж для всего транспорта, кукол можно помешать в специальный дом и т.д. Ребенку так будет понятнее, что куда кладется и зачем.
Постарайтесь привить ребенку вкус к чистоте, покажите ему, что жить в порядке – приятно. Делайте все это спокойно, не кричите. Многие родители поступают от обратного: заставляют малыша убирать в комнате, кричат на него, злятся, когда он не слушается. В итоге у ребенка возникает ненависть к уборке и порядку, ведь они ассоциируются у него с руганью. Таким образом, закладываются будущие привычки.
Не оставляйте малыша одного с заданием все убрать. Поначалу это все равно не будет приносить никакого результата. Помогайте ему, подбадривайте его, просто находитесь в комнате, читая книгу и приглядывая за ним. Если же ваш ребенок уже знает, что такое уборка, и делал ее неоднократно, вы можете сказать, что оставляете какую-то его игрушку приглядывать за ним – робота, куклу.
Не переделывайте то, что сделал ребенок и уж тем более не делайте все за него. Даже если он что-то сделал не так, как нужно или не так, как вам хочется, помните о том, что он учится, и ему хочется видеть результаты своей работы.
Постепенно приучайте ребенка к домашним обязанностям, начиная с мелкого: полить цветы, вытереть пыль и т.д. Тогда уборка своей комнаты для него будет обычным делом, а не странной вмененной родителями повинностью или наказанием.
Помните, что приучить ребенка делать уборку регулярно и не воспринимать это как тяжкую повинность можно только игровыми приемами. Сначала это будет игра, позже ребенок поймет, что такое жить в порядке и в чистоте и уборка войдет в привычку.
Хвалите малыша за выполненную работу и за старания.
Игровые приемы для уборки:
Сходите в магазин и предложите малышу выбрать для себя «домики» для игрушек, объясните, для чего они нужны. Или ребенок может выбрать бумагу или ткань, которой вы обклеите/обтяните простую коробку. Когда ребенку будут нравиться сами контейнеры, ему будет проще и интереснее делать уборку.
Поиграйте с ним в «переезд» один раз. Попросите ребенка представить, что вы переехали в волшебный замок и ему нужно расставить свои вещи в своей новой комнате. Дайте ребенку возможность самому выбрать места, где будут лежать его книжки, игрушки. Направляйте его. После этого, в зависимости от возраста ребенка, вы можете развесить по комнате разноцветные записки, либо картинки: на книжной полке изображение книг или записку «Для книг», на полках для одежды – аккуратно сложенную одежду, в ящике для машинок изображение машинки и т.д.
Убирайте с ребенком наперегонки. Пусть он убирает свою часть комнаты, а вы свою. Первое время старайтесь проигрывать ему в этом соревновании.
Незаметно заберите неубранные вещи на несколько дней и скажите, что кукла Маша вчера не была убрана в домик и поэтому ушла, любимая футболка с Вини Пухом обиделась, что была скомкана и брошена, и тоже ушла. Потом, конечно, возвращайте. Потеряв вещь и получив ее обратно, малыш научится больше ценить свои вещи.
Поиграйте в «поиски сокровищ». Зачастую вид колоссального беспорядка и задание «все убрать» пугает малышей, ведь они не знают, как это все можно убрать. Делайте все постепенно. Скажите, что где-то в комнате зарыты сокровища, но найти их в завалах невозможно! Поэтому сначала нужно сложить одежду, потом разложить книжки, загнать машинки в гараж, уложить спать кукол и т.д. Когда комната будет чистой, незаметно подложите туда какой-то сюрприз для ребенка. Не злоупотребляйте этой игрой, чтобы уборка не ассоциировалась у малыша с получением подарка.
Приучить ребенка к порядку в целом не так сложно как кажется. Добавьте немного фантазии и любви к процессу, и уборка будет только в радость! Малыш и сам не заметит, как это перерастет в ежедневную привычку, и образ маленького хозяина или маленькой хозяюшки будет ему даже нравиться!