В самом центре Москвы, на склоне Боровицкого холма, опоясываемого Москва-рекой, со стародавних времен расположился Кремль, главная центральная часть и ядро города. От Кремля лучами расходятся главные улицы, соединяющие основные кольца: Кремлевское кольцо, Бульварное кольцо, Садовое кольцо и другие улицы и кольца к окраинам Москвы.
От Кремля до Бульварного кольца
- Манежная площадь
- Китай-город
- Варварка
- Никольская
- Знаменка
- Моховая
- Воздвиженка
- Большая Никитская
- Тверская
- Неглинная
- Рождественка
- Мясницкая
- Маросейка
- Солянка
В истории градостроительства существует несколько основных принципов планировки городов: солнечный, сеточный, квадратно-гнездовой и другие. Какой лучше, сказать непросто. А вот схему планировки Москвы в процессе роста и развития города выбрали сами москвичи. Это принцип «Город-Солнце» с круговыми и диаметрально-расходящимися улицами.
Именно от Кремля расходятся все основные улицы, кольца и дороги, которые лучами от «Города-Солнца» Москвы тянутся на долгие километры по всем просторам страны к самым далеким городам России.
1147 год принято считать годом основания Москвы. Именно эта дата встречается в летописи в связи с первым упоминанием о Москве и князем Юрием Долгоруким. Хотя торговые и ремесленные поселения близ Москвы-реки существовали еще задолго до этого.
Юрия Долгорукого называют основателем города, потому что при его правлении был заложен облик Москвы как города – с Кремлем, Красной площадью, именовавшейся в те далекие времена Пожаром, с Китай-городом. Место основания Москвы – бывшее имение боярина Кучки, которое располагалось близ нынешних Сретенских ворот. В 1156 возвели первый Кремль – еще из дерева, часто страдающий от пожаров и просуществовавший без малого три столетия. Улицы на территории древнего Кремля были безымянными, и их было намного больше. Крутые, извилистые переулки огибали дворы знати, вели к монастырям и церквям, спускались с Боровицкого холма на Подол.
В начале XVI столетия, после того, как отстроили новую крепость при Иване III, заложен и основной принцип формирования города – солнцеобразный, с улицами-лучами, расходившимися от Кремля.
Древнейшие улицы строили из деревянных настилов, чуть позже, уже на рубеже XVI-XVII веков улицы стали мостить булыжником. Самая первая улица Москвы называлась Великой, или Большой. Великая – не потому, что было в ней что-то величественное, а просто потому, что была она большой, для того времени просто огромной. Тянулась Великая от Кремля вдоль Москвы-реки до самой церкви Зачатия Святой Анны, в том самом месте, где сейчас расположена гостиница «Россия».
Следующая улица образовалась на месте дороги, которая вела из Кремля в сторону Ростова, Владимира и Суздаля. Это улица Никольская, названная в честь расположенного на ней монастыря Николы Старого. Хотя в описании Кремля 1626 года эта улица была безымянной и называлась просто дорогой, ведущей к Никольским воротам.
Известен был в те времена и Чудов переулок. Он пролегал за Чудовым и Вознесенским монастырями.
Пересечение Никольской и Чудова переулка называли Никольским «крестцом». К этому же перекрестку выходила еще одна древняя улица, ведущая от Троицких ворот. Ее название не сохранилось.
Из древних летописей и описаний Кремля и Китай-города известны еще две улицы: Ильинка и Варварка. Они также вели от Кремля и тянулись через весь Китай-город. Ильинка была названа в честь церкви Ильи-пророка. Это была улица купцов и банкиров. Заканчивалась она у Ильинских ворот, там, где в 1887 году возвели часовню-памятник в честь героев Плевны.
А на Варварке располагался самый известный в те времена Гостиный двор, где останавливались купцы, дипломаты и путешественники.
Чуть позднее появились улицы, ведущие к главным городам княжества: Серпуховская, Тверская, Смоленская.
Создать карусель Добавьте описание
Хаотичность переплетения улиц и переулков в старой части Москвы объясняется тем, что вокруг Кремля, как главного оборонительного сооружения вырастали слободы. Слободы формировались по профессиональному признаку. В них часто проживали люди лишь одной профессии. Именно слободы послужили основой для создания районов города. А их названия до сих пор угадываются в названии улиц: Мясницкая, Серебряническая, Котельная.
Это первые улицы Москвы, сведения о которых сохранились до наших дней.
Кольца Москвы, составляющие основу радиально-кольцевой застройки города, складывались на протяжении многих лет. Подобная планировка, которую еще называют ветвисто-веерной, встречается во многих европейских городах, в частности, по такой схеме застроены Париж и Вена.
Радиально-кольцевой принцип строительства применяли в тех русских городах, которые одновременно являлись и крупными торгово-транспортными центрами, и важными военными объектами.
Положительной стороной радиально-кольцевой городской застройки является компактность, возможность роста города во всех направлениях и удобство передвижения по городу. К самым главным минусам, один из которых сейчас в полной мере ощущает Москва на себе, относится вынужденная перегрузка проезжей части в центре.
Кольца появились в Москве не сразу. Как и первый деревянный Кремль, так и каменный, возведенный Иваном Калитой, имел в плане треугольник, расположившийся между реками Неглинной и Москвой. Небольшой торговый город, каким была в древности Москва, не нуждался, да и не имел особой возможности бороться с помехами на пути к росту. Кроме того, реки служили естественными преградами во время нападений неприятеля. Долгое время город застраивался в восточном, более безопасном направлении, где, опять же, при Иване Калите, выросли в 16 веке стены Китай-города.
Но пришло время, когда Москва перешагнула обе реки, и границы города постепенно стали скругляться. Первым кольцом Москвы можно назвать конфигурацию, образованную стенами Белого города. Это кольцо было незамкнутым - его прерывала Москва-река. Спустя полтора века на месте снесенных стен Белого города проложат аллеи, высадят деревья и в Москве появится Бульварное кольцо, сохранившееся до нашего времени.
Самое первое замкнутое кольцо было образовано стенами Земляного города. Это фортификационное сооружение шагнуло за черту Москвы-реки, включив в себя территорию Замоскворечья. Сейчас на месте стен Земляного города проложено Садовое кольцо, вплоть до первой четверти 20 века считавшееся границами городской территории Москвы.
Третьим кольцом в Москве стал Камер-Коллежский вал. Это было уже не оборонительное сооружение, а таможенная граница. Вал построили в середине 18 века для того, чтобы отделить территорию, принадлежащую откупщикам, имеющим право торговать спиртными напитками в пределах Москвы. Кольцо это именно неправильную форму, а в длину достигало приблизительно 37 километров. С северо-западной и юго-западной сторон границы кольца приближались к центру города, а на северо-востоке удалялись от него, охватывая Преображенское и Лефортово. Несмотря на то, что Камер-Коллежский вал фактически стал новой городской чертой, официально это долгое время не признавалось.
К 1917 году вокруг Москвы появилось еще одно кольцо - Окружная железная дорога. На тот момент это сооружение не совсем соответствовало границам Москвы, да и в городском движении никак не участвовало, но в 1917 году было признано официально новой городской чертой Москвы.
После революции 1917 года новые власти Москвы об этом решении забыли, и лишь в 30-е годы, когда был разработан Генеральный План развития и реконструкции Москвы, снова вспомнили о кольцах. В соответствии с планом предполагалось сохранить историческую застройку города, включив в нее современные элементы в виде прямых длинных проспектов. В рамках выполнения Плана вдоль Кремля и Китай-города было сооружено полукольцо. Полукольцо состояло из проспектов, а в местах их соединения располагались площади. Именно тогда было расширено и благоустроено Садовое кольцо, появились первые транспортные развязки. Одновременно начались работы по строительству Третьего и Паркового колец, но Великая Отечественная война 1941 года надолго прервала их.
Очередным кольцом в Москве стала Московская кольцевая автомобильная дорога - сокращенно МКАД. Эта скоростная магистраль была построена в середине 50-х годов 20 столетия для того, чтобы вывести за пределы Москвы транзитный транспорт. Длина кольца равнялась 109 метрам, все пересечения дороги были сооружены на различных уровнях. В наши дни МКАД является полноценной участницей внутригородского движения, а границы Москвы шагнули за ее пределы, но в течение 25 лет это кольцо служило административной границей Москвы. В туристической сфере существует и такое понятие как Золотое кольцо Москвы. В этот маршрут включены бульвары и площади старого центра Москвы, а также все достопримечательности, расположенные в этих границах.
Одна из главных магистралей (кольцо «А») в центре Москвы, проходящая по исторически сложившейся черте города, на месте разобранной стены. Возникнув в конце XVIII начале XIX вв., Бульварное кольцо протянулось более чем на 9 км, сохраняя… … Москва (энциклопедия)
Бульварное кольцо - Бульв арное кольц о (в Москве) … Русский орфографический словарь
Бульварное кольцо Москвы на атласе А. Хотева, 1853 … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Бульварное кольцо (значения) … Википедия
Бульварное кольцо: Бульварное кольцо последовательность десяти улиц (бульваров) в центре Москвы. Бульварное кольцо градостроительный ансамбль в Риге (Латвия) … Википедия
Москва Третье кольцо в районе Бережковской набережной … Википедия
Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия
Четвёртое транспортное кольцо автомобильная дорога в Москве. Работы по строительству Четвертого транспортного кольца и северной и южной рокад в Москве идут полным ходом. Столичные власти надеются, что появление этих новых магистралей значительно… … Википедия
Станция Лукино. Старая платформа … Википедия
- (МК МЖД) (Московская окружная железная дорога (МОЖД), Малое московское кольцо (ММК)) окружная железная дорога в Москве, предназначенная для осуществления грузовых перевозок между всеми 10 магистральными железнодорожными направлениями… … Википедия
Книги
- Бульварное кольцо. Путеводитель (2CDmp3) , Король З. Категория: Другое Серия: Аудиоэкскурсия Издатель: 1С , аудиокнига
- Бульварное кольцо. Путеводитель (аудиокнига MP3 на 2 CD) , З. Король , Путеводитель - самый удобный и доступный способ познакомиться с городом. Виртуальное путешествие на персональном компьютере: фотографии, описание маршрутов, возможность изучить и распечатать… Категория: Москва. Путеводители и справочники Издатель: 1С-Паблишинг , аудиокнига
- Бульварное кольцо , Лариса Скрыпник , Незабываемая прогулка по живописному московскому Бульварному кольцу ждет читателей этой книги. Она знакомит с особенностями, историей, легендами и традициями десяти знаменитых бульваров.… Категория:
Иван Теренин
Сергей Фирсанов
все по 2
Пять колец Москвы - ежегодная многодневная шоссейная велогонка , проходящая в Москве в начале мая. Считается преемницей велогонки по Садовому кольцу , впервые прошедшей в 1920 году. В 1993 году гонка стала международной, в данный момент входит в многодневки второй категории (класс 2.2) UCI Europe Tour .
Как ясно из названия, маршруты всех этапов гонки представляют собой кольца. В разные годы это были: кольцо вокруг Кремля («Кремлёвское кольцо»), кольцо олимпийской трассы в Крылатском («Крылатское кольцо»), Садовое кольцо, кольцо на Воробьёвых горах («Воробьёвское кольцо»), кольцо по Лужнецкой набережной («Лужнецкое кольцо»).
Первый этап - пролог, индивидуальная гонка с раздельным стартом. Остальные этапы - групповые гонки с массовым стартом. Последний этап - «Садовое кольцо», традиционно проводится 9 мая, в День Победы .
По аналогии с «Тур де Франс » и прочими крупными гонками, на «Пяти кольцах» вручаются цветные майки: жёлтая - майка лидера, фиолетовая - майка самого стабильного гонщика и т. д.
Победители
|
|
Напишите отзыв о статье "Пять колец Москвы"
Примечания
Ссылки
- на cyclingarchives.com
- на fvsr.ru (с 2008 г.)
Это
– Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, – неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это. Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал. Через две недели после получения письма, вечером, приехали вперед люди князя Василья, а на другой день приехал и он сам с сыном. Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья, и тем более в последнее время, когда князь Василий в новые царствования при Павле и Александре далеко пошел в чинах и почестях. Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него. В тот день, как приехать князю Василью, князь Николай Андреич был особенно недоволен и не в духе. Оттого ли он был не в духе, что приезжал князь Василий, или оттого он был особенно недоволен приездом князя Василья, что был не в духе; но он был не в духе, и Тихон еще утром отсоветывал архитектору входить с докладом к князю. – Слышите, как ходит, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступает – уж мы знаем… Однако, как обыкновенно, в 9 м часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. Накануне выпал снег. Дорожка, по которой хаживал князь Николай Андреич к оранжерее, была расчищена, следы метлы виднелись на разметанном снегу, и лопата была воткнута в рыхлую насыпь снега, шедшую с обеих сторон дорожки. Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый. – А проехать в санях можно? – спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего. – Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел. Князь наклонил голову и подошел к крыльцу. «Слава тебе, Господи, – подумал управляющий, – пронеслась туча!» – Проехать трудно было, ваше сиятельство, – прибавил управляющий. – Как слышно было, ваше сиятельство, что министр пожалует к вашему сиятельству? Князь повернулся к управляющему и нахмуренными глазами уставился на него. – Что? Министр? Какой министр? Кто велел? – заговорил он своим пронзительным, жестким голосом. – Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров! – Ваше сиятельство, я полагал… – Ты полагал! – закричал князь, всё поспешнее и несвязнее выговаривая слова. – Ты полагал… Разбойники! прохвосты! Я тебя научу полагать, – и, подняв палку, он замахнулся ею на Алпатыча и ударил бы, ежели бы управляющий невольно не отклонился от удара. – Полагал! Прохвосты! – торопливо кричал он. Но, несмотря на то, что Алпатыч, сам испугавшийся своей дерзости – отклониться от удара, приблизился к князю, опустив перед ним покорно свою плешивую голову, или, может быть, именно от этого князь, продолжая кричать: «прохвосты! закидать дорогу!» не поднял другой раз палки и вбежал в комнаты. |
В мае начнется благоустройство десятков центральных улиц города
Летом этого года центр Москвы ожидает глобальный ремонт. После майских праздников начнется благоустройство 59 столичных улиц, в том числе Тверской, Нового Арбата, Моховой, Садового и Бульварного кольца и других. Как пояснил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, работы начнутся одновременно на всех участках. Завершить ремонт планируется к Дню города.
На прошлой неделе был объявлен конкурс на выполнение строительно-монтажных работ по комплексному благоустройству Тверской улицы от Моховой до Пушкинской площади. Начальная стоимость госконтракта – более 951 млн рублей, итоги будут подведены 8 апреля. Общий же бюджет программы «Моя улица» на 2016 год – 22,4 млрд рублей.
Как рассказал Петр Бирюков на пресс-конференции, посвященной реализации программы, всего в ее рамках только в нынешнем году будет благоустроено 59 улиц, площадей и переулков, 49 парков по месту жительства и 14 рекреационных территорий. Адресный список был утвержден после голосования на проекте «Активный гражданин». «Особое внимание уделено центру города. Будут преобразованы такие знаковые московские улицы, как Тверская, Таганская, Большая Якиманка, Моховая и Новый Арбат.
Обустройство затронет часть Бульварного и Садового кольца», – подчеркнул чиновник. Заммэра отметил, что все проекты были разработаны лучшими архитекторами России и Европы. Цель преобразований – сделать город безопасным, экологичным и комфортным.
Груша уссурийская
В центре города на человека приходится 2 кв. метра зелени, тогда как на периферии – 40 кв. метров. Поэтому в рамках программы «Моя улица» центр ждет тотальное озеленение. На Садовом кольце появятся липы, груши уссурийские, вязы, рябины, ольха, ясени, лещины, клены и яблони. На Тверской вновь будут расти липовые аллеи. Более 180 новых деревьев разных пород появятся на Новом Арбате. Их посадят прямо в грунт, а корни защитят бортиком из бетона. Кремлевскую набережную вдоль проезжей части также озеленят. Всего в 2016 году в Москве планируется высадить более 13 тыс. деревьев, которые смогут удержать более 100 тонн пыли. Кроме того, будут высажены кустарники – барбарис, смородина, боярышник и др. На некоторых улицах вместо асфальта появятся газоны и скамейки.
«Мы отремонтируем более 70 фасадов домов, восстановим мощение, поставим скамейки. На улицы, где сохранилось 50% и более исторических зданий, вернем исторические фонари, созданные по чертежам музея «Огни Москвы», – рассказал чиновник. По его словам, воздушные линии электропередачи будут убраны под землю.
Парковка между деревьями
Заммэра, глава департамента транспорта и развития дорожно-транс-портной инфраструктуры Максим Ликсутов рассказал, как изменится транспортная схема в центре города. Так, троллейбусных маршрутов № 1, 2, 9, 12, 15, 31, 33 и 44 Москва все же лишится, «рогатый» транспорт заменят автобусами экологического класса не ниже «Евро-5». «Совместно с правительством Москвы и ГИБДД мы разработали новый маршрут – «Кремлевское кольцо». Будет создана двусторонняя выделенная полоса от улицы Большая Полянка до Лубянской площади, что увеличит пропускную способность наземного транспорта в центре на 30–50%. Для реализации этого проекта город вынужден заменить 89 троллейбусов автобусами», – сказал чиновник. Он подчеркнул, что «оптимизированные» троллейбусы поступят на другие маршруты. Троллейбусы «Б» и «Бк», так называемые «Букашки», на Садовом кольце останутся.
Полосы для движения на ряде улиц, попавших в зону благоустройства, будут сужены, их количество может уменьшиться. Это позволит расширить тротуары и организовать новые парковочные места. Так, в рамках реконструкции появится порядка 80 парковок для такси, рассчитанных более чем на 200 мест. При этом, по словам Максима Ликсутова, количество легальных парковочных мест для личного транспорта не изменится.
Правда, остается вопрос плоскостных парковок закрытого типа (со шлагбаумами) на нечетной стороне Нового Арбата. Сейчас там шесть паркингов, судя по визуализации проекта благо-устройства Нового Арбата, подготовленного немецкой студией Topotek1 и российским архбюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», останется один, а автомобили будут припаркованы прямо между деревьев. «Все эти парковки сохранятся, – пообещал Максим Ликсутов. – Но они будут реконструированы». Также он сообщил, что на время городских мероприятий их планируется закрывать для машин, превращая в общественные пространства.
Ремонт спрячут за баннером
«Мы планируем начать благоустраивать улицы в мае, скорее всего сразу после праздников. Работы будут вестись одновременно по всем проектам. Перед нами стоит задача завершить их к Дню города», – сказал Петр Бирюков. Отвечая на вопрос, а как же там будут передвигаться люди, он сказал, что опыт прошлых лет учтен. В прошлом году москвичи нередко жаловались, что пройти по улицам, где идет реконструкция, невозможно – все разрыто, грязь, дорогу преграждают стопки плиток. «Будут установлены специальные ограждения, места работ закрыты баннерами, на проходах выложим специальные мостки», – пояснил он.
Максим Ликсутов, в свою очередь, сообщил, что, например, на Садовом кольце будут установлены новые знаки для автомобилистов и наземного транспорта, внесена соответствующая корректировка в разметку. Кроме того, по словам чиновника, уже после завершения благоустройства будет обсуждаться вопрос организации новых пешеходных переходов на Тверской.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ян Гейл, архитектор и урбанист:
– Меня познакомили с планами по дальнейшему благоустройству города, я вижу, что это многообещающая работа. Многие города имеют такие программы и каждый год улучшают несколько улиц. Необходимо, чтобы горожане проводили больше времени в общественных местах, использовали велосипеды.
На мой взгляд, основной тренд сейчас – восстановление наземного общественного транспорта в центре города. Это позволит разгрузить метро, людям не придется спускаться под землю, чтобы проехать пару остановок. Также городу необходимы широкие тротуары со скамейками. Нужно, чтобы человек мог спокойно пройтись, сесть отдохнуть, попить кофе. И, конечно, необходимо больше деревьев и зелени на улицах. Во время своей поездки по Москве я увидел чудо – в городе появились велодорожки. Конечно, здесь холодно зимой, но это лишь значит, что можно ехать быстрее. Например, в Копенгагене 45% горожан добираются до работы именно на велосипедах.
У меня есть отдельное пожелание: чтобы все подземные переходы были закрыты. В Москве их очень много – через каждые 300 метров. Это негуманно. Мы заводим семьи, детей, стареем, а маленьким детям и пожилым непросто спускаться под землю. Но в любом случае я поражен, как быстро и качественно меняется Москва. Желаю столичному правительству успехов в последующих шагах.