«Каждый маленький ребенок вылезает из пеленок и теряется повсюду, и находится везде!». Весело поется в забавной детской песенке про непослушных обезьян. Когда ребенок начинает активно исследовать окружающий мир, порой с весьма разрушительной силой, он сталкивается с рядом определенных ограничений со стороны родителей.
Что можно, а что нельзя? Некоторые родители предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления и растят ребенка в условиях вседозволенности. Правильно ли это?
Что такое хорошо, а что такое плохо
Некоторые родители могут жаловаться на то, что ребенок не понимает слово «нельзя». Вы можете биться в истерике и рвать на себе волосы, но ваш ребенок вас просто не слышит. Следует помнить о том, что слово «нельзя» отнюдь не волшебное и не может сиюминутно превратить разбушевавшегося негодяя в шелкового и послушного ангела. Для того чтобы коммуникация ребенка и родителя была успешной, и ребенок начал адекватно реагировать на ваши реплики, запреты и ограничения, нужно потрудиться.
Зачастую само слово «нельзя» может вызвать у ребенка протест. Это слово становится своеобразным раздражителем, если его произносить постоянно. Ребенок будет либо делать все вопреки запрету либо просто не реагировать на родительское «нельзя». Последнее чаще всего случается, если слово «нельзя» звучит постоянно и на каждом шагу и попросту теряет свой смысл. Но как объяснить ребенку, как себя вести, не прибегая к этому слову? Довольно просто. Ввести в обиход его синонимы.
Когда нужно говорить "нельзя"
Ребенок первых лет жизни должен понимать различие между словом "нельзя" и словами "не нужно", "нехорошо", "опасно" или "неприлично". Если вы будете использовать различные запрещающие синонимы в определенном контексте, сам запрет не будет вызывать у ребенка явный протест.
Но как объяснить ребенку, что нельзя делать то или другое?
Запрет, обозначенный словом "нельзя", должен базироваться на том, что запретное действие может нести вред физическому или психологическому состоянию ребенка или окружающих. Например, нельзя трогать электрические провода, совать пальцы в розетку, трогать газовую плиту - это опасно для жизни и здоровья. Нельзя бить, обзывать, унижать других - это обидно и неприятно. Ребенок должен понимать, что за словом «нельзя» скрыт явный вред.
Прибегая к синонимам "не стоит"/"не нужно", вы объясняете ребенку, что подобное поведение неприемлемо в обществе или то, что хочет ребенок, сейчас неуместно. Например, "не нужно рассыпать крупу на ковер". Подобным ограничением вы не запрещаете ребенку действие, а просто корректируете: не стоит сыпать крупу на ковер, возьми миску.
Почему вода мокрая?
С возрастом некоторые запреты теряют свою актуальность, а запрещаемые действия становятся понятными и очевидными ребенку. На место старых запретов приходят новые. Понятно, что десятилетний ребенок не будет совать палец в розетку и пытаться залезть в кастрюлю с кипятком.
На смену исследовательской деятельности малыша приходит эра «почему». Многие родители с содроганием ждут период бесконечных детских вопросов, которые часто вводят в ступор.
- Почему вода мокрая?
- Почему солнце светит?
- Почему божья коровка так называется?
Ни в коем случае не стоит отмахиваться о любознательного малыша, как от назойливой мухи. Следует запастись вагоном терпения и вместе продолжать изучать этот мир. Тем более, сейчас для этого есть масса возможностей и "Гугл" всегда под рукой. Гораздо тяжелее пришлось прошлым поколениям, когда нужно было пролистать на досуге не одну энциклопедию в поисках ответа на каверзные детские вопросы.
Взрослые вопросы устами младенца
Не стоит пугаться или смущаться неприличных вопросов ребенка. Следует понимать, что он понятия не имеет о том, о чем спрашивает. И если малыш просит объяснить, что значит какое-нибудь нецензурное слово, не стоит просить ребенка немедленно забыть его и никогда не произносить. Это вызовет еще больший интерес со стороны малыша, может проснуться все тот же протест, и ребенок назло будет повторять нехорошее слово.
Хуже всего, если ребенок потеряет доверие к родителю и пойдет искать помощь на стороне. К любым, даже самым непристойным, вопросам важно относиться спокойно и пытаться объяснить ребенку, хорошо это или плохо.
Сталкиваясь с ситуацией, когда ребенок еще неосознанно употребляет нехорошие слова, не стоит проявлять сильные эмоции. В таком случае и плохое слово не окажет сильного впечатления на ребенка, и вскоре вовсе забудется.
Как объяснить ребенку, можно ли употреблять те или иные слова?
Если ребенок сам интересуется значением нехорошего слова, следует объяснить, что это означает, но сделать ремарку, что хорошо воспитанные и интеллигентные люди таких слов не употребляют. Усилить эффект восприятия можно вопросом: а ты считаешь себя хорошо воспитанным мальчиком/девочкой?
Если же у ребенка есть кумир, можно сделать акцент на нем, сказав, что этот персонаж не использует ругательных слов. Если в процессе объяснения ругательного слова чересчур эмоционально высказать свою позицию, категорически запретив ребенку вспоминать и произносить ругательства, это вызовет обратную реакцию. Ребенок поймет, что плохие слова вызывают сильные эмоции, и будет этим пользоваться. Если же не придать этому особого значения и просто объяснить малышу, что употребляя ругательные слова он может сам выглядеть не в лучшем свете или быть высмеянным, вы, скорее всего, больше не столкнетесь с этой проблемой.
Оградить ребенка от всех источников «нехороших слов» невозможно. Но правильно объяснить их значение и необходимость употребления в разговоре необходимо. Закрывать на это глаза уж точно не стоит.
Капуста, аист, магазин или все-таки роддом?
Рано или поздно наступает период, когда ребенок интересуется у мамы и папы, откуда же он взялся. Вряд ли современные родители, смущаясь, пробормочут что-то наподобие: купили в магазине, аист принес или в капусте нашли. Половое воспитание ребенка с ранних лет считается нормой. Но стоит ли ограничиться лишь романтической историей о том, как папа и мама любили друг друга и хотели ребенка, а потом папа подарил маме семечко, которое росло у мамы в животе и так далее? Как правильно объяснить ребенку, как рождаются дети?
Очень важно не ограничивать право ребенка задавать вопросы о таких «взрослых вещах» и получать на них честные ответы. Вопросы, касающиеся разницы полов, а также интимной жизни нормальны и считаются признаком правильного развития малыша.
Очень важно, отвечая на подобные вопросы, быть предельно искренним и правдивым. Ребенок должен видеть, что его вопрос не вызвал у родителей чувства стыда, в этом случае он воспримет информацию адекватно.
Говорить с ребенком о сексе и рождении детей нужно на языке, соответствующем его возрасту. И если малышу 3-4 лет достаточно просто сказать, что появился он из маминого живота, то дети постарше уже могут требовать конкретики. Здесь можно рассказать сказку про папино семечко, которое росло в животике, превратилось в малыша. А когда малышу стало тесно, он появился на свет.
Беседа «про это»
Если ребенок не проявляет интереса к данной теме, то рано или поздно родителям придется самостоятельно спровоцировать разговор. Оптимальным возрастом для начала полового воспитания является 6-7 лет. Это возраст, когда ребенок начинает познавать окружающий мир с помощью чувств, эмпатии.
Стоит рассказать малышу о том, что между людьми возникает симпатия, которая может перерастать в любовь. Можно попросить ребенка своими словами объяснить, как он понимает эти термины и что для него значит любовь. Что такое любить маму и папу, а что значит испытывать симпатию к однокласснице Маше?
Не стоит стыдиться говорить с детьми «про это» и думать, как объяснить ребенку столь сложную материю. Ребенок воспримет рассказ о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной точно так же и с тем же интересом, как рассказ об устройстве будильника.
В процессе разговора о сексе с ребенком важно не сформировать в его сознании табу. Ребенок должен понять, что секс - это естественно и нормально, но является прерогативой взрослых людей, а интимные отношения не принято афишировать.
А если не говорить об этом?
Конечно, можно спустить все на тормоза и не говорить с ребенком на откровенные темы, если он не проявляет интерес. Можно наивно полагать, что до свадьбы человек предпочтет смотреть мультики и собирать пазлы, а там все само собой сложится. Не задает чадо взрослых вопросов - и хорошо, спина родительская не покрывается холодным потом, да и вообще, в школе всему научат. А более осведомленные сверстники приукрасят.
Обязательно ли половое воспитание детей внутри семьи, решают для себя родители. Но нужно отдавать себе отчет в том, что откровенные разговоры с ребенком, поддержка и понимание повышают доверие к родителям. Конечно, сегодня дети могут самостоятельно добыть любую информацию в интернете и удовлетворить свой пытливый ум. Но ребенок должен знать, что откровенные темы в семье не под замком, что родители всегда готовы ему помочь и все объяснить.
Почему папа и мама не вместе?
Объясняя ребенку понятия любви, нежности и деторождения на примере родительских отношений, иногда можно столкнуться с детским вопросом «а почему мама и папа не живут вместе, если они любят друг друга». Это касается семей, где родители в разводе. Идиллическая картина любви и согласия между мужчиной и женщиной, представленная ребенку, может разбиться о суровую противоречивую реальность.
Как объяснить ребенку развод родителей? Родителям ни в коем случае не стоит ополчаться друг против друга, обмениваясь взаимными обвинениями, даже в том случае, когда это сложно. Ребенок должен понимать, что папа не негодяй, который бросил маму. Важно объяснить ребенку, что папа и мама его любят и уважают друг друга, но они больше не могут жить вместе.
Стоит объяснить малышу, что в жизни, помимо любви и страсти, могут быть расставания, и с этим нужно мириться и жить дальше, сохраняя хорошие отношения. Маленькому ребенку будет достаточно видеть, что родители сохранили мир, хоть и на расстоянии. А подросший ребенок уже самостоятельно сложит пазл родительских отношений.
Не секрет, что человек может окончить школу дважды: первый раз самостоятельно, а последующие разы вместе со своими детьми. Когда дети идут в школу, они получают новые знания, а их родители воскрешают свои, уже некогда полученные, знания. Школьные задачи зачастую могут заставать родителей врасплох. Школьная программа ежегодно меняется, но ее основы остаются неизменными. И родители должны знать, как понятно объяснить ребенку основные правила.
В школе ребенок получает очень много информации, поэтому задача родителя дома -систематизировать полученные ребенком знания и вместе разобрать непонятные или сложные моменты.
Как объяснить ребенку деление? Уроки с мамой
Часто родители задаются вопросом о том, как объяснить ребенку деление на понятном языке, но в то же время не прибегая к расчленению овощей и фруктов или распределению конфет среди Маш и Петь. Конфеты разделили, а сам принцип не поняли.
На выручку придет мультфильм про 38 попугаев, в котором удава измеряли попугаями. Объяснить ребенку, что основной принцип деления - это определить, сколько раз меньшее число помещается в большее. Например, 6:2 - это найти сколько двоек помещается в шестерку.
Также часто школьники сталкиваются с непониманием падежей. Казалось бы, простые понятия, вызывают сложности в восприятии, и дети часто просят родителей растолковать. Как объяснить ребенку падежи легко и просто?
Можно использовать в качестве примера предложение, в котором все слова употреблены в именительном падеже «сестра читает книга», «сосед выгуливает собака». Услышав, как нелепо звучат подобные предложения, ребенок поймет значимость употребления падежей и то, какую важную роль играет окончание у слова.
А сами падежи легко объяснить, подставляя к ним логические вопросы. Например, винительный падеж - винить кого/что? (кашу, чашку, подушку), дательный падеж - давать кому/чему? (каше, чашке, подушке) и так далее. Эти примеры наглядно показывают, как объяснить ребенку падежи играючи и легко.
Поговорим о духовном
А кто такой Бог? А для чего он нужен и где он живет? Вполне вероятно, родителям придется столкнуться с подобными вопросами. Естественно, ответ родителя будет обоснован личным отношением к религии. Конечно, можно взращивать убежденного атеиста, категорично заявляя, что Бога нет, и все это глупости. Наука правит миром.
Как правильно объяснить ребенку, кто такой Бог? Родителю нельзя быть категоричным в этом вопросе, насаждая свои убеждения, будь то ярый атеист или свято верующий. Нужно предоставить ребенку альтернативную информацию для того, чтобы у него сложилось правильное представление о Вселенной.
Нужно познакомить ребенка с Библией и рассказать, что эта книга описывает основные человеческие ценности. После прочтения детской Библии у ребенка непременно сложится общее представление о религии и человеческих взаимоотношениях, о добре и зле. И вопрос о том, как объяснить ребенку, кто такой Бог и где он живет, отпадет сам собой.
Нужно объяснить ребенку, что наука - это прогресс и практичность, а религия - это в первую очередь любовь. Рассказать, что оба этих понятия могут существовать в симбиозе и уживаться в одной личности. Главное - это посеять в сознании малыша зачатки понимания и того и другого, а вовсе не отрицание одного в пользу другого.
Говорить о духовном так же необходимо, как объяснять ребенку часы, время и как устроен мир.
Обычно интерес к истории своего появления у детей появляется в возрасте «почемучек», то есть около 3-4 лет. До этого возраста, даже рассматривая свои младенческие фотографии, ребёнок обычно не задаётся вопросом «Откуда я взялся?». Этот интерес является совершенно нормальным, но долгое время данная тема замалчивалась, и от детей «отмахивались» всем известными клише: «нашли в капусте», «принёс аист».
Современные психологи утверждают, что выдуманные истории о появлении ребёнка в семье («нашли в капусте», «принёс аист» ) сильно подрывают доверие малыша к родителям, ведь когда-то ребёнок всё равно узнает правду и будет огорчён родительским лукавством.
Объясняя ребёнку, откуда берутся дети, нужно говорить правдиво, но эта правда должна быть адаптирована под возраст любознательного человечка. Чем старше ребёнок, тем больше вопросов об «этом» у него появляется. К таким вопросам родителям стоит подготовиться заранее, чтобы они не застали маму или папу врасплох и не заставили ребёнка усомниться в искренности взрослых.
Как поговорить с ребёнком 3-4 лет
В возрасте около 3 лет ребёнок начинает ощущать себя личностью и впервые идентифицирует себя с представителями одного из полов – мальчиками или девочками. В связи с этим возникает интерес к строению тела, причём детки подмечают не только отличия мальчиков от девочек, но и обращают внимание на особенности тела взрослых. В связи с этим, предвестниками вопросов о деторождении могут стать вопросы, касающиеся назначения половых органов, их различий (если, например, ребенок на пляже увидел малыша противоположного пола). Много вопросов может породить встреча с беременной женщиной, ведь живот выдающихся размеров не останется не замеченным. Ещё чаще разговоры о появлении на свет начинаются после того, как малышу доведётся увидеть или близко познакомиться с младенцем. Некоторые детки могут задать прямой вопрос «Откуда я появился?». Откуда бы ни «дул ветер» детского интереса, задача родителей – честно и доступно ответить ребёнку.
Как поговорить с подростком 11-16 лет
Поддерживать доверительные отношения с подростком – целое искусство, ведь в этом возрасте авторитет взрослых обесценивается. Однако без доверия невозможны беседы на деликатную тему.
Подростки активно интересуются противоположным полом, влюбляются, встречаются. В чем-то они совсем ещё дети, но физиологически они уже готовы вести «взрослую» жизнь». Именно поэтому на первом месте должны быть разговоры не о гигиене или изменениях тела, а о планировании семьи, зачатии, беременности, средствах контрацепции.
Как и в вопросах подготовки к взрослению, в беседах с подростками важна свободная атмосфера, состояние диалога, а не «сухие» лекции. Разговаривать «про это» лучше на равных, как взрослый со взрослым, называя вещи своими именами и рассказывая о реальных опасностях. Говоря об отношениях с противоположным полом и о возможности рождения ребёнка, важно делать акцент на то, что ребёнок – это, прежде всего, большая ответственность, поэтому лучше, если он будет рождён сознательно, в браке, когда оба готовы к созданию семьи и разделению ответственности.
Родителям подростков всегда тревожно: а вдруг ребёнок рано начнёт половую жизнь? Вдруг будет нежелательная беременность или инфекции? К сожалению, в некоторых семьях половое воспитание ребёнка сводится к «узнаю – убью». К ещё большему сожалению, при таком раскладе у родителей есть все шансы просто не узнать. Именно поэтому если ребёнок делится чем-то личным – не стоит его критиковать, ругать, осуждать.
Чем старше ребёнок, тем более сложные вопросы рождаются в его голове. На каждый из них он хочет получить ответ, и если не в семье, то на улице или в интернете эти ответы будут найдены. Если ребёнок по каким-то причинам не задаёт вопросы и не проявляет интерес к щекотливой теме – родителям стоит взять инициативу в свои руки и начинать разговоры первыми. Чем лучше ребёнок будет «вооружён» информацией, тем больше он будет готов к взрослой жизни.
Читаем также:
Подборка книг
- Дюмон Вирджини. Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет
- Виржини Д., Монтанья C. Откуда берутся дети? Сексуальная энциклопедия для детей 8-11 лет
- «Как я появился на свет», Катерина Януш, Мерви Линдман. Возраст: 4–6 лет
- «Откуда берутся дети?», Дорис Рюбель. Возраст: 4–7 лет
- «Книга о любви», Пернилла Стальфельт. Возраст: от 4 лет
- «Главное чудо света», Георгий Юдин. Возраст: 6–10 лет
- «Before You Were Born», Дженнифер Дэвис, Лора Корнелл. Возраст: 2–4 года
- «The True Story of How A Baby Is Made», Пер Хольм Кнудсен. Возраст: 3–5 лет
- «A Kid’s First Book About Sex», Джоани Бланк. Возраст: 7–11 лет
- «Mommy Laid an Egg: or, Where Do Babies Come From?», Бабетт Коул. Возраст: 3–5 лет
- «Where Did I Come From?», Питер Мэйл. Возраст: 7–10 лет
Современные дети достаточно умны и сообразительны. Их окружает такой поток информации, что трудно остаться несведущим в каком-либо вопросе. Даже интимные темы сегодня для них не такие уж и неизведанные: с рекламных щитов на кроху смотрят полуобнаженные девушки, по телевизору мелькают ролики о женских средствах гигиены и контрацептивах. Конечно, малыш понимает только поверхностную часть сущности всех этих вещей, до глубин он доберется позже, но вот один вопрос его все же мучает. Откуда же берутся дети?
Как рассказать про «это» в 3-4 года
Это возраст, когда впервые в голове ребенка рождается интересный вопрос. Взрослые думают, что малышу нужны подробности зачатия, поэтому придумывают различные отговорки: нашли в капусте, купили в магазине, аист принес. Думаете, никто не почувствует ложь? Проще и правильнее отметить для крохи эмоциональную сторону появления младенцев на свет . Скажите, что все детки до своего рождения живут у мамы в животике, она носит малыша под сердцем и дарит ему тепло. Трехлетке этого будет достаточно, хотя есть довольно любопытные ребятишки, которые могут поинтересоваться, а как же ребенок попал в животик и почему нельзя там поселиться снова? Можно сказать, что малыши в животиках вырастают из волшебного зернышка, которое папа дарит маме. Это же правда, только сильно завуалированная.
В 5-7 лет
В старшем дошкольном возрасте знаний уже достаточно много, возможно, и тайна появления малышей на свет известна вашему чаду, только он не может объяснить все последовательно. Кто же ему сказал? Книги и средства массовой информации! Чтобы в голове сложился пазл, нужно кое-что уточнить. В этом возрасте эмоциональной составляющей не отделаешься, поэтому подготовьтесь заранее к этому и подумайте, как рассказать ребенку о сексе. В этом вам помогут различные пособия: энциклопедии, макеты, возможно, обучающие мультфильмы. Ребенок воспринимает наглядную информацию, поэтому если использовать только вербальное объяснение, у него останется много вопросов.
Помните, вы рассказываете естественные вещи, поэтому скажите «нет» чувству стыда . Начните с половых признаков мальчика и девочки, затроньте тему любви, отношений между членами семьи. Такие разговоры очень полезны для ребенка в плане воспитания: лучше рассказать все самому, чем дождаться, пока сын захочет провести эксперимент и посмотреть в садике, чем мальчик отличается от девочки. Затроньте также тему того, что секс – это дело взрослых. Наиболее впечатляющим оказывается для ребенка момент непосредственного рождения. Его можно опустить и сказать обобщенно: «У мамы внизу живота есть специальное место, откуда и появляются дети». Если сын или дочка попросят уточнить, скажите, что это секретное место, и они есть у каждого человека. Секрет - табу для детей.
В 7-10 лет
Если родители грамотно объяснили чаду основы анатомии и не боялись отвечать на вопрос, откуда берутся дети, в раннем возрасте, то ребенок уже многое знает. Период 7-10 лет – это этап полового созревания. Вскоре у девочки начнется менструация, а мальчик узнает, что такое поллюции. Обо всем этом надо рассказывать, чтобы подобные ситуации не стали для ребенка сюрпризом. 7-10-летние дети часто задают вопросы о сексе родителям, проверяя, скажут ли им правду или нет. Психологи советуют не отмалчиваться и не посылать дочь к маме, а сына – к отцу, считая, что представители одного пола быстрее найдут общий язык. Ребенок идет к тому, от кого хочет услышать информацию, к тому, кому доверяет. Не стесняйтесь и не переводите разговор на другую тему : расскажите о физиологических изменениях, затроньте тему первой влюбленности, отношений между мальчиками и девочками. Лишний раз акцентируйте внимание на том, что секс и рождение детей – это то, о чем должны думать взрослые.
В 11-16 лет
Самый опасный для подростка период. Он чувствует себя взрослым, хочет не отставать от своих сверстников, а в некоторых вопросах и опередить их. По статистике, современные дети начинают половую жизнь в возрасте 14-16 лет. Если вы все еще думаете, как и когда рассказать ребенку о сексе, знайте, что уже настал критический момент . Подросток не будет спрашивать маму и папу об интимных отношениях, он попробует все узнать сам. Ваша задача не запрещать, а донести до сознания чада мысль о том, что ранний секс – это не круто, а опасно. Он может привести к серьезным заболеваниям, а может закончиться беременностью. Это ответственность, которая ложится на обоих партнеров. Именно об этом надо рассказать папе сыну, а матери – дочери. С ребенком надо обсудить момент нежелательной беременности: какие существуют виды контрацептивов, какие есть виды секса и что они влекут за собой. Чтобы донести всю информацию до подростка, надо правильно выбирать время разговора и его стиль: не навязчиво, не читая нотаций, а как бы между делом. Возможно, сильный эффект будут иметь рассказы о собственной жизни.
Никогда не бегите от этой темы. В каждом возрасте есть свои особенности восприятия информации. Какой бы способ не избрали вы, знайте, что молчать на эту тему нельзя. Интимные вопросы сложные, но это именно те разговоры, которые сближают родителей и детей.
Впервые ребенок задумывается над этим в трехлетнем возрасте . Или сам задумается или его направят на эту мысль обстоятельства:
- Ему сообщили, что у него будет братик или сестричка;
- он узнал, что у кого-то будет братик или сестричка.
Ребенок знает, откуда берутся новые игрушки, одежда, еда, но откуда возьмут такого же, как он человечка? Видно, там, где и его. А где взяли его?
Вот тут-то и проснется его настойчивый интерес к пониманию такого для него важного аспекта жизни. Он поймет или, скорее, почувствует, что этим вопросом заглядывает во взрослый мир.
Для деток на 3-4 году жизни, пожалуй, ответ на вопрос об их появлении на свет, найти наиболее просто. Главное – дать понять, что ребенок родился у мамы с папой, которые его очень любят. В этом возрасте крошка уже понимает отличие между девочками и мальчиками и знает, что из девочек вырастают женщины, а из мальчиков – мужчины.
Итак, отличным ответом станет сказка с родителями в образе главных героев: когда мама и папа поженились, папино семечко попало в животик к маме и из него получился вот такой замечательный мальчик Артемчик. В мамином животике у Артемчика был домик, то мальчик вырос, и в домике ему стало тесно. Когда сыночек захотел выйти, внизу маминого животика открылась дверца и он родился. Для крошки в 3 года такого ответа станет более чем достаточно.
На вопрос о том, почему именно там, – «потому что в животике ребенок находится в полной безопасности».
На данном возрастном этапе ребенку достаточно будет этого объяснения. Большего он пока и не осмыслит. Ведь эта информация сильно расходится с тем, что ему предлагали сказки.
Первый интерес к признакам полового различия
В этом же возрасте малыши замечают и начинают интересоваться отличием мальчиков от девочек, соответственно, мужчин от женщин и физиологическими особенностями этого отличия – половыми признаками. Их заботят собственные признаки принадлежности к мужскому или женскому полу и свое сходство с представителями своего пола. Это естественный интерес, и они задают вопросы об этом также искренне, не стесняясь, как любой вопрос абсолютно другого рода. Вы тоже не должны выказывать стыда, испуга и, тем более, неодобрения.
При этом, вы уже можете указать на деликатность этой темы и порекомендовать говорить об этом наедине, особенно не при детках другого пола.
Ответ для деток на 4-6 году жизни
До этого возраста детки уже должны знать, что их рожают мамы. Если каким-то образом им это еще не известно, вы должны побеспокоиться, чтобы ребенок имел в виду, что он родился.
Обычно ребенку в дошкольном возрасте уже мало ответа, что он сначала появился в мамином животике, а позже – родился через дверцу. И они пытаются разузнать как можно больше об этом процессе, желательно с подробностями.
Конечно, следующий вопрос вполне предсказуемый:
КАК РЕБЕНОК СМОГ ПОПАСТЬ В МАМИН ЖИВОТИК?
В этой ситуации вас выручит шрам на животе от кесарева сечения или от аппендицита. Вы можете ответить таким образом: когда ребеночку становится тесно в мамином животике, маму увозят в больницу, а там доктор разрезает ей живот и достает малыша.
Если же у вас нет шрама, объясните, что дитя родилось через маленькое отверстие, которое есть внизу животика у каждой мамы. Когда крошка попросит показать его, напомните ему, что у каждого человека есть на теле места, которые нужно скрывать и показывать только маме с папой или доктору с разрешения мамы. Одновременно убедитесь, знает ли ваше чадо об этих секретных местах. Таким образом вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев: удовлетворите любопытство и убережете ребенка от любимых игр «в доктора» между сверстниками в детском саду.
Когда дошкольник будет настойчиво интересовать процессом оплодотворения, расскажите ему следующее. Когда мама и папа женятся, они очень любят друг друга. Ты же видел, что мама и папа спят в спальне, так вот, когда папа и мама прижимаются, самая шустрая папина клеточка проникает к маминой клеточке, они соединяются и появляется крохотный ребеночек. Он такой маленький, что поместиться у тебя на пальчике. Каждый день ребеночек растет, и через девять месяцев становится довольно большой, чтобы помещаться в мамином животике.
Будет очень уместно расспросить ребенка о том, что он знает про «особые места» принадлежности к мальчикам или девочкам. Объяснить, что они не постыдные, но интимные, предназначенные природой для будущего материнства и отцовства, и не следует проявлять любопытство к ним у других деток, и, тем более, нельзя чужим людям их показывать, давать трогать.
Уместно будет воспользоваться иллюстрациями из детских книг-пособий, к примеру, авторства Дорис Рюбель, или из детской энциклопедии.
Если до 6 лет тема ребенком ни разу не подымалась, то стоит самому направить разговор на тему зарождения жизни и появления на свет. Иначе, к ребенку может поступить сомнительная информация из других источников, и отношение к этому вопросу может быть заложено также не вами.
Вообще, темы жизни и смерти должны интересовать детей в этом возрасте – это признак здоровой любознательности. И от вашей реакции и ответов на эти вопросы зависит его отношение к этим природным и естественным понятиям устройства жизни.
Именно вы, родители, должны освещать темы сексуальных отношений и закладывать у ребенка их здоровое восприятие и отношение к ним как к светлой части взрослой жизни, основой которой должна являться любовь.
Ведь только вы можете ему рассказать о тех чувствах, продолжением которых являются сексуальные отношения и зачатие ребенка.
В этом возрасте обычно интерес к щекотливой теме немного стихает, ведь ребенок загружен уроками, кружками, у него появляется множество других знаний и интересов. Но точно ребенок готов слышать ответы и он отчетливо реагирует на Ваше стиснение в этой теме. Поэтому, Вам лучше потренироваться и спокойно называть интимные части тела. И, что важно, объяснить ребенку последовательность: любовь – супружество – дети.
Если ребенок все-таки продолжает интересоваться темой собственного появления на свет, подыщите ему обучающие мультики или купите специальную книжку. Благо, на сегодня в любом книжном магазине найдется литература с иллюстрациями, рассчитанными на детей младшего школьного возраста, которая просветит и ответит на все вопросы в рамках морали.
Просто приобретите нужную книжку и подойдите к ребенку со словами: вот книжка, в которой описаны все отличия между мужчиной и женщиной, а также как рождаются дети. Если тебе это интересно, можешь почитать.
Ответ для подростка
С подростками разговор совсем другой, и, скорее на тему – как предохранятся, чтобы не было детей. Но, если говорить о подростковом детстве – 9-14 лет, здесь как раз и необходимо рассказывать о сексе, как и когда это происходит. Очень важно, рассказывать о любви, которая предшествует интимной близости, о детородных функциях организма и о готовности (физической и моральной).
Объяснение должно уже относиться непосредственно к зачатию. «Если мужчина и женщина любят друг друга и хотят ребенка, они обнимаются, целуются и ласкают друг друга, при этом из пениса мужчины семенная жидкость через отверстие внизу живота женщины (влагалище) попадает во внутренний женский орган (матку), где мужские сперматозоиды соединяются с женской яйцеклеткой – зарождается новая жизнь».
Можете также воспользоваться иллюстрациями из детской энциклопедии или из детских книг-пособий, но уже для подростков.
Главное правило разговора на деликатные темы с подростком, – доверительная атмосфера, от вас должно исходить спокойствие и уверенность.
Это необходимо для того, чтобы ребенок без сомнений приходил к вам с сокровенными вопросами. Ведь вам предстоят следующие этапы сексуального воспитания – донести информацию о правилах контрацепции, о ранних абортах, о болезнях, передающихся половым путем.
То есть здесь важно не запугать ребенка, о том, что “залетишь” или “в подоле принесешь”, а о важности отношений между взрослыми мужчиной и женщиной, и о осознанном желании иметь детей.
В качестве обобщения сказанного предлагаем основные правила, как корректно и правильно отвечать на деликатные детские вопросы о зачатии и рождении ребенка:
- Не уклоняйтесь от ответа, чтобы не зародить неправильного отношения к этой теме, как к чему-то постыдному. Если не сможете ответить сразу, предупредите ребенка, что вам нужно подумать, как правильно ответить.
- Рассказ ведите на простом языке, доступном для возрастного понимания ребенка, без излишне взрослой подачи информации. Также обходитесь без лишних подробностей, если сам ребенок этого не просит. Зато акцентируйте рассказ на чувствах и желаниях.
- Не форсируйте интерес к этой теме (до трех лет). Он должен возникнуть из собственной природной любознательности ребенка и его готовности воспринимать данную информацию.
- При этом, не оставляйте без внимания отсутствие у ребенка видимого интереса, присущего детям от 3 до 5 лет. Интерес есть, но он, в силу каких-то причин, скрытый. Сами инициируйте разговор на эту тему. Постарайтесь разобраться в причинах (отсутствие доверительности в ваших отношениях, зародившийся страх или излишний стыд) и избавиться от них.
- Лучше, если ребенок будет получать информацию по этой теме от представителя его пола, это особенно важно в подростковом возрасте.
- Очертите границы допустимого интереса:
- его интереса к чужим половым органам;
- чужого интереса к его половым органам.
Донесите до ребенка важность того, что ни при каких обстоятельствах никаким чужим людям не показывать свои половые органы во избежание сексуального насилия, и что о любом подобном предложении вы должны узнавать немедленно.
Рано или поздно каждому родителю приходится столкнуться с проблемой того, как объяснить ребёнку, откуда берутся дети. Данный вопрос можно услышать от крохи уже в 3-4 года. В это время малыш начинает рассматривать свои детские фотографии, и его посещает естественное любопытство о тайне появления. Даже если ваша кроха ещё не поднимала этот вопрос, стоит подготовиться к нему заранее, потому что от того, насколько правильно вы построите разговор, во многом зависит дальнейшее развитие личности маленького человечка.
Когда начинать разговор
Ответ на вопрос о том, когда начинать объяснения, однозначный: когда ребёнок об этот спросит. Современные педагоги и психологи единогласно сходятся во мнении, что надо рассказывать так, как есть, не прибегая к аистам, капустам и к супермаркетам. Не стоит забывать, что даже самые маленькие дети умеют анализировать, и очень скоро ваша кроха задумается, почему ни в одном купленном кочане или на полках магазина нет карапузов.
При этом современные малыши редко обходятся ответом «из маминого животика». Почти сразу возникает следующий вопрос «как он туда попал?».
Важно говорить с детьми соответственно их возрасту. Например, самым маленьким достаточно объяснить, что специальная клеточка мамы объединяется с папиной. В данном случае рассказывать подробности и переходить на специальные термины не надо.
При этом следует учитывать, что избегать ответа на вопрос и переводить тему – самый худший вариант. Это приведёт только к тому, что мысль будет вызывать повышенный интерес и даже станет болезненной.
Почему так важно говорить об этом с родителями
Каждому родителю стоит учитывать, что невозможно оградить ребёнка от подобных знаний надолго, ведь сейчас информацию можно найти практически везде. Лучше самим рассказать о любви и взаимоотношениях полов, не дожидаясь, пока он узнает об этом из интернета или от сверстников.
При этом не нужно насильно начинать эту тему в раннем возрасте. Но, если, отправившись в 1 класс, малыш всё еще не задаёт подобный вопрос, стоит взять инициативу на себя. Возможно, он стесняется или уже узнал кое-что. В последнем случае не исключено, что придётся внести некоторые коррективы в его знания, поэтому откладывать разговор не стоит.
Разговор с малышом 3 – 5 лет
Ответ на вопрос о том, как правильно объяснить ребенку то, откуда берутся дети, зависит от того, какого он возраста. Так, если крохе не больше 3-5 лет, лучше строить подобный разговор в форме сказки. Расскажите малышу, как сильно его папа и мама любили друг друга, что они очень хотели и ждали маленького мальчика или девочку (в зависимости от пола вашего ребёнка). Они попросили об этом доброго ангела на небе, и он принёс оттуда маме волшебное зёрнышко, которое она съела. Начав расти в её животе, оно позже превратилось в доченьку либо сыночка
В этом возрастном периоде можно не бояться, что последует вопрос «откуда». Как правило, малыши такого возраста даже не могут предположить, что в маме может находиться целый человек, пусть даже и ребёнок. Поэтому, если вопрос прозвучит, вы можете ограничиться ответом «через пупок». А если ваши роды проходили путём кесарева сечения, всё ещё проще. Достаточно продемонстрировать шрам и рассказать, как добрый дядя-доктор разрезал мамин живот и вытащил малыша.
Учитывайте, что дети в таком возрасте не умеют конкретизировать, и вы вполне можете удовлетворить его любопытство красивой сказкой. Чем ярче она будет, тем лучше.
Ошибки, которых следует избегать, если малышу до 5 лет
Если вашему чаду не больше 5 лет, не нужно:
- вдаваться в подробности,
- использовать сложную терминологию.
Ваш малыш должен чувствовать, что это естественный вопрос, который не вызывает у вас дискомфорта. Не забывайте, что в этом возрасте дети ещё очень чутко улавливают настроение мамы, поэтому просто будьте искренни со своим ребёнком.
Разговор с малышом старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Уже в садике дети начинают интересоваться вопросами полов. И сложно представить, что, попав в школьную среду, они останутся в стороне от этой темы. Получив кое-какую информацию от сверстников или из Интернета, они уже вряд ли поверят в сказку об ангелочке.
В этом возрасте уже можно начинать рассказывать об анатомических отличиях мужчины и женщины. Можете рассказать, что у представителей сильной половины есть сперматозоиды, а у прекрасных дам – яйцеклетка, которые встречаются. После этого рождается сын или дочка. Что касается подробностей такой встречи, их желательно опустить. Рассказывайте максимально естественно, не показывая, что этот вопрос вызывает у вас смущение и растерянность.
Если вы боитесь не справиться, можно привлечь на помощь детские книжки. Вы найдёте их в специальных магазинах, где они представлены в большом разнообразии.
Если ребёнок собирается идти в школу или уже сидит за партой, не нужно:
- думать, что его не интересуют отношения между мальчиками и девочками;
- считать, что ещё рано говорить с ним на равных.
Чем ближе будут ваши отношения, тем больше ребёнок будет прислушиваться к вам. А доверие строится на общении, поэтому старайтесь быть в курсе не только детской учебной жизни, но и личной, зная, с кем он дружит.
Разговор с малышами 7 – 10 лет
Объяснения на интересную тему с ребёнком в этот период могут вызывать определённые затруднения. Связано это с тем, что перед вступлением в подростковый возраст он может начать избегать подобных разговоров. Но это не значит, что поднимать эту тему не нужно.
Как раз в это время вовремя поданная информация имеет решающее значение. Ваша задача – мягко подготовить ребёнка к тому, что ждёт его после вступления во «взрослую жизнь».
Ошибки, которых следует избегать в этом возрасте
Если ваш ребёнок на пороге полового созревания и гормональных изменений в собственном организме, не нужно:
- отделываться шутками на подобные расспросы;
- переадресовывать вопрос другому родителю;
- игнорировать отсутствие интереса к данной теме.
Не забывайте, насколько важен возраст, в который он вступает. Предварительный разговор, построенный в правильном ключе, станет тем самым фундаментом, на котором в будущем ребёнок сможет построить здоровые отношения с противоположным полом. Не стесняйтесь говорить о первой влюблённости, взаимоотношениях мальчиков и девочек.
Разговор с подростками 11-16 лет
Общение на подобную тему в подростковом возрасте самое сложное, но в то же время самое важное. Учитывайте все особенности этого периода, особенно ощущение «взрослости» и бескомпромиссности своего чада. Здесь уже вряд ли нужно объяснять ему, откуда берутся дети. Но очень важно дать правильные советы по взаимоотношениям полов.
Девушке, как и юноше, нужно объяснять, что вступать в половые отношения можно исключительно по любви и уже во взрослом возрасте. Однако уже сейчас можно дать объяснения методов контрацепции, последствий случайных связей, возможностей серьёзных заболеваний, передающихся половым путём. Очень важно донести до своего чада, что занятия сексом в раннем возрасте – это не круто, а скорее опасно.
Чтобы вас услышали, нужно, чтобы у вас с детьми были достаточно доверительные отношения. Их построение надо начинать с самого раннего возраста. Помните, что для того, чтобы ваш сын или дочь, находясь в подростковом периоде, услышали и приняли ваши советы, у вас должен быть определённый авторитет, на создание которого нужны годы.
Ошибки, которых следует избегать
Если вы планируете разговор с подростком, не нужно:
- начинать с нравоучений и вести разговор в авторитарном тоне;
- насильно поднимать «взрослую» тему.
Учитывайте, что любые запреты в этом возрасте приведут к противоположному эффекту, и ваш ребёнок захочет сделать всё наоборот. Также здесь желательно, чтобы диалог вёлся с родителем того же пола, т.е. стоит, чтобы с дочерью разговаривала мама, а с сыном – отец. Это будет способствовать большему взаимопониманию.
Независимо от того, сколько лет вашему ребёнку, главной ошибкой в разговоре на данную тему будет избегание ответов. В раннем возрасте, когда малыш только познаёт мир, это может привести к ещё большему интересу к этому вопросу и желанию узнать об этом от других. Кроме того, это может стать началом подрыва доверия к вам.
Когда ребёнок стал постарше, возможно, эту тему надо поднять ещё раз. Даже если он не задаёт вопросов, скорее всего, сказка про ангела перестала быть правдоподобной. Если малыш спрашивает, спокойно объясните ему то, что его интересует. Если он уже ходит в школу, а вопросов не задаёт, постарайтесь осторожно разузнать, что ему известно о взаимоотношениях полов. При этом, если окажется, что ему просто пока не интересен данный аспект, не начинайте сами подобный разговор. Однако продолжайте внимательно наблюдать за своим чадом, чтобы в нужный момент оказаться рядом и ответить на все его вопросы.
В подростковом возрасте крайне важно поговорить с ребёнком независимо от того, спрашивал он вас или нет. В данном случае нужно не только удовлетворить его любопытство, но и обезопасить от рисков, которые могут его поджидать.
Таким образом, если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была в будущем успешная личная жизнь, возьмите ситуацию в свои руки. Начав этот разговор с раннего возраста и периодически возвращаясь к нему, вы сформируете у сына или дочери адекватную позицию в вопросе взаимоотношения полов.