Цели:
- стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
- развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
- развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
- подготовка кисти руки к письму;
- развитие сенсомоторной координации рук;
- влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
- формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
- развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- развитие внимания, восприятия, мышления;
- развитие творческих способностей.
Игры с карандашом.
Оборудование: карандаш
- Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
- Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.
Игры со шнурками.
- Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
- перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
- «прошагать» по лесенке из шнурка;
- «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.
- Различные шнуровки.
- Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».
Игры со счётными палочками.
Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.
- Выкладывание геометрических фигур.
- Составление узоров.
- Выкладывание предметов.
Игры по развитию тактильной памяти.
Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.
Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью
Мех
Наждачная бумага
Байка (фланель)
Капли воска
Верёвка зигзагами
Целые палочки
Поломанные палочки
Бархат
Вельвет
Фольга
Целлофан
1 .«что на что похоже»
Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.
- « Кто какой на ощупь»
Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.
- «Улетай, горе»
Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.
Игры с прищепками.
Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.
Цель: 1.Развитие мелкой моторики.
- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
- развитие чувства ритма;
- развитие конструктивного мышления;
- формирование положительного настроя на работу.
Работа с мозаикой
Оборудование:
мозаика различных видов, образцы
выкладываемых фигур.
Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
Макароны, горох, фасоль,
разные семечки.
- «Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.
Усложненный вариант: попросите ребенка брать
горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
- Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
- «Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.
А." Кто больше соберет фасоли ?" - собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.
- «Бусы для любимой бабушки.» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.
- «Покорми Куклу». Под пробкой-шапочкой нарисована
смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку: "Давай
покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.
Найди приз!
Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).
Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.
Пуговицы
Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок
- «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
- « Пуговки-застежки ». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
- Цель: Игра развивает внимание, восприятие.
- Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
- Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью
- Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.
Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.
- Игра "Пуговица ".
Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группы
Игра «Нанизывание».
Цель : развивать мелкую моторику.
макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска, ягоды, пуговицы, бумажные колечки.
Описание : воспитатель предлагает ребенку поучаствовать в ярмарке. Для этого необходимо сделать бусы, браслеты, рамочки для фотографии при помощи игрового материала.
Игра «Раскрась правильно».
Цели : развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.
: карандаши, контурные изображения различных предметов.
Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).
Игра «Бумажные поделки».
Цели : развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.
Игровой материал и наглядные пособия : бумага.
Описание: предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).
Игра «Театр теней».
Цель : развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия : экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь.
Описание: перед игрой необходимо затемнить комнату, источник света должен освещать экран на расстоянии 4—5 м. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещения рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 м от экрана. Детям предлагается при помощи рук создать теневые фигуры (птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка). «Актеры» теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывая сценки.
Игра «Чем не Золушка?».
Цель : развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия : крупа (рис, гречка).
Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.
Игра «Буква растет».
Цель : развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, карандаш.
Описание : ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.
Игра «Чудесная клеточка».
Рисуем по клеточкам и раскрашиваем
И не раз, а вот о том, зачем мы это делаем – нет.
Спешу исправиться и в этой статье описать, зачем же нужно развивать пресловутую мелкую моторику и расписать занятия , нацеленные на ее тренировку, с ребенком разного возраста.
Зачем мы развиваем мелкую моторику ?
Существует неоспоримая связь между развитием мелкой моторики рук малыша и развитием его речи. Чем лучше развита моторика – тем лучше малыш говорит.
Дело в том, что импульсы, исходящие от рецепторов, находящихся в пальчиках, способны активировать участки головного мозга, отвечающие за артикуляцию звуков и формирование речи в целом.
Развиваем мелкую моторику
То есть, чем лучше работают маленькие пальчики, тем больше импульсов поступает в кору головного мозга, и тем, соответственно, лучше и быстрее развивается речь ребенка, обогащается словарный запас, совершенствуется артикуляция звуков.
Помимо непосредственного развития речи, мелкая моторика также помогает совершенствовать еще и память, внимание.
Игры для развития мелкой моторики рук очень увлекательны и полезны, а играть в них очень весело и забавно, так что всем рекомендую!
Игры для развития мелкой моторики
Приведу игры, ориентированы на разный возраст. Во все мы с удовольствием играли.
0-6 месяцев
Ребенок еще совсем маленький, но это вовсе не означает, что с ним нельзя заниматься и развивать мелкую моторику. Дело в том, что в таком возрасте у малыша очень развит хватательный рефлекс, вот на этом и можно построить свои занятия.
Хватаем, тащим, пробуем
Покажите малышу игрушку. Она должна быть яркой и большой, способной заинтересовать маленького исследователя. Аккуратно вложите ее в маленькую ручку (например, хвостик мишки или ушко зайчика), пускай малыш ее хорошенько обследует, покажите ему, что игрушечку можно дергать и хватать.
Например, вот такого зайчика 🙂
В следующий раз, предложите малышу уже самому схватить игрушку (в этом плане удобно будет, если игрушка будет или специальной развивающей, например, подушечка с ленточками – за них удобно дергать, или с деталями, за которые удобно хватать).
Со временем предложите малышу игрушку другой фактуры и цвета. Так вы будете помогать ребенку познавать мир и за одно .
Слингобусы и вязанные игрушки
Слингобусы можно купить или сделать самому. Помимо развития внимания и зрения малыша, они также помогут развить и мелкую моторику.
Слингобусы
Во время кормления кроху обязательно заинтересуют яркие бусины у мамы на шее, ему захочется их схватить и потрогать. Поверхность бусин – шершавая и будет оказывать массаж маленьким пальчикам. Тот же самый эффект можно ожидать и от вязанных игрушек.
Пальчиковая гимнастика и потешки
Начиная с трех месяцев с ребенком можно заниматься пальчиковой гимнастикой . В начале это будет иметь форму простого тактильного общения: маме следует поглаживать пальчики и ладошки ребенка, приговаривая при этом текст веселых потешек и стишков. Такой массаж обеспечит малышу первое знакомство с окружающим миром, а также даст психоэмоциональную поддержку.
Мешочки с крупами
В возрасте 6 месяцев уже можно начинать играть с крупами. Пока в спрятанном виде – в специально сшитых мешочках. Детальнее об этом я писала здесь.
6-12 месяцев
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика выходит на новый уровень. С малышом уже можно играть, сгибая и разгибая пальчики, делая круговые движения, осуществляя массаж ладошек и кистей рук.
Легкие надавливания в направлении от кончиков пальцев к запястью поглаживание пальчиков будет намного веселее и превратится в целую игру, если мама в это время будет приговаривать: «Этот пальчик в лес пошел…», «Этот пальчик дедушка…», «Мальчик-пальчик, где ты был…». Всем известная «Сорока — белобока», Продолжительность занятий – 2-3 минуты каждый день.
Вот наши любимые потешки:
Пальчики в лесу
Поочерёдно загибайте все пальчики, поглаживая их от основания к кончикам, приговаривая:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Это пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и потолстел!
Тише, тише…
Сначала загибаем поочередно пальчики:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
А потом разгибаем:
Тише! Тише! Не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
Прищепки
Учимся играть с прищепками. Делаем аппликации – крепим прищепки к предварительно вырезанным из картона фигуркам и получаем – готовую картинку (солнышко, ежика, цветочек). Наши аппликации –
Цепляем прищепки на одежду, а потом снимаем.
Развиваем мелкую моторику подручными средствами
Крутим крышки на бутылочках и баночках, складываем карандаши, открываем пакетики с чаем.
КарандашиРвем бумагу на мелкие кусочки. Детальнее о наших играх прочесть можно –
Ладушки, «пока-пока»!
Всем известные ладушки, учимся хлопать в ладоши и махать пока-пока!
Нажимать на кнопки игрушечного мобильного телефона
Малышу обязательно понравится нажимать (чтоб не заинтересовался вашим, лучше купите ребенку его персональный игрушечный 🙂)
Игры с крупами
Ну, и, конечно же, начинаем играть с крупами. О наших играх я детально писала , так что не буду повторяться.
А в какие игры вы играете со своими малышами? Буду рада, если поделитесь опытом!
Продолжение следует…
Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки , надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.
Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:
- упражнения с мелкими предметами;
- графические задания;
- пальчиковые игры.
В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.
Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 - 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет.
Графические задания
Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.
Контуры
На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.
Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.
Дождик
На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.
Волны
Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).
Рыбка
Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.
Узорная штриховка
На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.
Дорисуй рисунок
Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:
- дорисуй клетку тигренку;
- дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
- дорисуй бабочку и т.д.
Соедини точки
Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.
Развивай глазомер
В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.
- помоги зайчику попрыгать по кочкам;
- попади мячом в корзину;
- помоги восстановить волейбольную сетку;
- порази цель в тире.
- Рисуй с нажимом
- В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
- заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
- заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
- заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.
Повторение рисунка по клеточкам
Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.
Графические диктанты
Игры с предметами
Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы.
Игры с песком и сыпучими веществами
Детям можно предлагать такие задания:
- пересыпать песок из одной емкости в другую;
- отсыпать песок мерной ложкой;
- просевать песок через сито;
- рисование пальцами по песку;
- лепка из мокрого песка;
- поиск в песке зарытых мелких предметов.
Самое захватывающее занятие из этой серии — создание поделки из цветной соли.
Игры с крупами и семенами
Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.
В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.
Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.
Игры с пуговицами
Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.
взять на векторе
Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.
Игры с веревочками
Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.
Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.
Много игр связано со шнуровкой. Такие задания часто можно встретить на страничках развивающих книг из фетра.
Игры с бумагой
Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания:
- сминание и разглаживание листа бумаги;
- складывание оригами.
Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух. После активной фазы игры нужно попросить малышей помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития мелкой моторики. Эти кусочки можно использовать для рваной аппликации. В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).
Игры с прищепками
В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания:
- приделать ежу иголки;
- добавить лучики солнышку;
- сделать прическу мальчику.
Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:
- посчитать примеры;
- прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;
- указать нужную букву.
Игры со спичками
Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:
- перекладывание со стопки в стопку;
- выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована на картинке;
- складывание в коробочку.
Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные палочки.
Приложения 2
Дидактические игры "Развитие мелкой моторики рук"
«Груши и яблоки с пуговицей»
Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая груша», учить пристегивать и отстегивать груши, яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: картинки яблок, груш, нитки, пуговицы, картон для макета деревьев, скотч для «ламинирования».
Ход игры: Поиграем в «Ураган» – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, воспитатель или ребенок отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.
Дидактическая игра: «Накорми колобка»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие).
Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта
Дидактическая игра «Крупинки-придумки!»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).
Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие).
Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.
«Дорисуй картинку с помощью пробок»
Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук.
Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы.
Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.
«Разноцветные прищепки»
Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.
Оборудования: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки.
Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.
«Разноцветные шарики»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление основных цветов.
Оборудование: картон белого и серебристого цвета, фломастеры основных цветов, клей – карандаш, шарики из цветного картона, скотч для «ламинирования», картинки сказочных героев, липучки.
Ход игры: воспитатель просит детей прикрепить шарики по цветам.
Упражнение «Веселые карандаши»
Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику.
Оборудование: разноцветные карандаши, киндеры, глазки.
Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу».
«Ладошка – замри!»
Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.
Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.
«Привет - пока!»
Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.
Инструкция: дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.
10. «Путешествие пальцев»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Материал : лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
Правила:
можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
все пальцы должны участвовать;
нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
«Клад»
Цель : развитие и тренировка координации движений пальцев рук, развитие кончиков пальцев рук, соотнесение цвета, развитие внимания.
Материал : Рисунок 1 (см ниже)
Ход игры: идти по кочкам строго по карте, которая находится над сундуком.
Правило:
участвуют все пальцы;
палец первый не отрывать от кочки пока не перейдет другой палец.
«Успевай-ка!»
Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.
Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.
Например, кулак – кулак – ладонь.
Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.
12. «Зайка и зеркало»
Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.
Инструкция: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
13. «Скворечник»
Цель: упражнение ладоней.
Инструкция: ладони сложены вместе, пальцы смотрят вверх, локти - в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.
14. «Стул»
Цель: развитие динамической координации, чередование движения.
Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.
15. «Стол»
Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.
Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
16. «Барабанщик»
Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.
Инструкция: отбивая по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваем правой рукой, ударять по столу указательным пальцем левой руки.
17. «Усложненный барабанщик»
Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.
Инструкция: положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный или средний на указательный (или наоборот) и слегка отстукивать темп.
18. «Плоскогубцы»
Цель: активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами).
Инструкция: ребенок зажимает края стола между прямыми пальцами (сжимать как можно сильнее). Упражнение выполняют несколько раз.
19. «Чет-нечет»
Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре.
Материал: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.
Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).