Фото из открытых источников
Так любимый на Востоке праздник Навруз, День весеннего равноденствия, будет отмечаться 22 марта 2017 года в Московском доме национальностей.
Впервые праздник Навруз возник на том континенте, который сейчас скрыт подо льдами и зовется Арктикой. До обледенения этого континента, на нем жили люди. День и ночь там длились по полгода. Именно в Арктике можно наблюдать циркумполярное движение Солнца. Впервые оно являет себя на горизонте в весеннее равноденствие. Мрак и сумерки, длившиеся полгода, сменяются явлением сияющего диска на горизонте - началом нового дня.
Именно это явление Солнца над горизонтом - из мрака и праздновали наши далекие предки. В тех широтах, где мы сейчас живем такого небесного явления не наблюдается и чисто внешне день весеннего равноденствия ничем не примечателен. Но память той древней встречи с Солнцем сохранил праздник Навруз.
Персидский слог «руз» - «день» может быть связан с весенним восхождением Солнца. Во многих индоевропейских языках слог «руз» («роз») обозначает «рост», «раскрытие», «развертывание», разные оттенки красного цвета, правую сторону, т. е. движение посолонь, - то есть процессы утверждения жизни.
К примеру, в Иране Навруз праздновали задолго до появления Ислама. Там этот праздник увязывают с именем пророка Заратустры (в греческих текстах его именуют Зороастр, что значит живая звезда).
Интересно, что среди праздничных яств на столах древних персов были и крашенные яйца (как у нас на Пасху). Одной из главных примет праздничного стола были пророщенные зерна пшеницы (сегодня это блюдо используется как лечебное, а также в программах омоложения). Конечно же, на праздничном столе должен был быть свежеиспеченный хлеб.
«Когда в доме пекут хлеб, демоны плачут и предаются отчаянию. Когда горячий хлеб подают к столу, демоны в ужасе убегают» - так говорил Заратустра. Хлеб рассматривался как продукт священный, дар бога Ахура-Мазды.
Навруз укоренился в традициях большинства народов Центральной Азии, на которых оказала влияние зороастрийская культура.
В настоящее время Навруз как государственный праздник отмечается в Иране, Афганистане, Индии, Турции, Македонии, Албании, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Туркмении, Азербайджане, а также на территории Российской Федерации в Татарстане, Башкортостане, Дагестане и некоторых других национальных республиках.
В 2010 году ООН объявил день весеннего равноденствия как международный день «Навруз».
Навруз - праздник пробуждения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год, поэтому его празднование становится традиционным также для Московского мегаполиса, в том числе и для Московского дома национальностей.
Навру́з (Новруз, Нооруз, Наурыз, Наврез) (перс. نو روز - Now ruz, тадж. Наврӯз, курд. Newroz, узбекск. Navroʻz, туркм. Nowruz, казах. Наурыз, кирг. Нооруз, тур. Nevruz, азерб. Novruz, крым. Navrez) - праздник весны и начала нового года у иранских и тюркских народов. Название Навруз (перс. نو روز - Now ruz) в переводе с персидского языка означает «новый день» .
Отмечается в день весеннего равноденствия: 21 марта в Иране, республиках Средней Азии и Закавказья, Как государственный праздник - 22 марта в Казахстане. Навруз является началом года также по календарю бахаи.
История праздника
Считается, что этому празднику более трех тысяч лет. Международным он официально стал лишь в 2009 году, когда ЮНЕСКО включила его в список нематериального культурного наследия человечества.
Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря.
Обычно Навруз Байрам отмечается в день весеннего равноденствия. В этот день солнце находится в созвездии Овна, а по представлениям древних, весь мир был сотворен именно в момент восхода солнца из головы Овна, и в это время происходило отделение света от тьмы, дня от ночи, добра от зла.
Согласно историческим данным Навруз родился в одной из областей Ирана – Хорасане, которая расположена на северо-востоке страны. Предположительной датой рождения праздника, является дата, удаленная от нынешней на 3000 лет назад. В те же времена на территориях Ирана и сопредельных стран начало распространятся земледелие.
Этот праздник напрямую связан с зороастризмом. Навруз – праздник землепашцев, он связан с годовым циклом и календарем землепашцев.
Этот древний праздник символизирует на Востоке окончание зимы и обновление и пробуждение природы.
Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус он приобрел в Ахеменидской Империи, как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени.
Многие считают Навруз исламским праздником, однако следует отметить, что на территории Ближнего Востока Навруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения Ислама и возникновения Арабского Халифата.
Навруз, например, не празднуется арабами в Ираке. В Турции с 1925 года по 1991 год официально его празднование было запрещено. В Сирии празднование Навруза запрещено до сих пор.
Как и у христиан, многие обряды связаны с язычеством, поэтому и Навруз чисто мусульманским праздником назвать нельзя. В этот день принято встречать весну, накрывать стол и загадывать желания.
Традиции и обычаи
Обряды Традиции празднования весеннего равноденствия лишь в незначительной степени варьируются из одной страны в другую, а также из региона в регион. Немного по-разному произносят его названия жители различных государств. Так, в Иране это Ноуруз, в Афганистане – Новруз, в Иране и Турции – Невруз.
От нашего Нового года этот праздник имеет значительное отличие. Его отмечают не ночью, а при свете дня. Однако, как и у нас, это событие семейное. При наступлении торжественного момента все должны находиться дома за праздничным столом. Вся семья непременно собирается вместе, чтобы встречать Навруз. Традиции предусматривают присутствие на праздничном столе, кроме кушаний, семи предметов. При этом их названия должны обязательно начинаться на букву «с». В их перечень входит рута (сэпанд), зелень пророщенных зерен (сабэн), чеснок (сир), яблоки (сиб), уксус (сэрке), тимьян (сатар), дикие оливки (синджид). Посреди стола обязательно находится большой каравай, именуемый сангаком, имеется здесь и сосуд с водой, в которой плавает зеленый лист, а также тарелки, на которых лежат крашеные яйца.
Традиции Навруза также пришли к нам из древности, они символизируют обновление и вход в «новую» жизнь. До наступления праздника нужно расплатиться со всеми долгами, убрать жилище и вокруг него, а также приготовить специальные праздничные блюда.
Это происходит по специальному ритуалу, который включает в себя составление хафт-сина и хафт-шин-а. Хафт-син состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «С» в персидском алфавите. Хафт-шин также состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «Ш» в персидском алфавите. Это знаменитый сумаляк (блюдо из проросшей пшеницы), сипанд, сирке (уксус), сэмени, сабзи (зелень) и некоторые другие продукты, в основном растительного происхождения.
Также на стол принято ставить зеркало, свечи и крашеные яйца. Эти предметы имеют символическое значение: свеча - огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало символизируют завершение старого года и наступление нового.
13 день Навруза
Празднование Нового года завершается днем на 13-й день Навруза Все должны выйти из дому или выехать за город, или на окраину села и провести весь день на лоне природы и этим освободиться от невзгод числа «13», которое считается «невезучим». Люди как бы стараются оставить в поле всевозможные невзгоды, которые могут случиться за год, а к вечеру возвращаются домой.
До наступления навруза каждый вторник вечером отмечаются «дни стихий»: день воды, огня, воздуха, земли, в соответствии с учением Авесты о видах зарождения жизни.
Каждая из предстоящих четырех недель – а вернее, четырех сред – посвящена одной из четырех стихий и называется соответственно, хотя названия иногда отличаются, в зависимости от региона. Четыре предшествующие празднику среды называются Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда).
Самой важной среди этих сред считается последняя – ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года), когда разворачиваются главные события. Этот день насыщен различными обрядовыми действиями и преследуют цель обеспечить благополучие себе, своей семье и в наступающем новом году, освободиться от всех бед и отвратить от себя и семьи неприятности и другие невзгоды. Все это в руках Аллаха, а не огня и глупых суеверных обрядов, которыми Сатана ввел в заблуждение, заставив поклоняться себе.
Ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года) отмечался с особой торжественностью. По поверью, если он совпадал с днем наступления Новруза, год ожидался особенно удачливым.
Огнепоклонники предают пламени священного огня свои мольбы. Язычники молятся, чтобы огонь защитил их от врагов и духов. Огонь является в их глазах олицетворением жизни. «Пусть у тебя потухнет костер» – было самое сильное проклятье в этих местах.
В общем, язычество (ширк) во всех проявлениях, которое берет свое начало из древности. Жители Междуречья, по свидетельствам древнегреческого летописца Страбона, собирались на Навруз в «Храме огня». Этим и объясняется широко распространенный сегодня обычай разжигать в дни празднования Навруза костры на улицах.
Новруз байрам — это с персидского означает праздник Нового дня (года) и она признана Международным праздником по имени «Novruz » которая отмечается ежегодно 21-го марта. Известен также как (Новруз, Науроз, Навруз, Ноуруз, Нооруз, Наурыз, Наврез). В этом году (2017) Праздник Новруз наступить в начале четвёртой недели март месяца — то есть в понедельник и может продолжится до конца недели или более в зависимости от местных законодательств.
Новруз - праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Новруз является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям.
Происхождение этого праздника уходит своими корнями в до-письменную эпоху истории человечества. Официальный статус он приобрел в Ахеменидской Империи(Персидской), как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие.
Следует отметить, что на территории Ближнего Востока Новруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения ислама и возникновения Арабского халифата. Соответственно, Новруз байрам, например, не празднуется арабами. В Турции с 1925 года по 1991 год официально празднование Новруза было запрещено. В Сирии празднование Новруза запрещено до сих пор.
30 сентября 2009 года Новруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлено как Международный день Новруз.
ЗНАЧЕНИЕ НОВРУЗА
Празднование Новруза под различными названиями широко распространено во многих культурах Передней и Средней Азии, входивших ранее в зону влияния Персидской империи и персидской культуры. Вот неполный список вариантов названия этого праздника в разных языках: азерб. Novruz, перс. نوروز - Now ruz , пушту نوورځ - Naw wraz , курд. Newroz, тадж. Наврӯз, узб. Наврўз, Navroʻz, туркм. Новруз, Nowruz, каз. Наурыз, уйг. Норуз, кирг. Нооруз, тат. Нәүрүз / Näwrüz, тур. Nevruz, крымско-тат. Navrez / Наврез, башк. Науруз, чуваш. Нарăс. Также он отмечается под местными названиями на других языках.
В настоящее время Новруз байрам отмечается 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. Как государственный праздник Новруз отмечается 21 марта в Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Азербайджане, Албании, Киргизии, Македонии, Турции; В Казахстане Новруз, как государственный праздник, отмечается 21-23 марта. В далёком прошлом казахи называли Новруз Великим днём улуса. Среди народов, отмечающих праздник Новруз, повелось: чем щедрее праздник, тем благополучнее пройдёт год. Как национальный праздник Новруз отмечается 21 марта в некоторых регионах России, таких как Дагестан, Татарстан, Башкортостан и других национальных регионах. Также, как национальный праздник, Новруз отмечается 21 марта в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, Иракском Курдистане, некоторых регионах Индии.
Новруз байрам является началом года также по календарю бахаи. 30 сентября 2009 года Новруз байрам был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества наряду с другими 76 элементами нематериального наследия со всего мира. Решение о включении данных 76 элементов нематериального наследия было принято 24 государствами-участниками Межправительственного комитета по сохранению нематериального наследия.
19 февраля 2010 года на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в рамках пункта 49 повестки дня «Культура мира» консенсусом была принята резолюция, озаглавленная «Международный день Новруз».
В соответствии с текстом резолюции Генеральной Ассамблеи ООН:
признаёт 21 марта как Международный день Новруз; приветствует усилия государств-членов, в которых отмечается Новруз, по сохранению и развитию культуры и традиций, связанных с Новрузом; побуждает государства-члены прилагать усилия к повышению уровня информированности о Новрузе и организовывать при необходимости ежегодные мероприятия в ознаменование этого праздника; призывает государства-члены, в которых отмечается Новруз, изучать историю происхождения и традиции этого праздника в целях распространения знаний о наследии Новруза в международном сообществе; предлагает заинтересованным государствам-членам и Организации Объединённых Наций, в частности её соответствующим специализированным учреждениям, Фондам и программам, главным образом ООН по вопросам образования, науки и культуры, и заинтересованным международным и региональным организациям, а также неправительственным организациям принимать участие в мероприятиях, проводимых государствами, в которых отмечается Новруз.ИСТОРИЯ НОВРУЗ
Новруз байрам - первый день иранского календаря, начало весны, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардин (перс. فروردین) (приблизительно 21 марта); равноденствие - равенство дня и ночи; начало сезона роста и процветания. Само слово «Новруз» с таджикско-персидского языка переводится как «новый день».
В Иране празднование длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Новруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахръяран-Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сенздах-бедар (перс. سیزده به در) («Тринадцатое вне дома»).
Новруз имеет древнейшую историю. В поэме «Шахнаме» (перс. شاهنامه) начало его празднования связывается с началом царствования Шаха Джамшида (перс. جمشید) (отсюда часто употребляемое название праздника среди заратуштрийцев - «Джамшиди Навруз» и традиция коронации Шахов в этот праздник).
Слово «Новруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры, однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 648-330 гг. до н. э. В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху.
В Азербайджане есть такая традиция: нужно зажечь костёр, который называют «тонгал», и семь раз прыгнуть через него. В 2010 году Новруз отмечался в таджикском городе Дангара, в 2011 году иранской столице Тегеране, в 2013 году в туркменском Ашхабаде.
СРЕДНЕЙ АЗИИ НОВРУЗ
История происхождения его доподлинно неизвестна. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш, убитый туранцем Афрасиябом. Эта легенда упоминается в Авесте. Более подробно она описана в «Шах-намэ» Фирдоуси. «Из дошедших до нас источников явствует, что день похорон Сиявуша был назван «Новруз» и ежегодно отмечается как праздничный…».
Известно, что этот праздник содержал анимистические элементы. В день Новруза древние индоарии поклонялись т. н. «фраваши» - духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков (Новруз). Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия».
Британская учёная М. Бойс отмечает, что помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящён непосредственно огню, который древние зороастристы считали жизненной силой и поклонялись ему. «Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав по-видимому, древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вахишта („Лучшей праведности“) и огню. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года - лета - и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина, несущего тепло и свет. После этого духу Рапитвина ежедневно поклоняются в отведенное ему полуденное время, которая сейчас называется „Рапитва“ и призывают в молитвах Аша-Вахишта в течение всего лета».
Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции, несомненно. В день Новруза ещё с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов. Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах. В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Так в некоторых районах Азербайджана «на всех холмах разжигаются костры». Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Новруза» и предшествующих ему дней (приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника).
Сумаляк — символ Навруза
Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии. Например, Негмати А. Н. пишет, что жители Самарканда и окрестных селений в высшей степени торжественно отмечают наступление последнего вторника накануне Нового Года по персидскому календарю (Новруз). После захода Солнца народ разжигает костры, поют песни, играют на национальных инструментах. Под звуки бубна они организуют факельное шествие к окраине реки и там устраивают празднества. Они прыгают через разведённые ими костры и купаются в реке. Более зажиточные таджики в этот день организуют совместные трапезы для малоимущих сограждан. Прыгая через костры, они желают от природы обильного урожая, и ищут защиты от злых духов и джиннов. Прыгают через костёр даже женщины, с грудными детьми надеясь, что таким образом они в течение года будут избавлены от напастей и несчастий.
Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийского праздника. Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а затем, когда они прорастали, относили их домой, и ставили в особое место. Точно также в настоящее время оставляют на прорастание семена злаков к празднику в Азербайджане, Иране и Средней Азии. На праздничный стол зороастрийцы ставили яйца - символ зарождения жизни и специфические сладости. Они присутствуют на праздничных столах и в настоящее время.
Как видно из приведённого выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Новруз, он имеет доисламское происхождение и его философия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения. Более того, исторические корни (языческое и зороастрийское прошлое) и натурфилософская сущность этого праздника находится в противоречии с исламом, сущность которого заключается в строгом единобожии и отрицании преклонения перед природными силами.
ПРАЗДНОВАНИЕ НОВРУЗА
По древнему обычаю, до наступления Новруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами.
Традиционным ритуалом в Новруз является составление хафт сина (перс. هفت سین) и хафт шин-а. Хафт син состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы С (S или Sîn (س) в персидском алфавите). Хафт шин также состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы Ш в персидском алфавите.
На праздничных столах складывали круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Новруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк - блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
В Казахстане праздничным блюдом является «наурыз коже» из семи ингредиентов. Поздравляющий говорит: «Наурыз мейрамы құтты болсын! Ақ мол болсын!» («Поздравляю с праздником Наурыз! «Пусть будет много белого (молока)», принимающий поздравления отвечает «Бірге болсын!» («И тебе того же!»).
У казахов Младшего жуза, проживающих в основном на Западе Казахстана и в прилегающих областях России, празднование Наурыза начинается с 14 марта и называется «амал» (от арабско-персидского названия месяца hamal / hамал / hәмәль); его традиционным элементом является обряд «көрiсу», когда все должны приветствовать друг друга рукопожатиями обеими руками, и произнося «Жыл құтты болсын!» («Счастливого года!»).
В Азербайджане с праздником Новруз поздравляют словами «Novruz bayramınız mübarək olsun!» («Пусть ваш праздник Новруза будет счастливым!») и отвечают на поздравление словами «Sizinlə bahəm!» («И ваш тоже!»). И как только яйцо качнется - наступает Новый год. Все сидящие за столом начинают поздравлять друг друга. Так же на столе бывает много сладостей, такие как пахлава, шекербура, бадамбура и многое другое. Угощая гостей, желают быть год таким же сладким как сладости приготовленные в домашних условиях (подробнее см. статью «Новруз в Азербайджане»).
Астраханские татары также ранее широко отмечали Новруз 14 марта, называя его «амиль» (от арабско-персидского названия месяца hamal / hамал / hәмәль).
В Узбекистане праздничным блюдом является «сумалак». Поздравляющий говорит: «Навруз байрами кутлуг булсин!» («Пусть праздник Новруза будет счастливым!»), принимающий поздравления отвечает «Навруз айёми муборак булсин!». В Таджикистане гостей приветствуют словами «Навруз муборак бод!», «Наврузатон пируз бод» («С праздником Новруз»). Праздничный стол в этот день - особенный. На столе обязательно должна стоять пища, состоящая из семи блюд («Хафтсин» и «Хафтшин»), название которых начинается с буквы «с». Это суманак, сипанд, сирке (уксус), сэмени (проросшая пшеница), сабзи (зелень) и т. д. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свечи и крашеные яйца. Все перечисленное имеет символическое значение: свеча - свет или огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало нужны, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового. Азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркало. В Курдистане с праздником поздравляют словами «Newroz pîroz be!» - «С праздником Новруз!».
Новруз байрам — это с персидского означает праздник Нового дня (года) и она признана Международным праздником по имени «Novruz» которая...
412 просмотров 412Нравится Не нравится
Старинный праздник Новруз Байрам, традиции которого насчитывают несколько столетий, отмечают многие народы мира, в том числе жители Азербайджанской Республики.
Когда будет Навруз Байрами в 2019 году?
Когда проводится этот праздник? После обретения независимости этот день – 21 марта – объявлен нерабочим. А всего Новруз Байрам в Азербайджане отмечают в течение пяти дней, устраивая народные гуляния, праздничные базары, конные скачки, собачьи и петушиные бои.
Как отмечается Новруз Байрам?
Как проходит празднование? Особенно пышные торжества на Новруз Байрам в Азербайджане проходят в Баку. В столичных торжествах принимает участие президент и другие представители власти.
На разных концертных площадках выступают профессиональные и самодеятельные художественные коллективы. Ашуги и народные певцы ханеде исполняют песни, организуются театрализованные представления.
Одним из ярких моментов праздника становится шествие каравана верблюдов и фаэтонов, на которых едут любимые персонажи Новруза Байрама – Деде Горгуда, Бахар гызы, Кечала и Кёсы.
Проводятся народные игры, свое мастерство демонстрируют канатоходцы, меряются силой борцы пехлеваны, проводятся конные состязания. Также существует обычай красить вареные яйца и проверять их в игре на прочность.
Традиции празднования Новруз Байрама в Азербайджане
По традиции в первый день Новруз Байрама люди желают друг другу счастливого Нового года. Друзья и родственники ходят друг к другу в гости, веселятся, прощают нанесенные прежде обиды, помогают нуждающимся.
В дни праздника нельзя ссориться и ругаться, совершать другие дурные поступки. В Новруз Байрам, согласно поверью, также не принято давать деньги в долг, чтобы не потерпеть убытки в следующем году.
Расскажем о других традициях встречи Новруз Байрама в Азербайджане. В последний вторник перед праздником дети стучатся в двери соседей, оставляют у порога шапки и прячутся. Хозяева домов должны вернуть шапки, наполнив их лакомствами.
К столу в праздник Новруз Байрам подают семь блюд или продуктов, названия которых начинается с буквы «с». Это сумах, скэд (молоко), сирке (уксус), семени (обрядовая каша из пшеницы), сабзи (зелень) и другие.
Одним из непременных атрибутов праздника стали пророщенные в небольшом блюде семена пшеницы, ростки которых достигают нескольких сантиметров.
Утром нужно съесть что-нибудь сладкое, например, мед или сахар. Друзья и родственники угощают друг друга сладостями – это традиционные блюда шекербура, пахлава, гогал. Также к празднику готовится плов, кебабы и крашеные яйца.
Кроме того, в Азербайджане на Новруз Байрам принято ставить на стол зеркало, свечу и класть крашеное яйцо. Делают это вот для чего.
Согласно мифам, бытующим у многих народов, земной шар держится на рогах большого быка. Он перебрасывает Землю с одного рога на другой, после чего и наступает Новый год.
Считается, что как только крашеное яйцо, которое ставят на зеркало, качнется, наступает Новый год, и люди поздравляют друг друга с праздником. Свеча, которая также стоит на столе, символизирует свет или огонь, который оберегает людей от злых духов.