Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Русская народная сказка в обработке А.Н. Афанасьева «Лиса, заяц и петух»
Тема: Пересказ и инсценировка русской народной сказки в обработке А.Н. Афанасьева «Лиса, заяц и петух».
Цель: Учить детей пересказывать.
Обучающие задачи:
Учить составлять распространенные предложения.
Учить образовывать из слов предметов слова признаки при помощи суффикса.
Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
Развивающие задачи:
Развивать активный предметный и признаковый словарный запас.
Развивать память.
Развивать общую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к праздникам.
Воспитывать умение выслушивать друг друга.
Коррекционные задачи:
Устранять аграмматизмы в распространенном предложении.
Предварительная работа: Беседа о профессии актера в театре.
Словарная работа: лубяная, избенка, кринка, заулочки.
Ход занятия.
I. Организационный момент . (Дети с логопедом заходят в группу)- Ребята, что необычное вы заметили в группе? (на стульях разложены атрибуты и костюмы героев сказки).
- Ребята, сегодня мы с вами будем участвовать в спектакле по русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» и здесь для вас приготовлены костюмы для выступления. Но сначала, как все актеры театра мы должны познакомиться со сценарием и порепетировать.
II. Основная часть.
Чтение сказки.
Ребята, послушайте русскую народную сказку «Лиса, заяц и петух» в обработке А.Н. Афанасьева.
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна - у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому. Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала. Идет дорогой зайчик да плачет, а ему навстречу собаки: «Тяф, тяф, тяф! Про что, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Не плачь, зайчик! - говорят собаки. - Мы ее выгоним». - «Нет, не выгоните!» - «Нет, выгоним!» Подошли к избенке: «Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!» А она им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Собаки испугались и ушли.
Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь: «О чем, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Не плачь, зайчик! - говорит медведь. - Я выгоню ее». - «Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню!» Пошли гнать: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Медведь испугался и ушел.
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык: «Про что, зайчик, плачешь?» - «Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Пойдем, я ее выгоню». - «Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню». Подошли к избенке: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Бык испугался и ушел.
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой: «Кукуреку! О чем, зайчик, плачешь?» - «Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Пойдем, я выгоню». - «Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню!» Подошли к избенке. «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» А она услыхала, испугалась, говорит: «Одеваюсь...» Петух опять: «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» А она говорит: «Шубу надеваю». Петух в третий раз: «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» Лисица выбежала; а петух стал с зайчиком жить да поживать да добра наживать.
Вот тебе сказка, а мне кринка масла.
Вопросы.
1. Почему лиса выгнала зайчика?
2. Почему зайчик плакал?
3. Куда зайчик пошел, когда его выгнали?
4. Кто ему сначала пытался помочь?
5. А после собак, кто хотел помочь зайчику?
6. А после медведя, кто хотел помочь зайчику?
7. Затем после быка, кто хотел помочь зайчику?
8. Что отвечала всем лиса?
9. Кого испугалась лиса?
10. Добро или зло победило в сказке?
Динамическая пауза.
Утром дети в лес пошли (ходьба на месте)
И в лесу грибы нашли, (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, (наклоны вперед)
По дороге растеряли. (разведение рук в стороны)
Мама дальше всех пошла, (ходьба на месте)
Больше всех грибов нашла.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок, (наклоны вперед)
Вот и полон кузовок. (вытягивание рук вперед).
Игра-театрализация.
Дети, я предлагаю вам почувствовать себя настоящими актерами.
Сейчас мы распределим роли, и когда я буду рассказывать сказку, которую вы сейчас послушали, вы будете изображать героев. (распределение ролей).
Обыгрывание истории. (Автор взрослый). (Обыгрывание можно повторить, поменяв роли и предложить ребенку быть автором).
Пересказ истории по опорным картинкам.
Детям предлагается серия картинок сказки, но в хаотичном порядке.
Ребята, посмотрите, картинки перепутались, разбейтесь на пары, кто из вас сможет разложить их по порядку, (предложить каждой паре набор картинок).
Дети раскладывают по порядку и рассказывают пересказ по опорным картинкам русскую народную сказку.
III. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Что вы сегодня нового узнали? Спасибо вам, ребята, за ваши пересказы.
Тема: «Весна»
Цель:
Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схемы
Задачи:
1. Формировать навык составления описательного рассказа на тему «Весна» (с опорой на схемы), навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.
2. Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна», «Поведение птиц, животных весной».
3. Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти до семи элементов.
4. Развивать общую моторику.
5. Воспитывать доброту, отзывчивость.
6. Формировать правильное отношение к объектам природы.
Оборудование:
Схемы для составления описательных рассказов (солнце, небо, деревья, снег, земля, птицы и животные), ландыши из бумаги; магнитофон; диск с записью музыки; контурные изображения подснежников на каждого ребенка.
Организационный момент:
Л: Послушайте внимательно загадку.
Снег снова тает.
День прибывает,
Ночь убывает.
Подснежник расцветает.
Когда это бывает? (Весной)
Л: Сколько весенних месяцев? Как они называются? Какой месяц самый холодный (теплый)?
Что вы знаете о весне как о времени года?
Д: Весной солнце пригревает и тает снег. На крышах появляются сосульки. Птицы прилетают из теплых краев. В лесу на проталинах появляются первые цветы – подснежники. На деревьях набухают почки и появляются листочки.
Л: Вы назвали приметы весны. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь.
Основная часть
1. Составление предложений по схемам
Л: Сегодня я к вам пришла с букетом из ландышей – это тоже весенние цветы, они не простые, а с сюрпризами – схемами, которые помогут нам составить рассказ о весне. Вот наш первый помощник первый ландыш-сюрприз. (Логопед размещает на доске схему «солнца»). О чем мы будем составлять предложения?
Д: О солнце.
Л: Какое бывает солнце?
Д: Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.
Л: А как солнце светит и греет весной?
Д: Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом.
Л: А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Логопед размещает на доске схему «неба»).
Д: О небе.
Л: Что можно сказать про весеннее небо?
Д: Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое.
Л: Что вы можете сказать о снеге весной? (Логопед размещает на доске схему «снега»).
Д: Снег темнеет, тает, превращается в воду.
Л: Что вы можете сказать о растениях, их наряде? Какими деревья становятся в начале весны, какими в конце? (Логопед размещает на доске схему «дерева»).
Д: Сначала на деревьях появляются почки, а потом первые листочки.
Л: О чем теперь будем составлять предложение? (Логопед размещает на доске схему «земли»).
Д: О земле.
Л: Что вы можете сказать о земле весной?
Д: Земля освобождается от снега, появляется трава и цветы.
Проведение динамической паузы
Тихо звучит музыка.
Л: Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.
Солнце пригревает. В полях снег тает. Птицы прилетают. Подснежники расцветают. | Дети поднимают руки вверх, разведя пальцы как лучи. Наклоняются вперед, одновременно делая взмахи руками в стороны. Выполняют резкие взмахи руками как крыльями. Приседают на корточки, руки перед собой, пальцы сжаты в кулачки. Выпрямляются, медленно поднимая руки вверх. Соединяют руки в виде цветочного бутона. |
Л: Пока мы играли, появился новый ландыш со схемой. (Логопед размещает на доске схему «птицы»). О ком мы будем говорить?
Д: О птицах.
Л: Какие изменения происходят в жизни птиц весной?
Д: Птицы прилетают к нам из теплых краев и начинают вить гнезда.
Л: Для чего птицы вьют гнезда?
Д: Чтобы отложить яйца и вывести птенцов.
Л: Как люди могут помочь прилетающим птицам?
Д: Они строят для птиц скворечники.
Л: Что делают животные весной? (Логопед размещает на доске схему «животные»).
Д: Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.
2. Развитие психологической базы речи
Логопед собирает букет из ландышей-схем и предлагает детям разместить их на доске в том же порядке. Дети выполняют задание.
3. Составление описательного рассказа по схемам
Л: Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про весну, т.е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ-описание по схемам.
Образец рассказа.
Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом. Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое. Снег темнеет, тает, превращается в воду. Появляется трава и цветы. На деревьях сначала появляются почки, а потом первые листочки. Птицы прилетают из теплых краев и начинают вить гнезда, чтобы отложить яйца и вывести птенцов. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.
Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.
Итог занятия
Л: Дети, что вам запомнилось, понравилось?
Вот и пришла пора расставаться. Вы все хорошо отвечали на вопросы. Старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам подснежники. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о весне – прекрасном времени года, ее приметах.
прислала
Лукина Т. А.
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ" . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии вКонспект занятия по развитию речи связной речи
Тема: Пересказ сказки «Лиса и журавль».
Цель: Обучение пересказу сказки близко к тексту по ролям.
Образовательные задачи.
- Обучать построению полных распространенных предложений.
Обучать пересказу близко к тексту.
Обучать образованию относительных прилагательных.
Развивающие задачи.
Развивать диалогическую речь.
Развивать творческие способности.
Активизировать и обогащать словарь.
Развивать память.
Воспитательные задачи.
Воспитывать гостеприимство, дружелюбие.
Оборудование.
Маски Лисы и Журавля, глиняная и деревянная посуда, магнитофон, русские народные мелодии.
Ход занятия
Организационный момент.
(играет русская народная музыка, дети подходят к столу, на котором стоит глиняная и деревянная посуда: кувшин, тарелка (мелкая), ложки, кружки.
Л.: Дети, что стоит на этом столе?
Д.: Это посуда.
Л.: А какая здесь посуда? Назовите ее и скажите, из каких материалов она сделана?
Д.: На столе стоит глиняный кувшин (глиняный горшок, деревянная тарелка, деревянные ложки).
Л.: А когда была такая посуда?
Д.: В далекие времена, в деревенских домах. Сейчас такой посуды мало.
Л.: А какую посуду сейчас используют?
Д.: Стеклянную, фарфоровую, железную, чугунную, хрустальную.
Основная часть.
Игра «Чего не стало?»
Л.: Сейчас я буду убирать какой – либо предмет, а вам надо будет сказать, чего не стало.
Д.: Не стало глиняного кувшина (деревянных ложек, деревянных кружек).
Л.: Что же осталось?
Д.: Остались глиняный кувшин и деревянная тарелка.
Л.: Сейчас я вам прочитаю сказку, в которой главные герои тоже хорошо знают эту посуду.
Первичное прочтение сказки, беседа о прочитанном.
Л.: К кому в гости приходил журавль?
Д.: Журавль ходил в гости к лисе.
Л.: Чем угощала Лиса Журавля?
Д.: Лиса угощала Журавля манной кашей.
Л.: Во что она налила кашу?
Д.: Лиса размазала кашу по тарелке.
Л.: Смог ли Журавль съесть кашу?
Д.: Нет, он стучал, стучал по тарелке клювом, но так ничего и не съел.
Л.: Что же Лиса?
Д.: А Лиса слизала всю кашу.
Д.: Лисица пошла в гости к Журавлю. Он приготовил окрошку и налил ее в кувшин с узким горлышком.
Л.: Смогла ли Лиса поесть окрошки?
Д.: Нет, она вертелась вокруг кувшина, лизала ее, а поесть не смогла.
Л.: Чем закончилась сказка?
Д.: Лиса и Журавль не дружили больше.
Л.: Чему учит сказка?
Д.: Люди будут относится к тебе так, как ты сам к ним будешь относится.
Физминутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
(Ходьба с высоким подниманием коленей).
Повторное чтение сказки, драматизация.
Повторное чтение с установкой на запоминание.
Драматизация сказки (детям по очереди раздаются маски Лисы и Журавля). Сказка разыгрывается по ролям 2 – 3 раза.
Итог занятия.
Какую сказку мы прочитали?
Почему не получилось дружбы между Лисой и Журавлем?
Чему учит сказка?
Мы с вами сделаем из бумаги Лису и Журавля, раскрасим их так, какими они вам запомнились.
К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям и пр. - то есть к связным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При работе с детьми 4-летнего возраста, когда «рассказ» ребенка зачастую выглядит как набор непоследовательных аграмматичных фраз, очень важна поэтапность начального, пускового периода обучения (она подробно описана в книге «Если дошкольник плохо говорит»).
Работая с шестилетними детьми указанной категории, каждый раз убеждаешься в большом диапазоне индивидуальных и групповых различий их связной речи. Поэтому в перспективном плане занятия данного профиля не конкретизированы. Рассмотрим 3 основных варианта их последовательности.
Благодаря мастерству логопедов, усиленной работе родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, планка сформированности их связной речи в некоторых группах поднимается достаточно высоко и большинству дошкольников удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.
В таких группах логопеду от репродуктивных форм связной речи (пересказ, рассказ по картине и т. п.) следует переходить к ее инициативным формам. К ним, помимо прочих, относится творческое рассказывание, которое в коррекционной педагогике считается наиболее сложным.
При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи мы рекомендуем педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:
добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий,
составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия,
составление рассказа с включением (исключением) объектов,
составление рассказа по комплекту игрушек,
рассказывание по частично закрытой сюжетной картине,
придумывание рассказа про знакомого героя,
составление рассказа по его названию,
придумывание рассказа по нескольким опорным словам и пр. При среднем уровне речевых возможностей детей, когда ими полностью
усвоена программа предыдущего года обучения, а к инициативным формам связного высказывания большинство дошкольников еще не подготовлено, мы советуем 21 занятие, предусмотренное перспективным планом для развития связной речи, распределить следующим образом:
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин - 4 занятия
Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов - 4 занятия
Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин - 4 занятия
Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине - 2 занятия
Составление описательных рассказов (с использованием схем) - 5 занятий
Творческое рассказывание - 2 занятия
Если уровень сформированное связной речи большинства детей ниже среднего, в указанных видах рассказывания целесообразно использовать тексты с наиболее простым и доступным содержанием и то количество занятий на каждом этапе, которое логопед считает достаточным.
В предложенной схеме нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания. Рассмотрим их подробнее.
При пересказе с использованием серии сюжетных картин вспомогательными средствами являются текст, дающий детям необходимое лексико-грамматическое наполнение речи, а также зрительная наглядность, облегчающая построение высказывания и его плана.
В пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки (см. приложение № 6). Для их изготовления логопедам не понадобятся художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.
Последующие 2 этапа - составление рассказа по серии картин и одной картине - лишены текстового образца, зато обеспечены наглядной опорой, уровень сложности которой логопед может регулировать по собственному усмотрению.
Составление описательного рассказа, для которого ребенку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти, вызывает немало затруднений у наших воспитанников. Мы разработали схемы, позволяющие решить эти проблемы и, следовательно, существенно облегчить детям данный вид рассказывания (см. приложения №6, 7).
В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к сложному. Проанализируем, каким образом обеспечивается данный принцип в предлагаемой последовательности видов рассказывания - не только от этапа к этапу, но и на протяжении всего периода обучения в старшей группе.
Пересказ используется и в старшей, и в подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщено, а объем увеличен по сравнению с аналогичными в предыдущем году. То же можно сказать и о сериях сюжетных картин. Кроме того, усложнение в разделах, которые дублируются на первом и втором годах обучения, достигается за счет включения логопедом в занятия:
обсуждения вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;
аргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;
проигрывания ситуаций общения (по материалам рассказа);
установления причинно-следственной зависимости действий в рассказе и пр.
Остановимся на некоторых организационных вопросах проведения занятий по развитию связной речи.
Составной частью всех занятий является анализ рассказа, или, другими словами, ответы детей на вопросы по его содержанию. Очень важно, чтобы вопросы были тщательно продуманы и подготовлены логопедом. От этого зависит качество рассказов, воспроизведенных или составленных детьми.
Важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости и пр. (см. выше), но и предусматривали моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа.
Сравним, например, вопросы к одному и тому же действию из рассказа «Щенок и чашка» (см. указанное пособие Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше):
В чем Петя захотел признаться маме? - О чем мальчик поспешил рассказать маме? - Почему Петя рассказал маме о своем поступке? - За что Петя попросил у мамы прощения? И пр.
Очевидно, что каждый из данных вопросов предусматривает составление детьми своего, отличного по сложности, количеству, порядку слов и их связи варианта предложения. Вот почему в ходе анализа произведения мы рекомендуем вариативность вопросов логопеда к каждой фразе рассказа.
С другой стороны, на один и тот же вопрос дети могут ответить различными предложениями, например:
Петя захотел признаться маме, что это он разбил чашку; или:
Петя захотел признаться маме, что он ее обманул и щенок не виноват. И т. д.
Мы рекомендуем добиваться от дошкольников нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Выбор одной, наиболее точной, емкой, грамотной и структурно доступной фразы из нескольких создает у детей дух соревнования, повышает их интерес к занятию и привлекает внимание воспитанников к конструкции предложений, составляющих рассказ.
Очень важно то, с каким настроем логопед слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное отношение взрослого удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему воспитаннику. И наоборот: напряженное, недовольное выражение лица педагога может парализовать выступление самого способного ребенка.
Ниже приведем несколько конспектов занятий, в которых отражен каждый из шести этапов обучения детей связному рассказыванию в подготовительной к школе группе. Более подробно все занятия по совершенствованию связной речи дошкольников с общим ее недоразвитием планируется осветить в соответствующей «Логопедической тетради».
Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия , Коррекционная педагогика
Задачи:
- Актуализировать словарь по теме «Посуда».
- Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».
- Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану.
- Развивать пространственные представления, память, внимание, логическое мышление.
- Развивать физиологическое дыхание.
Оборудование:
- игра «Чего нет?»;
- предметные картинки с изображением посуды;
- телевизор, DVD-проигрыватель («видеосообщение от Федоры»);
- мнемодорожки для составления предложений;
- мнемотаблица на слово «чашка»;
- игра «Собери разбитую посуду»;
- опорные картинки к стихотворению «В руки мы картинки взяли» (посуда).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети входят в кабинет и останавливаются возле телевизора.
II. Введение в тему занятия.
1. «Видеосообщение от Федоры»: От нее убежала вся посуда, Федора искала ее, но не смогла найти, добрый волшебник сказал, что если она выполнит все его задания, то он поможет Федоре вернуть посуду. Федора просит детей помочь ей выполнить задания волшебника.
2. Игра «Чего нет?» – образование Р.п.ед.ч.
Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:
- У меня нет чашки.
- У меня нет чайника. И т.д.
Картинки помещаются на фланелеграф.
Рисунок 1
3. Сообщение темы и задач занятия.
О чем мы будем сегодня говорить?
Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки о посуде.
III. Упражнение на пространственное ориентирование.
Назовите предмет, который находится справа от чашки.
Назовите предмет, который находится под самоваром. И.т.д.
Названные предметы убираются. Остается чашка.
IV. Работа с мнемотаблицей на слово «Чашка».
1. Рассматривание таблицы.
Рисунок 2
5 – Чашка.
7 – Ч – первый звук в слове «чашка».
3 – Из чашки пьют чай.
2 – Чай в чашку наливают из чайника.
8 – Под чашкой блюдце.
1 – Чашку ставят на стол.
6 – Чашка бывает разного цвета.
4 – На чашке рисуют цветочки, чай может иметь запах цветов.
9 – На чашке рисуют листочки, для заваривания собирают лист чая, сушат.
2. Дети называют, что где находится на таблице, логопед зарисовывает на доске.
V. Упражнение «Подуем на чай».
Дети встают около своих стульчиков, им раздаются плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.
Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
VI. Составление предложений по мнемодорожкам.
Рисунок 3
От Федоры убежала вся посуда. Расскажите, какая посуда убежала от Федоры.
От Федоры убежала голубая чашка.
От Федоры убежал красный чайник. И т.д.
VII. Игра «Склей разбитую посуду».
Дети получают конверты с разрезанными на 4 части картинками с изображением посуды.
Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.
Я склеила голубую чашку.
Я склеил зеленую кастрюлю.
VIII. Рассказывание рифмовки «В руки мы картинки взяли».
Рисунок 4
- Рассматривание картинок.
- Рассказывание стихотворения ребенком.
- Рассказывание стихотворения детьми и выполнение пальчиковой гимнастики.
В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.
IX. Отгадывание мнемозагадок.
Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.
Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.
Это кастрюля. Она бывает разного цвета. На похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки, ручки. В ней можно варить суп.
Рисунок 5
Это ложка. Она стального цвета. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – овальная. Она маленькая. Она железная. С ее помощью можно есть.
Рисунок 6
Это сковорода. Она стального цвета, бывает черная. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Она железная. В ней можно пожарить картофель.
Рисунок 7
X. Физкультурная минутка.
Посуда.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный,
Как начальник.Надули животики: одна рука на поясе, другая изогнута – «носик». Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.Присели, одна рука на поясе. Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.Кружатся, рисуя руками круг. Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.Руки сомкнуть над головой. Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.Ложатся на ковер, вытянулись.
XI. Составление рассказа-описания чайника.
1. Отгадывание загадки.
Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.
2. - Мы будем учиться составлять рассказ-описание чайника.
3. На фланелеграф выставляется карточка с вопросом.
О чем мы скажем сначала?
Это чайник. Чайник – это посуда.
Логопед заполняет мнемотаблицу на доске.
Рисунок 8 |
4. На фланелеграф выставляется карточка с цветовыми пятнами.
О чем мы скажем потом?
О цвете.
Какого цвета наш чайник?
Чайник красный.
5. На фланелеграф выставляется карточка с изображением геометрических фигур
О чем нужно сказать теперь?
О форме.
Какой формы чайник?
Чайник круглый.
Аналогично разбираются следующие пункты плана:
6. Величина.
7. Материал.
8. Из чего состоит.
9. Для чего служит.
10. Составление рассказа-описания стула логопедом.
Это чайник. Он красный с белыми точками. Чайник круглый, пузатый. Он большой.
Сделан этот чайник из глины, он глиняный. У чайника есть носит, крышка, ручка,
стенки, дно. В чайнике можно кипятить воду, заваривать чай.
11. Составление рассказов-описаний детьми
XII. Подведение итогов занятия.
Что научились делать на занятии?
Что понравилось больше всего?
Федора приносит угощение для детей.