Тема: «Генеральная уборка группы»
Виды деятельности : трудовая, коммуникативная.
Цель: формировать привычку поддерживать чистоту и порядок в группе.
Задачи:
1) Совершенствовать умение мыть кукольную посуду, протирать пыль на мебели, аккуратно расставлять игрушки и пособия в шкафах.
2) Закреплять умение детей планировать деятельность, договариваться о распределении обязанностей. Понимать, что работа подгруппы является частью общего дела.
3) Развивать аккуратность, старательность.
4) Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: 4 картинки-подсказки, алгоритм этапов трудовой деятельности, карточки-схемы, фартуки, клеенки, ведра, тазы, мыло, тряпочки, салфетки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект трудовой деятельности в старшей группе.
Тема: «Генеральная уборка группы»
Виды деятельности : трудовая, коммуникативная.
Формы проведения: коллективный труд.
Цель: формировать привычку поддерживать чистоту и порядок в группе.
Задачи:
1) Совершенствовать умение мыть кукольную посуду, протирать пыль на мебели, аккуратно расставлять игрушки и пособия в шкафах.
2) Закреплять умение детей планировать деятельность, договариваться о распределении обязанностей. Понимать, что работа подгруппы является частью общего дела.
3) Развивать аккуратность, старательность.
4) Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: 4 картинки-подсказки, алгоритм этапов трудовой деятельности, карточки-схемы, фартуки, клеенки, ведра, тазы, мыло, тряпочки, салфетки.
1 этап. Мотивация детей к деятельности.
Воспитатель: «Ребята, какой праздник мы будет отмечать в конце ноября? (День Матери).
Как мы к нему готовимся? (Нарисовали портреты мам, сделали открытки, учим стихи, готовим концерт). В этот день ваши мамы придут к нам в гости. А все ли в группе готово к приходу гостей?»
2 этап. Постановка детьми цели предстоящей деятельности.
Воспитатель: «Как подготовить группу к приходу гостей?
Что нужно сделать? (Навести порядок. Расставить игрушки и т.д.)
А, вы, согласны сделать нашу группу чистой, аккуратной, уютной?»
3 этап. Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.
Воспитатель: «Вы сказали, что нужно навести порядок. А что конкретно нужно сделать?»
(Если дети что-то не назовут, то предложить им рассмотреть картинки-подсказки. Например, нарисованы стулья, а рядом тазик, мыло и тряпочка).
Воспитатель: «Что нам нужно сегодня сделать?» (Помыть стулья).
Аналогично рассматриваются еще 3 картинки: нарисован шкаф с кукольной посудой, рядом тазик, мыло и тряпочка –помыть кукольную посуду. Также навести порядок в уголке ПДД и протереть пыль в шкафах с игрушками.
Воспитатель: «Как мы сегодня будем работать? Как будет удобней, быстрей?» (Ответы детей). Предлагаю разделиться на бригады. Бригадиров выберем с помощью жеребьевки. (Выбирают). Сейчас я приглашаю бригадиров, чтобы вы выбрали картинку, где будет трудиться ваша бригада. (Бригадиры выходят и поочередно выбирают). Бригадиры, я прошу вас выбрать к себе в бригады помощников. (Называют имена детей)
Воспитатель: «У нас есть бригады, есть бригадиры. Каждая бригада знает, где будет трудиться. Мы можем браться за дело? У нас все готово?» (Нет).
Что еще необходимо сделать, чтобы начать трудиться? (Надеть фартуки). А еще?
(Если дети затрудняются, то предложить им помощь).
Воспитатель: «Посмотрите, нас есть картинки, они нам помогут. Что они означают?»
(1-надеть фартук, 2 - подготовить место, 3 - подготовить оборудование, 4 - распределить этапы работы и выполнить ее, 5 - убрать свое рабочее место, 6-снять фартук, 7- помыть руки).
Воспитатель: «Приглашаю каждую бригаду выбрать все необходимое и пройти на свои рабочие места.» (Бригады поочередно выходят и выбирают себе инвентарь для труда).
Пока играет музыка - работаем, если музыка закончилась- заканчиваем, наводим порядок.
4 этап. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.
Дети приступают к работе. Звучит аудиозапись веселой музыки. Во время работы координирую работу звеньев, помогаю в организации, напоминаю порядок работы (использую карточки - схемы). Завершение работы.
Воспитатель: «Ребята, музыка закончилась. Что нужно сделать?» (Убрать свое рабочее место, отнести инвентарь на место)
5 этап. Рефлексия, подведение итогов, обсуждение результатов.
Воспитатель: «Давайте пройдем по группе и посмотрим на результаты вашей работы.
Чья бригада наводила здесь порядок? Все ли вы успели? Довели начатое дело до конца?»
(Аналогично подводятся итоги по всем бригадам).
Воспитатель: «Ну, а теперь наша группа готова к проходу гостей? Понравится вашим мамам у нас в группе? Что мы сделали для того, чтобы в нашей группе стало чисто и аккуратно? (Ответы детей). Каждый из вас сделал маленькое дело, но все вместе сделали большое, общее дело».
А, сейчас я прошу оценить себя. Если вы считаете, что все у вас получилось, вы довольны своей работой - похлопайте себе. Если вы считаете, что у вас не все получилось, вы недовольны своей работой - просто помолчите и подумайте, что нужно сделать в следующий раз, чтобы все получилось.
Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.
- Содействовать овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее место чистое, результат труда чистый)
- Содействовать обогащению развития у ребенка интереса к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу.
Материалы: грязные игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; персонаж Мишка.
План занятия
Организационный момент
1. Беседа о любимых игрушках.
2. Мишка с мешком.
Основная часть
1. Игра «Стираем» .
2. Беседа о процессе труда.
3. Готовим рабочее место.
4. Процесс труда.
Заключительная часть
1. Минутка шалости.
2. Минутка тишины (стихи).
3. Оценка результата труда.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: — Ребята, послушайте я вам прочитаю стихотворение:
Пусть игрушки дружат с нами
Обижать мы их не станем
Поиграем, а потом
Все на место уберём
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!
Воспитатель: — А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые? Хотите поиграть с нашими игрушками? Игрушки стоят на своих местах и ждут нас!
Собирается народ, паровоз гудок дает ту-ту: «Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, веселые друзья!»
(В группе сидит Мишка с мешком, через него видно, что в мешке игрушки. Дети встают вокруг Мишки).
Воспитатель: — Здравствуй, Мишка?! Мишка, мы хотели поиграть,а ты наши игрушки в мешок положил?
Мишка: -Нет, я не брал. Здесь у меня игрушки, но они медвежат. Медвежата почему-то не хотят с ними играть. Я вам принес, не пойму, чего им не нравится?
(Воспитатель достает игрушку из мешка, ставит на поднос, брезгливо).
Воспитатель: — Конечно, кто же с такой грязнулей захочет играть? Как помочь медвежатам, ведь скучно им без игрушек? А мы то сами поиграть хотели! Что же будем делать? Играть или для медвежат добро сделаем?
— Да, медвежата маленькие, неуклюжие. А мы выросли, уже почти старшие, мы можем с игрой подождать!
Физминутка
(Имитация движений).
Стираем, стираем, стираем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы, ли идти?
Полощем, полощем, полощем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Воспитатель: — Что же мы решили с вами сделать?(Вымыть игрушки для медвежат).
Мишка: — Да, я тоже догадался, что надо вымыть, даже таз уже приготовил. (Достает из мешка). Наливайте воду и мойте! Сделайте быстренько и будете в свои игры играть!
Воспитатель: — Мишка, ты не торопись. Одного таза мало, игрушек то у тебя много! Итак, мы задумали вымыть игрушки. Покажите на своем лице, что с радостью будете делать добро медвежатам. Мы сейчас все приготовим, я уверена, что каждый из вас справится с этим делом!
-Иди, Рита, выстави все тазы, пожалуйста на скамейку, чтобы ребятам было удобно брать. Ксюша и Глеб, положите на стол мыльницы с мылом. Настя, иди разложи губки. А Ольга Ивановна нам нальет в ведра воды.
— Посмотрите на себя, готовы руки работать? А голова готова?
— Идите, готовьте свои места, потом подходите к Мишке, он даст вам игрушку. А вы сделаете ее чистой и поставите на салфетку сушиться.
(Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы, тем, кто организовал рабочее место).
Самостоятельный процесс труда.
Воспитатель: — Кто закончил, убирайте все, чистые игрушки поставьте на салфетку рядом с Мишкой, пусть он посмотрит на ваше старание!
Минутка шалости (под музыку).
Минутка тишины:
Воспитатель: — Послушайте, наши ребята знают стихотворение о дружбе.
В. Викторов.
Дружат пчелка и цветок.
Дружат лист и мотылек.
Дружат реки и леса.
Дружат в хоре голоса.
Дружат солнце и весна.
Дружат звезды и луна.
Дружат в море корабли.
Дружат дети всей земли!
Воспитатель: — Веселое стихотворение? А почему дружат пчелка и цветок? А почему дружат солнце и весна?
— Мы скоро с вами пойдем на улицу и проверим, кто же с кем там дружит? А сейчас подойдём к Мишке. Посмотрите на игрушки, какие они стали? Приятно медвежатам будет с ними играть? Катя, получилась у тебя игрушка чистой? Лиза, расскажи, как ты сделала игрушку чистой?
Воспитатель: — Ну вот, Мишка, мы обещали тебе помочь, мы сделали, пусть твои медвежата с радостью играют в чистые игрушки, ну а мы пойдем гулять.
Мишка: Спасибо вам!
Пр. зад . учить детей самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия: стирать кукольное белье; совершенствовать умение мыть игрушки, строительный материал, протирать пыль на мебели; закреплять умение распределять коллективную работу, совместное ее выполнение;
Формировать знания и понимание компонентов труда (цель, мотив труда, предмет труда), устанавливать взаимосвязь между ними;
Развивать инициативу, самостоятельность, самоконтроль, самоорганизованность;
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла.
Оборудование: тазы, тряпочки, мыло в мыльницах, бельевая веревка, прищепки, фартуки клеенчатые, кукольное белье, столы.
Ход занятия
Создание игровой ситуации: в группе не убраны после игры игрушки, некоторое оборудование стоит не на месте.
Воспитатель и дети входят в группу
В.- Дети, почему у нас здесь такой беспорядок? Утром у нас порядок был, а пока мы отсутствовали кто-то нам устроил такие нехорошие шуточки. Может из вас кто так неудачно пошутил? Это не вы? (О.Д.)
Вбегает Шалтай-Болтай: - А вот и я! Всем приветик шлю друзья!
В. – Кто ты? Мы с тобой не знакомы!
Ш.-Б.: - Меня кругом все знают
Шалтай – Болтаем называют.
У вас в саду я был, ребята
Сперва играл я в акробата,
Потом построил дом большой,
Конечно, куклы жили в нем.
Игрушки в гости приходили,
Кто на машине, кто пешком…
От этих игр я так устал,
Игрушки быстренько убрал,
До дома еле добежал.
Поспал немного, и с утра
Я снова здесь! Ура! Ура!
Я вас приветствую, друзья!
Воспитатель и дети здороваются с Шалтай – Болтаем.
В. – Шалтай – Болтай, так это ты тут порядок наводил?
Ш. –Б.: -Да! Правда, я молодец? Все убрал за одну минуту?
В. – Дети, вы как считаете, порядок у нас в группе? Красиво? Уютно? Игрушки все чистые и стоят на месте? (О.Д.)
Ш.-Б.: - Да вы ничего не понимаете! Беспорядок- это лучший порядок! Красота! Пойдемте лучше в музыкальный зал песни петь, веселиться. Там теперь поиграем.
О. Д. – Нет, Шалтай - Болтай, делу время, потехе час! Ты утроил тут беспорядок, перед тем, как уходить надо порядок навести, все на место поставить, пыльные игрушки помыть. Мы свою группу любим, у нас всегда чистота и порядок. Игрушки свои мы всегда на место убираем, и бережем их. Ухаживаем за ними: моем, пыль протираем.
Ш.-Б.:- Вы такие маленькие и сами умеете все мыть и убирать?! Порядок наводить?! (О.Д.)
Ш.-Б.:- Ох, и скучно вам,наверно, этим неинтересным делом заниматься…
О.Д.:- Совсем не скучно, а даже интересно! Скучен день до вечера, коли делать нечего!
Ш.-Б.:- а зачем надо порядок наводить? Не лучше ли все разбросать и не убирать? Захотел во что-нибудь поиграть - все игрушки на полу под рукой валяются. Взял, поиграл, и опять бросил. Здорово!
О.Д.: - у нас в саду есть такое правило: «Каждой вещи - свое место!» а в таком беспорядке нужную игрушку не сразу и найдешь. А еще мы знаем и тебе расскажем пословицы и поговорки о труде.
Дети называют пословицы и поговорки о труде.
Трудиться,- всегда пригодиться.
Красна изба углами, а человек умением.
Любишь кататься,- люби и саночки возить.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Труд кормит, а лень портит.
Дорого не то, что из красна золота, а то, что от мастера доброго.
Хорошая вещь два века живет.
Хочешь есть калачи,- не сиди на печи. И др.
Воспитатель хвалит детей и обращается к Шалтай - Болтаю:
А ты почему не любишь трудиться?
Это так утомительно, скучно, трудно… А я люблю веселье!
Может, ты просто ленишься?
Да нет. Я просто никогда не пробовал наводить порядок и чистоту.
Дети, посоветуйте ему, как надо научиться наводить порядок и что надо делать, чтобы такого беспорядка не допускать.
О.Д. – Надо игрушки за собой убирать сразу как закончил игру. Прежде, чем играть в другую игру, надо убрать все на место. Надо запоминать, откуда что берешь, чтоб потом на место положить. Обязательно надо выполнять правило «Каждой вещи - свое место», тогда всегда будет порядок. Прежде чем идти на улицу, надо все убрать за собой. Перед занятиями надо тоже все положить на место. Когда все разбросано, можно нечаянно наступить на игрушку и сломать ее или получить травму.
В. – Дети, можно сейчас найти выход из создавшейся ситуации? Ведь, Шалтай – Болтай предлагает нам играть и веселиться, и вы,наверняка, хотите с ним поиграть и повеселиться? Так как же нам поступить?
О.Д. – Надо сначала навести порядок, а потом играть и веселиться.
Воспитатель предлагает детям помочь Шалтай – Болтаю навести порядок в группе, а заодно и научить его трудиться. Советует детям пройти по группе и посмотреть, что нужно сделать, чтобы в группе все было в порядке.
Дети определяют предмет труда: поставить стульчики на место, убрать оборудование на место, протереть строительный материал, и сложить его на место, посадить на место кукол, промыть игрушки, которые Шалтай – Болтай раскидал по полу, и поставить их на полочки, протереть пыль на мебели, расставить все на место.
Воспитатель спрашивает, какое оборудование нужно для труда.
О.Д. – Тряпочки, тазики с водой, мыло, фартуки клеенчатые.
В. – Дети, подумайте и скажите, кто каким трудом займется. (О.Д.)
В. – перед работой необходимо вспомнить правила труда, которые нам помогут быстро и качественно справиться с работой.
О.Д. – Нельзя отвлекаться от работы; любую работу надо выполнять до конца качественно и аккуратно; аккуратно обращаться с водой; доводить начатое дело до конца, помогать своему товарищу, если он не справляется с работой советом или делом; после работы необходимо убрать свое рабочее место; кто закончит работу быстрее всех, надо помочь тем у кого еще не окончена работа; принимать помощь с благодарностью.
Шалтай-Болтай подходит к куклам. Одна из кукол «что-то шепчет» ему на ухо. Он беседует с ней, привлекая внимание всех к своему диалогу. Сообщает, что кукла Таня огорчена тем, что он, оказывается, на нее надел не ее платье, и оно все грязное, запачкано пылью, и все куклы тоже на него обижаются за то, что платья не те и, причем, все грязные.
Ш.- Б. – Я не хочу, чтобы куклы на меня обижались. Но как поступить я не знаю. У меня нет чистых платьев. Что же делать?
В. – Дети, мы можем помочь Шалтай – Болтаю не ссориться с куклами? Как вы думаете, что можно сделать с кукольной одеждой, чтобы она была привлекательной и чистой, и чтобы она понравилась нашим куклам?
О.Д. – Ее надо постирать и погладить, тогда она опять понравится своим хозяйкам, и они с радостью ее наденут и помирятся с Шалтай – Болтаем.
В. – Да, действительно, одежду надо постирать. Мы сейчас этим займемся. (Дети говорят, что они не умеют стирать).
В. – Я вас сейчас научу. Но сначала послушайте, что я вам расскажу. Стирка вам уже знакома. Вспомните, мы ходили смотреть, как стирает наша прачка Наталья Ивановна. Помните? И дома вы, видели, конечно, как стирает ваша мама. Стирка белья состоит из трех этапов: стирка, полоскание, просушивание. Перед стиркой белье надо рассортировать по цвету: цветное белье отложить в одну сторону, а белое, светлое – в другую, и начинать надо именно с него, т.к. цветное белье может окрасить воду, и тогда, подкрасятся белые и светлые вещи. И белое светлое белье уже будет не белым, а с цветными некрасивыми пятнами. Стирать мы будем с мылом. Нам нужно 2 тазика с теплой водой: в одном мы будем стирать, а в другом полоскать.
В. – Дети скажите, почему надо стирать с мылом, а не без него? (мыло отстирывает грязь).
В. – подумайте и скажите, что еще можно назвать нашими помощниками при стирке белья?
О.Д.- Стиральный порошок, отбеливатель, стиральная машина, замачивание белья.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей: - Вы правы. Есть машинная стирка и ручная. Сегодня я вам покажу ручную стирку и научу вас стирать руками.
Воспитатель показывает и объясняет: - Я уже вам говорила: начинать стирку надо со светлого белья. Берем светлое платье, опускаем в воду, намачиваем его и слегка отжимаем, раскладываем на левой ладошке. В правую руку берем из мыльницы кусочек мыла, тоже намочим его в воде, и намыливаем платье, постепенно передвигая его на ладони, так чтобы все его намылить. Теперь его надо потереть, так же постепенно оттирая все платье со всех сторон: и воротник, и рукава, и перёд, и спинку, и подол. Затем надо опустить его в воду и смыть мыло. Теперь отжать и прополоскать в чистой воде, для того чтобы выполоскать все грязное мыло. Затем опять надо отжать, стряхнуть и полюбоваться своей работой. Теперь необходимо просушить на веревочке. А чтобы белье не упало его прищепляют. Чем? Отгадайте загадку: «На веревке пальцы держат одеяльце?» Что это? (О.Д.)
В.- Я вам показала, как надо стирать белье руками. Запомнили?
Ш.- Б.: Ой, как трудно! Я ничего не запомнил. А вы, дети, запомнили? Можете мне еще раз рассказать что сначала, что потом. Как правильно постирать вот эти трусики?
Дети повторяют рассказ воспитателя о последовательности ручной стирки.
Воспитатель предлагает девочкам, будущим хозяйкам, стирку белья, а мальчикам наводить порядок в группе.
Дети надевают фартуки, самостоятельно берут нужное оборудование, подворачивают рукава, и приступают к работе.
Шалтай – Болтай подходит к работающим детям, интересуется что они делают, как они делают, пробует трудиться сам.
Воспитатель спрашивает у него научился ли он стирать кукольную одежду. Шалтай – Болтай подходит к девочкам пробует стирать, но у него не получается. Девочки помогают ему советами, показывают, что и как надо правильно делать.
В конце трудовой деятельности дети убирают свое рабочее место и подходят к воспитателю.
В.- Дети, какие вы все молодцы! Посмотрите как чисто, красиво и уютно стало у нас в группе. Давайте вспомним, что же мы для этого сделали? Чем мы занимались?
Дети перечисляют виды труда, которые они выполняли. Девочки говорят, что они сегодня научились стирать руками кукольное белье.
В.- как вы думаете, почему мы работу сделали быстро?
О.Д.- Все работали дружно, согласованно, помогали друг другу в работе, распределились, кто что делать будет.
В.- правильно вы говорите. Чистота и порядок у нас в группе, потому что вы работали, не ссорясь, быстро, качественно, помогая друг другу. Не зря в народе говорят, «Терпенье и труд- все перетрут!», «Дружно - не грузно!»
Ш.-Б.: Какие замечательные, трудолюбивые дети! Спасибо вам за то, что научили меня и помогли мне наводить порядок в группе. Я теперь тоже всегда буду трудиться, это так интересно. Я буду всегда поддерживать чистоту и порядок в своем игровом уголке. А теперь-то вам можно со мной поиграть и повеселиться?
В.- Шалтай-Болтай, ты не думай, наши дети также веселятся, как и трудятся. Сейчас они тебе частушки споют о труде.
Ш. –Б. : Ну что ж, с большим удовольствием послушаю и запомню. Я теперь тоже знаю поговорку о труде: «Делу время, потехе час!»
Дети исполняют частушки о труде в музыкальном сопровождении. Затем, Шалтай- Болтай зовет детей к себе в гости, так как они очень веселые, дружные и, главное, трудолюбивые и добрые. Он обещает им показать свои любимые игрушки.
Дети уходят к Шалтай - Болтаю в гости.
Наталья Кочурова
Конспекты занятий по трудовой деятельности
1. Вид труда : самообслуживание.
3. Форма организации на труд : поручения.
4. Задачи :
трудиться .
труда . Формировать интерес к труду взрослых .
5. Материал : зеркало, расчёски, заколки для девочек.
6. Методика руководства : Беседа, помощь, совместные действия, художественное слово.
Организационно-методические указания : Дети, про какого человека можно сказать, что он вежливый? (Вежливый человек всегда благодарит за помощь, здоровается при встрече, говорит вежливые слова). А когда вас можно назвать вежливыми?
Мы используем вежливые слова, когда приходим в детский сад и когда уходим домой, а также когда встречаемся с друзьями.
А теперь, пожалуйста, все проверьте и поправьте свои прически.
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Волос к волосу - коса,
Каждой девочки краса!
Что мы делаем расческой?
Вите делаем прическу.
Витя в зеркало глядит :
Нет вихров - приятный вид.
Дети расчёсывают свои волосы, воспитатель помогает делать причёски девочкам
7. Оценка труда : Детям предлагается полюбоваться на прически в зеркале.
Конспект по трудовой деятельности в старшей группе .
1. Вид труда : Коллективный хозяйственно-бытовой труд по уборке участка .
Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников. Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку. Закреплять умение планировать деятельность , распределять между собой обязанности. Формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда . Закрепить действия с инвентарем.
3. Форма организации на труд : коллективный труд .
4. Задачи :
а) Формировать умение видеть необходимость работы и ставит её цель по собственной инициативе.
б) Развивать привычку предварительно обдумывать организацию работы и последовательность её выполнения.
в) Совершенствовать умения, вырабатывать привычку трудиться .
г) Формировать привычку настойчиво добиваться цели, правильно оценивать результат своей работы.
д) Развивать интерес и привычку к работе. Формировать умение и желание помочь товарищу. Формировать привычку бережного отношения к вещам и предметам труда . Формировать интерес к труду взрослых .
5. Материал : картинки с заданиями, три метелки, два веника, два совка, носилки, ведерки, лейки, тряпочки.
6. Методика руководства : Беседа, помощь, совместные действия, художественное слово, совет, распределение обязанностей, напоминание, пример другого ребёнка.
Организационно-методические указания. Напоминаю правила пользования инструментами. Обращаю внимание на подготовленный инвентарь и предлагаю взять с собой три метелки, два веника, два совка, носилки, ведерки, лейки, тряпочки.
Предлагаю одеться, взять с собой оборудование и выйти на участок.
В небе солнышко гуляет,
С ясным днем вас поздравляет.
Поднимайся, детвора,
Уж гулять давно пора!
Будем сами одеваться.
На прогулку собираться.
Ребята подходят к своим шкафчикам. Побуждаю помогать друг другу застегивать пуговицы, молнии, пряжки, поправлять воротнички, одергивать платья и т. д. Обращаю внимание на тех, кто уже оделся, на то, какая у них опрятная, чистая, неизмятая одежда. Помогает детям сделать вывод : кто не пачкает вещи, аккуратно вешает, бережет их, тот всегда выглядит красивым и аккуратным.
Напоминаю взять с собой оборудование.
На участке.
Мы польем песок из леек
И дорожки подметем,
Пыль сотрем со всех скамеек,
А потом играть пойдем.
Дети приступают к работе. В ходе труда даю советы , помогаю в организации, напоминаю порядок работы.
В это ведро мы бумажки соберем. Кому мы поручили это дело?
Наблюдаю за деятельностью детей , слежу за действиями детей по отношению друг к другу.
Саша веник возьмет
И веранду подметет.
Этой тряпочкой Наташа
Со скамеек пыль сотрет.
Подбадриваю ребят, помогаю советами и действиями, побуждаю помогать друг другу.
Я вижу, что Коля и Вера уже хорошо полили песок. А теперь они возьмут лопатки и будут сгребать его в кучу, а Света с Олей будут им помогать.
По окончании работы прошу навести порядок на рабочих местах, прополоскать тряпочки, протереть ведра, отнести оборудование в группу.
7. Оценка труда : Какие мы молодцы! Хорошо сегодня потрудились ! Смотрите как чисто кругом.
Конспект по трудовой деятельности в старшей группе .
1. Вид труда : Ручной труд
Познакомить детей со способами превращения бумаги в «колечко» ,
«капельку» , «арочку» , и «листик» ;
Учить проявлять творчество и фантазию, добавляя к основным формам
забавные детали (глазки, хвостики,ножки и т. п.)
Показать готовые изделия из полоски;
Вызвать желание научиться «превращению полоски» ,
Научить из полоски делать «колечко» , «листик» , «арочку» , «капельку,
Научить собирать изделие из отдельных деталей - полосок бумаги.
3. Форма организации на труд : коллективный (общий) труд
4. Задачи :
а) Формировать умение видеть необходимость работы и ставит её цель по собственной инициативе.
б) Развивать привычку предварительно обдумывать организацию работы и последовательность её выполнения.
в) Совершенствовать умения, вырабатывать привычку трудиться .
г) Формировать привычку настойчиво добиваться цели, правильно оценивать результат своей работы.
д) Развивать интерес и привычку к работе. Формировать умение и желание помочь товарищу. Формировать привычку бережного отношения к вещам и предметам труда . Формировать интерес к труду взрослых .
5. Материал : разноцветные полоски бумаги (2 см шириной) - каждому ребёнку но 3-4 шт. и 4 полоски зелёного цвета (2 см шириной, клей, образцы основных форм из полосок, готовая поделка - „гусеничка“.
6. Методика руководства : Беседа, помощь, совместные действия, художественное слово, напоминание.
1 часть. В.: - Ребята я вас приглашаю посетить необыкновенное место. Хотите? Тогда закрывайте глаза и представьте, что вы летите высоко, в лицо вам дышит свежий ветерок, вам легко и спокойно (в это время играет лёгкая инструментальная музыка, воспитатель раскладывает в группе изделия из цветных полосок)
Открываем глазки, смотрите, видите ли вы что-нибудь необычное?
Д.: -отвечают, находят изделия из полосок.
В.: - Ребята, мы попали в страну „Волшебных полосок“»: А как вы думаете, кто жители этой страны?
Д.: ответы детей (поделки, игрушки из полосок)
В.: - Посмотрите, какие яркие и необычные жители страны нас окружают. И они сказали мне, для того, чтобы мы могли находиться и играть здесь, мы сами должны научиться волшебству - превращать полоску в «колечко» , «капельку» ,«арочку» , «листик» . Если мы научимся этому, то страна «Волшебных полосок» станет красивее.
2. Пальчиковая гимнастика.
Мы дружные ребята? Конечно, ведь мы все вместе попали в «Волшебную
страну», никто не остался в группе. Так и наши пальчики дружат :
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
(соединять пальцы в «замок» «)
С вами мы подружим
Маленькие пальчики
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять -
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять -
(руки вниз, встряхнуть кистями)
З. Конструирование :
І) из полоски бумаги любого цвета создаём «колечко» - один конец смазываем клеем, др. конец накладываем сверху;
2) делаем такое же «колечко» и в месте склеивания сжимаем пальчиками - Что получилось? («капелька» );
3) из «колечка» - снимаем пальчиками «колечко» и в месте скрепления, и с противоположной стороны. Что получилось? («листик» «);
4) «колечко» сжимаем пальчиками так, чтобы получилась «арочка» (место скрепления должно оказаться между сгибами)
В.: Молодцы! Вы настоящие волшебники! А теперь отдохнем.
4. Физкультминутка. «Бабочка» (как вариант)
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз - росой она умылась;
Два - изящно покружились;
Три - нагнулась и присела;
На четыре улетела.
5. В.: Ой, ребята! Слышите, кто - то плачет! (появляется гусеничка)
Что случилось?
Всех моих подружек - гусеничек заколдовал. Он подул на них, когда они были на лесной полянке, и превратил их в полоски. А я успела спрятаться, поэтому я осталась цела. Но вы можете мне помочь.
Г.: Вы можете расколдовать полоски и превратить их в гусеничек.
В.: Ребята, вы хотите помочь гусеннчке?
В.: Тогда мы должны рассмотреть из каких деталей состоит гусеничка
(«колечко» и 3 «арочки» «) А ещё вы можете украсить своих гусеничек, после того как соберете их (глазки, рожки, ротик) .
6. Изготовление гусеничек.
І) Из 3 колечек изготовляются «арочки» «
2) «арочки» склеиваются между собой;
3) К 1 - ой «арочке» приклеивается «колечко» - голова :
4) Дети выполняют дополнительные детали - рожки, глазки, ротик и т. д.)
В.: Вот «гусеничка» и твои подружки!
Г.: Ах, какие красивые «гусенички» «! Летом они станут прекрасными
бабочками. Спасибо вам, ребята!
В.: Вот, какие мы молодцы! Помогли расколдовать «гусеничек» «! А теперь,
пора нам возвращаться в группу. Скажем дружно «До свидания!» » жителям
страны «волшебных полосок» . Закроем глазки (воспитатель включает музыку, убирает игрушки из полосок) . Ну вот, мы и вернулись в наш детский сад.
7. Оценка труда :
Понравилось ли вам в стране волшебных полосок?
Что вам запомнилось больше всего?
С какими превращениями полоски мы познакомились?
Хотели бы вы ещё туда попасть?
Рассмотреть работы, обратить внимание на отдельные детали, проявление творчества и фантазии (работы можно рассмотреть в любое свободное время) .
Конспект по трудовой деятельности в старшей группе .
1. Вид труда : Труд в природе
2. Содержание труда : Уход за комнатными растениями. Подвести детей к понятию коллективного труда , к выводу о его ценности, к осознанию того, что труд может принести радость, чувство удовлетворения. Научить детей относится к растениям как к живым существам, продолжать учить практической помощи, сочувствию. Умение правильно держать лейку с водой, навык аккуратного обтирания крепких кожистых листьев, тряпочкой придерживая лист ладонью снизу. Учить ухаживать за комнатными растениями, поддерживать любознательность. Закрепить знания названий комнатных растений.
Словарь : рыхлить, опрыскивать, алоэ, хлорофитум, герань.
3. Форма организации на труд : коллективный (подгруппами) .
4. Задачи :
а) Формировать умение видеть необходимость работы и ставит её цель по собственной инициативе.
б) Развивать привычку предварительно обдумывать организацию работы и последовательность её выполнения.
в) Совершенствовать умения, вырабатывать привычку трудиться .
г) Формировать привычку настойчиво добиваться цели, правильно оценивать результат своей работы.
д) Развивать интерес и привычку к работе. Формировать умение и желание помочь товарищу. Формировать привычку бережного отношения к вещам и предметам труда . Формировать интерес к труду взрослых .
5. Материал : клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы.
6. Методика руководства : Беседа, помощь, совместные действия, художественное слово, напоминание, распределение обязанностей.
Ход труда:
Дети подходят к воспитателю. Воспитатель начинает беседу :
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения)
Посмотрите, что стоит у нас на подоконниках? (комнатные растения) .
Комнатные растения – это живые существа?
Бывает ли им больно?
Комнатные растения всегда слышат музыку, любят ласковые руки, им нравится, когда с ними разговаривают.
Какие условия нужны растениям для жизни и роста? (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание) .
Как надо ухаживать за комнатными растениями?
Растения надо поливать, рыхлить почву. Надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать.
А теперь отгадав загадки, вы узнаете, за какими комнатными растениями мы будем ухаживать.
Лист горбочком, желобочком
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечить нас в любой час (Алоэ)
Очищает воздух
Создают уют
На окнах зеленеют
Круглый год цветут (Герань)
С горы на паутинках
Свисают паучки
Зеленые пучки (Хлорофитум)
Дети подходят к комнатным растениям.
Как вы думаете, как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе?
Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит - это растение поливать не следует. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.
Возьмите каждый себе комнатное растение, которое нуждается в помощи, поставьте его на стол, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила ухода за комнатными растениями (дети называют особенности ухода за геранью, хлорофитумом, алоэ.) .
Есть главное условие в работе : РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕ ТОРОПЛИВОСТЬЮ, А АККУРАТНОСТЬЮ.
Во время труда играет тихо спокойная музыка.
Во время ухода за цветами воспитатель спрашивает у детей название комнатного растения, особенности ухода.
Дети читают стихи :
Есть такой цветок - алоэ.
Оно целебное такое!
На ранку стоит капнуть сок
И заживет в кратчайший срок.
Вот цветок замысловатый,
Листья вниз свисают,
Хлорофитум пучковатый
Всем полезен, знаю!
На окне в такую рань
Распустилася герань.
Круглые листочки,
Пышные цветочки
Даже очень хороши-
Так решили малыши.
7. Оценка труда :
Вам понравилось трудиться ?
Ребята, зачем нам цветы в группе?
Чтобы было у нас в группе красиво. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли. Некоторые комнатные растения могут лечить.
Растениям нужен солнечный свет, тепло, вода.
Посмотрите, какие стали комнатные растения веселые, красивые, чистые. Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали.
Дети убирают растения на свои места, наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование и атрибуты.
Мы сегодня с вами хорошо потрудились , а сейчас можно отдохнуть и расслабиться. Сядьте на ковер, закройте глаза, расслабьтесь.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, убирать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.
Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
Открываем глаза, тихо встаем. Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны. Какое у вас от этого настроение?
Конспект занятия по трудовой деятельности для старшей группы
« Поможем Федоре»
Образовательная область: Коммуникативно-личностное развитие
Цель: Формирование положительного отношения к труду и его результатам.
Задачи:
1.Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
2.Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.
Развивающая среда:
Детская посуда, губки, фартуки, тазы с мыльной и чистой водой, клеенки, чистая пеленка, алгоритмы.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми приветствуют приглашённых гостей. Слышится шорох, шум за дверями.
Воспитатель: Ой, ребята, кто – то к нам в гости идёт.
Входит Федора и поёт песню « Про лень».
Песня «Федора»
1. До чего же хорошо ничего не делать,
Суп в кастрюльке бы сварить,
Только кто бы сделал?
Вот кастрюлечка моя
Да вся черным – черна.
Кто помыл бы мне её?
А я совсем больна.
2. Я чайку бы попила –
Самовар пустой.
Может кто – то принесёт
Мне воды простой?
Только чашечка моя
Да вся черным – черна,
Кто помыл бы мне её?
А я совсем больна.
Воспитатель: Кто это ребята?
Дети: Федора.
Федора: Здравствуйте, ребята (слова Федоры о том, как хорошо быть лентяйкой).
Как хорошо ничего не делать, лежишь, отдыхаешь. А все делается само
по себе, само моется, поливается, готовится. Красота!
Воспитатель: Ребята, а разве хорошо быть ленивым?
Дети: Нет.
Воспитатель: Послушай, Федора, какие поговорки и пословицы знают ребята про лень.
Пословицы и поговорки:
Лентяй усталости не знает; У ленивого - всегда завтра и послезавтра; Для лентяев каждый день – выходной; Лентяй и летом не загорает; Если не будешь лениться, будет хлеб и соль; От безделья человек портится; Нет болезни страшнее, чем лень; Легко только тому, кто ничего не делает.
Федора: - Ну, не знаю, а вы согласны мне помочь?
Дети:- Да
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы о труде?
Дети читают пословицы и поговорки о труде:
«Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», « Судят не по словам, а по делам», «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится».
Воспитатель:- Но перед тем как помочь Федоре, мы поиграем в игру
с помощью которой, мы с вами разделимся на пары и узнаем кто, что будет выполнять. Когда заиграет музыка, вы будете порхать как бабочки, а как только музыка закончится, каждый должен взять одну карточку и найти себе пару с одинаковым рисунком. У кого какое будет изображение, тот тем и будет заниматься.
(Проводится малоподвижная игра «Найди пару»)
А) Воспитатель: Что у вас изображено на картинках?
Дети: Посуда.
Дети: Мыть посуду.
Воспитатель: Правильно,
Б) Воспитатель: Что у вас изображено на картинках?
Дети: Книга.
Воспитатель: Как вы думаете, какое ваше задание?
Дети: Отремонтировать книгу.
Воспитатель: Правильно,
В) Воспитатель: Что у вас изображено на картинках?
Дети: Комнатные цветы
Воспитатель: Как вы думаете, какое ваше задание?
Дети: Уход за комнатными растениями
Воспитатель: Правильно,
Воспитатель: Берите инвентарь который вам понадобится для труда
На столах приготовлены тазы с водой.
Самостоятельная трудовая деятельность.
В процессе труда воспитатель дает советы, помогает в организации, напоминает порядок работы; спрашивает, как дети распределили обязанности по труду, оказывает индивидуальную помощь
В ходе трудовой деятельности Федора ходит по группе и восхищается.
Федора: Как у вас красиво в группе, как уютно, не то что у меня в избушке. А сами то вы, какие красивые, аккуратные, чистенькие.
Воспитатель обращает внимание Федоры на детей, подводит к разным «центрам». Федора удивляется тому, как ребята дружно и аккуратно умеют трудиться. Старается помочь ребятам, но делает это неправильно. Дети делают замечания и показывают, как надо правильно работать.
Воспитатель: Молодцы, а теперь не забудем навести порядок на своем рабочем столе, все уберем на место.
Воспитатель следит, чтобы после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место
Бригадиры по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей бригады.
Федора: Ребята вы все так чисто и хорошо делаете - молодцы, а какие красивые у вас комнатные растения! А у меня в избе нет ни одного комнатного растения.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим Федоре комнатное растение. Федора какое растение тебе у нас понравилось?
Федора: Герань
Воспитатель: Если от этого растений взять веточку ― черенок, поставить его в воду, то оно даст корешки. Затем посадить его в землю и поливать, то из него вырастет такое же растения, как то, от которого оно взято. (воспитатель срезает черенок и ставит его в воду)
Воспитатель: Федора, мы с ребятами вырастим для тебя комнатное растение герань, а затем подарим её тебе.
Федора- Спасибо, ребята! Скоро у меня тоже появится комнатное растение, за которым я буду ухаживать! А вы все молодцы! Каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали. Что же вам помогло?
Дети: Дружба
Воспитатель: Ребята а вы знаете поговорки о дружбе
Дети- Да (отвечают несколько детей)
Поговорки:
Верный друг лучше сотни слуг.
Все за одного и один за всех.
Вражда не делает добра.
Без друга в жизни туго.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
Дружба - великая сила.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Воспитатель- Как вы думаете, после того, как мы все дружно поработали, при помощи каких пословиц можно подвести итог нашей работе?
Ответы детей: Сделал - дело гуляй смело.
Делу время - потехе час.
Федора благодарит детей, прощается и уходит. Приглашает к себе на чай в гости, так как она научилась быть трудолюбивой и аккуратной.
Дети: Спасибо, Федора, конечно, придем, когда посадим черенок в землю, и принесем тебе комнатное растение, ведь в гости без подарка ходить не принято.
Рефлексия: Ребята, интересно мы с вами сегодня провели время. А чем мы с вами сегодня занимались? чему мы сегодня научились и научили Федору? С чем вам было тяжело справиться? А какой труд и деятельность не вызвало затруднений? Понравилось ли вам трудиться сообща и почему?
А что нового вы сегодня узнали?
Воспитатель: Вот как много оказалось у нас дел! Как интересно работать вот так дружно всем вместе, помогая друг другу. И дело спорится. В совместном труде рождается дружба.