Название произведения: Ёлка
Год написания: 1932
Жанр произведения: рассказ
Главные герои: Минька и Лёля - брат и сестра
Зощенко был одним из самых популярных писателей своего времени, краткое содержание рассказа «Ёлка» для читательского дневника показывает суть его творчества, основанного на детских воспоминаниях.
Сюжет
Накануне новогоднего праздника пятилетний Минька и семилетняя Леля пробрались в комнату с ёлкой. Родители готовились к приему гостей и не заметили, что дети там. Мама украсила ёлку сладостями - яблоками, конфетами, пастилками, орешками и разложила под ней подарки для детей гостей. Минька и Лёля решили попробовать по одной сладости. Минька был меньше ростом и поэтому смог достать только до яблока. Лёля же легко взяла пастилу с верхних веток. Во второй и в третий раз Минька опять не достал ничего, кроме яблока, а его сестра брала самые вкусные конфеты. Мальчик разозлился и решил достать до верхних веток с помощью стула, но уронил его на подарки и сломал куклу, предназначенную для гостей. Когда пришли гости, родители стали раздавать их детям сладости с ёлки и дарить подарки. Одному из мальчиков чуть не досталось надкусанное яблоко. Гости обиделись и стали ссориться с хозяевами дома. Мать Миньки и Лёли поняла, что ее дети разорили ёлку, подарила обиженному мальчику игрушечный паровоз, предназначенный Миньке, и вернула все подарки, которые принесли гости. Миньку и Лёлю наказал отец, заперев в комнате.
Вывод (моё мнение)
Минька, от лица которого идет рассказ, испытал очень сильный стыд в тот вечер, когда родители отругали их. Это переживание отразилось на его личности, и он больше никогда не трогал чужого. Этот рассказ учит быть терпеливым, думать о других и не поддаваться злости. Ведь необдуманные и легкомысленные поступки могут причинить боль другим людям и испортить всем настроение.
Михаил Зощенко - известный русский писатель, чьи произведения были написаны в жанре сатиры и направлены на изобличение мещанства и буржуазии. Наиболее известным его творением является цикл маленьких рассказов про Лельку и Миньку. Ниже будет представлено краткое содержание "Елки" Зощенко.
Действующие лица
Главными героями "Елки" Зощенко являются брат и сестра - Минька и Лелька. Девочка была старше, и в период описываемых событий ей было 7 лет. По своему характеру она была весьма энергичной девочкой. А брат Минька был ее младше, и он стремился все повторять за своей взрослой сестрой. Кстати, рассказ "Елка" Зощенко - автобиографичный, это вызывает еще больший интерес к произведению, потому что позволяет узнать автора лучше.
В преддверии праздника
Краткое содержание "Елки" Зощенко следует начать с того, что Минька (от его лица и ведется повествование), уже будучи взрослым, вспоминает один случай с елкой. Ему было пять лет, и с этого возраста он уже запоминал все праздники. Конечно, и до этого ему показывали елку, но он этого еще не запоминал. Мальчик ждал праздника и даже подглядывал за приготовлениями. Однажды, когда их мама была на кухне, Леля предложила брату сходить и посмотреть на елку.
Она была очень красивая: на ней висели конфеты, яблоки, пастила, орехи и другие украшения, а под ней лежали красиво упакованные подарки. И, глядя на все это великолепие, девочка кое-что придумала.
Что предложила Леля?
Важным эпизодом в кратком содержании "Елки" Зощенко является предложение девочки не открывать подарки, а лучше съесть что-нибудь вкусное. Брат поддерживает сестру, и она моментально съедает одну пастилу. Минька откусывает маленький кусочек яблока.
Тогда Леля решает съесть не только пастилу, но и одну конфету. Она была высокого роста, поэтому могла достать до самых "вкусных" украшений. Минька же был маленького роста и мог дотянуться только до яблока. Примечательным является то, что он изменяет имя сестры, добавляя к нему увеличительный суффикс ("Лелище"), намекая на ее рост.
Леля поддразнивает брата, говоря, что она съест пастилу, орех и возьмет себе еще и хлопушку. Минька чуть не заплакал от обиды. Он решает пододвинуть к елке стул, чтобы дотянуться до других сладостей. Но стул падает на мальчика, он поднимает его, но тот снова падает, теперь уже прямо на подарки.
Леля говорит, что брат отломил руку фарфоровой кукле. Тут они услышали, как к двери подходит мама, и убежали в другую комнату. Сестра говорит брату, что мама наверняка его накажет. Минька хотел заплакать, но в этот момент к ним пришли гости.
Последствия проделки
Приходят дети вместе со своими мамами. Их всех зовут подойти к елке, где им говорят, что будут давать подарок и сладкое угощение. И вот доходит очередь до яблока, покусанного Минькой. Леля говорит, что это сделал мальчик. В ответ брат говорит, что это сестра научила его.
Мама решает поставить девочку в угол, а мальчику, которому досталось это яблоко, отдает паровозик, предназначавшийся Миньке. Ему стало так обидно, что он больно ударил мальчика. Мама этого мальчика назвала Миньку разбойником, но за него вступилась его маменька. Тем временем, одной девочке достается кукла со сломанной рукой. Мамы с детьми обиделись на хозяев дома и ушли.
Главным моментом в кратком содержании "Елки" Зощенко является то, что отец детей не вступился за них, как мама, а, наоборот, сказал, что не хочет, чтобы его дети выросли избалованными. Он сказал, что они останутся без сладкого на год, а подарки потом отдаст гостям.
С тех пор писатель больше никогда не съел ни одного чужого яблока и не обижал тех, кто слабее его. Этот небольшой рассказ учит детей, что никогда нельзя брать чужие вещи, а взрослым показывает, что иногда нужно проявить строгость в воспитании, чтобы дети выросли хорошими людьми.
«Елка» – поучительная сказка для детей и взрослых от классика литературы советского периода Михаила Зощенко – мастера сатирического рассказа. При первом знакомстве с рассказом Зощенко «Елка» краткое содержание поможет раскрыть основную мысль произведения и составить план рассказа.
Рассказ ведется от первого лица. Зощенко в автобиографичной манере, весело и непринужденно, делится с маленькими читателями своими детскими воспоминаниями.
Главные герои – обычная семья:
Мама украшала елку и ждала прихода гостей с детьми, а Минька с Лелей подглядывали за этим действом в дверную щелку. Вот мама ушла на кухню, и Лелька предложила младшему брату пойти посмотреть на эту красоту.
Зашли они в комнату и любуются нарядной красавицей. Праздничная ель была великолепно украшена. В то время было принято вешать на ветви конфеты, фрукты, орехи и прочие сладости. Вот и эта красавица словно манила угоститься вкусными сувенирами.
Лелька сразу предложила попробовать по пастилке, висящей на ниточке, а подарки внизу не трогать. Предложив, бойкая девчушка сразу перешла от слов к делу и моментально съела пастилку.
Миша тоже хотел что-нибудь урвать с ветки и, чтобы не отставать от сестры, откусил кусочек от крымского яблочка, висевшего внизу.
Лелька же, пользуясь своим преимуществом в росте, за эту проказу Миньки взяла еще одну пастилку, которая висела слишком высоко для брата.
Минька же мог достать только до уже откушенного яблока. Маленькому Мишке ничего не оставалось, как снова откусить от этого яблока – не отставать же от сестры.
Лелька словно дразнила брата и уже собралась съесть третью пастилку, да еще пригрозила, что орех сейчас возьмет и хлопушку на память. Минька чуть не плакал от обиды и досады на свой маленький рост. Тогда он взял стул, чтобы достать с верхних веток что-нибудь кроме яблока, но стул упал.
И прямо на подарки, которые лежали на полу. Лелька тут и увидела, что от фарфоровой куклы отломилась ручка. Но в это время раздались мамины шаги, и брат с сестрой убежали в другую комнату.
Лелька подливала масла в огонь и пугала Миньку, что во всем виноват он, и наказания ему не избежать. Но Мишка не успел и опомниться, как пришло много гостей с детьми.
Мама зажгла на елке свечи и пригласила всех малышей подходить к ней, а она будет дарить подарки.
Так каждый маленький гость получал подарок и какое-то угощение с елки. Все были счастливы.
Но тут мама сняла с ветки надкушенное яблоко и сразу подозвала Миньку и Лелю к себе.
Старшая сестра сразу выдала, что яблоко кусал брат, а он сказал, что это Лелька его научила.
Мама сказала, что Лелю поставит в угол за такие проказы, ну а паровозик, который предназначался Миньке, подарит тому мальчику, которому чуть не вручила надкушенное яблоко. И сразу так и поступила. Минькин паровозик оказался в руках у четырехлетнего мальчика.
Маленький герой рассказа не смог сдержать обиды и со всей силы ударил мальчугана по руке. Мальчишка заревел, а его мама сразу заявила, что они больше не придут к ним в гости, а Мишку назвала разбойником.
Тогда уже за Миньку вступилась его мама и сказала, чтобы он она уходила со своим «золотушным» мальчиком и больше к ним не приходили. Тут мама девочки, которой подарили куклу с отломанной ручкой, тоже сказала, что они уйдут, оставшись недовольными подарком.
Лелька сказала, что это даже хорошо, ведь игрушки теперь им достанутся. И все гости стали расходиться.
Тут пришел папа. Он был недоволен, что его дети выгнали гостей. Папа потушил свечи и сказал, что завтра отдаст все игрушки гостям, а Лельке с Минькой ничего не достанется.
Важно! С тех пор прошло 35 лет, но автор уверяет, что с тех пор чужого он не брал и не лез драться первым.
План рассказа «Елка»
Составить к рассказу Зощенко краткое содержание для читательского дневника поможет нижеприведенный план:
Используя данный план, можно без труда сделать краткий пересказ и анализ, а также написать отзыв к рассказу Зощенко.
Чему учит рассказ
Сам Зощенко называет это произведение «поучительной сказкой». Чему же учит эта сказка?
Родителей она учит воспитывать своих детей великодушными и добрыми к другим, а детей – никогда не брать того, что тебе не принадлежит, и всегда думать о последствиях своих поступков.
Основная мысль Зощенко «Елка»: какая бы фантазия не толкала вас на авантюры, разум должен преобладать, ведь за свои поступки придется держать ответ.
Прочитав этот рассказ, каждый вспомнит запах новогодней елки, и сердце наполнится атмосферой предпраздничной суеты. В памяти человека на всю жизнь остаются такие поучительные моменты – когда родитель выступает в роли мудрого учителя и преподносит жизненный урок своему чаду.
Михаил Зощенко, ставший великим советским писателем-сатириком и драматургом, научился всегда быть честным и смотреть на жизнь с иронией.
Важно! Читать рассказ Зощенко «Елка» необходимо детям любого возраста. Доступный стиль изложения и четко прослеживаемая поучительная нить этой сказки поможет понять даже ребенку, о чем рассказ Зощенко, и самостоятельно сделать краткий пересказ.
Михаил Зощенко рассказ «Елка», так же, как и другие автобиографичные рассказы для детей, писал не только с поучительной целью, но и просто чтобы разбудить фантазию и повеселить. Анализировать детские воспоминания, всегда перемешанные с неудержимыми фантазиями, – интересно и весело.
Полезное видео
Подведем итоги
Рассказ «Елка» – это смешная и добрая история, хоть и немного грустная. Несмотря на последовавшее наказание за проделки, дети были счастливы, и этим ощущением счастья автор щедро делится с читателем.
Показывая, что даже десятилетия спустя моменты детской радости остаются в памяти на всю жизнь, Зощенко призывает родителей дарить детям любовь и учить добру.
Вконтакте
Главный герой рассказа Михаила Зощенко «Не надо врать» учится в приготовительном классе гимназии. Ему семь лет и родители называют его Минькой. У Миньки есть старшая сестра Леля, которая учится в той же гимназии. Однажды в гимназии с Минькой приключилась неприятная история. Учитель вызвал его к доске, рассказывать наизусть стихотворение. Но Минька это стихотворение не выучил, и учитель поставил ему в дневник единицу. Когда после уроков Минька показал дневник Леле, она сказала, что это плохо, и что папа не подарит Миньке фотоаппарат на день рождения. Леля предложила заклеить страницу с плохой отметкой, но Минька на это не согласился. В расстроенных чувствах он отправился из гимназии в парк и там долго сидел на скамейке. А когда Минька пошел домой, то понял, что забыл дневник в парке. Он вернулся, но дневника не нашел. Дома мальчик сказал папе, что потерял дневник.
И, услышав это «а», ученики тоже начинают визжать. Учитель истории машет на меня рукой. И ставит мне двойку. По окончании урока я бегу за учителем.
Я догоняю его на лестнице. От волнения я не могу произнести слово. Меня бьёт лихорадка. Увидев меня в таком виде, учитель говорит: – В конце четверти я вас ещё спрошу.
Натянем тройку. – Я не об этом, – говорю я. – Если вы меня ещё раз так вызовете, то я… я… – Что? Что такое? – говорит учитель. – Плюну в вас, – бормочу я. – Что ты сказал? – грозно кричит учитель. И, схватив меня за руку, тянет наверх, в директорскую.
Но вдруг отпускает меня. Говорит: – Иди в класс. Я иду в класс и жду, что сейчас придёт директор и выгонит меня из гимназии. Но директор не приходит. Через несколько дней учитель истории вызывает меня к доске.
Он тихо произносит мою фамилию.
Дай твою тарелку, я налью. Я не даю свою тарелку и не дотрагиваюсь до пирожков. Дедушка говорит моей маме: – Это плохой ребёнок. Он не понимает шуток.
Мама говорит мне: – Ну, улыбнись же дедушке. Ответь ему что-нибудь. Я сердито смотрю на дедушку. Тихо говорю ему: – Я больше к вам никогда не приеду… Я не виноват С идим за столом и кушаем блины.
Вдруг отец берёт мою тарелку и начинает кушать мои блины. Я реву. Отец в очках. У него серьёзный вид. Борода. Тем не менее, он смеётся.
Внимание
Он говорит: – Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина. Я говорю: – Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты все скушаешь.
Приносят суп. Я говорю: – Папа, хочешь мой суп? Папа говорит: – Нет, я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик. Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю: – Пожалуйста.
Анализ цикла рассказов "леля и минька" зощенко м.м.
На это Павлик ответил, что сам проводит милиционера до своего дома. Там им встретилась мама Павлика. Она удивилась тому, что сын находится на улице, и отвела его домой.
Инфо
Как раз проснулась бабушка и сообщила, что Павлик вел себя хорошо и не мешал ей спать.Но мама сказала ей, что Павлик выходил один на улицу. Детский час Этот цикл повествует о самых обыкновенных шалостях и переживаниях детства, подобно лучшим книгам для детей, способным и взрослым доставить удовольствие.
Через искусное сплетение таких фундаментальных мотивов, как Семь смертных грехов и Десять заповедей, автор представляет эпизоды из своего детства, прошедшего на рубеже веков. Автор тщательно избегает всяких языковых излишеств не только в своем повествовании, но и в речи персонажей, при этом стараясь сохранить колорит и дух времени.
One more step
На следующий день учитель, узнав о потерянном дневнике, выдал Миньке новый дневник, но в нем тоже была злополучная единица. Тогда Минька, разозлившись, забросил дневник за шкаф, который стоял в классе.
В итоге, ему выдали третий дневник, в котором стояла не только единица за стихотворение, но и двойка по поведению. Вечером Минька заклеил страницы с плохими отметками, как ему советовала Леля.
Отец, проверяя дневник, ничего не заметил. Но дело этим не кончилось. К ним домой пришла женщина, которая нашла в парке первый Минькин дневник.
Отец открыл его и увидел единицу. Он все понял, но не стал ругать сына. Он только сказал, что люди, которые врут, выглядят смешно.
А еще он сказал, что правда всегда выплывает наружу. После этих слов Миньке стало стыдно, и он признался, что забросил второй дневник с плохой отметкой за шкаф в классе.
Услышав это искреннее признание, отец обрадовался.
Михаил Михайлович Зощенко – известный и популярный писатель, чьи юмористические произведения нравятся и взрослым, и детям. Самым известным его циклом является «Леля и Минька», в который помещены восемь небольших рассказов. Начинается этот сборник известным и занимательным рассказом «Ёлка», краткое содержание которого представлено в этой статье.
Вконтакте
План рассказа «Ёлка»
Для понимания содержания необходим его план. Содержание для читательского дневника и пересказа легко можно будет восстановить по следующему плану:
Основная мысль рассказа
Михаил Зощенко в своём рассказе показывает поведение двух детей накануне Нового года. Все дети любят Новый год, так как обычно этот праздник приносит не только веселье и прекрасное настроение, но и показывает, что родители всегда должны объяснять детям о том, как правильно нужно поступить в любой ситуации.
Прочитав рассказ Зощенко «Ёлка», все читатели поймут, о каких отрицательных чертах характера и поведения рассказывает автор. Он повествует легко и спокойно , эмоционально и интересно.
Меня очень заинтересовала история, рассказанная автором. Она произошла с ним давным-давно, когда ему было всего лишь пять лет. Автор и его сестра съели украшения с ёлки и испортили подарки, которые были предназначены другим детям. Все эти поступки привели к тому, что между взрослыми людьми тоже вспыхнул конфликт. Это немного необычно, но часто бывает и в жизни .
Вика, 12 лет
Главную мысль своего произведения автор вложил в речь папы, который, узнав о новогоднем происшествии, не только наказал детей, но и сказал о том, что им с таким поведением трудно будет жить на свете и такое отношение к людям приведёт к тому, что они будут умирать в одиночестве и сильно страдать от этого.
Я считаю, что только папа правильно смог поступить в этой ситуации. Он раздал все хорошие игрушки чужим детям, а своих детей отправил спать. Это послужило прекрасным уроком для Лели и Миньки. Больше они никогда не брали чужого.
Александр, 15 лет
Стоит жить не для себя, а для других. Эгоистов не любят и не уважают. Поэтому большую радость человек получает лишь только тогда, когда делится с другими.
Главные герои
Главными героями произведения М. Зощенко являются дети:
- Леля.
- Минька.
Сестра была старше брата на два года, но она была очень бойкой и всегда учила брата чему-нибудь, хотя и сама не всегда знала, как нужно правильно поступить.
Узнав, что ёлка наряжена, что подарки уже подготовлены она уговорила своего младшего брата, от лица которого ведётся рассказ, пробраться в закрытую комнату и немного пошалить там с подарками.
Леля ни в чём не хотела уступать брату и подавала тому не очень хороший пример для подражания. Но то, что с ними произошло, повлияло и на дальнейшую жизнь ребят, так как они больше никогда так не поступали и всегда делали в своей жизни лишь только правильный выбор.
Автор рассказа готовится к Новому году, который он будет встречать в сороковой раз. Он вспоминает, что в начале своей жизни он не понимал, что такое новогодняя ёлка, хотя мама, держа его на руках, постоянно выносила его к ней. Но в пять лет это «разукрашенное дерево» уже воспринималось автором рассказа совсем по-другому. Им он восторгался и радовался. Новогодний праздник автор рассказа всегда ждал с нетерпением.
Ёлку всегда украшала мама, а дети подглядывали в дверную щёлку за тем, как это она делала. Сестре автора в то время было уже семь лет, да ещё она была очень шустрой девочкой. Однажды она предложила брату пойти в комнату, где стоит ёлка, чтобы посмотреть, пока там нет никого из взрослых.
Ребята осторожно зашли в комнату, увидели красивую ёлку и подарки, которые уже лежали под ней. Леля предложила съесть по одной пастилке, которые висели на ёлке. А Минька решил ещё и откусить яблоко. Лелька, обидевшись на брата, взяла тогда и конфету, а затем взяла орех и хлопушку. Миньке стало обидно, поэтому он подставил стул к ёлке, но тут упал прямо на подарки. Вскоре выяснилось, что у фарфоровой куклы была отбита рука.
Но ребята были вынуждены убежать в свою комнату, так как раздались шаги мамы. Ничего изменить уже было невозможно, так как уже пришли гости, и мама позвала всех к ёлке. Мама сказала, что все дети по одному должны были подходить к ней, а она давала бы им угощение с ёлки и подарок. Сначала все дети, которые получали подарок, были довольны. Но вот мама сняла с ёлки яблоко, которое откусил Минька, и подозвала своих детей. Она сразу же спросила, кто это сделал.
Лелька, не задумываясь, сразу же рассказала, что это сделал её брат. Но Минька сразу же сказал, что этому его научила сестра. А мама спокойно ответила, что их обоих накажет, а тому ребёнку, которому она хотела подарить это яблоко, она теперь отдаст подарок Миньки. И это был заводной паровозик, о котором Минька так давно мечтал . Видя, как мальчик играет с игрушкой, которая должны была быть его, Минька ударил мальчика. Тот заплакал. А мама его, возмутившись, увела своего сына.
Но поругались не только дети, но мамы. Мама обиженного мальчика обозвала Миньку разбойником, а мама Миньки стала на его защиту. Вскоре выяснилось, что и другие родители недовольны и желали уйти, так как им достались испорченные игрушки. Минька и Леля стали прогонять всех гостей, чтобы все игрушки достались только им. Но тут в комнату вошёл папа и сказал, что такое воспитание лишь только губит детей. Он потушил свечи на ёлке и отправил всех спать, а игрушку он собирался завтра раздать детям.
И вот уже прошло с того времени более тридцати лет, но автор до сих пор помнит эту ёлку и то, что произошло тогда. За эти годы он больше никогда не брал и не ел чужого, а также никогда не обижал слабого. Поэтому все окружающие считают, что автор очень весёлый и добродушный человек .
Анализ произведения Михаил Зощенко
Рассказ «Ёлка» имеет глубокий смысл, так как несёт в себе нравственные уроки для детей . Автор прекрасно рисует, используя эпитеты и метафоры, как прекрасно выглядит ёлка, как в ожидании новогоднего чуда живут дети и как суетятся родители, чтобы устроить детям большой и прекрасный праздник.Читать все это описание приятно, так как читатель сам погружается в эту атмосферу.
Но всю эту атмосферу нарушает один эгоистичный поступок, который совершают дети. Они не только без разрешения взрослых заходят в комнату с ёлкой, но и поедают конфеты, которые были предназначены для всех. Стул, который постоянно падает у Миньки, ломает игрушки, которые также с нетерпением ждали другие дети. И из-за такого поведения детей новогодний праздник оказывается испорченным. Прекрасно читать финальные строки в рассказе о том, что дети всё-таки сделали выводы и никогда в жизни больше не поступали так, чтобы окружающие их люди страдали от их поступков.