Регина Новикова
Работа с детьми раннего возраста
Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Ведь с помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. Часто данная проблема возникает уже с самого рождения.
В нашем детском саду 17 % детей имеют тяжелые нарушения речи (ринолалия, онр 1 и 2 уровней, системное недоразвитие речи) . И занятия с ними начинаются с 3 – 4 лет.
Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми . Гораздо легче проводить занятия с ребенком 5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно.
При проведении систематических логопедических занятий часть детей, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе.
Занятия с детьми раннего возраста отличаются не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом , логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста : особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. Д
Поэтому, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты :
1. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека, путем подражания Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения
2. Дети раннего возраста активны , подвижны и любознательны. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. (Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.)
3. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста . А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр. Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
5. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала Если малыш попытается выполнить задание, и оно у него не получится, то он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания. Материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию.
6. Необходимо контролировать длительность игры. Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
7. Необходима смена видов деятельности. Смена видов деятельности, когда игра состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия.
8. Малышам необходима положительная оценка их деятельности. В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например : «Потом еще раз попробуем» , «В следующий раз обязательно получится» , «Ты старался, – молодец!» . Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.
1. Одной из главных задач обучения является развитие пассивной и активной речи детей.
Развитие пассивного словаря игры : показать на картинке
Развитие активного словаря игры : сначала подражание (чудесный мешочек, домашние животные, звукоподражания)
2. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений.
игры :
3. Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.
Формирование элементарных графических навыков.
игры :
4. Развитие слухового восприятия, речевого и фонематического слуха : игры с инструментами, Где звучит? Что звучит?
5. Формирование навыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Сюда же входит развитие воздушной струи
игры :
6. Развитие психических процессов : внимания, памяти, мышления.
Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение : цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная, выделить объекты восприятия, установить связь между ними.
игры : соотнесение по цвет, размеру форме.
7. Формирование просодических компонентов речи. Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота. Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6-7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.
игры :
Кроме стандартных приемов логопедического воздействия, в работе с детьми раннего возраста используется сказка . Учитывая ограниченные речевые возможности детей младшего дошкольного возраста логопед сначала сам рассказывает знакомые сказки, прося ребенка лишь звукоподражаниями сопровождать свой рассказ. Постепенно задания и требования к ребенку усложняются : он начинает воспроизводить все доступные ему речевые единицы.
Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей.
Таким образом, направления логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста включают развитие экспрессивной речи, развитие импрессивной речи, развитие общей и мелкой моторики, сенсомоторной базы речи.
Елена СМИРНОВА,
доктор психологических наук,
профессор, научный руководитель Ресурсного центра «Все лучшее - детям»
Однако далеко не всегда взрослые понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. Во многих семьях внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом. В других взрослые, напротив, переоценивают возможности 2-летнего малыша: его начинают учить и воспитывать так же, как ребенка 5-7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Это выдвигает задачу поиска адекватных педагогических воздействий для детей раннего возраста.
Однако эти воздействия имеют серьезную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста. Особенности раннего детства предъявляют особые требования к педагогу и создают определенные трудности в его работе. Первая трудность - это повышенная привязанность ребенка к маме и проблема адаптации к новым условиям и детскому учреждению. Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Здесь требуются терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка.
Малыши отличаются эмоциональной неустойчивостью: они быстро переходят от бурной радости к отчаянию или от полной открытости к замкнутости и напряжению. От педагога здесь требуются гибкость, фантазия и владение адекватными педагогическими техниками (игры, потешки, сюрпризы). Необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку очевидна для всех возрастов, однако в раннем возрасте он имеет решающее значение. Маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные целой группе. Вербальные методы воспитания (инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию) оказываются бесполезными. Малыши до 3-4 лет не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и окружающие предметы, движения, звуки для них гораздо более сильные побудители, чем значение слов взрослого.
Эти особенности маленьких детей предъявляют высокие требования к действиям взрослого. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и заразительными. Только собственной увлеченностью можно передать маленькому ребенку интерес к какой-либо деятельности. Здесь требуются повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Слова обязательно должны быть включены в реальные действия, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Необходима эмоциональная включенность взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею, и таким образом вызвать его собственное желание.
В настоящее время все больше молодых матерей отдают своих маленьких детей в детские ясли. В детских садах Москвы уже достаточно много детей не старше года. Очевидно, что этот контингент остро нуждается в квалифицированных специалистах, умеющих работать с маленькими детьми, в методическом и психолого-педагогическом обеспечении.
Работа Ресурсного центра «Все лучшее - детям» направлена на решение этой важнейшей задачи.
Общая цель работы центра заключается в создании условий для полноценного проживания раннего детства. Такое полноценное проживание предполагает, с одной стороны, разностороннее развитие ребенка, а с другой - его эмоциональное благополучие в детском учреждении.
Сологуб Елена Николаевна
Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста
Сологуб Елена Николаевна.
В настоящее время все больше молодых матерей отдают своих маленьких детей в детские ясли. Очевидно, что этот контингент остро нуждается в квалифицированных специалистах, умеющих работать с маленькими детьми , в методическом и психолого-педагогическом обеспечении. Особенности раннего детства предъявляют особые требования к педагогу и создают определенные трудности в его работе . Первая трудность - это повышенная привязанность ребенка к маме и проблема адаптации к новым условиям и детскому учреждению. Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой : громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Здесь требуются терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка.
Воспитатель - это не только профессия, суть которой дать знания. Это - высокая миссия, предназначение которой - сотворение Личности, утверждение человека в человеке! Воспитатель - раскрывает таланты, пробуждает любознательность, учит трудолюбию, настойчивости, целеустремленности, доброте, отзывчивости и любви. По сути, воспитатель вводит ребенка в жизнь, в человеческое общество. Образованность педагога, его эрудиция, помогут создать образец для подражания для своих маленьких подопечных. Таким образом, личность воспитателя должна отличаться завидной безупречностью. Но еще больше требований, в настоящее время, предъявляется к личности воспитателя , работающего с детьми раннего возраста .
Раннее детство - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения. На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет. Задача современной педагогики - реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего развития.
Эти особенности маленьких детей предъявляют высокие требования к действиям взрослого. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и заразительными. Только собственной увлеченностью можно передать маленькому ребенку интерес к какой-либо деятельности. Здесь требуются повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Слова обязательно должны быть включены в реальные действия, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Необходима эмоциональная включенность взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею, и таким образом вызвать его собственное желание.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду воспитатель должен обсудить с родителями следующие вопросы еще до поступления малыша в детский сад :
Каков распорядок дня ребенка и как проводятся в семье режимные процедуры?
Какой тип общения предпочитает малыш?
Стремиться ли к самостоятельности?
Как относится к посторонним взрослым?
Как себя чувствует в обществе сверстников и умеет ли с ними общаться?
В работе педагога следует учитывать такую характерную особенность психической организации маленьких детей, как непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира . Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Поэтому все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными» . Интерес к деятельности легко передается малышу, когда взрослый сам увлечен ею. Слова воспитателя должны быть не просто включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включенность в нее самого воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют активность каждого ребенка.
Развитие и обучение малышей происходит в специально организованных играх занятиях, в процессе которых детьми приобретаются знания и умения, без которых невозможно их нормальное развитие. Игры – занятия с детьми ясельного возраста проводятся воспитателями в группах .
Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей :
образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей;
строго по подгруппам : число участников 6-8 детей. Длительность занятия не превышает 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания;
важно повторение занятий, действия умения, знания приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но меняется задание.
Развитие детей раннего возраста систематически контролируется воспитателем группы , старшей медицинской сестрой, заведующей. Цель контроля – определить фактический уровень развития ребенка и возрастной группы в целом ; выявить правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания качество воспитательной работы . На основе критериев развития детей раннего возраста воспитателем заполняется индивидуальная карта сопровождения развития ребенка, позволяющая обнаружить первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия .
Работа с родителями продолжается после прихода ребенка в детский сад : родители знакомятся с условиями функционирования детского сада. Для них проводится обзорная экскурсия по детскому саду. Педагог уточняет индивидуальные особенности развития ребенка , проводит разъяснительную работу с родителями по преемственности методов ухода и воспитания , интересуется поведением и самочувствием ребенка дома после посещения детского сада, дает советы, постоянно создает положительный эмоциональный настрой ребенка на детский сад.
Воспитателю на заметку !
Малыши не воспринимают , призывы или предложения обращённые целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, все то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого;
Ребенок раннего возраста не может регулировать свое поведение посредством слова. Дети реагируют на выразительность мимики, эмоциональность и «заразительность» воспитателя .
Необходимо стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.
Публикации по теме:
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя дошкольного учреждения) "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в группе раннего возраста «Горошинки для петушка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 136 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.
«Движение воздуха в природе». Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми во второй группе раннего возраста Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми во 2 группе раннего возраста. Познавательное развитие. Тема: «Поиграем.
Дорогие коллеги! Создание лэпбука – кропотливая, долгая, но занимательная работа. Самое главное – это поставить перед собой цель и результат.
Ранний возраст - особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой, особо интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуется способность мозга принимать сигналы извне, перерабатывать и хранить информацию, что образует базу для дальнейшего интеллектуального развития ребенка. Для раннего детства характерен целый ряд особенностей.
Во - первых, это чрезвычайно быстрый темп развития, которое имеет скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис 1 года связан с овладением ходьбой, 2-х лет – с переломным моментом в развитии реи, налом развития рече-мыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии ребенка. В критические периоды у ребенка могут наблюдаться некоторые особенности в поведении, снижение работоспособности, функциональные расстройства.
Другой особенностью развития в раннем возрасте является неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений.
Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание, отсутствие целенаправленного педагогического воздействия) может произойти утеря навыков, наблюдается явление ретардации («застревания» на более ранней ступени развития).
Причина неравномерности развития психики ребенка раннего возраста определяется тем, что созревание различных функций происходит в различные сроки. Для каждой психической функции существуют свои сензитивные сроки. В целом ранний возраст является сензитивным периодом для развития всех видов восприятия (сенсорно-перцептивной деятельности), непроизвольной памяти и речи. Становление этих процессов происходит в рамках предметной деятельности при активном взаимодействии со взрослым. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент для развития мышления и речи.
Еще одной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его нервно-психическую сферу.
В раннем возрасте ярко проявляется высокая степень ориентировочных реакций на окружение. Известно, что при сенсорной, эмоциональной депривации существенно замедляется темп развития ребенка. Сенсорные потребности вызывают высокую двигательную активность, а состояние двигательной сферы во многом определяет возможности ребенка в познании окружающего мира.
Ребенка раннего возраста характеризуют повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций – залог становления личности ребенка, основа для познавательной активности.
Психо-моторное развитие ребенка в первые года его жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Задержку психо-моторного развития могут вызвать различные неблагоприятные факторы, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном и раннем постнатальном периоде.
Дифференциальная диагностика в раннем возрасте затруднена при различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика (например, недоразвитие речи у слабослышащего, умственно отсталого и ребенка-алалика). Замедленный темп развития может касаться одной или нескольких функций, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями.
В связи с разными формами и разной степенью выраженности органического повреждения ЦНС, сроки созревания разных структур задерживаются в разной мере, а значит, и сензитивные периоды для развития тех или иных функций имеют временной разброс.
Оценка уровня психо-моторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте должна производиться очень осторожно. При этом следует учитывать особенности развития общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивой деятельности, реи, эмоционального развития.
В диагностическую группу могут приниматься дети с последствиями перинатального поражения ЦНС, у которых обнаруживается задержка психо-моторного развития и речи. Важно определить степень тяжести нарушений – дети с грубым органическим поражением ЦНС направляются в дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта.
В условиях детского сада для детей с задержкой психического развития диагностическая группа может формироваться как разновозрастная, основным показателем является уровень психического и речевого развития ребенка (могут приниматься дети от 2,5 до 3,5 лет). Количество детей в группе – 6 человек.
На первый план в работе с детьми раннего возраста выдвигается изучение динамики развития при целенаправленном обследовании и на основе постоянных наблюдений в процессе коррекционной работы.
Дети, поступающие в специализированную группу, отличаются целым рядом особенностей.
Как правило, это соматически ослабленные дети, отставшие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций (функции передвижения собственного тела в пространстве), на момент обследования выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям.
Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, вступают в деловое сотрудничество со взрослыми и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.
Дети практически не владеют речью – пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, он диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой реи значительно сужен.
Преимущественно манипулирует предметами, но им знакомы и некоторые предметные действия – они адекватно используют дидактические игрушки, хотя способы выполнения соотносящихся действий несовершенны, детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. В отличие от умственно отсталых дошкольников, дети принимают и используют помощь взрослого.
Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, могут затрудняться в процессе одевания.
С учетом перечисленных выше особенностей определены следующие программные задачи:
- Совершенствование двигательных функций , что предполагает необходимость развития общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков.
В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание , направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
Решение двух вышеназванных задач осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста (от 1 до 3 лет). Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных зада в дидактических играх и в быту, развивая наглядные формы мышления.
Развитие ребенка раннего возраста происходит в активном взаимодействии со взрослым, поэтому очень важно формировать у детей навыки эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми и сверстниками .
Основными средствами коммуникации являются речевые средства, важнейшим аспектом работы с маленькими детьми является целенаправленное развитие речи , ее функций.
Содержание коррекционной работы и ее основные этапы, условно обозначенные как «Ступеньки развития», которые можно соотнести с периодами обучения.
В течение первого месяца пребывания ребенка в диагностической группе проводится углубленное комплексное обследование с целью определения уровня развития ребенка.
В дальнейшем занятия проводятся индивидуально или дети объединяются в подгруппы по 2-3 человека.
Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:
Диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;
Обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;
Взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологом и психоневрологом, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;
Построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
Занятия интегративного характера, что предполагает возможность решения нескольких разноплановых зада в рамках одного занятия;
Индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задания каждым ребенком могут быть различными в зависимости от его нарушений, наиболее выраженных у каждого ребенка;
Построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
Использование игровой мотивации на всех занятиях;
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день, но не более 15-20 минут;
Необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.
Условно на прохождение каждой ступеньки отводится два месяца. Сроки могут изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
1. Развитие общей мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков
1 ступенька
Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами, поэтому необходимо:
Развивать праксис позы при имитации отдельных движений взрослого (в плане общей моторики: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т.п.);
Нормализовать состояние тонуса мелких мышц, с этой целью можно использовать массаж пальцев и кистей рук в играх с грецким орехом, попеременно с холодной и горячей водой (аналогично с кубиком льда), с тестом, глиной;
Побудить интерес к изобразительной деятельности, познакомить с бумагой и различными изобразительными средствами: рисование пальчиком и ладошкой, нанесение цветовых пятен. При этом следует учить детей правильной посадке, не принуждать ребенка к деятельности, если он утомлен и не проявляет к ней интереса.
2 ступенька
В плане общей моторики формировать более сложные навыки:
Учить имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать и т.п.;
Развивая моторику рук, важно совершенствовать хватательные движения, учить захватывать большие предметы двумя руками, а маленькие – одной рукой, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью;
При выполнении соотносящих действий в дидактических играх развивать точность движений рук, зрительно-моторную координацию;
Учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой, учить выполнять свободные дугообразные, а также кругообразные движения рукой «Каляки-маляки», «Клубок», «Тучка», «барашек»), при этом сначала ребенок пассивно участвует в совместной со взрослым деятельности (взрослый водит рукой ребенка), а затем выполняет движения самостоятельно.
3 ступенька
Развивать праксис позы при подражании движениям взрослого, конструирование образов при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, простейшие позы: «кулачок», «крыша», «стульчик»);
Закреплять умение захватывать предмет щепотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами: указательным и большим), с этой целью можно предлагать детям дидактические игры на переноску, перекладывание и сортировку мелких предметов, нанизывание на стержень, игры с крупной мозаикой, конструктором);
Развивать движения кистей рук (особенно полезны упражнения на релаксацию «Погладим котенка», «Маляр», «Полощем белье»); упражнения такого типа следует чередовать с динамическими («Кулак – ладошка – кулак»);
Учить продевать гибкий шнурок в отверстие, обучать застегиванию пуговиц (на специальных пособиях);
Учить изображать точки заданной яркости, располагать их с различной частотой, учить изображать вертикальные и горизонтальные линии, затем вести линию в разных направлениях. (При этом целесообразно использовать приемы копирования, ободки, рисования по опорам, рисования по ограниченной поверхности, произвольное рисование линий с игровой мотивацией, дорисовывание по опорным точкам, раскрашивание листа без ограничения поверхности в разных направлениях).
4 ступенька
Учить выполнять серию движений по подражанию (в плане общей и мелкой моторики);
Развивать навыки застегивания (пуговиц, кнопок, «липучек») и шнуровки;
Учить элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх – драматизация («Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?»);
Учить выполнять действия с предметами, ориентируясь на словесную инструкцию (Если дети хорошо усвоили движение или действие, полезно использовать инструкции наоборот, противоречащие показу: педагог говорит: «Коза», а показывает кулачок, а ребенок должен действовать по инструкции);
Учить изображать ломаные, волнистые и дугообразные линии, учить при закрашивании листа выполнять движения в одной плоскости.
2. Сенсорное восприятие
2.1. Развитие зрительного восприятия
1 ступенька
Развитие сенсорно-перцептивной деятельности на первой ступени предполагает решение следующих задач:
Стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребенка к предметам и явлениям, обеспечивая мотивацию;
Совершенствовать навык фиксации взгляда на объекте, сосредоточения, прослеживания за его перемещением в малом пространстве;
Развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай игрушку», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками – выбор из двух предметов);
Развивать зрительное внимание и зрительную память, при наблюдении за двумя объектами (игры типа «Где мышка?», «Куда убежал зайка?»). При этом объекты перемещаются на глазах ребенка.
2 ступенька
К сенсорно-перцептивной деятельности предъявляются более серьезные требования, поэтому необходимо:
Выработать навык идентификации объектов на основе целостного восприятия без анализа признаков и свойств (ребенок выполняет инструкции типа: «Дай такую же игрушку». «Найди одинаковые мячики», взрослый комментирует действия ребенка и подводит итог: «Правильно, это одинаковые мячики, у тебя такой же как мой»);
Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке;
Учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой - маленький);
Развивать внимание и память, учить прослеживать за движением и перемещением предметов по отношению к другим объектам. Например, педагог предлагает ребенку: «Посмотри на игрушки. Покажи куклу. Покажи мишку. Закрой глазки», - в это время педагог меняет местоположение игрушек. Ребенок открывает глазки и его просят: «Возьми куклу. Посади ее на место»;
Развивать способность к целостному восприятию объектов, работа с разрезными картинками без фона из двух частей;
Развивать пространственные ориентировки, прежде всего ребенка следует учить ориентировке в собственном теле по подражанию: «Покажи, где у тебя головка, ручки, ножки». Аналогично ребенок узнает части тела при предъявлении куклы.
3 ступенька
Формирование зрительного восприятия на данном этапе происходит за счет обучения детей дифференциации предметов по форме и идентификации предмета и формы образца-эталона. Решаются следующие задачи:
Учить выполнять инструкцию «Дай такую же фигурку», побуждая к практическому примериванию, сличению. Взрослый сопровождает действия ребенка речью, обобщает их, прибегая к «опредмечиванию»: «Молодец, у меня окошко (квадрат) и у тебя, они одинаковые». Для практического ознакомления с формой используются «Доска Сегена», коробка форм («Почтовый ящик»), а затем плоскостные матрицы – трафареты и вкладыши к ним в виде предметных изображений и геометрических фигур;
Следует учить воспринимать предметы, дифференцируя их по количеству: один-много;
Учить собирать разрезные картинки без фона, развивая целостное восприятие;
Совершенствовать ориентировку в собственном теле, а также частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных («Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик») и их изображениях.
4 ступенька
Ставится новая задача – формировать зрительный гнозис, в частности, навык идентификации предметов по признаку цвета (красный, желтый, синий). Если ребенок быстро осваивает представления, добавляется зеленый цвет. На этом этапе решаются задачи:
Учить выполнять инструкции типа: «Дай такую же ленточку», ориентируясь на цвет предметов. Взрослый учит ребенка приемам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковые – красные». На данном этапе от ребенка не требуется названия цвета и нахождения предмета по указанию признака цвета. Используются дидактические игры типа: «Спрячь мышку», «Подбери платье для куклы», «Закрой кастрюльку»;
Учить восприятию предметов по количественным признакам: один-много, один-два. Ребенок выполняет инструкции: «дай один, покажи, где много», «Дай столько же (один, два)» и т.п;
Развивать оптико-пространственные функции в играх с разрезными картинками (изображение на карточке с белым фоном);
Совершенствовать восприятие формы в играх на подбор объемных геометрических тел и плоскостных фигур более сложной конфигурации (звездочка, овал, многоугольник);
Упражнять в восприятии формы в играх с дидактическими игрушками: пирамидкой, матрешкой, матрицами;
Развивать пространственный гнозис в конструировании по подражанию и образцу (используется настольный строительный материал, а также арифметические палочки, из которых ребенок складывает простые фигуры);
Формировать пространственные ориентировки в координатах вверху-внизу.
2.2. Развитие слуховых функций
1 ступенька
Развивать слуховое сосредоточение с использованием звучащих детских и музыкальных игрушке. Игры типа «Угадай, где погремушка?», при этом перед педагогом два экрана и за одним из них погремушка;
Развивать слуховое внимание и память: игра «Что звучит?» - за экраном производится звучание, а ребенок выбирает нужную игрушку из двух находящихся перед ним.
2. ступенька
Развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков), учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу-чу» - что это едет?», «Би-би» - а это что?», «Кто тебя зовет – «мяу»?»
3 ступенька
Развивать умение узнавать и различать неречевые звучания в ряду из 3-4 сигналов;
Узнавать и различать гласные звуки «А», «О», «И»: «Мама поет песенку, качает дочку: «А-а-а», «Кто поет, покажи картинку?», «Кукла плачет: «О-о-о», пароход гудит: «У-у-у», мышка пищит: «И-и-и»;
Развивать ориентировку на громкость и длительность звучания в играх. Например, ребенок должен найти игрушку, ориентируясь на громкость звучания барабана (громко-близко, тихо-далеко). Другой вариант – дети встают в круг и за спиной передают друг другу колокольчик, водящий должен найти игрушку. «Что гудит?» (в зависимости от громкости? Громко гудит большой пароход, тихо – маленький).
4 ступенька
Ориентировка в звучании музыкальных инструментов: дудочка, колокольчик, бубен, барабан, металлофон;
Учить воспринимать и воспроизводить итеративный ритм (ритм повтора, звуки предъявляются с одинаковыми временными промежутками) не более двух сигналов. Ребенку предлагают похлопать, простучать в бубен, барабан (при визуальном контроле и без него, когда педагог произносит звучание за ширмой);
Учить ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса: «Кто мяукает – большой кот или маленький котенок, большая или маленькая дудочка играет?», «Кто тебя зовет – большой мишка или маленький: «Ау?».
Учить с закрытыми глазами определять местонахождение источника звука;
Закреплять умение ориентироваться на звучание гласных звуков. По сигналу (А, О, У, И) выполнять те или иные действия;
Учить вслушиваться в интонации взрослого, реагировать на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шепот).
3. Формирование предметной деятельности
1 ступенька
Пропедевтический период предполагает решение следующих задач:
Развивать сомато-сенсорный гнозис в играх на локализацию прикосновения. Например, ребенку предлагают: «Поймай ксику». Ребенок закрывает глаза, а взрослый касается игрушкой ножки, коленки, головки ребенка. Ребенок должен поймать киску;
Развивать зрительно-двигательную координацию, учить действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов (сначала допускаются совместные движения, затем ребенок выполняет их самостоятельно);
Более сложные задания предполагают обучение орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированное значение: ложкой, чашкой, совком, ведерком, лейкой.
2 ступенька
Совершенствовать хватание щепотью, указательным и большим пальцем в играх на сортировку, переноску;
Учить выполнять некоторые соотносящие действия в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками, побуждать к ориентировке в величине;
Учить совмещать фигурку с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, упражнять в согласовании движений обеих рук (используются доска Сегена, матрицы);
Упражнять в захватывании и переноске предметов, разных по величине и форме («Собери мячики», «Собери кубики, колечки, палочки»);
Учить орудийным действиям с использованием вспомогательных средств или орудий в проблемных ситуациях: «Достань конфету», «Достань игрушки из банки», и т.п.
3 ступенька
Развивать тактильный гнозис, учить ощупывать предмет, обводить пальцем по его контуру;
Развивать стереогноз, упражнять в узнавании предметов на ощупь, разных по величине и форме (мяч, киска, палочка). Можно предлагать игры с «чудесным мешочком»: «Найди свою игрушку», «Чей платочек?»; игры с «Почтовым ящиком» на ощупь;
Учить на ощупь ориентироваться в фактуре предмета;
Совершенствовать соотносящие действия в играх с пирамидкой, матрешкой. Учить собирать пирамидку из 3 колец с учетом величины, разбирать и складывать 2-составную матрешку;
Учить соотносить пары предметов по величине, например, подобрать разным по величине куклам посуду, одежду, мебель;
Совершенствовать орудийные действия в проблемных ситуациях: «Протолкни шарик», «Почини машину»;
Обучать изготовлению простейшего орудия или вспомогательного средства: вместо совка использовать дощечку, вместо стула – куб, с помощью педагога связать две веревочки, чтобы развесить кукольное белье и т.д.;
Совершенствовать зрительно-моторную координацию, закреплять навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем. Взрослый комментирует и обобщает действия ребенка, называя крупные и мелкие детали предмета, их величину и форму;
Учить узнавать предметы по обводящему движению руки и показывать их;
Учить рисовать пальчиком на столе и в воздухе контур круга, квадрата;
Развивать конструктивный праксис: воспроизводить простейшие постройки по подражанию и образцу.
4 ступенька
Совершенствовать тактильный гнозис: учить различать температурные свойства (холодный, горячий, теплый);
Учить практическому различению на ощупь особенностей фактуры (гладкий, твердый, пушистый, мягкий), находить в «чудесном мешочке» парные предметы по фактуре, по величине;
Закреплять навыки конструирования по подражанию и по образцу;
Совершать соотносящие и орудийные действия в играх с предметами;
Обучать предметно-игровым действиям: покатай машину, прокати куклу, покорми зайца, укачай куклу.
4. Формирование коммуникативных навыков
1 ступенька
Установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»;
Создавать теплую эмоциональную атмосферу, вызывать положительное эмоциональное отношение к ситуации пребывания в детском саду, учитывать индивидуальные особенности детей. На первых порах можно предложить гибкий режим посещения группы, приносить любимые игрушки, находиться в группе вместе с мамой;
Развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
Учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого;
Формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком);
Вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах, хороводах и музыкальных играх;
Учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы.
2 ступенька
Закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);
Учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и т.д.;
Упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос;
Понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т.п.), сочетающиеся со словесной инструкцией и без нее;
Учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями;
Объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко).
3 ступенька
Учить совместной со взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту;
Побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т.п.;
Учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот – зевнуть, вытянуть губы – подуть, показать язычок – «а-а-а» - не болит ли горлышко;
Побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;
Учить узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях;
Организовывать «Игры рядом», побуждая детей к взаимодействию: передать игрушку, выполнить совместные действия – построить башню, поочередно ставя кубики один на другой.
4 ступенька
Расширять диапазон совместной со взрослыми деятельности в играх с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Построим дом»;
Использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений;
Развивать артикуляционный праксис в играх на подражание;
Учить узнавать сверстников из группы на фотографиях, рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники». «Мы гуляем».
Объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.п.;
Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.
5. Развитие речи
1 ступенька
Развивая импрессивную сторону речи, следует стремиться к решению следующих задач:
Ребенок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями;
Учить понимать элементарные однословные инструкции: «Дай». «Возьми», «Иди» и т.п. и вопросы «Кто это?», «Где?», «Что?»;
Учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени.
В экспрессивной речи формируется простейшая лексика на материале звукоподражаний. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» - поет мама»; «Уа-уа» - плачет малыш» и т.п.;
Следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету.
2 ступенька
В плане развития фонематических процессов учить вслушиваться в неречевые и речевые звуки, подражать им.
Лексика
Совершенствовать навыки звукоподражания: «Ау», «Уа», «Ту-ту», «Бум-бум»;
Обогащать импрессивную и экспрессивную речь, формировать понимание существительных – названий частей тела: рука, нога, голова, нос, глаза и т.д. и частей тела животных: лапа, хвост, уши и т.д.;
Учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, мой, твой, такой;
В активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательные местоимения: мой, моя; личные местоимения: у меня, у тебя, у него;
Побуждать к построению грамматических конструкций, заканчивая фразу педагога звукоподражанием: киска мяукает «мяу», машина гудит «би-би», собачка лает «гав-гав»;
Закреплять умение выполнять простые конструкции.
3 ступенька
Фонетико-фонематическое развитие:
Повторять звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А, У, И, АУ.
В импрессивной речи:
Узнавать предметы по их названию: игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, домашнего обихода, природные явления (дождь, снег, солнышко), названия животных. Пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с близкими людьми, животными;
Учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка.
В экспрессивной речи:
Учить употреблять слова, простые послоговой структуре (1 и 3 классов слоговых структур по А.К. Макаровой), названия родных людей, их имен, названия игрушек, их изображений, названия предметов обихода, явлений природы, при этом допустимы искажения звукопроизносительной стороны;
Побуждать к высказыванию просьб(«Дай»,»Еще», «Покажи»), выражению своего состояния, потребностей (глаголами: «Не хочу», «Пойду гулять» и междометиями: «Ах», «Ну», «Вот»);
Учить активно использовать звукоподражания животным, транспорту, музыкальным инструментам («Мяу», «Ав-ав», «Би-би», «У-у-у», «Ду-ду», «Бам-бам»);
Учить в импрессивной и экспрессивной речи использовать существительные в форме винительного падежа единственного числа в значении объекта («Кушай кашу», «Одень куклу») и во множественном числе в именительном падеже;
Учить понимать существительные в форме дательного падежа в значении лица («Дай мне куклу», «Покажи маме мячик»);
Словарь расширяется за счет понимания и употребления глаголов в единственном числе повелительного наклонения и 1 и 3 лица единственного лица настоящего времени изъявленного наклонения; прилагательных, обозначающих величину (большой-маленький) в начальной форме.
В плане формирования синтаксической стороны речи:
Учить в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной воспроизводить по подражанию двусоставные нераспространенные предложения («Я иду». «Собачка лает»), распространять фразу за счет звукоподражаний («Киска мяукает «мяу»);
Учить понимать и выполнять двухступенчатые инструкции («Подойди ко мне и возьми куклу»);
Понимать двухсловные сочетания с прилагательным («серый зайка»), наречиями («громко плачет», «тихо пищит»).
4 ступенька
Развитие фонематических процессов:
Совершенствовать ориентировки в речевых и неречевых звучаниях;
Учить подражать произнесению гласных (А, У, И, О), сочетаний гласных (УА, АУ, ИА);
Учить вслушиваться в звучание согласных (П, Б, М, В, Ф, Т,Д, Н, К, Г, Х), соотносить с показом определенных предметов, в названии которых слышится звук.
Мы рады помочь Вам и Вашим детишкам!
“ Ясли – это серьёзно!”
/В. Алямовская/
Мой педагогический стаж более 25 лет, из них 13 лет работаю педагогом-психологом в детском саду № 124. Г.Дзержинска Нижегородской области.
Методом работы дошкольного психолога является сопровождение естественного развития детей в условиях ДОУ.
Под психологическим сопровождением мною понимается движение рядом с ребенком, иногда чуть впереди, если надо объяснить возможные пути, но ни в коем случае ни контроль, ни навязывание своих путей и ориентиров.
Одним из направлений в деятельности дошкольного психолога является работа с детьми раннего возраста, которая на практике определяется лишь как помощь малышу в период его адаптации к условиям ДОУ.
В последнее время я стала уделять больше внимания работе с детьми раннего возраста не только в кратковременный период их адаптации к условиям пребывания в нашем детском саду.
Своим опытом работы с малышами, их родителями, воспитателями групп раннего возраста я охотно поделюсь с коллегами.
Немного из теории.
Ранний возраст- это в буквальном смысле начало . От рождения до трех лет ребёнок столь существенно меняется, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех этапов становления его как личности. И от того, как складывается развитие малыша в условиях семьи, детского сада зависит его будущее .
Хочется отметить, что первым пытался указать на важность раннего развития и проанализировал процессы развития ребёнка раннего возраста русский психолог и философ Л.С.Выготский. По мысли Льва Семеновича, именно в этом возрасте возникает особая структура восприятия, а на ее основе системная и смысловая структура сознания.
Одним из новообразований раннего возраста является речь . Вход в сознание возможен только через речь.
Речь в раннем возрасте, как указывал Эльконин Д.Д., психолог и продолжатель идей Л.С. Выготского, надо рассматривать “не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями”.
Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем: к концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года - 300-400 слов, а в 3 года до 1000слов. Поистине гигантские шаги! Безусловно, могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обладает своим темпом развития, он неповторим.
Давно доказано, становление речи тесно связано с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движения имеют схожую функциональную основу.
Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи малыша.
Убеждают в этом уникальность и мудрость опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик c пальчик” и т. д.
В современной литературе описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.Журова, Е.Мастюкова и др.), с моторной алалией (Н.Кузьмина, В.Рождественская и др.), с заиканием (Л.Белякова, Н.Рычкова и др.).
Практика детского сада показывает, что в группах раннего возраста возможны случаи отставания детей в развитии речи, хотя дети 1.5 – 3-х лет имеют обширный активный словарь.
В условиях сопровождающего развития детей раннего возраста в нашем детском саду были определены направления моей деятельности:
1. Развивающая работа с детьми групп раннего возраста.
2. Координирующая работа со специалистами, воспитателями групп раннего возраста.
3. Работа с родителями воспитанников ясельных групп.
Развивающая работа с детьми раннего возраста
Система работы с детьми раннего возраста включает в себя два этапа:
Этап привыкания детей к условиям ДОУ (адаптационный период). На этом этапе создается безопасная психологическая обстановка для малышей: объединение, эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
- Этап после адаптационный. На этом этапе малышам предлагаются развивающие встречи со специалистами, налаживается ритм их жизни в ДОУ.
Цель Этапа привыкания: осуществление помощи детям, их родителям в адаптации к новым социальным условиям.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на этом этапе следующие:
Преодолеть стрессовое состояние малышей и их родителей.
Формировать активную позицию родителей к дальнейшему сотрудничеству в процессе воспитания детей в детском саду;
Помочь воспитателям, их помощникам в подборе методов и приемов профилактики нежелательных проявлений у малышей.
Учитывая важность адаптационного периода, мои занятия с малышами начинаются постепенно: первые встречи с психологом намечаются на 2-3-ю неделю их пребывания в группе. Эти кратковременные встречи
(5-7 мин.) проходят в групповом помещении: я прихожу к малышам в установленное время (со старшей мед.сестрой и воспитателем определили для этих минут благоприятное время: после завтрака и режимных процедур). Мой приход в группу сопровождается эмоциональным “якорем”: обязательно привожу “гостя” - яркую мягкую игрушку. Большинство малышей мгновенно проявляют интерес и желание все посмотреть, потрогать.
Первый эмоциональный контакт налажен. От лица игрушки (котик) вступаю в диалог с теми детьми, которые подбежали и готовы к игре, с остальными малышами находится воспитатель и предлагает им поиграть с “гостем”. Такие кратковременные встречи походят 1-2 раза в неделю до тех пор, пока дети “не привыкнут” к моему появлению и не начнут проявлять радость от желания поиграть с “гостем” или с “волшебным” мешочком. Обычно через 2-3 недели малыши при моём появлении в группе бегут на встречу или усаживаются на коврик, проявляя радость и желание играть.
После успешной адаптации малышей к условиям жизни в группе, примерно с ноября месяца начинается второй Этап моей работы: подгрупповые занятия с малышами.
Цель этого Этапа: налаживание ритма жизни малышей в детском саду через поэтапные встречи на развивающих занятиях со специалистами.
Мои встречи (занятия) с малышами служат своеобразной психологической поддержкой и помощью ребёнку в приобретении им позитивного опыта совместного существования со сверстниками и взрослыми.
Первый выход детей из группы (ребят “приглашает” Котик в гости) сопровождается воспитателем и если они спокойно зашли в игровую комнату, то я остаюсь с ними одна.
Мои встречи (Занятия ) реализуются конечно же через игровую деятельность детей, как универсальное средство профилактики и компенсации психо – эмоциональных проблем у малышей.
В основу занятий с малышами легли следующие принципы :
- “от простого – к сложному”;
Принцип активности и посильной самостоятельности (его суть – активное участие взрослого и его сотворчество с ребёнком);
Принцип эмоциональности (необходимо эмоциональное взаимодействие взрослого с ребёнком, которое поддержит устойчивость действий ребёнка и направленность его интереса);
Принцип повторности и цикличности позволит взрослому осуществить “живое” общение с детьми, учитывая особенности восприятия и индивидуального реагирования малышей.
Структура занятия.
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно:
1. Вводная часть.
Цель вводной части занятия – установить эмоциональный контакт со всеми участниками, настроить детей на совместную работу.
Основные процедуры работы на данном этапе:
Приветствие, игры с именами, игры на сплочение.
2.Основная часть.
Цель основной части занятия – нести смысловую нагрузку всего занятия: активизация речевого развития через тренировку мелких движений пальчиков и кистей рук, развитие сенсорного восприятия детей, установка положительного эмоционального отклика детей на увиденное.
Она включает в себя:
- “пальчиковые” игры в виде игрового массажа пальчиков и кистей рук;
Игры-забавы, игры-сюрпризы и т.д.;
Изодеятельность(пальчиковое рисование, действие с бумагой, лепка и т.д.).
3. Заключительная часть.
Цель этой части занятия – закрепление положительных эмоций от встречи,
Чувства доверия к психологу и желание следующей встречи.
В этой части занятия провожу:
Игры малой или средней подвижности;
Произвольный общий танец (часть репертуара музыкального занятия).
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 15 – 20 минут. На занятиях обязательно используется музыкальное сопровождение. Основным местом
Хочется отметить, что вместе с музыкальным руководителем мы практикуем проведение “пальчиковых” игр с малышами на музыкальных занятиях.
Работа педагога-психолога с педагогами
Воспитатель ясельной группы – это, по существу, Визитная Карточка детского сада. Такую установку приняли наши педагоги, работающие в группах раннего возраста, которые стараются соответствовать следующим требованиям к своей педагогической деятельности:
Проявление искреннего интереса к ребёнку, так как ребёнок ясельной группы чрезвычайно чуток к фальшивому, неискреннему покровительственному тону.
Обладание позитивными человеческими качествами, так как он стоит у истоков становления Человека.
Высокий профессионализм. Это не только знание возрастных особенностей, но и сильная мотивационно- эмоциональная заряженность на работу с малышами.
Хорошее состояние физического, эмоционального здоровья: слабое здоровье педагога сказывается на самочувствии малышей группы.
Работа воспитателей групп раннего возраста очень ответственная должность, с серьезными к ней требованиями соответствия этой должности.
В системе сопровождающего развития малышей их педагогам необходима психологическая поддержка и помощь.
Свою деятельность с педагогами я веду в следующих направлениях:
Психологическое просвещение: консультации, семинары, выпуск информационных листков, памяток;
Психо-профилактика: семинары-практикумы, мини-тренинги (обучение методам саморегуляции и упражнениям по снятию психо-эмоционального напряжения), дискуссии;
Исследовательская работа: анкетирование, экспресс-диагностика, опрос, наблюдение и т.д.;
Консультационная работа: тематические консультации, индивидуальные консультации по запросу.
Цель проводимой работы – повышение уровня теоретических и практических знаний в области возрастной психологии, профилактика синдрома эмоционального сгорания воспитателей.
Ежеквартально на Медико-педагогических совещаниях мы проводим экспресс-диагностику нервно-психического развития детей групп раннего возраста, используя методику К. Печоры.
По результатам диагностики намечается индивидуальная работа с детьми, имеющими низкий уровень НПР. При необходимости мы привлекаем родителей к совместной помощи их малышу и разрабатываем индивидуальный план сопровождения развития ребёнка на следующий квартал.
Своевременно оказанная помощь малышу даёт свои результаты: обеспечена “легкая” степень адаптации детей при переходе их в дошкольные группы детского сада.
В конце каждого учебного года на последнем. Медико-педагогическом совещании подводятся итоги результативности нашей работы по сопровождению развития детей раннего возраста, воспитатели определяют свой запрос к психологической службе детского сада на новый учебный год: в виде анкетирования проводится отслеживание результатов совместной деятельности и намечаются темы и направления работы на следующий учебный год, интересующие и волнующие воспитателей.
Работа педагога-психолога с родителями
Работа в команде – залог успешности сопровождающего развития детей раннего возраста и родители полноправные члены этой команды.
Первое мое знакомство с родителями проходит в момент поступления их ребёнка в детский сад. Родители новичка приглашаются на встречу – знакомство, во время которой я прошу их заполнить информационный лист, затем поздравляю с поступлением их ребёнка в наш детский сад и вручаю Паспорт воспитанника ДОУ №124 , так же молодым родителям дарятся Памятки от педагогов и самого ребёнка.
Отмечу, что в разработке и печатание Паспорта Воспитанника и Памяток участвовали не только педагоги, но и родители наших воспитанников.
На первом этапе важно оказать родителям эмоциональную поддержку и познакомить их с условиями жизни детей в группе. Родители, как правило, с интересом вступают в диалог, успокаиваются.
Выявляя запрос родителей на просветительскую и развивающую работу с ними, мы отметили, что многие из них хотят научиться конструктивному общению со своими детьми и готовы к сотрудничеству.
Работа по повышению уровня Доверия родителей к нашему детскому саду успешна и мы получаем радость от совместного сотрудничества.
Вместо заключения
Начиная работу в группах раннего возраста более 10 лет назад, я пришла к выводу: метод сопровождающего развития детей первых трех лет жизни самый эффективный в условиях детского сада.
На последнем Медико-педагогическом совещании было отмечено снижение количества детей со средней степенью адаптации, а тяжелая степень не наблюдается уже третий год.
Анализ НПР детей третьего года жизни за 2010-2011 уч. годы показал повышение уровня речевого, сенсорного развития, развития игровой деятельности.
Отмечу, что наши малыши участвуют в проведении Театральной Недели: они для всех детей детского сада инсценируют сказки “Колобок”, “Репка”, что говорит об их высоком уровне речевого развития.
Кризис системы общего дошкольного образования обострил проблему помощи и поддержки семье, не имеющей специальных знаний и необходимого опыта в воспитании маленьких детей. Таким семьям поможет только человек, имеющий специальное образование и освоивший новую модель дошкольного образования: Ребёнок – Педагог (ДОУ) – Родитель.
Мы работаем над повышением уровня доверия родителей к нашему детскому саду и получаем взаимную радость от сотрудничества с ними.
Литература
- Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно! – М.: Линка- Пресс, 2003 г.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.- М.: “Издательство АСТ”,2002 г.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: М,1984 г.-Т. 4.
- Лютова Е., Монина Г. Тренинг общения с ребёнком. – С – П, 2005 г.
- Мухина В. Детская психология. Учебник для пед.институтов.- М., Просвещение,1985 г.
- Печора К., Пантюхина Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., Просвещение, 1986 г.
- Чиркова Т.И. Общение взрослых с детьми раннего возраста.- Н.Н.,1992 г.