Многие вещи, кажущиеся нам элементарными, в юном возрасте постигаются с определёнными усилиями, будь то первый неуверенный шажок или распознавание цветов. Никто не помнит, как обучались этой «науке». Кажется, мы всегда знали, что трава зелёная, небеса голубые, а солнце – жёлтое.
Однако ребёнок, познающий окружающую действительность практически с нуля, должен это как-то запомнить и осознать. И если одни родители полагаются в этой проблеме на естественный ход детского развития, то другие постоянно размышляют над тем, как научить ребенка различать цвета.
И тем и другим придутся по душе простые методики, приёмы, упражнения, развивающие цветовое восприятие.
Появившись на свет, ребёнок видит окружающий мир в чёрно-белом цвете, воспринимая лишь контрастное освещение – темно или светло в комнате. Таким образом новорождённый безошибочно устанавливает, утро сейчас или же глубокий вечер.
Приблизительно к трём месяцам младенец начинает воспринимать яркие оттенки. И пальма первенства здесь принадлежит красному и жёлтому цветам.
Чуть-чуть попозже малыш открывает для себя синие и зелёные тона, а к полугоду крохи уже способны распознавать все основные цвета спектра, конечно, без «примесей» и полутонов.
Полноценное же цветовое восприятие формируется у детей вплоть до 7-8 года жизни.
Получается, что в интересующем нас вопросе, как научить ребенка различать цвета, скрывается определённая неточность.
Малыш практически с рождения уже может это делать. Поэтому скорее родителям необходимо развивать у своих чад способность осознанно выделять тот или иной оттенок, объединять предметы по цветам, правильно называть необходимый цвет.
Почему же так важно развивать восприятие цвета у детей? Нужность изучения этих понятий состоит не в том, чтобы опередить развитие сверстников. Цвет, наравне с формой и размерами объектов, считаются своеобразными эталонами для ребёнка, на которые накладываются другие полезные знания. А чем больше нужной информации, тем качественнее будет его дальнейшее образование.
Теперь, когда вы знаете, как формируется цветовое восприятие у детей первого года жизни, необходимо перейти к основным правилам обучения малыша узнаванию и называнию главных тонов и оттенков.
- Приступайте к обучению с самого раннего возраста. Не нужно думать, что маленький ребёнок не может чего-то запомнить, если пока не умеет разговаривать. Чтобы информация надёжно отложилась в его головке, общайтесь с малышом во время игры, объясняя и называя цвет его любимой погремушки, паровозика или мяча.
- «Очеловечивайте» занятия. Если человеческое восприятие беспристрастно, то память гораздо лучше запоминает и удерживает те образы, представления и факты, которые щедро «приправлены» эмоциями. Почему бы вам не использовать эту особенность запоминания? Начните изучать оттенки с любимых детских игрушек, фруктов и овощей.
- Применяйте на практике. Полученные знания ребёнок может (и должен) применять в реальной жизни. Если вы изучали жёлтый цвет, предложите малышу взять из корзины жёлтое яблоко. Собираясь на прогулку, попросите его принести жёлтые штанишки. На улице же можно рассмотреть жёлтые цветочки или жёлтые листья.
- Делитесь знаниями с окружающими. Малыша необходимо побуждать рассказывать близким людям о полученных знаниях и новой информации. Допустим, вы изучали красный цвет. Предложите крохе позвонить бабушке и рассказать о своих успехах. Или при личной встрече пусть гордый «ученик» принесёт ей красное полотенце.
- Разграничивайте слова. Не нужно каждый раз произносить одно и то же – «синий мячик». Для малыша, в силу конкретики мышления, эти два слова сливаются и становятся одним «синиймячик». Его восприятие не позволяет ещё разделять предметы и их свойства. Поэтому лучше будет сказать так: «Это мяч. Он синего цвета. А это – машинка. Она тоже синяя».
- Не «ласкайте» слова. Малыш пока не может правильно оценивать правильность фраз и понятий, поэтому не нужно вводить его в заблуждение, употребляя в речи уменьшительно-ласкательные эпитеты. Для изучения цветов синенькие, жёлтенькие и зелёненькие оттенки абсолютно не подходят.
- Не искажайте названия оттенков. Не следует путать детское восприятие, называя голубой тон синим, а бордовый или малиновый – красным. Ребёнок старше года уже может различать цвета почти так же, как и взрослые люди. И он совершенно не понимает, почему мама применяет одно и то же слово к разным оттенкам. А чтобы не возникло путаницы, в начале образовательного процесса подбирайте игровые принадлежности, которых безо всяких обиняков можно было назвать красными или синими.
Если вы задаётесь вопросом, как научить ребенка различать цвета, то не забудьте припомнить и особенности раннего возраста. Занятия с ребёнком должны быть регулярными, но одновременно проводить их необходимо в ненавязчивой манере.
Важно обойтись без нравоучений и превратить обучение в увлекательную игру.
5 основных приёмов
Методик изучения цветов очень много, однако все их можно свести к нескольким несложным приёмам. Детское восприятие позволяет освоить шесть основных оттенков (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый и чёрный) уже в 3 года.
- Неформальность. Эта методика не предполагает целенаправленных занятий, то есть обучение может проходить и в ходе повседневного общения. К примеру, показав малышу, как выглядит жёлтый цвет, предложите ему подсчитывать количество жёлтых автомобилей, которые будут проезжать по дороге.
- Творчество. Обеспечьте малыша необходимыми материалами для творческой деятельности – красками, фломастерами, карандашами, цветной бумагой или пластилином. Попросив ребёнка выбрать приглянувшийся ему цвет, рассказывайте подробнее об этом оттенке. Затем нарисуйте вместе зелёный воздушный шарик, который, к сожалению, не улетит в небеса без веревочки соответствующего цвета. Пусть малыш сам дорисует зелёную нитку.
- Игровая деятельность. Цветовое восприятие можно тренировать с помощью различных развивающих игрушек, которые способствуют запоминанию оттенком, форм и размеров. Приобретите в специализированных детских отделах игровые аксессуары, подходящие для вашего малыша – пирамидки, мозаики, кубики, раскраски, конструкторы.
- Сюжетная игра. Предложите поиграть в гараж, где малыш может стать водителем грузовика, который собирает только зелёные кубики и отвозит их на «базу». Или попробуйте поиграть в «Магазин», в этом случае ребёнку придётся рассортировать овощи и фрукты по цветам.
- Книги. Специальные красочные картинки, размещённые в детских книгах, привлекают детское внимание и развивают восприятие цвета. Авторы популярных книжек – Олеся Жукова и Мария Тумановская. Занятия в таких пособиях помогают быстро развить мелкую моторику и изучить цветовую палитру. Жукова предлагает рисовать пальцами прямо на страничках книги, а Тумановская приглашает деток изучать цвет параллельно с пониманием формы и размера (например, М.П. Тумановская, Н.А. Ткаченко «Учим счёт, цвет и форму»).
Вам не обязательно использовать только один из этих приёмов, их можно и нужно использовать параллельно, чтобы быстро обучить малыша узнавать и называть оттенки. Однако не забывайте, что каждый карапуз – яркая индивидуальность, которая развивается в собственном темпе.
Основные игры для распознавания цветов
Как научить ребенка различать цвета? Естественно, в игровом процессе. Малыш и в два года, и в пять лет обожает играть, поэтому воспользуйтесь его заинтересованностью и смело приступайте к занятиям. Перечислим только основные игры:
- «Найди цвет». Большой плюс – не нужно приобретать какие-либо игровые аксессуары. Если малыш ещё не называет цвета, предложите отыскивать предметы определённого оттенка по образцу.
- «Рассортируй». Пригодятся разноцветные пуговицы или бусинки. Попросите ребёнка сложить большие красные пуговки в одну коробку, а некрупные красные – в другую. Если бусины одного цвета, но разных оттенков, попросите кроху выложить в «оттеночный» ряд. Только будьте поблизости!
- «Найди ошибку». Снимите с фломастеров колпачки и предложите ребёнку вернуть «шапочки» на место. В определённый момент игры наденьте неправильный колпачок на фломастер, чтобы кроха вас поправил.
- «Четвёртый лишний». Подберите 3 карточки красного цвета и 1 зелёную. Попросите малыша убрать тот предмет, который кажется ему лишним.
- «Бусы». Вырежьте из цветного картона кружки различных цветов и выложите их на «ниточку», которую можно нарисовать на листе бумаги. Затем предложите ребёнку сделать точно такие же бусики по вашему образцу.
- «Коробки». Нужно оклеить две небольшие коробки цветной бумагой, к примеру, зелёной и синей. Попросите малышу складывать в коробки машинки и мячики подходящего оттенка.
- «Пирамидка». Приобретите пластиковую или деревянную пирамидку с яркими колечками и предложите ребёнку собрать её в соответствии с размером. Если малышу 3-4 года, попросите проговаривать цвет кольца, нанизывая его на стержень.
- «Конструктор». Поиграйте с ребёнком в особую игру – сортировку деталей по оттенкам. Например, домик может быть красным, деревья пусть состоят из зелёных и коричневых деталей, жёлтые подойдут для строительства дороги.
- «Карточки». Подобный способ напоминает систему развития Домана. Приготовьте из цветного картона несколько карточек. Демонстрируйте крохе определённые цвета и чётко произносите их названия. Кстати, в эту игру можно играть уже в младенческом возрасте.
- «Мозаика». Для малыша можно приобрести специальную мягкую мозаику с крупными деталями. Ребёнок, собирая определённые узоры, не только различает цвета деталей, но и параллельно развивает точную моторику.
- «Бабочки». Вам опять понадобится цветной картон. Вырежьте из него три-четыре цветка и столько же бабочек. Цветочки необходимо разложить на столе (поляне), а «насекомых» отдайте малышу. Пусть он посадит синюю бабочку на синий цветочек и т.д. Затем вы можете усложнить задание, усаживая зелёную бабочку на красный цветок.
- «Радуга». Нарисуйте на ватмане семь радужных полосок. На соответствующую полоску ребёнок будет приклеивать мелкие предметы соответствующей окраски (бумажные листья, пуговки, тканевые лоскуты).
Образовательные стандарты гласят, что трёхлетний малыш уже должен различать и называть шесть основных цветов. К этим нормам стремиться нужно, но без особого фанатизма.
Важно обучать ребёнка в процессе игры, комментировать при этом собственные действия и заканчивать занятия, когда кроха начнёт уставать или терять интерес. Эти советы помогут вам научить малыша ориентироваться в нашем красочном мире.
Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.
Еще ни один малыш не появился на свет с универсальными знаниями. Хотя у каждого маленького человечка есть программа, заложенная в него природой, без родителей трудно всему научиться. Когда дети начинают различать цвета, как помочь им в освоении навыка? Консультанты интернет-магазин «Дочки-сыночки» порекомендуют игрушки, которые помогут научить различать всю палитру оттенков.
В каком возрасте ребенок начинает различать цвета
Новорожденный воспринимает мир совершенно размытым, реагируя только на свет. Первые оттенки, которые младенец узнает уже в месяц, – желтый и красный, позже он начинает отличать остальные. Полугодовалый младенец видит все оттенки спектра. Способность сознательно выделять цвета формируется к 2-м годам. Трехлетка знает основные краски, умеет их назвать.
Как научить 2-3-летнего ребенка различать цвета? Психологи и педагоги рекомендуют применять игровые методы:
- описывая новые предметы, обязательно упоминайте их окраску: «Это уточка. Она желтая». Объединяйте вещи по цветовому признаку: «Синие штаны, шапка тоже синяя»;
- стройте домики из кубиков, подбирая однотонный строительный материал, или сшейте куклам одежду в одной гамме;
- полезно сортировать одноцветные игрушки (пуговицы, мячики, машинки), складывая в разные коробочки;
- веселая забава на улице – кто отыщет вокруг больше предметов похожего цвета.
В изучении палитры оттенков помогут вкладыши, пирамидки, сортеры, водные раскраски. Облегчат знакомство с цветами современные интерактивные игрушки: Fisher-Price «Ученый щенок» (от 6 месяцев) или «Говорящая ферма» Chicco (от 1 года до 3-х лет).
Важно!
Если в четыре года детям сложно научиться определять цвета, сходите на консультацию к логопеду. Также можно посетить несколько детских занятий в психологическом центре, где опытные специалисты познакомят малыша с алгоритмом цветовой идентификации.
Выводы
Специалисты, мамы, папы, бабушки спорят, во сколько лет ребенок должен различать цвета. Ясно одно, даже при отменных задатках, малыш не сможет реализовать природную программу без помощи родителей. Чтобы восприятие красок и оттенков происходило своевременно, с малышами нужно заниматься. Старайтесь выделить примерно 5-15 минут, если не ежедневно, то хотя бы раз в три дня, чтобы выучить с малышом все палитру.
«Моему сыну уже два года, но он так и не научился различать цвета», «Моей дочке кажется, что все вокруг зеленое», «Учим цвета с ребенком уже два года, а он все еще продолжает их путать» - в жизни молодых мамочек есть распространенные проблемы, на которые они жалуются друг другу и просят совета. Действительно ли все так плохо или неопытные родители просто паникуют раньше времени?
Мамочки стараются как можно быстрее научить ребенка различать цветаВ каком возрасте ребенок начинает различать цвета?
Давайте постараемся вместе понять, до какого возраста трудности с определением цвета не должны вызывать опасения у родителей, а когда уже считаются патологией. Итак, если ребенку всего лишь 2 годика, то нет никакого повода расстраиваться из-за того, что он еще не научился различать цвета. Сначала ему необходимо освоить речь, а только после этого можно переходить к изучению и познанию нового материала.
Одни дети уже в 3 года могут узнавать и называть оттенки, отделять их друг от друга (как правило, это происходит в том случае, если вы занимаетесь с малышом со младенчества), а другие и в 5 лет продолжают их путать. Как первый, так и второй вариант является нормой. В том случае, если у родителей ребенка нет трудностей с цветоощущением, то вероятность, что эта проблема будет у их малыша, сводится практически к нулю. Однако, если вы носитель гена дальтонизма, то существует риск, что ваши сыновья родятся дальтониками. Он составляет 50 процентов. У девочек проблем с цветовосприятием быть не может, так как дальтонизм - чисто мужское отклонение.
Поставить ребенку диагноз «дальтонизм» врач в состоянии не раньше, чем малыш достигнет семилетнего возраста. Это связано с тем, что дошкольник может в принципе не понимать, что означает термин «цвет». Именно по этой причине он может все еще путать оттенки.
Подтвердить или опровергнуть предположение о наличии дальтонизма у ребенка можно с помощью проведения диагностики распознавания цветов по полихроматическим таблицам. Она проводится также не раньше семи. По каким еще причинам ребенок может не определять цвета:
- вы начали поздно знакомить его с расцветками (только с вашей помощью малыш может научиться различать и запомнить их названия);
- чадо забавляет ваша реакция на его ошибки, поэтому он нарочно начинает говорить неправильно;
- связано с его темпом познания мира.
В любом случае необходимо заниматься с малышом с ранних лет. Тогда не будет проблем ни с распознаванием цветов, ни с речью, ни с воспитанием.
Тесты на дальтонизм проводятся только после 7 лет, когда ребенок уже точно понимает цветовые различия
Как научить ребенка цветам?
Если вы хотите научить малыша как можно быстрее определять цвета, то начните его водить на развивающие занятия в детский центр или клуб. В группе, коллективе, с ровесниками необходимая информация запоминается намного лучше.
Никогда не задавайте ребенку вопрос: что это за цвет? Иначе вы рискуете развить у него чувство неуверенности в себе, связанной с боязнью ошибиться. Тогда сколько бы вы не занимались с ним, результата не будет. Лучше называйте оттенки как бы между прочим – например, во время рисования или игры: «у тебя получился очень красивый красный цветочек» или «бросай мне этот зеленый мяч». Не заставляйте малыша насильно что-либо заучивать. По крайней мере на первых этапах развития чрезмерная настойчивость может обернуться против вас же.
Перед тем как начать изучение, обратите внимание на формирующийся характер ребенка и его возраст. Не все дети запоминают новую информацию легко и быстро. Кому-то надо несколько раз повторить, чтобы он смог запомнить, а кому-то и одного раза будет достаточно. Так с чего же начать? Вот несколько советов:
- В первую очередь объясните, что существуют разные цвета. Назовите их.
- Покажите примеры этих расцветок на различных предметах, уже известных малышу.
- Не забывайте, что изучать новую информацию следует в игровой форме. Так ребенок лучше усвоит и запомнит ассоциативный ряд.
- Сначала займитесь изучением основных оттенков и только после того, как ребенок полностью их освоит, вы можете переходить на остальные.
- Учить рекомендуется в такой последовательности: красный, желтый, зеленый, синий.
- Не знакомьте с новым цветом, если еще не выучен предыдущий.
- Используйте разные речевые конструкции: это желтый мяч, синее платье.
Если все цвета выучены и «отскакивают от зубов» точно так же как таблица умножения, можно переходить к упражнениям посложнее. Объясните малышу разницу между теплыми и холодными оттенками.
Возрастное обучение
Важно вовремя начать обучение: не раньше положенного срока и не позже. Только в таком случае малыш будет развиваться правильно и отстанет от своих ровесников по знаниям. Давайте разберемся, как научить ребенка цветам в возрастном промежутке от 12 до 36 месяцев.
Так, кроха обращает свое внимание на различие в оттенках уже с момента своего рождения. Желтый он распознает первым, поэтому изначально отдает свое предпочтение именно желтым погремушкам. Вы можете уже с младенчества давать первые представления, показывать и объяснять, как цвет выглядит на примере игрушек. Однако не ждите, что он тут же сможет все запомнить. Грудной – это такой период в жизни малыша, в котором всю информацию он воспринимает пассивно. Он еще мало понимает то, о чем ему говорят окружающие, но это не значит, что можно говорить всякую ерунду. Пройдет немного времени, информация начнет постепенно укладываться в голове и в итоге будет переработана в речь. Именно поэтому будет нелишним уже сейчас рассказывать малышу о цветовых понятиях, говорить, как выглядит его любимая игрушка, столик или лопатка.
Один-два года
Это новый период в жизни ребенка. Теперь можно научить его раскладывать предметы по цветам – зеленые кубики ставить с зелеными, красные с красными и т.д. Все это может оказать помощь в изучении цветовой гаммы.
Не надо заставлять малыша заучивать названия цветов. Умение их сортировать является первым шагом к пониманию различий (рекомендуем прочитать: ). Наклеивайте на листы разноцветные наклейки, лепите фигурки из пластилина, рисуйте цветными карандашами, красками, мелками или фломастерами.
Игры на сортировку по цветам помогут ребенку на подсознательном уровне запомнить различия между ними
Три года и старше
Начиная с 3-4 лет, ребенок познает мир с помощью различных физических действий. Ему необходимо бросать, сыпать, перебирать, трогать предметы, двигаться. Только так он сможет быстрее разобраться в окружающем его мире и в цветах.
Во время рисования как можно чаще проговаривайте юному художнику, что и каким цветом он рисует. Например, «солнышко мы рисуем желтым карандашом, небо – голубым, травку – зеленым» и т. п. Когда он станет чуть старше, смешайте с ним краски и обратите внимание на то, что за оттенок в итоге получится. Подобные эксперименты обязательно развлекут и увлекут ребенка. Он захочет создать свой авторский цвет и не успокоится, пока мама при очередном смешивании красок не скажет: «это получился фиолетовый… а это коричневый… ой, а такой цвет я не знаю, давай придумаем ему свое уникальное название?».
Также вы можете помочь разобраться в цветах с помощью книжки, рассматривая вместе иллюстрации к сказкам. Этот метод применим не только по отношению к картинкам, но и ко всему окружающему миру. Привязывайте оттенки к любым предметам, тогда ребенок сможет научиться их определять очень быстро. Не забывайте, что обучать надо в легкой и игровой форме.
Учим цвета с помощью игры
Ни для кого не секрет, что запоминание информации лучше всего происходит во время игры. Это применимо и к изучению цветов. Представленные ниже игры помогут вам объяснить различие в оттенках:
- Путаница. Для игры нам нужны разноцветные ручки. Снимите колпачки, а потом предложите попробовать подобрать к ним ручки, которые будут одинаковыми по цвету. Во время игры вы можете надеть колпачок одного цвета на ручку с другим цветом. Ваш малыш обязательно укажет на вашу ошибку и исправит ее.
Цветные ручки или фломастеры тоже могут стать игровым учебным материалом
- Найди лишний. Для этой игры потребуются разноцветные шарики. Дайте ребенку несколько желтых шариков и один красный. Он должен выбрать среди шариков лишний, т. е тот, который будет отличаться от остальных. Цвета можно изменять в зависимости от того, что вы хотите выучить.
- Подбери пару. Эта игра станет отличным помощником при изучении цветов. Малышу надо подобрать подходящую крышу к домику, кабину к машинке. Этих пар может быть бессчетное множество. Есть и другой вариант этой игры: надо разложить перед непоседой неправильно подобранные пары. Он же будет находить и исправлять ваши ошибки.
Цветное лото
Интерес к этой игре возникает у детей приблизительно в 1,5 года. Правила игры в детское лото существенно отличаются от правил взрослого варианта. Смысл игры заключается в следующем: надо на предложенном игровом поле разложить подходящие к нему карточки; одно игровое поле содержит в себе картинки, имеющие только один цвет, поэтому ребенку нужно сначала из всего набора карточек выбрать те, на которых имеются изображения того же цвета, что и у картинок, расположившихся на игровом поле. Только после того, как он сделает это, можно переходить к следующему этапу игры: подбору соответствующих картинок.
«Цветные» дни»
Эта игра приобрела большое распространение в наше время. Ее смысл в том, что ребенок на протяжении одного дня, а иногда и недели, должен постоянно сталкиваться с предметами одного и того же цвета. Благодаря такому ненавязчивому способу он сможет очень быстро запомнить оттенки. К примеру, в «красный» день, нужно играть только с красными игрушками, одевать только красные вещи. При этом не забывайте периодически называть цвет, когда встречаете на своем пути. Что еще можно делать в такие дни:
- во время прогулки ищите машины с соответствующей окраской;
- лепите из пластилина, рисуйте картинки, делайте подделки с изучаемым цветом;
- играйте с цветовой сенсорной коробкой;
- играйте в цветное лото, используя карточки;
- ищите в доме однотонные игрушки;
- включите в рацион цветные продукты.
Изучая один из цветов, нужно целый день акцентировать внимание именно на нем
Сортировка по цветам
В играх такого типа малышу нужно разбивать игрушки на несколько групп по правилу: одна группа игрушек – один цвет. Вы при этом постоянно проговаривайте все его действия. Что же можно сортировать? Давайте рассмотрим несколько вариантов игры, это нужно знать всем мамам:
- Можно раскладывать бусины по мискам. Предложите малышу немного пофантазировать: пусть представит, что перед ним лежат не бусины, а конфеты. В скором времени к нему собираются прийти игрушечные друзья. Он очень хочет их угостить конфетами, но, к сожалению, товарищи малыша привередливы в выборе лакомств. Так, мишка ест только красные конфеты и ему совсем не нравятся зеленые, а заяц любит желтые, но никогда не станет кушать синие. Чтобы не обидеть своих друзей, ребенку нужно перед их приходом обязательно разложить конфеты по цветам: желтые к желтым, красные к красным и т. д.
- Для второго варианта игры понадобится цветовой сортер. Сделать его очень легко: приготовьте любую ненужную коробку, например, из-под чая, и цветную бумагу. Обклеиваем эту коробку цветной бумагой и делаем в ней прорези. Все, наш сортер готов. Предложите крохе проталкивать в прорези различные игрушки. Это могут быть любые мелкие детали: пуговицы, бусины, мозаика.
- Вместо сортера можно использовать простой лист бумаги с цветовыми секторами. Предложите разложить игрушки на листе бумаги в зависимости от окраски сектора.
Разновидностей «сортировочных игр» множество. Их нетрудно придумать и самим, нужно только уметь пользоваться своим воображением.
Сортировочные игры можно сделать из подручных материалов или купить в магазине
Найди цвет
Попросите ребенка найти предметы с выбранным вами цветом. Покажите ему, как это делается или поиграйте вместе (идеально, если получится собрать компанию из 2-3 детей). В первую очередь следует искать предметы с одинаковым цветом. Это могут быть детали мозаики или конструктора, кубики. Потом можно усложнить задачу и предложить поискать предметы одновременно с несколькими оттенками. Эта игра идеально подойдет малышам, которые только начинают знакомиться с цветовой гаммой.
Карточки Домана
Если вы хотите, чтобы непоседа научился различать и называть цвета, непременно попробуйте с ним позаниматься по карточкам Домана - это самый легкий и действенный способ. Молодым родителям не придется тратить много времени и сил для этого. Вы можете быть уверены, что желаемый результат не заставит себя долго ждать. Необходимо только время от времени закреплять полученные навыки. Это можно делать с помощью других игр (найди лишний, «цветовые» дни). Если же вы этого делать не будете, то через некоторое время кроха может забыть названия цветов и тогда вам придется начинать учить их заново.
Не тратьте свои силы на запоминание названий цветов, которые вы сами в повседневной жизни не употребляете. Зачем, к примеру, малышу запоминать пурпурный оттенок, если вы сами, встретив его, назовете фиолетовым. Когда ребенок проявляет признаки усталости и теряет интерес к игре, необходимо прекратить занятие. Комментируйте свои действия, хвалите малыша за любые его достижения, тогда процесс обучения будет доставлять удовольствие вам обоим, а это значит, что запоминание названий цветов произойдет очень быстро и увлекательно.
Большинство детей в раннем возрасте путают названия цветов. Желтый цвет могут назвать оранжевым, синий зеленым. Многие родители, пытаясь выучить цвета с ребенком приходят в полное отчаяние и думают, что их малыш дальтоник. Совсем не стоит так думать, попробуйте представить лишь на минуту, что эти названия цветов, например, звучат на иностранном языке. Насколько быстро мы с вами, взрослые уже люди, сможем запомнить их? Нашим с вами детям также крайне тяжело запомнить эти пока еще непонятные и ни с чем несвязанные слова. А что, если постараться запастись немного терпением и приступить к занятиям с ребенком развивающими играми , дающие возможность не просто запомнить названия цветов , но и развить у них мышление, память, и воображение?
Игра «Ковер-самолет ». Если ребенку уже исполнилось три года, можно поиграть в эту игру, используя цветную бумагу. Расположите на полу несколько листочков цветной бумаги изначально не более трех цветов и расскажите вашему чаду сказку о волшебных коврах — самолетах, которые берут на свой борт только такие игрушки, которые соответствуют по цветовой гамме коврам. Еще раз повторите названия цветов.
Можно, поступить таким образом: показать лист бумаги и называть предмет, который окрашенный в такой же цвет, чтобы у малыша формировались ассоциативные связи. Для примера, зеленый, как огурец; желтый, как солнце; зеленый, как трава и в этом духе. Смею вас уверить, что ждать долго не придется и ваш ребенок начнет запоминать и повторять те характеристики цветов, которые соответствуют определенному предмету или игрушке. Если ваш ребенок успешно справился с заданием, продолжите свой рассказ, сообщи, что внезапно началась буря. Поднялся штормовой ветер и унес наши ковры-самолеты в неизвестную даль. Наши игрушки упали на землю и перепутались. В этот момент появился добрый волшебник, предложите эту роль ребенку, который собрал все игрушки и разложил их по местам. Далее можно продолжать.
Веселая геометрия – еще одна увлекательная игра в цвета, которая подойдет для детей в возрасте от двух лет и старше. Расположите на полу цветную бумагу. Это по-прежнему наши с вами ковры-самолеты, однако, вместо игрушек будут использоваться различные геометрические фигуры. Если ребенок не понимает, что из себя представляют данные фигуры, то вы можете изобразить на них мордочки — получаться человечки, которых можно назвать именами круг, квадрат и тому подобные названия. В итоге ребенок должен научиться не только узнавать их, но и называть по именам.
Игра «Собери игрушки» . Для этой игры вам необходимо подобрать игрушки основных цветов. Начать лучше с двух цветов, например, выбрать игрушки красного и синего цвета. Это могут быть кубики, колечки от пирамидки, стаканчики для вкладывания, шарики и другие некрупные игрушки. Также подготовьте емкости: ведерки или коробки, обклеенные соответствующими цветами. Сообщите малышу, что игрушки потерялись и не могут самостоятельно найти свое место. Предложите ребенку помочь им: разложить все красные игрушки в красное ведерко, а синие- в синее ведерко или коробку. Когда ребенок освоит эти два цвета, добавьте к ним еще один, например зеленый, потом желтый и т. д.
Можно вырезать домики из цветного картона и человечков соответствующих цветов: найди каждому свой домик. Если от домика отрезать крышу получится новая игра: Собери домик одного цвета.
Приготовить корзинки разных цветов и вырезать кружочки (ягодки) таких же цветов, предложите малышу собрать красные ягодки в красную корзинку, а желтые ягодки- в желтую корзинку.
Нарисуйте или наклейте на лист бумаги цветы красного, синего, желтого, зеленого цвета. Вырежьте из цветного картона бабочек соответствующих цветов, пусть малыш посадит каждую бабочку на свой цветок.
Вырежьте трафареты из картона, например морковку, яблоко, василек, елочку. Накладывая такие трафареты на листы цветной бумаги, ребенок научится подбирать нужный цвет, а также быстрее запомнит названия цветов .
Игры-сортеры .Крышки разных цветов просто можно сортировать по цветам, или взять баночки разных цветов и сверху сделать прорезь для крышек. Малыш с удовольствием будет сортировать крышки по цветам, распределяя их по баночкам соответствующего цвета, а также тренировать пальчики, проталкивая крышки в прорези.
Интересно будет поиграть в словесную игру: «Назови, все что красное, синее, зеленое» . Когда ребенок освоит основные цвета, включайте в игру оттенки цветов: оранжевый, розовый, голубой, салатовый и т.д.
Аналогичных игр можно придумать бесконечное множество. Проявите фантазию. Результат не заставит себя долго ждать- ваш малыш очень быстро запомнит названия цветов. Кроме того, когда вы одеваетесь с ребенком, гуляете, играете, обращайте внимание на цвета предметов, которые вас окружают.
Посмотрите видео, о том, как легко выучить цвета по системе Монтессори.
Гендерное воспитание
Давать ли ребенку пустышку
Дидактические игры для детей 2-3 лет. Знакомство с шаром.
Дидактические игры с детьми 2-3 лет. Цвет.
Задания на развитие внимания у детей 3-4 лет
Занятие по развитию речи. Овощи.
Игры для развития фонематического слуха
Игры и конкурсы для детей школьного возраста
Как развивать речь у детей раннего возраста
Как воспитать в ребенке ответственность
Как заставить ребенка собирать игрушки
Как кормить ребенка от 1 года до 3 лет
Как подготовить руку ребенка к письму
Как поиграть с ребенком на улице после дождя
Конфликтные ситуации на детской площадке
Непослушный ребенок: как бороться с капризами и истериками
Польза рисования для детей
Почему ребенок не хочет идти в садик.
Психологическая готовность ребенка к школе
Развиваем логическое мышление у детей
Развивающие игрушки для самых маленьких
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Малышата! – этот вопрос волнует многих взрослых. Поговорим сегодня об этом
- Почти каждый день наш маленький непоседа открывает для себя окружающий мир, узнает что-то новое и очень интересное.
- Его мир постоянно наполняется множеством различных запахов, звуков, форм и цветов.
И тогда мамы и папы задают себе вопрос: как научить ребенка запоминать цвета?
Но не стоит волноваться, кроха различает цвета буквально с рождения.
- Поэтому маленькая ручка сначала тянется к игрушке желтого цвета. Немного позже малыш начинает различать оранжевый и красный. Потом зеленый и синий, зеленый, а к шести месяцам – фиолетовый.
- Когда педагоги и воспитатели говорят, об изучении малышом цветов, они подразумевают способность ребенка осознанно выделять один определенный цвет из множества других цветов, называть этот цвет и вместе с тем группировать данные предметы по цвету. А таким умениям уже нужно учить.
- Малыш сначала цвет связывает с конкретными предметами, конкретными игрушками. Мы говорим ребенку: желтый перец или красный помидор. И мы взрослые, в тот момент совсем не задумываемся, что перец может быть и желтым или красным. А красный помидор может быть зеленым.
- Поэтому очень важно приступая с малышом к изучению цветов и показывая ему помидор говорить: это - помидор, он красный, а это - перец, он зеленый.
Вы чувствуете разницу? Но почему это так важно?
- Да все очень просто. Ребенок ПОКА два отдельных слова «красный помидор» воспринимает как название одного конкретного предмета “красныйпомидор”.
- Но если родители постоянно будут говорить: вот – перец, он желтый, вот – баклажан он фиолетовый, вот – банан, он желтый, тогда малыш быстрее научиться разделять предметы и свойства предметов.
- Поскольку кроха быстрее поймет, что красными могут быть и яблоко, и одежка, и машина. И только после этого Вы можете попросить: дай мне синий кубик – ребенок принесет вам именно синий
Но ? С чего начинать родителям?
Ответ на этот вопрос совсем простой - с игры сначала необходимо выучить базовые цвета: зеленый, синий, желтый и красный. И только после можете вводить и разные оттенки цветов.
- Оглянитесь вокруг, Вы увидите, что цвета окружают нас со всех сторон. Если Вы дома – полюбуйтесь цветами на подоконнике - листочки зеленые, а цветочки желтые, наденьте футболку, она синяя.
- Стройте с малышом башенки, собирайте пирамидки или мозаику, одевайте куклу и все время проговаривайте названия цвета.
Если в доме много разноцветных игрушек, посадите их в ряд и называть цвета. При этом малыш учит цвета и запоминает название игрушки.
Сортируем по цвету
- Берем красивую мозаику, счетные палочки или большие яркие пуговицы и вместе с ребенком разложим их по чашечкам или тарелочкам соответствующих цветов. Эта игра хорошо развивает память и мелкую моторику рук.
- Но будьте при этом очень осторожны, с мелкими предметами не оставляйте малыша. Не забывайте, что в этом возрасте крохи все пробуют на «зубок». Следите за тем, чтобы ребенок случайно не проглотил пуговицу или мозаику.
Найди такой же
- Положите перед ребенком один кубик – красный, зеленый или желтый и попросите малыша принести и положить рядышком кубик такого же цвета. Если ребенку пока трудно это сделать, помогите ему.
- Играя с малышом все время, говорите, комментируйте все свои действия. Например, вы можете сказать: «У меня кубик, он синий. Давай вместе будем искать такой же кубик. А вот и второй синий кубик. Смотри теперь у нас уже два кубика, и они оба синие».
Убери лишний
- На теплом коврике выложите дорожку из желтых кубиков. И среди желтых кубиков положите один зеленый. После этого попросите ребенка найти лишний, не желтый кубик.
- Возможно, сначала малыш Вас не поймет, тогда возьмите любую игрушку и проведите ее по этой сложенной из кубиков дорожке, комментируя при этом свои действия.
- Например, Вы можете сказать: зайчик «подошел» к кубику, это кубик желтый, и этот желтый, а этот не желтый, он зеленый. Видишь, он здесь лишний, давай уберем его.
Во время игры, малыш учит цвета, запоминает их, но кроме того у него хорошо развивается анализ и мышление.
Игра своими руками
- Покупаем в магазине два набора картона. Включаем фантазию, что же мы можем сделать из этого картона. А можем многое. Например, вырезать бабочки и цветы. Малышу предложите каждую бабочку посадить на цветок аналогичного цвета.
- Или вырезаем блюдца и чашечки и сервируем стол – расставляем блюдца и к ним подбираем такую же по цвету чашечку. Можно вырезать ангары и самолеты или гаражи и машинки…..да все что угодно!
Игра Маленький спортсмен
- Если Ваш непоседа уже хорошо ползает или бегает и прыгает, вырежьте из картона большие круги, и разложите их по комнате. И пусть малыш перепрыгивает или перебегает из одного круга в другой, из синего цвета на желтый, из зеленого на красный или желтый
Книги раскраски
- Можете также купить в магазине или распечатать на принтере раскраски. Сначала сами покажите, малышу как правильно подбирать цвета, как раскрашивать рисунки. После дайте крохе фломастеры, карандаши, или краски и пусть малыш занимается творчеством.
- Главное, не забывайте постоянно комментировать свои действия. Давая малышу в руку, фломастер или карандаш, говорите: это фломастер, он зеленый. Им можно раскрасить листочек или огурец. А это краска, она желтая. Раскрасим ею цыпленка или солнышко.
«Вкусные» краски
- Это очень интересная игра. Когда будете покупать в магазине разноцветные конфеты, предложите малышу эту игру. Пусть выберет и скушает сначала конфетки красного цвета, потом желтого…. Попробуйте, вы будете приятно удивлены, как быстро ребенок выучит цвета.
Закрепляем полученные знания
- Вы практически каждый день гуляете с малышом на детской площадке, в парке, сквере. А чтобы было интересней играть, назовите сегодняшний день «красным», смотрите по сторонам и называйте все предметы, которые имеют красный цвет. Завтра можете выбрать себе зеленый цвет, послезавтра – желтый.
Благодаря такой игре ребенок очень хорошо запоминает цвета, а кроме того развивает наблюдательность, внимание, повышается его словарный запас.
- Хочется предупредить родителей, не торопите Ваше солнышко, ведь все малыши разные. Одни запоминает сразу, схватывают буквально на лету, другим необходимо время для того, чтобы хорошо запомнить. Не стоит волноваться, если Ваш ребенок не называет цвета.
Примерно в два года все крохи знают основные цвета и могут среди множества разноцветных игрушек найти нужный цвет. Но не все дети могут назвать цвет игрушки.
- Напоследок хочется сказать родителям, постоянно играйте с ребенком, берите карандаши, краски и рисуйте вместе, постоянно называйте цвета, и результат не заставит себя долго ждать.
Уважаемые родители, если статья Как научить ребенка запоминать цвета была вам интересной и полезной нажмите на социальные кнопочки внизу и поделитесь с друзьями.
Вам будет интересно: