Вконтакте
Одноклассники
До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что Вам показывали в фильмах и о чём Вы читали в романах. Правда — она гораздо менее… хм… благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.
К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота — грех, да и холодно — простудиться можно. Горячая же ванна нереальна — дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже — колесованием.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы
Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.
Папа Климент V погибает от дизентерии.
А Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки…
Как и король Филипп II.
Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто.
Если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу.
На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.
Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф. Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX (!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге „Новое природное лечение“, — После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…». Доктору мало кто верил…
Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.
Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.
Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.
Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.
Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.
Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.
Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета.
Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.
Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.
То же творилось и в Версале…
А глядя в фильмах на эту роскошь и красоту прямо с трудом верится, как было на самом деле (
Комментарии:
В принципе, грешная нагота и дороговизна дров могут объяснить отсуствие привычки к гигиене. Но вот неужели у тех людей не было естественного отвращения к запахам тела, желания сбросить с себя хотя бы часть грязи? Ведь можно было просто протереться мокрыми простынями, и то лучше бы стало.
Да еще нужно было бы добавить, что влюбленные носили на груди кулоны, внутри которых находились вши снятые с любимой особы.Считалось, что это прекрасное напоминание дрег одруге, особенно в момент укуса. В средние века не жила, но читала об этом.
Да уж, удивила статья. Знала, что с гигиеной было туго, но вот чтоб прям в дворце гадить… ((Кстати, еще учительница русской литературы нам рассказывала, что в то время у них были специальные приспособления, чтоб вшей давить. И они на баллах разговаривая друг с другом стояли и вшей своих давили! Ужас, меня тогда чуть тошнить не начало(((((
Хахахахааха)))) я зачитывала статью вслух, а в это время моя соседка ела что-то вкусненькое)))
Я про духи конечно знала, про вонючие горшки тоже, но про шляпы, это новая информация)))
Все это немного показывается в фильме комедии -Черный рыцарь!!! И неправда, в некоторых фильмах ведь показывают, какие все грязные…
Вы еще не написали, про те огромные прически, которые носили кучу времени и в которых жили мыши, может это было позднее, не знаю!!!
Главное, что мы русские были чистоплотными и русская баня - это хорошее изобретение!!! Одежда простая, кожа чистая, уффф…
Я тут Гриппом сильно заболела и 2 недели лежала, в душ не могла сходить, было так противно!!! бррр
Хорошо, что существует спирт и антибактериальный гель))))
Сегодня индустрия средств гигиены, зубной пасты, стиральных порошков, косметики и т.п. одна из самых прибыльных. Для каждого зуба предлагается своя зубная паста, для каждого сантиметра кожи - свой крем, волосы необходимо мыть каждый день с ополаскивателем, маской и бальзамом, прокладки - вообще отдельная тема. По внешнему виду и запаху легко определяется социиальный статус и доход граждан. Одинаково неприятно общество человека, пренебрегающего ежедневным душем, и человека, выливающего на себя флаконы парфюма. Чувство меры и здравый рассудок - вот главные друзья гигиены во веки веков. Аминь!
Я в шоке просто… Много нового для себя открыла. Раньше знала только то, что содержимое ночных горшков из окон выливали и поэтому стояла ужасная вонь на улицах… Но чтобы так (ходить в туалет где попало или мыться раз в жизни) - это жесть… Интересно, и как из всего этого удалось людей отучить?
Замечательная статья! Всю жизнь говорил и буду говорить: русские - самые чистоплотные в мире! Поэтому у нас не было чумы, не было проказы и тому подобных «прелестей»! Поэтому православие лучше католицизма, как бы со мной не спорили насчет равенства религий! Только в нашем ответвлении христианства был завет: «Держи разум свой и тело свое в чистоте!»
Ну вот… Теперь всегда, когда смотрю голливудский фильм про времена средневековья или позже, я всегда думаю, что эти чистые и нагримированные актеры в реальности были грязными и вонючими религиозными фанатиками…
Ну вы сильно не обольщайтесь насчет проказы, чумы и прочих болезней, связанных с нечистотой тела. Откройте учебник истории и прочитайте, как целовали икону Божьей Матери в Москве во время чумы(!), как боролась с людским (русским)невежеством Екатерина II, про графа Орлова в это время, его команду, какие бунты в это время проходили.Это было в 18 веке(!!!) ;-)))) Были эпидемии.Да еще какие!!! Ну та же трахома была «побеждена» только в середине (50-60 гг)ХХ века.
Девчонки! не занимайтесь русофобией! прочитала я указанную статью- вредная. Тем, что там всего понамешано, перепутано. Все, причем достоверные, факты так поданы вне контекста времени, и тем самым извращены. Ну сами посудите. Ибн-Фадлан-секретарь, путешественник, мусульманин с группой таких же мусульман-паломников, мессионеров (архитекторов, ученых) отправляется из Багдада в Поволжье и на Урал в Волжскую Булгарию по приглашению Булгарского правителя распространять ислам. Сейчас это территория называется Татарстан и булгары- это казанские татары. Обратите внимание середина России, см карту РФ. А теперь подумайте: 1- как мусульманин Ибн-Фадлан будет порочить мусульман.Башкиры, о которых отрывок (впрочем, и как булгары) ЯЗЫЧНИКИ (1).2-Ибн-Фадлан пишет и о русских, а правильнее назвать славянах. И описание тех же нечистот, как живут князья, как совокупляются, не сползая с широкого деревянного ложа, со множеством любовниц. И те же умывания из одной бадьи после сморкания первоумывшихся. Короче, та же грязь. Дает описание славян, как высоких красивых людей, но с телом, «обезображенным» татуировкой. А описание обряда похорон вождя славян. Когда все мужчины-родственники покойника входят в шалаш к девице, пожелавшей сопровождать умершего в загробный мир, и «возлежат» (то бишь совокупляются с ней). А потом ее под шум барабанов закалывают ножом. Все это было! Но есть одно НО. Славяне тогда тоже были ЯЗЫЧНИКИ.Это происходит в 10 веке. Намного позже князь Владимир будет крестить Русь. 3- Таких примеров в этой книге, записках путешественника множество о ВСЕХ ПЛЕМЕНАХ И НАРОДАХ, которые встречались на пути. Досталось и огузам. Поверьте-такие непристойности! Я не хочу ни смеяться ни над кем, не опускаться до фразы «сам дурак!». Но будьте мудрее, что ли. Можно собрать МНОЖЕСТВО примеров, отрывков из книг, обо всех… и Европе, и в Азии… и по всему миру, во все времена и века. Русские были не лучше и не хуже тех же итальянцев, немцев, азиатов. Да что говорить об истории. Современность порой шокирует необычностью быта, любимых национальных блюд, предпочтений. Это и называют нынче ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ. Терпимостью к другим обычаям, миропониманию, менталитету.Уважением к культуре и Истории других людей, стран. Ну было и было. И кстати, не так уж и давно. И в той же России грязи и нечистот хватало! И болезней хватало! И религиозной тупости и фанатизма тоже хватало. Насчет нечистот и помоев почитайте Достоевского, как того же Раскольникова не однократно чуть не облили то из окна, то под ноги помоями. Этот грязный, пыльный больной Петербург! Северная наша столица, шедевр архитектуры! Воистину-БЛЕСК И НИЩЕТА! всегда рядом. Безобразие, уродство- и высокие духовные идеалы, Прекрасное-Недостижимое Божественное, Эталоны.
Ateismy.net/content/spravochnik/history/grjaznaja_tema.html Извините. что -то видать глюконуло.Глаза зашорило, признаю. ;-))) я по поводу статьи. Внимательно прочитала еще раз. Грешна!!! Вот уж действительно, человек может с «чистыми глазами» ошибаться, то есть видеть то, что он ХОЧЕТ ВИДЕТЬ; слышать то, что он хочет слышать.В данном случае- читать то, что хочет прочитать. а по поводу Средневековья- исторический анекдот: одной Знатной Даме за обедом в замке сказали:«Какие у Вас грязные руки!» На что она с достоинством и хвастовством ответила: «Вы посмотрели бы на мои ноги!». Да и про рыцарей, хохотали в студенчестве, когда читали, как их в доспехах, ходящих под себя по нужде и по малой, и по большой (снимать и одевать -то долго, не один час)слуги окатывали из ведер водой, когда уже и им (слугам), привычным к запахам, было невмоготу от смрада.
Статьи о женском организме.
Очень интересная статья.
Отрывок о менструальной гигиене. А тем еще много чего познавательного.
"Вульва не идеальна для менструирования, доказательством чего является тот факт, что за свою многовековую историю человечество так и не придумало для женщин безупречного гигиенического варианта.
Рассмотрим вкратце историю менструальной гигиены. На протяжении веков существовали самые различные варианты гигиены. Один из древнейших способов – секлюзия (т. е. изоляция) менструирующих женщин от общества. Это было весьма распространено в Полинезии и у африканских племен. В каждом поселении была специальная хижина для менструирующих, в которой должны были находиться женщины во время менструации. Зачем это делалось? Вкратце суть сводится к тому, чтобы изолировать менструирующих женщин с целью обеспечения наибольшей их безопасности. Однако была ли эта цель единственной? Вот цитата из одного историка: «…так как одежда женщин того времени не вполне скрывала их состояние, то такая женщина сделалась бы предметом насмешек для других, если бы на ней заметили хоть малейший след ее болезни, она потеряла бы расположение своего мужа или любовника. Таким образом, мы видим, что естественная стыдливость имеет своим основанием исключительно сознание своего недостатка и опасение перестать нравиться». Итак, отсутствие элементарных гигиенических средств в давние времена вынуждало женщину к изоляции в период менструации. Появление же средств менструальной гигиены сделало секлюзию необязательной, но возникла необходимость развития гигиенических средств, главной задачей которых было как обеспечить впитывание выделений, так и скрыть от окружающих состояние женщины.
В Древнем Египте использовался папирус, из которого богатые египтянки делали тампоны. Папирус был очень дорогим, поэтому простые египтянки использовали полотно, которое стиралось после использования. В Византии также использовались тампоны из папируса или подобного материала. Такие тампоны вряд ли были удобными, т. к. папирус весьма жесток.
В Древнем Риме использовалась материя для прокладок, а иногда – тампоны из шариков шерсти. Есть сведения об использовании тампонов в Древней Греции и Иудее. Но, видимо, наиболее распространенным средством гигиены в древние времена были многоразовые прокладки из того или иного материала типа холста, ткани, шелка, фетра и т. п.
В средневековой Японии, Китае, Индии женская гигиена была поставлена весьма высоко, на много порядков лучше, чем в Европе. Именно в Азии впервые появились одноразовые прокладки. Азиатки использовали одноразовые бумажные салфетки, сложенные конвертом. Такой конверт удерживался платком, закрепленным на поясе. Позже в Японии стали делать менструальные пояса (если автор не ошибается, они называются «Вами»), представлявшие собой пояс с пропущенной между ногами полосой. Между полосой и вульвой укладывалась салфетка: пояс был многоразовым, салфетка – одноразовой. Внешне такой пояс несколько напоминал перевернутую корзинку. Каждая интеллигентная японка должна была уметь делать себе такой пояс.
В Полинезии использовали специально подготовленную кору растений, траву, иногда шкуры животных и морские губки. Примерно так же, видимо, поступали и индианки Северной Америки.
В Европе в средние века женская гигиена была на самом низком уровне. Простолюдинки, например, пользовались просто полами рубашек или нижних юбок, заправлявшихся между ног. В России в XVII-XVIII веках иногда использовались т.н. «срамные порты», т. е. нечто наподобие обтягивающих панталон или длинных трусов (обычных трусов тогда не носили) из толстого материала – менструальные выделения поглощались непосредственно портами, которые находились под обширными юбками.
Надо заметить, что в средние века менструация была для европейских женщин редким «гостем». Начинались менструации тогда в возрасте 16-18 лет, прекращались в возрасте около 40-45 лет. Т. к. средства контрацепции отсутствовали, многие женщины почти постоянно находились в состоянии беременности или лактации (в процессе кормления молоком менструации обычно отсутствуют). Таким образом, многие женщины за всю жизнь могли иметь всего 10 - 20 менструаций, т. е. столько, сколько современная женщина в среднем имеет за год-два. Ясно, что вопросы менструальной гигиены тогда не стояли перед европейской женщиной так остро, как теперь. Однако к концу XIX - началу XX века проблема менструальной гигиены перед американками и европейками уже стояла чрезвычайно остро.
В Америке и Европе конца XIX - начала XX века пользовались многоразовыми самодельными прокладками из фетра или холста, которые после использования складывались в пакет, затем стирались и использовались многократно. Некоторые перенимали китайский метод, используя бумажные конверты. В случаях, когда нести с собой использованную прокладку было невозможно или сохранение прокладки представлялось нецелесообразным, женщины сжигали ее в камине. Обычай сжигать прокладки в камине возник отнюдь не случайно. Дело в том, что унитаз широко распространился лишь в конце XIX века (хотя появился двумя веками раньше). До появления унитаза в Англии (да и во многих европейских странах) женщины писали в горшки, закрываясь при этом в спальне или другом помещении; после уринации или дефекации горшки выносились прислугой или самой женщиной. Поэтому смена средств менструальной гигиены выполнялась также в комнатах, т. к. специальных туалетных помещений тогда попросту не было. Заметим, что в те времена почти любое жилое помещение оборудовалось камином. Поэтому было проще сжечь прокладку в камине, нежели выносить ее в помойку. Особенно это актуально было, когда женщина путешествовала - в этом случае, видимо, проще было пожертвовать многоразовой прокладкой, нежели таскать ее с собой в течение долгого времени. Для этой цели и использовался камин. В конце XIX века в Англии существовали даже специальные переносные тигли для сжигания прокладок - на те случаи, когда камина под рукой не было!
Привычка заворачивать использованные прокладки в бумагу или газету и выбрасывать их в мусорное ведро сформировалась только в 70-е гг. XX века с широким распространением одноразовых прокладок - до этого, как видим, использовалось либо сохранение прокладок для последующей стирки, либо их сжигание или выбрасывание. Тем не менее многоразовые прокладки были неудобными для женщин не только из-за неприятной стирки (что для богатых делали служанки), но и из-за необходимости собирать использованные прокладки во время менструации.
Для дополнительной защиты использовались передники, одеваемые на манер нижнего белья, т. е. они дополнительно защищали верхнюю юбку от загрязнения. Довольно долго в 10-х - 30-х гг. XX века (или еще дольше) в Америке (возможно и в Европе) использовались менструальные трусы, называвшиеся briefs или bloomers (происхождение названий неясно, на русский не переводятся). Тампоны, как и одноразовые прокладки, в Америке, Европе и Азии того времени были фактически неизвестны.
Значительные изменения произошли в период первой мировой войны. Тогда французские сестры милосердия в военных госпиталях заметили, что разработанный американской фирмой «Кимберли Кларк» материал целлюкоттон (что-то наподобие хлопковой ваты, сделанной из целлюлозы), широко поставлявшийся в Европу в военных целях, отлично впитывает менструальные выделения и стали этим пользоваться, фактически создав в Европе первые самодельные, но уже одноразовые прокладки.
Это открытие оказало значительное влияние на дальнейший ход развития менструальной гигиены, надоумив компанию «Кимберли Кларк» на выпуск прокладок из этого материала. Первые одноразовые прокладки, названные «Целлюнап» (Cellunap) были выпущены в 1920 году, однако их сбыт в Америке оказался крайне проблематичным. В принципе, женщины с энтузиазмом отнеслись к идее одноразовых прокладок (это показал тщательный и очень сложный по тем временам социологический опрос), однако было очевидно, что женщины очень стесняются менструаций. Реклама или выставление прокладок напоказ было тогда немыслимым, женщины смущались даже покупать прокладки, которые тогда продавались только в аптеках; нередко матери посылали за прокладками маленьких дочерей-несмышленышей. При покупке женщины очень стеснялись даже произносить название продукта, используя лишь последний слог, т. е. «нап». Нап (nap) – по английски значит «салфетка», и этот термин достаточно широко укоренился – в течение многих лет для обозначения прокладок использовалось слово nap т. е. салфетка, хотя прокладки салфетками, естественно, не были. Вскоре Целлюнапы переименовали в Котексы (Kotex), но по прежнему продавали в упаковках без надписей и рисунков.
Тем не менее социологические опросы подтвердили, что только смущение при покупке мешает широкому распространению новых продуктов – женщинам очень не нравились многоразовые фетровые прокладки, но они стеснялись просить в аптеке «гигиенические салфетки». Времена были очень пуританские, особенно в Америке.
Тогда фирмы-производители (такие как Kotex, Fax и другие) развернули широкую кампанию по весьма аккуратной, но настойчивой и продуманной рекламе гигиенических средств, важнейшим звеном которой были книги для девочек, где рассказывалось о половом созревании, менструациях и «ненавязчиво» проводилась мысль о необходимости пользоваться продуктами той или иной фирмы (самая известная такая книга – «12-й день рождения Марджори Мэй», вызвавшая взрыв возмущения у старомодных моралистов). Компанией Диснея для девочек был сделан просветительский мультфильм о менструации. Реклама прокладок появилась на страницах женских журналов.
Эта политика привела к достаточно быстрому успеху, к 1940 году доля фетровых многоразовых прокладок уменьшилась до 20%, а после войны, к концу 40-х гг. – до 1%, после чего многоразовые прокладки ушли в прошлое. Тем не менее только сексуальная революция 60-х гг. окончательно сняла многие табу, в том числе и табу на телевизионную и уличную рекламу средств женской гигиены.
Что же представляли из себя первые промышленные прокладки наподобие Котекса? Для ношения «салфеток» использовались менструальные пояса (belt). Евроамериканские пояса отличались от японских, напоминавших по форме перевернутую корзинку – они представляли собой достаточно тонкий горизонтальный пояс из эластика, носившийся на талии, от которого вниз спереди и сзади спускались две лямки, заканчивавшиеся металлическими зажимами (наподобие зажимов для занавесок). К этим зажимам крепилась прокладка, пропускавшаяся между ногами. Конструкции поясов несколько отличались, но имели одинаковую принципиальную схему. Сами прокладки были весьма длинными и толстыми, как правило прямоугольной формы, и прикрывали всю промежность. Поглотительная способность прокладок была достаточно низкой, поэтому иногда к поясу крепили сразу две прокладки. Смена прокладки была делом весьма непростым, после уринации женщины, скорее всего, всегда устанавливали новую прокладку. Это приводило к тому, что женщины предпочитали терпеть как можно дольше, прежде чем пойти в туалет, что вредно отражалось на здоровье. Если учесть, что тогда носили чулки, также крепившиеся к пояску, то можно себе представать, сколько времени и усилий занимал тогда процесс уринации менструирующей женщины.
Прокладки были разными, и мнения женщин о них весьма различаются, так что обобщенный вывод сделать непросто. Судя по всему, эти прокладки были мягкими и не натирали вульву. С другой стороны, их трудно было установить в нужном положении, они часто сбивались и протекали, даже несмотря на то, что внизу были несколько утолщены. Поэтому женщины носили специальные плотные трусы, иногда с водонепроницаемым слоем в промежности, что уменьшало протечки, но вызывало усиленное потение вульвы. На некоторых трусах были специальные приспособления для дополнительного крепления прокладки. Если менструирующая женщина собиралась танцевать или одевать дорогую красивую одежду, то для дополнительной защиты одевали и еще нечто наподобие кушака. Такие прокладки приходилось менять несколько раз в день.
Тем не менее для Европы и Америки это был огромный шаг вперед – от многоразовых к одноразовым гигиеническим продуктам. Подобные пояса были достаточно широко распространены вплоть до конца 60-х гг., однако позднее постепенно сошли на нет с появлением прокладок с липким (adhesive) слоем, которые имели иной принцип ношения.
Первые промышленные тампоны появились в Америке в конце 1920-х гг. (Fax, Fibs, Wix). Они не имели аппликаторов, иногда даже вытяжных шнуров. Первый тампон с аппликатором (знаменитый Tampax) появился в Америке в 1936 году и стал постепенно распространяться. Распространению тампонов очень поспособствовал знаменитый доклад Дикинсона «Тампоны как средство менструальной защиты», опубликованный в 1945 году в журнале Американской медицинской ассоциации. Этот доклад в определенной мере помог преодолению недоверия женщин к самой идее тампона. Тем не менее в 20-х - 50-х гг. тампоны для американок и европеек еще были «экзотикой», а широкое распространение тампоны получили, видимо, только в 70-е гг.
Одноразовые прокладки нынешней концепции появились примерно в конце 60-х гг. – более тонкие, не требовавшие поясов для ношения, а размещавшиеся в трусиках или чулках. Отметим однако, что самые первые подобные одноразовые прокладки Johnson & Johnson появились еще в 1890 (!) году, Curads в 1920, но они тогда совершенно не прижились, т. к. женское общество еще попросту не было готово к идее одноразовых гигиенических продуктов.
В 1960-х стали все более распространяться тампоны с аппликаторами разных типов – от штырьковых до телескопических, как правило, пластмассовых. Тогда же широко развернулась реклама прокладок и тампонов на телевидении и в женских журналах.
Акселерация (благодаря которой возраст первой менструации в течение всего нескольких поколений снизился с 16 до 12-13 лет), увеличение возраста менопаузы (прекращения менструаций), широкое развитие средств контрацепции, значительное уменьшение количества детей в европейской и американской семье, развитие эмансипации – все это привело к увеличению количества менструаций в жизни женщин и сделало проблему гигиены гораздо более актуальной, чем раньше. Активизация жизни женщин поставила и новые требования – быстрота смены гигиенического средства, незаметность для окружающих, доступность в продаже, надежность, удобство в ношении и т. п. Все это могли обеспечить только одноразовые гигиенические продукты промышленного производства. Уже в 70-х гг. жизнь цивилизованной женщины без фабричных тампонов и прокладок стала непредставимой.
В 80-х прокладки продолжали совершенствоваться, появился защитный нижний слой и «сухой» поглощающий слой, крылышки; стали использовать материалы-поглотители, превращающие кровь в гель; прокладки стали делать с учетом строения женской промежности (анатомическая форма). Прокладки становились более кровоемкими и в то же время тонкими, расширялась номенклатура – от могучих «овернайтов» до тончайших «на каждый день». Развивались и тампоны - так, более популярными стали тампоны с телескопическими аппликаторами, которые стали чаще изготовлять из картона (т. к., в отличие от пластика, картон в воде легко растворяется и поэтому с экологической точки зрения является более предпочтительным).
Примерно в этот же период продукты женской гигиены стали быстро интернационализироваться - такие бренды, как Tampax, Ob, Kotex, Always, Libresse и другие распространены по всему миру и редко встречаются только в бедных странах (впрочем, самые богатые дамы даже в беднейших странах все чаще пользуются мировыми брендами). В некоторых странах к ним добавляются и свои «национальные» бренды. Национальные марки можно условно разделить на две категории. Первая – это более дешевые в сравнении с интернациональными модели. В Польше это прокладки Bella, в России – прокладки «Ангелина», «Вероника» и другие, в том числе и польские. Такие продукты, как правило, не столь удобны, как интернациональные. Вторая категория – это продукты, в большей мере отвечающие национальным вкусам и предпочтениям, нежели интернациональные. Во Франции это, например, прокладки Nana и Vania (снабжаемые оберткой, в которую прокладку можно завернуть после использования), в Японии – тампоны с более длинными и обычно пластиковыми аппликаторами, снабжаемые целлофановыми пакетиками для заворачивания использованных тампонов и т. д.
Отметим, что есть и определенные национальные предпочтения в выборе гигиенических средств. Они не всегда поддаются объяснению, но нередко очень хорошо прослеживаются. Так, японки категорически не приемлют мысли о введении пальца в вагину, поэтому практически все японские тампоны - с аппликаторами, а редкие безаппликаторные марки снабжаются резиновыми напальчичниками! Вообще же японки определенно предпочитают прокладки. Прокладками предпочитают пользоваться также азиатки, латиноамериканки и россиянки. Американки определенно предпочитают тампоны, в Западной Европе распространенность тампонов и прокладок сопоставима. Автор предполагает (но не имеет подтверждений), что мусульманки пользуются только прокладками, причем самодельными, т. к. менструальная реклама в мусульманских странах запрещена.
В СССР вплоть до конца 80-х гг. промышленных тампонов не существовало вовсе, а прокладки промышленного производства были крайне редки и изредка продавались в аптеках под названием… «гигиенического средства» - словом, с анекдотической точностью воспроизводилась ситуация Америки 30-х гг. Зато в каждой книге для школьниц подробно объяснялось, как делать прокладки из ваты, завернутой в марлю. Этим «ноу-хау» в совершенстве владели все советские женщины.
Первые тампоны Tampax и прокладки появились в СССР в начале 90-х гг. и вызвали среди женщин настоящую сенсацию. Первая реклама Тампакса появилась в журнале Бурда в 1989 году. На странице был изображен тампон с аппликатором на фоне коробки. Там же был короткий текст, суть которого сводилась к тому, что с тампонами Тампакс в вагинах россиянки обретут свободу и невиданный комфорт.
Автор лично наблюдал, как девушки-студентки буквально замирали, открывая страницу с этой рекламой и заворожено подолгу изучали содержимое этой рекламы. Журнал переходил из рук в руки, пока все студентки не ознакомились с этой рекламой. Интересная психологическая тонкость: обычно девушки разглядывали страницу группами по двое, нередко перешептывались друг с другом. Следовательно, между собой менструаций они не стеснялись, но при появлении парней делали вид, что рассматривают фасоны платьев. Надо заметить, что в момент появления этой рекламы ни тампонов, ни прокладок в продаже еще не было, а девушки могли пользоваться только самодельными прокладками. Идея тампона вызвала у девушек восторг.
Поначалу гигиенические средства были дороги, было много дешевых низкокачественных восточноевропейских поделок, поэтому распространение новых средств гигиены шло достаточно медленно. Первыми менструировать в продукты промышленного производства стали богатые дамы, подруги бандитов, воров и других «новых русских». Однако распространению мировых брендов мешала не только высокая цена и общая бедность, но и определенное предубеждение советских женщин против промышленных гигиенических товаров («зачем покупать задорого, когда я и сама могу сделать прокладку гораздо дешевле»). Зарубежные же фирмы изготовители были заинтересованы в скорейшем распространении своих продуктов на российском рынке. И тогда, как и в послевоенной Америке, была пущена в бой реклама, целью которой в нашем случае было убедить россиянок, что менструировать «по старинке» в самодельные прокладки – теперь попросту немодно. Нужно было сломить стереотип и убедить женщин, особенно молодых, что жизнь без Котексов, Тампаксов, Олвэйзов попросту невозможна.
Все помнят времена, когда страна буквально захлебнулась в рекламной менструации. Этот поток рекламы, весьма бестактной, громкой и назойливой, поначалу страшно смущал и шокировал как женщин, так и мужчин. Возникло даже движение «Против рекламы прокладок и за девичью честь» (впрочем, заметим, что к девичьей чести прокладки никакого отношения не имеют, скорее наоборот – та, что «блюдет честь» как раз определенно менструирует, в отличие от своих «залетевших» подружек). Однако наглая и напористая реклама свое дело сделала – современное поколение 15 - 25-летних девушек менструирует только в прокладки и тампоны промышленного производства и ни на какие самоделки попросту не согласно (хотя в российской глубинке наверняка не утерян секрет изготовления самоделок). Кроме того, уменьшилось стеснение девушек в этом вопросе – если раньше девушки о своих менструациях в принципе не говорили и чрезвычайно стеснялись всяких упоминаний об этом, то теперь девушки смотрят на менструацию как на вполне естественное явление – интимное, но в принципе не постыдное. Вот за это рекламе можно сказать спасибо."
Средневековье – это период истории Европы, в котором, как обычно представляется в наше время, большая часть континента находилась в упадке. Во многих аспектах качество жизни средневекового общества уступало в сравнении с периодом Римской империи, который ему предшествовал, или эпохой Ренессанса, которая последовала за Средневековьем. Одним из таких аспектов является соблюдение правил гигиены.
Средневековый туалет
Понятие о гигиене в средние века, можно сказать, быть совершенно отличным от современного. Это, естественно, отражалось на гигиене людей тех времен в их повседневной жизни. Во-первых, водопровода как такового еще не было, и, когда «природа звала», люди и ходили, можно сказать, «на природу», то есть, пользовались туалетом на улице. Чаще всего это была просто хлипкая крытая постройка над отверстием в земле. В замках, монастырях и аббатствах это были узкие тесные комнатки для справления нужд. Справедливости ради нужно сказать, что эти внутренние уборные были размещены как можно дальше от остальных помещений и обычно имели двойные двери, чтобы удерживать неприятные запахи внутри.
Плюс к этому, в каждой комнате под кроватью, на всякий случай, находились ночные горшки. Одна из самых «странных» профессий, которые происходили из подобного уклада жизни, была уборщик королевского туалета. Подобной чести, как правило, удостаивались сыновья знатных особ. В их обязанности входило оказание помощи королю, когда он собирался сделать свое дело, а также устранение результатов этого «дела».
Само собой разумеется, что результаты куда-то нужно было девать. В условиях отсутствия централизованной канализации, люди просто делали выгребные ямы, которые были, по сути, огромными, глубокими вырытыми в земле ямами, в которые и сбрасывались отходы жизнедеятельности. По иронии судьбы, подобная гигиеническая практика была не совсем гигиеничной, так как отходы, подвергаясь воздействию воздуха, создавали благоприятные условия для распространения бактерий, которые, в свою очередь, вызывали опасные болезни. Что касается уборных в замках, экскременты либо падали в ров, либо под стены замка. Существует довольно интересная и столь же спорная версия взятия замка Шато-Гайар в Нормандии, Франция после осады 1203-1204 годов. Якобы французским войскам удалось захватить второй круг оборонительных укреплений, проникнув через туалетный желоб, который вел в часовню.
Другая сторона медали
Но давайте переместимся от одной части тела к другим. Как обстояли дела в плане гигиены полости рта, например. В средние века в рацион питания людей входило намного меньше сахара (если вообще входил), что было ключевым фактором того, что у них были на удивление здоровые зубы, чем в более поздние века, когда пристрастие к сахару распространилась по всей Европе. До того люди просто полоскали рот водой. Что касается зубов, их чистили, протирая куском ткани. Позже для этого начали использовать смеси из трав и абразивов. Также для полоскания полости рта применялась смесь уксуса и вина. Для того, чтобы освежать дыхание, в то время люди жевали сильно пахнущие травы, такие как мята, корица, шалфей.
Если такого ухода за полостью рта оказывалось все-таки недостаточно и зубы начинали болеть, человек был вынужден наведаться к стоматологу, который считал, что боль была вызвана червями, поселившимися в зубе. Кстати, в средние века дантист и парикмахер были одним и тем же человеком, а лечение зубной боли в основном сводилось к удалению без анестезии.
Средневековый стоматолог удаляет зуб. (Общественное достояние, 1616 — 1617)
Чистота телесная
Каково же было отношение средневековых людей к общей гигиене тела, сиречь, к купаниям. Некоторые исследователи считают, что в норме было купаться не очень часто, как например, святой Финтан Клоненахский, который, как утверждали, в течение двадцати четырех лет принимал ванну только раз в году, перед Пасхой. Однако, подобные примеры могут происходить из обычного церковного аскетизма, когда церковники просто избегали чрезмерного купания точно так же, как они избегали прочих излишеств. Хотя люди того времени и принимали ванну, похоже, что делали они это реже, чем мы сегодня.
В самом деле, только богатые могли позволить себе собственную ванну. Остальному населению приходилось довольствоваться общественными банями, в которых должны были размещаться сотни людей. Купание в таких общественных банях не могло существенно улучшить положение вещей с чистотой, так как вода менялась редко, а людей ею пользовалось огромное количество. В результате, от человека, мягко говоря, попахивало. Запах приходилось чем-то забивать, например, букетиками цветов или трав, которые привязывали вокруг запястья, прикалывали к одежде и которые должны были противостоять неприятным запахам.
Как бы то ни было, есть и другая история средневековых купаний. Мыло впервые было использовано именно в средние века, что подтверждается наличием гильдий мыловаров в крупных городах. Кроме того, конечно, средневековая гигиена сегодня будет рассматриваться как недостаточная. Но вот что интересно, как нас, современных людей, будут рассматривать люди будущего, не покажемся ли мы им такими же грязнулями, как нам жители средневековья.
Как ни трудно в это поверить, но запах немытого тела считался признаком глубокого уважения к своему здоровью. Говорят, что у разных времен — разные ароматы. Представляешь, как пахли немытые и потные тела напудренных красавиц, которые не мылись годами? И это — не шутка. Приготовься узнать щекотливые факты.
Красочные исторические фильмы завораживают нас красивыми сценами, шикарно разодетыми героями. Кажется, что их бархатные и шелковые наряды излучают головокружительное благоухание. Да, такое возможно, ведь актеры любят хорошие парфюмы. Но в исторической реалии «благовония» были другими.
К примеру, испанская королева Изабелла Кастильская знавала воду и мыло лишь два раза за всю свою жизнь: в день своего рождения и в счастливый день собственной свадьбы. А одна из дочерей короля Франции погибла от… вшивости. Представляешь, как масштабен был этот зоопарк, что бедная дама попрощалась со своей жизнью ради любви к «животным»?
Большую популярность получила записка, сохранившаяся из глубины веков и ставшая известным анекдотом. Написана она была любвеобильным Генрихом Наваррским одной из своих возлюбленных. Король просит в ней даму подготовиться к его приезду: «Не мойся, милая. Буду у тебя через три недели». Представляешь, как ощутима была эта ночь любви в воздухе?
Категорически отказывался от купания герцог Норфолк. Его тело покрылось страшнейшими высыпаниями, которые привели бы «чистюлю» к смерти раньше времени. Заботливые слуги дождались, когда господин был мертвецки пьян, и отволокли его мыться.
Продолжая тему средневековой чистоты, нельзя не вспомнить о таком факте, как зубы. Сейчас у тебя будет шок! Знатные дамы демонстрировали плохие зубы, гордясь их гнилостью. А вот те, чьи зубки от природы были хорошими, прикрывали рот ладонью, чтобы не испугать «отвратительной» красотой собеседника. Да, профессия стоматолога не смогла бы прокормить в то время:)
В 1782 году было издано «Руководство учтивости», где прозвучал запрет на умывание водой, которая ведет к высокой чувствительности кожи «зимой — к холоду, а летом — к жаре». Интересно то, что в Европе нас, русских, считали извращенцами, так как наша любовь к бане приводила европейцев в ужас.
Бедные, бедные средневековые женщины! Еще до середины 19-го века частое мытье интимной зоны было под запретом, так могло довести до бесплодия. Каково им было в критические дни?
Шокирующая гигиена женщин в XVIII—XIX вв. еках
А эти дни для них были критическими в полном смысле этого выражения (может с тех пор и «прицепилось» название). О каких средствах личной гигиены могла идти речь? Женщины пользовались обрезками ткани, причем использовали ее многократно. Некоторые использовали для этой цели полы нижней юбки или рубахи, заправив ее между ног.
Да и сами месячные считались «тяжкой болезнью». В этот период дамы могли лишь лежать и болеть. Чтение также запрещалось, так как ухудшалась умственная деятельность (так считали англичане в викторианскую эпоху).
Стоит заметить, что менструация в те времена была у женщин не так часто, как у их нынешних подруг. Дело в том, что с самой юности и до начала менопаузы женщина ходила беременной. Когда ребенок рождался, то наступал период лактации который также сопровождается отсутствием критических дней. Вот и получается, что всего этих «красных деньков» у средневековых красавиц было не более 10−20 за всю жизнь (для примера, у современной дамы эта цифра фигурирует в годовом календаре). Так что, вопрос гигиены волновал женщин 18−19 веков не особенно.
В XV веке начали выпускать первое мыло с ароматом. Заветные брусочки пахли розой, лавандой, майораном и гвоздикой. Знатные дамы стали умывать лицо и мыть руки перед едой и посещением туалета. Но, увы, эта «чрезмерная» чистоплотность касалась лишь открытых частей тела.
Первый дезодорант… Но сначала — любопытные подробности из прошлого. Средневековые женщины обратили внимание, что мужчины хорошо реагируют на специфический запах их выделений. Сексуальные красотки использовали этот прием, смазывая соками своего тела кожу на запястьях рук за ушами, на груди. Ну так, как это делают современные женщины, используя духи. Представляешь, как манил этот аромат? И лишь в 1888 году появился первый дезодорант, принесший небольшое спасение в странный уклад жизни.
О какой туалетной бумаге могла идти речь во времена средневековья? Долгое время церковь запрещала очищаться после туалета! Листья, мох — вот чем пользовался простой люд (если и пользовались, то не все). Знатные чистоплотные особы имели подготовленные тряпочки для этой цели. И лишь в 1880 году в Англии появилась первая туалетная бумага.
Интересно то, что наплевательское отношение к чистоте собственного тела, совсем не означало такое же отношение к своей внешности. Макияж был популярен! На лицо накладывался толстющий слой цинковых или свинцовых белил, губы красили в кричащий красный цвет, выщипывались брови.
Нашлась одна сообразительная леди, которая решила спрятать свой некрасивый прыщик под шелковой черной заплаткой: она вырезала лоскут круглой формы и приклеила его поверх некрасивого прыща. Да, герцогиня Ньюкасл (так звали умную даму) была бы шокирована, узнав, что спустя пару веков ее изобретение заменит удобное и эффективное средство под названием «консилер» (для тех, кто «не в теме», есть статья ). А открытие знатной дамы таки получило резонанс! Модная «мушка» стала обязательным украшение женской внешности, позволив сократить количество белил на коже.
Ну, а «прорыв» в вопросе личной гигиены произошел к середине XIX века. Это было время, когда медицинские исследования стали объяснять взаимосвязь инфекционных болезней и бактерий, количество которых уменьшается во много раз, если их смывать с тела.
Так что не стоит особо вздыхать по романтичному средневековому периоду: «Ах, если бы я жила в то время…» Пользуйся благами цивилизации, будь красивой и здоровой!
Современные люди так быстро привыкли к различным благам цивилизации, что сейчас трудно себе представить, как раньше без них обходились. О том, какие проблемы со здоровьем и гигиеной
возникали у людей эпохи Средневековья, широко известно. Но самое удивительное то, что эти проблемы оставались актуальными для женщин Европы
вплоть до середины XIX века! Всего полтора столетия назад менструация считалась болезнью, во время которой противопоказана умственная деятельность, побороть запах пота было сложной проблемой, а частое мытье половых органов называли причиной бесплодия у женщин.
Критические дни в ту пору и правда были очень критическими. Никаких средств личной гигиены еще не существовало – пользовались кусками ткани, многократного использования. В Англии в викторианскую эпоху считалось, что состояние женщины в этот период ухудшает умственная деятельность, поэтому чтение возбранялось. А американский ученый Эдвард Кларк вообще утверждал, что высшее образование подрывает репродуктивные способности женщин.
Мылись в те времена крайне редко и неохотно. Большинство людей полагало, что горячая вода способствует проникновению инфекций в тело. Немецкому врачу, автору книги «Новое естественное лечение» Фридриху Бильцу в конце XIX в. приходилось уговаривать людей: «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть».
Чуть лучше обстояло дело с гигиеной полости рта. Зубную пасту стали выпускать итальянские производители в 1700 г., но пользовались ей единицы. Производство зубных щеток началось еще в 1780 г. Англичанин Уильям Аддис во время отбывания тюремного заключения придумал просверлить в кусочке кости отверстия и пропустить через них пучки щетины, закрепив их клеем. Оказавшись на свободе, он занялся производством зубных щеток в промышленных масштабах.
Первую настоящую туалетную бумагу стали производить в Англии только в 1880-х гг. Первый серийный выпуск рулонной туалетной бумаги начался в 1890 году в США. До этих пор в качестве туалетной бумаги использовали подручные средства, в основном газеты. В связи с этим шутили, что Иоганн Гуттенберг был официальным изобретателем печатного станка и неофициальным изобретателем туалетной бумаги.
Прорыв в области личной гигиены произошел в середине XIX в., когда в медицине появилось мнение о взаимосвязи бактерий с инфекционными заболеваниями. Количество бактерий на теле после мытья значительно уменьшалось. Первыми в поддержании чистоты тела добились успехов англичанки: они стали принимать ванну ежедневно с использованием мыла. Но вплоть до начала ХХ в. считалось, что частое мытье половых органов у женщин может привести к бесплодию.
Первый дезодорант появился в 1888 г., до этого борьба с проблемой запаха пота была очень неэффективной. Духи перебивали неприятный запах, но не устраняли его. Первый антиперспирант, который сокращал протоки потовых желез, ликвидируя запах, появился только в 1903 г.
Вплоть до 1920-х гг. удаление волос с тела среди женщин не практиковалось. Волосы мыли с помощью обычного мыла или изготовленного в домашних условиях очищающего средства. Шампунь был изобретен только в конце XIX в. Частой проблемой был педикулез, а боролись со вшами очень радикальными методами – их выводили ртутью, которая на тот момент считалась лекарством от многих болезней.
Во времена Средневековья следить за собой было еще более сложной задачей: