Мармулева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №15 г.Черемхово»
Урок окружающего мира
Тема: «Золотое кольцо России».
Цель: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину в рамках реализации ведущей содержательной линии «Человек и общество»: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину.
Задачи:
Познакомить с городами, составляющими Золотое кольцо.
Учить узнавать город по его основным достопримечательностям и воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании изученные сведения о городе.
Продолжить формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности.
Формируемые метапредметные результаты:
Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; о владение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока : изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактическое обеспечение: презентация «Золотое кольцо России», карточки для групп, учебник «Окружающий мир»
Ход урока :
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Контрольно-оценочная деятельность |
|||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности. | Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть такого ясного солнечного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. (Дети поворачиваются друг к другу, соединяют ладони и настраиваются на работу. “Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, если будет трудно я тебе помогу…”. - Мы начинаем изучать новый раздел. Как он называется? (Путешествие по городам и странам) -Изучая этот раздел чему мы будем учиться?(с. 85) Как называют людей, которые путешествуют? (путешественники или туристы) И сегодня отправляемся в виртуальное путешествие, представим себя в роли туристов. Побываем в нескольких древних русских городах. Создание проблемной ситуации: 1) Выполните арифметические действия и составьте слово. Кот – т + крыльцо – кры = ? Как вы понимаете, что такое кольцо? Для чего служат кольца? Какие бывают кольца? Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо Украшено оно особыми российскими самоцветами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название.) -А что это за самоцветы? Давайте посмотрим на карту. (Показ карты на слайде через проектор) «Золотое кольцо России» - тысячекилометровый туристский маршрут по древнерусским городам. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо. Так какая тема сегодняшнего урока? - Золотое кольцо России | Выполняют арифметические действия, отгадывают слово КОЛЬЦО. Отвечают на вопрос. Высказывают предположения. Кольцо- это ювелирное украшение, предмет в форме окружности.. Кольца бывают обручальные, олимпийские, гимнастические… Станции, остановки на маршруте, украшения, города….. |
| ||||||||||||
2. Целепологание | Каковы же цели нашего путешествия? Почему кольцо ? И почему Золотое ? Какие города входят в состав Золотого кольца России? Узнать о достопримечательностях и знаменитых людях этого города | Принятие цели урока, планирование деятельности | Овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей; осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. | ||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения. | Впутешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Что вы знаете о Москве? Город Москва столица нашей Родины. Он был основан в1147 году на берегах реки – Москвы. Его основал Юрий Долгорукий. Москва – огромный город. И по числу жителей, и по своим размерам он стоит в числе крупнейших городов мира. | Отвечают на вопросы. | Формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата | ||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания) | Исследовательская работа с текстом -. Путешествовать будем парами. Знакомиться с городами Золотого кольца вам поможет алгоритм на инструкционных картах Каждая группа (пара) будет работать по этому алгоритму, анализируя материал учебника, вписывая добытые сведения в маршрутные листы . Потом заслушаем отчеты групп | Читают текст (учебник с.). Отвечают на вопросы. | Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; извлечение необходимой информации из текста. | ||||||||||||
5. Реализация построенного проекта. | Организация самостоятельной работы Правила работы в группе и в паре 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2.Не согласен – объясни почему. 3.Доказывай свое мнение спокойно, вежливо 4. Говори только по делу 5.Работай дружно, помогай друг другу Гимнастика для глаз. | Работают в группах – составляют небольшой рассказ-повествование о городе. | Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | ||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Организация отчета групп, во время рассказа обучающихся дети заполняют карту с. 54 Сколько городов входит в состав Золотого кольца? | Члены каждой группы рассказывают об одном из городов Золотого кольца. Оценивают свою работу | Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку. | ||||||||||||
7. Самостоятельная работа (Тест) . | Организация самостоятельной работы индивидуально Проверка по ключу.
| Обучающиеся зотвечают на вопросы текста, заполняют карточку ответов и оценивают себя. | Умение делать выводы, используя различные виды чтения. | ||||||||||||
8 Рефлексия учебной деятельности . | Организует игру «Выбери фразу». Ребята, тема нашего урока «Золотое кольцо России», пожалуйста, ответьте, почему же - кольцо? Давайте посмотрим на карту (Эти города образовали кольцо. А кто может сказать, почему «золотое»? Правильно, каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры, наглядную энциклопедию древнерусской архитектуры. - Наше путешествие подошло к концу. Результатом нашей совместной деятельности стала маршрутная карта по древним городам Золотого кольца России с обозначением их главных достопримечательностей. Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске (Слайд): Сегодня я узнал(а) … Было интересно … Было трудно … Я научилась(ся) … Я почувствовал (а) … Мне захотелось … Формулирует домашнее задание. Выполнить задание в рабочей тетради с. 57. Составить презентацию об одном из городов Золотого кольца | Выбирают фразу из «рефлексивного экрана» на доске. Слушают домашнее задание. | Эмоционально-личностная оценка, умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния. |
Выпиши названия тех городов, в которых тебе довелось побывать.
Мне довелось побывать во Владимире, Иваново, Плесе.
Если тебе известны другие, не названные в учебнике достопримечательности этих городов, можешь тоже вписать их в таблицу.
3. Представь себя экскурсоводом. С помощью плана одного из городов проведи для одноклассников воображаемую экскурсию. Покажи им те достопримечательности, о которых ты что-то знаешь. Расскажи о них.
Золотые ворота выполняли целый ряд функций. Во-первых, они служили парадным входом в город - через них во Владимир взъезжали княжеские дружины, возвращавшиеся с поля боя. Белокаменная триумфальная арка, достигавшая высоты 14 метров, грандиозная проездная башня и массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, придавали сооружению величественный вид, соответствующий его назначению. Во-вторых, Золотые ворота наряду с несохранившимися Медными, Ириниными, Серебряными и Волжскими воротами составляли единый комплекс оборонительных укреплений города Владимира.
6. Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты эти достопримечательности. Вырежи из Приложения фотографии и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей фотографии. Укажи стрелками названия городов.
7. Здесь ты можешь записать вопросы для викторины о городах Золотого кольца.
В каком городе находятся Золотые ворота?
Как вы думаете, почему они так называются? (В старину за въезд в город через ворота брали плату золотом)
Кто основал город Владимир?
8. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из городов Золотого кольца. Лучше выбрать город, где тебе доводилось бывать. Тогда ты сможешь дополнить собранную информацию своими впечатлениями.
Тема сообщения: Суздаль - музей под открытым небом
План сообщения:
1. Общие сведения о городе Суздале
2. Главные достопримечательности города
3. Народные промыслы Суздаля
4. Мои личные впечатления от посещения Суздаля
Источник (источники) информации: Интернет
Развивающая:
Способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;
Развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;
Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;
Формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.
Воспитательная:
Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.
Тип урока: первичное предъявление новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске), конверты разного цвета с заданиями, маршрутные листы, листки для заметок, веер, чемоданчик, воздушный шарик.
Планируемые результаты
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.
Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».
Метапредметные
Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.
Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.
Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Используемые на уроке современные педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),
Проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),
Игровая технология.
Методы обучения:
Частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;
Объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);
Репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);
Беседа, диалоговое взаимодействие;
Практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).
Организационные формы урока: фронтальная, групповая (класс разделён на группы по 5-6 человек)
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап урока
1. Положительный настрой на урок
Здравствуйте, ребята.
Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.
Руки - на месте.
Ноги - на месте.
Локти - у края.
Спинка - прямая.
2. Актуализация знаний
Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс?
(В класс учитель входит с небольшим чемоданчиком и воздушным шариком)
А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик?
(Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)
Путешествовать -
А зачем люди путешествуют?
А на чём можно отправиться в путешествие?
3. Самоопределение к деятельности
Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?
Что я держу в руках? (Показать проволоку)
А что можно с ней сделать? (Дать проволоку каждой группе обучающихся)
Ребята, а что я сделала из проволоки?(Показать окружность)
На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)
Окружность - это что… (Геометрическая фигура)
Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо)
Кольцо - карточку со словом прикрепить на доску
А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)
Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)
Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)
А когда употребляем это слово в переносном значении?
Золотое - карточку со словом прикрепить на доску
Составьте с данными словами предложение.
Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)
Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)
Россия - карточку со словом прикрепить на доску
Назовите тему урока.
Золотое кольцо России - карточку с темой урока прикрепить на доску
Какова цель нашего путешествия?
(Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)
Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» - карточки прикреплены на доске обратной стороной
Что вы знаете по этой теме? (Открыть первую карточку «Знаю»)
Что хотите узнать? (Открыть вторую карточку «Хочу узнать»)
На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? (Почему Золотое кольцо?)
На каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)
Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? (Показать воздушный шарик)
Так на чём мы отправимся в путешествие? (На воздушном шаре)
Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)
А что ещё может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы)
Достать из чемоданчика карту (Приложение 1)
Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)
Карту прикрепить на доску (большая)
II . Операционно-исполнительский этап урока
1. Начало путешествия
Для вас в чемоданчике припасены и маршрутные листы, и листы для заметок, с которыми мы будем работать на протяжении всего нашего виртуального путешествия. Распределите обязанности в группе: кто пишет в листках для заметок, кто отмечает места, где мы побываем в маршрутных листах, кто фотографирует (Приложение 2, 3)
Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы)
Слайд 2 (Презентация «Золотое кольцо России»)
Где мы находимся? (Мы находимся на Красной площади)
Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа - храм Василия Блаженного
Сделаем фотографию на память. Достаньте свои фотоаппараты. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Приложение 4)
Отметьте пункт отправления на маршрутных листах. (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
Фотографию на память в маршрутный лист и в чемоданчик (Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
Что мы напишем в листок путешествия? Какие эмоции вы испытываете? (Ответы обучающихся)
Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, который мгновенно будет переносить нас из города в город.
2. Сергиев Посад
Слайд 3
Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город? (Сергиев Посад)
Найдите на карте этот город, отметьте флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
Работа в группах. На столах лежат конверты с карточками
Открываем голубой конверт, читаем текст и составляем вопросы по тексту для других групп.
Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в ХІV веке. Слава Преподобного Сергия Радонежского и основанного им монастыря влекли богомольцев. Постепенно вблизи стен монастыря стали селиться и крестьяне. Поэтому город так и называется Сергиев Посад, а монастырь - Троице-Сергиева лавра, значит, главный, самый важный монастырь России.
Проверяем, как вы выполнили задание. (Каждая группа задаёт вопрос)
Вам захотелось погулять по территории Троице-Сергиевой лавры?
Мне, ребята, тоже. Особенно зайти в Успенский собор. Это пятиглавая церковь находится в центре лавры. Посмотрите, какая красота!
Сделаем фотографию на память и поместим в маршрутный лист. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите? (Ответы обучающихся)
3. Ростов
Посмотрите, ребята, а мы здесь не одни. Кто-то ещё любуется достопримечательностями Ростова. Поприветствуем их. (Все машут рукой)
Отметьте город в маршрутном листе. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
Ростов - один из самых древних городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города - Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами?
Правильно, видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по особенному.
Вы хотите послушать знаменитый звон Ростовских колоколов?
Слушайте внимательно. Потом вы мне скажите, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон. Постарайтесь понять, где звучит самый большой колокол.
Слайд 4
Звучит Ростовский колокольный звон
Так, когда звучал 32 тонный колокол?
Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон?
- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик.
(Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
Что вам запомнилось о городе Ростове? Какие эмоции вы испытали, побывав в городе Ростов? Запишите в листок для заметок
4. Физкультминутка
Вдруг 3 класс внезапно ожил.
Посмотрел он вправо, влево.
К солнцу руки протянул.
И друзьям во след махнул.
(Помахали другому, улетающему воздушному шару)
5. Ярославль
Слайд 5
Внизу мы видим, какой город? (Ярославль)
Отметьте флажком этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
Ярославль - древнейший город Золотого Кольца России, один из красивейших городов Поволжья. Он был основан князем - Ярославом Мудрым.
Кто уже догадался, что будет являться одним из украшений города Ярославля? Покажите. (Обучающиеся называют Церковь Ильи Пророка)
Трудно не заметить в центре города Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами.
Давайте запишем в листки путешествий, что мы узнали о городе Ярославле и какие эмоции испытали.
7. Кострома
Слайд 6
Посмотрите, над каким городом мы пролетаем?
В состав Золотого кольца России входит также и Кострома.
Отметьте этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
Возьмите розовый конверт. Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова.
Если посмотреть на город сверху, можно заметить, что улицы расположены в виде --__________. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой ______. Вот город и сделали таким необычным.
Какая существует легенда о городе Костроме?
Раскрыть веер
Вам захотелось побродить по улицам города?
Посмотрите, ребята, внизу мы видим Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.
Вам нравится он?
Что привлекло ваше внимание?
Это один самый значимый из памятников Костромы. Монастырь охранял от врагов подступы к городу.
Скорей делайте фотографию на память, пока ветер не унёс наш шар. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
Делаем заметки.
9. Владимир
Слайд 7
Ребята, наше путешествие, наверное, завершилось?
Над каким городом мы ещё не пролетали? Посмотрите на маршрутный лист.
Отметьте его в маршрутном листе флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Его основал князь Владимир Мономах.
Осмотритесь вокруг. Что вы видите?
Завораживает величественная красота города, островерхие терема. Его древние храмы являются истинным украшением города.
Слайд 8
Вот величественный Успенский собор, который находится на высоком берегу реки Клязьма в центре города, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.
Возьмите зелёный конверт.
Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните в нём ошибку, не соответствие действительности.
Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Волга.
Учитель подходит к каждой группе. Дети шепнут учителю на ушко о найденной ошибке.
Молодцы, все с заданием справились. Почему? Какие вы путешественники?
Прочитайте правильно предложение.
Так как нужно путешествовать?
Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
10. Закрепление изученного материала
Слайд 9
Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где?
Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия?
Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали
Так как расположены города?
Назовите города нашего маршрута.
Слайд10
Все города, соединяясь дорогами, вы правильно заметили, расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы.
Мы побывали в некоторых древних городах Золотого кольца. В маршрут входят и другие города Переславль-Залесский, Иваново, Суздаль и близлежащие города: Муром, Углич, Плёс и другие.
Вы продолжите знакомство с ними на следующих уроках.
III . Рефлексивно-оценочный этап урока
Учитель читает стихотворение В. Степанова
Города старинные, звон колоколов.
Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.
На широкой Волге Плёс и Кострома,
Башенки резные, чудо-терема.
Города старинные - к солнышку лицом -
Для России стали Золотым кольцом.
Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?
В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?
Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.
2. Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» - на доске
Поработаем теперь с карточкой «Узнал» (Открыть третью карточку «Узнал»)
Что нового для себя вы узнали на уроке? (Ответы обучающихся)
3. Рефлексия
Вам понравилось наше путешествие?
Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или классом?
Отметьте на маршрутном листе флажком, в каком городе вам захотелось побывать?
Расскажите, где вам захотелось побывать. Почему именно в этом городе?
А на каком транспорте лучше отправиться, чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями городов? Почему?
Ребята, а когда мы возвращаемся из путешествия, что привозим домой?
(Сувениры, фотографии)
Мы тоже фотографировали с вами некоторые достопримечательности городов Золотого кольца. Следующий урок окружающего мира мы начнём с того, что будем вспоминать о нашем путешествии, и я вам предлагаю создать фотоколлаж и рассказать другим ребятам, где мы с вами были, и что на нас произвело впечатление.
Достать из чемоданчика рамку и фотографии для фотоколлажа
I V. Подведение итогов
Каким было наше путешествие?
Где мы с вами виртуально побывали?
Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу - гордости России. Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Золотое кольцо - гордость России.
Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие по Золотому кольцу России.
Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо!
VI . Д ифференцированное домашнее задание
Ребята, а что вам захотелось сделать дома?
Поднимите руку, кому захотелось сделать рисунок?
Кто захотел найти дополнительную информацию о понравившемся городе?
А кто захотел рассказать родителям о своих впечатлениях от нашего путешествия?
Вера Балтачева
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» в 3 классе
Урок окружающего мира .
Тема : «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ »
3 класс
Цели деятельности учителя :
Образовательная : создать условия для ознакомления со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России ; расширение кругозора учащихся в области достопримечательностей городов.
Развивающая : способствовать развитию речи учащихся, познавательного интереса к предмету.
Воспитательная : содействовать воспитанию любви к России , интереса к её духовному наследию.
Цель : познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России .
Задачи :
1. Познакомить со старинными городами России .
2. Развивать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации.
3. Воспитывать эстетические чувства, патриотические чувства, умение работать в группе.
Оборудование для учителя :
Мультимедийный проектор;
Учебник «Окружающий мир » , рабочая тетрадь;
Энциклопедии
Оборудование для учащихся :
Учебник;
Тетрадь на печатной основе «Окружающий мир ;
Информационные листы
Лист самооценки
Смайлики
Памятки работы в группе
Роли в группе
Медиаматериалы :
Аудизапись «Звон колокола»
Презентация «Золотое кольцо России »
Музыкальная физминутка
Планируемые результаты :
Личностные УУД :
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
Воспитание чувства любви к своей родине.
Регулятивные УУД :
Умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректи-ровать работу по ходу ее выполнения;
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий.
Познавательные УУД :
Умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, сеть Интернет) ;
Умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.
Коммуникативные УУД :
Умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
Умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;
Умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;
Умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм
План урока :
1. Организационный момент.
2. Мотивация. Постановка темы и цели урока .
3. Актуализация опорных знаний.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученного материала.
6. Итог урока .
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия
Этапы урока Ход урока Примечания
1. Орг. момент
1-2 мин - Добрый день.
Прозвенел звонок
Начинаем наш урок .
Меня зовут Вера Леонидовна и этот урок мы проведём с вами вместе. На наш урок сегодня пришли гости, поприветствуем их кивком головы.
Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение своим друзьям и нашим гостям. (Садитесь)
А с каким настроением вы пришли сегодня на урок ? Покажите своё настроение в начале урока смайликом (жёлтый - отличное, зелёный –хорошее, красный- грустное.) (Дети поднимают смайлики)
Спасибо. Я надеюсь, что к концу урока ваше настроение станет ещё лучше.
смайлики
2. Мотив. момент
2. –Ребята, я пришла к вам не с простыми руками. Посмотрите, у меня на столе лежат вещи : рюкзак, записная книжка, ручка, компас, карандаш, фотоаппарат.
Как вы думаете, для чего всё это? (или кому нужны все эти предметы)
(Для путешественника, туриста)
Значит, куда мы с вами отправимся сегодня на уроке ? (мы отправимся в путешествие) .
А ещё здесь лежит вот такая вещь. (золотое кольцо )
Как называется наша страна? (Россия )
Итак, какая же тема нашего урока ? Путешествие по Золотому кольцу России . (Тема урока на доске .)
Работа с листком самооценки.
Ребята, у вас на столе лежат листы самооценки. Оцените ваши знания по данной теме в начале урока в левом столбике (+)
Лист самооценки
Начало урока Конец урока
Знаю всё Знаю всё
Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке ?.
Что такое Золотое кольцо России ? (на доске)
Почему кольцо ? Почему Золотое ? (на доске)
Какие города входят в Золотое кольцо России ?
Местоположение этих городов на карте.
Достопримечательности этих городов.
Гимнастика для глаз.
Глазки видят всё вокруг
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг
Погляжу на мир вокруг .
Чтение журналисткой заметки.
Прочитайте самостоятельно в парах…заметки, которые лежат у вас на партах
1 ряд :
В теперь уже далекие 60-е годы XX века журналист и общественный деятель в области сохранения культурного наследия Юрий Бычков сел в собственный автомобиль и, выехав из Москвы, прокатился по восьми городам к северо-востоку от столицы. В качестве точек своего маршрута он выбрал те места, где, на его взгляд, сохранилось больше всего памятников культуры и истории..
Маршрут журналиста был таким : Москва – Сергиев Посад (в те времена Загорск) «Советская культура» Золотое кольцо России
3 ряд :
С древних времён кольцо
С давних пор золото золота очень изящны и затейливы.
«Золотое кольцо России
записная книжка, ручка,
карандаш,
фотоаппарат,
кольцо
Тема урока на доске .)
Золотое кольцо России
Лист самооценки
Вопросы на доске
Заметки на каждой парте.
Задание по рядам.
(1 на парту)
Читают парой.
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Путешествие по городам и странам» . Посмотрите на план размещения городов Золотого кольца на карте . Они действительно расположены кругом, беря своё начало в столице нашей Родины –Москве. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из столицы нашей Родины.
Вы уже знакомы с достопримечательностями Москвы. Вспомните их.
Игра «4-й лишний» в парах.
(на столах лежат фотографии достопримечательностей Москвы. Найдите лишнюю.
Проверьте себя. Переверните карточки. Какие цвета? (Цвета флага России )
Составьте флаг России .
Кто основал этот город? Князь Юрий Долгорукий. Вспомните, в каком году это было. 1147. (Приготовить карточку)
Что оказалось лишним? Где находится эта башня?
Карта Золотого кольца .
Карточки
Достопримеч
Карточка Князь Юрий Долгорукий
Ребята, где можно найти информацию о городах? (учебнике, в интернете, в энциклопедиях, дополнительной литературе) показать
Сегодня на уроке вам поможет учебник , рабочая тетрадь и информативные листы, которые вы найдёте в своих конвертах. Также в учебниках у вас есть карта, по которой вы найдёте свой город, о котором будете рассказывать.
Перед работой вспомните правила работы в группе.
Распределите роли в группе.
Энциклоп.
Учебник, рабочая тетрадь, информа
тивные листы.
Памятки «Правила работы в группе»
«Роли в группе»
Работа в группах.
Каждая группа получает своё задание.
(№1 В конвертах - информативний лист, лист ответа по городу)
(№2 (В конверте фотографии достопримечательностей города с небольшим описанием достопримечательностей, лист А 3 для оформления)
Время работы – 10 минут.
Физминутка. (муз.)
Итак, мы начинаем знакомится с городами Золотого кольца .
Очутившись в городе, вы должны будете запомнить его название и записать в маршрутные листы – рабочие тетради 2 достопримечательности города.
Первый город Сергиев Посад.
(Выступление 1группы – информация о городе; 2 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм.
(Выступление 3группы – информация о городе; 4 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм.
(Выступление 5группы – информация о городе Ростов; 6 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм
Коллаж - на доску и рассказывают коротко о достопримечат.
Слушание ростовского перезвона, рассматривание ростовской финифти
Закрепление изученного
Итог Сегодня наше путешествие подходит к концу. Мы с вами побывали в нескольких городах Золотого кольца . На следующем уроке мы продолжим наше путешествие.
А сейчас давайте вернёмся к началу урока . Нашли ли мы ответы на наши вопросы?
Чем славятся эти города? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, красивыми видами, чудесной природой)
Какие чувства вы испытали? (чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости)
Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?
Да, каждый город по-своему красив и одинаково дорог россиянину своей неповторимой красотой, историей. Создание этого маршрута было необходимо для того, чтобы привлечь внимание не только к красоте, но и необходимости беречь и сохранять культурные и исторические ценности России .
Ребята, и в вашем селе тоже есть памятники культуры, которые вы должны беречь и сохранять.
Рефлексия Работа с листком самооценки.
Д/З
Понравилось ли вам сегодня на уроке ? Покажите соё настроение смайликом.
Я благодарю вас за урок . Вы все сегодня очень хорошо поработали. Всем поставим отлично.
Урок окончен . Работа с листком самооценки
синквейн
Попробуйте в группе составить синквейн по одному из городов, в которых вы побывали сегодня.
Заслушиваем 1-2
Д/З : по выбору 1. Подготовить сообщение по 1 достопримечательности любого города.
2. Придумать вопросы к викторине.
3. Найти пословицы и поговорки в которых есть название городов.
синквейн
Лист самооценки
Начало урока Конец урока
Знаю всё Знаю всё
Знаю, но не всё Знаний стало больше
Знаю мало Ничего нового не узнал
Ничего не знаю Могу рассказать другим
Гимнастика для глаз.
Глазки видят всё вокруг
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг
Погляжу на мир вокруг .
1 ряд :
В теперь уже далекие 60-е годы XX века журналист и общественный деятель в области сохранения культурного наследия Юрий Бычков сел в собственный автомобиль и, выехав из Москвы, прокатился по восьми городам к северо-востоку от столицы. В качестве точек своего маршрута он выбрал те места, где, на его взгляд, сохранилось больше всего памятников
культуры и истории.
Маршрут журналиста был таким : Москва – Сергиев Посад (в те времена Загорск) – Переславль Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва. А затем он опубликовал в газете «Советская культура» цикл очерков об этих городах под общим заголовком Золотое кольцо России . Каждый очерк был посвящен отдельному городу.
3 ряд :
«Золотое кольцо России – это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры».
С древних времён кольцо является символом единства и постоянства.
С давних пор золото – символ богатства и знатности, так как очень редкий и драгоценный металл. Украшения, сделанные из золота очень изящны и затейливы.
Юрий Долгорукий
Год основания Москвы