Беседа на тему «Моя малая родина»
Составила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад №51 «Красная шапочка»
Городилина Юлия Александровна
Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина.
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родине.
Коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств воспитанников, эмоционально-волевой сферы.
Дорогие ребята! Это занятие у нас сегодня не совсем обычное. Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине.
Что человек называет своей Родиной?
В какой стране мы с вами живем?
Как называется столица нашей Родины?
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия. Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина.
Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя?
Что значит малая?
Что значит родина?
Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Столица нашей Родины – Москва
(р уки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)
Ехать очень долго – дня два.
(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)
С высокой, главной башней,
(подняться на носки, поднять руки)
С курантами на ней
(руки вверх, потянуться)
И с площадью огромной,
(развести руки в стороны на уровне груди)
С названием скромным,
(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)
Зовётся она Красной
И смотрится прекрасно.
Музеев там не перечесть,
(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)
Театры, памятники есть.
(загнуть левой рукой два пальца правой руки)
Поедем в гости мы к друзьям,
(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)
Чтоб рассказать об этом вам.
(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)
Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).
Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
Есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая родина.
Посмотрите на доску. Это слово я записала два раза.
В чём их различие?
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но, где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
В нашей стране горы-высокие, (потянуться на носках, руки вверх)
Реки глубокие, (присесть на корточки)
Степи широкие, (развести руки широко в сторону)
Леса большие, (вытянуть руки вперед, локти округлые)
А мы - ребята вот такие! (показать «класс»)
Давайте с вами посмотрим об истории и достопримечательностях нашего города, города Тамбова.
Вот наша беседа и подошела к концу. Подводя итоги, хочу сказать, испытывайте гордость за людей, прославляющих нашу страну.
Гордитесь тем, что мы - граждане великой многонациональной России!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 37
село Запрудное
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
СТАРШАЯ ГРУППА
« СОЛНЫШКО»
ТЕМА: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Воспитатель: Калинеченко Ольга Алексеевна
с.Запрудное, 2015 год
Цель:
Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине –село Запрудное.
Задачи:
Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство;
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине (социализация);
Уточнять и расширять знания детей о родном поселке;
Прививать уважение к традициям и обычаям своей малой Родины.
Присутствовало детей: 10 человек
Словарная работа: родной, родная; родная сторона; Родина; Россия; малая Родина.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята к нам сегодня пришло письмо. Давайте посмотрим, что там. (открываем). В этом письме говорится, о том, что ребята из другого города хотят узнать о малой Родине. А рассказывая детям об этом, мы будем выполняя интересные задания.
1.Д/и: «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край.
2.Воспитатель: - Ребята, как вы понимаете выражение «Родная сторона»?
- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.
Такое место по-другому еще называют - «Родина».
Послушайте стихотворение: (читает воспитатель).
«С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что в поле,
Под ветром склоняясь, растет.
3. Воспитатель:
Д/и: «Назови ласково» (с клубочком)
Дети передают друг другу клубочек и называют друг друга ласковым именем. После того как образовался круг, воспитатель говорит:
У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья. Живем мы вместе, в детский сад ходим вместе, отмечаем вместе общие праздники, говорим на одном языке, живем в одной стране.
Как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
Да, наша Родина – Россия.
Давайте рассмотрим флаг и герб нашей страны. Из каких цветов состоит флаг России?
Дети: Белый; синий, надежда; красный.
4. Воспитатель:
Страна наша огромная, а кто руководит нашей страной? (Ответы детей)
А как его зовут? (Ответы детей)
Воспитатель : - Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.
Воспитатель: - У каждого из нас есть малая Родина.
А сейчас необходимо правильно вставить в пропущенные места гласные звуки, тогда мы с вами сможем прочитать, о чем дальше будем говорить. (с.Запрудное). Как же называется село, в котором, мы все с вами живем? (с.Запрудное).
Я предлагаю послушать песню – «У моей России длинные косички» (прослушивание отрывка)
5. Физминутка:
Раз- подняться, подтянутся
Два - согнуться, разогнуться.
Три- в ладошки три хлопка, головою три кивка.
На четыре-ноги шире
Пять- руками помахать
Шесть- на стул тихонько сесть.
6. Просмотр иллюстраций «Достопримечательности нашего села». (Под музыку «Гимн России»)
7. Воспитатель: - А сейчас мне очень интересно узнать какие они те улицы, на которых вы живете? (дети называют улицы)
А давайте сейчас вспомним, о чем мы говорили, какие задания выполнили?
Я думаю, что дети много узнали о малой Родине. Правда, ребята?
8. Воспитатель: Для вас ребята я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к Малой Родине. Я предлагаю вам взять это сердце и сказать лишь одно слово, за что мы любим наше село.
Игра «Передай сердечко и скажи словечко».
(игра проходит под спокойную музыку)
Дети говорят, за что они любят свой город и передают игрушку-сердечко.
Я люблю свой поселок, потому что он красивый.
Я люблю свой поселок, потому что он зелёный.
Я люблю свой поселок, потому что уютный и т.д.
Молодцы, ребята! Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша
малая Родина –с. Запрудное оставался таким же прекрасным и только хорошел год от года?
Ответы детей: Любить свой поселок, заботиться о нем, не мусорить, не
ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.
Воспитатель: Ребята, если посмотреть с птичьего полета, то наши дома будут похожи на квадраты. А как выглядят на самом деле дома? Я предлагаю вам нарисовать свой дом, свою улицу.
Дети рисуют в сопровождении музыкального произведения «У России длинные косички»
На этом наше занятие заканчивается, надеюсь, вам понравилось. Спасибо
всем!
МБДОУ №5 «Степнячок»
Воспитатель: Н.Н. Хакимова
Группа: старшая
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема : «Моя малая Родина».
Цель: воспитывать гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи : формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, об особенностях природы. Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем п. Акбулак, о Российской символике. Развивать память, сообразительность, находчивость. Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.
Образовательные области: «Коммуникативно-социальное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, изобразительная, познавательно – исследовательская, экспериментирование
Игровые методы и приемы :
сюрпризность,
эмоциональность,
создание игровых ситуаций,
дидактические и подвижные игры.
Словесные методы и приемы:
разговор, беседа,
показ с названием,
использование художественного слова,
напоминание, пояснение,
подсказка нужного слова,
вопросы.
Наглядные методы и приемы:
Показ памятников природы,
включение предмета в деятельность детей.
приближение объекта к детям,
выполнение игровых действий,
экспериментирование.
Демонстрационный материал.
Символика России, символика Акбулака, презентация «Памятники природы Акбулакского района», мяч.
Раздаточный материал.
Цветные мелки, влажные салфетки, кусочки мела, стаканы с водой, палочки, коричневый картон, молоточки.
Речевой материал.
Музыкальное сопровождение:
Слова С. Михалкова. «Государственный Гимн Российской Федерации»,
Слова В Новосельцева « Гимн Акбулакского района»
Предварительная работа:
Беседа о возникновении п. Акбулак.
Рассматривание презентации «Памятники природы Акбулакского района» и беседа.
Создание «Красной Книги растений Акбулакского района»
Беседа о природных ископаемых Акбулакского района.
Ход занятия
Организационный момент.
(Дети вместе с воспитателем становятся вкруг)
- Коммуникативная игра «Доброе утро»
Доброе утро – солнцу и птицам
Доброе утро – улыбчивым лицам
Доброе утро – нашим гостям
Доброе утро – всем нам
Воспитатель: мы с вами любим, путешествовать, и я предлагаю стать нашими любимыми туристами и начать путешествие.
Станция «Символы»
- Звучит Гимн РФ. Воспитатель - Почему, мы, ребята, эту песню приветствуем стоя, с уважением?
Дети: - это Гимн РФ. Главная песня страны, Родины.
Воспитатель: - Ребята, а что еще есть у нашей Родины?
Дети: Флаг и герб (символы)
Дети: Акбулак, наша тоже Родина, А у Акбулака есть гимн?
Воспитатель: - Гимн есть, а, есть ли флаг и герб?
Дети: - Есть.
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Найди символы Малой Родины»
Игра «Найди символы Малой Родины»
Дети выбирают символы Акбулака среди многих. Задание – по памяти сложить из частей (герб Акбулака)
Воспитатель: - молодцы, ребята! А ведь мы с вами говорили, что означают изображение на флаге. Кто нам может рассказать?
Дети: (рассказ о значимости изображения на флаге Акбулака)
Воспитатель: ребята давайте расскажем какой наш поселок.
Игра с мячом «Наш поселок какой?» Я вам задаю вопрос: наш поселок какой? А вы отвечаете…..
Наш поселок …. (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный).
Воспитатель: - Молодцы! А кто мне скажет, кем и чем может гордиться наш Акбулак?
Дети: - Героями войны, труда, памятниками природы.
Воспитатель: - Правильно, Акбулак богат героическими и талантливыми людьми. А сейчас я предлагаю вспомнить, какие памятники природы вы знаете? Если вы, называете правильно памятник природы, он появится на экране. Ребята называют памятники природы при правильном ответе – фото памятника природы Акбулакского района появляется на слайде. (Мамантов яр, Шаповаловский родник, Святой камень, Кужунтайский сосновый бор, Покровские меловые горы)
Воспитатель: все правильно, молодцы. «Нам пора передохнуть»
(физминутка)
«Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.
(Вращения головой)
Встали ровно.
Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись.
Распрямились.
Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
(Приседания)
«Начинается разминка»
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо – влево наклонились
И ещё раз повторили.
Это нужная работа -
Мышцы ног тренировать (Приседания)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с нами. (Рывки руками)
Станция «Научная»
Воспитатель: - Покровские меловые горы это что, только памятник природы?
Дети: природные ископаемые. Это мел им можно рисовать.
Воспитатель: А какой мел (свойства мела), хотите узнать? А где узнают свойства веществ? Как называется эта комната?
Дети: лаборатория! Нужно в лаборатории узнать свойства мела. Давайте сделаем лабораторию.
Воспитатель: давайте, несите с полочки оборудование. Молодцы. У нас есть научная лаборатория. Устраивайтесь по удобнее, одевайте фартуки. Теперь мы научные сотрудники. Будем изучать свойства мела.
1 опыт: мягкий или твердый?
2опыт: растворяется ли в воде?
3 опыт: меняет ли цвет воды?
4 опыт – ложится на руки (красятся)
Воспитатель: Что мы узнали о меле?
(Дети делают вывод)
Дети: (Шура М. ребята, давайте еще поиграем! Я хочу быть корреспондентам и брать у вас интервью.)
Воспитатель: Хорошо, давайте поиграем.
Дети:
О чем мы сегодня говорили?
Что узнали о п. Акбулаке?
С чем делали опыты?
Вам интересно было играть?
Воспитатель: Ребята, я думаю, что мы хорошо путешествовали , узнали много нового, всем спасибо.
Организационная структура игрового занятия
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный | Коммуникативная игра: «Доброе утро» Предлагает поприветствовать друг друга и окружающих Привлекает внимание к цыплёнку . Предлагает рассмотреть его, задаёт вопросы | Повторяют за воспитателем слова и движения Рассматривают, отвечают на вопросы |
Организационно-поисковый | Чтение сказки, демонстрация иллюстраций. Физминутка Произносит слова физминутки, показывает движения Предлагает рассмотреть альбом с иллюстрациями. Вопросы к содержанию сказки Пальчиковая гимнастика Произносит слова пальчиковой гимнастики, показывает движения Рисование зёрнышек для цыплёнка Оказывает индивидуальную помощь Включает музыку для создания творческой атмосферы Имитационно-речевое упражнение | Смотрят. Проговаривают слова вместе с воспитателем, выполняют двигательные упражнения по тексту. Рассматривают альбом, рассуждают, отвечают на вопросы Проговаривают слова вместе с воспитателем, выполняют двигательные упражнения Рисуют по образцу, в случае необходимости обращаются к воспитателю за помощью и поддержкой. |
Рефлексивно-корригирующий | Благодарит детей за старание. | Выражают свои эмоции. |
Проект "Моя малая Родина Усть-Уда" для детей старшего дошкольного возраста.
Содержание.
Введение
Глава 1.Гражданско-патриотическое воспитание дошкольника.
Глава 2.Педагогическое обоснование методы и формы работы над проектом.
2.1 План реализации творческого проекта «Моя малая Родина Усть-Уда»
2.2 Практическая реализация проекта «Моя малая Родина Усть-Уда».
Заключение.
Список литературы
Приложение
Введение:
Формирование понятия малая - Родина с детьми дошкольного возраста:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский)
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование ----чувство любви к своему Отечеству.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.
Для более успешной работы по патриотическому воспитанию я взяла метод проекта. Проект-это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и взрослых.
Проект «Моя малая Родина Усть-Уда» способствует не только интеллектуальному, нравственному, патриотическому, воспитанию, но и развивает коммуникативные навыки.
Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.
Актуальность темы проекта:
мы горим желанием воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому-к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом –гражданином России, и только потом-жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Одним из перспективных методов, способствующих задач гражданско -патриотического воспитания дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, к доступным ребёнку явлениям общественной жизни, формирует навыки сотрудничества, воспитывает любовь, уважение к родному краю и чувство гордости за него.
Метод проектирование деятельности дошкольников позволяет совершенствовать навыки целепологания и проблематизации, что несомненно способствует вхождению ребенка в окружающий мир. Этнос имеет огромное значение на способность ребенка благоприятно социализироваться. Проводя образовательную ситуацию по теме «Мои соседи» при организованной образовательной деятельности по теме «Моя малая родина», выявила недостаточность знаний о знаменитых людях своего посёлка, о достопримечательностях и памятниках, которые находятся на территории поселения дошкольники имели очень скудные знания поэтому, разработан проект «Моя малая Родина» Этот проект значим для всех участников проекта:
У детей формируются навыки самостоятельности, активности,
инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков
в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о своем родном поселке, о полезных ископаемых, добываемых на территории поселения, традициях и истории возникновения.
Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности,который даёт возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника, и привлечь родителей для пополнения
предметно развивающей среды группы и знаний детей.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения. В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания патриотизма и толерантность старших дошкольников, уважение к людям труда, ветеранам ВОВ.
Совместно с детьми мы составляли альбомы «Село родное – край мой дорогой», «Дорога от дома до детского сада», в которые вошли продукты творчества детей, родителей и педагогов. Важную роль в развитии толерантности, терпимость одного народа к другому, в воспитании уважения к сверстникам и взрослым играет чтение доступных для детей этого возраста текстов художественных произведений, рассказывание им сказок и других произведений устного творчества народов разных национальностей, так как группу посещают дети бурятской и русской национальности. Проводились беседы с родителями и детьми о посёлке Усть-Уда.
Данный проект целесообразно использовать для развития толерантности и патриотизма старших дошкольников.
Привлечь детей и взрослых к составлению альбома «Моя Усть-Уда», сделать их активными участниками проекта.
Результатом их деятельности в рамках проекта должен стать альбом (рисунки домов, фотографии или рисунки зданий где работают родители).
Гипотеза: воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом - большое благо. Всё хорошее начинается с сродного дома и матери-хранительнице очага.
Цель проекта:
Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.
Задачи проекта
Обогатить знания о достопримечательностях родного посёлка.
Воспитывать гордость за свой поселок.
Формирование любви к родному посёлку Привлечение родителей к сотрудничеству с ДУ.
Активизация творческого потенциала родителей.
Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своего этноса.
Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.
Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
Обогатить игровой опыт старших дошкольников средствами национальных подвижных игр.
Создать наиболее благоприятный климат в детском коллективе, установить тесный контакт и взаимодействие между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом.
Способствовать объединению детей и взрослых различного положения.
Обеспечить условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Активизация познавательного интереса к объектам социального мира.
Формирование системы краеведческих знаний: о традициях нашего посёлка, особенностях ландшафта, застройки посёлка «деревянные дома», зданий определяющие архитектурный облик нашего посёлка.
Соблюдать права ребёнка на игру, досуг, на свою территорию
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый результат
Дети могут знать и называть место проживания: посёлок, некоторые предприятия родного посёлка и их значимость;
Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых, проявлять внимание и уважение ветеранам и пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Повышение уровня патриотизма старших дошкольников.
Получение первого опыта рефлексии(самооценки)
Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия. Пополнение развивающей среды группы альбомом о посёлке, исторических местах посёлка.
В результате работы по проекту участники создадут альбомы, изображение домов - рисунками детей и родителей. Каждый дом – мир одной семьи, личное пространство, в котором они живут и в котором есть всё, что им дорого.
Для настроенности на выполнение задания предлагаются темы, понятные каждому и важные для всех.
«Мой дом – моя крепость»
«Самый красивый дом»
«Дом моей мечты»
«Счастливый дом»
«Сказочный дом»
«Дом на самой красивой улице».
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Она (идея патриотизма) отражена в частности, в Концепции модернизации российского образования до 2010 года и в Федеральной программе развития образования – в них отражается социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора по патриотическому воспитанию дошкольников выделяют национально-региональный компонент. Во многих программах, по которым работают современные ДОУ, задачи воспитания чувства любви к Родине формулируются одной фразой, в них не говорится о средствах и методах решения данной задачи.
Слово «патриотизм» образовано от греческого «патрис»- «родина». Преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.
Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её.
Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.
Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного села. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село - моя страна - моя планета) .
Поставив перед собой эту задачу, я столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно:
для педагогов была поставлена общая цель - наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.
На начальном этапе работы над темой мы столкнулись со следующими проблемами:
-мало методических пособий, особенно по ознакомлению с конкретными регионами;
-отсутствие пособий, методики по приобщению к нашей малой Родине.
-отсутствие наглядной информации (фотографий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр,
-систематизированного художественного слова.
Мы должны продумывать, о чём рассказывать детям, особо выделяя характерные особенности нашей местности, доступно показать связь родного села со всей страной.
Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной.
Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Усть-Уде, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река - всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.
Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.
Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;
- сформировать представление о своём селе, как части России, об истории возникновения родного села, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях. Помимо познавательных занятий предусмотрен ряд мероприятий. Материал проекта представлен блоками:
-познавательно-краеведческим,
-эколого-краеведческим
-художественно-эстетическим,
-физкультурно-познавательным.
Результаты работы в ходе реализации проекта:
- подобран литературный материал о малой Родине, сделан альбом со стихотворениями о Родине, о крае, о родной земле, стихотворения местных поэтов о селе Усть-Уда, о нашей реке Ангаре, пословицы и поговорки о труде, Родине.
- приобретён и изготовлен иллюстративный материал по теме (Карта Российской Федерации, Символика России: это герб, изображение флага, изображение президента РФ-Путина В.В. ;
- фотографии достопримечательностей нашего села; карта Иркутской области, герб.
- изготовлены дидактические игры;
Со всеми участниками проекта проведены различные мероприятия:
- обсуждение проекта с детьми, педагогами, согласование с родителями (родители признали тему актуальной и приняли активное участие в реализации проекта) ;
- проводятся познавательные занятия со старшими дошкольниками, беседы, экскурсии, целевые прогулки;
- организация игровой деятельности (дидактических и словесных игр) ;
- изготовление и демонстрация продуктов детской деятельности (организация выставок) .
Сформировалось ли у детей чувство любви к Родине, об этом говорить пока рано, но крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории села, культуре малой Родины появились.
Я считаю, что патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с родным селом, краем - не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине.
Меняются времена, эпохи,люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Самое большое счастье для родителей –вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Дошкольный возраст-фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - это и есть воспитание нравственно патриотических чувств у дошкольников. Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребёнка. Инновации определяют новые методы, формы. средства, технологии. Использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Формы работы с детьми по проекту:
1.Целевые прогулки к памятникам боевой славы, улицам, экскурсия в музей.
2.Экскурсии к памятным местам. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.
3.Чтение художественной литературы-о защитниках родной земли, Отечества.
4.Использование аудио и ИКТ для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильма о подвигах русских людей.
5.Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет об исторических фактах и событиях нашего посёлка.
6.Встреча с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях «День матери», «День победы», «Папин праздник».
7.Подготовка тематических выставок, посвящённые памятным датам, изготовление сувениров, коллажей, альбомов, буклетов.
Тип проекта.
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.
По числу участников проекта: групповой (15-20, все желающие)
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, социум-библиотека.
По профилю знаний: область социализация.
По типу объекта проектирования: социальный.
План реализации проекта.
Встреча и регистрация участников.
Объяснение задания.
Изображение своего дома.
Здания в которых работают родители.
Монтаж рисунков и фотографий в альбом.
Выставка, обсуждение альбома, придумывание названия.
Этапы работы над проектом.
1 – этап: Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Рассмотреть иллюстрации достопримечательностей посёлка Усть-Уда.
Вопросы к детям:
Как называется наш посёлок?
Как называется улица на которой вы живете?
Что больше всего нравится в посёлке?
Что изображено на флаге и гербе нашей Иркутской области?
2 – этап: Разработка проекта.
Цель: довести до участников проекта важность данной темы.
Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.
Использование модели трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это хотим сделать?
Подобрать литературу и иллюстрации по теме.
Составить план мероприятий.
Работа с родителями: Оформление информационного уголка, фоторепортажи, индивидуальные консультации.
3 – этап: Реализация проекта.
Познавательное развитие.
Цель: Дать научно – достоверные знания об истории посёлка, о жителях, о достопримечательностях, о предприятиях, о культурных центрах. Учить наблюдать, анализировать, сопоставлять с ранее полученными.
Формы работы:
Просмотр фото, видеоматериалов о городе о посёлке Усть-Уда.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Знакомство с разными профессиями жителей нашего посёлка.
Посещение краеведческого музея.
Пригласить в группу людей разных профессий.
Речевое развитие.
Цель: Обогащать словарь детей, развивать связную речь, развивать творчество и фантазию, воображение, речевую активность.
Формы работы:
Разучивание стихов и песен о родине, знакомство с пословицами и поговорками о родине.
Пальчиковые игры: Наш посёлок. Сколько жителей у нас.
Составление творческих рассказов.
Чтение стихов и рассказов жителей нашего посёлка.
Составление описательных рассказов о достопримечательностях посёлка
Художественное творчество:
Цель: Способствовать отражению впечатлений об увиденном и услышанном в изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей.
Формы работы:
Рисование по теме «Мой дом», « Моя семья», « Улицы моего посёлка».
Коллективная работа « Наш детский сад».
Конструирование из строительного материала.
Изготовление аппликации «Посёлок будущего».
Выставка поделок, рисунков, фотографий.
Игровая деятельность.
Цель: Закрепить образные обороты речи.
Формы работы:
Дидактические и настольные игры: « Найди флаг».
Сюжетно ролевые игры: « Библиотека», « Парикмахерская», «Магазин».
Музыкально – театрализованная деятельность.
Цель: Развивать творческие способности детей.
Формы работы:
Разучивание песни « О дружбе». «Усть-Уда»
Прослушивание авторских песен о нашем посёлке
Передача образов людей разных профессий.
Игра – драматизация « Все мы жители посёлка»
Работа с родителями.
Цель: Привлечь родителей к мероприятиям проводимым в группе.
Формы работы:
Познакомить родителей с проектом « Моя малая родина»
Попросить родителей посетить вместе с детьми краеведческий музей.
Подбор интересных сведений о посёлке
Попросить принести фотографии детей около любимых мест в посёлка.
Попросить принести фотографии родителей бабушек, дедушек на предприятиях нашего посёлка. Выполнение домашних творческих работ.
4 – этап: Анализ
Обработка и оформление материалов.
Оценка результатов работы всех участников проекта.
5 – этап: Презентация проекта.
Итоговое мероприятие « Моя малая родина».
Выставка работ по теме « Моя малая родина»
Образовательная деятельность: познание, социализация, коммуникация: сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Детский сад» «Семья», «Кто работает в детском саду?», «День рождения», «Профессии моих родителей». Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живём в детском саду», « Моё имя», «Моя комната». Коммуникативные игры: «Я расту», «Назови ласково», «У меня есть голова». Познание, коммуникация, социализация, речь и речевое развитие: составление рассказов на тему: «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду», «Мой папа, мама, бабушка, дедушка», «Моё любимое занятие», « Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома» Сотворчество детей и родителей по теме проекта. Чтение художественной литературы, литературная речь, словесное искусство: чтение рассказов: «Моя бабушка», С.Капутикян; «Мой дедушка» Р.Газматов, «Мама» Ю.Яковлев, «О мальчиках и девочках» С.Маршак, «Вместе тесно, а врозь скучно» К.Ушинский. Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Е.Успенский, «Бабушкины руки» Л.Квитко, «Не мешайте мне трудится» Е.Благинина..
Художественное творчество: рисование «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи». Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад»»Мы любим трудиться». Сотворчество детей и родителей: «встреча гостей», «Мой дом».
Организованная образовательная деятельность: «Состав семьи», «Работа моих родителей»; беседы: «Любимый отдых членов моей семьи», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», экскурсии по детскому саду.
Социализация, коммуникация, художественное творчество: выпуски семейных газет; создание альбомов; создание библиотеки: книги о родном крае, Москве, наборы открыток.
Здоровье, физическая культура: беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Микробы и мыло», составление правил безопасного поведения на улице, в группе и дома. Физкультурный досуг «Зимние забавы»
Музыка: проведение праздников «Мамин день», «День защитника Отечества», «День победы», разучивание песен о детском саде, доме, о маме.
Взаимодействие с родителями: создание эмоционально-благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия. Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?». Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье. Соблюдение прав ребёнка на игру, досуг, труд. Составление альбома «Моя малая Родина Усть-Уда».
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну-наш общий дом.
В.Степанов.
Перспективный план работы по проекту «Моя малая Родина Усть-Уда».
Сентябрь:
Целевая прогулка по близлежащим улицам: в посёлке много улиц, у каждой улицы своё название, много домов, у домов свои номера.
Мой родной посёлок.
Беседа о домашних адресах.
Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.
Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живёшь?».
Беседы: «О названиях улиц», чтение стихотворений о родном посёлке.
Подбирать материал к созданию альбома «Моя малая Родина Усть-Уда».
Цель:
Формировать представление о родном посёлке, своём районе; воспитывать гордость за то, что ты житель своего родного посёлка, желание помогать взрослым в благоустройстве посёлка.
Октябрь:
Целевая прогулка по близлежащей улице. Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад.
Целевая прогулка по близлежащей улицы. Обратить внимание на работу дворника, на чистоту территории детского сада.
Дать задание по дороге домой отметить, название улиц, какие предприятия расположены, какие магазины.
Беседа о том, что полезного сделали люди. Напомнить, что всё сделано руками человека и всё надо беречь.
Дидактические игры: «Кто где работает?», «Где люди живут?»,
Беседы: «О домашних адресах», о профессиях (где и кем работают родители)
Продолжать собирать материал по созданию альбома.
Цель:
Формировать представления детей о посёлке в котором они живут, уточнить знания о своей улице, воспитывать любовь к своему посёлку.
Ноябрь:
Занятие «Город-посёлок».
Рассматривание иллюстраций в книжном уголке на тему: «Город-посёлок».
Экскурсия к памятникам нашего посёлка.
Вспомнить с детьми их домашний адрес, напомнить, что в посёлке много улиц с разными названиями. Пополнение альбома материалом.
Дидактические игры: «Угадай, где и кем я работаю?»
Рассматривание иллюстраций, фотографий, о зданиях нашего посёлка.
Беседа: конструирование образовательной ситуации «Где строят города, посёлки, деревни» (в плодородной местности, где много воды; у источников воды; на пересечении дорог; рядом с лесом, так как древесиной можно отапливать дома, готовить пищу; на холмах, для защиты от врагов; рядом с шахтами, портами-рабочие города и посёлки; там, где люди предпочитают отдыхать, курортные города и посёлки; где находится правительство страны, столица нашей Родины-Москва).
Цель:
Формировать представление о родном посёлке, о его достопримечательностях, уютных его уголках, закреплять навыки поведения на улицах родного посёлка, воспитывать любовь к родному посёлку.
Декабрь:
Побеседовать с детьми, кто где был в родном посёлке, что видели, что понравилось, рассмотреть фотографии.
Проблемные ситуации на тему, почему нужно знать свой домашний адрес: название улицы, номер дома, фамилию.
Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад и названия улиц, на которых живут дети.
Предложить родителям, чтобы они с детьми сходили в музей, и посмотрели материал, как появился наш посёлок.
Дидактические игры: «Угадай, кем я работаю?», «Что предмет расскажет о себе».
Беседа: «Кто заботится о нас в детском саду», «О помощи взрослым».
Пополнение альбома.
Цель:
Формировать представление о том, что наш посёлок это маленькая частица нашей большой Родины-России, познакомить с историческим прошлым нашего посёлка.
Январь:
Рассматривание в уголке иллюстраций, фотографий, картин о нашей природе.
Показать красивые здания.
Беседа с детьми о правилах движения по улицам посёлка, рассказать что означают те или иные знаки дорожного движения.
Чтение стихотворений о нашем посёлке, познакомит с писателями, кто написал эти стихотворения.
Рассказы детей об улицах на которых они живут.
Дидактические игры: «Где находится памятник?», «Кем быть?».
Беседы: «Я и взрослые люди», «Я и моя семья», «Быт и основные занятия русских людей». Познавательное сообщение «Природа и города России».
Работа со схемой «Как дойти до детского сада и по каким улицам».
Цель:
Дать представление о Родине-России, развивать умение ориентироваться по карте, находить свою страну, свой посёлок, воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Февраль:
Целевая прогулка по улице, на которой расположен детский сад, рассматривание здания детского сада, из какого материала сделан детский сад.
Рассматривание памятника героям, павшим, защищая Родину, фотографий и иллюстраций.
Предложить родителям посетить вместе с детьми памятник, кто погиб защищая Родину.
Беседа с детьми, которые были с родителями у памятника героям, погибшим, защищая своё отечество, предложить им рассказать, что они видели.
Дидактическая игра: «Где я живу», «Узнай по описанию».
Беседа «Детский сад-моя вторая семья», Традиции нашего посёлка».
Работа с родителями: рассказать детям о прохождении службы в армии, в каких частях, в каком городе они служили.
Цель:
Формировать представление о Великой Отечественной войне, о военных действиях, воспитывать любовь, чувство благодарности к ветеранам войны, любовь к родному посёлку.
Март:
Беседа с детьми о родном посёлке, как называется, что детям нравится, где они были.
Беседа о труде тех, кто строит дома.
Беседа с детьми о том, как называют жителей родного посёлка. Что делают его жители, чтобы родной посёлок был красивее, что могут сделать дети.
Рассматривание иллюстраций о городе и о посёлке. Закрепление знаний. Чтение главы из книги Л.Воронковой «Солнечный денёк».
Дидактические игры: «Кто где работает», «Что из чего сделано».
Беседы: «Наши имена и фамилии», «Я и моя семья», «Сколько мам в твоей семье?».
Рассматривание фотографий современной застройки нашего посёлка.
Работа с картой Иркутской области.
Цель:
Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости, за свою страну Россию, продолжать знакомить с символикой: российским гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России, нашего посёлка.
Апрель:
Уточнение домашних адресов детей; напомнить, что в посёлке много улиц, и у каждой есть своё название.
Рассмотреть в книжном уголке иллюстрационный материал о родном посёлке.
Целевая прогулка по близлежащим улицам. Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству посёлка.
Беседа с родителями о приближающемся празднике Дне Победы. Посоветовать посетить с детьми праздник посвящённый Дню Победы.
Дидактические игры: «Кем быть?» «Знаешь ли ты свой посёлок?».
Беседы: «Без семьи нет счастья», «О помощи старшим», «Человек без Родины - что соловей без песни».
Создание макета: «Прошлое жилище». Конкурс рисунков на тему: «Посёлок в котором я живу».
Цель:
Продолжать знакомить детей с нашей огромной страной, воспитывать любовь к нашей малой Родине, где родились, где живём.
Май:
Занятие «Наша малая Родина Усть-Уда»
Беседа с детьми о том, как жители посёлка весной стараются сделать посёлок красивым.
Закрепление знаний о нашем посёлке, о нашей малой Родине, рассмотреть иллюстрации, фотографии.
Подведение итогов работы по проекту «Моя малая Родина Усть-Уда»
Дидактические игры: «Где я живу», «Кому что нужно для работы», «Назови свой адрес»
Беседы: «Мой дом-моя крепость»
Рассматривание альбома о родном посёлке.
Конкурс знатоков родного посёлка. Прослушивание песен о доме, игр.
Выставка детских работ на тему: «Мой праздничный посёлок»
Цель:
Закрепить знания детей о своей малой Родине. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать восхищение красотой русской природы. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.
Стихи о нашем замечательном посёлке написала Татьяна Фёдоровна Макагон. Жительница нашего прекрасного, удивительного посёлка.
Ты- России частица.
С ясным солнцем играет
В волнах моря вода.
С добрым утром, родная,
Ты, моя Усть - Уда!
Ты –России частица,
Мой посёлок родной.
Будем вечно гордиться
Мы твоей красотой.
Сколько ярких талантов,
Вдохновенья, труда,
Мастериц, музыкантов
Ты дала Усть-Уда!
Чайки вьются над морем,
Славят песней тебя.
Расцветай год от года
Ты, моя Усть-Уда!
Сентябрь 2007год.
А эти строки написала Екатерина Гамаюнова о нашей малой Родине, о наших земляках, о красивых местах.
Край таёжный, край полей и рек.
Усть -удинская земля родная,
Край таёжный, край полей и рек,
Широту твоих просторов знает,
Каждый, здесь живущий человек.
Ты –Иркутской области частица,
А она России регион.
В Ангаре –байкальская водица,
В мире нет таких озёр, как он.
Мы трудом гордимся поколений,
Помним не вернувшихся с войны.
Мы воздвигли храм Богоявленья-
Дела большие издали видны.
Край прекрасный и зимой, и летом,
Дорогая родина моя,
Нет тебя милее на всём свете,
Суровая сибирская земля.
Главное богатство-Люди!
Усть - удинскую землю прославили многие замечательные люди, уроженцы района, а также те, чьим трудом гордятся земляки, один из них это писатель Распутин В.Г. Всемирно известный писатель, Герой Социалистического труда, дважды лауреат Государственной премии СССР и многих других премий, уроженец нашего района.
Он написал такие строки:
«Чем мы больше всего гордимся из своего прошлого? Да, тем, что несмотря на все невзгоды, сохраняли и до сих пор сохранили дух сой, своё лицо, словом, свою особливость, дающую нам право называться своим именем. Всякий народ жив до тех пор, пока он сохранит сомозвучание и самостояние. не будет этого в языке, культуре, образе жизни и образе мысли---заглохнет и имя. Заглохнет имя---не станет народа. Давайте же понимать и помогать тем, кто добивается, чтобы этого не случилось».
Заключение:
Технология данного проекта позволила получить результаты отличные от традиционных. Использование данной технологии развивает внутреннюю активность ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, получать результаты. В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.
1.Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья» «Мой дом».
2.Потребность детей самовыражаться в творческой деятельности.
3.Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия.
4.Пополнение развивающей среды группы альбомами о нашем посёлке, «Малой Родины Усть-Уды».
5.Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно – воспитательного процесса в частности.
6. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
Список литературы:
1.Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).
2.М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
3.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
4.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
5.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.
6.В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина-Россия»
7. Интернет ресурсы.
8.Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».2013г.
Приложение.
Анкета для родителей.(какими навыками владеет ребёнок)
Знает и называет адрес.
Знает называет свой номер телефона
Называет улицу и номер дома.
Называет название посёлка.
Может назвать своё имя, отчество, фамилию.
Может назвать имя, отчество мамы и папы.
Знает своих бабушек и дедушек.
Где работают родители.
Знают и называют нашу красавицу Ангару.
Показывают на карте Иркутскую область, Россию.
Называют города Иркутск, Москва, Братск, Ангарск, Усолье-Сибирское.
Называют памятники и мемориальные доски нашего посёлка.
Называют название нашего детского сада «Колокольчик».
Анкета для детей:
Как называется наша страна?
Как называется на посёлок в котором ты живёшь?
Сколько лет посёлку?
Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"
Использование советских мультфильмов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе
Золотова Ольга Алексеевна
воспитатель
Филиал МАОУ с. Окунёво
ГКП Зарословской СОШ Бердюжского района
Педагогическая цель
: Формировать знания детей о родном крае, прививать любовь к родному дому.
Задачи:
Развивающие:
развивать связную речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к ответу сверстника, воспитывать любовь к музыке.
Образовательные:
пополнять и активизировать словарный запас, учить называть свой домашний адрес, формировать гражданскую принадлежность.
Виды деятельности:
игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Средства реализации:
- слайды с видов села.альбомные листы и фломастеры на каждого ребенка, Незнайки, магнитофон, устройство ИКТ, мяч.
Музыкальное сопровождение
: песня «Я, ты, он, она», «У моей России» муз. Г. Струве, «Родина моя» стихи Т.Боковой.
Предварительная работа:
прогулки по улицам села, показ иллюстраций, чтение стихотворений и разучивание песен о Родине.
Ход занятия:
Воспитатель начинает занятие:
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в родном краю,
слайд № 1
Появляется Незнайка.
Незнайка:
Здравствуйте, ребята. Пока я добирался до вашего детского сада, я заметил, что в вашем селе много разных зданий, улиц, дорог. И я хотел бы побольше узнать о вашей Малой Родине. Расскажите мне о ней?
Воспитатель:
Конечно, Незнайка, ребята тебе помогут. Присаживайся и внимательно слушай.
- Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о малой Родине. Скажите мне, пожалуйста, что такое Родина? (Ответы детей)
Воспитатель:
Верно, ребята, Родина – это страна, в которой мы живём.
О Родине есть очень много стихов, Арина вам расскажет стихотворение Т. Боковой «Родина»
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Воспитатель:
Ребята, скажите, как называется наша страна? (Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, молодцы, мы с вами живём в России. А что такое малая Родина? (Ответы детей)
Воспитатель:
У каждого человека на Земле есть место, где он родился. Здесь впервые он увидел мамины глаза и улыбку, ласковые лучи солнца, зеленую траву, голубое небо. Это место называется - Малая Родина! Малая Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди. Малая Родина-это место, где стоит наш детский сад. Малая Родина для нас - село Зарослое
Послушайте отрывок из стихотворения нашей Зарословской поэтессы З.Н. Кутельниковой «Село Зарослое – Родное»
Слайд № 2
Среди лесов, лугов и пашен,
Под небом ясным, голубым,
Стоит село родное наше,
Село Зарослое стоит.
Воспитатель Так как же называется наше село?
Воспитатель:
- Правильно! Мы живем в селе Зарослое. Мы с вами Зарословцы! Так называют жителей, которые живут в нашем селе. Мы знаем, какое оно красивое. Наше село расположилось на берегу озера. С другой стороны – поля и леса. В нашем селе есть - улицы, дома, школа….
Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно на экран. Я вам буду показывать известные места нашего села, где вы часто бываете, где бывают ваши родители. Вы должны узнать это место и сказать, как оно называется.
Слайд № 3
. Что это? (школа)
Для чего нам в селе нужна школа?
Слайд № 4
.Что это?(наша группа)
Сайд№5
Что это? Фельдшерско-акушерский пункт - Медперсонал ФАП систематически наблюдает за здоровыми детьми до 1 года жизни и осуществляет патронаж детей в возрасте от 1 года до 3 лет, оказывает медпомощь заболевшим детям.
Для чего нам в селе нужен ФАП? ФАП является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным оказывать медицинскую помощь и осуществлять комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению населения и предупреждению заболеваемости. В функцию фельдшера входит оказание первой медицинской помощи при острых и внезапных заболеваниях, травмах, лечение пациентов при обращении на ФАП и вызов на дом, организация и проведение диспансеризации, своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении, или консультации специалистов.
Слайд № 6.
Что это? (сельская администрация)
Для чего нам в селе нужна сельская администрация?
Слайд № 7
. Что это? (дом культуры)
Для чего нам в селе нужен Дом Культуры?
Воспитатель:
Молодцы! Вы замечательно справились с заданием.
Динамическая пауза (под музыку)
Мы по селу гуляем, (шагаем)
За природой наблюдаем. (повороты головы вправо и в лево)
Вверх на солнце посмотрели (смотрим вверх)
И нас лучики согрели. (руки вверх, шевелим пальцами)
Птички в домике сидят. (присели)
Птички по небу летят (махи руками)
Воспитатель:
Мы с вами погуляли по селу, скажите, какие улицы есть в нашем селе? (Ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, нам с вами еще очень важно знать свой домашний адрес. А кто мне ответит, для чего? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает ребятам встать в круг и поиграть в игру с мячом «Я знаю свой домашний адрес». Мяч передается по кругу, когда музыка останавливается, ребенок, у которого в руках оказывается мяч, называет свой домашний адрес (игра проводится под музыкальное сопровождение).
Воспитатель: У нашего села есть карта. Давайте рассмотрим карту нашего села. На ней можно найти все, что мы видели на фотографиях. Давайте найдем наш детский сад (дети находят здание школы)
Воспитатель:
- В нашем селе живет много хороших и добрых людей. Я вам предлагаю сейчас взять в руки фломастеры, и превратимся в архитекторов. Давайте придумаем новые красивые дома и нарисуем их. Дома для наших родных, друзей и просто хороших людей.
(Дети рисуют дома.Из готовых работ выстраивают улицу будущего).
Воспитатель
: Молодцы! Вы хорошо потрудились!
- Ребята! Любите и берегите свою Родину. А когда вы станете взрослыми, не забывайте о своём родном селе.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Ну, Незнайка, ребята достаточно рассказали тебе о нашем селе?
Незнайка:
Спасибо, вам ребята. Вы такие молодцы. Можно я приду к вам в гости еще раз? (Ответы детей).
Спасибо! До новых встреч! До свидания!
Рефлексия:
1. Вам понравилось занятие? Что вам запомнилось?
2. О чем вы расскажите вечером своим родителям?
В конце занятия коллективно исполняют песню «Наш край».
Слова: А. Пришельца, Музыка: Д. Кабалевского
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт
Все бегут, бегут дороги
И зовут они вперед.
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд –
Край родной, навек любимый,
Весь цветет, как вешний сад.
Детство наше золотое
Все светлее с каждым днем!
Под счастливою звездою
Мы живем в краю родном!
Воспитатель : Всем большое спасибо за работу!
"Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А № 004351
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?