Конспект открытого мероприятия
по формированию элементарных математических представлений с элементами экспериментирования.
Тема: «Путешествие в страну сказок»
Количество детей: 8.
Цель. Развитие математических способностей у детей с элементами экспериментирования.
Задачи:
- закреплять порядковый счёт в пределах 10; закреплять представления детей о последовательности дней недели, месяцев года, закреплять умение детей измерять объём жидкости с помощью условной мерки, закреплять умение делить предмет на 4 равные части;
- развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности путём проведения простейших опытов, продолжать формировать представления детей о свойстве и действии магнита; закреплять умение выделять предметы взаимодействующие с магнитом;
- воспитывать желание помогать, оказывать помощь в трудных ситуациях, работать сообща.
Оборудование. Материал для проведения экспериментов: стаканчики, вода, магнит, металлические предметы, соль, игра «Назови пропущенную цифру», ширма, колодец, куклы – лягушка, Василиса Премудрая, Незнайка, Емеля, фонограмма с записью кваканья лягушек, музыки (во время рисования)
Воспитатель: Много сказок есть на свете.
Сказки очень любят дети
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
Ребята, а вы бы хотели побывать в сказках?
(ответы детей)
Тогда я предлагаю вам отправиться вместе в сказочное путешествие, к тому же сегодня я получила письмо от Красной Шапочки, она просит нас помочь ей, вот послушайте, пожалуйста.
Письмо от Красной Шапочки: «Дорогие ребята, я пошла навещать свою любимую бабушку, а по дороге мне встретился злой волк. Я переживаю за свою бабушку и хочу добраться до нее как можно быстрее, но мне нужно преодолеть препятствия, которые могут
встретиться на моём пути».
Воспитатель: Ну что, ребята, не боитесь, ведь там нас ждут приключения, волшебные превращения, трудные задания.
(ответы детей)
Ребята, но попасть в страну сказок мы сможем в том случае, если правильно ответим на следующие вопросы.
*Сколько пальцев на одной руке?
*Сколько углов у треугольника?
*Сколько раз в году бывает день рождения?
*Сколько носов у трех котов?
*Сколько ушей у двух мышей?
*Как назвать одним словом (треугольник, квадрат, овал, прямоугольник?
А поможет нам в пути дружба.
Итак, 1, 2, 3 –дружба в сказку нас веди!
(звучит мелодия «В гостях у сказки»)
Посмотрите, на кочках написаны цифры, но они растут не по порядку. Нам нужно идти по кочкам, считая по порядку от 1 до 10.
Дети выполняют задание и останавливаются около озера (тазик с водой) с лягушкой.
Сказка «Царевна-лягушка»
Воспитатель: Посмотрите, какая грустная Царевна-лягушка нас здесь встречает.
Она никак не может превратиться в царевну, потому что вода в озере мёртвая. Баба Яга подсказала ей, что если вода в озере станет живая, то она превратится в царевну. И даже подарила ей кувшин с живой водой. Но секрет в том, что нужно отлить из этого кувшина в озеро всего лишь 1 литр воды. А как отмерить 1 литр, никто не знает. Поможем лягушке? Тогда расскажите ей, как можно отмерить воду.
Дети рассказывают, что количество воды измеряется литрами – для этого используют мерный стакан.
Сколько мерных стаканчиков в 1 литре воды.
Воспитатель: ребята, а как нам не сбиться со счёта, не забыть, сколько мерных стаканчиков мы уже налили.
Дети: откладывать по одной фишке на каждый мерный стакан.
(Дети с воспитателем отмеряют 1 литра воды с помощью мерного стакана, при работе пользуются условными метками (4 фишки) .)
(Лягушка превращается в царевну.)
Сказка «По щучьему велению… »
Воспитатель.
Этот сказочный герой
Поймал в проруби зимой
Рыбу говорящую.
Стоит лишь сказать слова.
Происходят чудеса:
Вёдра воду носят,
Сани дрова возят,
Сам герой на печи
К царю в гости ездит
Кто это? (Емеля).
Ребята, давайте его позовём.
(Дети зовут, воспитатель одевает перчаточную куклу Емелю.)
Воспитатель. Ребята у Емели для нас имеется задание:
Емеля не знает всех времён года. Ребята, давайте расскажем Емеле, сколько всего времен года
(Дети рассказывают, сколько всего времен года)
Воспитатель. Емеля знают только зимние месяцы.
Как вы думаете другие месяца бывают.
Давайте назовём их Емеле.
(декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь и др.)
Воспитатель. Емеля, а еще ребята знают все дни недели.
(Вопросы воспитателя: Сколько всего дней в неделе? Сколько выходных (рабочих) дней в неделе? Назовите дни недели по порядку. Какой день первый, третий … .? Какой день сегодня? А вчера? А позавчера? А завтра? Послезавтра?.)
Ребята, для того, чтобы Емеля не сомневался, что вы умные, нам нужно справиться с очередным заданием, которое для нас прислал Емеля.
И задание это Игра «Назови пропущенную цифру»
Сказка «Теремок»
Стучат, но там никого нет.
Воспитатель. В этом теремке живут мышка, зайчик, медведь, лиса. Но они поссорились, так как не смогли решить, кому достанется одно яблоко – каждый хотел его съесть.
(Воспитатель предлагает подумать, как быть в этой ситуации.)
Дети говорят, что яблоко нужно разделить на всех, разрезав его ножом. Воспитатель режет яблоко пополам. Выясняет с детьми, что получилось две половины, а что бы было 4 нужно разрезать ещё раз каждую половину. Воспитатель разрезает, дети пересчитывают.
«Василиса прекрасная»
Ой, ребята, смотрите, колодец. Это мы попали в сказку «Василиса прекасная». Здесь письмо. Давайте посмотрим от кого.
Это письмо от Ивана-царевича:
«Мою невесту Василису похитил и держит в темнице морской царь. Я хочу ее вызволить, но для этого нужен меч - кладинец, который хранится на дне глубокого колодца. Я не знаю, как достать оружие. Дайте мне совет»
Воспитатель.
Ребята, как помочь Ивану-царевичу?
(Дети выдвигают возможные гипотезы) .
Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый) .
Какими способами можно осуществить это действие (достать оружие?
(Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита) .
Как с помощью небольшого магнита достать до дна глубокого колодца?
(Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец) .
Какой магнит использовать лучше всего? (обговаривается размер)
(Эксперимент: достать с помощью магнита металлический предмет.)
Сказка «Незнайка»
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в какую сказку мы попали? Правильно, мы в Цветочном городе, а вот и Незнайка.
Незнайка (кукла за ширмой)
«В Цветочном городе закончилась соль, и я решил привезти ее из другого города. Путь был неблизким. Погрузил я 2 мешка соли на ослика и отправился в путь. Но на пути текла речка. Я решил перейти с осликом в брод. Речка оказалась довольно глубокой, и вода намочила мешки с солью. Придя в город, я обнаружил, что мешки пустые.
Куда же делась соль? Что с ней произошло, и почему? »
(дети выдвигают гипотезы) .
Эксперимент: возьмите ложку с солью, и опустите ее в воду.
Что вы заметили? (соль исчезла)
Значит, в воде ее нет? (ответы)
Попробуйте воду на вкус. Какая она? (соленая)
Какой вывод можно сделать?
(Соль осталась, не исчезла, она растворилась)
Незнайка благодарит и уходит.
Сказка «Красная шапочка»
За ширмой появляется кукла Красная шапочка
Красная шапочка. Спасибо большое, я хотела подарить букет, но бабушке красивый времени совсем мало, нужно спешить.
Воспитатель. Красная шапочка, остановись на минутку, детки помогут собрать букет для твоей бабушки.
Продуктивная деятельность – рисование «Букет для бабушки» (нетрадиционное рисование – примакивание мятой бумагой)
(дети дарят букет Красной Шапочке)
Воспитатель. Вот какие вы дружные да умелые, поэтому и смогли справиться со всеми заданиями в сказочной стране. Надеюсь, что и в жизни вы всегда будете всем помогать.
А что было особенно интересным в этом путешествии? Что было выполнить трудно? А что удалось легко?
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну Математики»
Открытое занятие по ФЭМП в Старшей группе «Путешествие в страну Математики»
Программное содержание
Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).
Закрепить части суток.
Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление
Воспитывать самостоятельность, устойчивость, умение доводить начатое до конца, интерес к математическим заданиям.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. мешочек с желудями, 4 картинки с изображением частей суток (НА КАДОГО И НА ДОСКУ); квадрат, разделенный на части, и картинка с изображением домика для игры «Пифагор», 7 числовых карточек с изображением вагончиков
Раздаточный материал. Наборы квадратов и треугольников.
Организационный момент:
В: Ребята, сегодня к нам с вами пришли гости, что бы посмотреть как мы занимаемся и узнать, сколько всего мы с вами знаем. Давайте с ними поздороваемся и больше на них отвлекаться не будем.
А теперь мы с вами поздороваемся:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
В-ль: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в ПУТЕШЕСТВИЕ.
А куда - вы сейчас отгадаете.
Она - царица всех наук
Без неё мы - как без рук
Научит думать и решать
И много действий совершать (математика)
Правильно, ребята, тогда в путь!
Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания,
Сложные задания.
А на чем мы поедем? (ответы детей). Вспомнила:
Я стучу, стучу, стучу,
В дальний путь вас покачу.
Мимо леса, мимо гор
Я гоню во весь опор.
А над речкой на мосту
Просигналю вам: ту-ту!
А потом в тумане скроюсь,
Называюсь скорый ….(поезд)
В: -Постройтесь друг за другом и отправляемся в путь. (под музыку паровозик из ромашково дети идут по кругу, изображая поезд)
Вот мы с вами и приехали
Шапокляк: Здравствуйте ребята и гости! А вы меня, что не заметили, я же вместе с вами ехала на поезде? А куда вы едите?
В волшебную страну математики я вас не пущу пока вы не поможете мне сосчитать зверят
В: И так давайте посмотрим, кто же повстречались нам на пути к королеве:
Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает».
«Похлопайте в ладоши столько раз, сколько зайчиков на карточке.
Сколько раз вы похлопали?
Присядьте столько раз, сколько елочек изображено на карточке,
Сколько раз вы присели? Почему вы присели столько раз?
Наклонитесь вперед столько раз, сколько мишек на карточке.
Почему вы наклонились столько раз?
Шапокляк: какие вы молодцы!хорошо считаете. Прошу вас в волшебную страну.
В: Молодцы вы справились с эти заданием, и за это я дарю вам букву «М». Впереди еще много заданий. И за каждое задание вы будите получать по букве. В конце путешествия посмотрим, что из этих букв можно составить.
Вот мы и добрались с вами до страны Математики. Интересно, как же мы сможем открыть эти волшебные ворота? Кажется, я догадалась.
Давайте присядем на свои места и выполним следующее задание. Посмотрите у вас на столах лежат полосочки из них нужно собрать картинку и тогда откроются наши ворота. Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полосочки с цифрами по порядку.
Выполняют упражнение.
В: Молодцы вы собрали картинку правильно, за это я дарю вам букву «О».
Ворота открыты, и мы оказываемся в “Волшебной стране математики”.
Давайте посмотрим, что же ещё необычного ждёт нас впереди.
Ой, смотрите,сколько здесь мешочков, хотите узнать, что в них. Сейчас мы с вами поиграем вот в такую игру, я буду вызывать к себе вас, а вы должны будете на ощупь отгадать, сколько здесь предметов и не кому не говорить. Затем нужно показать столько движений сколько предметов вы нащупали. А остальные детки должны посчитать и выложить столько треугольников у себя на столе сколько движений сделали. Готовы?
Вызывается 3-4 ребенка на ощупь считают и показывают движения равное количеству предметов. Затем достаются предметы и все вместе пересчитываем.
молодцы справились с заданием и за это я даю вам букву «Л».
Шапокляк: Что-то вы, ребятки, совсем заработались. А ну-ка, отдохните, да в мою волшебную сумочку посмотрите (достаёт снежинки)
Гимнастика для глаз
Мы снежинку увидали - со снежинкою играли (дети берут снежинку в руки, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели, дети вправо посмотрели, дети вправо посмотрели (отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом)
Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели (отвести снежинку влево)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал (поднимать снежинки вверх и вниз, дети смотрят вверх и вниз)
Всё! На землю улеглись (покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)
Глазки закрываем (закрыть ладошками глаза)
Глазки отдыхают (дети складывают снежинку и садятся на стульчики)
В: Молодцы глазки отдохнули, а за правильное выполненное задания я вам дарю букву «О».
В: Ребята смотрите нас, встречает королева Математики. Интересно, какое же ещё задание она приготовила для вас?
(Перед детьми на доске картинки с изображениями частей суток (утра, дня, вечера и ночи).
III часть. Игровое упражнение «Дни недели».
Перед вами лежат карточки с изображение частей суток. Нам нужно разложить их в правильной последовательности.
А для этого нам нужно отгадать загадки:
Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются.
Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем
Песни весело поем!
Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора!
В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит.
Молодцы, ребята. А давайте поиграем с нашими пальчиками и отгадаем, о каком времени суток говорится в нашей игре
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот только что уснул,
А последний спит давно,
К ним глядит луна в окно (ночь)
И за это задание вы получаете букву «Д».
Ребята, вы так много знаете и умеете, так легко и ловко выполняете все задания! Но Королева Математики хотела вам тоже
Воспитатель уточняет названия и последовательность частей суток и предлагает обозначить их одним словом. (Сутки.)
«Взрослые часто заменяют слово сутки словами целый день. Семь таких дней составляют неделю (на доске выставляются карточки с изображением от 1 до 7 вагончиков). Каждый день имеет свое название: понедельник, вторник … воскресенье». Дети вместе с воспитателем повторяют названия дней недели. Рассказывает какие будни, а какие выходные.
А теперь давайте встанем с мест и сделаем кружок для физкультминутки.
Шапокляк (может с нами)
Физминутка о днях недели
В понедельник я купался (движения плавания,
А во вторник рисовал (показ движения).
В среду долго умывался (показ движения,
А в четверг в футбол играл (бег на месте).
В пятницу я бегал, прыгал (показ движения).
Очень долго танцевал (кружатся на месте).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (сесть на место).
В: Молодцы ребята! За это задание вы получаете букву «Ц» и новые знания от королевы математики.
В: А вот и следующее испытание, садитесь за столы: Ребята, на столах у вас лежат фигуры, найдите среди них большой квадрат и поднимите его.
молодцы, а вы можете из одного квадрата сделать 2 прямоугольника, с помощью счетной палочки? А как с помощью ещё одной счетной палочки из этих 2-х прямоугольников сделать 4 квадрата? Какие вы молодцы детки, и с этим заданием справились.
Замечательно, вы справились с этим заданиям. За ваше внимание, сообразительность я дарю вам букву «Ы».
И мы с вами собрали целое слово. А написано здесь «Молодцы».
В: Но нам же еще нужно вернуться домой, для этого нужно преодолеть последнее препятствие.
И в этом нам помогут геометрические фигуры.
V часть. Дидактическая игра «Пифагор».
Скажите, как вы думаете можно ли из треугольников собрать квадрат? А ну давайте попробуем. А напомните куда мы с вами должны вернуться? домой., давайте соберем из геометрических фигур дом
(Шапокляк ходит, смотри, кто затрудняется, помогает)
Молодцы! Вот мы с вами и оказались дома.
VI часть. Подведение итогов.
Скажите где мы сегодня были?
Чем мы с вами занимались на занятии?
Какие дни недели вам известны?
Какие дни недели выходные?
Какие дни - будни?
Что вам понравилось?
Что запомнили больше?
Ребята, вы молодцы, вы выполнили все задания. Королева Математики благодарит всех Вас за активное участие и дарит вам вот такие подарки (НЕ ЗАБЫТЬ ПРО ШАПОКЛЯК)
Ирина Агеенко
Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе
ЗАДАЧИ :
1. Закрепить представления детей о геометрических фигурах : умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине) .
2. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
3. Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.
4. Закрепить умение различать понятия длинный – короткий.
5. Развитие мелкой моторики и координации движений руки.
6. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
7. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
8. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛ : доска магнитная; письма с одной стороны украшенное цветом и с другой - геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; числовые карточки от 1 до 10; картинки с задачами, две дорожки разной формы и длины; счетные палочки на каждой команды; ящик – сюрприз с конфетами.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас. Давайте друг друга поприветствуем улыбкой. Раздается стук, влетает воздушный шар, а на его веревочке письма разного цвета с геометрическими фигурами. Ребята посмотрите и скажите что у меня в руках? (Письма)
Да, правильно.
Ребята, а письмо не одно. Их у меня (вместе считаем) 6. Вам интересно от кого первое письмо?
Сейчас я его открою и прочту .
«Здравствуйте друзья, в нашем математическом королевстве произошла путаница. Все числа перепутались в числовом ряду, геометрические фигуры забыли свои имена, а дни недели забыли в каком порядке должны находится. Я за вами долго наблюдала как вы интересно играли на занятиях по математике и хочу вас попросить помочь мне. Королева Математической страны.»
Ребята, ну что вы согласны помочь Королеве Математической страны?
Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. Ребята у меня конвертов и в каждом из них находится задание.
Итак, первый конверт розового цвета и 1-ое задание : дети делятся на две команды по 5 человек. Игровое задание со счетными палочками.
Материалы : счетные палочки для каждой команды
Ход : воспитатель дает детям задание :
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник) .
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат) .
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник) .
Второй конверт желтого цвета и 2-ое задание :
Ребята посмотрите на доску, все числа в числовом ряду перепутались. Давайте расставим их по порядку. У детей в руках цифры от 1 до 10,они должны, по очереди правильно построить цифры в ряд.
Отлично, теперь назовите соседей числа 5, 2, 8,1,4.
Третий конверт зеленогоцвета и 3-е задание : на телевизоре
Найди цветы с одинаковым количеством лепестков.
Четветрый конверт красного цвета и 4-ое задание :
Скажи наоборот. Игра с мячом. Дети сидят на стульчиках полукругом. День-ночь.
Начало-…
Радость-…
Далеко-…
Физминутка
Мы устали засиделись,
Нам размяться захотелось,
То на стену посмотрели, то в окошко поглядели,
Вправо, влево, поворот, а потом наоборот.
Приседанья начинаем,ноги до конца сгибаем,
Вверх и вниз,и вверх и вниз,
Приседать не торопись,и в последний раз присели,
А теперь на место сели.
Пятый конверт коричневого цвета и 5-ое задание : на телевизоре
Детки, посмотрите, у всех жителей волшебной страны «Математики» очень красивые домики. Давайте отгадаем, какие цифры живут в этих домиках.
Шестой конверт синего цвета и 6-е задание :
Ребята, давайте еще поиграем. Эта игра «Верно-неверно» .
Если вы услышите то, что считаете правильным, «ты и я, вместе мы друзья!» , если же то, что не правильно – дружно хлопать в ладоши.
Утром солнышко встает;
По утрам нужно делать зарядку
Нельзя умываться по утрам
Днем ярко светит луна
Утром ДЕТИ ИДУТ В ДЕТСКИЙ САД
Ночью люди обедают
ВЕЧЕРОМ ВСЯ СЕМЬЯ СОБИРАЕТСЯ ДОМА
Седьмой конверт белолго цвета и 7-е задание : Развивающая игра «Фигуры»
Дети делятся на две команды, у первой команды пазл с овалом, у второй с квадратом. Нужно кто быстрее соберет, пазл правильно.
Восьмой конверт оранжевого цвета и 8-е задание :
На доске расположены геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, цилиндр, полукруг) Ребята как называются эти фигуры? А давайте посмотрим, какие геометрические фигуры есть у нас с вами в группе ? (Ответы детей) Молодцы!
Вот и подошло к концу наше занятие и путешествие по математической стране. Друзья мои, вам понравилось? (ответы детей) . Ну, а теперь вернемся в наш детский сад. Ребята, у нас два пути обратно- прямая дорожка и волнистая. По какой дорожке мы вернемся домой быстрее? Какой путь короче? А в благодарность от Королевы Математики мы с вами получаем вот такой ящик. Интересно, что же там? (Ответы детей) Конечно это конфеты, вы сейчас пойдете к няне и поделитесь с остальными ребятами, а позже я вас позову. Дети уходят.
Письмо КОРОЛЕВЫ МАТЕМАТИКИ из МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЫ
«Здравствуйте друзья, в нашем математическом королевстве произошла путаница. Все числа перепутались в числовом ряду, геометрические фигуры забыли свои имена. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике , и хочу вас попросить помочь мне.
Королева Математической страны.»
Публикации по теме:
H3]Открытое занятие для родителей во второй младшей группе по ФЭМП "В гостях у еи" Программное содержание: - продолжать учить группировать.
Кнспект открытого занятия по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «В гостях у пчёлки Майи». Программное содержание: Упражнять в умении.
Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по сказке «Золотой ключик» Тема: Путешествие по сказке «Золотой ключик» Задачи: Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры;.
Я предложила ребятам отправились в воображаемую страну Математика, где живут цифры, числа, задачи, примеры, часы, геометрические фигуры.
Открытое занятие по ФЭМП в старшей логопедической группе «В поисках загадочного ключика»
Карявка Анастасия Александровна, воспитатель МБДОУ «Ермаковский детский сад №1 комбинированного вида»Данное занятие будет полезно воспитателям старших и логопедических групп, которые хотят увлечь и заинтересовать ребят в предмете, чтобы им было интересно заниматься, и они могли усвоить материал в легкой и доступной для них форме.
Программное содержание
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделит на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал.
Кукла; руль для автобуса; цветные карандаши, разной длины, картонная полоска, по длине равная одному из карандашей; карточки с изображением цифр от 1 до 10; карточки с изображением геометрических фигур разного цвета и размера.
Раздаточный материал.
Прямоугольные салфетки, ножницы.
Ход занятия
Ребята пришли в детский сад и увидели на крыльце сундук, занесли его в группу.
Дети:
Смотрите, здесь замок и ещё какое – то письмо. Открывают письмо, находят там карту и записку.
Воспитатель читает письмо: «Это сундук с сокровищами, но, чтобы его открыть, вам необходимо отправиться в путешествие в страну «Математику» на поиски загадочного ключика. Там вы должны правильно выполнить задания, и тогда найдете ключик от этого сундука!»
- Ну что, ребята отправляемся на поиски ключа?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, скорее, в наш волшебный автобус. Возьмите билеты и рассаживайтесь по местам. (На билете нарисована цифра, вам необходимо найти место с таким количеством геометрических фигур).
- Давайте посчитаемся считалочкой, и выберем водителя нашего автобуса.
Дети: Да, давайте.
Воспитатель: Наш автобус отправляется! А что, мы так и будем молча сидеть в автобусе?
Приехали дети, автобус стой!
Воспитатель: Ребята, на карте написано, что выйдя из автобуса на 1-ой остановке нужно пройти шесть шагов влево, где-то в том месте должно находиться задание.
Дети: Нашли!
Воспитатель: Отлично, давайте его прочитаем и постараемся выполнить!
Дети: Давайте.
Воспитатель: Задание 1. «На полу лежат резиновые коврики, вам необходимо по ним пройти, как можно быстрее и посчитать их, сколько всего ковриков на полу».
Воспитатель: Задание выполнено, теперь, скорее, в наш автобус! Возьмите билеты и рассаживайтесь по местам.
Воспитатель: Внимание! Наш автобус отправляется!
Артикуляционная гимнастика «В автобусе»
В автобусе нашем шофер сидит.
Автобус, автобус едет, гудит ж-ж-ж, ж-ж-ж.
В автобусе, в автобусе ребят полно.
Поехали, дети глядят в окно би-би-би, би-би-би
Вот речка, вот поле, вот лес густой
Приехали дети, автобус стой!
Воспитатель: Ребята, на карте написано, что выйдя из автобуса на 2-ой остановке нужно пройти, пять шагов вправо, где-то в том месте должно находиться задание.
Дети: Нашли!
Воспитатель: Молодцы, давайте и его постараемся выполнить!
Дети: Давайте.
Воспитатель: Задание 2. «Кукла Соня, которая принесла для вас задание, пока спешила к нам, потеряла пуговички от платья. Помогите, пожалуйста, кукле, подобрать пуговицы к платью». Сосчитать сколько всего пуговиц для платья нужно взять?
Воспитатель: Хорошо, и с этим заданием вы справились!
Физминутка
Дети встают в круг, взявшись за руки, и выполняют движения по тексту стихотворения:
Шаг назад и два вперед, вправо, влево поворот,
Покружимся, и вернемся, снова за руки возьмемся!
Топни правою ногой, вправо шаг, на месте стой.
Топни левою ногой, влево шаг и снова стой.
Повернись направо к другу, правую дай руку другу,
Повернись налево к другу, левую дай руку другу.
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Воспитатель: А теперь скорей в автобус! Вот, возьмите билеты и рассаживайтесь по местам.
Воспитатель: Наш автобус отправляется!
Мы в автобус дружно сели Дети садятся на стулья
И в окошко посмотрели. Смотрят по сторонам.
Наш шофер педаль нажал, Выставляют правую ногу на пятку
и плавно опускают на носок
– «нажимают на педаль».
И автобус побежал. Загудели, имитируя звук автобуса.
Воспитатель: Ребята, на карте написано, что выйдя из автобуса на 3-ой остановке нужно пройти четыре шага назад, и поискать там задание.
Дети: Нашли!
Воспитатель: Задание 3 называется «Считай дальше и обратно». На полу расположены вразноброс цифры от 1 до 10. Я буду называть цифру, а вы продолжите счет до 10.
- А теперь я так же буду называть цифру, только вы будете считать в обратном порядке, до 1.
Воспитатель: Это задание вы выполнили на отлично!
Воспитатель: Судя по нашей карте, осталось одно задание, давайте поспешим к автобусу.
- Скорее возьмите билетики и рассаживайтесь по местам.
Воспитатель: Наш автобус отправляется!
Мы в автобус дружно сели Дети садятся на стулья
И в окошко посмотрели. Смотрят по сторонам.
Наш шофер педаль нажал, Выставляют правую ногу на пятку
и плавно опускают на носок
– «нажимают на педаль».
И автобус побежал. Загудели, имитируя звук автобуса.
Воспитатель: Ребята, на карте написано, что выйдя из автобуса на 4-ой остановке нужно пройти восемь шагов вперед, и в этом месте искать задание.
Дети: Нашли!
Воспитатель: Задание 4. «Вот вам салфетки прямоугольной формы (по числу детей), разделите салфетки так, чтобы, вы могли и себе оставить салфетку, и с другом поделиться, но салфетки должны быть одинаковой величины».
- Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки? (дети обсуждают способы деления прямоугольной салфетки, дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам и проверяют равенство полученных салфеток).
- Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (половина, одна вторая.)
- Что больше: целое или часть?
- Что меньше: целое или часть?
Воспитатель: Ребята, кукла Соня, наблюдала за всеми вами, и за тем, как вы выполняли задания, так как вы выполнили всё верно, она предлагает вам открыть сундучок вот этим ключиком.
- Наше путешествие закончилось, давайте, при помощи мячика, обсудим наше занятие и отметим наше настроение!
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Страну Математики".
(образовательная область "Познавательное развитие")
Подготовила и провела: воспитатель первой квалификационной категории Клевцова О.И. Монино, 2016 год
Методы: словесные, наглядные, практические.
Цель:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры - путешествие.
Задачи:
Образовательные
- Упражнять в составлении множества из разных по качеству элементов (предметов разного цвета) , в получении равенства из неравенства путем убирания или добавления одного предмета;
- Закреплять навык прямого и обратного счета, дней недели путем выстраивания числового ряда в прямом и обратном порядке;
- Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; знакомство с трапецией.
- Формировать мыслительные операции.
5. Развивать конструктивного праксиса;
7. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
8. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Оборудование и материал:
Доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; числовые карточки от 1 до 10 (1комплект) ; счетные палочки на каждого ребенка; медали.
1. Организационный момент
Дети проходят в группу.
Восп: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются, выстраиваются на коврике)
Пока дети выходят, воспитатель достает конверт.
Восп.: Ребята посмотрите и скажите что у меня в руках? (Письмо)
Да, правильно. Вам интересно от кого это письмо?
Сейчас я его открою и прочту.
Читает письмо
«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок.
Поможем, ребята?
А чтобы нам попасть в страну, нужно произнести волшебные слова:
Мы идем, мы идем, никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте) .
Основная часть.
Воспитатель подходит к доске, и обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся карточки с цифрами.
1 задание. - Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.
Дидактическая игра «Построй цифры»
Под музыку дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку), затем воспитатель просит каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют) .
По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.
Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит набор из 5 геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и счетные палочки.
Воспитатель читает следующее задание: Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут? - Да.
2. Дидактическая игра «Отгадай фигуру»
Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.
1. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
Кто же я? (треугольник)
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.
2. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат) .
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат.
3. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг)
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.
4. Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья!
(прямоугольник)
5. Он похожий на яйцо
Или на мое лицо.
Вот такая есть окружность
Очень странная наружность.
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг… (овал)
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.
Молодцы, ребята, а теперь давайте немного разомнемся, выходите на коврик и вставайте в кружок.
Физминутка
Мы играли и считали (шагают на месте)
Дружно вместе пошагали
Ручками похлопали – один, два, три, (хлопают)
Ножками потопали – один, два, три. (топают)
Встали- сели, встали-сели, (приседают)
И друг друга не задели.
Выше руки, шире плечи (поднимают руки)
Раз, два, три – дыши ровней! (делают вдох)
3. Воспитатель читает третье задание
Ребята, Дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним! Но сначала скажите, сколько дней в неделе?
Дидактическая игра «Назови день недели»
Дети передают мячик по кругу и называют по порядку дни недели.
Дорогие гости, ребята приготовили для вас сюрприз– сейчас они превратятся в Дни недели и прочитают для вас свои стихи.
4. Дети берут цифры, соответствующие дню недели и выстраиваются по порядку.
1-й ребенок «понедельник»
Детский сад, детский сад
Каждый день ждет ребят.
Здесь забавы и игрушки.
Куклы, книжки, погремушки.
В понедельник мы считаем,
Прибавляем, вычитаем.
2-й ребенок (вторник) :
Вторник – тут спортивный день,
Бегать, прыгать нам не лень.
3-й ребенок (среда) :
В среду – музыка у нас
Мы танцуем – просто класс.
4-й ребенок (четверг) :
Книгу мы в четверг читали,
Много нового узнали.
5-й ребенок (пятница) :
В пятницу лепили птиц:
Снегирей и синиц.
6-ой ребенок (суббота) :
А в субботу с воскресеньем
С мамой мы пекли печенье
7-й ребенок (воскресенье) :
С папой с горки мы катались
А потом в снегу валялись.
Молодцы, ребята (дети кладут карточки на стол и садятся)
.
А теперь выходите, давайте немножко поиграем (дети выходят и занимают свои места)
:
5. Д/и «Сосчитай и сделай»
Воспитатель показывает карточку с цифрой и говорит: «Столько раз присесть (прыгнуть, хлопнуть, топнуть и тд.) , а дети должны в соответствии с числом на карточке произвести соответствующее количество раз заданное действие.
3 раза хлопнуть
6 раз топнуть
4 раза присесть
10 раз прыгнуть
Молодцы, ребята.
Дети проходят за столы
6. А сейчас давайте поиграем еще в одну игру. Она называется «Назови на один больше (меньше) »
Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше) »
Воспитатель кидает мяч и называет число. А ребенок, отбрасывая мяч обратно воспитателю, называет число на один больше (меньше)
И последнее задание:
7. Дидактическая игра «Веселые задачки»
Мы будем их решать с помощью счетных палочек (Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на столах счетные палочки) .
- Ежик поставил в вазочку 4 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе?
- У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось?
- Около моста растут 4 березы и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста?
- У белочки было 10 грибов, 3 гриба она отдала Ёжику. Сколько грибов осталось у белочки?
Итог:
Ребята, вам понравилось наше занятие? А теперь давайте проверим, все ли вы запомнили: я буду называть, что бывает, и если назову правильно - похлопайте в ладоши, если неправильно – покачайте головой.
8. Д/И «Верно-неверно»
- после субботы идет воскресение
- за понедельником следует среда
- перед пятницей стоит четверг
- семь на один больше шести
- в неделе 5 дней
- яйцо похоже на круг
- автобус похож на прямоугольник
Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями, и Королева Математики поблагодарила вас и передала вам награды и угощения.