Очень важной частью работы по оздоровлению детского организма являются пальчиковые игры.
В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются динамические движения.
Игры эти эмоциональны и увлекательны.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями; пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Ладошка - кулачок- ребро»
Называю, во что должна превратиться ручка, и выполняем. Когда дети научились справляться одной ручкой, мы пробуем делать упражнение двумя руками одновременно.
«Пальчики - здороваются»
На счёт «раз-два-три-четыре-пять» соединяют пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и тд.
«Человечек»
Указательный и средний пальцы правой, а затем левой руки бегают по столу. А если выполнять двумя ручками сразу, то получатся «Перегонки».
«Деревья»
Поднимаем обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
Осенью ветер северный подул и все листья сдул (пошевелить пальцами и подуть на них).
Дождик стал по ним стучать: кап-кап-кап (постучать пальцами по столу).
Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперёд назад).
Одеялом их накрыл (ладошки крепко прижать к столу).
«Семья»
Сгибаем ручки в кулачок, а затем по очереди разгибаем пальчики, начиная с большого: «Этот пальчик-«дедушка», этот пальчик «бабушка», этот пальчик «папочка», этот пальчик «мамочка», этот пальчик «я». Вот и вся моя семья».
«Замок»
На двери висит замок. (Попросить малыша сжимать ладонь в кулачек)
Кто его открыть бы мог? (Кулачки поворачивать в разные стороны)
Повертели, покрутили, (Тихонько стучать по кулачкам)
Постучали и открыли. (Попросить ребенка разжать кулачки)
«Капустка»
Мы капустку рубим, рубим. (Вместе с ребенком ударяйте ребрами ладоней по крышке стола)
Мы морковку трем, трем. (Сожмите руки в кулачки и трите ими друг о друга)
Мы капустку солим, солим. (Делайте движения, имитирующие посыпание солью)
А потом все жмем, жмем. (Сжимайте и разжимайте кулачки)
«Паучок»
Паучок бежал по ветке, (Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)
А за ним бежали детки.
Хлынул дождик: ой – е – ей! (Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)
Смыло паучков водой. (Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)
«Как живешь? »
Как живешь?
Вот так! (Воспитатель сжимает кулак и поднимает большой палец вверх)
А плывешь?
Вот так! (Вытягивает руки вперед, прижав пальцы друг к другу, и совершает круговые движения кистями)
Машешь вслед?
Вот так! (Машет кистями рук)
Ждешь обед?
Вот так! (Подпирает кулаком подбородок)
А шалишь?
Вот так! (Надувает щеки и ударяет по ним ладонями)
«Наш малыш»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш. (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого)
«Цепочка»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем. (Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев)
«Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам – трам – трам. (Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу)
«Апельсин»
Мы делили апельсин, (Пальцы обеих рук сложить образуя шарик: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
Много нас, а он – один, (Кулачки поочередно сжимаем и размижаем)
Эта долька для чижа, (Пальчиками правой руки обхватить большой палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для ежа, (Пальчиками правой руки обхватить указательный палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для зайчат, (Пальчиками правой руки обхватить средний палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для бобрят, (Пальчиками правой руки обхватить безымянный палец левой руки в кольцо и покрутить)
Эта долька для бельчат, (Пальчиками правой руки обхватить мизинец левой руки в кольцо и покрутить)
А для волка – кожура. (Руки приложить к голове и покачать)
Беда – разбежались кто куда. (Изобразить бегущие пальцы по ножкам)
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке (Попросить ребенка подпереть голову кулачком)
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке, (Малыш загибает пальчики)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (Кулачок малыша сжат)
«Новый дом»
Чтобы дом построить новый, (Изобразить руками крышу домика)
Запасают тес дубовый, (Попросить малыша загибать пальчики на своей ручке)
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом…
Начинают строить дом.
Программное содержание:
Закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать на ощупь геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый. Закреплять счет до пяти. Продолжать учить различать количество предметов и соотносить их с числом. Развивать у детей внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.
Материалы:
Макет дерева, на нем 5-6 ярких мешочков с цветными бантиками. Маска кота, мягкая игрушка-медвежонок, котенок, матрешки, счетные палочки, нитки, карточки с числами, горшочек, геометрических фигур, орешки, разрезная картинка «Снеговик».
Ход занятия
Мы сегодня побываем в сказке. Все будет по–сказочному.
(У стены стоит дерево, на котором висят яркие мешочки с цветными бантиками).
А у наших, у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
А мешочки на нём,
А мешочки на нём,
Словно яблоки!
Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево. Давайте посмотрим, что же на нем выросло. (мешочки).
Мешочки с заданиями. За каждое выполненное задание дерево подарит сюрприз – частичку от картинки.
1. Воспитатель снимает с ветки один из мешочков.
Какого цвета бантик?
Кто это? Медвежонок. Что любит медведь? (мед)
Воспитатель достает горшочек.
Он оставил горшочек (трясет его, слышится шум). Там точно не мед. Сейчас я посмотрю что там? (заглядывает в горшочек)
Ой, как интересно! Там лежат геометрические фигуры. Но вы сами должны отгадать, какие фигуры спрятал мишутка в горшочке. Для этого, вы должны опустить руку и на ощупь определить эту фигуру.
Поочередно подходит к детям, они на ощупь определяют фигуру в горшочке. Остальные дети наблюдают и помогают ребенку, который не может справиться с заданием.
2.- Снимаем следующий мешочек.
Какого цвета бантик? Посмотрим что там. Посчитаем орешки.
- Какая зверюшка любит орешки? Кого она угощала, вспомним.
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
(Дети хлопают в ладоши и попеременно ударяют кулачок о кулачок)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети загибают пальчики).
3. - Еще мешочек есть. Какого цвета бантик?
- Там счетные палочки и нитки. Из палочек сделать квадрат, треугольник, из ниток – круг.
Дети подходят к столу и выполняют задание.
4. – Ребята, вы ничего не слышали? Мне показалось кто-то мяукает.
Заглядывает в мешочек. Кто же там? Кошка!
Воспитатель достает маску кота. Одевает на одного из детей.
- ... у нас будет котиком, а вы - мышками. Прячьтесь от котика.
Дети сидят на корточках. Кот «спит» на стульчике напротив мышек.
«Мышки в норочках сидят и на котика глядят, коготками пол скребут.
Ах, как много мышек тут!
-Тише мыши, кот идет. Он вас всех подстережет!»
Кот выходит, обходит норки, громко мяукает.
«Котик мышек не нашел, погулял и спать пошел!
Только котик засыпает, мышки пляску начинают!»
Звучит плясовая музыка, мышки пляшут.
«Тише, мыши, кот идет! Он вас всех подстережет!»
- Сколько мышек? (много). Котиков? (один).
5. - Вот как мы поиграли интересно.
Все подходят к дереву и воспитатель снимает еще один мешочек.
- Какого цвета бантик?
- В мешочке карточки с числами. (дети называют числа)
- Еще матрешки – подружки.
Нужно сосчитать и показать карточку с нужным числом.
Вывод:
6. Все задания выполнили. А теперь составим части и посмотрим, какая картинка получилась. (снеговик).
- Почему снеговика? Какое сейчас время года? Правильно, снеговика мы можем лепить только зимой. На прогулке сделаем нашему снеговику друга. Для этого нам нужно вернуться из сказки в детский сад (звучит музыка).
Открывайте глазки, улыбнитесь друг другу. Вам понравилось в сказке? Молодцы! Все задания выполнили.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы:
Занятия для средней группы.
Пальчиковая гимнастика. «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ» Сидит белка на тележке, Продает она орешки. (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)
ПРОФЕССИИ. ПРОДАВЕЦ
ПРОДАВЕЦ
Продавец ребятам рад.
В магазине для ребят
Есть матрешки расписные,
Есть машинки заводные,
Золотые рыбки
И всем нам - по улыбке.
В. Степанов
Наш дворец для всех открыт! -
Продавщица говорит.-
Он наполнен чудесами,
Вы на них взгляните сами.
Посмотрите на витрины:
Тут и звери, и машины,
Тут и куклы в платьях модных -
Выбирайте, что угодно!
Вот на выбор сто мячей,
Этот мяч пока ничей.
Желтый, красный, голубой -
Покупай, бери с собой.
А. Кардашова
Загадки
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
В магазин везут продукты,
Но не овощи, не фрукты.
Сыр, сметану и творог,
Глазированный сырок.
Привезли издалека
Три бидона молока.
Очень любят дети наши
Йогурты и простоквашу.
Это им полезно очень,
Магазин же наш... (молочный).
Ну а в этом магазине
Крендель, булки на витрине,
С отрубями хлеб лечебный.
Магазин зовется... (хлебный).
У метро - стеклянный дом.
Покупаем в доме том
Помидоры и капусту,
Лук и перец очень вкусный.
(Овощной магазин)
Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить -
Сумку мы с тобой берем
И на улицу идем.
Мы проходим вдоль витрин
И заходим в... (магазин).
Н. Нищева
Игра
«В УНИВЕРМАГЕ»
Развитие слухового внимания
Воспитатель объясняет, что каждый герой покупает предметы только одного цвета. На наборное полотно выставляются картинки с изображением героев и их покупок.
В универмаге встретил я
Осла, козу и кошку.
Они купили красный мяч
И желтую гармошку.
Зайдя в другой, увидел я
Осла, козу и белку.
Они купили красный плащ
И белую тарелку.
Зашел я в третий, встретил там
Опять осла и кошку.
Они купили в этот раз
Лишь желтую матрешку.
Мне срочно нужен твой совет,
Задумайся немножко.
Скажи, какой любимый цвет
У белки и у кошки
И кто не сделал ни одной
Покупки в магазинах,
Поскольку не было, увы,
Товаров ярко-синих.
Н. Разговоров
Чистоговорка
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки свои.
Диалог
«ВЕСЕЛЫЙ МАГАЗИН»
Открываем магазин,
Продаем продукты.
Покупает крокодил
Овощи и фрукты.
Сколько стоит кабачок?
Кабачок? Пятачок.
Дайте два кабачка.
Дайте два пятачка.
В магазин пришли с работы
Покупатели-еноты
Покупать у продавца
Два соленых огурца.
Говорит продавец:
Две копейки огурец!
Дайте нам по огурцу!
Заплатите продавцу.
Сидит белка на тележке
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому…
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Уронила белка
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула зайчишку.
Тот пустился наутёк.
Чуть не сбил медведя с ног…
Под корнями старой ели
Размышлял медведь полдня:
«Что-то зайцы осмелели…
Нападают на меня».
Пальчиковые игры
Подвижная игра «Ёжики»:
По сухой лесной дорожке - Ходьба на месте .
Топ-топ-топ-.
Это чьи топочут ножки –
Топ-топ-топ.
Два прихлопа, Хлопаем в ладоши .
Два притопа, Топаем ножками
Ёжики, ежики. Сгибаем и растопыриваем пальчи ки.
Наковали, наковали Скрещиваем и разводим согнутые руки.
Ножики, ножики. Проводим вверх-вниз прямыми ладошками.
Побежали, побежали Изображаем бег.
Зайчики, зайчики… Пальчики к голове – «ушки»
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
Девочки! Мальчики! Тянем руки вверх.
Пальчиковые игры
Пальчиковая игра
Шли лисята по дорожке,
(Одновременно сгибают пальцы рук.)
В лакированных сапожках,
Вверх на горку - топ-топ,
(С силой хлопают в ладоши.)
А под горку - топ-топ топ!
Приседали на зарядке,
(Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)
Приседали по порядку.
На зарядку топ-топ,
(С силой хлопают в ладоши.)
А с зарядки - топ-топ-топ!
(Легко потряхивают кистями рук.)
Лесная колыбельная лосёнку»
Спи, Лосенок тонконогий,
Ночь уже пришла.
На пригорке у дороги
Дрёма расцвела.
От гнилушек – слабый свет,
На траве – медвежий след.
Сонно сосны повторяют
Песенку одну.
Звезды с облака ныряют
Прямо в глубину.
Сено смётано в стога.
У тебя растут рога.
Месяц прятки затевает,
Выглянул – исчез…
Здесь зверей не убивают,
Это добрый лес!
Завтра утром рано-рано
Встанешь – и иди.
Ни ловушек, ни капканов
Нету на пути.
Будет так, как повелось.
Спи, мой мальчик. Спи.
Олень
Если повстречаешь рысь,
Не успеешь крикнуть «Брысь!» -
Ведь лесные киски
Не едят из миски.
С. Коркин
Что за кошка? Ну-ка брысь!
Не ругайтесь – это рысь.
Вон и кисточки на ушках
Только это не игрушка.
Кошка сильная и злая
И проказница большая.
Как чуть, что – так сразу драться –
С нею лучше не встречаться!
В. Гвоздев
Пальчиковые игры
Овощи
Цель: познакомить детей с овощами
1.Учить различать овощи по виду.
2. Закрепить в памяти названияовощей, учить узнавать их по внешнему виду.
3.Развивать наблюдательность и любознательность.
Посадил дед репку и говорит:
- Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Одна из рук – веточка. Ее вытягиваем вперед, пальцы растопырены. Вторая ручка – паучок, который гуляет по ветке.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
«Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил,
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
«Паучки» ползут по голове.
«Две мартышки».
Две мартышки (показывают 2 пальца, затем ушки мартышки)
Слов не тратя (мах правой рукой перед собой)
Раз подрались на кровати («кулачки»)
Друг за другом (соединяют указательные пальцы)
В этой схватке (кулаки)
Вышибли ума остатки (палец у виска)
Врач пришел (крестик)
Уселся в кресло (руки полочкой)
И сказал(указательный палец) мартышкам(ушки) «Если,(указ. палец)
Драться будете (кулаки)мартышки(ушки)
Выгоню из этой книжки!» (правую руку резко вперед)
«Жук ползет».
По тропинке жук ползет,Изображают пальчиками жука.
У него усы вразлет.
Жук большой и деловитый,Показывают пальцами размеры жука.
У него сердитый вид.Сердятся
Тащит веточку ракитыПошевелить «усами» - пальчиками.
И усами шевелит.
Угадать совсем не просто,Удивляются
Что с ней сделает потом?
Может быть, построит мостикСоединяют указательные пальцы
Или даже целый дом?
Мы спешим с тропы сойти,Прячут руки за спину
Пожелать ему удачиМашут правой рукой.
И счастливого пути.
«Бабушка кисель варила»
Бабушка кисель варила
(Правая рука помешивает кисель)
На горушечке
(Кончики пальцев рук соединяются («гора»)
В черепушечке
(Округленные ладони, смыкаясь образуют «горшок»)
Для Аленушки, для Андрюшечки.
(Ладони рук ложатся на грудь)
Летел, летел соколок через бабушкин порог.
(Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг с другом)
Вот он крыльями забил,(Руками несколько раз ударяют по бокам)
Бабушкин кисель разлил,
(Вытянуть руки вперед, пальцы растопырить)
У старушечки(Повторяют движения)
На горушечке в черепушечке.
Бабуля плачет: «Ай, ай, ай!» (Руками «утирают слезы»)
«Не плачь, бабуля, не рыдай!(Указательный палец правой руки «грозит бабуле»)
Чтоб ты стала весела,(Улыбаются)
Мы наварим киселя(«Помешивают кисель»)
Во-о-от столько!»(Руки разводятся широко в стороны)
«Купим мы бабушке курочку»
Купим мы бабушке курочку
Курочка по зернышкам –
Кудах, тах,тах! (дети стуча по коленям)
Купим мы бабушке уточку
Уточка – та, та, та, та! (волнообразное движение рукой)
Купим мы бабушке индюшонка
Индюшонок: шалты - балты! (любое движение руками)
Купим мы бабушке коровенку
Коровенка: муки-муки! (показ «рожек»)
Купим мы бабушке поросенка
Поросенок: хрюки-хрюки (показ «пяточка»)
Купим мы бабушке телевизор
Телевизор: время – факты(ладони рук перед лицом)
Дикторша ля-ля-ля-ля!(показ «язычка»).
«Замок» (
Руки переплетаются в замочек.
На двери такой замок, такой замок, такой замок!
А кто его открыть бы смог, его открыть бы смог!
Крутим кистями рук («показываем замочек»).
Мы стучали, вот так стучали!
Ударяем ладонями (не расплетая пальцев).
Мы качали, мы качали!
Не расплетая пальцев, по очереди поднимаем кисти рук вверх.
Мы кружили, вот так кружили!
Вращаем кистями.
И замочек открыли!
Разводим руки в стороны («открыли замок»)
Упражнение «Дерево».
Прижать руки тыльной стороной ладоней друг к другу. Пальцы раздвинуты и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Упражнение «Жук».
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Упражнение «Зайчик».
Пальчики в кулачок. Поднять вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить.
Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат.
Он прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
Упражнение «Птенчики в гнезде».
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где взяла она зерно.
Упражнение «Филин».
Руки в кулачок прижаты. Большие пальцы вверх (уши), указательные пальцы вместе. К этому времени у скворца подросли птенцы. Вот идут волк и лиса к норке зайца. Тут вылетели скворцы из скворечника, налетели на волка и лису, стали их клевать. Волку и лисе ничего не оставалось, как убежать обратно ни с чем.
Упражнение «Скворцы».
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (сцеплены друг с другом) - это голова, остальные пальцы - крылья, помахали ими.
Пальчиковая гимнастика "Белочка"
Сидит белочка в тележке,
Продает на орешки.
Лисичке-сестричке,(Дети поочередно загибают пальчики)
Воробью, синичке,(От мизинца к большому).
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок, кому в роток,
Кому в лапочку.