Изготовление изделий из соломы – одно из древнейших направлений народного творчества. Из соломы делали кукол, украшали оклады икон, делали аппликации из соломы на предметах интерьера и кухонной утвари.
Да и сейчас картины из соломы не являются редкостью. Таким изысканным декором можно украсить шкатулку, альбом с фотографиями, элитную поздравительную открытку.
Для поделок можно использовать солому пшеницы, ржи, овса, ячменя, проса или риса.
Заготовка соломыСырьем для поделок из соломы служат ровненькие отрезки серединной части стеблей. Коленца убирают, а листья могут пригодиться для создания фона. Из стеблей формируют соломенные ленты, из которых и делают аппликации. Солому можно окрашивать в любые цвета с помощью анилиновых красителей для ткани. Благородные природные оттенки соломенным лентам можно придать при помощи испытанных народных средств. При помощи горячего утюга – коричневый, при помощи погружения в перекись водорода – серебристо-белый, при помощи кипячения растворе пищевой соды - желто-золотистый, при помощи кипячения в марганцовокислом калии - розоватый.
Способы изготовления соломенных лентХолодный способ
Нужно разрезать стебли вдоль и сильно пригладить кольцами ножниц. При таком способе полоски остаются эластичными и блестящими.
Горячий способ
Второй способ заготовки лент из соломы для поделок или аппликаций, включает в себя предварительное распаривание стеблей при температуре 70-80 градусов, с последующим разрезанием вдоль и проглаживанием горячим утюгом. Ленты получаются широкие, блестящие и податливые в работе.
Инструменты и материалы
Помимо исходного сырья, для изготовления картин из соломы, понадобится:
- клей ПВА;
- кисточка и тоненькая спица для нанесения клея;
- пинцет;
- ножницы прямые и маникюрные;
- калька для изготовления из соломенных лент фрагментов композиции;
- две тряпицы: сухая и влажная;
- дощечка или плотный картон для фона.
Сюжеты для начинающих
Если вы стоите на пороге создания своей первой аппликации из соломы, проще всего черпать вдохновение из детских книжек-раскрасок. Незамысловатые картинки в стильном соломенном исполнении выглядят изящно и утонченно-вычурно. Такой же гениальной простоты нужно придерживаться и при создании своих собственных эскизов.
Удобно разложить готовые ленты по оттенкам, а потом уже выбирать нужные из полученной палитры.
Из кальки вырезается нужный фрагмент, затем заклеивается соломенными лентами, так чтобы они выходили за контуры фрагмента. Сушить заготовку нужно обязательно под прессом. После просушки, излишки соломы обрезаются по контуру.
Важно правильно располагать направление соломки. Например, листья лучше делить по продольной жилке пополам и строго соблюдать угол, под которым располагаются ленты соломы, из которых поделка состоит.
Чтобы было проще воспроизвести задуманную композицию, рисунок делается в двух экземплярах. Один из них разрезается на составляющие фрагменты, которые в последствие оклеиваются соломкой, а другой служит схемой, по которой будет собираться вся композиция.
Когда все составляющие фрагменты готовы, то есть, высушены и обрезаны по краю, раскладываем всю картинку на фоне целиком. Если примерка вас удовлетворяет, следует промазать тыльную часть фрагментов клеем и высушите под стопкой полного собрания сочинений одного из классиков.
Бывает, что каким-то мелким деталям не хватает убедительности, этот досадный недочет легко исправить выжигателем или паяльником. Созданное с такими любовью и трудом, соломенное чудо хочется сохранить для потомков, и защитить от неминуемого вандализма пыли и времени. Лучший способ для этого – поместить творение под стекло.
Наталья Шибаева
Осень - чудесная пора! Какие яркие краски вокруг! Так хочется сохранить их в памяти. А помогают это сделать, поделки из природных материалов благо в это время года их множество. Они находятся прямо вокруг нас и сверху, и под ногами. В этот раз я обратила своё внимание на сжатое поле ржи.
Вспомнилось стихотворение :
Загрустили сжатые поля,
Задремала взрытая земля.
Не слыхать привычной суеты,
Лишь о чём-то шепчутся кусты.
Снова осень хмурая, увы,
Мнёт по рощам золото листвы.
Павел Михалёв (Велес)
Совсем не хочется осенью грустить. И подумалось, если приложить руки и старанье, то может получиться нечто необыкновенное. Это обязательно поднимет настроение и вам и окружающим. Стоит попробовать!
Для начала возьмём остатки соломы с собой домой , берём аккуратно, чтобы стебельки не мялись и не гнулись.
Дома мы соломку разберём , отогреем и не просто отогреем, а устроим ей баню, вскипятим в воде.
Тут есть секрет, если кипятить соломку с добавлением уксуса то она приобретёт светлый оттенок, а если с содой, то она станет золотистой.
Теперь солому необходимо разгладить и для этого пригодиться утюг. Работаем осторожно, чтобы не обжечься!
Ну а теперь самое интересное выбираем сюжет, рисуем эскиз и приступаем к аппликации .
Мой любимый сюжет - мой родной город, а особенно наша достопримечательность колокольня Воскресенского собора. Я уже много раз изображала её в своих работах, а теперь решила попробовать сделать её из соломки .
Нарисованный эскиз разрезаем на шаблоны. На шаблоны наклеиваем полоски из соломы . Угол наклона полосок позволит создать неповторимый рисунок.
Из готовых деталей выкладываем изображение.
Основу тонируем в чёрный цвет. Так аппликация , будет выгоднее оттенятся.
Всё можно наклеивать. К этой работе можно привлечь и детей.
И вот что получилось.
Данный вид аппликации нам очень понравился, и родилось следующее творение.
Попробуйте и вы из простой соломы сотворить свой шедевр! Желаю удачи!
Публикации по теме:
МКЖОУ детский сад №10 «Солнышко» г. Приволжска «Аппликация из кругов» Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений Выполнила воспитатель:.
Для аппликации "Подснежники" нам понадобится: кувшин, вырезанный из коричневой бумаги; салфетка, вырезанная из розовой бумаги; 9 прямоугольников.
Наступила весна, и естественно хочется сделать что-то красочное, весеннее. И один из самых первых цветов весны это конечно же тюльпаны.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер-класс: аппликация "В преддверии Пасхи " Приближается светлый.
Объемная аппликация «Верба» В холле нашего детского сада систематически обновляется выставка творческих работ педагогов и детей. Вот теперь.
Представляю Вашему вниманию аппликацию из пластилина. Для работы нам необходимо приготовить десятикубовые шприцы без иголок, пластилин,.
Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по изготовлению панно из шпоновой соломки. Этот материал очень легок в использовании, работы получаются.
Плетение – одно из древнейших ремесел. Солома – это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму.
Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Это доступный материал, не требующий сложной технологической обработки.
Ржаная солома держит форму при плетении. Наши предки делали из нее посуду, в которой потом хранили зерно, потому что солому не едят мыши. Этот феномен уже в наше время исследовался учеными, и оказалось, что это действительно так.
Подготовка соломы для плетения
1. Лучше всего использовать для плетения ржаную соломку. Стебель ржи среди всех злаковых растений имеет наибольшую длину и отличается прочностью. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Пшеничная соломка пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.
2. Заготавливай соломку в конце июля – начале августа, когда колос только начинает наливаться. Стебли срезай у самой земли. Если заготовленная солома сырая и зеленоватая, её нужно просушить, иначе она перепреет, почернеет и станет непригодной для плетения.
3. Суши солому, разложив стебли нетолстым слоем в горизонтальном положении и периодически поворачивая. Зелёная соломка, высушенная в тени, сохраняет свой цвет. Солома, высушенная на солнце, выбеливается и её золотистый оттенок усиливается.
4. После сушки солому следует очистить от листьев. Делать это удобно, разрезая стебель на отрезки между узлами. Отрезая коленце, одновременно снимай листья, скреплённые с ним.
5. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируй по длине и толщине. Хорошо просушенную и рассортированную соломку можно хранить в картонных коробках не один год, при этом она не теряет своих декоративных и пластических качеств.
6. В плетении чаще используют три верхних, наиболее тонких колена, которые имеют равномерную толщину по всей длине.
7. Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Пучки соломы, необходимые для работы, погрузи в большую ёмкость с водой. Если солома заготовлена недавно, замочи её на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю солому залей горячей водой и, прижав гнётом, выдержи до тех пор, пока она не станет мягкой. Но не оставляй солому в воде продолжительное время, чтобы она не почернела.
8. Вынув из воды, заверни соломку в целлофан или влажную ткань для того, чтобы она не высыхала в процессе работы.
9. Если осталась неиспользованная солома – просуши её. Впоследствии её снова можно будет использовать.
Работы мастера народных художественных промыслов Кировской области Сметаниной Ларисы Вениаминовны
Работы мастера
Технологии и виды плетения
Выделяют четыре основных вида плетения из соломки: спиральное, прямое, плетение плоских и объемных плетенок. Прежде чем приступить к плетению непосредственно из соломы, лучше потренироваться выплетать плетенки из разноцветных бумажных полосок.
Спиральное плетение (рис. 1). Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и укладывается по спирали плотными витками.
Прямое плетение (рис. 2). Прямое плетение схоже с процессом изготовления полотна на ткацком станке. Выполняют его из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Увлажненную толстую соломину разглаживают вдоль стебля ножом или иглой и на доске разглаживают тупым ножом сначала с изнаночной, затем с глянцевой стороны, операцию повторяют несколько раз, пока соломина не станет прямой лентой.
Полотняное переплетение ведут по схеме (а) в такой последовательности: укладывают нужное количество соломенных лент, определяемое размером задуманной плетенки, вертикально параллельно друг другу и концы их приклеивают или прижимают прессом.
Приподнимают четыре соломины через одну и под них перпендикулярно нечетным соломинам укладывают первую горизонтальную соломину. Затем приподнимают нечетные вертикальные соломины и укладывают вторую горизонтальную соломину и т.д. Соломины плотно подгоняют друг к другу.
Сушат плетенку под прессом. При диагональном плетении (б) горизонтальные соломины перекладывают не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигают переплетение вправо или влево на одну соломину.
Поверхность плетенок, выполненных в технике прямого плетения, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Такие плетенки используют в качестве фона в панно, салфеток, фрагментов аппликаций и деталей объемных изделий.
Плоские плетенки.
Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности.
Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бытового и декоративного назначения.
По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т.д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.
Процесс выполнения плетенки: трехконцовки,
Плетенка-четырехконцовка (рис. 4) отличается от предыдущей большей шириной и более сложным рисунком плетения.
Соломины располагают под углом 60° друг к другу (а). Соломину 1 огибают вокруг соломины 2. Затем один конец соломины 2 сгибают влево (б, в), а другой – вправо и просовывают под соседнюю соломину 1 (г)
После этого конец соломины 1, расположенный справа, сгибают влево (д), а другой ее конец, расположенный слева, сгибают вправо и подсовывают под соломину 2. На этом цикл плетения замыкается и далее идет повторение плетения в той же последовательности.
П летеные квадраты, многоугольники, ромбы используются чаще всего для отделки шкатулок, оформления скульптуры, изготовления декоративных украшений.
Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них – квадрата (рис. 9). Начинают плести с изготовления каркаса (а).
Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают.
Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины
Мастер-класс Ольги Путинцевой
Форма каждого многоугольника определяется формой крестовины: для шестиугольника – это три пересекающиеся соломины, для восьмиугольника – четыре.
Приготовим четыре довольно длинные и равномерные по толщине соломины. Проденем в каждую для жесткости тонкую медную проволоку. Скрепим все по центру ниткой в цвет соломы. Распределяем так, чтобы были одинаковые промежутки между соломинами. |
Закрепляем длинную соломину, с помощью которой будем оплетать приготовленную крестовину. Соломину выбираем как можно длиннее, для того чтобы было меньше соединений. Оплетаем поочередно каждую соломину в крестовине, стараясь укладывать как можно плотнее каждый последующий виток. |
Когда соломина заканчивается, оставляем небольшой хвостик, срезаем по косой и проталкиваем в новую соломину для продолжения плетения. |
Заканчиваем оплетать крестовину, когда достигнем нужного диаметра донышка. Заправляем хвостик на изнанку и закрепляем его к одной из несущих соломин. |
Выполняем две детали одинакового диаметра. Затем высушиваем под прессом. После сушки обрезаем лишние “хвосты” у крестовин под углом 90, если нужен резкий переход. |
Высушенные донышки складываем изнаночной стороной внутрь, скрепляем за несущие конструкции с помощью иголки и нитки. |
Плетем декоративный элемент – зубатку четырехконцовку, для того чтобы закрыть края донышка. |
Старайтесь повторять последовательность плетения. Это несложно. У вас обязательно получится. |
|
|
Расплющиваем еще влажную зубатку для того, чтобы она стала тонкой, ровной и более блестящей. |
Пришиваем готовую соломенную тесемку по краю донышка одновременно с обеих сторон, стараясь не допускать совпадения стыков. Донышко готово. |
Плетения на сухой соломке не получится, поэтому ее нужно предварительно хорошо вымочить в горячей воде.
Вам потребуется:
- подготовленная солома
- ивовый прут или рогоз
- х/б нитки под цвет соломы
- клей ПВА
Приступаем к работе. Отберем 20 штук соломин длиной примерно от 10 до 15 см. Отмеряем отрезок нити, которую затем складываем в 4-5 раз. Длина нити в сложенном состоянии должна быть примерно 25 см.
Для стебля цветка берем ивовый прут или рогоз (камыш). Немного клея ПВА нужно будет капнуть на конец прутика. Отобранную соломку приложим к пруту и максимально крепко обмотаем приготовленной нитью. Так, мы получили тычинку цветка.
Теперь возьмемся за лепестки. Вам нужно приготовить 9 соломин, примерно одинаковых по длине и толщине. Начинаем с двух мокрых соломинок, которые мы кладем крест-накрест. А потом загибаем, как видно на фото ниже.
Теперь небольшая хитрость. Представьте, что перед вами человечек с ручками и ножками. Берем его правую руку и заводим назад, а левую нужно загнуть вперед. Теперь руки меняем местами.
Далее еще одну соломину вставляем так, чтобы крест по центру плетения оказался над соломинкой, а «ножки» были сзади. Теперь загибаем перекладину назад и помещаем ее сверху одной из «рук». С левой частью проделываем тоже самое. И повторяем все шаги до тех пор, пока вы не сплетете желаемую длину для вашего цветка.
Далее крайнюю соломину нужно завести за одну из следующих за ней. Тоже повторить с другой стороны, а в серединке их нужно перекрестить. Плетем так и дальше, пока соломка не начнет заканчиваться. Мочим солому, если она начинает подсыхать. Доплетаем до конца и завязываем ниткой. Сплетите 5-6 таких лепестков.
Теперь будем собирать наш цветок. Приготовьте нить в несколько сложений длиной 35 см и ПВА. Берем нашу тычинку на прутике, капаем на нее клея и прикладываем первые 2 лепесточка. Приматываем концы нитью и завязываем на узел. Приклеиваем и приматываем остальные. Лишнюю нить обрезаем. Наш цветок из соломки готов!
Для плетения плоской плетенки (рис. 11) берут четыре соломины, прочно связывают их концы. Две средние соломины являются как бы основой – ядром, которое оплетают двумя другими соломинами, находящимися по краям. Под средние соломины заводят сначала соломину 1, а затем соломину 2 (б, в). Соломину 1, в свою очередь, укладывают поверх ядра, притягивают сверху соломиной 2 (г) и загибают в противоположную сторону поверх ядра (д). Уже на другой стороне соломину 1 снова притягивают соломиной 2 (е). В той же последовательности ведется и остальное плетение (ж, з). Ширина отделочной плетенки зависит от количества соломин в ядре.
Витую плетенку (рис. 12) закрепляют так же, как плоскую, и начинают плетение. Расположенную справа соломину 1 просовывают между соломиной 2 и двумя центральными соломинами (б). В свою очередь, соломиной 2 огибают конец соломины 1, выводят ее поверх центральных – ядра и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 1 (в). Полученный узел затягивают покрепче и продолжают плетение. Соломины 1 и 2 меняются ролями: теперь уже соломину 2 просовывают между соломиной 1 и ядром, а соломиной 1 огибают конец соломины 2 и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 2 (г). Полученный узел также затягивают покрепче. Все остальные узлы вяжутся в той же последовательности. В процессе плетения плетенка будет равномерно закручиваться по часовой стрелке. Кончающуюся боковую соломину наращивают, вставляя в очередную петлю конец новой соломины. Соединение будет более прочным, если некоторое время переплетать старую соломину вместе с новой. Соломины ядра могут быть не очень гибкими, в то время как боковые должны быть высокопластичными. Для проверки этого качества из партии замоченных соломин берут одну-две и завязывают простым узлом. Если узел получится округлым, без сколов и защепов, а солома вокруг него не треснула, то такой материал вполне годится для плетения.
Соломенные бусы делают из отдельных бусин, нанизывая их на нить. Сначала надо потренироваться на бумаге. Берут бумажную ленту шириной 1 см, длиной 15 см. Сгибают полоску семь раз на квадратики и нумеруют их цифрами от 1 до 7 слева направо. Двумя первыми квадратиками складывают треугольник, придерживая их левой рукой, а правой, совмещая под прямым углом верхнюю сторону квадрата 3 с верхней стороной квадрата 2, перегибают ленту по месту сгиба и накладывают квадрат 4 на квадрат 1. Поворачивают фигуру к себе и накладывают квадрат 5 на квадрат 2, затем квадрат 6 – на 3, а 7 – на 4. Бусины выполняют из соломенной ленты шириной 8-10 мм, концы ее заправляют под бусину и обрезают. Для бус одного размера берут ленты одинаковой ширины. Если нужно сделать разновеликие бусы, готовят ленты разной ширины. Делают бусы такой длины, чтобы они свободно проходили через голову (приблизительно 50 бусин); нанизывают их на нить через углы. Освоив основные виды и способы плетения из соломки, можно приступить к изготовлению несложных изделий (салфетки, подставки, корзины, шляпы). Но прежде необходимо ознакомиться еще с приемами сшивания плетенок.
Сшивание плетенок. Изделия из плетенок сшивают вручную иглой или же на швейной машине. В зависимости от назначения изделия выбирают вид плетенки и способ сшивания – встык или уступом.
При сшивании встык (рис. 13) иголкой поочередно зацепляют края сплачиваемых плетенок и стягивают их как можно плотнее ниткой. Сшитые таким образом плетенки представляют собой ровную поверхность, поскольку все они находятся на одном уровне. Встык скрепляются плетенки при изготовлении циновок, ширм, декоративных панно и т.д.
Плетение из соломки.Мастер Лариса Гуржий.
Четверг, 18 Октября 2012 г. 16:32
+ в цитатник
Июн 12, 2016 Галинка
Сегодня модно говорить о необходимости возрождения исконных ремесел и техник рукоделия. переживает очередной расцвет, резьба по дереву радует обилием новых техник и методов работы с материалом, керамика и ковка тоже чувствуют себя вполне уверенно в современном мире. Тем не менее есть ряд материалов, незаслуженно забытых, поделки из которых обходят стороной или оставляют на потом. Например, картины из соломы. В этот раз наш мастер-класс будет посвящен именно им.
Что можно сделать из соломы?
Солома – идеальный материал для создания осенней поделки в садик или школу. Во-первых, с ней достаточно легко работать, ребенок может активно помогать и участвовать в процессе, а не быть пассивным наблюдателем.
Во-вторых, это традиционная народная техника, и это высоко ценится в любом жюри конкурса. Для примера – работы на следующем фото (источник).
В-третьих, создавать своими руками поделки из соломы – это безумно интересное и не очень сложное занятие (читаем мастер-класс ниже), которое не требует никаких дорогостоящих материалов. Попробуйте и убедитесь в этом сами! Главное – правильно заготовить немного соломы для работы!
Что делать с соломой?
Картины и многие поделки делаются из выпрямленной соломы. Но по природе она представляет собой трубочки, которые еще предстоит распрямить своими руками.
Теоретически делается это следующим образом:
- помещаем трубочки в емкость с водой,
- берем одну трубочку и разрезаем трубочку ножницами,
- кладем ее на ровную поверхность и распрямляем ее ножницами или любым другим подходящим инструментом,
- проглаживаем утюгом для закрепления формы.
Но лично мне посчастливилось заполучить для своей поделки уже готовые полоски, поэтому, чтобы наглядно посмотреть весь процесс подготовки, нам пригодится вот такой замечательный видео мастер-класс:
Мастер-класс по созданию картины своими руками
Объемные поделки – это хорошо, а красивые картины – еще лучше! Тем более что сюжет для них можно выбирать на свой вкус. Самые частые темы – это:
- храмы,
- пейзажи,
- животные.
Материалы
Чтобы освоить мастер-класс и самостоятельно создать картины из соломы понадобятся вот такие нехитрые материалы:
- подходящая картинка,
- калька (или обычная белая бумага + лист копировальной),
- полоски соломы,
- черный плотный картон (эффектнее всего картины из соломы смотрятся на бархатном картоне, можно взять, к примеру, бархатный картон для паспарту): если подходящего нет, можно обтянуть любой ровный толстый картон или кусок двп черной тканью;
- клей ПВА (лучше момент Столяр);
- простой карандаш;
- ножницы;
- макетный нож со сменными лезвиями.
В конце работы для поделки также понадобится красивая рамочка в размер картона.
Чуть подробнее о «подходящей картинке». Сам по себе мастер-класс довольно простой, но если вы только начинаете свое знакомство с техникой, проще всего взять идею из… детских раскрасок! Открываем Интернет, ищем раскраски и распечатываем ту, что нравится. Если нет принтера, то открываем ее на мониторе и сводим на кальку. Моим девочкам приглянулся Бродяга из диснеевского мультфильма, поэтому я распечатала именно его.
Последовательность работы
1. Беру раскраску и делю ее на логические составные части: туловище с лапами, хвост, голова, глаза, уши. Все детали нумерую карандашом (пример – на фото).
2. Перевожу собаку на кальку или обычную бумагу с помощью копирки. Снова маркирую все детали с обратной стороны (сильно на карандаш не давлю, иначе может быть потом видно). Разрезаю рисунок по деталям.
3. Каждую деталь с лицевой стороны обклеиваю соломой с помощью клея момент Столяр: он достаточно густой и крепкий. Оставлю под прессом до полного высыхания.
4. Вырезаю каждую деталь аккуратно по контуру. Где-то использую тонкие ножницы, а где-то приходится подрезать ножом. Это надо понять интуитивно, уже в процессе работы.
5. Беру бархатный картон для паспарту и примеряю соломяный пазл. Что из этого получается – видно на фото. Чтобы не запутаться в мелких деталях, поглядываю на схему с распечаткой раскраски и сравниваю детали с ней.
6. Начинаю клеить с самой крупной части – с туловища. Снова использую для этого момент столяр. Постепенно двигаюсь вверх. Слежу за тем, чтобы все детали подходили друг к другу вплотную.
Главная задача – не измазать бархат клеем! Минут за 15 все детали оказываются на своих местах.
7. На этой можно было бы остановиться, но тут явно не хватает глаз и немного четкости контуров. Зрачки можно нарисовать или вырезать своими руками из фетра.
8. Обвожу контуры собаки черным маркером, придавая изделию более четкий вид. Мастер-класс подходит к концу, и у меня получается вот такая чудесная собака, как на фото.
Остается последний этап: картины из соломы надо одеть в рамы и поместить под стекло. В этом случае работа сохранится на долгие годы.
Я показала несложную работу. К изготовлению такой поделки легко привлечь детей. Для того чтобы повторить мастер-класс дома, понадобится немного времени, с задачей легко справиться за пару вечеров.
Картины из соломы смотрятся строго и стильно. В этой технике легко сделать для близких людей, тем более что можно с легкостью обыграть любой сюжет! Для вдохновения – следующее видео, в котором собраны удивительно красивые картины из этого материала.
Картины из соломки, сделанные своими руками, я помню ещё из детства. Тогда - это был самый доступный материал для изготовления красивых рукотворных вещей. Ведь с хорошими нитками, красками, качественной глиной и даже пластилином в стране была напряженка. И картины, нужно сказать, получались вполне приличными даже у нас - учеников начальной школы. А уж как мамы были рады таким подаркам - не передать.
Конечно, когда я увидела картины из соломки настоящих мастеров, я поняла, что мои - это попросту поделки. Но все с чего-то начинают. Главное иметь желание. Ведь хендмейд - это тот вид творчества, в котором опыт достигается только после изготовления десятой, двадцатой или, даже, сотой работы.
А ещё главное начать… Итак, с чего начинается соломенное творчество?
Полевые работы
В картинах из соломы, на мой взгляд, столько тепла и света, сколько растения получают от солнца. Некоторые работы словно светятся изнутри - настолько это живой и тёплый материал. Да это и не удивительно. Ведь что такое солома? Это высушенные естественным путём стебли растений. Ну а если уж научно выражаться, то у соломы есть определение.
Соло́ма — это высушенные стебли бобовых и злаковых зерновых культур, которые остаются после обмолота. Также соломой считаются стебли конопли, льна, кенафа и других растений, без листьев и соцветий.
Так вот, для поделок из соломки нам понадобиться, как ни странно, именно солома. Можно брать высушенные стебли растений. Иногда используются и листья, а также другие части. Главное требование - они должны быть достаточно плотными, чтобы не рваться. Например, отличный материал - листья кукурузы или болотного камыша.
Чтобы заготовить материал самостоятельно, жителям города придётся всерьёз поломать мозги: где в большом городе можно найти злаки или даже плотную траву? Практически нигде. Поэтому в один прекрасный день собираемся и выезжаем загород.
Заготовки на зиму
Заготавливать соломку можно с июня по август. Ищите, где самые «хлебные» места. А в августе на полях часто остаются скошенные стебли и другие части растений. Поздней осенью и зимой, а также весной в поле мастерам соломенных дел делать нечего.
Если Вы не собрали свой урожай соломки - придётся ждать следующего лета, так как в продаже этого материала а во всяком случае не видела.
Для картин используют чаще всего солому таких злаков как рожь, пшеница, ячмень, овёс, рис, гречиха. Все они отличаются по цвету и структуре.
Ржаная - толстая и тёмная. Она подходит для изображений деталей церквей и строений, а также других крупных предметов.
Пшеничная похожа на ржаную, но светлая, так что её применяют тоже для выкладывания деталей изображений зодчества для контраста с тёмной ржаной.
Овсяная, пожалуй самая элегантная соломка, она тонкая, блестящая и может быть разных оттенков. Она используется для выкладывания цветочных картин.
Рисовая бывает белого, кремового, одним словом, светлых оттенков. Можно встретить и зеленоватую рисовую соломку - её удобно тоже использовать в цветочных композициях.
Гречишная отличается оригинальными красновато-коричневыми оттенками. Можно даже встретить вишнёвую соломку из гречихи. К тому же она блестящая и ровная - отличный материал для картин с цветами и ягодами.
Обработка соломки - варим, гладим
Поскольку в соломе, как и в любой траве, есть узлы и междоузлия их нужно вырезать, чтобы не мешали в работе. Также необходимо её очистить от остатков листьев.
Для этого аккуратно разрезает трубочку с одного края вдоль всего стебля. Разворачиваем края в обе стороны и проглаживаем с лицевой стороны. Это холодный способ обработки. При этом соломка сохраняет естественный блеск.
Есть и горячий способ обработки соломки. Кладём её в воду, заливаем горячей водой и кипятим 20 минут. А потом уже проваренную соломку разрезаем вдоль стебля и разглаживаем горячим утюгом с внутренней стороны. Когда лента высохнет, доглаживаем с лица. При этом способе она разглаживается быстрее, так как материал становится мягче.
Тонирование материала
Конечно, картины из соломки ценны именно своими естественными оттенками, поэтому тонировать материал не обязательно. Достаточно подобрать солому разных злаков. Но можно придать соломке и более тёмный оттенок путём тонирования или обжига. Тогда картина из соломки будет более яркой и разноцветной.
Соломку обжигают в духовке или с помощью раскалённого утюга.
Иногда для достижения оттенка солому кипятят с какими-либо добавками. 1 ч. л. питьевой соды на 1 л воды даст при кипячении жёлтый оттенок. А если добавить уксус материал побелеет.
Также некоторые современные мастера хендмейда соломку подкрашивают химическими красителями. Например, анилиновыми красками, чернилом, тушью, морилкой, марганцовкой
Выкладываем картину
Для того, чтобы выложить картину соломкой, стоит предварительно сделать набросок и разметить полотно.
В качестве фона можно использовать как плотную бумагу, так и ткань. Очень красиво выглядят соломенные детали на тёмном фоне, поэтому практически все картины изготавливаются с использованием чёрной ткани или бумаги
Картины из соломки - это чаще всего цветочные композиции. Но также популярны изображения церквей, изб. Ведь это творчество было популярно на Руси издавна. Мастеров, которые своими руками могли изготовить такую красоту, очень уважали и ценили
Популярны также и сюжетные бытовые картины, изображающие жизнь народа
Детали картины также вырезаются из бумаги. Каждая, даже мелкая, деталька отдельно. Чтобы потом бумажное лекало можно было приложить к соломке и вырезать.
Создание картин из соломки - процесс достаточно кропотливый. Ведь материал толки, ломкий и рвущийся.
риклеивается соломка к полотну с помощью обычного клея ПВА. Деталь смазываем клеем и плотно прижимаем к рисунку. Внимательно следите, чтобы края деталей плотно прилегали друг к другу. А ещё важно правильно выбрать направление расположения элементов. Ведь повёрнутая одной стороной деталь может блестеть, а другой - не давать этого роскошного блеска.
Покрытие картины
После приклеивания картину нужно положить под пресс: стопка журналов подойдёт. Это нужно чтобы все детали приклеились, и изображение было ровным.
На завершающем этапе картину покрываем лаком. Когда он подсохнет, закрываем готовое изделие стеклом. Так соломка не будет припадать пылью и надолго сохранит свой природный блеск. Такая картина из соломки, созданная своими руками, будет вас согревать своими теплом и светом долгими зимними вечерами