Развлечения на открытом воздухе зимой доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Подвижные игры обогащают содержание прогулок, увеличивают их продолжительность.
Как много зимних развлечений и забав: катание на коньках, санках, лыжах, игры в снежки! А если прихватить на прогулку лопатки, совочки, ведерки и метелочки, можно построить целые города из снега!
Выходя на прогулку в зимнее время с ребенком или компанией детей, обязательно продумайте, в какие подвижные игры будете играть вы, в какие дети будут играть сами, и возьмите с собой все необходимое для этого.
«Кто быстрее»
Инвентарь небольшой снеговик (40-50 см); бутылочка с окрашенной водой.
Описание игры
1. Перед игрой ребенок вместе со взрослым на краю игровой площадки лепят небольшого снеговика. Напротив снеговика на расстоянии 5-6 м «цветной» водой обозначается линия старта длиной 2-3 м. Воспитатель с ребенком становятся за линию старта на небольшом расстоянии друг от друга лицом к снеговику. Воспитатель произносит:
Перед нами снеговик.
Пусть совсем он не велик.
Но он любит пошутить
Да детей повеселить.
Побежим к нему быстрее,
Бежать вместе веселее. Раз, два, три - беги!
После этих слов воспитатель с ребенком бегут наперегонки к снеговику. Побеждает тот игрок, который добежал до снеговика быстрее и первым дотронулся до него.
2. Нарисовать «цветной» водой перед каждым игроком подряд по 3-4 кружка, которые можно поочередно перепрыгивать;
3. Положить подряд по 4-5 снежных комка или воткнуть в снег такое же количество маленьких прутиков, которые можно обегать «змейкой»;
4. Воткнуть в снег на середине дистанции по 2 длинных прута высотой 80-100 см (или поставить стойки), натянуть на них веревку на высоте 60 см; в этом случае игроки бегут до веревки, подлезают под нее, не касаясь земли руками, выпрямляются и бегут дальше к снеговику; и т. д.
«Снежные круги»
Инвентарь 2 мишени (60x60 см) из фанеры; бутылочка с окрашенной водой.
Описание игры
На забор, на дерево или куст вешаются мишени, на каждой заранее начерчен круг диаметром 50 см. Напротив каждой мишени на расстоянии 2,5-3 м «цветной» водой обозначается линия. Воспитатель с ребенком становятся за свои линии и лепят из снега по 10-15 снежков. После этого по команде взрослого: «Раз, два, три, круги снежками залепи!» - играющие начинают бросать снежки в свои мишени, стараясь залепить ими свои круги. Если у игроков не хватает снежков, они лепят их тут же. Победителем становится игрок, который раньше закроет площадь круга снежками.
Примечания. 1. Мишени также можно поставить на скамейку или нарисовать на стене здания мелом, углем.
2. Если ребенок при выполнении задания устал, то игру можно прервать, а затем продолжить ее после небольшого перерыва.
3. Также можно ограничить игру фиксированным временем (2-3 мин.), а потом посмотреть, у кого из игроков площадь круга, залепленная снежками, будет больше, и в соответствии с этим определить победителя.
«Взятие крепости»
Инвентарь 4-6 кеглей (высотой 20-25 см); бутылочка с окрашенной водой.
Описание игры
На игровой площадке взрослый с ребенком строят из снега крепость (высотой 50-80 см). На верхнем краю крепости расставляются кегли на расстоянии 10-15 см друг от друга. После этого напротив крепости на расстоянии 2-3 м от нее «цветной» водой обозначается линия броска. Первым за линию становится взрослый, лепит 5-8 снежков и кладет их рядом с собой. Затем произносит: «Раз-два, раз-два, начинается игра!» После этого кидает в кегли подряд все снежки. Если ему удалось сбить все кегли, то крепость считается взятой. В игру вступает ребенок и выполняет те же действия, что и взрослый.
Примечание. Игроки меняются каждый раз после того, как все снежки будут использованы, независимо от того, были сбиты все кегли (т. е. крепость взята) или нет.
«Назови вид спорта»
Взрослый с ребенком становятся на игровой площадке рядом друг с другом и берутся за руки. Они договариваются между собой, кто будет первым водящим. Затем взрослый вместе с ребенком произносят:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем вот так.
После этого игроки останавливаются, взрослый показывает какое-либо движение, характерное для одного из зимних видов спорта (например, вращение фигуриста на льду, скольжение конькобежца, удар клюшкой хоккеиста, шаг лыжника, прыжок на лыжах с трамплина и т д.). Ребенок должен повторить движение и назвать вид спорта. После
этого игроки меняются ролями, и игра повторяется.
Примечание. Повторять движения нельзя, необходимо постараться вспомнить другие.
ХИТРАЯ ЛИСА
Задачи: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила:
Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»
Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Варианты : Выбираются 2 лисы.
Игры с санками и самокатами
На горке
Дети катаются на санках с горки разными способами: верхом (держась за веревочку или опираясь руками сзади о санки), лежа на животе, спине (ногами вперед), стоя на коленях.
Методические указания для педагогов: на спуске с горки можно соорудить ворота из длинных прутьев. Проезжая через них, дети учатся управлять санками на ходу: опускать на снег ногу с той стороны, в которую надо повернуть; крепко сжав санки коленями, слегка отклонять туловище назад в сторону поворота.
Можно предложить при спускании на санках собрать расставленные вдоль склона флажки
Много радости доставляет катание с горки вдвоем или втроем на одних санках.
На ровном месте
Расставить 5-6 санок на расстоянии 1-1,5 м. Можно предложить детям:
- пробежать между ними «змейкой»;
- перешагивать через них;
- встать на санки, потом сойти с них так, чтобы они не сдвинулись с места;
- встать рядом, опираясь на санки руками, перепрыгнуть через них;
- стоять на санках на одной ноге как можно дольше;
- поднять санки над головой слева и опустить их на снег справа;
- стоя к санкам лицом, наклониться, опереться на них руками, присесть и встать, не отрывая рук от санок.
Два на два
Играют четверо детей. Они по двое садятся на санки, поставив ноги на полозья. Дети скользят вперед, отталкиваясь недлинными палками. Победит пара, быстрее пришедшая к финишу.
Успей первым
Двое-трое санок расставляют параллельно друг другу на расстоянии примерно 2-3 шагов. Ребята становятся каждый рядом со своими санками справа или слева, в зависимости от задания. По сигналу взрослого дети обегают каждый свои санки и стараются как можно быстрее вернуться на исходное место.
Методическое указание для педагогов: для разнообразия и усложнения игры можно ввести дополнительные задания: вернувшись в исходную позицию, повернуться лицом к санкам и присесть, опираясь на санки руками, либо сесть на них.
На санки!
Санки (на одни меньше, чем играющих) расставляют на одной стороне площадки. Дети бегают, кружатся на другой стороне площадки. По сигналу «На санки!» они должны быстро добежать до санок и сесть на них. Опоздавший остается без места.
Быстрые упряжки
На линии старта дети выстраиваются по трое у одних санок. По команде «Старт!» один садится на санки, а двое берутся за веревочку и везут его до финиша. Побеждает упряжка, быстрее добравшаяся до финиша.
На снежной площадке
Мороз Красный нос
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки стоит Мороз Красный нос.
Мороз Красный нос
Я Мороз Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Дети
Не боимся мы угроз.
И не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом,
Мороз догоняет и старается их заморозить (осалить). Замороженные остаются на месте и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить.
При повторе игры выбирается новый Мороз, и уже он салит игроков, в конце подводятся итоги какой Мороз (старый или новый игрок) больше заморозил.
Снежная карусель
Взявшись за руки, дети образуют круг и изображают снежинок, в середине - Снеговик. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее и переходят на бег сначала в одну сторону, потом в другую.
После небольшого отдыха игру можно возобновить.
Затейники
Один из игроков - затейник - становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки и произносят:
Ровным кругом, Друг за другом, Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, Дружно вместе Сделаем... вот так.
Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение из зимнего вида спорта: бег конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой. Дети должны повторить это действие и назвать вид спорта.
При следующем повторении игры выбирается новый затейник.
Затейники должны демонстрировать движения, не повторяя уже показанных.
Ловишки парами
Дети становятся парами друг за другом на расстоянии 2- 3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу взрослого первые в парах быстро бегут на другую сторону площадки, стоящие сзади стараются их поймать (каждый свою пару).
При повторении игры дети меняются ролями.
Метелица
Дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый - Метелица. Он медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками «змейкой» или обегает их и ведет за собой вереницу ребят.
Забавные упражнения
Попляши и покружись
Ребята разбиваются на пары и берутся за руки, встают лицом друг к другу. По сигналу взрослого «Попляшем!» приседают и приплясывают. По сигналу «А теперь покружимся!» кружатся в парах. Когда же он произносит «Стой!», дети останавливаются, отводят одну ногу назад, стараются удержать равновесие на другой ноге (при этом руки не разжимают). При повторении игры задание можно усложнить: по сигналу «Стой!» попробовать присесть, держась за руки, на одной ноге «пистолетиком».
Перетяжки
Играющие встают вокруг сугроба, крепко держась за руки. Как только взрослый скажет «Перетяжки начались!», все начинают тащить рядом стоящих в свою сторону, стараясь опрокинуть их в сугроб. Если это удается, игра приостанавливается, дети выравнивают круг. После небольшого перерыва игра продолжается.
На ледяных дорожках
Заливается дорожка длиной 4-8 м и шириной 40-60 см. Дети скользят по ней, стараясь продвинуться как можно дальше.
Задание можно усложнить: на дорожке сначала на расстоянии 3-4, а потом 5-6 м от старта положить цветной кубик, который ребенок должен сдвинуть с места ногой.
Ледяные кружева
Заранее готовятся разноцветные льдинки (синие, красные, зеленые, желтые и др.). Из них дети выкладывают на утоптанном снегу разноцветные мозаики, узоры. По окончании работ можно провести конкурс на лучшую мозаику или самый красивый узор
Снегодром
Дети должны слепить Снеговика, Деда Мороза и Снегурочку, украсить их. После этого все вместе водят хороводы, кружатся по одному и парами, играют в «Пузырь», «Каравай», «Ровным кругом» и другие игры.
На площадке дети строят из снега (дома, почту, вокзал и т.п.). Затем изображают трамвай (встают друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящему) и катаются «по улицам» построенного города.
Можно организовать конкурс на лучшую фигуру (самолет, ракету, большой ледокол, птицу, цветок и т.п.) или сказочного персонажа из снега.
Лариса Ивенина
Игры с детьми на прогулке зимой
Игры с детьми на прогулке зимой
Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры для детей - катание на санках, игры со снегом и др . - обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей.
Игра «Дед Мороз»
Цель : прививать детям умение выполнять характерные движения.
Ход игры:
Воспитатель вспоминает с детьми про деда Мороза и где он живет. Затем говорит грубым голосом :
Я – Мороз, Красный нос. Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей! Выходите, зайчики!
Дети прыгают, как зайчики.
Воспитатель : Заморожу! Заморожу!
Дети разбегаются. Игра повторяется, воспитатель называет другого зверя.
Игра «Паровозик»
(по стихотворениям Т. Волгиной, Э. Мошковской)
Цель : учить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям : «Bceм надо встать друг за другом - мы будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди – паровоз». Воспитатель выполняет роль паровоза : встает впереди детей лицом к ним и, медленно передвигаясь, произносит :
Чух-чух! Чух-чух! Мчится поезд во весь дух.
Дети передвигаются вслед за воспитателем и произносят : «ЧУХ-ЧУХ!» Затем все вместе тянут протяжно : «У – у - у!»
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, сто вагонов я тащу.
Все вместе : «У – у - у!»
Воспитатель поворачивает то в одну, то в другую сторону. Продолжает : «Приехали» . «Ш-Ш-Ш-Ш!» - повторяют за ним дети.
Паровозик, паровоз, что в подарок нам привез? - Мячики!
Дети начинают прыгать, как мячики. Воспитатель говорит : «У-y-y! Всех зовет паровоз!» Дети выстраиваются друг за другом.
Загудел паровоз и вагончики повез : Чух-чу! Чух-чу! Далеко я укачу! У-у-у-у! Чух-чух!
Дети повторяют за воспитателем : «Чух-чух! У-У-У-У!»
Игра продолжается. Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат. медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизношении, характерном для того или иного «подарка» .
«Снег кружится»
(по стихотворению А. Барто)
Цель : научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры .
Материал : ободки с эмблемами снежинок.
Ход игры
Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.
Затем предлагает всем участникам игры ободки-снежинки .
Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося : «Снег, снег кружится, белая вся улица!»
Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит : «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок» .
Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит : «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! („В-в-в!" - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».
Дети разбегаются по площадке.
Игра по желанию детей повторяется 3-4 раза.
«Собачка и воробьи»
(по мотивам белорусской песенки)
Цель : закреплять знания детей о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.
Материал : эмблемы воробьев, мягкая игрушка - собачка.
Ход игры
Воспитатель объясняет детям : «Мы все будем воробьями (раздает эмблемы птиц) . Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой? (Ребенок-собачка берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть».
Воспитатель читает стихотворение :
Скачет, скачет воробей :
Скок-поскок!
Скок-поскок! (Дети скачут кто как может.)
Кличет маленьких детей :
«Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!» (Дети повторяют : «Чив! Чив! Чив!» )
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою :
«Чик-чирик!
Чик-чирик!» (Дети повторяют : «Чик-чирик!» )
Воспитатель говорит : «Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко» .
Ребенок-собачка выбегает и громко лает : «Ав-ав!» «Воробьи» разлетаются в разные стороны.
Игра повторяется по желанию детей 2-3 раза.
«На елку»
Цель : научить детей имитировать характерные движения зверей.
Ход игры
Воспитатель напоминает детям, что скоро наступит Новый год - праздник для всех. Везде будут стоять украшенные елки, вокруг них все будут водить хороводы, петь песни, плясать. Лесные зверушки тоже любят этот праздник, приходят к детям в гости полюбоваться их нарядами, наряженной елкой, повеселиться.
Воспитатель : «Ребята, слушайте и сразу же выполняйте то, что делают зверушки» .
Ну-ка, елочка, светлей
Засверкай огнями!
Пригласили мы гостей
Веселиться с нами.
По дорожкам, по снегам,
По лесным лужайкам
Прискакал на праздник к нам
Длинноухий зайка. (Дети скачут, как зайчики; бегут, подпрыгивая.)
А за ним, смотрите все,
Рыжая лисица.
Захотелось и лисе
С нами веселиться. (Педагог : «Тихо-тихо бегите, как лисонька» .)
Вперевалочку идет
Косолапый мишка.
Он несет в подарок мед
И большую шишку. (Педагог : «Медленно топает, вперевалочку» .)
Ну-ка, елочка, светлей
Засверкай огнями,
Чтобы лапы у зверей
Заплясали сами! (Дети пляшут кто как хочет.)
Игра по желанию детей повторяется два раза.
Краткое содержание: Зимние игры для детей. Зимние игры на свежем воздухе. Зимние игры для девочек. Зимние игры на природе. Зимние игры на льду. Зимние игры на участке доу. Зимние игры в детском саду. Зимние забавы детей. Зимние забавы для детей. Зимние забавы в детском саду. Зимние забавы фото. Зимние развлечения для детей. Зимние развлечения на улице. Зимние развлечения в детском саду. Прогулки зимой с ребенком.
Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы, поэтому как можно раньше объясните им, что если выпал снег, это вовсе не означает, что они должны оставаться дома - но, конечно, для прогулок у них должна быть подходящая верхняя одежда, чтобы они не замерзали и всегда оставались сухими. Такие вещи, как куртки, непромокаемые штаны, шапки и сапоги, вполне можно купить в магазинах, и желательно не в единственном экземпляре. Когда первый комплект одежды намокнет и дети начнут замерзать, поможет запас сухой одежды, чтобы, передохнув, они снова могли бежать на улицу. Особенно полезно иметь коробку перчаток и варежек. Не пожалейте денег на такую же теплую одежду и обувь для себя и отправляйтесь играть вместе с вашим ребенком.
Катание с ледяной горки и на санках
Санки и снег так же неразделимы, как мороженое и вафельный стаканчик. Придумайте разные забавные способы катания.
Кататься с горки можно не только на санках - для этой цели прекрасно подходят, например, шины от автомобилей, очень хорошо скользит с горы, позволяя развивать приличную скорость, кусок линолеума.
А еще можно сделать своеобразный тобогган. Для этого нужно взять большой кусок картона и разрезать его таким образом, чтобы оставалось достаточно много места для сидения, передний конец приподнять и завернуть, чтобы ребенку можно было ухватиться за него. Это совсем легонькие «санки», и ребенку с приятелями не составит труда отнести их до ближайшей горки, где они смогут по очереди покататься. А когда эти санки или дети промокнут так сильно, что уже нельзя будет кататься, "тобогган" можно отправить в ближайший мусорный бачок и со свободными руками весело бежать домой, играя в снежки.
Ангелы
Пожалуй, нет ни одного взрослого, который в детстве не играл бы в снежного ангела. Покажите ребенку, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь; снег облепит малыша, и его одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья. Потом помогите малышу осторожно встать, не разрушив его "ангельскую" форму. Только что выпавший снег - прекрасное пушистое ложе, и ребятишки любят, лежа на нем, как бы парить в свежести солнечного зимнего дня.
Если игра в ангелов уже не в новинку вашей семье, попытайтесь создать с ребенком другие снежные образы, напоминающие разных животных. Возможно, ваш сын сможет сообразить, как улечься на один бок и согнуть руку так, чтобы след от него походил на слоновый хобот, или ребенок может встать в снегу на четвереньки и вообразить, что это не его, а лошадиные ноги в снегу, а сам он лошадка.
Следопыты
Дети любят рассматривать собственные следы на свежевыпавшем снегу. Не поленитесь найти в интернете информацию о том, как выглядят следы разных животных и птиц. После этого отправляйтесь в лес или парк и попробуйте отыскать и расшифровать следы какой-нибудь живности.
Следы снежного человека
Из картона и толстой веревки можно сделать лапы снежного человека. Оденьте их поверх зимней обуви и отправляйтесь на прогулку создавать следы снежного человека.
След трактора
Оказывается, не все знают, как на снегу сделать следы трактора.
След в след
Расскажите ребенку о том, как ходят волки в стае (след в след). А после этого предложите поиграть в догонялки, но с одним условием: тот, кто догоняет, должен преследовать убегающего след в след.
Рисование на снегу палочкой
Если вы любите летом рисовать палочкой на сыром песке, то зимой вы можете попробовать рисовать ей на снегу.
Новогодне-зимние находилки
Находилки - развивающая игра в необычном формате. Она знакомит детей с окружающим миром, развивает восприятие, внимание и зрительную память. Да и вообще, что может быть лучше игр на свежем воздухе?
Правила игры. Распечатайте бланк с картинками, вложите его в твердую папку. А теперь одевайтесь потеплей и отправляйтесь с ребенком на прогулку по зимнему, предновогоднему городу. Ваш ребенок должен будет находить все, что изображено на рисунках, и отмечать находки галочкой. Или же вы вместе все находки фотографируете и делаете дома подробный фотоотчет. Скачать бланк игры .
Снежные цветы
Приготовьте для опыта:
Соломинку,
- раствор для надувания мыльных пузырей
Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки.
Нам нет нужды забираться в облака, чтобы видеть, как образуются эти снежные звездочки.
Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.
Снежинки
Снег сам по себе очень уникален! Если на улице подходящий снег, состоящий из отдельных снежинок, то дайте ребёнку лупу, чтобы он мог рассмотреть какие они все разные и красивые.
Снежинку можно сфотографировать в режиме макросъёмки на тёмном фоне и получится отличное фото!
Снежные создания
Лепить снеговиков - это обычное дело. А вот делаете ли вы снегурочек, маленьких снеговичков, снежных собак, котов или черепах? Этим хорошо заняться, если в творческом процессе участвует несколько человек, вот тогда можно вылепить снежное семейство или целый зоопарк снежных обитателей.
Если вам хочется, чтобы проходящие мимо люди еще больше восхищались вашим творением, то принарядите ваших снеговиков. Шапка и шарф вполне традиционные украшения для снеговиков, а что вы думаете о том, чтобы повязать вашей снегурочке на голову платок или надеть большую дамскую шляпу? Возможно, ей придутся кстати кухонный фартук и деревянная ложка. Если вы любите ходить по магазинам, то купите несколько недорогих вещей специально для того, чтобы использовать их для ваших снеговиков после следующего большого снегопада. Также заранее можно заготовить нос-морковку, крышки от пластиковых бутылок для глаз или пуговиц и прочие аксессуары для снеговика. Если вы играете в снегу с очень маленькими детишками, делайте снеговичков тоже маленькими, чтобы не утомить ребенка. Потом этих малышей можно будет поставить в самых неожиданных местах: на скамейке, ветке дерева, горке, балконе. Пусть другие малыши порадуются, случайно обнаружив их на прогулке.
Снежная красавица обрадуется короне из сосулек.
А еще вы можете попытаться сделать черепаху, для этого нужно вылепить из снега куполообразную форму, напоминающую панцирь черепахи, и приделать к нему четыре маленькие ножки, голову и хвост.
Снежные скульптуры
Из снега можно вылепить не только снеговиков. Подскажите вашему ребенку, что снег такой же материал для лепки, как и глина, который можно использовать для создания разных существ и предметов.
Игры зимой для детей среднего дошкольного возраста
Игра «Метель»
Слышен сильный вой метели:
У-У, У-У, У-У! У-У, У-У, У-У!
(Показываем, как воет ветер.)
Гнутся сосны, гнутся ели
На ветру, на ветру.
Все попрятались от ветра -
Кру-ру-ру! Кру-ру-ру!
(Наклоняемся вперёд.)
Кто в дупло залез на время,
Кто в нору, кто в нору.
(Приседаем.)
Вихри снежные кружатся -
Ту-ру-ру! Ту-ру-ру!
(Кружимся на месте.)
И сугробы уж ложатся
Поутру, поутру.
(Поднимаем руки вверх.)
Игра «Перепрыгиваем через сугробы»
На полу расставлены один за другим предметы разной высоты. Это сугробы. Дети должны перепрыгнуть через них. В конце игры воспитатель отмечает тех, кто не задел и не уронил ни одного предмета.
Метель намела много снега. Вот какие сугробы получились. Как же их преодолеть? Придётся перепрыгивать.
Зимние загадки
Снег ложится на поля,
Стала белой вся земля.
Всюду белые дома.
Это к нам пришла... (зима).
Во дворе горой,
А в избе водой. (Снег.)
С неба звёздочка упала,
Поблестев немножко,
И холодной каплей стала
На моей ладошке. (Снежинка.)
Белая морковка
Зимой растёт. (Сосулька.)
Детки сели
На карниз
Всё время вниз. (Сосульки.)
И не снег, и не лёд,
А серебром
Деревья уберёт. (Иней.)
Игра «Холодно - горячо»
Воспитатель прячет какой-нибудь предмет. Дети должны его отыскать. Если они отдаляются от предмета, воспитатель произносит слова «прохладно» и «холодно», а если приближаются к нему, - «тепло» и «горячо». (Можно также говорить: «Тепло, горячо, жарко, обожжёшься!» или «Холодно, мороз, стужа, метель!») Игра закончится, когда предмет будет найден.
Игра «Спасаемся от мороза»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Чтобы ручки не замёрзли,
Будем вместе хлопать.
(Хлопаем в ладоши.)
Чтобы ножки не замёрзли,
Будем сильно топать.
Ну-ка быстро - раз-два-три -
Всё сначала повтори.
Хлоп-хлоп-хлоп!
Топ-топ-топ!
(Хлопаем в ладоши и потом топаем.)
Чтобы ушки не замёрзли,
Их ладошкой разотри.
Носик тоже, щёчки тоже -
Их ладошками потри.
Ну-ка быстро - раз-два-три -
Всё сначала повтори.
Ушки трём,
Носик трём,
Щёчки тоже мы потрём.
(Делаем растирание.)
Нам мороз не страшен -
Прыгаем и пляшем!
(Прыгаем и приплясываем.)
Игра «Деревья»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Летом все деревья
Ярко зеленели.
На красивых ветках
Листики висели.
(Трясём кистями рук.)
Осенью деревья
Быстро пожелтели.
И на всех деревьях
Листья облетели.
(Наклоняемся вперёд и касаемся руками пола.)
Снег летит, кружится.
К нам зима пришла.
Для деревьев шубки
Белые нашла.
(Показываем: надеваем шубки.)
Игра «Холодные и горячие слова»
Воспитатель произносит слова. Дети обнимают себя, будто мёрзнут, если слово - «холодное» (зима, мороз, метель, вьюга, холод, снег, сугроб, сосулька, снежинка), или разводят руки в стороны, будто загорают, если слово - «горячее» (лето, солнце, жара, зной, пустыня).
Игра «Ивушка»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Подрастает ивушка,
(Поднимаем руки вверх.)
На ветру качается.
(Качаемся из стороны в сторону.)
И всё больше ивушка
К речке наклоняется.
(Наклоняемся вперёд.)
Низко ветви длинные
Над водой свисают.
(Разводим руки немного в стороны и качаем расслабленными кистями.)
Свои ветви ивушка
В воду опускает.
(Приседаем.)
Игра «Знаем деревья»
Воспитатель произносит разные слова, в том числе названия деревьев. Услышав название дерева, дети должны захлопать в ладоши. Деревья: дуб, тополь, ива, рябина, клён, осина, сосна, берёза, липа, ель и др.
Игра «В зимнем лесу»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Зайчик скачет по тропинке
Вот так, вот так.
(Прыгаем на месте.)
Лапками дерёт осинку
Вот так, вот так.
(Показываем.)
Тетерев летает следом
Вот так, вот так.
(Машем руками.)
Ночью прячется под снегом
Вот так, вот так.
(Приседаем.)
Игра «То зверь, то птица»
Дети встают в ряд или в круг. Воспитатель (ведущий) произносит слово «зверь» или «птица», после чего бросает мяч одному из участников игры. Игрок ловит мяч, быстро произносит название зверя или птицы и бросает мяч воспитателю (ведущему). Если игрок не смог этого сделать или сделал неправильно, он выходит из игры.
Игра «Горностай»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Горностай, горностай,
Лапки выше поднимай.
(Поднимаем руки вверх.)
Горностай, горностай,
Головою покачай.
(Качаем головой из стороны в сторону.)
Злого волка обмани -
Замети следы свои.
(Разводим руки немного в стороны и качаем вправо-влево.)
Горностай, горностай,
Поскорее убегай!
(Бежим на месте.)
Загадки про лесных зверей
Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки лесных зверей, и стараемся их отгадать.
Рыжая, пушистая, хитрая - это кто? (Лиса.)
Серый, зубастый, злой - это кто? (Волк.)
Длинноухий, трусливый - это кто? (Заяц.)
Маленький, серый, колючий - это кто? (Ёж.)
Рыжая, проворная, ловкая - это кто? (Белка.)
Игра «Щука»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Щука плавает в воде,
Щука плавает везде.
(Делаем движения, как будто плаваем.)
На поверхность выплывает,
(Поднимаем руки вверх.)
А потом на дно ныряет.
(Приседаем.)
Щёлк зубами злая щука,
А потом сидит без звука.
(Полусогнутыми ладошками изображаем пасть щуки.)
Хочет рыбку там поймать.
Как увидит рыбку - хвать!
(Делаем руками перед собой хватательные движения.)
Игра «Щука на охоте»
С помощью считалки выбирается Щука. Остальные игроки - рыбки. Воспитатель говорит: «Щука спит!» Рыбки плавают всюду весело играют. Потом воспитатель говорит: «Щука плывёт!» Щука отправляется на охоту и пытается поймать рыбок. Тот, кого она поймала, выбывает из игры. Победителем станет игрок, которого Щуке не удастся поймать.
Игра «Птицы»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Машут крыльями синицы
И щебечут: «Ци-ци-ци!
Можем мы собой гордиться.
Мы, синицы, - молодцы!»
(Машем руками, будто крыльями.)
На рябине засвистели
Снегири: «Фью-фью, фью-фью!
Ни морозы, ни метели
Не страшат нашу семью».
(Делаем перед собой руками волнообразные движения.)
Воробей по ветке скачет:
«Чик-чирик, чик-чирик!»
Воробей зимой не плачет,
Унывать он не привык.
(Прыгаем на месте.)
Игра «Назови птицу»
Дети по очереди произносят названия птиц. Например: воробей, соловей, синица, снегирь, ласточка, голубь, ворона, сорока, утка, курица, гусь, журавль, кукушка, дятел, сокол, орёл, страус и т. д. Победителем станет тот, кто назовёт птицу последним.
Игра «Кормушки»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Птичкам голодно зимой,
Нет кормушки ни одной.
(Качаем головой.)
Хоть какую пищу
Птички всюду ищут.
(Смотрим по сторонам.)
Мы кормушки поместили
За свои окошки.
(Выставляем руки вперёд.)
Мы насыпать не забыли
Семечки и крошки.
(Показываем: насыпаем семечек и крошек.)
Птички прилетели,
(Машем руками.)
На кормушки сели.
(Приседаем.)
Крошек поклевали,
Семечек поели.
(Стучим пальчиком одной руки по ладошке другой руки.)
Птички нас благодарят,
Из кормушек говорят:
«Вам спасибо! Улетаем,
Но вернуться обещаем!»
Пальчиковая игра «Идёт коза»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая.
За ней козлёночек бежит,
Колокольчиком звенит.
(Трясём кистями рук, как колокольчиком.)
За козлёнком - серый волк.
(Показываем «когти».)
Он зубами щёлк да щёлк.
(Полусогнутыми ладошками изображаем пасть волка.)
Но коза тут подбежала,
(Указательный и средний пальцы одной руки «бегут» по ладошке другой руки.) Злого волка напугала.
(Указательный и средний пальцы выставляем вперёд, остальные пальцы согнуты.)
Игра «Отгадай животное»
Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо домашнего животного. Игрок ловит мяч, произносит всё название домашнего животного и бросает мяч воспитателю. Например: -Со... (Собака.)
Ба... (Баран.)
Ут... (Утка.)
Ло... (Лошадь.)
Ко... (Корова, коза.)
Игра «Лошадка»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Лошадка бежит по дороге,
По снежной дороге зимой.
(Бежим на месте.)
Так резво бегут её ноги!
Стремится лошадка домой.
А вьюга сердитая воет.
Лошадку страшит её вой.
(Показываем: дуем и воем, как ветер.)
Но сильно пугаться не стоит.
Стремится лошадка домой.
(Бежим, высоко поднимая коленочки.)
Лошадка бежит быстро-быстро,
Качает она головой.
(Качаем головой вправо-влево и вверх-вниз.)
Вокруг всё бело, серебристо.
Стремится лошадка домой.
(Бежим, высоко поднимая коленочки.)
Игра «Нарисуй лошадку»
Ребята делятся на две команды. Игроки из каждой команды поочерёдно подбегают к доске и рисуют какую-то часть тела лошади. В конце игры определяется, кто быстрее справился с заданием и чья лошадь оказалась красивее.
Игра «Санки»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Мы на горку забирались
И с неё на санках мчались.
(Поднимаем руки вверх.)
Берегись! Посторонись!
Мчатся санки сверху вниз.
(Машем поднятыми вверх руками и опускаем их вниз.)
Мы на саночки садились,
Мы на саночках катились.
(Наклоняемся, приседаем и выставляем руки вперёд.)
Эй, держись! Берегись!
Мчатся санки сверху вниз.
(В приседе обнимаем себя.)
Игра «Зимние слова»
Воспитатель произносит слова, характеризующие разные времена года, в том числе и «зимние» слова (зима, снег, лёд, мороз, вьюга, метель, иней, снежинка, сосулька и др.). Услышав «зимнее» слово, дети должны поднять руку и постараться объяснить, как оно связано с зимой.
Игра «Зимняя прогулка»
Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.
Снег идёт, идёт с утра,
Поиграть уж нам пора.
Наденем на ножки
Тёплые сапожки.
А на ручки - рукавички,
Рукавички-невелички.
Спрячем ушки в шапку,
Шапку-ушанку.
Тёплый шарф на шею -
И гулять скорее!
Загадки
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Съеду быстро с горки,
Проскочу пригорки.
Утром, спозаранку
Я качусь на... (санках).
Есть, ребята, у меня
Деревянных два коня.
Кони эти рыжи,
А зовут их... (лыжи).
Я бегу на них вперёд,
Даже ими режу лёд.
Они быстры и легки,
Мои новые... (коньки)
Игра «Пошёл король по лесу»
Дети встают в хоровод, один из них (водящий) - в центре. Все ходят по кругу и поют:
Пошёл король по лесу,
Нашёл себе принцессу.
Водящий выбирает себе из хоровода принцессу, берёт её за руки. Все дети произносят, выполняя соответствующие движения:
Давай с тобой попрыгаем
И ножками подрыгаем,
Головкой покачаем,
А больше не играем.
Игра продолжается, но уже другой король выбирает принцессу.
Игра «Найдём слова»
Воспитатель предлагает детям составить вместе рассказ о зиме. Он говорит, что будет начинать о чём-то рассказывать, а они должны догадаться, что дальше, и продолжить, произнести нужное слово (то есть закончить предложение). Если дети сначала не поймут задание, нужно объяснить его на простых примерах.
Зимой с неба падает... (снег).
Речка покрывается... (льдом).
Собираясь на прогулку, дети надевают тёплую... (шубку, куртку).
На голову дети надевают зимнюю... (шапку).
На ручки дети надевают... (варежки), а на ножки... (сапожки).
Ребята катаются на... (санках, лыжах, коньках).
Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры для детей - катание на санках, игры со снегом и др. - обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей. Играя в подвижные игры, вы сможете увеличить продолжительность прогулки, что особенно важно при низких температурах в нашем суровом климате. Да и сами родители, играя с детьми, не заметят, как пролетело время и не успеют замерзнуть, поскольку им не придется стоять и наблюдать за играющим в снегу ребенком.
Зима пришла!
Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой!» - все бегут на свои места и снова прячутся.
Берегись, заморожу!
Все играющие собираются на одной стороне площадки. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!»,- говорит взрослый. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».
Снежинки и ветер.
Скажите детям, что в этой игре они будут снежинками.
Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
Найди Снегурочку.
Нарядите куклу Снегурочкой и спрячьте ее на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом.
Во время прогулки скажите детям о том, что сегодня к ним обещала прийти в гости Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с ними. Наверное, она уже пришла и спряталась от ребят, чтобы они ее поискали. Найдя Снегурочку, дети водят хороводы с ней, приплясывают, кружатся парами.
Лиса в курятнике.
Для начала игры выберете лису с помощью считалки. Остальные дети будут курами.
Дети взбираются на снежный вал и присаживаются (сидят на насесте). На противоположной стороне площадки в норе живет лиса. Куры разбегаются по двору, хлопают крыльями, клюют зерна, кудахчут.
По сигналу взрослого: «Лиса!» - куры убегают, прячутся в курятник, взлетают на насест. Лиса хватает (салит) ту курицу, которая не успела взобраться на насест.
Зайка беленький сидит.
Играющие подражая зайчикам бегают, веселятся на площадке-полянке, а потом, приседают на корточки.
Взрослый вместе с детьми произносит следующие слова:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Дети поднимают руки к голове и шевелят руками, как зайцы ушами. Взрослый продолжает:
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть.
Дети встают и хлопают в ладоши, а потом, скрестным движением рук, хлопают себя по плечам, делают вид, что греются.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
На эти слова дети подпрыгивают на двух ногах на месте. Наконец, взрослый говорит:
Мишка зайку испугал.
Зайка прыг... и ускакал.
Он пугает детей, изображая мишку, они разбегаются по площадке кто куда.
Снежиночки-пушиночки.
Играющие движутся гурьбой вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый говорит: «Снежиночки-пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть».
Играющие останавливаются, приседают.
Отдохнув немного, возобновляют игру.
Праздничный торт.
Уплотняя снег лопаточкой и придавая ему необходимую форму, дети изготовляют большой праздничный торт, квадратный, круглый или другой формы, украшают его цветными льдинками.
Мороз - Красный нос.
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз - Красный нос. Он произносит:
Я Мороз - Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.
Вариант. Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два Мороза (Мороз - Красный нос и Мороз - Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я Мороз – Красный нос,
Я Мороз – Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
После ответа:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз,-
все играющие перебегают в другой дом, а оба Мороза стараются их заморозить. Они подсчитывают, сколько играющих удалось заморозить.
В конце игры выясняется, какая пара Морозов заморозила больше играющих
Снежная карусель.
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки.
После небольшого отдыха игра возобновляется.
Мы - веселые ребята.
Дети становятся на одной стороне площадки за воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал. Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается ловишка (его назначает взрослый или выбирают дети). Играющие хором произносят:
Мы - веселые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три - лови!
После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. Ловишка догоняет бегущих, осаленные им отходят к сторону. Ловишка не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб. Он подсчитывает пойманных после каждой перебежки. После 3-4 перебежек подсчитывают сколько всего играющих удалось поймать ловишке и выбирают нового.
Затейники.
Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки. Они произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем... вот так.
Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действия вратаря в хоккее, а также любое другое действие, характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь другого из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения спортсменов, не повторять уже показанных.
Ловишки парами.
Дети становятся попарно один за другим на расстоянии 2-3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу взрослого первые в парах быстро бегут на другую сторону площадки, стоящие сзади стараются поймать их (каждый свою пару). При повторении игры дети меняются ролями.
Ловишки - елочки.
Дети произвольно располагаются на площадке, ловишка стоит в середине. По сигналу: «Раз, два, три - лови!» - все разбегаются по площадке, увертываются от ловишки. Ребята стараются выручать друг друга, так как ловишке нельзя запятнать тех детей, которые станут лицом друг к другу и, вытянув руки в стороны вниз, будут изображать елочку.
Ловишки со снежком.
Невысоким снежным валиком обозначается круг диаметром 4-5 м. В нем собирается группа играющих. Водящий становится на расстоянии 2-3 м от круга, на этом расстоянии он может передвигаться вдоль круга. В руках у него корзинка со снежками. По сигналу взрослого ловишка старается снежком попасть в кого-нибудь из увертывающихся в кругу детей. Взрослый следит за тем, какой по счету снежок окажется метким и ловишка запятнает им одного из игроков. Игра повторяется 2-3 раза, после этого выбирается новый ловишка.
Метелица.
Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый - он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку и не натыкаться на предметы.
Дети по трое берутся за руки скрестно и бегут по площадке, высоко поднимая колени. Какая тройка лучше?
Чья пара скорей?
Дети образуют два звена, в каждом из них распределяются на пары, становясь друг за другом. По сигналу взрослого две первые пары детей, взявшись за руки, быстро бегут в сторону снеговика, стараясь обогнать одна другую. Пробежавшие пары возвращаются и становятся в конце колонны, бегут следующие пары.