«КАК ПРИОБЩИТЬ РЕБЕНКА
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ?»
Уважаемые родители!
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». (Всемирная организация здравоохранения).
Отчего зависит здоровье? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.
Ведь все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. И путей к физическому совершенствованию много. Главный из них - воспитание в семье. От кого ещё можно брать пример, как не от родителей! По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье.
Основой успеха является личный положительный пример авторитетного для ребенка взрослого - родителя. Трудно, конечно, всегда в присутствии ребенка контролировать каждый свой шаг, и нести в себе те идеалы, которые родители хотели бы ему привить. Усталость на работе, тяжелый трудовой день и т.д. Но нельзя в присутствии ребенка проповедовать одни идеалы, а в реальной жизни их нарушать. Ведь ребенок учиться и этому. Главное - не общее, большое количество времени, которое необходимо провести с ребенком, а качество использования каждого часа. В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основы личности. В сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.
Началом формирования здорового образа жизни в семье является воспитание потребности в здоровье.
Формирование здорового организма, умение управлять им, развивать, совершенствовать - вот задачи здорового образа жизни. В сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность детей, существенную роль играет двигательная активность.
Двигательная активность детей с возрастом резко снижается. Чем старше ребенок, тем дольше он сидит в детском саду, в школе, дома за приготовлением уроков, у телевизора. Проблема, связанная со здоровьем детей - это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут. Это ведет к увеличению массы тела, дети становятся вялыми, у них снижается потребность в двигательной активности. Обучение по новым программам увеличивает психическую нагрузку, заставляет мыслить интенсивнее, с большей затратой нервной энергии. Умственную нагрузку можно уравновесить лишь нагрузкой физической. Значит, родителям необходимо рационально строить режим его дня, чередовать занятия с активным отдыхом. Игры, лыжные прогулки, катание на коньках и санках, бег, езда на велосипеде - все это жизненно необходимо ребятам. От родителей во многом зависит, вырастут ли их дети здоровыми и жизнерадостными или преждевременно разрушат свое здоровье.
Режим дня ребёнка дошкольного возраста - одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму. Если взрослые проявят характер и начнут утро с гимнастики, которую сделают вместе с ребенком, - это будет первый шаг в большом и важном деле - укреплении здоровья. И этот шаг надо сделать как можно скорее.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Всё, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- Занятия физкультурой, прогулки.
- Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
- Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
- Бережное отношение к окружающей среде, к природе
- Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций.
- Формирование понятия «не навреди себе сам».
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
Успехов вам в воспитании ваших детей!!!
«
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.
Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве.
И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей природе: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем; в городе – где мы живем. Мы должны заботиться и о себе, своем здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.
Здоровье – она из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играя с ребятами во дворе, не болеть.
Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, спорте.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибется тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически.
Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:
1.Средства двигательной направленности:
*физические упражнения;
*физкультминутки и паузы;
*эмоциональные разрядки;
*гимнастика (оздоровительная после сна);
*пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная;
*лечебная физкультура;
*подвижные и спортивные игры;
*самомассаж;
*психогимнастика;
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: счетными палочками, пуговицами, платочками и т.д.
Например: «Узловка» (ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА). Берем веревку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем ее вертикально. Ребенок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье на канате), и так движется дальше (со словами):
Лезет, лезет альпинист-
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
Коррекционные физминутки.
Для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. («Жук», «Прогулка в зимнем лесу», «Самолет», «Ладошки»).
Массаж глаз.
Проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.
Зрительная гимнастика.
Дает возможность глазам справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.
Тренировочные упражнения
Для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.
Зрительные ориенты
(пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
*Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
*Оранжевый, желтый – способствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
*Синий, голубой, зеленый – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.
Детям нравится эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)
Часто используем минутки покоя:
Посидим молча с закрытыми глазками;
Ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
Помечтаем под эту прекрасную музыку.
Ежедневно в нашем саду проводится закаливание. Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, камушкам (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем переступают из одного таза в другой, задерживаясь в каждом 4-5 секунд. Каждый таз наполнен водой разной температуры, с разницей в 2-3 градуса, начиная с 40 градусов. В первом – вода с раствором марганцовки, во втором и третьем – вода чистая, но с другой температурой. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.
В течении дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно- мышечной системы ребенка.
Выполняем с детьми упражнения для релаксации.
Основная цель упражнений на расслабление – способствовать максимальному отдыху детей в минимально короткий промежуток времени. Кроме того, упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное).
Расслабление сидя и лежа в неподвижном состоянии проводится с закрытыми глазами – это дает еще больший эффект, так как исключает воздействие зрительных раздражителей.
Упражнения: «Плывем в облаках», «Пляж», «Сказка», «Олени», «Загораем», «Веселые гномы», «Ковер- самолет», «Росток».
Все упражнения выполняются под спокойную музыку «мелодии природы».
Музыкотерапия.
Один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Мы используем мелодии перед занятиями, перед сном. Так, прослушав запись «Колыбельной мелодии», дети быстрее успокаиваются, затихают и засыпают.
Имеют огромное значение для здоровья детей:
Регулярные прогулки на свежем воздухе;
Экскурсии;
Солнечные и воздушные ванны;
Водные процедуры;
Аромотерапия;
Витаминотерапия
Г.А. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе (в зависимости от погоды).
Через экскурсии и походы в парк, занятия на свежем воздухе дети получают необходимый опыт, учатся наблюдать, заботятся о своем здоровье. В лесопарке дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Естественные ароматы деревьев благотворно влияют на ребенка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев. Рассуждают: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?
Особенно полезны подвижные, спортивные игры и игры - развлечения на улице. Разнообразные движения и действия, выполняемые на свежем воздухе, оказывают на детей оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ. Также велико значение подвижных игр в воспитании у детей быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений.
Пример подвижных игр на улице(для детей 2-3 лет)
«Собери по одному»
Инвентарь: 10-16 камушков, кусочек мела.
На асфальте мелом или на земле палочкой обозначается линия старта длиной 1.5 – 2м. За ней становятся игроки на небольшом расстоянии друг от друга. Каждый из них должен вырыть у своих ног небольшую ямку. Напротив каждого игрока кладут по 8 камешков. По команде взрослого «На старт! Внимание! Марш!» игроки бегут вперед, берут первый камешек, возвращаются к линии старта и кладут его в ямку, потом бегут за вторым камешком и т.д. Побеждает тот, кто быстрее сложит все камешки в свою ямку.
Большой оздоровительный эффект имеет «Аромотерапия » - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение.
Мы предложили родителям сшить «волшебные мешочки». Эти мешочки висят в спальне, где спят дети. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав.
Мы создаем радостное общение с природой.
Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус.
Запах березы – улучшает работу сердечно- сосудистой и дыхательной системы.
Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт.
Запах крапивы уничтожает бациллы.
Букеты из веток березы, сосны родители приносят из леса, и сами ставят их в приемной для очищения помещения (букеты и в сухом виде очищают воздух).
Перед приходом детей в детский сад мы опрыскиваем группу маслом ромашки, пихты, что действует на детей успокаивающе.
Витаминотерапия.
Дети получают витаминизированный напиток «Золотой шар», который оказывает на организм детей общеукрепляющее и тонизирующее действие. Повышает сопротивляемость организма к инфекциям и резистентность к вредным воздействиям окружающей среды.
Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:
Личная гигиена;
Проветривание;
Влажная уборка;
Режим питания;
Правильное мытье рук;
Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
Обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах;
Ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
В нашей группе реализуется программа «Основы здорового образа жизни», которая составлена с учетом возрастных особенностей детей и усвоения определенных знаний на каждом уровне развития. Основная цель занятий – формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях детского сада.
1.Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности.
Расширить представление детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм. Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
2.Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно – гигиенических навыков.
3.Расширить знания дошкольников о питании, его значимости, о связи здоровья и питания.
4.Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.
Для закрепления у детей навыков Основ здорового образа жизни в нашей группе, были проведены следующие занятия:
«С утра до вечера»
Программное содержание:
А) познакомить детей с распорядком дня
Б) закрепить понятие о значимости режима дня
В) воспитать желание придерживаться правил по его выполнению.
2. «Красота тела и души»
Программное содержание:
А) научить детей эстетическому восприятию человеческого тела;
Б) раскрыть важность одного из аспектов здоровья – духовной красоты;
В) показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки.
Программное содержание:
А) познакомить детей с правилами ухода за зубами;
Б) объяснить детям необходимость постоянного ухода за ними;
В) воспитывать желание иметь красивые зубы.
Программное содержание:
А) обучить основным правилам поведения ребенка с незнакомыми взрослыми;
Б) сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных ситуациях.
Программное содержание:
А) Знакомство с правилами безопасности ребенка на улице;
Б) сформировать умение применять правила безопасного поведения на улице и в различных жизненных ситуациях.
Программное содержание:
А) опасность огня – нельзя играть со спичками и с огнем. Нельзя трогать газовые краны (у плиты). Нельзя включать в сеть электроприборы;
Б) правила поведения при пожаре (знание номера пожарной охраны – 01)
В) опасность на природе: не бросаться камнями, нельзя дразнить животных, нельзя брать в руки и рвать режущие растения и нельзя брать в рот плоды неизвестных растений.
Все выше указанное нами применяется в информационных выставках для родителей.
Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно участвуют в спортивных совместных мероприятиях, направленных на оздоровление детей.
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка.
Предлагаем папки- передвижки;
Проводим анкетирования;
Приглашаем на просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок.
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.
Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве.
И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей природе: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем; в городе – где мы живем. Мы должны заботиться и о себе, своем здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.
Здоровье – она из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играя с ребятами во дворе, не болеть.
Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, спорте.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибется тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически.
Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:
1.Средства двигательной направленности:
*физические упражнения;
*физкультминутки и паузы;
*эмоциональные разрядки;
*гимнастика (оздоровительная после сна);
*пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная;
*лечебная физкультура;
*подвижные и спортивные игры;
*самомассаж;
*психогимнастика;
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: счетными палочками, пуговицами, платочками и т.д.
Например: «Узловка» (ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА). Берем веревку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем ее вертикально. Ребенок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье на канате), и так движется дальше (со словами):
Лезет, лезет альпинист-
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
Коррекционные физминутки.
Для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. («Жук», «Прогулка в зимнем лесу», «Самолет», «Ладошки»).
Массаж глаз.
Проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.
Зрительная гимнастика.
Дает возможность глазам справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.
Тренировочные упражнения
Для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.
Зрительные ориенты
(пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
*Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
*Оранжевый, желтый – способствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
*Синий, голубой, зеленый – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.
Детям нравится эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)
Часто используем минутки покоя:
Посидим молча с закрытыми глазками;
Ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
Помечтаем под эту прекрасную музыку.
Ежедневно в нашем саду проводится закаливание. Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, камушкам (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем переступают из одного таза в другой, задерживаясь в каждом 4-5 секунд. Каждый таз наполнен водой разной температуры, с разницей в 2-3 градуса, начиная с 40 градусов. В первом – вода с раствором марганцовки, во втором и третьем – вода чистая, но с другой температурой. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.
В течении дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно- мышечной системы ребенка.
Выполняем с детьми упражнения для релаксации.
Основная цель упражнений на расслабление – способствовать максимальному отдыху детей в минимально короткий промежуток времени. Кроме того, упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное).
Расслабление сидя и лежа в неподвижном состоянии проводится с закрытыми глазами – это дает еще больший эффект, так как исключает воздействие зрительных раздражителей.
Упражнения: «Плывем в облаках», «Пляж», «Сказка», «Олени», «Загораем», «Веселые гномы», «Ковер- самолет», «Росток».
Все упражнения выполняются под спокойную музыку «мелодии природы».
Музыкотерапия.
Один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Мы используем мелодии перед занятиями, перед сном. Так, прослушав запись «Колыбельной мелодии», дети быстрее успокаиваются, затихают и засыпают.
Оздоровительные силы природы.
Имеют огромное значение для здоровья детей:
Регулярные прогулки на свежем воздухе;
Экскурсии;
Походы;
Солнечные и воздушные ванны;
Водные процедуры;
Аромотерапия;
Витаминотерапия
Г.А. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе (в зависимости от погоды).
Через экскурсии и походы в парк, занятия на свежем воздухе дети получают необходимый опыт, учатся наблюдать, заботятся о своем здоровье. В лесопарке дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Естественные ароматы деревьев благотворно влияют на ребенка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев. Рассуждают: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?
Особенно полезны подвижные, спортивные игры и игры - развлечения на улице. Разнообразные движения и действия, выполняемые на свежем воздухе, оказывают на детей оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ. Также велико значение подвижных игр в воспитании у детей быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений.
Пример подвижных игр на улице(для детей 2-3 лет)
«Собери по одному»
Инвентарь: 10-16 камушков, кусочек мела.
На асфальте мелом или на земле палочкой обозначается линия старта длиной 1.5 – 2м. За ней становятся игроки на небольшом расстоянии друг от друга. Каждый из них должен вырыть у своих ног небольшую ямку. Напротив каждого игрока кладут по 8 камешков. По команде взрослого «На старт! Внимание! Марш!» игроки бегут вперед, берут первый камешек, возвращаются к линии старта и кладут его в ямку, потом бегут за вторым камешком и т.д. Побеждает тот, кто быстрее сложит все камешки в свою ямку.
Большой оздоровительный эффект имеет « Аромотерапия » - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение.
Мы предложили родителям сшить «волшебные мешочки». Эти мешочки висят в спальне, где спят дети. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав.
Мы создаем радостное общение с природой.
Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус.
Запах березы – улучшает работу сердечно- сосудистой и дыхательной системы.
Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт.
Запах крапивы уничтожает бациллы.
Букеты из веток березы, сосны родители приносят из леса, и сами ставят их в приемной для очищения помещения (букеты и в сухом виде очищают воздух).
Перед приходом детей в детский сад мы опрыскиваем группу маслом ромашки, пихты, что действует на детей успокаивающе.
Витаминотерапия.
Дети получают витаминизированный напиток «Золотой шар», который оказывает на организм детей общеукрепляющее и тонизирующее действие. Повышает сопротивляемость организма к инфекциям и резистентность к вредным воздействиям окружающей среды.
Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:
Личная гигиена;
Проветривание;
Влажная уборка;
Режим питания;
Сон;
Правильное мытье рук;
Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
Обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах;
Ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
В нашей группе реализуется программа «Основы здорового образа жизни», которая составлена с учетом возрастных особенностей детей и усвоения определенных знаний на каждом уровне развития. Основная цель занятий – формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях детского сада.
Задачи, поставленные для реализации данной цели:
1.Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности.
Расширить представление детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм. Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
2.Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно – гигиенических навыков.
3.Расширить знания дошкольников о питании, его значимости, о связи здоровья и питания.
4.Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.
Для закрепления у детей навыков Основ здорового образа жизни в нашей группе, были проведены следующие занятия:
«С утра до вечера»
Программное содержание:
А) познакомить детей с распорядком дня
Б) закрепить понятие о значимости режима дня
В) воспитать желание придерживаться правил по его выполнению.
2. «Красота тела и души»
Программное содержание:
А) научить детей эстетическому восприятию человеческого тела;
Б) раскрыть важность одного из аспектов здоровья – духовной красоты;
В) показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки.
3. «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить»
Программное содержание:
А) познакомить детей с правилами ухода за зубами;
Б) объяснить детям необходимость постоянного ухода за ними;
В) воспитывать желание иметь красивые зубы.
4. «Правила поведения с незнакомыми людьми»
Программное содержание:
А) обучить основным правилам поведения ребенка с незнакомыми взрослыми;
Б) сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных ситуациях.
5. «Правила поведения на улице»
Программное содержание:
А) Знакомство с правилами безопасности ребенка на улице;
Б) сформировать умение применять правила безопасного поведения на улице и в различных жизненных ситуациях.
6. «Понятие осторожности и опасности»
Программное содержание:
А) опасность огня – нельзя играть со спичками и с огнем. Нельзя трогать газовые краны (у плиты). Нельзя включать в сеть электроприборы;
Б) правила поведения при пожаре (знание номера пожарной охраны – 01)
В) опасность на природе: не бросаться камнями, нельзя дразнить животных, нельзя брать в руки и рвать режущие растения и нельзя брать в рот плоды неизвестных растений.
Все выше указанное нами применяется в информационных выставках для родителей.
Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно участвуют в спортивных совместных мероприятиях, направленных на оздоровление детей.
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка.
Предлагаем папки- передвижки;
Проводим анкетирования;
Приглашаем на просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок.
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей!
В течение пяти лет наш детский сад углубленно занимается эколого-оздоровительной работой.
Природа и здоровье – эти два понятия тесно связаны между собой. Неслучайно говорят: «С росинкой, дождинкой, рекой подружись, они наша радость, они наша жизнь», «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Все мы хотим видеть наших детей здоровыми и жизнерадостными, а основы здоровья закладываются уже в дошкольном возрасте, даже раньше. Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами природы – одна из основных задач детского сада.
Углубленно работая, по формированию у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни, мы на группе разработали «Систему организации эколого-оздоровительной работы с детьми».
В нее входят:
Физкультурные занятия;
Утренняя гимнастика и гимнастика после сна;
Подвижные игры и упражнения;
Физкультурные досуги и праздники;
Экскурсии, прогулки-походы;
Игры-занятия на экологической тропе;
Физкультминутки, дни здоровья;
Посещение фитобара;
Занятия по приобщению детей к ЗОЖ.
Начиная работу с детьми по формированию привычек к ЗОЖ у детей дошкольного возраста, я поставила перед собой такие задачи:
1. Содействовать сохранению здоровья каждого дошкольника.
2. Показать многогранную природу здоровья.
3. Сформировать у дошкольников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
4. Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей.
Занятия по приобщению детей к здоровому образу жизни проводятся 2 раза в месяц в форме бесед, игр, КВН-ов и даже посиделок. Здесь дети получают знания о строении тела человека, опорно-двигательной системе, о том, как беречь нос, горло, уши, зубы; как укреплять организм физическими упражнениями.
Интересно прошли занятия на темы:
«Точка, точка, запятая», «Письмо Ильи Муромца», «Новые приключения Буратино», «Спорт – это здоровье» и др.
Дети познакомились с новыми героями Ильей Муромцем, бабушкой-Знахаркой, Злюкой-Холодюкой, Бармалеем и др.
В канун Всемирного Дня здоровья (7апреля) ежегодно в детском саду проходит эколого-оздоровительная неделя. Цель этой недели: укрепить и сохранить здоровье детей, заложить основы здорового образа жизни, посеять в детской душе семена любви к родной природе. Каждый день проходит под своим девизом, например: «На природу за здоровьем», «От улыбки станет всем теплей», «Олимпийские надежды подрастают среди нас», «Сильным, ловким вырастай» и т.д. Не остаются в стороне и родители: участвуют в соревнованиях, конкурсах, играх. Незабываемые впечатления у детей остались от «Яблочных посиделок». Родители приготовили очень вкусные и красиво оформленные блюда: «Яблочную шарлотку», «Фруктовый салат», яблочный пирог. Дети показали мамам небольшой концерт и пригласили поиграть.
В будущем мы планируем совместно с родителями, организовать выставку на тему: «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка» и оформить альбом с рассказами родителей о физическом воспитании в семье, организовать конкурс на самые интересные подвижные игры на воздухе с участием детей и родителей.
Одна из важных задач оздоровительной работы является совершенствование развивающей среды.
В детском саду созданы все необходимые условия, позволяющие осуществлять физкультурно-оздоровительную работу:
- Физкультурный зал, оборудованный тренажерами, пособиями.
Для развития основных движений: мягкие модули (для ползания, перелезания, ходьбы, прыжков), спортивный комплекс, скамейки, шведская стенка т.д.
Для профилактики различных заболеваний лампа Чижевского.
- Фитобар
- Разработан эколого-оздоровительный проект по предметной среде;
- В группе создано двигательное пространство, включающие:
Пособия (для выполнения основных движений);
Спортивные игры и игрушки;
Оборудовано место для отдыха и уединения детей.
- Совместно с воспитателем-экологом в экологическом центре создан фитомодуль из комнатных растений. В композицию вошли 4 комнатных растения: бересклет, мирт, купрессус и хлорофитум. Фитомодуль способствует укреплению иммунной системы детей.
- Участок оборудован спортивными пособиями с целью оптимизации и совершенствования двигательных навыков детей в разное время года.
- Разработана экологическая тропа.
Разработан план по эколого-оздоровительной и лечебной профилактической работе.
В детском саду функционирует социально-психологическая служба, в которую вошли специальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед.
Хочется отметить, что все дети с желание посещают детский сад, что является, прежде всего, показателем психического благополучия. Приобщая детей к здоровому образу жизни, мы вооружаем их полезными умениями и навыками, воспитываем волю для преодоления трудностей, закладываем основу для нормальной жизни без вредных привычек.
Таким образом , в связи с созданием в ДОУ системы эколого-оздоровительной работы c детьми, использованием нетрадиционных форм (экскурсий, прогулок-походов, фитотерапии, игр-занятий по приобщению детей к ЗОЖ) отмечается рост высокого уровня физической подготовленности детей (с 21% в 2008 году до 42% в 2012году).
В спортивных соревнованиях «Весёлые старты», проводимых на уровне посёлка среди дошкольных образовательных учреждений в 2012году, наша команда детского сада заняла 1 место, награждены Дипломом, кубком на празднике посёлка «Лесная Монза».
Также наблюдается положительная динамика снижения заболеваемости детей (с 8,5% в 2008 году до 7,6% в 20012году.)
По итогам государственной аккредитации ДОУ (март 2010 г.) по направлению физическое развитие наша группа набрала 2,5 баллов (превышение на 2 балла), что говорит о хорошем физическом развитии детей.
Щербакова Татьяна Вячеславовна, воспитатель, МДОУ – детский сад №47 «Радуга», г. Серпухов;
Гончарова Наталья Николаевна, МДОУ – детский сад №47 «Радуга», г.Серпухов
Одно из наиболее значимых направлений деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них осознанного отношения к собственному здоровью. Как известно развитие и воспитание ребенка во многом зависит от окружающих взрослых и от того, какой пример положительный или отрицательный они подают своим поведением.
В нашем дошкольном учреждении одной из приоритетных становится задача установления тесного взаимодействия с семьей по вопросам оздоровления дошкольников и подъема уровня валеологической культуры, как детей, так и родителей. О. Л. Зверева трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Новые формы взаимодействия воспитателя с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи», учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей.
Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые анкетирование, личные беседы, на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здорового образу жизни – строится на следующих основных подходах:
- Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего пребывания ребенка в образовательном учреждении.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.
В соответствии с этими подходами система работы с семьей включает:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания;
- обучение конкретным приема и методам оздоровления (закаливанию, дыхательной гимнастике);
- ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей.
На начальном этапе работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни мы знакомим родителей с режимом дня в детском саду, предлагаем возможные варианты режима дня дома, в выходные дни, проводим анкетирование по выявлению отношения к здоровому образу жизни. Рассказываем, о формах оздоровления детей в детском саду:
Физкультурные занятия
Утренняя гимнастика
Физкультминутки (детям предоставляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой)
Гимнастика для пальчиков и элементы точечного самомассажа.
Гимнастика для глаз
Физкультурное развлечение
Закаливание после дневного сна
Дыхательная гимнастика после сна.
Фито и аромо – терапия.
Полоскание носо – глотки.
При использовании всего многообразия средств физкультуры в общем режиме дня постоянное место и время отводим каждодневной утренней гимнастике, в которой приглашаем участвовать и родителей.
Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Поэтому мы разрабатываем и проводим различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Например, организуем различные спортивные досуги («В здоровом теле – здоровый дух!», «Спорт – это наше здоровье, красота, смех»)
Всегда весело и задорно проходят развлечения, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта, веселые соревнования и игры («Сильные, быстрые, ловкие!», «Весёлые старты»). Эти мероприятия помогают взрослым (детям и родителям) раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания. Регулярно проводим «Дни открытых дверей», когда родители приглашаются в ДОУ в удобное для них время для просмотра физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в детском саду с детьми: физкультурных занятий, занятий здоровья, корригирующих, бодрящих гимнастик, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз и т. п.
Мы убеждаем родителей, в необходимости найти возможность для занятий физической культурой, повышения двигательной активности, создания всех необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими.
В качестве традиционных форм взаимодействия с родителями были использованы (используются) следующие информационно-наглядные мероприятия:
материалы на стенде: «ОРВИ и его профилактика», «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья детей»;
папки-передвижки на тему «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»;
- рекомендации медицинских работников по профилактике ОРЗ и других заболеваний;
- фотовыставки по итогам спортивных праздников.
Индивидуальные формы работы предусматривает такие мероприятия, как беседа с родителями часто болеющих детей, консультации по вопросам закаливания. В работе с родителями были использованы коллективные мероприятия: родительские собрания на тему «Поговорим о здоровье» и «Закаляй малыша», тематические консультации: «Активность ребенка – залог его здоровья», «Профилактика простудных заболеваний через закаливание», «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» и т.д.
Даются рекомендации и мастер – классы, для родителей как самим изготовить нетрадиционное оборудование для занятий с детьми дома. Также вниманию родителей в каждой группе предлагается картотека подвижных игр составленная с учетом возрастных особенностей детей, картотека физ. минуток, картотека дыхательных упражнений, картотека гимнастки для глаз, пальчиковых игр. Картотеки хранятся в физкультурном уголке группы, и родители могут на некоторое время взять любую из них домой, чтобы подробно ознакомится с предлагаемым материалом.
В работе с семьей центральным звеном, объединяющим педагогов и родителей воспитанников, является родительский клуб «Мы вместе». Клуб является объединением людей по интересам. Центральная проблема объединения – воспитание здорового ребенка.
Работа в клубе проводится 1 раз в месяц. Темы встреч планируются с учетом запросов и пожеланий родителей, а также с учетом вопросов, связанных с возрастными особенностями детей. На встречах родители делятся опытом, решают проблемные ситуации, получают квалифицированные консультации специалистов (врачей, психолога, инструктора по физической культуре и др.).
Формы работы в клубе разнообразны: лекции, семинары, занятия с активным участием родителей и т. п.
Более эффективным воздействием обладают нетрадиционные формы оздоровления детей. В нашем ДОУ мы используем разнообразные методы, с которыми знакомим родителей в рамках приобщения их к здоровому образу жизни.
В целях профилактики инфекционных заболеваний в меню нашего детского сада были включены продукты, содержащие фитонциды (чеснок, свежий лук) и родителям было рекомендовано дома включать эти продукты в рацион питания своих детей. Эти же средства можно использовать, в момент эпидемии респираторных заболеваний, в виде аромо –терапии.
Во время эпидемии простудных заболеваний проводится точечный массаж «Самомассаж от простуды» (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. В группе есть картотека самомассажа, которая используется воспитателями и предлагаются родителям для применения в домашних условиях всем членам семьи.
Закаливания, к которым относится: хождение по массажным дорожкам, гимнастика пробуждения В. Алямовской, использование шипованных мячей, щеток, массажных рукавичек, повышает не только устойчивость организма к инфекциям, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Важным показателем здоровья и физического развития ребёнка является его осанка. Осанка – это привычная правильная поза человека при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов. В дошкольном возрасте, когда формируется осанка, педагогам совместно с родителями чрезвычайно важно следить за этим процессом и при первых признаках нарушения обращаться к специалистам. Кроме того, педагог должен давать рекомендации родителям о необходимости укреплять мышцы и связки путём систематических занятий физической культурой. А также соответственно возрасту и росту ребёнка подбирать мебель и тщательно следить за тем, какую позу принимает ребёнок во время сидения и сна.
Силами родителей и коллектива детского сада был создан оздоровительный терренкур “Здоровые медвежата”. Он позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми оздоравливая их на воздухе.
Большой оздоровительный эффект имеет аромо – терапия – процесс вдыхания ароматов. Это благоприятно воздействует на нервную систему. Перед приходом детей в детский сад в группе распыляют масла ромашки, герани, что действует на детей успокаивающе. Предлагаем во время игр детям вдыхать кедровое, лимонное, камфорное масло, что приводит к стимуляции. Все рекомендации по использованию ароматов предлагаются родителям в виде буклетов, памяток.
Во время прогулки дети вдыхают запахи хвойных деревьев и растений, «зеленой зоны» парка детского сада которые очищают органы дыхания, повышают тонус, улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы, обладают бактерицидным действием.
Наличие плескательного бассейна увлажняют воздух, предусматривает проведение закаливающих водных процедур.
Наши спортивные площадки имеют специальное покрытие и используются для проведения утренней гимнастики, спортивных развлечений, праздников, эстафет, подвижных игр.
На экологической тропинке проводятся как наблюдения, так и физкультминутки, эмоциональные этюды. У бассейна расположена «фито поляна», своеобразный «зеленый островок» с различными растениями и кустарниками, позволяющий использовать метод – эстето – терапии – любование красотой природы.
Среди факторов, влияющих на здоровье детей, важную роль играет грамотность родителей, в повышение которой мы принимаем активное участие.
По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, преподавателей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Зверева, О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 74 – 83.
- Сильвестрова, Е. В. Пути взаимодействия врача и педагогов ДОУ в системе оздоровительной работы / Е. В. Сильвестрова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6. – С. 4 – 5.
Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. М. : Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 400 c.
Ефремина Ольга Владимировна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт:
пгт. Нижний Одес
Наименование материала:
Мастер-класс с родителями детей старшего дошкольного возраста
Тема:
"Приобщение детей к здоровому образу жизни"
Дата публикации:
16.01.2018
Раздел:
среднее профессиональное
Мастер-класс с родителями детей старшего дошкольного возраста
«Приобщение детей к здоровому образу жизни»
от 15.02.2016 г.
председатель: Ефремина О.В. - воспитатель
секретарь: Красикова Е.В. - родитель
присутствовало: 15 человек
подготовка к мастер-классу:
Подготовка помещения для проведения мастер-класса.
Подготовка оборудования и материалов, необходимых для проведения мастер-класса,
Оформление памяток для родителей «игровой самомассаж для детей»
повестка дня:
- приветственное слово воспитателя,
Закаливающие мероприятия с детьми и их виды,
Обсуждение с родителями о приобщении детей к здоровому образу жизни,
Раздача памяток для родителей.
Цель :
оказание
практической
помощи родителям дошкольников
приобщения
к здоровому образу жизни.
Задачи:
акцентировать
внимание родителей на
проблеме
формирования
привычки
к здоровому образу жизни;
Раскрыть возможные пути объединения усилий семьи и ДОУ в приобщении детей к ЗОЖ;
Дать родителям практические советы.
Ход проведения мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я пригласила вас на родительский мастер-класс,
чтобы поговорить о важной теме – процесс формирования навыков здорового образа жизни у
ваших детей. Вы самые близкие люди для них и именно вы должны стать их незаменимыми
помощниками в этом непростом деле. И во многом от нас с вами зависит, удастся ли оградить
ребят от вредных привычек в будущем, привить необходимую во взрослой жизни привычку к
здоровому образу жизни.
Приглашаю вас сесть в круг. У меня в руках мяч, он будет для нас эстафетной палочкой. Мы
будем передавать его по очереди, после ответа. А предложение будет у нас одно для всех:
«Для меня здоровый образ жизни – это…» (Ответы родителей)
Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и
укрепление здоровья. Не зря говорится в народе: «В здоровом теле – здоровый дух!» Давайте и мы
с вами укрепим свое здоровье. Я предлагаю вам сделать несколько упражнений, которые можно
делать совместно с детьми.
Физкультминутка:
Вот проснулся глазик, а за ним другой.
Будем просыпаться всей семьей.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. (Всем встать в круг, взяться за руки.)
Солнце встало за окошком,
Потяни к нему ладошки, (Потянуться руками наверх.)
Руки выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Опустить руки, повторить.)
Чтоб была красивой спинка,
Надо сделать нам разминку,
Руки в стороны по швам
И согнулись пополам. (Наклониться вниз.)
Тик-так, тик-так –
Ходят часики вот так! (Наклоны вправо-влево.)
А теперь давайте вместе
Мы устроим бег на месте. (Бег на месте)
Вдох и выдох, наклонились.
Всем спасибо, потрудились!
Уважаемые родители, так как большую часть своего времени ваш ребенок находится в детском
то целесообразным и
продолжения
формирования
привычки
к здоровому образу жизни ваше приобщение к совместным мероприятиям. К таким мероприятиям
относится
самомассаж,
применять
средство
профилактики
некоторых
заболеваний. Показано, что стимуляция биологически активных точек нормализует подвижность
нервных процессов и повышает адаптационные возможности организма. Массаж активных зон –
это метод самолечения вполне доступный для освоения не только взрослыми, но и детьми.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько видов самомассажа.
Один из них – это
массаж ушных раковин. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных
точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.
Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты
Повторяйте за мной движения
Необходимо начинать с разогрева ладоней и ушей – это обеспечит быстрый прилив крови. Тща-
тельно потрите ладони друг о друга и приложите их к ушам на пару минут. Затем аккуратными, но
интенсивными движениями «верх-вниз» помогите ушам согреться.
Обхватите мочку уха при помощи большого и указательного пальцев, надавите 5-7 раз на нее,
затем помассируйте ее, двигаясь по кругу.
Медленно продвигайтесь вверх от мочки по наружному краю, массируя его в поперечном
направлении.
Достигнув серединки уха напротив козелка, сложите ухо пополам, как бы накрывая слуховой
проход. Держите несколько секунд, пока не почувствуете сильное тепло. И так 5-7 раз.
Нащупайте поперечный хрящ, окаймляющий внутреннюю часть ушной раковины. Это необхо -
димо для мобилизации всех отделов позвоночника. Обхватите его двумя пальцами и активно раз-
минайте, применяя надавливания и растирания.
При сниженном иммунитете и частых рецидивах болезней носоглотки, уха и глаз дополнитель -
но оттягивайте мочку уха.
Во время обострения простудных заболеваний уделяйте особое внимание проработке козелка.
Для этого вставьте большой палец в слуховой проход, а указательным зажмите козелок. Нужно не
просто надавливать на него, а интенсивно разминать до появления прилива тепла.
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей
среднего
старшего
дошкольного
возраста.
стимуляции
активных
расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.
«Поиграем с ножками»
Подготовительный этап
а) Удобно сесть и расслабиться.
б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).
Основная часть
большого
остальных
обхватить
зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стопу граблеобразными движениями руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на неё.
ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре
Заключительный этап
а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Известно, что интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к
благоприятствует
психоэмоциональной
устойчивости
физическому здоровью,
повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Самомассаж рук «Поиграем с ручками»
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помечали»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Наши детки могут нас не только радовать, но и огорчать. Давайте поделимся своими советами,
о том, как поднять себе настроение. Встанем в один большой тесный круг. Подумайте, вспомните,
что вам необходимо для поднятия настроения? Передаем друг другу энергию через рукопожатие и
говорим свою ассоциацию (например: шоколад, хорошая музыка, ванна, фрукты). Запомните эти
советы и используйте в жизни.
Закаливающее дыхание - этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его
заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей
младшего возраста, но может быть, использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3
раза в день.
«Помоги носику собраться на прогулку»
салфетку
тщательно
самостоятельно или с помощью взрослого.
1. «Носик гуляет» - Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять
и хорошо дышать носу.
2. «Носик балуется» - На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим
и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
3 . «Носик нюхает приятный запах» - Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и
левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
4. «Носик поет песенку» - На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям
носа и поет: «Ба-бо-бу».
5 . «Погреем носик» - Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет
ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.
Босохождение. Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем.
Повышает
устойчивость
организма
колебаниям
температуры
переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно
начинать в теплый период года.
Ранний возраст
Ходьба и бег по одеялу и полу навеса
Младшая группа
Ходьба и бег по теплому песку, траве
Средняя группа
Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве,
асфальту
Старшая группа
Ходьба и бег по земле, воде, асфальту
Подготовительная
Ходьба и бег по различным видам почвы,
покрытиям земли
От 5 мин и
неограниченно
Теперь поиграем с вами в игру «Верю - не верю» (если согласны поднимаете две руки, если нет
– хлопните по коленям 2 раза)
1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (да)
2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)
3. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
4. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)
6. Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет)
Наше занятие подходит к концу, завершим нашу встречу упражнением «Додумай историю».
Вам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами:
Я понял…
Я хочу сказать…
Я надеюсь….(Обсуждение)
Также, в заключении, хочу сказать, чтобы получить ожидаемый результат, самомассаж в
детском саду и дома должен проводиться регулярно. Если данная процедура войдет в привычку,
организму будет намного легче бороться с различными заболеваниями.
Родителям раздаются памятки.