Семья -- первая и основная среда, в которой девочка получает сведения о своем поле, о том, что имеется противоположный пол, и о взаимоотношениях полов. Культурные стереотипы и собственный опыт подсказывают родителям, какой должна быть девочка. Мать более определенно отождествляют себя с ребенком своего пола и хочет быть моделью для него. При этом отношение отцов к дочерям -- это всегда немного отношение как к маленьким женщинам.
По авторитетному мнению специалистов, ребенок проявляет половые различия уже в первые дни после рождения. А осознание ребенком своей половой принадлежности начинается с того, что он научается различать пол других людей.
Знание собственной половой принадлежности развивается в полной мере к трем годам, по мере того как девочка осознает свое “Я“ (ты - мальчик, я - девочка).
В 2 - 4 года у девочки особенно активно проявляется "половое любопытство", т.е. стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. Дело в том, что осознание своего собственного “Я“ обязательно включает в норме и осознание собственной половой принадлежности. А половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности, а значит, формирования в девочке эталона настоящей женщины. И в каждом определенном возрасте у ребенка должно быть соответствующее его уровню понимания представление о сущности половых различий. Ребенок должен осознанно понимать значение своего пола и уважать пол противоположный. Так уже маленькую девочку нужно научить вести себя в соответствии с половой принадлежностью.
По теории З. Фрейда девочка, не осознавая этого, идентифицирует себя с родителем своего пола и имитирует его поведение. Согласно другой теории, ребенок сначала воспринимает себя как мальчика или девочку, затем семья сообщает ему об особенностях поведения мальчиков и девочек, и он стремится вести себя соответственно воспринятым правилам.
Родители даже не всегда осознанно поощряют или порицают за полоролевое поведение. Девочкам дарят кукол, мягкую игрушку в виде зайчика, мышонка и т.д. Девочкам даже на короткие волосы завязывают бантики, прикалывают яркие заколки, а мальчикам даже длинные волосы не закалывают и не подвязывают. Мамы девочек чаще берут их на руки, целуют, гладят по головке, реже наказывают, а папы наказывают в исключительных случаях. Папам не нравится, когда их подрастающие дочки берутся помогать им в «мужском» труде, но относятся спокойно, когда сыновья помогают мамам в «женском» труде.
Исследователи сделали вывод, что в спокойных, уравновешенных семьях, где позиция любого члена семьи не становились диктатом для других, девочка легко и естественно воспринимает свой пол и половое поведение.
Девочка входит в жизнь с определенными врожденными программами развития и психофизиологическими половыми различиями. В динамике этого развития осваиваются половые роли, и к 5 годам девочка полностью усваивает роль, идентичную женскому полу. Но по разным причинам, из-за влияния среды и семьи или из-за нарушения в эндокринной системе так не происходит. В результате растет девочка, похожая на мальчика и внешне и по поведению. К счастью, с наступлением полового созревания мальчикоподобные девочки, как правило, становятся девушками, со всеми свойственными им физическими и психическими особенностями.
Представим следующие признаки полоролевых отклонений в развитии девочек.
Выбор игр и игрушек. Девочки играют только в войну, в ковбоев или во что-то подобное и выбирают роль не медсестры и любимой девушки ковбоя, а роль солдата или самого ковбоя. При этом в куклы или в дочки-матери не играют никогда.
Общение со сверстниками. Девочки играют только с мальчиками и выглядят в этом общении такими же, как они.
Общение со взрослыми. Маскулинные девочки предпочитают, как правило, мужские компании, избегают ласк в отношениях с матерью, но могут демонстрировать влюбленность в женщин, которую они проявляют в энергичном мужском стиле.
Стремление к изменению внешности. Маскулинные девочки не любят платья и украшения, стесняются себя и завидуют мужской стати, любят мужскую одежду и носят ее в подчеркнуто мужском стиле, предпочитают короткую стрижку без бантиков и заколок. Но эти моменты не очень информативны, так как современное общество ориентировано на приоритет мужчин и эмансипированность женщин в нем поощряется.
Неудовлетворенность своей социальной ролью также свойственна современным эмансипированным женщинам. Поэтому она может быть влиянием скорее всего среды, а не следствием эндокринных изменений. Более информативно настойчивое высказывание желания изменить свой пол и имя.
Творчество. При просьбе нарисовать человека маскулинная девочка нарисует мужчину и чаще рисует танки, машины, корабли.
Стиль поведения. Маскулинные девочки размашисты и резки в движениях, по-мужски угловаты, напористы в речи и действии, употребляют часто грубые слова и демонстрируют утрированную мужественность.
Каждый из перечисленных признаков в сочетании или в отдельности не свидетельствует о несоответствии ребенка паспортному полу. И в отношении маскулинных девочек отклонения еще более сложно определить, чем в отношении феминных мальчиков. Большинство современных культур маскулинно ориентированы. Американские ученые проанализировали литературу для детей и выявили, что соотношение мужских и женских персонажей составило в изображении людей 11:1, а животных -- 95:1. 75% главных героев книг для детей 2-6 лет -- это мужчины. Поэтому маскулинизация поведения девочек может поощряться и семьей, особенно неполной, и средствами массовой информации, где много внимания уделяется успехам женщин в традиционно мужских видах труда и спорта.
И все-таки в пользу полоролевых отклонений говорит раннее и интенсивное проявление сочетания большинства перечисленных признаков.
Следует помнить, как бы это не противоречило вашим инстинктивным чувствам, что, по мнению большинства специалистов, лучшее что могут сделать родители, заметив, как их маленький ребенок занимается сексуальным самоисследованием, это попросту не волноваться Feitel, 1990.. Как замечает психолог Сельма Фрайберг Fraiberg, 1959.: "Отношение ребенка к самому себе, его самооценка тесно связаны с тем, как он воспринимает собственное тело. Девочка, заметившая, что ее сексуальные игры возбуждают в родителях отвращение, может придти к выводу, что у нее плохое тело и что сама она как личность тоже плохая".
Поскольку ребенок улавливает неодобрение родителей по тону голоса, выражению лица и другим физическим признакам, родителям лучше всего спокойно реагировать на проявления сексуального любопытства Renshaw, 1988.. Это относится не только к случаям, когда они замечают сексуальную игру ребенка, но и к другим сексуально окрашенным ситуациям. Например, если трехлетняя девочка заходит в ванную комнату, когда отец (мать) только что кончил принимать душ, нельзя высказывать чрезмерное раздражение, строго выговаривая малышу ("Убирайся отсюда! Разве ты не видишь, что я не одет(а)?") или хватая полотенце, словно необходимость укрыться является вопросом жизни и смерти. Такая реакция показывает ребенку, что мать или отец стесняются своего тела и скорее всего спровоцирует его на повторное вторжение.
К четырехлетнему возрасту большинство детей, воспитываемых в современном обществе, начинает задавать вопросы о том, откуда берутся дети и как они рождаются Martinson, 1980.. Некоторые родители дают самое естественное объяснение, тогда как другие испытывают неловкость и стараются избежать разговора на эту тему. Дети очень хорошо улавливают, что вызывает беспокойство у матери или отца, и перестают задавать вопросы либо, напротив, засыпают ими обоих родителей, чтобы привести их в еще большее замешательство. Четырехлетки, как правило, имеют весьма расплывчатое представление о поле, иногда вкладывая в это понятие некий магический смысл. Многие верят, что "детей приносит аист" и не продолжают расспросы. Другие же, получив более точное объяснение фактов, касающихся репродукции, интерпретируют их самым неожиданным образом. К примеру, четырехлетние дети обычно представляют себе, что материнское яйцо, из которого вырастает ребенок, ничем не отличается от тех, что десятками продаются в магазине. Когда таким детям говорят, что "папа сеет семечко в живот мамы", пытаясь объяснить, как происходит зачатие и наступает беременность, они убеждены, что в животе матери имеется кусочек земли, который надо периодически поливать и пропалывать, чтобы росли дети. Такой взгляд на половые явления отражает конкретный, буквальный образ мыслей четырехлеток относительно окружающего мира в целом.
Дети, посещающие дошкольные учреждения, нередко оказываются свидетелями или участниками сексуально окрашенных ситуаций. Например, Джерри забавляется тем, что подкрадывается сзади к девочкам и задирает им платья ("Так я вижу их трусики" - объясняет он, хихикая). И девочки, и мальчики проявляют большой интерес ко всему, что связано с туалетом и соблюдением правил гигиены. Кроме того, им нравится использовать "грязные" слова, наблюдая за реакцией воспитателей и родителей.
В возрасте пяти лет, когда большинство девочек начинают посещать детский сад, необходимость строить отношения со сверстниками в структурированной среде вырабатывает скромность и приводит к снижению частоты сексуально-окрашенных игр Martinson, 1980..
По замечанию Мани Money, 1980., если девочке недоступна простая, откровенная информация о поле, основным источником полового образования становятся соответствующие анекдоты. Поскольку даже самый маленький ребенок быстро узнает разницу между "чистой" и "грязной" шуткой, это ведет к выработке представления о сексе как о чем-то "непристойном".
В этом же возрасте дети начинают формулировать представления о сексуальных отношениях, исходя из собственных наблюдений за взрослыми. Видя как мать с отцом обнимаются и целуются, ясно получая при этом удовольствие, девочка постепенно начинает понимать, что физическая и эмоциональная близость позволяет получать приятные ощущения. С другой стороны, если ребенок постоянно видит как родители ссорятся между собой или слышит восклицания "не трогай меня", у него может развиться совершенно противоположный взгляд на близкие отношения.
Девочкам дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с обще физическим. При уходе за девочками дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В дошкольном возрасте у девочек постепенно формируется сознание принадлежности к своему полу и, как следствие, естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола.
Воспитание девочек какие особенности? Вполне понятно, что девочки отличаются от мальчиков, причём не только чисто внешне и по половым признакам. Попробуем разобраться более конкретно, в чём состоит это отличие и как воспитывать девочку правильно.
Воспитание девушек-подростков. Особенности.
Каковы особенности? Вполне понятно, что девочки отличаются от мальчиков, причём не только чисто внешне и по половым признакам.
Попробуем разобраться более конкретно, в чём состоит это отличие и как воспитывать девочку правильно.
Бытует мнение, будто девочек воспитывать гораздо легче, чем мальчиков. Конечно, пока они маленькие, они более послушные, покладистые, доставляют меньше хлопот своим родителям.
Разумеется, бывают и исключения. Иногда у девочки такой характер, что она запросто нескольких мальчишек заменит.
И вот ваша милая добрая послушная крошка подрастает – вот тут и «всплывают подводные камни». Всё, что вы не доработали в детстве, проявляется, обычно, в подростковом возрасте.
Так на какие моменты родителям следует обязательно обратить своё внимание?
Сначала рассмотрим, чем физиологическое развитие девочек отличается от мальчиков. Развитие мозга у девочек происходит по-другому, не так, как у мальчиков. У маленьких принцесс быстрее развивается левое полушарие, отвечающее за речь и коммуникацию.
Именно поэтому девочки начинают говорить, читать и писать раньше мальчиков. А в школьном возрасте у них уже преобладает правое полушарие, в связи с этим и мышление становится интуитивно – образным, в отличие от мальчишек, у которых больше развито логическое мышление.
Девочки быстрее привыкают к новой обстановке, потому что они эмоционально более выносливы. Не случайно во времена царской России гимназии для девочек были отдельно от гимназии для мальчиков. И это было правильно.
Поскольку мальчишки немного отстают в развитии от девчонок, у них должна быть и другая система обучения. Мальчиков воспитывали мужественными, сильными, благородными, а девочек настоящими барышнями.
В современное время потихоньку возвращается эта забытая практика. В некоторых детских садах воспитатели уже проводят данный эксперимент: мальчики находятся в своей комнате, где у них там соответствующая обстановка, помогающая воспитать мужские черты.
А девочки находятся в своей женской комнате, где есть и туалетный столик, и изящная мебель, в общем, всё, чтобы воспитать настоящую леди. Встречаются дети только на прогулке, а игры, занятия, завтраки и обеды у них проходят порознь. Согласитесь, какое-то разумное зерно в этом есть.
Психологические потребности девчушек тоже отличаются. Им требуется гораздо больше проявлений любви и заботы со стороны родителей. Некоторые мамы и папы, пытаясь воспитать у дочери самостоятельность, сдерживают свои эмоциональные порывы погладить малышку, приласкать. В результате у девочки складывается впечатление, что родители её не любят.
Чтобы дочь вам впоследствии доверяла, старайтесь в самые трудные моменты поддерживать её, проявлять внимание и заботу. Для дочери очень важно, чтобы близкие люди принимали её такой, какая она есть, интересовались её успехами, достижениями, желаниями.
В настоящее время очень многие женщины нацеливаются на карьеру, а семья зачастую отступает на второй план или же её нет вообще. Вот мы и подошли тому, что воспитание девочек всё-таки задача непростая. Какие приоритеты расставлять – на успешную карьеру или на создание счастливой семьи? Какие черты характера поощрять, а какие стараться «заглушить»?
Воспитание подростка девочки, особенности.
Воспитывать в своей дочери явные лидерские качества (активность и независимость) или же прививать уступчивость, мягкость, чувство сопереживания и сострадания, в общем, все те качества, которые просто необходимы любящей жене и заботливой маме, решать, конечно же, только родителям.
Очень жаль, что дошкольное воспитание не затрагивает такие моменты, как воспитание женственности. Казалось бы, зачем воспитывать то, что заложено природой? Оказывается, что нужно. И начинать необходимо именно с дошкольного возраста.
Дело в том, что современные женщины настолько увлеклись борьбой за равные права с мужчинами, что «растеряли» свои главные качества: наивность, мягкость, чистоту – всё то, что особенно привлекает сильный пол.
Нынешние девочки – подростки стараются вести себя наравне с мальчишками: курят, пьют пиво, ругаются матом, занимаются спортивной борьбой. О какой женственности можно здесь говорить? А всему виной пробелы в воспитании, допущенные ещё в раннем детстве.
Воспитание в семье
Девочка должна видеть образец поведения, прежде всего, в своей семье. Мама всегда женственная (милая, добрая, нежная, внимательная и заботливая). Поэтому, дорогие мамы, если у вас в семье подрастает будущая женщина, не забывайте следить за собой, будьте для своей дочери настоящим примером для подражания.
Папа, который, как настоящий джентльмен, всегда ухаживает за мамой и своей маленькой принцессой. Для эмоциональной стороны очень важно папино внимание, папино одобрение, папина любовь. Папа – это первый и главный мужчина в жизни девочки, идеал мужественности.
И от того, насколько женственной вырастит дочурка, зависит от папиного одобрения и папиной мягкой критики. Очень важны гармоничные отношения с папой, так как в дальнейшем девочка, на уровне подсознания, выбирает себе мужа, похожего на отца. А любовь и гармония между родителями – вот, что обеспечивает хорошее воспитание не только дочери, но и сына.
Смотрите внимательнее, какие игрушки предпочитает ваша дочурка: забавные куклы или пистолеты и машинки. Лучше всего дочке дошкольнице покупать не взрослые куклы (Барби или Синди), а кукол в детском образе. Дело в том, что, когда девочка играет в дочки – матери, для неё кукла является «ребёнком». Поэтому Барби всё-таки лучше отложить хотя бы до шести лет.
Если девочка играет в мальчишечьи игры, то вряд ли в будущем она будет женственной. В дошкольном возрасте это всё ещё можно исправить.
Продумайте, как правильно выстроить духовное воспитание вашей малышки. К сожалению, книг, написанных специально для девочек, на сегодняшний день очень и очень мало.
Позаботьтесь, чтобы ваша дочь прочитала хотя бы эти книги. Но стали появляться специальные журналы для юных принцесс. Маленьким девочкам они очень нравятся, причём несут они не только воспитательную, но и развивающую функцию.
Если вы всерьёз задумываетесь о будущем своей дочери, уделите особое внимание именно романтическому воспитанию девочки. И совсем не нужно бояться, что такое воспитание вступит в противовес с жизненной реальностью.
Романтизм очень сильно закаляет душу, тем паче он свойственен самой женской природе. Не ограничивайтесь только примерами из классической литературы.
Рассказывайте дочери о ваших родственницах и знакомых, которых вы считаете достойными для подражания. Как можно чаще создавайте девочке такие ситуации, в которых она могла бы о ком-то заботиться. Обязательно похвалите дочурку за это, лишний раз подчеркните какая она молодец. Похвала – это дополнительный стимул для дальнейших действий подобного рода.
Обязательно уделите внимание вопросу аккуратности. Девочка всегда должна быть чистой и опрятной, причём не только в детском саду и на улице, но и дома тоже. И тут опять мама должна быть наглядным примером. Если родительница сама ходит по дому в не совсем свежем халате, а от дочери требует, чтобы та была чистюлей, вряд ли такой воспитательный момент будет иметь положительный результат.
Но неужели только всё дело в воспитании, кто у вас будет: «принцесса» или «разбойница»? Конечно же, нет. Ещё зависит и от темперамента вашей девочки. Если она слишком активная, любит привлекать к себе внимание, то, скорее всего она и будет себя вести, как «маленькая разбойница». И задача родителей опять-таки заключается в том, чтобы направить эту энергию в нужное русло.
Успехов вам в воспитании вашей девочки!
Когда у меня появилась первая дочь, я обнаружила, что она совсем другая. Даже на ощупь. Мягкая и нежная. Едва научившись ползать, наша барышня уверенно направилась в сторону ящиков с одеждой. Выдвигала их и начинала, одну за другой, прикладывать кофточки, ползунки и носочки к своей лысой головке. «Примерив» одну деталь гардероба, тут же бралась за следующую . И ведь не забывала при этом бросать на окружающих кокетливый взгляд. Истолковать его неверно было очень сложно. Нашу малышку несомненно интересовал факт, все ли окружающие уже в восторге от ее неземной красоты или кто-то все еще остался равнодушным?
Я была на сто процентов уверена, что не учила ее ничему подобному. Как мама, я, конечно, была готова, что девочки в принципе другие. Но все равно искренне удивилась, что явное отличие проявилось насколько рано.
Как реагировать на все проявления женского «я»?
Задача родителей в раннем возрасте - дать ребенку ощущение того, что ему рады, что он ценен для вас такой, какой он есть. А в доподростковый период стоит проявить терпение и позволить всем экспериментам, соответствующим возрасту, проявляться и быть. Пройдя этап нелепых нарядов, девочка учится доверять своему мнению, приобретает уверенность в себе и начинает подготовку к подростковой сепарации от родителей. Личный стиль - прекрасный полигон для того, чтобы обнаружить разногласия со взрослыми и разрешить их мирным способом. Ведь до 12 лет ребенок настроен на тесный контакт, и, если сильно не давить, велики шансы, что гормонально-подростковые бури пройдут с наименьшими потерями. В подростковом возрасте воспитывать уже поздно , необходимо поддерживать там, где необходимо и смиряться с тем, что изменить невозможно. Поэтому пусть красится в фиолетовый в крапинку!
Гендерные особенности воспитания девочек
Следующим маркером гендерного различия стали колготки. Помню, как натягивала их своим парням чуть ли не до трех лет. Дочь же охотно одевалась сама уже в полтора года .
И только я обрадовалась, что проблем с одеванием у нас не будет, как наша принцесса решила, что родители безнадежно отстали от жизни. И пора ей самой заняться проработкой своего неповторимого стиля. Ей было примерно два с половиной года .
Дочь первая собиралась на прогулку, принарядившись в пышную юбку поверх потертых джинсов и резиновых сапог. Образ дополняли яркие крупные бусы. Примерно пять штук сразу, - ведь они все такие красивые! Пройдя через ужас, стыд и отчаяние, осознав полное бессилие каких бы то ни было словесных доводов, я научилась с невозмутимым видом выходить на улицу в компании вот такого чудовища и приветливо улыбаться мамам нарядных малышек.
Зато, пройдя это испытание, я оказалась готова к появлению в нашей семье еще двух девочек.
И всем, кто считает, что с мальчиками намного сложнее , я бы рассказала как эти милые создания:
- надевают мамины туфли на каблуках и прыгают в них с высоченной табуретки;
- везде ходят в любимой шляпке: на улице, дома, в гостях, за столом, категорически отказываются заменить шляпку на шапку в мороз;
- спят тоже в шляпке;
- отбирают вещи старших братьев (на пять размеров больше) и ни за что их не снимут;
- отказываются носить чудесное льняное платьице, предпочитая ему ужасающее атласное в рюшах, как торт с кремом;
- в этом же платье-торте играют в футбол и баскетбол;
- в самый неподходящий момент похищают мамины колготки, расческу, сумку;
про испорченные помады и лаки молчу, ибо банально.
Подростковая мода
Я быстро поняла, что тягаться с подростковой модой бесполезно. Рваные джинсы? Хорошо. Кеды? Пусть будут. Практика показала, что любой поход с дочкой-подростком в магазин должен заканчиваться покупкой , иначе и заходить не стоит. Каждый раз она успевала до потери пульса влюбиться в очередные футболку, платье, джинсы, и дальнейшее существование без них теряло смысл. Она не упрашивала, не скандалила. Просто становилась ко всему равнодушной. Спасибо, нет. Все хорошо. Фильм? Без меня. Спасти принцессу можно было одним способом : вспомнить, что там, в магазине ей так полюбилось. И купить. Но пережив все этапы, могу сказать, что терпение бывает вознаграждено. Со временем расстановка сил меняется. На выходе разумная мама получает личного стилиста. Красивая стильная дочь, чувствующая веяния времени, способна дать маме совет. Все мои лучшие платья куплены вместе с ней.
Секретный педикюр
Резкий запах разбудил меня среди ночи. В комнате девочек при свете ночника четырехлетняя дочь красила ногти на ногах, достав лак из тайника старшей сестры. И ведь какие препятствия малышка преодолела на пути к красоте! Сначала нужно было выследить, где сестра хранит вожделенные сокровища. Потом дождаться, пока все уснут. Тихонько залезть практически в логово дракона: разбуженная старшая сестра была бы даже более свирепой. Ничего не остановило. «Что ж ты не сказала, что ты хочешь? Давай я тебе помогу», - мы красили маленькие ноготочки, чувствуя себя заговорщиками. Потом вернули лак на место. Но чтобы одна девушка не заметила накрашенные ногти другой?! Так не бывает. Утром тайна раскрылась, скандал состоялся, однако ногти гордо сияли неделю.
Как мальчик?
Хорошие отношения с нашими детьми - это огромная ценность. И выбор одежды или эксперименты с прической не являются теми областями, где с ребенком нужно биться . Но если внешний облик принимает пугающий характер, задумайтесь, что показывает вам ребенок именно таким способом. Вся одежда черная - это заигрывания с темой смерти или подступающая депрессия? Дочь выбирает только мужскую одежду - что происходит в отношениях мамы с папой? Зачем ребенку становиться в этой семье мужской фигурой, вместо кого? Если сложно найти ответы на вопросы самостоятельно, обратитесь к психологу!
Как научить дочку уверенности в себе, советуют психологи.
Воспитание девочки
Если бы мы спросили родителей образца начала ХХ века, какого будущего они желают для дочери, конечно, мы бы услышали, что главное — удачно выйти замуж, родить детей, быть отличной хозяйкой. Родители прошлого столетия сказали бы, что мечтают о престижной профессии для дочки — пусть она станет, например, врачом, учительницей или переводчиком. Ну а современные мамы и папы, скорее всего, ответят: главное — чтобы дочка научилась быть счастливой. Психология воспитания девочки поменялась.
Да, всего три поколения назад удачное замужество было почти пределом женской «карьеры» — для этого уже с раннего детства девочке важно было учиться быть женственной, рукодельной, хозяйственной, скромной. Теперь дочерям гораздо реже транслируется идея ограничений, поведения, характерного только для девочек, подходящих игр и игрушек и, конечно, необходимости уступать, быть послушной, мягкой и терпеливой — просто потому, что «ты же девочка».
Но и сегодня не стоит стремиться вырастить некую «идеальную» девочку, заранее планировать, какими качествами она должна обладать: ведь в каждой семье растет конкретный ребенок — со своими особенностями, темпераментом, предпочтениями и склонностями, талантами и несовершенствами. Основная задача воспитания девочки в семье — лишь помочь раскрыться всему лучшему, что есть у ребенка, реализовать свой потенциал. И, конечно, это в полной мере касается всех детей, независимо от пола. Вам повезло, ведь девочки — это целый мир: красота и любовь, озорство и смелость, любознательность, трепетность, чувствительность и эмоциональность. Однако есть и незыблемые основы счастливой и гармоничной жизни — это позитивное отношение к себе, следование своей природе, радость жить и быть собой, доброта и сердечность. И чем раньше вы научите этому дочь, тем счастливее она будет. Как правильно выслушать ребенка.
Секреты воспитания девочки в семье
«Что я чувствую?» Помогите дочке научиться выражать эмоции.
Девочки отличаются от мальчиков выраженной эмоциональностью и высокой восприимчивостью, это естественно и биологически обусловлено. Важно при этом вырастить не капризную принцессу, а тонкую, чувствительную и разумную девочку. Ваша задача — помочь дочери разобраться в переживаемых эмоциях и чувствах, и важно делать это без осуждения и критики. То, что кажется капризностью, часто оказывается всего лишь сложностью понимания и выражения чувств и потребностей. Каждому важно иметь право на признание своих чувств!
- Помогайте девочке называть свои эмоции, доброжелательно озвучивая их («Ты сейчас злишься», «Тебе сейчас обидно» и т. д.).
- Признавайте право дочери чувствовать то, что она чувствует, даже если вам кажется, что в данной ситуации совсем не на что, скажем, обижаться: она имеет право на свои чувства, а вы — на свои. Не осуждайте чувства ребенка, какими бы они вам ни казались странными или неподходящими.
- Иногда полезно оставить дочку в покое, одну, дать время пережить эмоции. В накале страстей сложно вести диалог — «разбор полетов» лучше отложить до наступления спокойного состояния.
- Чаще позволяйте девочке поступать так, как она хочет, но в рамках дозволенного. Чувства — это сигнал о наличии потребностей, важно уметь их распознавать и выбирать. Например, важно самостоятельно научиться выбирать одежду — не колючую, удобную, подходящую для случая, сезона, погоды. Умение выбирать, ориентируясь на свои чувства, — важный навык, он пригодится вашей дочери на протяжении всей жизни: что надеть, с кем дружить, за кого выходить замуж. Обсуждайте основания для выбора, учите разумному подходу.
- Называйте свои эмоции и чувства. Это важно для правильного воспитания девочки. Дети не очень хорошо считывают эмоции взрослых: вы можете быть расстроены проблемами на работе, погружены в свои переживания, а ребенку кажется, что вы злитесь на него. Чтобы не мучить малышку неизвестностью, сообщите ей: «Знаешь, у меня неприятности на работе, я сержусь на своего начальника. Мне нужно немного времени прийти в себя. Но сейчас я отдохну и обязательно с тобой поболтаю». Так вы учите ее адекватно обходиться с чувствами.
- В любой ситуации говорите дочери, что вы ее любите. Эти слова никогда не могут быть лишними! Особенно это актуально во время эмоциональных взрывов и недопонимания. Скажите, что вы ее любите, что она вам очень дорога, и сразу всем станет легче.
- Разбирайте эмоции персонажей книг и фильмов, учите анализировать чувства других людей. Наблюдая за другими, мы учимся и лучше понимать себя, и общаться. Учите дочь тому, что все мы разные, испытываем разные чувства и по-разному их проявляем, поэтому важно научиться понимать людей. Обсуждайте поступки киногероев: «Как ты думаешь, почему героиня так повела себя? Что она почувствовала? Как еще она могла поступить в этой ситуации? А как бы поступила ты?»
Обратите внимание на детские книги, где главные героини — девочки с самыми разными характерами, жизненными обстоятельствами. Кстати, совместное чтение очень улучшает взаимопонимание, поддерживает вашу привязанность друг к другу. 100 лучших книг для детей до 7 лет .
Воспитание девочки-подростка
Воспитание девочки-подростка
Сегодня требование социума быть физически совершенным практически доведено до абсурда: «идеальные» женщины смотрят на нас со страниц журналов, с экранов телевизора, под влиянием массовой культуры даже младшие школьницы задумываются о том, нет ли у них лишнего веса. Негативное отношение к своей внешности сильно ограничивает жизнь женщин, лишает радости. Многих девушек волнуют проблемы фигуры, часто ни на чем не основанные, и последствия могут быть очень серьезными, вплоть до анорексии. Как распознать булимию у подростка,
С раннего детства девочки начинают постепенно интересоваться своей внешностью: раздумывать, красивые они или нет, сравнивать себя с другими. Дочка вертится перед зеркалом? Это совершенно нормально, и ваша задача — поддержать ее уверенность в своей привлекательности. И совсем не для того, чтобы кому-то непременно понравиться: важно не мнение других, не внешняя оценка, а то, как мы сами к себе относимся, чего хотим.
Правильное воспитание девочек
- Пусть дочка знает, что она красивая, но не ограничивайтесь похвалами физической красоте. Рассказывайте дочери, какой вы ее видите. Отмечая внешнее (улыбку, цвет волос, гармоничное сложение), говорите и о внутренних качествах — чувстве юмора, отличном воображении, сообразительности и дружелюбии. В подростковом возрасте дочь может сказать, что ваше мнение не в счет, но будьте уверены, что она услышит ваши слова и запомнит их. Возьмите в привычку говорить о достоинствах и недостатках других людей безотносительно их внешности. Так вы научите дочь, что ценность человека измеряется не внешним обликом, а внутренними качествами и поступками. Это поможет ей и о себе судить не по «обложке».
- Учите дочь радоваться непохожести на других, объясняйте, что все люди разные, каждый уникален, их отличия друг от друга — это здорово. Девочки испытывают социальное давление, стремятся быть одинаковыми, соответствуя некоему «образцу», вместо того чтобы радоваться тому, какие все разные. Отмечайте, какие качества характера, особенности поведения есть в ее подругах.
- Рассматривайте вместе глянцевые журналы, объясняйте, что изображения моделей — это правда лишь наполовину, ведь это фотографии, подвергшиеся ретуши, значительной обработке, и в реальной жизни не бывает таких идеальных девушек и женщин, не стоит равняться на них. Проведите забавный и ироничный эксперимент: обработайте фотографии — свою и дочки-подростка — в специальной программе, замажьте все прыщики, вытяните все несовершенства фигуры, подправьте тон кожи и т. д. Распечатайте фото и разместите на видном месте под названием: «Мы — звезды!».
- Не критикуйте свою внешность, состояние тела в присутствии дочки: ваше недовольство собой лишь заставит ее думать, что быть женщиной — значит постоянно беспокоиться о фигуре и внешности, маниакально следить за весом, громко страдать по поводу несовершенств, грустить над признаками старения. Помогите ей создать позитивное отношение к телу: внутреннее ощущение красоты, уверенность в здоровье, возможностях, энергии, силе и гибкости своего тела очень важны. Работайте над собой и над осознанием собственной привлекательности.
- Помогите дочери найти подходящий, приятный ей вид спорта, в котором она бы чувствовала и развивала свое тело. Не для того, чтобы быть совершенной, а для того, чтобы наслаждаться движениями и радоваться своей гибкости, ловкости. А еще лучше — занимайтесь спортом всей семьей.
- Учите девочку заботливому отношению к телу: с раннего детства она должна знать, что важно высыпаться, соблюдать гигиену, ухаживать за кожей, волосами, зубами.
- С детства закладывайте адекватное отношение к питанию. Рассказывайте, что такое правильное питание. Это вовсе не диеты, а баланс чувства голода и чувства сытости. Маленькие дети, например, хорошо чувствуют, когда они хотят есть, а когда наелись достаточно. Объясняйте своим дочерям, что еда — это реакция организма на голод, и важно есть только тогда, когда его испытываешь. Также не заставляйте своих дочерей доедать, есть через силу, позволяйте есть столько, сколько нужно именно им. Насилие в отношении питания нарушает пищевое поведение, и приводит в дальнейшем к перееданию или отказу от еды.
- Научите дочь радоваться изменениям, происходящим с ее телом. Разделите ее эмоции, вселите уверенность, что из маленького бутона распустится красивый цветок: «Ты постепенно становишься такой взрослой, превращаешься в настоящую женщину!» На ваше признание и позитивный настрой девочка сможет опираться в будущем. Это очень важно в воспитании девочки-подростка.
Воспитание девочек отцом
Общение дочки с отцом — ее первый опыт знакомства с миром мужчин, и то, насколько уверенно и безопасно она чувствует себя рядом с ним, формирует ее позитивные представления о себе, влияет не только на их отношения, но и на то, какого спутника выберет девушка в дальнейшем. Воспитание девочек отцом: 15 вещей, которые должен знать каждый папа.
- Общаясь с дочерью, говорите без давления, не навязывайте свои идеи — давление может вызвать обратную реакцию и отвержение, желание делать наоборот. Обсуждайте спорные вопросы в формате дискуссии, с уважением относитесь к мнению дочери, даже если оно отличается от вашего. Такое отношение позволяет выстроить более доверительный диалог между вами и ребенком.
- Не бойтесь ее подросткового возраста. Да, пока дочь маленькая, большая часть ваших отношений — это телесный контакт: возня, шумные игры, объятия перед сном. Дочь растет — и увеличивается дистанция между вами, ваши отношения меняются, это совершенно нормально. Но и вредный подросток, и взрослая девушка нуждаются в папиной любви и поддержке не меньше, чем трехлетняя «принцесса», и, если вы явно отстранитесь от нее, она просто начнет сомневаться и в вашей любви. Так что найдите новые, не менее убедительные ее проявления: внимание и интерес к делам и проблемам дочери, совместные прогулки, спорт или хобби, серьезные разговоры, время, которое вы проводите только вдвоем.
- Не бойтесь сделать комплимент подрастающей дочери, поддержите ее развивающуюся женственность. Очень важно при этом регулярно делать комплименты и ее маме — дети отлично замечают, как вы к ней относитесь. Дочь должна знать, что главная женщина для отца — это его жена, ее мама, и родители выступа- ют неделимым монолитом, роли в семье стабильны раз и навсегда — есть взрослые, есть ребенок.
- Не настаивайте на выборе профессии, если дочь не разделяет ваше мнение. И подготовка к поступлению в вуз, и учеба — отличный повод быть вместе, дать понять дочери, что вы поддерживаете ее. Правильное воспитание девочки — залог ее счастья и ваших хороших отношений в будущем.
Почти каждая женщина мечтает, чтобы у нее родилась доченька. Когда же наступает долгожданный момент, маму в первую очередь интересует, как назвать малышку, создать ей необходимые условия и как воспитать из нее истинную женщину, уверенную в себе, порядочную, хозяйственную, заботливую и самодостаточную. Ведь любая мать желает видеть свою взрослую дочурку счастливой, любящей и любимой, хорошей женой и матерью.
Слишком мала, чтобы воспитывать
Пока дети находятся в младенческом возрасте, то особых различий в воспитании мальчиков и девочек нет. Можно отметить лишь некоторые различия в осуществлении туалета и гигиены младенцев разного пола , а в остальном важно, чтобы они были окружены любовью. Приблизительно до двух лет малыши не обладают достаточным самоконтролем, они слишком малы и все ими совершаемое является не чем иным, как исследованием внешнего мира, поэтому придерживаться каких-либо правил воспитания бессмысленно, кроме одного - бить такую крошку нельзя. Все что могут родители это обучать и наставлять свое чадо.
Полезно знать: устанавливать границы дозволенного нужно начинать, когда ребенок становится разумнее, а его потребности трансформируются в желания.
Следовательно, в заботе и внимании нуждаются все дети, но принципы и подходы к воспитанию мальчиков и девочек несколько разнятся. Когда в семье растет дочка, родители должны принимать во внимание, что девчушки развиваются быстрее мальчишек, опережая их в развитии в среднем на 2-3 года. А это значит, что понимать и воспринимать все вокруг происходящее они учатся значительно раньше.
У маленьких детей есть одно интересное свойство: они во всем подражают самым близким людям - родителям. Причем мальчики во всем стараются походить на отцов, а девочки - на мам.
Совет: малышка все время должна видеть перед собой пример той истинной женщины, которой бы хотела видеть ее мать в будущем.
Значит, матери самой необходимо стать такой женщиной. При этом умение растить детей заложено в женщине природой, поэтому ей в первую очередь следует прислушаться к своим материнским инстинктам и следовать им.
В первые годы жизни ребенка основными воспитательными приемами являются игры и книжки . Маленькие девочки очень любят слушать сказки о прекрасных принцессах и принцах. Некоторые родители используют их, пусть даже невольно, чтобы привить дочке некую модель поведения, когда, будучи уже девушкой, она ищет идеального мужчину и не может быть счастлива с обычным среднестатистическим парнем, который далек от созданного образа - идеала. Или возможен другой вариант развития событий, когда избранник только с виду галантен, а на самом деле просто будет пользоваться доверчивой простушкой.
Полезно знать: кроме материнского примера девочка должна видеть еще и образец настоящего мужчины.
Это особенно актуально, если мать растит ребенка одна, без отца. Неправильно, если малышка будет постоянно видеть в доме разных посторонних мужчин. Это однозначно неправильно отразится на ее восприятии и поведении. Дочке о личной жизни матери лучше не знать до тех пор, пока последняя не встретит достойного человека, способного стать другом и отцом для ее ребенка. Причем приводить его в дом можно, только после знакомства с малышкой на нейтральной территории.
Но даже в полноценных семьях не все бывает гладко, хотя родителям ни в коем случае нельзя забывать, что именно их взаимоотношения являются примером и наглядным уроком для дочери. Исходя из того, что девочка видит ежедневно, у нее формируется представление о семейной жизни. Поэтому папа должен относиться к маме с вниманием и заботой. И женщина тоже должна проявлять к мужу любовь.
Особенности воспитания дочери
Дочка - это не только платья и бантики. В первую очередь родители должны постараться сделать ее счастливой и помочь освоить навыки, которые пригодятся ей в будущем. Психологи выделили несколько основных моментов, которым нужно уделить внимание при воспитании девочки, учитывая более тонкую психику, фантазию и способности, заложенные природой в представительниц прекрасного пола.
Момент первый: «Всегда любима!»
Материнская любовь не должна быть средством поощрения, ребенку не нужно ее заслуживать своим поведением или действиями, такая любовь безусловна, всепонимающа и всепрощающа . Если девочка ее не получает, то в будущем это отрицательно скажется на ее взаимоотношениях, способности любить, становлении как личности, самооценке. Отцовская любовь необходима девочкам для гармоничного развития и уверенности в своих силах не меньше материнской, но она, как правило, более требовательна, ведь именно отец первым дает оценку женским качествам своей дочери.
Важно: отсутствие проявлений любви и излишняя строгость со стороны родителей формирует в ребенке комплекс жертвы.
Такие девочки всю жизнь проявляют чрезмерную старательность в попытках получить одобрение, игнорируют собственные желания и потребности, не осознают себя любимой. Из малышки, которую баловали и лелеяли просто потому, что она есть, а не за какие-то заслуги, непременно вырастает девушка, интуитивно умеющая распознавать атмосферу истинной любви и отличать фальшь от искренности. Никакой проходимец не сможет ее обмануть парой ласковых слов. Но все должно быть в меру. Если при отсутствии любви ребенок приобретает массу комплексов, то при ее избытке из девочки вырастает капризная принцесса. Но еще хуже воспитания в строгости безразличие со стороны родителей по отношению к дочери. Такой ребенок уйдет из семьи при первой возможности, даже с незнакомым человеком, который проявит капельку внимания, участия и понимания.
Момент второй: «Самая красивая!».
Так каждая девочка должна думать о себе, поскольку сомнения в собственной привлекательности непременно накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка.
Важно: даже когда внешние данные дочери далеки от идеала, мама должна говорить, что она прекрасна.
Пусть она пухленькая или природа наградила ее веснушками. Все это можно превратить в достоинства, неповторимые и только ей присущие очаровательные черты.
Если все же мама хочет указать дочке на некоторые нюансы во внешности, которые требуют корректировки, то делать это нужно не двузначно, без обидных намеков и слов.
Лучше просто показать ей, как завуалировать тот или иной недостаток или, если девочка имеет лишний вес, вдохновить ее на занятия спортом. полезны в любом возрасте.
Кроме того, мама и сама должна следить за собой, чтобы стать примером женственности, элегантности и красоты для своей дочурки.
Момент третий: «Женственная»
Несколько десятилетий назад это понятие включало в себя умение создавать уют, вести домашнее хозяйство, воспитывать детей и угождать супругу. Нынче многое изменилось и женщина с хранительницы очага превратилась в добытчицу. Трансформировалось и понятие женственности. Теперь оно подразумевает умение быть привлекательной, наличие хорошего вкуса, ухоженность, изящество, эмоциональность и искренность, вежливость и нежность.
Для того чтобы привить эти качества своей дочери женщина должна следить в первую очередь за собой , ведь не исключено, что малышка скопирует поведение матери, ее манеру одеваться. Также не нужно упускать из виду состояние одежды ребенка. Она должна быть всегда чистой и выглаженной, но навязывать свои предпочтения в стиле одежды не стоит. Девочка должна сама понять чего она хочет. Это сделает ее более уверенной в себе.
Момент четвертый: «Примерная»
Чрезмерная строгость в воспитании, проявление силы сделают малышку послушной, тихой и спокойной, но кроха будет расти, зная, что тот, кто сильнее имеет больший авторитет. Кроме того, такое послушание, когда подавляются все проявления собственного «Я» в ребенке, делает ее безвольной, легко управляемой, лишает собственного мнения и возможности отстаивать свою точку зрения.
С малых лет в своем ребенке . Раскройте внутренний потенциал малышки и привейте ей правильные моральные и этические нормы.
Таким образом, перейдя из-под родительской опеки под опеку мужа, девочка никогда не будет себя защищать. Поэтому дочке иногда полагается пошалить. Причем за этим не должны следовать наказания. Лучше, когда в ее шалостях поучаствуют и родители. Это только укрепит доверие и любовь ребенка к ним, а также желание быть примерной девочкой в другое, свободное от шалостей время.
Момент пятый: «Благоразумная»
Девочка не должна быть чрезмерно доверчивой. Следует рассказать ей, что учиться необходимо на чужих, а не на своих ошибках. Примером могут служить сами родители, их знакомые, люди, которые стали объектом обсуждения в газетных статьях и новостных программах. Родители должны научить дочку разбираться в людях , отличать плохих от хороших, определять границы благих и худых поступков, избегать ситуаций, которые могут быть опасными для жизни, угрожать здоровью, спокойствию или репутации.
Момент шестой: «Юморная»
Чувство юмора формируется у детей довольно поздно. В раннем детстве смехом они реагируют на неожиданные ситуации, когда герои мультиков падают, спотыкаются или сталкиваются. Также им нравятся словесные каламбуры, поэтому малыши сами часто коверкают слова, придумывая разные абракадабры. Но чувство юмора очень пригодится девочке, ведь от него не так далеко до оптимизма. Особенно если малышка научится смеяться над самой собой.
Во многом способность юморить и шутить зависит от . Однако, независимо от того подрастает в семье сангвиник или флегматик, в шестилетнем возрасте ни один ребенок не способен воспринимать самоиронию.
Но она обязательно дорастет до этого момента. Если же девочка не сможет шутить в силу своего характера, то ее нужно научить воспринимать шутки других и наслаждаться чужим юмором.
Момент седьмой: «Хозяйственная»
Мужчина в первую очередь ждет от женщины умения заниматься готовкой и уборкой. Навыки кулинарии, стирки и глажки привить девочке нетрудно. Гораздо сложнее научить делать все это с удовольствием. На выручку маме в этом приходит желание дочери во всем на нее походить.
Важно: не упустите момент, когда в свои три года малышка неумело будет мести пол или елозить тряпкой по полу, криво разложит свои игрушки или разобьет тарелку. В это время нельзя ее ругать и тем более запрещать помогать по хозяйству.
Напротив, это стремление необходимо всячески поддерживать. Постепенно девочка научится приемам рационального ведения хозяйства, сможет управляться со всем легко и привычно. Выполнение некоторых задач требует участия не одного, а нескольких человек, поэтому нужно научить кроху, что она может просить о помощи , не стесняясь привлекать других домочадцев и не страшась трудностей.
Момент восьмой: «Милосердная»
Чувство сострадания к слабым должно быть в каждой девочке, ведь без него она не сможет стать истинной женщиной. Современные девчонки могут быть очень жестоки, гораздо более жестоки, чем мальчишки, ведь они ранят не в драке, а словами, высмеивая чьи-то недостатки.
Совет: с самого рождения нужно учить малышку замечать чужую боль, сопереживать, приходить на помощь близким, пожилым, больным людям, младшим членам семьи.
Отличным воспитательным моментом в этом вопросе являются домашние и бездомные животные, уход за ними. Но в то же время милосердие не должно быть направлено на недостойных его людей , оно должно находиться в неком балансе с благоразумием, ведь вокруг много тех, кто готов воспользоваться чужой добросердечностью.
Момент девятый: «Деятельная»
Поскольку девочки развиваются быстрее мальчиков, то именно они становятся лидерами в детсадовском или школьном коллективе. Во взрослом обществе сложилась и закрепилась совершенно противоположная ситуация, поэтому не стоит мешать дочке проявлять инициативу . Напротив, стоит позволить ей почувствовать, каково это — быть лидером, всячески поощрять и отмечать ее успехи. В связи с этим нельзя оценивать поступки дочери исходя из полового признака, говоря, что девочки так себя не ведут, необходимо рассказать малышке, что лидер не должен быть безапелляционным, категоричным, он должен иметь свое мнение, но и уметь выслушать чужие, приспосабливаться к коллективу, вести диалог, приводить доводы и аргументы. Лидерство воспитывает в ребенке силу духа и дипломатию. В дальнейшем девочка сама решит, как ей применять свои лидерские навыки.
Момент десятый: «Сильная и слабая одновременно»
Это мудрость, которую мама просто обязана помочь освоить своей дочери. Девочка может быть образованнее, мудрее и сильнее духом, чем мальчишки, но если будет это демонстрировать им, то очень обидит представителей сильного пола. Для них она должна быть хрупкой и слабой, чтобы побуждать заботиться о себе .
Полезно знать: крайне важно развивать интеллект дочери, научить ее добиваться своих целей самостоятельно, но никогда не отказываться от помощи, которую предлагают мужчины.
Момент одиннадцатый: «Здоровая и активная»
Здоровье никому еще не помешало, но для девочки, как для будущей матери, оно чрезвычайно важно. Поэтому нужно с раннего детства приучать ее к принципам правильного питания , ухода за собой и своим телом, приобщать к спорту. В целях профилактики следует периодически показывать ребенка докторам.
Момент двенадцатый: «Личность»
Часто родители навязывают дочери свое мнение, принимают за нее важные решения, таким образом удовлетворяя свои амбиции за ее счет, не давая развиться ее индивидуальности.
Полезно знать: если ребенок мягкий и покладистый по натуре, то родительские решения для нее становятся единственно верными, что делает девочку фактически подобием своих родителей, лишая ее возможности стать личностью.
Это, пожалуй, самая трудная задача в воспитательном процессе - выявить особенности своего чада , ее склонности и предпочтения. Поэтому, следуя правилам, нужно учитывать качества конкретного ребенка, ведь с рождения в каждом малыше заложены определенные способности, свой характер и темперамент, который может отличаться от родительского в корне.
Воспитание девочки-подростка
Начинать воспитывать дочь в подростковом возрасте уже поздно. О правильном воспитании и отношении к ребенку следует волноваться и думать заранее. Это намного облегчит жизнь как родителям, так и подростку в сложный для нее переходный период.
Совет: в первую очередь матери нужно приложить все усилия, чтобы стать самой близкой подругой для своей дочурки.
Для этого не следует выказывать недовольства по поводу того, как она одевается, нужно хвалить ее таланты, замечать даже самые мелкие достижения и что очень важно никогда не лгать ей и всегда быть искренней .
Если дочка ведет себя слишком развязно, остается глуха к ненавязчивым материнским советам, то чтобы не разрушить дружеские отношения с ребенком можно и нужно привлечь к воспитанию папу .
В связи с трудностями воспитания в этот период встает вопрос, следует ли применять наказание за проступки? Наказывать нужно умеючи. Следует постараться корректировать поведение дочери максимально мягко, сдерживая свой гнев . Нужно объяснить девочке, где и в чем она была неправа, как следовало поступить в той или иной ситуации.
Основные правила воспитания девочек. Видео