Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.
Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.
Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.
В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.
Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.
В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.
Второй месяц развития ребенка
К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.
Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.
Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.
Особенности третьего месяца жизни
Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.
Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.
Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.
Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.
Особенности четвертого месяца жизни
В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.
Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).
Пятый месяц жизни
Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.
Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.
Особенности шестого месяца жизни ребенка
Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.
Особенности седьмого месяца жизни
Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.
Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.
Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.
Развитие на восьмом месяце жизни
Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.
Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.
К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.
Девятый месяц жизни
Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.
Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.
10 месяц развития ребенка
В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.
В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.
Одиннадцатый месяц жизни
В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить . Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.
Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.
Двенадцатый месяц
Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.
Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.
Кризис одного года имеет следующие признаки:
- ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
- поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
- поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).
С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.
Возраст, мес. | Главное достижение |
1 | Лежа на животе, поднимает подбородок |
2 | Лежа на животе, поднимает грудную клетку |
3 | Пытается захватить игрушку |
4 | Начинает сидеть с посторонней помощью |
5 | Любит сидеть, хватает предметы |
6 | Может сидеть за своим стульчиком |
7 | Садится сам |
8 | Стоит с посторонней помощью |
9 | Стоит, держась за опору |
10 | Хорошо ползает |
11 | Ходит с посторонней помощью |
12 | Первые шаги |
Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.
Важные вопросы относительно годовалого возраста
Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.
Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.
Возраст, мес. | Прибавка в росте, см | Прибавка в весе, г |
1 | 3-4 | 700 |
2 | 3,5 | 800 |
3 | 2-3 | 850 |
4 | 2-3 | 800 |
5 | 2-3 | 750 |
6 | 2-3 | 650 |
7 | 2-3 | 600 |
8 | 2-3 | 500 |
9 | 1-2 | 450 |
10 | 1-2 | 400 |
11 | 1-2 | 350 |
12 | 1-2 | 300 |
Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.
Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года :
- конец 3-й недели;
- 6-8 недель;
- конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.
Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком . Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.
В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.
Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.
Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.
Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.
Параметры одежды
Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.
Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.
Рост, см | Размеры стопы, см |
50-56 | 7 |
56-62 | 8 |
62-68 | 9 |
68-74 | 9-10 |
74-80 | 11-12 см |
80-86 | 12-13 |
Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.
Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.
Возраст, мес. | Размеры головы, см | |
Мальчики | Девочки | |
0 | 34-35 | 34 |
1 | 37 | 36 |
2 | 39 | 38 |
3 | 40 | 39 |
4 | 41-42 | 40-41 |
5 | 42-44 | 41-42 |
6 | 43-44 | 42-43 |
7 | 44-45 | 43-44 |
8 | 45 | 43-44 |
9 | 45-46 | 44-45 |
10 | 46 | 45 |
11 | 46-47 | 45-46 |
12 | 46-47 | 45-46 |
Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.
Первые дни после рождения малыша считаются самыми тяжелыми и важными для формирования всех систем организма, еще в этот период закладываются основы поведения и характера. Развитие новорожденного ребенка в немалой степени зависит от таких факторов, как состояние здоровья, качество и количество питания, а также от атмосферы, в которой живет и растет кроха.
Физическое развитие новорожденного
Термин «новорожденный» применяется в основном к деткам в первый месяц после рождения, поэтому рассмотрим развитие крохи первого месяца по неделям:
- 1-7 день – начало самостоятельной жизни – вне маминой утробы – становится стрессом для неокрепшего организма, поэтому важным в этот период считается материнское присутствие, постоянный контакт и грудное кормление. На 1-3 день крохе сделают две прививки – БЦЖ и гепатит, после которых могут наблюдаться незначительное повышение температуры тела и капризы. Первая неделя – сонный период, ребенок практически все время спит, просыпаясь лишь для кормления, несмотря на это, за данное время малыш потеряет до 10% массы своего тела. Это нормальное явление, поскольку в этот период все системы организма работают в максимальном темпе, что приводит к повышенной трате энергии;
- 8-14 день – у ребенка проявляются основные рефлексы – хватательный и поисковый, максимально активизируется сосательный, поэтому грудное кормление приходит в норму. К концу второй недели следует уделить повышенное внимание состоянию пупочной ранки, она должна зажить практически полностью;
- 15-21 день – для третьей недели характерны кишечные колики, избавиться от которых можно при помощи специальных чаев (для мамы) или аптечных микстур и капель (для ребенка). В этот период активизируется зрение и слух, развитие этих органов проходит очень быстро, поэтому полное отсутствие интереса к ярким предметам и посторонним звукам у малыша должно насторожить родителей;
- 22-28 день – четвертая неделя знаменуется быстрой прибавкой в весе, режим кормления, как правило, уже налажен, поэтому кроха начинает поправляться (от 500 до 700 грамм прибавляются к начальному весу). Рост также увеличивается – около 3-4 см при соответственной прибавке окружностей тела на 1-2 см. К концу первого месяца видно существенное развитие моторики, ребенок переворачивается на живот, некоторые детки способны немного приподнимать и удерживать головку.
Поскольку развитие всех деток не может проходить в одинаковом ритме, некоторые отклонения от нормы считаются нормальными, но вот существенное отставание развития организма должно стать причиной тревоги родителей. Помните, что любые детские аномалии проще предотвратить, если своевременно их выявить.
Психологическое развитие новорожденного на начальном этапе жизни
Психологическое развитие по неделям может существенно отличаться у каждого ребенка, поэтому сильно переживать по поводу отсутствия у вашего крохи каких либо навыков не нужно, но акцентировать внимание на таких моментах все же следует.
Первая неделя вряд ли принесет вам особые знания о психологическом состоянии вашего ребенка: пока что кроха способен привлекать внимание лишь плачем, из которого вы узнаете, хочет ли он кушать или же пора сменить подгузник. А вот уже вторая неделя покажет скорость развития зрительной и слуховой системы.
С 10 дня жизни ребенка привлекают яркие предметы, он способен ненадолго фокусировать взгляд на игрушках, провожает глазами перемещающиеся элементы, а также внимательно рассматривает лица родных. Глазные яблоки ребенка в начальные дни после рождения могут двигаться активно, причем в разных направлениях, что часто пугает родителей, но уже к 4-й неделе работа органов зрения стабилизируется.
С середины месяца стоит начинать проверку слухового аппарата, ребенок должен реагировать на посторонние звуки, реакцией может быть вздрагивание или же поворот головы. Старайтесь не напугать малыша, поскольку слишком резкий и неприятный звук приведет к плачу и расстройству.
Конец месяца порадует родителей новой приятной особенностью – новорожденный станет узнавать родные лица, также детки к первому месяцу начинают улыбаться, а некоторые – даже смеяться. Бывают случаи, когда улыбка появляется на лице крохи уже в начальные дни, однако, как правило, это просто неконтролируемое мимическое действие мышц, а вот теперь грудничок улыбается в ответ на ваше присутствие или знакомый голос.
Какими бы темпами ни проходило развитие новорожденного, главное – постоянно окружать малыша лаской и теплом, именно это жизненно необходимо вашему крохе в самые трудные первые месяцы жизни.
В этой статье:
Первый год – важнейший этап в жизни каждого ребенка. Малыш растет, развивается, знакомится с окружающим миром, приобретает необходимые навыки.
Чтобы родители были уверены, что их ребенок растет и развивается в соответствии с возрастом, они должны знать, как должно происходить развитие новорожденного по месяцам в норме. Именно об этом и пойдет речь в статье.
1 месяц
Первую неделю своей жизни младенец значительную часть времени проводит во сне. Таким образом, происходит адаптация к новым условиям жизни. Начиная со второй недели периоды бодрствования удлиняются.
К концу первого месяца грудничок уже фокусирует свой взгляд на яркой игрушке, прислушивается к разговорам и пытается произносить первые звуки. Различает голос мамы: услышав мамину речь, радуется, что проявляется активными движениями ножками и ручками.
2 месяц
Младенец уже относительно хорошо держит голову, а лежа на животике, опирается на предплечья. Лучезарно улыбается взрослым, поворачивает головку на звук, пытаясь найти его источник глазами.
В развитии речи начинается довербальный период или период «гуления», когда крошка начинает издавать звуки «агу», «абу» или «уа».
3 месяца
Малыш в этом возрасте уже не только уверенно держит голову, но и легко переворачивается со спины на бок и наоборот.
Грудничок узнает лица родных, улыбается им, при общении смеется, воркует, гулит и ведет диалог. Попадает ручками по игрушкам, висящим над кроваткой, пытается захватывать их и попробовать на вкус.
4 месяца
Грудничок делает попытки перевернуться со спины на животик, при поддержке взрослого может сидеть. Совершает осознанные действия с предметами: бросает, берет, стучит, облизывает. У него уже появляются первые любимые игрушки.
В речи появляются первые слоги, которые крошка неосознанно складывает в слова: «ма-ма-ма», «та-та-та» и «ба-ба-ба».
5 месяцев
Развитие ребенка 5 месяцев продолжается. Малыш уже быстро переворачивается со спины на животик и наоборот, делает попытки в самостоятельном сидении, подтягивании туловища при помощи рук. Его действия становятся более целенаправленными: он соединяет руки, отталкивает мяч, захватывает его и т.д.
Дифференцированно реагирует на взрослых: пугается и вздрагивает при виде незнакомых, лепечет и хохочет при общении с близкими.
6 месяцев
Шестимесячный ребенок делает попытки сесть без помощи взрослых, подползает к заинтересовавшему его предмету, делает попытки встать возле опоры. Активно занимается с игрушками: бросает их, перекладывает из руки в руку, из одного места в другое и т.д.
Речевое развитие ребенка 6 месяцев продолжается: появляются первые подражания типа «ав-ав», «би-би» и др. Малыш уже улавливает причинно-следственные связи: оттолкнул предмет – он упал, нажал на кнопочку – зазвучала музыка и т.п.
7 месяцев
Физическое развитие ребенка 7 месяцев: малыш самостоятельно сидит, держась за опору, становится и стоит, уверенно и быстро ползает в любых направлениях. Он уже пытается пить из чашки и есть с ложки, знает значение некоторых слов: можно, нет, нельзя, названия действий и игрушек.
Малыш проявляется привязанность к маме: плачет, когда мама уходит, радуется при ее появлении. Очень любит рассматривать книжки, переворачивать странички, у него появляются первые любимые картинки.
8 месяцев
Восьмимесячный малыш хорошо стоит, делает попытки сделать первые самостоятельные шаги возле опоры. Он хорошо ориентируется в пространстве, знает, где находятся его игрушки, показывает их месторасположение кивком головы или рукой. Может выполнить простые поручения: принеси, подай, открой и т.д.
Он уже умеет соединять части матрешки, нанизывать кольца пирамидки, накрывать крышками коробочки. Очень любит танцевать, топать ножками, хлопать в ладошки.
9 месяцев
Ребенок уверенно сидит, активно ползает, ходит, держась за опору. Активно проявляет свои эмоции, отношение к происходящему: плачет, если мама выходит из комнаты, смеется при виде новой игрушки, вырывается, если ему что-то не нравится, например, если мама чистит ему ушки.
Криком и плачем выражает свое возмущение, добивается желаемого, манипулирует взрослыми. Начинает проявлять самостоятельность в процессе принятия пищи и одевания. Речь малыша продолжает развиваться, однако его первые слова понятны пока только родителям.
10 месяцев
Ребенок продолжает познавать мир: прислушивается к звукам, присматривается к предметам и людям, пытается подражать их интонации и действия. Уверенно ходит, придерживаясь за опору, иногда отпускает опору и удаляется от нее на несколько шагов.
Любит танцевать, залазить на невысокие предметы и слазить с них. Ему нравиться играть с игрушками, этому занятию он может посвятить 10-15 минут. Знает, как использовать игрушки по назначению: куклу – качать, машинку – катать и т.д. В речи появляются новые слова: «ам-ам», «дай», «на» и т.д.
11 месяцев
Ребенок самостоятельно передвигается, старается все элементарные действия выполнять самостоятельно: пить из чашки, кушать ложкой и одеваться.
Выполняет просьбы взрослых, вроде, «дай», «положи», «возьми» и т.д. Понимает, когда поступает плохо, а когда хорошо. Знает, чего хочет, а чего нет, и выражает это кивком головы или ее качанием.
В речи появляются новые слова, которые соотносятся с людьми, животными, предметами, действиями: «пи-пи», «ням-ням» и др.
12 месяцев
Малыш уверенно ходит, сидит, ползает. Он научился бросать предметы и делает это с удовольствием. Перекладывает из руки в руку предметы, может удержать в одной ладошке сразу несколько мелких предметов. Он очень любопытен: везде лезет, все берет и до всего дотягивается.
Малыш с удовольствием познает мир, прислушивается к новым звукам, экспериментирует с предметами: стучит ложкой по тарелке, дергает за веревочку игрушку, высыпает содержимое из баночки и т.д.
В его речи появилось 10-15 слов, правда, произносит он их, коверкая, но члены семьи его прекрасно понимают.
Как видно, развитие новорожденного ребенка в первый год его жизни происходит стремительно. Кажется, совсем недавно это был крошечный беспомощный младенец, а теперь стал вполне самостоятельным человечком со своими желаниями и потребностями.
Не стоит расстраиваться, если развитие вашего младенца по месяцам не много не совпадает с общепринятыми нормами. Он обязательно наверстает упущенное, и главная задача родителей, помочь ему в этом.
Полезное видео о новорожденных детях
Первые несколько недель жизни малыша после родов – это сложный и ответственный период не только для младенца, но для его любящих родителей. Матери и отцы в первый месяц жизни ребенка (точнее, 28 дней или 4 полных недель), которые считаются периодом новорожденности, получают первые навыки ухода и заботы о маленьком человечке, а малютка в эти дни привыкает к новому виду жизни и его условиям. Он заложит основы здоровья на все годы жизни ребенка.
Степень успешности, с которой пройдут все эти процессы, будет зависеть от многих составляющих. Одной из этих составляющих является осведомленность и понимание родителей, как именно проходит развитие новорожденных младенцев. Это очень важно, потому что позволить вовремя отследить проблему, если вдруг что-то пойдет не так и грамотно отреагировать, вовремя обратившись за квалифицированной помощью педиатра.
В первые дни своей новой жизни внешность малыша имеет свои специфические черты. Для развития новорожденного возрастом до месяца характерны:
- продолжительность сна до 18 часов в течение суток;
- небольшая потеря первоначального веса;
- наличие в основном безусловных рефлексов.
Через год все совершенно поменяется, а пока будет необходимо сопровождать малыша по его новой жизни, руководствуясь специальными знаниями.
В период, когда малыш считается новорожденным, он руководствуется в первую очередь безусловными рефлексами. Многие из них жизненно необходимы не только для только что рожденных людей, но и взрослых, например, пищевые. Другие рефлексы будут нужны лишь в определенный момент развития. Когда он закончится, они постепенно сойдут на нет:
- рефлекс опоры угаснет уже после 4 недели,
- рефлекс ползания закончится на 4 месяцев,
- хватательный рефлекс (он, как и многие другие, унаследован нами от наших далеких предков: хватательный рефлекс позволял новорожденным хвататься за шерсть матери и таким образом не терять ее.
Безусловные рефлексы поэтапно сменяются условными .
Из всех имеющихся способностей к ощущениям у недавно рожденных наиболее ярко выражены:
- обоняние,
- осязание в области рта,
- тактильные чувства.
А для того чтобы формирование зрения и слуха, тактильных ощущений шло наиболее успешно, малышом необходимо общаться, играть в развивающие игры, подходящие к его возрасту, показывать ему окружающий мир. Для этого необходимо подносить его ручки к разным поверхностям:
Можно при этом называть: холодно, мокро, шершавая и так далее. Чуть более, чем через год, малыш и сам сможет это все понять,а иногда и назвать. Но пока он будет нарабатывать базу .
Первая неделя
У которых малюток после родов на голове может наблюдаться родовой отек. Он выглядит как тестовидная опухоль, мягкая на ощупь. Может иметь синеватый оттенок. Эту родовую опухоль массировать нельзя. Но и беспокоиться тоже не следует, поскольку она через несколько дней в любом случае исчезнет самостоятельно.
Головка может иметь неправильную форму: быть несколько вытянутой, похожей на яйцо. Это объясняется тем, что во время родов, когда малыш проходил через родовые пути, его еще мягкий череп адаптировался к ним, деформировался и не сформировавшиеся еще кости его черепа сдвинулись. В этом тоже нет ничего страшного. Голова приобретет нормальную форму примерно на 11-13 день после рождения.
В первые сутки жизни ребенок возможна также и физиологическая эритема, которая выражается в равномерном покраснении кожи. Это совершенно нормально и проходит через сутки-двое. Обычно, к выписке малыша уже бывают чистенькими и красивыми.
На 3-5 день после появления на свет на теле ребенка могут появляться красные плотные пятна. Это признаки токсической эритемы, которая иногда протекает с зудом. Врачи объясняют это явление реакцией на появление в кишечнике новорожденного крупных молекул белка.
Токсическая эритема может развиваться нарастать пару-тройку суток, а затем без следа проходит. В некоторых случаях малышу назначают противоаллергические меры, а если она сопровождается зудом, то добавляются местные симптоматические препараты. Есть мнение, согласно которому мнение, что дети, которые перенесли токсическую эритему, в дальнейшем становятся аллергиками . Но это мнение не доказано и уже не первый год существует пока только в виде теории.
Физиологическая желтуха также иногда сопровождает малышей в конце вторых или начале третьих сутки после рождения, держится несколько дней и также сама проходит в конце первой – середине второй недели.
На 2-6 сутки малыш переживает первый процесс дефекации: у него случается первый стул и он освобождает кишечник от первородного кала – мекония. Он выглядит как вязкая темно-зеленая масса.
После первого процесса дефекации опорожнение кишечника малыша начинает нарадоваться, оно происходит по 6-8 раз за сутки, по идее оно должно проходить каждого приема пищи.
Первые месяцы стул будет жидкий. В нем могут встречаться: зеленые вкрапления ,
- слизь,
- комки, схожие со сгустками свернувшегося молока.
Если малыша беспокоят колики, то ему могут быть прописаны различные препарат для новорожденных, наподобие Сабсимплекса или Эспумизана. На последний необходимо обратить особое внимание. поскольку он может давать слизь в кале новорожденного.
Особо бдительных матерей иногда беспокоит тот факт, что новорожденный малыш мало писает. Это нормально. Первые пару дней малыш может пописать от 2 до 6 раз. Это связано с тем, что почки в это время копят необходимые элементы:
- соли мочевой кислоты,
- альбумины.
На 3-6 день перепуганные матери иногда видят на пеленках или подгузниках мокрое кирпичного цвета пятно. Паниковать не следует. В последующие годы такое больше не повторится, это бывает только на первой неделе жизни.
Нужно дать пятну высохнуть и посмотреть внимательно порошок: это будут кристаллы мочевой кислоты. С этим ничего делать не нужно, все само наладится. ОДнако родители должны сообщать обо всем педиатру, чтобы тот контролировал ситуацию с профессиональной точки зрения. Врач сам скажет , что нарушение, а что нет. А матерям необходимо сохранять спокойствие, ведь малыши эмоционально весьма зависят от состояния матери.
Заранее следует узнать у вашего педиатра, какие именно памперсы будут оптимальны для вашего малыша.
В первую неделю жизни малыши обычно снижают вес (а не начинают «отъедаться», как считают некоторые). Нормой считается потеря веса до 10% от веса при рождении.
Вторая неделя
На 2 неделе развития малютки возможно возникновение гормонального криза. Оно сопровождается увеличением грудных желез вне зависимости от пола малыша.
Максимально железы увеличиваются на 7-10 день после рождения . В некоторых случаях из них может выделяться жидкость с желтоватым оттенком, внешне похоже на молозиво. Выдавливать эту жидкость в некоем случае нельзя. Волноваться нет причин, поскольку лечить это явления нет необходимости. Все само нормализуется.
Начиная со второй недели жизни малютка спит меньше, чем на первой неделе. У малыша появляется время на освоение таких рефлексов, как:
- поисковый,
- хватательный,
- сосательный.
Сосательный рефлекс становится более совершенным, поэтому грудное вскармливание входит нормализуется. В связи с этим кал приобретает уже несколько менее пугающий вид и становится желтоватой кашицей.
Со второй недели вес уже начинает увеличиваться, в среднем примерно на 180-200 гр. Если к этому времени пупочная ранка уже зажила, то малышку можно начинать купать.
Третья неделя
Начиная с третьей недели своего развития новорожденный младенец способен набирать порядка 200-250 грамм веса. Рефлексы уже хорошо отлажены, хватательный рефлекс уже хорошо развит.
Малютка крепко хватается за подставленные ему пальцы и игрушки, успешно отталкиваться ножками от подставляемых для него поверхностей: ладоней, стенок кроватки. Он уже умеет фиксировать свой взгляд на приближающихся на расстоянии 20 см лицах. Малыш уже может рассматривать маму, когда та кормит его грудью. Поэтому мать может смело подавать своему малышу во время кормления знаки любви и внимания. Смотрите на свое сокровище, пока он кушает – именно сейчас, в этот период и через эти действия формируется его привязанность к вам.
Когда на 3 недели вы будете выкладывать малыша на животик, то он уже будет стараться приподнять головку, кряхтит, упирается.
После того как пройдет 28 дней с момента рождения малыша, он уже перестанет быть новорожденный обретет, так сказать, статус просто младенца.
- игры,
- массаж,
- прибаутки и другие первые меры воспитания.
Чтобы вам было легче сориентироваться, ниже для вас подготовлены различные материалы и полезные сведения,
Четвертая неделя
Развитие новорожденного малыша на четвертой недели продолжается и проходит достаточно интенсивно. За этот период кроха дополнительно набирает следующие 200-250 граммов веса.
Его мозг быстро развивается. Теперь он начинает проявлять живой интерес к различным крупными предметам, которыми могут быть:
- яркие звенящие игрушки,
- машинки,
- воздушные шары (лучше выбирать как можно прочнее, поскольку если какой-то из них лопнет, малыш может получить небольшую психологическую травму, очень испугаться).
Говорите со своим новорожденным чадом как можно больше, ненадолго включайте ему негромко классические музыкальные произведения.
К концу четвертой недели матери радостно отмечают у своего маленького счастья так называемый «комплекс оживления». Он выражается в том, что малютка начинает радостно улыбается знакомым ему взрослым, когда они к нему подходят, и уж тем более если они ему еще и улыбаются или машут. Крошка начинает весело реагировать: дергать и махать ножками и ручками. Развитие эмоциональной сферы можно будет считать успешно запущенным.
Частые вопросы молодых мам и ответы на них
У малыша сухая кожа странного цвета
В первые дни у малыша может быть сухая кожа с красноватым или желтоватым оттенком. Пугаться этого не нужно. В первом случае симптом говорит о том, что кожа еще очень тонкая, и через нее просвечивают кровеносные сосуды. Во втором случае , когда возникает так называемая «желтушка», – это просто повышенное содержание билирубина. Вскоре печень заработает нужным образом, и все нормализуется.
Давать ли соску
Не рекомендуется давать соску, если предполагается долгое грудное вскармливание, то не надо. В любом случае не нужно этого делать хотя бы месяцев до 6, в то время, пока лактация не устаканится. Соска нарушает восприятие малыша, заставляя его путать мамину грудь и «пустышку», а иногда и отказываться от груди. Есть также мнение, что силиконового заменителя оказывает негативное влияние на прикус.
Малыш сосет палец
Сосание пальчика (как правило, большого) – это проявление рефлекса сосания, а это, как мы помним, один из безусловных рефлексов. Однако в этом случае он совершенно некстати. И пускать на самотек этот вопрос не стоит.
Увидев, что малыш сосет палец, необходимо сначала предложить ребенку грудь, потому что это может говорить о том, что он голоден. Также сосание может быть признаком того , что малыш переживает какой-то стресс, и ему требуется успокоиться. Для того он и берет в рот палец. Чтобы это прекратилось, маме необходимо разобраться в причинах.
Если у малыша колики
Это частое явление у малыша . Поэтому необходимо вести профилактические меры, а не дожидаться, когда малыш уже начнет мучиться от боли в животе. Для предотвращения колик необходимо:
- выкладывать ребенка на живот,
- сделать аккуратный массаж животика по часовой стрелке, чуть нажимая,
- носить после кормления малыша «столбиком».
Если вопреки мерам профилактики приступ все же начался, то нужно дать малышу лекарство, а к животу приложить к животу тепло: грелку с теплой водой, выглаженную утюгом пеленку. Также можно дать специальные препараты. Если вдруг и их нет, то придется воспользоваться газоотводной трубкой.
Заключение
Первый месяц жизни по праву считается самым незабываемым в жизни матери и дитя, который не повторится в остальные годы. Именно он раскроет в сердце каждой родителя огромный потенциал любви и нежности.
Однако этот период является самым трудный и психологически наиболее «долгий», словно год, как в жизни мамы, так и малыша.
Но так уж мы устроены, что со всеми подобными трудностями и родители, и дети легко справляются. А в награду за совместные труды и проявленное мужество уже совсем скоро можно будет отпраздновать ваш первый и незабываемый юбилей!
В этой статье:
Для ответственных и добросовестных родителей правильное развитие новорожденного ребенка является самой важной задачей, ведь родители не должны быть сторонними наблюдателями в становлении и воспитании нового человечка. Поэтому они желают знать все о существующих этапах и нормах развития грудного ребенка по месяцам – от рождения до года. Именно эту информацию вы найдете в нашей статье.
Первый месяц жизни
Сразу после рождения рост детей составляет 50-52 см, а вес – от 3 до 4 кг. Но уже в течение первого месяца жизни эти показатели значительно увеличиваются. Причем растет малыш преимущественно во сне, а спит он 70% от всего времени. И хотя у мамы вроде как остается достаточно времени на адаптацию к новым условиям жизни, она все равно проходит нелегко. Первый месяц самый сложный именно для мамочки. Пока родительница привыкает к материнству, ребенок привыкает к новой обстановке.
В первые четыре недели кроха учится удерживать головку, фокусировать свой взгляд, издавать гласные звуки и прислушиваться к жизни вокруг себя, особенно к разговорам родителей.
Педиатры считают, что самый важный процесс первого месяца – это налаживание эмоционального контакта между матерью и ребенком. Этому способствует прикладывание ребенка к материнской груди в первые два часа его жизни. Так зарождается самая удивительная связь в мире, которая позволяет женщине чувствовать своего малыша даже на расстоянии.
В возрасте от рождения до одного месяца карапуз ест каждые два часа, спит по 20 часов в сутки и общается с окружающим миром посредством плача. 80% деток страдают коликами и газиками, доставляющими дискомфорт и боль. При этом кроха выгибает спинку, сучит ножками и кричит.
Два месяца
В это время у ребенка начинается «период оживления». Он уже умеет не только смотреть на лицо взрослого, но и различать отображенные на нем эмоции. Развитие ребенка к двум месяцам радует более уверенной поддержкой головы, желанием общаться и играть, переворачиванием с бока на спину, гулением и напеванием гласных. Также младенец легко успокаивается на руках и когда сосет пустышку, следит взглядом за приближающимися и удаляющимися предметами, реагирует на маму, подходящую
к его кроватке, оживлением, которое сопровождается взмахами ручек и ножек, улыбкой и мелодичными «напевами».
На втором месяце ребенок прибавляет 700-1000 грамм и вырастает в среднем на 3 сантиметра. В это время важно доброжелательно общаться с малышом, не пугать его резкими звуками и окриками. Уже можно читать сказки, ведь два месяца дети начинают воспринимать информацию. Можете смело закладывать первые кирпичики будущих знаний!
Три месяца
С трех месяцев малыш уверенно держит головку, опирается на предплечья, интересуется яркими игрушками, разговаривает с самим собой, кроме гласных, издает еще и некоторые согласные звуки, самостоятельно высовывает изо рта пустышку, поворачивается со спины на бок. Он становится любопытен и любознателен, узнает
близких, улыбается и гулит во время общения, искренне смеется, распознает источники света и звука, и т.д.
Развитие грудного ребенка не стоит на месте и с каждым днем радует родителей чем-то новым и интересным. Прибавка в весе составляет около 750 грамм, а в росте – 3-4 сантиметра. Кроме всего названного, именно в три месяца родители могут услышать от ребенка его первое «агу». А еще крошка станет меньше спать и дольше бодрствовать. При этом ночной сон будет длинней дневного.
Четыре месяца
С четвертого месяца развитие малыша радует:
В росте малыш прибавляет 2-3 сантиметра, а в весе около 700 грамм. Следует напомнить, что это всего лишь нормы, от которых каждый ребенок может отличаться, ведь все мы индивидуальны.
Пять-шесть месяцев
За пятый и шестой месяцы развитие ребенка делает еще несколько важных шагов вперед. Это:
За два месяца малыш вырастает на 5-6 сантиметров и поправляется на 1500 грамм. Пришло время начать занятия по методике Глена Домана, которая подразумевает многогранное раннее развитие ребенка.
Семь-девять месяцев
Чем радует развитие ребенка к семи-девяти месяцам? Следующими достижениями:
Рацион детей становится более разнообразным. В него включается творог и мясо. Первый необходим для пополнения запасов кальция, требующегося для роста зубов, а второе – для наращивания мышечной массы.
За три месяца ребенок вырастает на 6-7 сантиметров и поправляется на 1800-2000 грамм. При этом наблюдается развитие эмоций, которые становятся все более многогранными.
Десять-двенадцать месяцев
С девятого месяца ребенок начинает подражать животным и взрослым, играет с игрушками,
перелистывает страницы книг, понимает слово «нельзя», ползает, встает, передвигается без поддержки, активно участвует в процессе питания, купания и одевания.
Развитие ребенка в этом возрасте настолько шагнуло вперед, что его уже невозможно отличить от человечка, которого меньше года назад принесли из роддома. С каждым днем движения малыша становятся все совершеннее, слоги и слова – четче, а связь с окружающим миром – теснее.
За три месяца чадо вырастает всего на 3-4 сантиметра, а в весе набирает около килограмма. Отныне малыш будет менее интенсивно набирать сантиметры и граммы, зато начнется стремительное развитие интеллектуальных задатков и способностей, которым и следует уделять внимание. Для этого существует множество методик, большинство из которых начинают работу с детками в возрасте от полугода-года.
Но пока родители доберутся до этих самых систем, хотелось бы вернуться к помесячному развитию крохи, дабы напомнить, что все указанные выше показатели условны. То есть если ваш младенец набирает или растет быстрее/медленнее, больше/меньше, это не значит, что его показатели не соответствуют нормам. Он является индивидуальностью, которая не обязана быть такой же, как все. Ваш карапуз уникален, как и каждый человек на земле. Помните это и любите его за это, а также просто за то, что это ваша плоть и кровь.