Я знаю как порой трудно разработать и организовать тематическое родительское собрание. Предлагаю вам конспект собрания, по важной теме как речевое развитие детей. Конспект построен в игровой форме.
Цель: Приобщить родителей к созданию условий для речевого развития своих детей, участвуя в коррекционных играх, помогая тем самым полноценно развиваться. Установить тесные контакты с семьями. С детьми закрепить умение играть в игры на развитие координации и речи. Развивать воображение, творческую активность, навыки совместного, игротворчества детей и родителей.
Предварительная работа:
- Оформить группу русскими народными пословицами о языке.
- Подготовить рассуждения детей на тему: «Веселые размышлялки - рассуждал-ки», отрывок из сказки «Волк и семеро козлят», инсценированный детьми, памятки на каждого родителя «Как читать детям».
- Приготовить материал для проведения литературного КВНа, призы для награждения.
- Оформить выставку литературы по развитию речи детей.
- Провести анкетирование родителей на тему «О развитии речи вашего ребенка», которое поможет определить уровень знаний родителей по теме собрания, правильно организовать дискуссию.
- Приготовить пригласительные для родителей.
«О развитии речи вашего ребенка»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения родительского собрания на тему «Речевое развитие ребенка» нам необходимо знать ваше мнение по этой проблеме. Просим вас ответить на предлагаемые вопросы. Будем благодарны, если вы поделитесь своим опытом развития речи ребенка.
- Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка?
- По каким критериям можно судить о нормальном развитии речи ребенка (отметьте подходящие варианты)?
A. Отсутствие дефектов звукопроизношения.
Б. Отсутствие ошибок в согласовании слов, употреблении предлогов.
B. Высокий уровень развития связной речи: умение пересказы-
вать тексты, использовать сложные предложения.
Д. Ваш вариант ответа.
3.Есть ли у членов вашей семьи дефекты звукопроизношения?
4.Есть ли у вашего ребенка дефекты звукопроизношения?
5)Обращались ли вы за помощью к логопеду?
6.Как вы считаете, может ли детский сад оказать положительное воздействие на развитие речи ребенка?
7.Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по вопросам развития речи ребенка?
8.Консультацию какого специалиста вы хотели бы получить: логопеда, воспитателя, преподавателя грамоты, учителя начальных классов?
9.Какие еще вопросы по проблеме речевого развития ребенка вас интересуют?
Благодарим за сотрудничество!
Обработка результатов анкетирования.
Анализ результатов поможет воспитателям определить:
Общий уровень знаний родителей по развитию речи ребенка, чтобы правильно организовать дискуссию.
Какой процент родительского коллектива группы готов к сотрудничеству с педагогами по развитию речи ребенка.
Потребность родителей в консультативной помощи, чтобы запланировать встречи со специалистами.
Ход собрания
На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в группу. Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию речи ребенка. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке.
- Язык до Киева доведет.
- В добрый час молвить, в худой промолчать.
- Мал язык, да всем телом владеет.
- Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.
- Кто говорит, тот сеет.
- С тобою разговориться, что меду напиться.
- Слово не стрела, а сердце сквозит.
- Без языка и колокол нем.
- Не пройми копьем, а пройми языком.
- Язык без костей работает на хозяина и на гостей.
- Язык впереди ног бежит.
Сегодня мы собрались с вами обсудить тему развития речи детей, как в детском саду так и в домашних условиях. Вы все знаете, что это актуальная тема для всех нас, так как у большинства детей языковой барьер. И родители часто дома говорят на родном языке, и дети слышат русскую речь только в детском саду.
Семья - это среда обитания, это культурный слой, на котором только и может расти человек. Это и защита, тепло, труд и отдых. Без семьи - человек, словно голый на ветру. Но семейная жизнь требует терпения, выдержки, умения жить с другим человеком.
1. «Веселые размышлялки-рассуждалки».
Воспитатель объявляет тему собрания и предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм с рассуждениями детей о значении некоторых сложных для их понимания слов.
Например: конкуренция, компостировать, миссия, навострить, ностальгия, одушевленный, солнцепек, полуфабрикат, столпотворение и др.
Интересные, юмористические рассуждения детей привлекут внимание родителей к теме собрания и активизируют их участие.
2. О развитии речи ребенка.
Выступление старшего воспитателя
Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего в постепенности процесса. У детей продолжается совершенствование всех сторон речи. Все более правильным, становится произношение звуков, более развернутыми - фразы, точнее высказывания. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р, после чего дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
Значительно увеличиваются словарный запас ребенка, его количественный и качественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей складываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.
Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.
Дети учатся изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая нормы литературного произношения.
Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным звукопроизношением, четко и ясно говорит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого-либо события. В норме, имея достаточно развитую, активную речь, ребенок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.
Развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив (например, при поступлении в школу), сближение с незнакомыми детьми. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что, в свою очередь, дает ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку.
Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:
воспитание звуковой культуры речи;
обогащение активного и пассивного словаря;
формирование грамматического строя речи;
развитие связной речи.
Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребенка.
- Выступление учителя - логопеда
Развитие интонационной выразительности речи.
Воспитатель обращает внимание родителей на значение интонации в развитии речи ребенка. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребенку, что интонация помогает точно передавать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к нам других людей.
Интонация включает в себя:
темп (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);
ритм (чередование ударных слогов);
Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова). «Речевые игры-помощницы».
Логопед предлагает родителям варианты речевых игр. Объясняет, что такие игры помогают стимулировать развитие речи ребенка, обогащают его словарь. Предлагает родителям вместе проиграть эти игры.
Игра «Скажи на оборот»
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь... (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь... (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты... (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
Ответишь ты... (конец).
прилагательные: мокрый - сухой, добрый - злой, тупой - острый, светлый- темный, горячий - холодный, послушный - озорной, сильный - слабый, кривой - прямой;
существительные: день - ночь, добро - зло, мальчик - девочка, богатство - бедность, жадность - щедрость;
глаголы: бежать - стоять, смеяться - плакать, кричать - молчать, открывать - закрывать.
Сейчас дети вам покажут как мы развиваем мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковой гимнастики.
Санаторная группа
4.Воспитатель предлагает родителям посмотреть инсценировку отрывка из сказки «Волк и семеро козлят». Обращает их внимание на то, как дети, используя приемы интонационной выразительности, говорят тонким голосом козлят, грубым голосом волка, мелодичным голосом козы.
Средняя группа
5. Художественное слово в воспитании дошкольников. Выступление воспитателя
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребенка.
Воспитатель предлагает ознакомиться с содержанием памятки.
- Перед прослушиваем художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
- Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
- Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.
- Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.
- Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.
6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.
7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
6. Литературный КВН.
В группу приглашаются дети. Родители и дети делятся на две команды, чтобы в каждой были и взрослые, и дети. Воспитатель предлагает командам придумать названия, объявляет состав жюри.
КВН «Русский язык»
Конкурс №1. «Литературный».
Командам предлагается поочередно называть фамилии известных русских поэтов и писателей. Побеждает команда, назвавшая больше фамилий.
Конкурс №2. «Книголюбы».
Команды получают по конверту, в которых листки с фамилиями детских писателей. Участники должны вспомнить известные произведения этого писателя.
Конкурс №3. «Поэтический».
Команды получают по картинке-пейзажу с изображением определенного времени года. Участники должны вспомнить стихи об этом времени года и прочитать их. Оценивается выразительность чтения.
Конкурс №4. «Загадка-догадка».
Ведущий демонстрирует командам картинки с буквальным изображением текста фразеологического оборота, игроки должны догадаться, назвать этот оборот и объяснить его значение.
Мальчик сидит в большой калоше. (Сесть в калошу - попасть в нелепую ситуацию.)
Папа ведет сына не за руку, а за нос. (Водить за нос - тянуть время, обманывать.)
На лице девочки очень большие губы. (Надуть губы - сильно обидеться.)
На голове у человека снежный сугроб. (Как снег на голову -неожиданно.)
Несколько ворон держат в клювах цифры по порядку. (Считать ворон - тратить время зря.)
Мальчик руками растягивает резиновый шпагат. (Тянуть резину - терять время.)
Конкурс № 6. «Ребусы».
Командам предлагаются конверты, в которых лежат картинки с ребусами. Необходимо их прочитать:
40 А (сорока)
100 Л (стол)
ПО 2 Л (подвал)
3 БУНД (трибуна)
Конкурс № 7. «Расскажем друг о друге».
В конкурсе участвуют дети и мамы. Сначала дети по очереди отвечают на вопрос: «Какая твоя мама?», называя одно качество: красивая, добрая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, внимательная, модная, веселая и т.д.
Затем мамы дают характеристики своим детям: мой ребенок - умный, веселый, озорной, послушный, красивый, добрый и т.д. Побеждает команда, назвавшая большее количество качеств.
Жюри подводит итоги литературного КВНа.
7.Вы знаете, что в детском саду с 15 по 18 марта проводилась неделя речевого развития. На недели речевого развития воспитатели совместно с детьми показывали занятия, игры и кружковую работу в группах для родителей по развитию речи детей. Проведено анкетирование родителей по развитию речи детей и высказывания о посещенных занятиях.
8. Подведение итогов собрания, обмен мнениями, вручение дипломов победителям в конкурсах.
Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».Цель:
Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.
Участники: Воспитатели, родители.
Оборудование для проведения мероприятия:
платочки (по количеству участников), мяч.
План проведения.
1. Вступительная часть.
2. Игротренинг «Развиваем речь ребенка».
3. Заключительная часть о разном:
а) подготовка к Новому году
4. Показ презентации « Наша группа «Непоседы».
Разработка памяток для родителей.
Ход мероприятия:
Сообщение педагога:
Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Игротренинг с родителями .
Воспитатель: почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и
взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы
будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться:
назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.
Воспитатель проводит игру «Комплимент».
Цель игры : установить контакт между родителями,
сформировать у них положительный настрой.
Воспитатель : Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание
В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к
выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и
частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что
упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученные на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок достигнет сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
А сейчас предлагаю всем поиграть в пальчиковую игру «Капуста»:
Мы капусту рубим, рубим… Ребро ладони.
Мы морковку трем, трем… Кулачками трем друг о друга.
Мы капусту солим, солим… Щепотками.
Мы капусту жмем, жмем. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра
называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.
При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой
рукой, но затем двумя руками одновременно.
У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.
На столах есть крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок – солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное – развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
Можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
Катать крупу между большим и указательным пальцами;
Придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу.
Есть у нас сухой бассейн.
Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с
мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.
Дома лепите вместе с ребенком.
Пластилин прикасается к каждой точке пальцев и ладоней ребенка, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Кусочки пластилина
Катает наша Зина,
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
Дети очень любят играть с бумагой и ножницами. Для данного возраста будет достаточно ребенку нарезать полоски бумаги.
У пражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
Покатать между ладоней шестигранный карандаш:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки ). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, в настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.
Педагог предлагает родителям задания «Закончи узор» и «Заштрихуй».
Можно так же использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.
Очень интересны и полезны упражнения с деревянными или пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!).
А теперь головоломка из спичек «Домик».
Наверное вы уже устали, давайте вместе отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, которую дети делают в детском саду.
«Мышь забралась в первый раз…»
Презентация «игры для развития мелкой моторики рук».
Отправляясь, с ребёнком на прогулку мы можем:
Поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;
В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;
Загадать загадку и найти отгадку;
Поискать приметы времени года;
Познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;
Поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист? », «Найди дерево по описанию», и т. д.
Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.
Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?
Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник? » «Какого цвета у них было ведёрко? ».
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)
«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
Можно сделать массаж язычку:
«покусываем язычок»,
«язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.
Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки) .
Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
Используйте игрушку для обучения предлогам. Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка? », используя предлоги.
Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
Что это? (Кто это)
Какого цвета?
Что есть у зайки? (Что это у зайки)
Как можно назвать зайку?
Что можно с ним делать?
Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
Воспитатель : В заключение игротренинга я хочу вам предложить игру «Связующая нить».
Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и
скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. (Участники
передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок
возвращается к ведущему, участники натягивают нить).
Воспитатель : Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за
сотрудничество, за искренность и доброжелательность.
Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и
интереснее, мы вам дарим эти памятки .
Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде
всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-
помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие -
нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь. а с
недостатками речи бороться очень трудно.
Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у
дошкольников формируется по подражанию!
Заключительная часть:
а) подготовка к Новому году
б) пополнение игровых уголков родителями
Показ презентации « Наша группа «Непоседы»».
Наталья Якишина
Родительское собрание «Развитие речи детей»
Родительское собрание
«Развитие речи детей »
1 часть : «Совсем немного науки»
Как говорил, Сократ : «Заговори, чтобы я тебя увидел»
Правильная, выразительная речь - портрет человека.
Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро : быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы . Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство .
Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития . Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат , сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. (пример, Мауги)
Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь , нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на :
Устную речь (говорение и слушание) ;
Письменную речь (письмо и чтение)
Наше собрание посвящено развитию устной речи детей , а именно умению слушать (формированию фонематических процессов)
С самого рождения ребенка окружает множество звуков : скрип снега, шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д.
Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь. Известно, что дети обучаются речи со слуха .
Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи , он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.
Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности : на занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях (музыкальном занятии)
и вне занятий – в игровой и театральной деятельности и в повседневной жизни.
2 часть Предлагаем отправиться в путешествие по стране «развитие речи »
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей .
1. А вот и наша станция - «Творческая»
Подберите признаки к словам :
Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий, мягкий, липкий, красивый, блестящий, и т. д.)
Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный, умный, веселый, улыбчивый, красивый, мудрый, отзывчивый и т. д.)
Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий, теплый, легкий, освежающий, ледяной, могучий, свежий и т. д.)
Небо (высокое, далекое, низкое, ясное, серое, темное, черное, ночное, звездное, голубое, синее, воздушное и т. д.)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей .
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо ли вы знаете сказки, мы сейчас проверим…
2. А вот и наша новая станция - «Сказочная»
(загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…
2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся : мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
И тут вы справились, сразу видно, что с детьми вы сказки читаете!
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил : «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга .»
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы активируем речь.
3) А вот и наша станция «Наши руки не знают скуки»
1этап. - Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2)потереть ладони, похлопать.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
Этот пальчик - самый толстый, самый толстый и большой,
Этот пальчик для того,чтоб показывать его,
Этот пальчик - самый длинный и стоит он в середине,
Этот пальчик - безымяный, этот - балованный самый,
А мизинец, хоть и мал, но и ловок, и удал.
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их) .
Вот большой! А это - средний.
Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Будем их соединять и движенья выполнять.
(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому) .
2этап – Пальчиковые игра с аудио сопровождением.
Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.
Вот спина, а вот животик,
Ножки. Ручки,
Глазки, Ротик, Носик,
Ушки, Голова,
Показать успел едва
4) И последняя станция «Игровая»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей , так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи , а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игры :
1. «Насос»
Давайте представим, что мы взяли насос и попробуем накачать велосипедные шины. Родители , подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…» .
2. «Вьюга» «Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…» ; по сигналу : «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.
Игра с движением
3. «Самолет» :
Ручками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ,
Ручки все подняли
И дружно отпустили
И сели все в волшебный самолет
Мотор гудит Ж-Ж-Ж-Ж-Ж
А самолет летит У-У-У-У-У
А теперь игры на формирование фонематического слуха.
1. «Звуковые бочонки»
Педагог поочередно трясет каждый бочонок, а родители определяют где звук тише, а где громче. Потом родители ищут парные бочонки .
2. «Волшебный мешочек»
Речевая игра «Прогулка в лес»
Чистоговорки :
Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)
БЫ, бы, бы –идёт дым из трубы (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку» (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»
Просим Вас обращать внимание на информацию для родителей , по каждой лексической теме недели, и не просто смотреть, а дома с детьми закреплять все игры и пальчиковые гимнастики, разговаривать больше с детьми, расспрашивать (выводить детей на диалог , чем они занимались в детском саду, в какие игры играли, спрашивать по поводу занятий (смотрите на стенде расписание занятий в этот день и спрашивайте, чем они занимались! Очень важно закрепление дома всего того, чем мы занимаемся с ними в саду. Только совместная сплоченная работа наша –ваша и детей , даст положительные результаты! Мы думаем ВЫ все в этом заинтересованы!
Цель собрания: Познакомить родителей с играми и упражнениями, которые направлены на развитие речи.
Речь- это все возможные средства выражения человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, мыслей и чувств с целью сообщения о них другим людям.
Особенности развития речи детей 4-5 лет.
Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Значительно улучшается звукопроизношение. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.
В 5 лет ребенок знает около 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый) , начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ) . Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.) , появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты) .
Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но всё еще мало.
Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.
Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.
- Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.
Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная.
Основные задачи развития речи, решаемые на протяжении всего дошкольного возраста:
- формирование грамматического строя (умение сочетать слова по родам, падежам и числам) ;
- формирование правильного звукопроизношения, правильного речевого дыхания;
- обогащение словарного запаса;
- обучению рассказыванию, связной речи;
- развитие коммуникативных умений.
Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности. Существует много различных игровых приемов и упражнений, направленных на развитие речи.
Чтение сказок, стихов и потешек. Читайте веселые стишки, потешки и сказки по несколько раз. Когда ребенок хорошо ознакомится с текстом, делайте паузу в конце строки, побуждая малыша закончить фразу.
Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов» ) дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
Загадки- это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?» , «почему?»
Большое внимание уделяем рассказыванию:
- Составлению творческих рассказов
- Составлению рассказов по картине, по серии картин
- Пересказам
- Разыгрывание сценок, сказок. Разыграйте простую сценку или знакомую сказку с любимыми игрушками малыша. После сценки спроси ребенка, что он видел и что ему понравилось.
Пальчиковые игры Очень эффективны пальчиковые игры для развития умений рассказывать, пересказывать, вести диалог. Также они способствуют улучшению координации движений рук.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Это самые популярные упражнения, которые рекомендуют логопеды, и вы с легкостью можете их освоить. У этих упражнений привлекательные названия. Они настраивают малыша на игровой, а не рабочий лад.
«Вкусное варенье» . Пусть малыш представит, что он съел вкусное варенье, и у него испачкалась верхняя губа. Нужно облизать варенье, но не из стороны в сторону, а по всей поверхности губы, сильно вытягивая язык. Облизывать губу надо не кончиком, а широким языком.
8 Звуковое сопровождение действий. Расскажите, что некоторые действия сопровождаются определенными звуками. Например, капает дождь – «кап-кап» . Хлопаем в ладоши- «хлоп-хлоп» . Стучим в дверь – «тук-тук» … Повторяйте все движения с ребенком, сопровождая их звуками. Потом ребенок научится сам выполнять все выученные движения со звуками.
Игровое упражнение «Скажи по-другому»
Цель - упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей) .
Воспитатель говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный) ..
Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идет) .
Что значит «дождь идет» ? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идет» ? Скажи по-другому.
«Скажи ласково» :
- шапка-шапочка,
- утка-уточка.
- «Один-много»
- утенок- утята,
- гусенок- гусята,
- носок- носки.
- «Горячо – холодно»
Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Например: Горячий – холодный Хороший – плохой Умный – глупый Весёлый – грустный Острый – тупой Гладкий – шероховатый
«Речь ребенка-это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным» .