Во времена СССР это был всем известный портфель. Он есть и сейчас. Но альтернативой к нему стали делать еще ранцы и школьные рюкзаки. Впрочем, ранцы были известны и в царское время – посмотрите картины художников. Но потом их забыли. Причина? Скорее всего, в том, что на ранцы шла натуральная кожа. А она стоила дорого. И ее было мало в стране. Намного проще оказалось шить портфели из дешевого кожзаменителя.
Но потом (во второй половине двадцатого века) медики забили тревогу, обратив внимание на то, что ношение тяжелых портфелей портит осанку детей. В ходе довольно долгой дискуссии медики сошлись на компромиссе: портфель «отдать» старшеклассникам, а ученикам младших классов шить рюкзачки. Исходили из того, что небольшой вес за плечами детям даже полезен, поскольку заставляет не нагибаться вперед.
Школьных рюкзаков сейчас шьют очень много – на любой, как говорится, вкус. Но появилась проблема, о которой спорившие медики даже не догадывались. Современные учебники теперь толще прежних. Стало быть, тяжелее. По программе их теперь больше. Кроме того, обязательной для посещения школы стала вторая обувь. Для нее в рюкзаке есть специальный отдел. Существенно подорожавшие обеды в школьной столовой вынуждают родителей отказываться от внесения денег на них и снаряжать ребенку в полиэтиленовом мешочке обед из домашних продуктов.
В итоге получается, что вес рюкзака – около четырех килограммов! И это при том, что медики рекомендуют родителям обеспечить ребенку за плечами более низкий вес: девочкам – до двух килограммов, мальчикам – на полкилограмма больше. Интересно, а учитывается ли вес самого рюкзака?
Хотя школьные рюкзаки шьют по двум категориям (для девочек и для мальчиков), различаются они только цветовым оформлением, но не по весу! И если «лишние» 200-300 граммов веса для мальчика допустимы к рекомендуемым двум с половиной килограммам, то для девочки это заметная нагрузка на спину. Очевидно, рюкзаки для девочек должны быть более компактными, из более легких материалов. Но стандарт, увы, одинаковый.
Очень актуальным стал вопрос: как уменьшить вес рюкзака для первоклашки до рекомендуемого медиками? Тут несколько путей. Прежде всего, при покупке ориентируйтесь на вес и размеры рюкзака. Нет смысла приобретать рюкзак, сшитый из тяжелых материалов. Конечно, он вполне приемлем для более старших по возрасту ребят, но брать «на вырост» первокласснику – значит, не думать о его здоровье. Относительно тяжелой в рюкзаке должна быть только ортопедическая спинка из плотного материала. Например, из картона или тонкой пластмассы. Все остальное – легким по весу.
Покупать рюкзак надо обязательно с его примеркой на ребенке в самом магазине. Если у рюкзака не регулируются лямки, он заставляет ребенка придерживать их руками от сползания, такой рюкзак явно не годится. Примерку проводите с носимым весом (тут можно вместо учебников использовать любые другие книги и предметы).
Особое внимание обратите на вторую обувь, которую ребенку потребуется брать с собой в школу. Она должна свободно входить в ранец, быть легкой и удобной.
Как еще уменьшить вес рюкзака? Конечно, желательно вносить деньги на питание в школьной столовой. Там оно горячее и свежее. Но если такой возможности нет, в рюкзак нужно класть только легкие продукты.
И еще один немаловажный совет. С первых же дней учебы попросите ребенка договориться с напарником (напарницей), кто и какие учебники поочередно приносит на занятия из дома. Нюанс здесь в том, что зачастую на уроке нет никакой необходимости иметь на столе два одинаковых учебника – вполне достаточен один, открытый на нужной странице.
Ребёнок ходит в 4-ый класс. Портфель до школы и обратно таскаю сама, потому что в иной день ребёнок просто не в состоянии его с места сдвинуть, не то что поднять и донести. Как будет дальше, даже не представляю... ой, я думаю портфели тяжелые и это всегда так. особенно началка. но я совершенно не за планшеты в последнее время, если честно При норме для старшеклассников 4 кг, мы носим по 8 кг. Чтобы учебный год прошёл успешно, родители прежде всего должны позаботиться о безопасности и здоровье ребёнка. При покупке ранца и его наполнении учебниками и тетрадями важно учитывать рекомендации специалистов. В России действует ряд законов и регламентов, определяющих требования к школьным принадлежностям.
Сколько должен весить ранец первоклассника, а сколько - рюкзак выпускника? Насколько тяжелым может быть школьный учебник? Как маркируют детские товары? Станьте грамотной мамой-покупателем!
Foreigner
Вот у нас та же проблема - ребенку после операции нельзя поднимать и носить тяжелое. Классная сказала, что планшет можно, посмотрим, как это получится на практике.
Нам планшет не разрешили.
Теперь подумываю купить несколько подержанных учебников, самых тяжелых, и носить по несколько листочков, на день. Просто моему ребенку нельзя больше 2 кг поднимать, в справке то хирурга стоит вес-2 кг, а где они видели ранец с учебниками 2кг?
Мы долго думали,какой рюкзак выбрать,в итоге единогласно решили купить рюкзаки на колесиках и с выдвижной ручкой по типу чемодана.Можно и одеть как обычный рюкзак или катить,на выбор.Дети довольны и не тягают тяжести,это главное
Вес школьной сумки в 10 классе - вот это просто пипец Мало того что куча учебников, так еще и тетради практически по всем предметам по 45-96 листов
Планшет в школе не разрешают... Дочь с соседкой по парте договариваютсяо том, кто какой учебник берет (т.е. учебники попалам)... Реально, если все учебники+задачники+доп. пособия+тетради.. ну и дополнительно физкультура (костюм) - то нужно туристический рюкзак
у моего в 3 классе был рюкзак такой, что признаюсь человек не слабый, но дотащить тяжело было, рука отнималась, а еще сменка, физ-ра, бедные дети((
Придется нам видимо тоже, как-то решать эту проблему. Муж в свое время такой сколиоз себе заработал, ужас. Спасибо школе) Теперь ходит - одно плечо выше другого и шея болит...
Думаю, два комплекта учебников - это выход. Главное, чтобы учитель выделил место в классе. Тоже хочу в 5 классе хотя бы часть учебников на планшет закачать. В началке мы сами носили, потому как встречали/провожали. А в 5ом классе уроков больше, портфель еще тяжелее станет
Видела на улицах такие пару раз
А такой портфель регулируется по длине, ручка в смысле?
Планирую дочери всё-таки на планшет учебники отсканированные закачать. Русский летом сделаю (у нас учебник с 5 по 9 классы), остальные - как выдадут. Рюкзак реально неподъёмный И чихать мне на мнение учителей, кому не понравится - пусть носят ей
Мой ребенок в этом году пошел в первый класс. Сегодня я решила помочь донести ребенку, недавнему дошкольнику, его рюкзак. Первые мысли, которые у меня возникли в тот момент: как же дитя таскает такие тяжести и как это может отразиться на спине ребенка?
Сначала я начала искать информацию, сколько же должен весить школьный рюкзак с учебниками согласно нормативам. Оказалось, что такие нормы все же существуют и Государственная санитарно-эпидемической служба (сэс) советует их придерживаться. Итак:
1. Ранец школьника должен быть правильным. То есть у него обязательно должна быть жесткая ортопедическая спинка, которая не позволяет ребенку сутулиться, две широкие регулируемые лямки, не дающие чаду носить рюкзак на одном плече, а школьного рюкзака ширина не должна превышать ширину плеч ученика.
2. Вес школьного ранца тоже имеет свои ограничения: пустой ранец не должен превышать весить больше 700 г.
3. В младшей школе вес ранца со всем содержимым должен составлять не более 10% от веса ребенка, а в старшей - не более 15%. То есть, если вес первоклассника составляет 25 кг, то вес его ранца не должен превышать 2,5 кг.
Последнее утверждение я решила проверить на опыте. У моего первоклассника пока еще 3 урока в день: чтение, математика и письмо. Носит он в своем ранце 2 учебника (Букварь и Математика), 2 тетрадки на 12 листов (в клеточку и косую линию) и 2 тетради-прописи (все в папке для тетрадей), пенал и карандаши.
И вот что у меня получилось:
Ранец без всего, что необходимо первоклашке весит чуть больше 700 г. В принципе - это в пределах нормы. А вот заполненный всего лишь выше перечисленными вещами рюкзак первоклассника весит уже 2 кг 340 г. Это, согласно весу моего сына, пределы нормы. Это без бутылочки с водой и бутерброда (тогда уже все нормы нарушаются). Но также сложно представить, сколько будет весить этот же рюкзак, если уроков у моего первоклассника добавиться и нужно будет взять что-то для труда или рисования.
В чем же опасность перегрузки школьного ранца?
Ортопеды уверяют, что родителям стоит обращать внимание не только на вес, но и на правильное расположение ранца на спине чада: он не должен висеть ниже лопаток, так как это приводит к излишней нагрузке на нижнюю часть позвоночника и вызывает его искривление. В таком случае от перенагрузки при слишком тяжелом школьном рюкзаке может возникнуть не только сколиоз, но и кифоз. Также слишком высокий вес ранца может привести к деформации плечевых суставов. А если у школьника имеется плоскостопие (что сейчас не такая уж и редкость), могут возникнуть и другие проблемы. При чрезмерной нагрузке на спину увеличивается давление на стопы школьника, что приводит болям в тазобедренных суставах, смещению межпозвоночных дисков, боли в спине, а затем и к головным болям.
Наш совет!
Перед тем, как отправить своего школьника в школу, проверьте его портфель. Очень часто в ранце есть вещи, которые совсем не нужны ученику в школе, но при этом добавляют рюкзаку веса. Также стоит все содержимое портфеля рассовывать по его разным кармашкам, чтобы груз был распределен равномерно и школьник не сгибался в сторону.
Сколько должен весить ранец? Нормы СанПиН.
Разговоры о необходимости уменьшения веса школьного портфеля идут уже давно. Тяжелые ранцы и особенно портфели оказывают влияние на формирование неправильной осанки. Регулярная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
По статистике в первый класс совершенно здоровыми идут всего 20% учеников, а из одиннадцатого выходят меньше 10%. Причем самый сильный удар приходится именно на опорно-двигательный аппарат.
Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье?
На сегодняшний день каждый четвертый первоклассник носит ранец более тяжелый, чем положено по нормам.
Согласно пункта 2.8.1 санитарных правил и нормативов СанПиН 2.4.7//1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека» вес школьных портфелей (ранцев) для учащихся начальных классов не должен превышать 600 – 700 граммов
. В октябре вступили в силу новые санитарные нормы в отношении детской одежды, а также товаров детского ассортимента. В частности, они регулируют вес школьных портфелей. В Роспотребнадзоре считают, что школьные сумки должны стать в разы легче.
( Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2010 г. N 72 "Об утверждении СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10")
Вес портфелей, школьных ранцев для учащихся начальных классов не должен превышать 600-700г., средних и старших классов-1кг.
Ранец первоклассника при полной загрузке , т. е. со всеми учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями, должен весить не более 3 кг, а школьный портфель 12-летнего ученика – не более 5 кг, начиная с 10 –го класса-до 6 кг. Вообще вес школьного портфеля можно вычислить так: он должен составлять не более 10% от веса ребенка.
По идее все положенные на один учебный день тетрадки, учебники и тому подобное должны уложиться в необходимый вес. Но часто ребенку в ранец или портфель кладут второй завтрак; некоторые малыши еще не отвыкли от своих игрушек и берут с собой в школу какую-нибудь из них, да еще сменную обувь приходится нести, спортивную форму и т.д. Что можно посоветовать в этом случае?
В первую очередь родителям, покупая некоторые атрибуты школьных принадлежностей маленького школьника, обращать внимание на их вес, чтобы в общей своей сумме это весило немного. Например, можно купить массивный пенал из тяжелого материала с различными красивыми, но ненужными деталями, а можно простой и легкий, пластмассовый.
Учебники весят слишком много, из-за чего портфели первоклассников становятся неподъемными. С 1998 года вес учебников , а именно они – основная составляющая портфеля, строго регулируется ГОСТом «Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.702-98 "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования".
В пункте 2.4.7. «Гигиена детей и подростков» – книги для начальных классов должны весить максимум 300 граммов, учебники для 5-6 классов – 400 граммов, для 7-9-х – 500 граммов. А в портфелях выпускников не должно быть книг тяжелее 600 граммов. Эти параметры заложены также в сертификатах качества, по которым типографии отпечатывают школьную литературу.
В гигиенических требованиях к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (проект 2009 г.) установлены требования к весу учебного издания для учащихся начальных классов – не более 300 г. Вес изданий для 1–4 классов, предназначенных для работы только дома или в классе, не должен превышать 500 г. Допускается увеличение веса издания не более чем на 10% (режим доступа: http :// standart . edu . ru (официальный сайт ФГОС).
Вот некоторые пункты СанПиН "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования".
1.1 Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования" предназначены для организаций и предприятий, занимающихся издательской или издательско-полиграфической деятельностью, учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и направлены на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы организма учащихся.
1.2 Санитарные правила устанавливают требования к весу, шрифтовому оформлению и качеству печати учебных изданий (учебников, учебных пособий, практикумов - далее изданий), а также требования к полиграфическим материалам, применяемым для изготовления изданий.
1.3 Санитарные правила распространяются на издания с грифом Федерального органа управления образованием Российской Федерации или органа управления образованием субъекта Российской Федерации.
1.5 Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на организации или предприятия, занимающиеся издательской или издательско-полиграфической деятельностью вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности.
1.6 Контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
1.8 Издания подлежат гигиенической экспертизе.
Реализация изданий, в том числе изготовленных за рубежом, возможна только по согласованию с учреждениями госсанэпидслужбы.
Методика проведения гигиенической экспертизы
1. Размер блока издания по высоте и ширине по п.5.1.2 определяют линейкой с точностью до 1 мм.
2. Вид бумаги по п.5.6.2, 5.6.3, 5.6.5 определяют по информации в выходных сведениях издания или по представленным сведениям о материалах.
3. Внешнее оформление по п.5.1.5 и способ скрепления по п.5.1.6 определяют визуально.
4. Вес издания по п.5.1.3 определяют на весах с точностью до 5 г.
5. Гигиенические требования к изданиям
5.1 Общие гигиенические требования
5.1.1 Не допускается выпускать издания, включающие материалы двух ступеней образования (возрастных групп).
Издание должно включать материалы, рассчитанные не более, чем на:
1 год обучения для 1 класса;
2 года обучения для 2-6 классов;
3 года обучения для 7-11 классов.
5.1.2 Издания допускаются в форматах, соответствующих таблице 1 ГОСТа 5773-90.
Оптимальными форматами являются:
Для изданий 1-3 (4) классов - 70х90/16;
Для изданий 5-11 классов - 60х90/16, 84х108/32, 60х84/16.
Для рабочих тетрадей, атласов, пособий по черчению, изобразительному искусству, трудовому обучению и т.п. допускается формат 70х108/16.
5.1.3 Вес издания не должен быть более:
300 г для 1-3 (4) классов;
400 г для 5-6 классов;
500 г для 7-9 классов;
600 г для 10-11 классов.
Вес изданий для 1-3 (4) классов, предназначенных для работы только в классе*(2), не должен превышать 500 г.
Допускается увеличение веса издания не более, чем на 10%.
5.1.4 Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке.
5.1.5 Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки.
Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием.
Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями: (Буклет)
использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один-в школе и один-дома);
при составлении расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
не носить лишнего в ранцах
проверять ранец ежедневно, не забывать вытаскивать ненужные учебники.
Родители очень тщательно должны выбирать ранец. Его форма должна быть эргономичной и соответствовать физиологической форме позвоночника ребенка. Длина ремней должна регулироваться.
Родители учеников начальных классов должны ежедневно проверять ранец – возможно в нем носят много ненужных вещей, которые добавляют вес ранцу.
Родители могут купить второй комплект учебников, который будет храниться в классе. Дополнительный комплект учебников позволяет иметь один учебник дома для выполнения домашних заданий, а другой – в школе для классных занятий. Однако этот способ сопровождается большими денежными расходами, которые сегодня может позволить себе далеко не каждая семья.
Есть, конечно, и оптимальное решение проблемы «лишнего веса» портфеля: с введением Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения появились новые учебники – электронные, работа с которыми предусматривает наличие персонального компьютера не только дома, но и в школе.
Некоторые учебные издательства начали разбивать учебники на несколько частей.
А пока проект утверждается на государственном уровне, только родители могут позаботиться о здоровье детей, начиная от тщательно подобранного ранца до ежедневного просмотра их содержимого.
Использование ранцев ученических для переноса книг, тетрадей, необходимых учебных пособий более целесообразно, чем различного рода сумок, портфелей и т. п. Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки. Больше того, – не затрудняет работу органов дыхания, системы кровообращения.
Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей.
Данные рекомендации отражены в новых СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1), а также в Единых санитарно - эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно - эпидемиологическому надзору.
Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал, используемый для изготовления ранцев, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Ранец может иметь два отделения или одно отделение с карманом или вкладышем: основное, – для книг и тетрадей, меньшего размера, – для ручек, карандашей и т. п. Плечевые ремни должны быть прочно закреплены по середине верхнего края задней стенки или на шпации в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца во избежание травм и порчи одежды.
Требования к весу учебников и письменных принадлежностей также включены в новые правила (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4,0 кг.
В соответствии с СанПин 2.4.7.1166-22.4.7. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования», вес каждого издания не должен быть более:
- 300 гр. – для 1-4 классов
- 400 гр. – для 5-6 классов
- 500 гр. – для 7-9 классов
- 600 гр. – для 10-11 классов
Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается увеличение веса изданий не более чем на 10%.