Выбирая детскую мебель, родители малышей и руководители дошкольных и школьных учреждений часто сталкиваются с тем, что нужно не просто выбрать модель и цвет изделия, но также определиться с ростовой группой. Так что же такое ростовая группа? Как правильно подобрать нужную ростовку детского стульчика или стола? Чем руководствоваться?
Создавая детскую дошкольную мебель и мебель ученическую для школ, дизайнеры-конструкторы нашей компании, конечно, руководствуются нормативными документами, в которых четко прописаны все требования к мебели, а также возможные ростовые группы.
Действующие ГОСТы и СанПиН для дошкольной мебели:
Так что же такое мебельная ростовая группа?
Само понятие «ростовая группа» возникла из соображений здорового развития детского организма. Для формирования правильной здоровой осанки малышей необходимо, чтобы они не только вели активный образ жизни, но также правильно сидели за партами на правильных стульях. Для этого и были разработаны ростовые группы, при которых высота стула и стола зависят напрямую от роста ребенка, и учитывают особенности посадки ребенка.
Важно! При подборе мебели нужно учесть, что:
- при согнутых коленях в 90 градусов, ступни ног должны полностью соприкасаться с полом;
- между коленями и столешницей должно быть пространство не менее 110 мм для свободного движения,
- передний край стула не должен вплотную примыкать к подколенным впадинам, нижняя часть бедра должна быть свободна от давления стула,
- предплечье руки, согнутое в локте под 90 градусов, должно спокойно без напряжения лежать на столешнице,
- спинка стула должна обеспечивать поддержку спины в двух местах (поясничная область, нижняя часть лопаток),
- между сиденьем стула и спинкой должно быть предусмотрено свободное пространство.
Все вышеперечисленные условия соблюдаются в ростовых группах. И зная рост своего ребенка, Вам уже не придется бегать по всем магазинам с рулеткой и мерить мебель. Достаточно просто определиться с этой самой ростовой группой.
Таблица ростовых групп в зависимости от роста ребенка
Рост ребёнка (мм) |
Ростовая группа для мебели и цвет маркировки |
Группа в детском саде или класс в школе (примерно) |
Высота от пола до сиденья стула (мм) |
Высота от пола до столешницы стола (мм) |
00 |
||||
0 |
младшая группа |
|||
1 |
младшая/средняя группы |
|||
2 |
средняя/старшая группы |
|||
3 |
старшая группа/1-й класс |
|||
4 |
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Действующий СанПиН 2.4.1.3049-13 принят 15 мая 2013 года, и вступил в силу с 30 июля 2013 года, взамен утратившему силу СанПиН 2.4.1.2660-10 .
Выдержка из СанПиН 2.4.1.3049-13:
6.5. В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и должны быть подобраны согласно группе роста детей. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.
6.6. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице 1.
Таблица 1. Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста
Группа роста детей (мм) | Группа мебели |
Высота стола (мм) |
Высота сиденья стула (мм) |
до 850 | 00 | 340 | 180 |
свыше 850 до 1000 | 0 | 400 | 220 |
с 1000 - 1150 | 1 | 460 | 260 |
с 1150 - 1300 | 2 | 520 | 300 |
с 1300 - 1450 | 3 | 580 | 340 |
с 1450 - 1600 | 4 | 640 | 380 |
6.7. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.
6.8. Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и антибликовое или матовое покрытие.
6.9. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.
6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.
6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
6.12. Во вновь строящихся дошкольных образовательных организациях в составе групповых должны быть предусмотрены отдельные спальные помещения. Спальни оборудуются. При проектировании групповой допускается предусматривать наличие раздвижной (трансформируемой) перегородки для выделения спальных мест (спальни), которые оборудуются раскладными кроватями с жестким ложем или на трансформируемыми (выдвижными, выкатными) одно - трехуровневыми кроватями.
6.13. В существующих дошкольных образовательных организациях при отсутствии спален по проекту или недостаточной площади имеющихся спальных помещений допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно - трехуровневых кроватях. При использовании в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья. Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.
ГОСТы
ГОСТы по детской мебели
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"".
Регистрационный N 18267.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35; ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1732; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953), постановляю:
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (приложение).
2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 октября 2010 года.
3. С момента введения СанПиН 2.4.1.2660-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2003 N 24 (зарегистрированы в Минюсте России 08.04.2003, регистрационный номер 4392).
Г. Онищенко
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10.
VI. Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организаций
6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской (дошкольной) мебели для сидения и столов (обеденных и учебных) должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальным стандартам.
Помещения детских садов компенсирующего вида оборудуются в зависимости от осуществления квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
6.2. Раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала.
Шкафы для одежды и обуви оборудовать индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф маркируется.
В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей.
В раздевальных возможна установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке.
6.3. Для осмотра и переодевания детей раннего ясельного возраста помещение раздевальной оборудуют пеленальными столами, рабочими столами и стульями, умывальной раковиной, шкафом для одежды матерей. Необходимо предусмотреть отдельное помещение для грудного кормления детей.
В раздевальной детей раннего возраста место для кормления детей матерями должно быть оборудовано столом, стульями, подставками для ног, умывальником и шкафом для одежды.
6.4. В групповых для детей раннего ясельного возраста рекомендуется устанавливать в светлой части помещения групповой манеж размером 6,0 х 5,0 м с высотой ограждения - 0,4 м, длинной стороной параллельно окнам и на расстоянии от них не менее 1,0 м. Для ползания детей на полу выделяют место, ограниченное барьером, устанавливают горки с лесенкой высотой не более 0,8 м и длиной ската - 0,9 м, мостики длиной 1,5 м и шириной 0,4 м с перилами высотой 0,45 м.
Вблизи буфетной рекомендуется устанавливать пеленальные столы и специальные столики с выдвижными креслами для кормления детей 8 - 12 месяцев. Возле пеленального стола устанавливают бак с крышкой для грязного белья.
6.5. В групповых помещениях для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.
6.6. Стулья должны быть в комплекте со столом одной группы, которая должна быть промаркирована. Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей согласно таблице 1.
Для организации настольных игр для детей допускается использовать подоконные ленточные и учебные столы.
6.7. Для детей 1,5 - 3 лет в групповых следует предусмотреть спортивный уголок.
6.8. При оборудовании групповой соблюдают следующие требования:
- столы для занятий старших и подготовительных групп устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места;
- для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места.
Столы устанавливают следующим образом:
- четырехместные столы - не более чем в 2 ряда с учетом обеспечения боковым освещением максимального количества детей;
- двухместные столы - не более чем в 3 ряда;
- расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м;
- расстояние первого ряда столов от светонесущей стены должно быть 1 м;
- расстояние от первых столов до настенной доски должно быть 2,5 - 3 м, при этом угол рассматривания должен составлять не менее 45 град.
6.9. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств.
Размер настенной доски составляет 0,75 - 1,5 м, высота нижнего края настенной доски над полом - 0,7 - 0,8 м.
Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и иметь антибликовое или матовое покрытие.
При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.
При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
При организации занятий детей рассаживают с учетом роста, состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью - за первые столы, соответствующие их росту.
6.10. В дошкольных организациях используют игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.
6.11. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 2.
6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.
6.13. В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах возможна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара и других. При их организации соблюдают следующие требования:
- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;
- недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
- животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);
- недопустимо принимать бродячих животных;
- уборка за животными и уход за растениями осуществляются ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.
Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
6.14. Во вновь строящихся и реконструируемых дошкольных организациях необходимо в составе групповых предусмотреть отдельные спальные помещения.
Спальни оборудуют стационарными кроватями.
Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60 см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см.
Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см.
Длина стационарной кровати для детей 3 - 7 лет составляет 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см.
Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м.
Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют.
6.15. В существующих дошкольных организациях при отсутствии спален по проекту допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно-трехуровневых кроватях.
Новые типы кроватей должны быть безвредны для здоровья детей.
При использовании раскладных кроватей (раскладушек) в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья.
6.16. В существующих дошкольных образовательных организациях, при наличии спальных помещений по проекту, спальные помещения не допускается использовать не по назначению (в качестве групповых, кабинетов для дополнительного образования и других).
6.17. Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Следует иметь не менее 3 комплектов постельного белья и полотенец, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка.
6.18. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В зоне умывальной размещают детские умывальники и огороженный трансформируемым ограждением душевой поддон с доступом к нему с 3 сторон для проведения закаливающих процедур. В зоне санитарных узлов размещают унитазы.
Для душевого поддона высота установки составляет 0,3 м. Душевой поддон оборудуют гибким шлангом с душевой насадкой, расположенным над днищем поддона на высоте 1,6 м.
6.18.1. Туалетную для детей ясельного возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы.
Хранение одноразовых подгузников в помещениях с повышенной влажностью воздуха не допускается.
6.18.2. В туалетной младшей дошкольной группы в умывальной зоне устанавливают 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителем, 4 детских унитаза.
6.18.3. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть 1,0 х 0,75 м, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.
6.18.4. При проектировании и реконструкции дошкольных организаций в старших и подготовительных группах следует предусмотреть раздельные туалетные комнаты для мальчиков и девочек.
6.19. Для проведения гигиенических процедур (подмывание) детям ясельного и младшего дошкольного возраста должны быть предусмотрены душевые поддоны с душевой сеткой на гибком шланге.
6.20. При круглосуточном пребывании детей рекомендуется оборудовать ванные комнаты для помывки детей, оборудованные душевыми кабинами (ваннами, поддоны с подводкой горячей и холодной воды со смесителем).
6.21. Для детей младшего дошкольного возраста высота установки умывальников от пола до борта прибора составляет 0,4 м, для детей среднего и старшего дошкольного возраста - 0,5 м.
6.22. Унитазы оборудуются детскими сиденьями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.
6.23. В существующих дошкольных организациях допускается оборудование санитарного узла для персонала в детской туалетной комнате в виде отдельной закрытой туалетной кабины.
6.24. В туалетных помещениях устанавливают настенные или навесные вешалки с индивидуальными ячейками для детских полотенец и предметов личной гигиены, хозяйственные шкафы, шкаф для уборочного инвентаря.
СанПин – это нормативный документ , который регламентирует санитарные и гигиенические нормы , установленные государством. В данном случае речь пойдет о нормах для детских дошкольных учреждениях. В документе СанПин 2.4.1.3049-13 описываются требования, которые определяют наполнение групп, микроклимат и освещение в игровых помещениях, а также нормы по питанию детей и многое другое. В России в настоящее время действует СанПин, утвержденный в 2013 году. Нормы и правила, прописанные в данном документе, распространяются и на текущий 2015 год.
Согласно общим требованиям СанПина к детским садам все нормы и правила должны соблюдаться в одинаковой мере, не зависимо от организационно правовой формы учреждения или вида дошкольного учреждения . В то же время не следует ориентироваться на указанные правила детским группам, размещенным в жилых квартирах или ломах, так называемых семейных группах.
Одним из основных контролирующих органов, осуществляющих надзор за исполнением норм и правил СанПина является Роспотребнадзор. Кроме этого региональный и федеральный комитеты образования и прокуратура.
Возраст детей, которых принимают в детские сады в соответствии с СанПином, составляет от 0,2 до 7 лет. Количественное наполнение групп в дошкольных образовательных учреждениях рассчитывается исходя из площади комнаты, в которой будет заниматься и играть группа. Для разных возрастов детей установлены разные нормы:
- Для групп до трех лет полагается не менее 2,5 кв. метров на одного ребенка;
- Для групп с возрастной категорией от трех до семи лет полагается не минимум 2 кв. метра на одного ребенка.
Расчет производится исходя из фактического количества детишек, находящихся в группе. Ознакомиться с обзором характеристик ткани саржа.
Режим дня
В последних изменениях СанПина правила и нормы, относящиеся к распорядку дня детей, находящихся в дошкольном образовательном учреждении , сокращены практически вдвое. Непрерывное бодрствование ребенка от 3 до 7 лет не должно превышать 6 часов, малышам до 3 лет нормы устанавливаются в зависимости от медицинских показаний. Ежедневные прогулки минимум должны составлять 3-4 часа, всего дважды в день – до обеда и после дневного сна. Для каждого возраста в СанПине указана норма продолжительности сна в сутки, которая в среднем составляет 12 часов в сутки, из которых минимум 2,5 часа должны быть днем.
Самостоятельная деятельность детей в дошкольной образовательном учреждении должна быть не менее 4 часов в день. Сюда относятся игры, подготовка к учебе, соблюдение личной гигиены. Данные требования касаются детей в возрасте от 3 до 7 лет. Для детишек в возрасте от 1,5 до 3 лет непрерывная самостоятельная деятельность не должна превышать 10 минут, то есть по 10 минут в первую и вторую половину дня. Образовательная нагрузка для детей разного возраста регламентирована так же в документе. Главное, что такая деятельность должна проводиться каждый день в первой и второй половине дня. Стоит отметить, что образовательная деятельность , которая требует более высокой активности и напряжения ума, должна быть организована в первой половине дня. Читайте обзор норм выдачи спецодежды по профессиям.
Требования, относящиеся к продолжительности прогулки детей, носят теперь рекомендательный характер и устанавливаются исходя из погодных условий, которые весьма разнообразны по всей территории нашей страны. При правильно организованной прогулке дети получают более половины необходимой потребности в движениях за сутки. СанПин рекомендует в качестве двигательной активности для детей применять:
- Утреннюю гимнастику;
- Физкультуру как на воздухе, так и в помещении;
- Физкультурные минутки;
- Различные активные игры;
- Ритмику;
- Специальные спортивные занятия;
- Тренажеры;
- Плавание.
Для детей в возрасте от 5 до 7 лет среди необходимой физической нагрузки следует обеспечить до 8 часов оздоровительно-воспитательной деятельности в неделю. Кроме этого необходимо включить комплекс по закаливанию воспитанников, которое заключается в проветривании помещений, умывании холодной водой, упражнения и прогулка на свежем воздухе.
Точные нормы по нахождению групп разных возрастов в бассейне можно прочитать в тексте регламентирующего документа. После посещения бассейна детей можно выводить на прогулку не ранее чем через 50 минут, дабы предупредить переохлаждение.
Обработка
Согласно СанПину кварцевание групп в детском саду необходимо проводить дважды день согласно графику и после этого осуществлять проветривание.
Мытье и обработка игрушек в детском саду по СанПин необходимо производить ежедневно после ухода детей домой. В самых младших группах – дважды в день. Игрушки, предназначенные для игр на улице моют сразу после того как вернулись с ними с улицы. Также необходимо обрабатывать игрушки только что приобретенные, это необходимо делать мыльным раствором в течение 15 минут, затем ополоснуть в чистой воде. Моющее средство, которым обрабатывают игрушки должно быть безопасно для детей.
В соответствии с нормами СанПином смена постельного белья в детском саду должна производиться по мере его загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Стирка белья и полотенец осуществляется либо в прачечной дошкольного учебного заведения , либо специальной организацией, с которой составлен договор на оказание прачечных услуг.
Пищеблок
В каждой группе детского сада должна быть оборудована мойка для мытья посуды с горячей и холодной водой по СанПину. Посуду сначала очищают от остатков пищи, потом моют губкой с добавлением горчицы и соды. Далее моют в воде температурой 50 градусов с добавлением хлорки, затем ополаскивают в воде не менее 70 градусов и сушат на предназначенной для этого решетке. Ежедневно один раз посуда должна быть подвергаться кипячению в чистой воде.
Если возникло подозрение на появление заболевания, передающегося через продукты питания, тогда посуда должна после очистки и мытья должна обрабатываться и дезинфицироваться в растворе хлорамина или хлорной извести в течение 30 минут, затем тщательно ополаскиваться и просушиваться.
Вся посуда в ДОУ должна быть промаркирована согласно СанПину. На каждой кастрюле должна быть надпись для какого блюда она предназначена, маркировка наносится масляной краской.
Витаминизация в детском саду по СанПин проводится с учетом состояния воспитанника, при обязательном контроле медработника и с оповещением родителей.
Если в меню не включены витаминизированные напитки, то витамины добавляются в третьи блюда - компот или кисель, при определенной температуре
Нормы помещений и оборудования
В СанПине по бассейну в детском саду четко прописано, какие должны быть помещения вблизи бассейна и чем оборудованы, также какой персонал необходим в бассейне. Особое значение следует уделить уборке и дезинфекции бассейна. При хорошей циркуляции воды в бассейне, полная замена воды должна производиться в течение 8 часов. При отсутствии циркуляции следует производить ежедневный слив воды. Очистка же чаши для плавания должна осуществляться ответственными за это работниками. Каждый день производиться обработка душевых, туалетов и раздевалок. Генеральная уборка ежемесячно. Осуществлять контроль за качеством воды в бассейне необходимо раз в сутки.
Цветы высаживаются во дворе детского сада с целью разделить площадки для игр от хозяйственных зон. По СанПину нельзя высаживать плодоносящие, ядовитые и колючие растения.
Ростовка мебели в детском саду по СанПин должна быть одной группы и соответствовать таблице, приведенной в указе. Каждой группе роста детей должна соответствовать ростовка мебели.
Маркировка мебели в детском саду по СанПину должна производиться по цвету в зависимости о ростовки мебели.
СанПин для персонала
Весь персонал, в том числе и воспитатели детского сада, при приеме на работу должны проходить мед. осмотр и аттестацию на знание санитарных норм . Далее каждые два года проводится проверка на знание тех же норм, а также регулярно проводится тестирование воспитателей. Например, тестирование «ФГОС дошкольного образования». Все воспитатели ДОУ обеспечиваются спецодеждой.
Медсестра детского сада по новому СанПину должна иметь минимум среднее медицинское образование и иметь опыт работы не менее 3х лет. Наличие медицинской книжки обязательно, каждые три месяца должен проводиться медосмотр. При работе опирается на документ должной инструкции и правила внутреннего трудового распорядка.
Видео
Смотрите ан видео питании в детских садах по СанПину:
Как говорится, предупрежден – значит вооружен. Не стоит пренебрегать изучением или хотя бы ознакомлением различных правовых документов. В таком случае вы всегда будете владеть ситуацией.
В помещениях для детей в возрасте от 1 года до 4 лет должны быть четырехместные столы; для средней, старшей и подготовительной групп детского сада используются двухместные столы. Столы размещают не более чем в 2 ряда и таким образом, чтобы свет падал слева. Расстояние от слепящей зоны окна должно быть не менее 0,45 м (лучше 1 м), а между рядами не менее 0,45 м.
Для дошкольников мебель выпускается 6 групп, которые имеют соответствующие характеристики (таблица 1.13).
Таблица 1.13.
Размеры и маркировка столов и стульев для детей дошкольного возраста.
Группа мебели |
Цвет маркировки |
Ростовая группа, см |
Высота стола над полом, см |
Высота сиденья над полом, см |
Изготавливают детские кровати двух типов:I- кровать детская с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет;II- кровать детская для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Их функциональные размеры представлены в таблице 1.14.
Таблица 1.14 .
Функциональные размеры кроватей для детей 3 - 7 лет.
Для профилактики инфекционных заболеваний минимальная дистанция между кроватями должна быть 0,3 м (от ложа), расстояние от наружных стен до кроватей - 0,7- 1 м. В дошкольных группах допускается использовать раскладные кровати с жестким ложем и встроенные одно- и двухъярусные.
Гигиенические требования к мебели школ.
Мебель современных образовательных учреждений подразделяется на следующие группы:
1) для учебных классов:
Столы ученические одноместные и двухместные со стульями соответствующей группы;
Столы ученические лабораторные для специализированных кабинетов (физики, химии, биологии);
Столы компьютерные;
Шкафы для учебных пособий;
Тумбы для технических средств обучения и тумбы под доску для учебных пособий;
Классные доски различных модификаций;
2) для библиотек:
Стеллажи библиотечные двух- и односторонние;
Наборы библиотечные;
3) для столовой;
4) для учебных мастерских;
5) для раздевалок;
6) для актовых залов.
Основная школьная мебель (парты, столы, стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Каждый школьник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с длиной его тела, состоянием зрения и слуха. Рассаживание учащихся за партами (столами) производится с учетом их длины тела (в обуви). Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп с цветной маркировкой (таблица 1.15).
Таблица 1.15.
Размеры школьной мебели и ее маркировка.
Номера мебели |
Группа роста, мм |
Высота над полом крышки края стола, обращенно-го к ученику |
Цвет маркировки |
Высота над полом переднего края сиденья |
Оранжевый | ||||
Фиолетовый | ||||
Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку . Цветовая маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.
Таблица 1.16.
В настоящее время в школе используются классные доски нескольких видов:
Для письма мелом;
Для письма фломастером;
Для письма мелом с нотным станом (музыкальные);
Для объявлений пробковые.
Удобными являются доски, изготовленные на основе стального эмалированного листа.
В зависимости от цвета эмали используются доски для письма мелом (зеленого цвета) и фломастерами сухого стирания (белого цвета).
При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния:
Между рядами двухместных столов - не менее 60 см;
Между рядами столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70 см;
Между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50-70 см;
От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100 см, а при наличии оборотных классов - 120 см;
От демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100 см;
От первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860 см;
Высота нижнего края учебной доски над полом - 80-90 см.
Парты, столы и стулья расставляются в классе по номерам: меньшие - ближе к учебной доске, большие - дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от размера, ставятся впереди. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду.
Школьники с ревматическими заболеваниями, часто болеющие (ангина, острые воспаления верхних дыхательных путей), необходимо рассаживать дальше от наружной стены.
Не менее 2 раз в год учащихся, сидящих в IиIIIрядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их длине тела.
Наблюдение учителя за ребенком в процессе урока позволяет отметить отклонения от правильной позы и в последующем установить их причины.
Ширина рабочего места за столом должна равняться сумме длины двух предплечий с кистями плюс 3-4 см на свободу посадки. Высота стула должна равняться длине голени с прибавлением 2 см на высоту каблука.
Глубина стула должна быть не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра.
Необходимо обращать особое внимание на случаи, когда размеры парты (стола), стула соответствуют размерам сидящего за ними, а посадка ребенка не соответствует
гигиеническим требованиям. Это свидетельствует об отсутствии выработанного навыка правильной посадки.
Каждый родитель знает, что для собственного ребенка необходим комфорт, который обеспечит дошкольное учреждение, в котором малыш проводит достаточное количество времени. Для того чтобы ребенку было комфортно, необходимо чтобы в помещении были соблюдены санитарные нормы. СанПиН – это особый документ, в котором прописываются важные нормы и правила, которые касаются освещения, чистоты и тепла.
С 2013 года данная бумага периодически обновляется, возникают все более новые требования к микроклимату, а также к размещению детей в детском саду. Новые нормы и правила питания, освещения, температурный режим, нормы мытья посуды, эпидемиологические требования в образовательном учреждении, а также технологические нюансы помещения находятся ниже. Рабочий документ разработан с учетом всех требований, а также согласно родительскому контролю и непосредственному участию.
Нормы питания в детском саду по новому СанПиН
В 2018 году для детей, которые находятся в детском саду, существует 5 разовое питание по санпину и картам. Это позволяет соблюдать баланс, который обеспечивает нормальное умственное и физическое развитие ребенка в такие важные для него годы. Что касаемо меню по санпину – это 10 дневное разнообразное меню, которое утверждено заведующей детского дошкольного учреждения. Разнообразие меню обеспечивается не только за счет умелого комбинирования блюд поваром, но и за счет применения различных методов обработки выбранного продукта.
В зависимости от возраста детей, объем порций может варьироваться. Для старших групп разработан среднесуточный объем потребляемых белков, углеводов и жиров, для младшей несколько иной. Если этого требует ситуация, комиссия снимает пробы с каждого приготовленного блюда.
Согласно санпину и новым изменениям в текущем году в каждом дошкольном учреждении должна быть оборудована специальная мойка, в которой обязательно присутствие горячей и холодной воды. В случае на подозрение какого либо инфекционного заболевания по санпину, следует обработать технические и технологические поверхности специальным раствором, к примеру, хлорамином или хлоргексидином. Также, должным образом должна быть обработана посуда в детском саду, согласно новым правилам и картам.
Технологические карты блюд для детского сада по новому СанПиН
В 2017 году технологические карты дополнились новыми блюдами, которые способны благотворно влиять на развитие и рост детей по санпину. Всего технологическая карта по санпину содержит около 280 различных блюд на каждый день, с учетом всех необходимых микро и макроэлементов, которые должны поступать в организм ребенка. Также технологическая карта содержит информацию про:
- Подробный рецепт приготовления того или иного блюда по ГОСТ;
- Нормы и правила хранения того или иного продукта;
- Полный перечень пищевой ценности продуктов и изготавливаемых из них блюд;
- Полный перечень всех витаминов и микроэлементов согласно пищевой таблицы;
- Полная и пошаговая технология приготовления новых блюд для детей разных возрастов.
СанПиН для детских садов с изменениями по состоянию на 2017
Изменения в текущем году коснулись всех технологических характеристик детского сада по новому санпину. Таким образом, ростовая мебель в дошкольном учреждении должна быть только одной группы и соотносится с выбранной мебелью в помещении по нормам. В каждой группе должна присутствовать новая собственная мебель.
Если говорить о придворовой территории, то она должна быть ухоженной без ядовитых растений содержащих колючки. В случае если на территории детского сада имеется бассейн, он должен быть очищен после каждых 8 часов по санпину.
Обязанности младшего воспитателя в детском саду по СанПиН 2018
Согласно новым изменения СанПиН, младший воспитатель обязан:
- Проводить развлекательные мероприятия, которые организовываются старшим воспитателем;
- Обеспечивать внутренний распорядок и режим в детском дошкольном учреждении;
- Знать основные санитарные нормы помещения;
- Знать основы педагогики и воспитания, как детей младшей группы, так и старшей;
- Ознакомлен с технологической картой блюд.
Правила мытья посуды в детском саду по СанПиН в 2018 году
Согласно новым изменениям в технологических картах и правилах мытья посуды, посудомойщик обязан:
- Удалять остатки пищи только механическим путем по санитарным нормам;
- Использовать несколько технологических ванн для мытья посуды, с обязательным температурным режимом, который соответствует температуре 65 градусов по Цельсию;
- Использовать специальную сетку для просушивания посуды;
- Использовать специальный раствор для дезинфекции;
- Использовать специальную насадку по типу лейка.
СанПиН — температурный режим в детском саду
Согласно новым изменениям по документации и санитарным нормам в саду, температура в помещении должна быть примерно 21 градус по цельсию. При этом, в спальне разрешается температурный режим равный 18 градусов. Для помещений, в которых происходят игры с детьми по санпину, температура должна быть равна 24 градуса. Также, важное значение имеет влажность воздуха в помещении, которая должна быть не менее 60 процентов.
(4
оценок, среднее: 4,25
из 5)
Читать больше
Для большинства людей обувь является не просто красивым аксессуаром, подчеркивающим индивидуальность, а жизненной необходимостью. Ведь никто не ходит босиком, так как это опасно и попросту не прилично. Иногда, даже очень дорогая вещь оказывается бракованной или некачественной. В таком случае потребитель, благодаря действию закона о защите потребительских прав, имеет право предъявить торговой...
Сломался сенсорный дисплей? Почему это произошло, и как решить проблему подробнее в статье. 1 Что делать если не работает сенсор на телефоне?1.1 Сроки ремонта телефона1.2 Как починить тачскрин самостоятельно?2 Если не работает экран телефона?3 Можно ли вернуть деньги, если сломался телефон на гарантии?4 Что делать, если телефон снова сломался после гарантийного ремонта? Что делать если не...
Очереди в различные образовательные учреждения существует относительно недавно. Для того, чтобы занять место в списке желающих оформить своего малыша в детский сад, необходимо лишь иметь доступ в сеть и контактные данные для конкретного пользователя. Стоит отметить, что данная услуга доступна лишь только тем пользователям, которые прошли предварительную процедуру оформления в...
После долгих часов хождений в поисках “той самой” продукции бдительность ищущего становится легко усыпить, чем и пользуются некоторые продавцы-консультанты или непосредственно изготовители приглянувшегося покупателю товара. И вот купив, уже распаковав его, немного попользовавшись, вы обнаруживаете, что приобретенный товар оказался не блещущим качеством, а то и вовсе не пригодным для использования...
Отдавая своих детей в детские сады, все родители, в первую очередь, переживают за их здоровье и безопасность. Они хотят быть уверенными в том, что дети будут находиться в чистых и теплых помещениях, соответствующих всем санитарным требованиям и нормам.
Последние детально прописаны в документе под названием СанПиН 2.4.1.3049-13. Данный документ подробно описывает требования к расположению детских садов, их оборудованию, внутренней отделке, прилегающей территории, режиму дня, организации питания и многому другому. Последняя редакция документа с изменениями и нововведениями была принята в 2016 году.
Требования СанПиН 2.4.1.3049-13 должны выполняться всеми дошкольными организациями как государственной, так и частной формы собственности.
Соблюдение установленных нормативов позволяет:
- обеспечивать надлежащий уход за дошкольниками;
- защищать детей от вирусов и заболеваний;
- помогать детям развиваться умственно и физически;
- помогать детям приобретать необходимые навыки и умения.
Поскольку от выполнения установленных требований зависит здоровье и развитие детей, за их соблюдением ведется строгий контроль со стороны Роспотребнадзора, прокуратуры и государственных органов, занимающихся вопросами образования.
Общие требования
Согласно санитарным нормам, дети могут приниматься в дошкольные учреждения с двух месяцев до семилетнего возраста. Наполнение групп зависит от площади комнат, в которых занимаются дошкольники.
Нормы по площади определены следующим образом:
- для детей до трех лет площадь должна быть не менее 2,5 квадратных метров (на одного ребенка);
- для детей от трех до семи лет площадь должна составлять не меньше двух квадратных метров (на одного ребенка).
Документ содержит отдельные рекомендации по формированию групп детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии. Формирование должно происходить с учетом имеющихся нарушений, необходимых корректировок и возраста детей. К примеру, количество детей с проблемами зрения в одной группе не должно быть больше шести (от до трех лет) и более десяти (старше трех лет).
В правилах закреплено, что проветриваться помещения должны только в то время, в которое в нем не находятся дети.
Более того, проветривание должно быть завершено за полчаса до возвращения детей с прогулки. В летний период проветривание может выполняться и при наличии в здании детей, но оно должно проводиться под контролем взрослых, которые не должны допускать в здании сквозняков.
Уборка проводится ежедневно после завершения занятий и ухода детей, а в группах для самых маленьких воспитанников – два раза в день. Игрушки, которые дети брали с собой на улицу, моются сразу после их возвращения в здание. Постельное белье меняется не реже одного раза в семь дней.
Требования к расположению зданий
В соответствии с документом располагаться детские сады могут в жилых микрорайонах, но при этом они должны быть удалены от промышленных предприятий и прочих объектов, которые загрязняют воздух.
Кроме того, должны соблюдаться следующие требования:
- территория детского сада должна быть ограждена высоким забором, в дополнение к которому рекомендуется высаживать зеленые насаждения в виде живой изгороди;
- не допускается расположение детских садов в затемненных, спрятанных от солнца местах, а также на территории с повышенным шумовым уровнем;
- внутренние дворики должны вмещать места для прогулок, детские площадки, озеленение;
- расположение детских площадок должно быть спроектировано так, чтобы на них было много солнечного света, при этом желательно, чтобы детские площадки разных групп были разделены зелеными насаждениями;
- в северных районах с пониженными температурами воздуха здания детских садов и их территории должны быть защищены от ветра и снега.
Дети до трех лет должны заниматься исключительно на первом этаже.
Внутренняя отделка дошкольных учреждений должна быть безопасной для детей, не содержать вредных веществ и регулярно подвергаться влажной уборке и дезинсекции.
Требования к распорядку дня
Рассматриваемый документ регламентирует распорядок дня в детских дошкольных учреждениях. По сравнению с предыдущей редакцией, в измененных правилах часы бодрствования детей значительно сокращены.
А именно:
- часы активности детей до трех лет могут варьироваться в зависимости от медицинских показаний;
- дети возрастом от трех до семи лет могут заниматься активной деятельностью не больше шести часов.
Прогулки на воздухе должны занимать от трех до четырех часов и проводиться до обеда и вслед за послеобеденным сном. В правилах установлены и нормы сна, положенные для детей разных возрастов. В среднем на сон должно отводиться не менее 12 часов в сутки, из них не менее 2,5 часов – в дневное время.
Подготовка к учебе, игровые и гигиенические процедуры для воспитанников от трех до семи лет должны занимать не меньше четырех часов в день.
Образовательные занятия для детей младше трех лет должны занимать 10 минут до обеда и столько же – после него.
Некоторое время дети могут заниматься самостоятельно: малыши от 3-4-х лет – до 15 минут, от 4-5-ти лет – до 20 минут, от 5-7-ти лет – до 25 минут.
- физкультуру в помещении и на свежем воздухе;
- активные игры;
- занятия по плаванию в бассейнах;
- гимнастику, ритмику, занятия на тренажерах;
- физкультурные минутки.
Нормы питания
Очень важно, чтобы ребенок во время нахождения в дошкольном учреждении получал положенное для его возраста количество витаминов. Именно поэтому СанПиН для детских садов уделяет большое внимание организации детского питания.
Правила устанавливают, что в детских садах необходимо придерживаться утвержденного питьевого режима, причем вода для питья должна быть качественной и соответствовать требованиям безопасности.
Приблизительное меню для воспитанников детских садов выглядит следующим образом:
- в ежедневном рационе должны присутствовать рыба или мясо, молочные и кисломолочные изделия, хлеб, крупы, картофель, сахар, соль, растительное либо сливочное масло;
- ориентировочно два-три раза в неделю в меню должны включаться соки, яйца, птица, творог и сыр.
Важно, чтобы детский рацион также содержал свежие или свежезамороженные овощи и фрукты.
СанПиН содержит и требования к мытью используемой в детских садах посуды. Согласно правилам, посуда очищается от остатков продуктов, после чего моется с использованием соды и горчицы и очищается в воде при температуре 50 С, а после – при температуре 70 С. Химические моющие средства в детских садах использоваться не должны. Используемая посуда должна быть промаркирована – на каждой кастрюле должно быть указано, какое именно блюдо в ней готовится.
Полный документ, с последними поправками, Вы можете скачать .
Гарантировать надлежащий уход за каждым ребенком, обеспечить личную безопасность в дошкольном образовательном учреждении призваны правила организации содержания и режима дня. Такие правила устанавливаются санитарно-эпидемиологическими институтами и оформляются в документ, именуемый СанПиН.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях (далее ДОУ), а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Что такое СанПиН
Этот нормативный документ представляет собой набор основных требований и рекомендаций, которые распространяются на все учреждения, принимающие участие в воспитании и образовании детей, и частные и государственные. К таким организациям относят не только детские сады, но и развивающие центры для детей дошкольного возраста, кружки и другие формы организации детей, принимающие участие в воспитании и образовании дошкольников.
Не распространяется действие СанПиН на домашние сады, которые организовываются родителями самостоятельно. Чаще всего такие домашние сады формируются располагаются в многоэтажных домах жилищных комплексов.
СанПиН 2.4.1.3049 13 для детских садов
На сегодняшний день действующим является вариант нормативов СанПиН для ДОУ, который был принят в мае 2013 года, но с изменениями в 2017 и 2018 году.
Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
- размещению здания ДОУ,
- оформлению и содержанию прилегающей территории ДОУ,
- оборудованию помещений ДОУ,
- освещению, вентиляции, водоснабжению и канализации,
- организации питания воспитанников ДОУ,
- приему детей и организации режима дня,
- организации физического воспитания,
- личной гигиене персонала.
Режим детского сада по СанПиН
ДОУ могут функционировать:
- до 5 часов в день — в режиме кратковременного пребывания,
- 8 — 10-часового пребывания — режим сокращенного дня,
- 10,5 — 12-часового пребывания — режим полного дня
- 13 — 14-часового пребывания — режим продленного дня
- 24 ч. – режим круглосуточного пребывания детей.
При организации режима пребывания детей в ДОУ более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон.
При организации режима пребывания детей до 5 часов — организуется однократный прием пищи.
СанПиН для детских садов СКАЧАТЬ
Скачать СанПиН для детских садов в 2018 году
С целью улучшения функционирования ДОУ, в нормативы СанПиН постоянно вносятся изменения. Вот последние правки, которые следует учитывать в 2018 году.
Изменения СанПиН для детских садов в 2018 году
- Было: проветривание помещений в присутствии детей запрещено
- Стало: в жаркую и безветренную погоду разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники.
- Было: объем потребляемой пищи не распределялся по годам детей.
- Стало: увеличилось число потребляемых блюд, установлены нормы пищевой ценности для каждой возрастной группы детей.
- Было: Установление единого температурного режима: в спальной комнате — 19ºС, в игровой — 22 ºС.
- Стало: Разрешается увеличить предельные температурные показатели.
К 2018 году у каждого малыша в ДОУ должен быть личный набор основных мебельных принадлежностей: стол, стул, кровать. Правила СанПиН не рекомендуют использовать в ДОУ двухъярусные кровати.
СанПиН для детских садов ВИДЕО
СанПиН — питание в детском саду
- Для питания детей в ДОУ не оборудуется отдельное помещение, а организуется в помещении групповой.
- Доставка пищи от пищеблока до групповой осуществляется помощником воспитателя в специально выделенных промаркированных закрытых емкостях.
- По СанПиНу, на пищевых емкостях должна быть нанесена маркировка, которая предусматривает групповую принадлежность и вид блюда (первое, второе, третье).
- По СанПиНу в ДОУ для мытья столовой посуды буфетная оборудуется двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды. При децентрализованном водоснабжении буфетная обеспечивается емкостями для мытья посуды.
- Допускается установка посудомоечной машины в буфетных групповых ячейках.
- В строящихся помещениях ДОУ буфетная в групповой комнате должна быть запланирована еще при строительстве.
Организация питания в детском саду
- Все продукты, подаваемые на стол детям должны иметь сертификаты гарантии качества.
- Нормативы СанПиН подробно прописывают требования к хранению ингредиентов и порядок их приготовления.
- Формирование меню детских блюд происходит на основании главных потребностей детского организма в определенный возрастной период.
- Нет единых требований к оформлению меню по СанПиН для детских садов в 2018 году, поскольку необходимость потребления различных продуктов связана с особенностями каждого региона.
- Распорядок приема пищи основывается на расписании дня в садике. Но при этом обязательно должны соблюдаться временные интервалы кормления детей – не более 4 часов.
- При круглосуточном нахождении ребенка в ДОУ предусмотрено: два завтрака; обед; полдник; 2 ужина.
- Если время нахождения в саду не больше 8 часов, то обязательно должно быть четыре приема пищи.
Нормы питания в детском саду
Пищеблок в детском саду
По СанПиН, пищеблок в детском саду должен располагаться в отдельном помещении. Весь инвентарь подлежит обязательной маркировке. Мытье посуды в детсаду – это процесс, который по СанПиН регламентирован максимально подробно. После очистки посуды от остатков продуктов питания, предметы моют в двух мойках, без использования моющих средств, просушиваются и хранятся на специальных стеллажах на высоте 35 см от пола. Металлическая посуда подлежит дополнительному прокаливанию в духовке. Посуда для детей и для персонала храниться раздельно. Особое внимание уделяется питьевому режиму в ДОУ. Вода должна соответствовать требованиям безопасности и быть бутилированной. Необходимо соблюдать установленный срок хранения. В крайнем случае, она может быть кипяченой. Но срок ее хранения не более 3 часов.
Технологические карты блюд для детского сада
Поскольку пищевые продукты могут являться причиной развития многих инфекционных болезней, то к питанию детей в ДОУ уделяется максимум внимания. Так, на ДОУ возлагаются такие обязанности:
- поиск и подбор надежных поставщиков;
- контроль за правилами доставки;
- контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
- соблюдение правил хранения продуктов;
Внимание! Каждое готовое блюдо детского меню должно иметь технологическую карту.
Для чего составляется технологическая карта
Технологическая карта — это документ, отображающий основные сведения о процессе приготовления пищи, а также её пищевой ценности. Такие документы систематизируются и предоставляются в качестве отчета санитарно-эпидемиологической службе. Технологическая карта готового блюда должна содержать следующую информацию:
- наименование блюда;
- номер рецепта, который использовался в приготовлении;
- источник, где был взят рецепт;
- вес и перечень исходящих продуктов;
- окончательная масса готового блюда;
- количество углеводов, калорий, жиров, белков и витамина С в одной порции.
Готовые технологические карты блюд скачать бесплатно
Примеры технологических карт приготовления блюд по новому СанПиН
Скачать бесплатно
Скачать архивом:
Скачать выборочно:
Питьевой режим в детском саду по СанПиН 2.4.1.3049-13
Питьевой режим в ДОУ должен быть организован в соответствии с санитарными требованиями.
1. Питьевой режим в ДОУ может быть организован при помощи бутилированной питьевой воды или с использованием кипяченой воды при условии ее хранения не более 3-х часов.
2. Питьевая вода должна быть доступна каждому ребенку все время его нахождения в ДОУ.
3. Температура воды, даваемой ребенку, должна быть 18º С -20º С.
4. В летнее время организации питьевого режима должна осуществляется и во время прогулки.
5. Организовать питьевой режим должен воспитатель, а контролировать наличие воды и чистой посуды для питья должен младший воспитатель.
Уборка территории ДОУ
Среди требований к чистоте территорий ДОУ, следующие:
Озеленение территории ДОУ
Площадь озеленения территории ДОУ должна составлять
— пятую часть от всей площади участка, что не задействована под застройку, а рекомендуемый объем зеленых насаждений составляет 50% от не застроенной площади участка ДОУ. Это минимально допустимый уровень деревьев и кустарников на территории.
Оформление на территории ДОУ
С 2018 года по СанПин выделены отдельные требования по дизайну игровых площадок ДОУ. К ним относятся:
- выделение территории для спортивных занятий (физкультурная зона);
- площадь прогулочной территории должна быть приведена в соответствие с нормативом: 7 кв. м на одного ребенка;
- для прогулочных зон должно быть организовано травянистое покрытие, утоптанный грунт или искусственное покрытие, безопасное для здоровья детей;
- на прогулочной территории должен присутствовать теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв.м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв.м.
- необходимо предусмотреть дополнительную зону для хранения санок, лыж, детских колясок и другого транспорта с защитой от осадков.
Количество детей в группах детского сада
Если этот вопрос относится к группам детей с нормотипичным развитием (здоровые дети), то их численность зависит от размеров помещений ДОУ и возможностей организации эффективного процесса обучения.
В группах раннего возраста (до 3 лет) площадь групповой рассчитана так: не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка.
Для ребенка дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) в групповой должно быть не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка.
Таким образом, от площади групповой можно высчитать количество детей, которые могут находиться в ней.
Особенно важным является в 2018 году вопрос о количестве детей с ограниченными возможностями здоровья в группе ДОУ. Во внимание принимаются личные физические и интеллектуальные способности малышей.
Количество детей в комбинированных группах
В таблице представлены нормы для организации комбинированных и компенсирующих групп.
Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
СанПиН проветривание в детском саду
Все помещения групповой: спальня, игровая, раздевальная, туалетная комнаты подлежат обязательному проветриванию.
Проветривание проводится согласно таким нормам:
- минимум два раза в день организуется сквозное проветривание по 30 минут при отсутствии детей и заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
- в туалетной комнате совмещенной с другими детскими помещениями недопустимо организовывать сквозное проветривание. В этом случае организуется одностороннее проветривание через окно или фрамуги, расположенные непосредственно в туалетной комнате.
- Одностороннее проветривание организуется в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.
- Влажность воздуха в групповых помещениях по СанПин в 2018 году не может быть выше 60% и ниже 40%.
График проветривания в детском саду по СанПиН
Температурный режим в детском саду
Температурные показатели, рекомендованные СанПин:
- игровая комната: 21ºС — 24ºС, оптимальная – 24ºС;
- спальная комната: 18ºС — 22ºС, оптимальная – 22ºС.
Допускается небольшое отклонение от фиксированных нормативов, но только в сторону уменьшения показателей.
Превышение максимально допустимых цифр – строго запрещено!
Кварцевание в детском саду по СанПиН
График кварцевания в детском саду по СанПиН
В ДОУ создаются графики кварцевания, а также графики проветривания и влажной уборки. По графику кварцевание нужно проводить два раза в день и обязательно проветривая помещение после окончания процедуры.
У помощника воспитателя и воспитателя ДОУ должна быть организована папка, где и должны находиться все инструкции. Инструкцию по мытью посуды помощник воспитателя должен знать наизусть! Как часто менять постельное белье, полотенца, когда мыть унитазы и полы в спальне и многое другое тоже должен знать.
Список моющих и дезинфицирующих средств
Моющие средства в ДОУ
Таблица 2. Список моющих и дезинфицирующих средств, которые могут быть также использованы в ДОУ
За соблюдение установленных норм и использование только одобренных препаратов, в первую очередь, отвечает администрация ДОУ.
Требования к помещению детского сада
- СанПиН запрещает проводить в присутствии детей любые виды ремонтных работ.
- В ДОУ по необходимости должны проводиться мероприятия, исключающие проникновение насекомых и грызунов.
- Для борьбы с мухами, в летнее время, засетчиваются окна и двери, внутри помещений допускается использовать только механические методы (липкие ленты, мухоловки).
- СанПиН предусматривают даже цвет стен в ДОУ. С северной стороны – теплые цвета, с южной – холодные.
- Здание ДОУ должно иметь этажность не выше трех.
- На третьих этажах зданий ДОУ рекомендуется размещать группы для детей старшего дошкольного возраста, а также дополнительные помещения для работы с детьми.
- Групповые ячейки для детей до 3 лет располагаются на 1-м этаже.
- В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной).
- Допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем.
- Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей.
Таблица мебели в детском саду
Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста
Группа роста детей (мм) | Группа мебели | Высота стола (мм) | Высота сиденья стула (мм) |
до 850 | 00 | 340 | 180 |
свыше 850 до 1000 | 0 | 400 | 220 |
с 1000 — 1150 | 1 | 460 | 260 |
с 1150 — 1300 | 2 | 520 | 300 |
с 1300 — 1450 | 3 | 580 | 340 |
с 1450 — 1600 | 4 | 640 | 380 |
Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
Маркировка мебели для детского сада
Генеральная уборка помещений ДОУ
и оборудования должна проводиться один раз в месяц. Если в детском саду имеет место быть эпидемиологическая ситуация, то генеральную уборку проводят вне планово. Во время генеральной уборки проводится обработка всех поверхностей, предметов мебели, жалюзи, горшков, унитазов при помощи дезинфицирующего раствора. Он храниться в помещении для персонала. Доступ детей к раствору должен быть исключен.
Уборка помещений ДОУ
СанПиН – постельное белье в детском саду
- СанПиН утверждает норму — не реже одного раза в неделю смену постельного белья и полотенец. Можно и чаще, по мере загрязнения. Все белье маркируется у ножного края, кроме наволочек.
- В ДОУ необходимо иметь три комплекта белья и две смены наматрасников на каждого ребенка, включая полотенца для лица и ног.
СанПиН — детские игрушки
- В ДОУ используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции.
- Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.
Мытье игрушек в детском саду по СанПиН
- Перед поступлением в групповые новые игрушки (за исключением мягконабивных) моются с мылом и затем высушивают на воздухе.
- Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), используются только в качестве дидактического материала.
- Игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста — 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых комнат не допускается!
Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением!
СанПиН – требования к освещению
- Уровни естественного и искусственного освещения в ДОУ должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к освещению жилых и общественных зданий.
- Материал, используемый для штор и жалюзи, должен быть стойким к влаге, моющим и дезинфицирующим растворам.
- Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы должны быть раздвинуты в целях обеспечения инсоляции помещения.
- Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Требования к организации режима дня ребенка
В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Подбор контингента маловозрастной (с 2 месяцев) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям такой возрастной группы.
- Прием детей, впервые поступающих в ДОУ, осуществляется на основании медицинского заключения (справки).
- Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. При наличии признаков болезни ребенку проводится термометрия.
СанПиН – больные дети
- Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в ДОУ не принимаются.
- Если ребенок заболел в течение дня, его изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или госпитализации с информированием родителей.
- После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в ДОУ только при наличии справки.
- Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет — в соответствии с медицинскими рекомендациями.
СанПиН – прогулки в детском саду
- Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется ДОУ в зависимости от климатических условий.
- При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
- Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Режим сна ребенка
- Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур.
- Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
- На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
СанПиН – непрерывная образовательная деятельность
- Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин.
- Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут).
- Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Организация непрерывной образовательной деятельности:
- Для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут,
- для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут,
- для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут,
- для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
- В первой половине дня в младшей группе объем образовательной нагрузки не должен превышать 30 мин, в средней группе — 40 минут, в старшей группе — 45 минут, и в подготовительной группе — 1,5 часа.
- В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки.
- Между периодами непрерывной образовательной деятельности должны быть организованны перерывы — не менее 10 минут.
- Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
- Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.
- Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.
Физическое воспитание в детском саду
Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю.
Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе — 15 мин.,
- в средней группе — 20 мин.,
- в старшей группе — 25 мин.,
- в подготовительной группе — 30 мин.
Физкультура на воздухе по СанПиНу
- Занятия на открытом воздухе организуют с учетом местных климатических особенностей.
- В средней полосе занятия проводят при температуре воздухе до -15 °С в безветренную погоду.
- В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале.
- В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе.
СанПиН для воспитателя детского сада
Требования к личной гигиене персонала
- Весь персонал ДОУ проходит предварительные медосмотры, при поступлении на работу, и периодические медосмотры, в установленном порядке.
- Каждый работник ДОУ должен иметь личную медицинскую книжку, в которой должен быть допуск к работе, основанный на медицинских обследованиях.
- При отсутствии сведений о профилактических прививках работники, поступающие в ДОУ, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.
- Персонал ДОУ должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды, коротко стричь ногти.
СанПиН помощника воспитателя в детском саду
Аттестация всех работников ДОУ на знание настоящих санитарных норм и правил проводится не реже 1 раза в 2 года. Для персонала пищеблока, а также помощника воспитателя — не реже 1 раза в год.