Период раннего детства заканчивается кризисом трех лет. В этот период происходит смена ребенка – родитель исключается из цепочки манипуляции с предметами. Взрослый становится примером, с которым ребенок сравнивает себя. Кризис трех лет сложнее и важнее предшествующего ему , это сложный кризис.
В возрасте трех лет происходят серьезные скачки в развитии ребенка, притом в большей степени в психическом развитии – начинает развиваться , Я-концепция и . Значительно быстрее происходит усвоение языка (90 % речи формируется в этот момент).
Существенно меняется самовосприятие. Уже в 1,5 года ребенок узнает себя в зеркале и начинает идентифицировать свое отражение со своим телом. 3 года – новый этап самоидентификации. Ребенок активно изучает свое Я и все, что с ним связано: тень, пол и имя. Все чаще ребенок употребляет «я» (будучи малышом, он говорил о себе в третьем лице). В связи с изучением себя настоящего возникает особый интерес к людям с таким же именем или другими сходными элементами.
Особенности раннего детства
Дети в возрасте трех лет имеют характерные особенности: нерешительность, действия импульсивны, принятие решений неустойчиво, желания сдерживаются с трудом, моральные мотивы уступают всем остальным. Отсутствует соподчинение , дети хотят все и сразу. К концу периода при умении обобщать, развитой речи и эмоционально-положительном отношении к действительности отмечается начальное структурирование мотивов.
В период от года до трех лет у ребенка стремительно накапливаются . Это связано с расширением рамок жизненного опыта, развитием восприятия и интеллекта, большим объемом поступающей информации. Самый первый и популярный страх – страх исчезнуть (дети наблюдают, как исчезают предметы из поля зрения) и оказаться унесенным в туалете (вода журчит по водопроводу). Однако испугать ребенка может что угодно – маски, парики, кукла без руки. Нередко дети боятся спать в одиночестве, испытывают страх перед движущимся транспортом или животными. По мере развития мышления и освоения более тонких его способов, детские страхи пропадают сами собой.
Страхи могут укореняться и усугубляться, если родители проявляют гнев в отношении ребенка, раздражительность, нетерпимость. Вдобавок к этому у ребенка возникает чувство отверженности. Не лучшей тактикой является и , стремление уберечь ребенка от всех страхов. Оптимальный вариант – постепенное приобщение ребенка к пугающим предметам и наглядный пример.
Через взаимодействие с родителями и наблюдение за их примером ребенок:
- усваивает свой пол и особенности ;
- стремится получить признание и уважение взрослых, получить похвалу (в зависимости от того, какое поведение будут поощрять родители, формируются );
- активно ищет новые способы взаимодействия с предметами.
Главная особенность этого этапа взросления – . Ребенок понимает, что он отличается от других людей и всего мира, но вместе с тем считает, что весь мир вращается вокруг него.
Заподозрить начало кризиса трех лет можно по следующим признакам:
- острый интерес ребенка к собственному отражению в зеркале;
- озабоченность ребенка своей внешностью, заинтересованность тем, как он выглядит в глазах других людей.
Признаки кризиса
Кризис трех лет, или кризис «я сам» – один из самых острых. Ребенок становится поистине неуправляемым, впадает в ярость. Принято выделять 7 основных проявлений кризиса:
- Негативизм. Ребенок отрицает все, что исходит от взрослого, даже если это актуальное в настоящий момент желание самого ребенка.
- Упрямство. Ребенок до последнего настаивает на своем требовании. И дело не в том, что ему что-то очень нужно. Суть в том, чтобы просьбы ребенка обязательно выполняли.
- Строптивость, направленная на прежний образ жизни, нормы общества и воспитания.
- Своеволие. Главное проявление кризиса – «я сам».
- Протест. Ребенок постоянно находится в конфронтации с миром взрослых, бунтует, воюет.
- Обесценивание взрослых. Ребенок обзывает родителей, дразнит, ругается, кусается, дерется.
- Деспотизм. Ребенок заставляет родителей потакать всем его прихотям, младших братьев и сестер ревнует.
Риски
Если главная потребность младенчества (потребность в безопасности) была удовлетворена, то в раннем возрасте формируется в любви. Притом особенно остро проявляется потребность в любви родителя противоположного пола. Именно в этот момент при неудовлетворенной потребности закладывается основа Эдипова комплекса и комплекса Электры.
Если на предыдущем этапе развития ребенок испытывал потребность в речевом контакте, то в раннем детстве актуальна потребность в тактильных ощущениях. Если она не удовлетворена, то ребенок на всю жизнь остается тактильно бесчувственным.
Если родители ограничивают самостоятельность и высмеивают попытки ее проявить, то на смену волевой регуляции ребенка приходит и стыда, . Это опасно жизненной пассивностью в дальнейшем, отрицанием собственного участия в ходе жизни, нерешительностью и неспособностью менять и строить жизнь, согласно собственным потребностям и желаниям.
Родителям предстоит набраться терпения на период кризиса трех лет. Разумеется, нельзя забывать о безопасности ребенка, но нужно максимально предоставлять ему свободу и ждать, пока тот сам завяжет шнурки или наденет шапку (происходит это, как правило, очень долго). Запреты на опасные ситуации должны быть четкими и однозначными.
Недопустимо употребление в адрес ребенка слова «маленький» и подобных ему. Ведь в собственном восприятии ребенок уже совсем не маленький, а самостоятельный и большой, он хочет действовать как взрослые. Кроме негативных реакций и попыток хоть как-то возвыситься («Ты дура») вы ничего не получите, если будете относиться к ребенку так же, как на более раннем этапе развития (его самоощущение поменялось).
Конечно, несмотря на всю самость, ребенок видит, что у него пока не все получается так, как у взрослых. Не унижайте его в этот момент, помогите, ненавязчиво научите («А можно я попробую»).
Послесловие
Таким образом, кризис трех лет характеризуется освоением ребенком «должен» и «хочу», их сопоставлением и разграничением. Возникает потребность самостоятельного выбора, развивается .
Ребенок анализирует «хочу», «должен» и «нельзя» и в итоге формулирует «могу». При вседозволенности со стороны родителей или наоборот строгих ограничениях кризис затягивается. Оптимальный вариант воспитания на этом этапе – направить ребенка в ту деятельность, где он сможет полноценно проявлять свою самостоятельность. Как правило, речь идет о ролевой игре. Она позволяет проигрывать сценарии, применять на себя роли и обязанности, развивать свою самостоятельность, учиться принимать решения.
Наступает такой момент, когда вы просто не узнаете своего ребенка. Из уравновешенного крохи он становится упертой, противоречивой противоположностью, старающейся все сделать наоборот.
Некоторые родители слышали, что такое кризис 3 лет у ребенка от других, но, когда дело касается собственного малыша - это совсем другое.
Что становится причиной кризиса: характер, воспитание или есть что-то еще?
Что такое кризис 3 лет?
Ребенок взрослеет, психика развивается, внутри происходят изменения, с которыми самостоятельно он справиться не может.
Часто взрослые люди не могут держать себя в руках, проявляя ярость, агрессию. Тогда что говорить о ребенке: психика, взгляды на жизнь и понимание её принципов в маленькой голове еще не сформировались.
У одних детей кризис проходит без ярко выраженных симптомов, другие проявляют чрезмерную агрессию, непослушание и бунт.
Почему наступает кризис трех лет у ребенка, каковы причины:
- Самая главная причина – взросление маленького члена семьи;
Хотя он - все еще беззащитная кроха, самому себе ребенок таким не кажется.
Самостоятельность проступает со всех сторон: малыш хочет сам одеваться, сам переходить через дорогу, не держась за родительскую руку, играть, как ему нравится и т.д.
- Воспитание.
Чрезмерная опека, постоянные ограничения, не предоставление самостоятельности в пределах его развития, вызывают бурю негодования у подросшего малыша.
Но сам кризис не имеет четких границ, может начаться и намного раньше - в 2,5 года или чуть позже, в 3,2 года.
«Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?» - встает логичный вопрос. Тут все зависит от:
- родителей, согласованности их действий;
- от характера ребенка (некоторые дети могут более ярко проживать этот период. Читайте, к примеру, статью Ребенок-холерик >>>);
- выбранной методики воспитания;
- какие усилия прикладывают близкие, чтобы помочь маленькому человечку.
Как правило, родителей интересует вопрос: «Когда заканчивается кризис 3 лет у ребенка?».
При правильно выбранной методике поведения «равновесие любви и требовательности», этот период негативизима и сопротивления длится не более 1-2 месяцев.
Меня очень расстраивает, что некоторые психологи говорят о сроке в 1-2 года. Это тогда не кризис, а непроходящая проблема воспитания.
Как проявляется кризис 3 лет?
- Ребенок стремится к самостоятельности, любая помощь отрицается;
- Проявление негативизма;
Малыш отказывается от собственных желаний, когда они совпадают с родительскими требованиями. Например: он устал, уже надоело играть, но отказывается прекратить игру, потому, что так сказали родители.
- Происходит отдаление от родителей, любое вмешательство встречается агрессией;
- Негативизм чаще проявляется по отношению к родителям, с ровесниками или другими взрослыми ведет себя более или менее ровно;
- Желает чувствовать себя взрослым.
Важно! В период кризиса не потерять авторитетность родительского положения и слова.
- Часто проявляются требования: «я хочу», «сам»;
Хорошо, когда малыш сам старается одеваться, шнуровать шнурки. Но, когда он сам хочет идти через дорогу, берет ножницы, чтобы срезать ногти и т.д., это подвергает его опасности.
- Упрямство проявляется практически во всех действиях: во время прогулок, процесса одевания, приема пищи или просто игры. Например: не хочет идти кушать, хотя он проголодался;
О том, как накормить строптивого малыша, я рассказываю в курсе Едим с удовольствием >>>.
- Вредность – старается все сделать наоборот. Даже, если ему так поступать не хочется;
- Чаще проявляются приступы агрессии, капризности, истерик.
Как пережить родителям
Когда наступает кризис 3 лет у ребенка, «что делать и как вести себя?» - задаются вопросами мамы и папы.
Помните! Именно в это время, как никогда, дитя нуждается в родительском внимании и любви. Наказание, упреки, нравоучения мало подействуют.
Это не значит, что наказывать и воспитывать не надо! Еще как надо! Но мудрым родителям, прежде всего, необходимо понять ребенка.
Посмотреть на его проблему не с высоты взрослого, а опуститься на детский уровень. Важно чувствовать: когда его действительно надо наказать, а когда проявить понимание, перевести внимание и отвлечь.
Кризис 3 лет у детей: как пережить малышу и близким людям:
- Не применять авторитарное воспитание;
Чрезмерная требовательность, не приправленная любовью, только усугубит ситуацию: ребенок отдалится, а ведь это - начало формирования тесной доверительной связи, которая ляжет в основу взаимопонимания в дальнейшем.
Не стоит сильно давить, нужно дать ему остыть, чтобы ситуация не переросла в конфликт.
- Не проявлять чрезмерной опеки, позвольте малышу, в пределах своего развития, почувствовать свободу, свою значимость;
- Советуйтесь с ним, пусть он проявляет инициативу, а мудрые родители мягко ведут его к правильному решению. Это очень важно!
Например:
- Можно заставить ребенка собрать игрушки и вызвать бурю протеста, а можно заинтересовать процессом, при этом советоваться с малышом: как правильно поставить игрушку, можно ли эти машинки или куколки ставить рядом?
- Можно заставить принимать пищу, а можно это сделать приятной интересной трапезой: узнайте, что он хочет, в какой тарелочке ему подать, в какую чашку налить чай или компот и т.д.;
- Если собираетесь на прогулку, предоставьте ему право выбора: что надеть. Приготовьте несколько вариантов одежды, пусть он выберет самостоятельно (кстати, читайте статью по теме: Как научить ребенка одеваться самостоятельно ?>>>);
- Если малыш хочет взять игрушку на прогулку, у него должен быть выбор из тех, которые можно выносить на улицу;
- Не стоит командовать малышом, пусть он рассуждает и делает выбор, при этом он думает, что решение принимает самостоятельно.
- В каждой сложившейся проблеме важно почувствовать настроение ребенка и, исходя из этого, принимать решение. Не доводите ситуацию до кризиса;
- Не поддавайтесь на шантаж;
Дети - отличные психологи, даже такие маленькие.
Ваш ребенок должен понять, что криками, истерикой, топаньем ногами и шантажом он ничего не добьется.
Вот тут необходимо проявить твердость характера, несколько поблажек и родители получают «шантажиста». Он поймет, что получит все, что захочет. Стоит подчинить себе близких людей, манипулируя ими, и все в его руках.
Необходимо, чтобы малыш усвоил, что с помощью криков и истерик он ничего не получит.
Кстати! В случае возникшей истерики, учить ребенка бесполезно, необходимо выждать, когда он успокоится.
- Важно проявлять спокойствие, хотя это крайне сложно, и не кричать;
Разбитая посуда, грязная одежда не стоят того, чтобы портить отношения с крохой.
И тут есть один важный аспект: если ребенок сделал это (разбил, замарал или что-то еще) нечаянно, ругать нельзя! Все ошибаются и, особенно, дети.
Но если он сделал это специально, за таким поступком должны последовать естественные последствия.
Методы управления своим психологическим состоянием и советы, как сдержаться, если ребенок доводит вас до белого каления, смотрите в интернет-курсе Мама, не кричи !>>>
- Превращайте домашнюю работу в игру, пусть малыш почувствует себя значимым, важным. Пусть знает, что в нем нуждаются;
- Обнимайте, целуйте, ободряйте, если что-то не получается. Он должен быть уверен в любви родителей несмотря ни на что;
Особенно нуждаются в видимом проявлении любви детки, у которых есть младшие братик или сестричка. Они ревнуют, думая, что вся любовь направлена на младшего.
- Хвалите ребенка за малейшие достижения;
Если у малыша что-то не получается, можно предложить помощь. Если он не согласен, пусть делает, как может, важно не доводить ситуацию до агрессии. Переделать сможете и без него.
- Не стоит сравнивать малыша с другими детьми и, особенно, с братом или сестрой, если таковые есть. У ребенка разовьется чувство неполноценности, зависти, соперничества;
- Нельзя оскорблять, говорить, что он растяпа, глупый, нехороший и т.д., оскорбления занижают самооценку.
В процессе роста дети проходят определенные этапы своего развития, порой спокойные, а иногда взрывные и трудно контролируемые. Сохраняйте спокойствие и помните, что все дети вырастают!
Еще вчера ваш ребенок был таким послушным и мягким, а сегодня отказывается категорически выполнять мамины просьбы, грубит по любому поводу, устраивает истерики. Что с ним произошло? Вероятней всего, ваш малыш вступил в так называемый кризис 3 лет. Согласитесь, довольно внушительно звучит. Но каким же образом реагировать родителям на это детское поведение и что можно сделать?
Что необходимо знать о кризисе трех лет у ребенка?
В психологии таким термином называют особый , довольно короткий по времени период жизни малыша, характеризующийся значительными изменениями в его психическом развитии. При этом кризис необязательно отмечается на третий год рождения, приблизительный возраст появления – 2,5-3,5 года.
- Время упрямства начинается приблизительно с 1,5 года.
- Чаще всего данная фаза завершается к 3,5-4,5 годам.
- Основной пик упрямства отмечается в 2-3 года.
- Девочки капризничают чаще, нежели мальчики.
- Мальчики больше упрямятся, в отличие от девочек.
- В период кризиса 3 лет приступы капризности и упрямства отмечаются до 7 раз ежедневно. У определенных детей – до 20 раз.
Кризис - это перестройка психики вашего малыша , его так называемое взросление.
Острота и продолжительность появлений эмоциональных реакций значительно зависят от особенности отношений между малышом и мамой, семейного стиля воспитания, темперамента ребенка. Психологи говорят, что чем авторитарнее ведут себя родители, тем острее и ярче проявляется кризис. Между прочим, он усилиться может с началом походов в детский садик.
Если еще относительно недавно взрослые не понимали, как детей приучить к самостоятельности, то в это время ее чересчур много. Слышны регулярно фразы «я хочу/я не хочу», «я сам».
Ребенок начинает осознавать себя самостоятельной личностью , со своими потребностями и пожеланиями. Это самое важное новообразование этого кризиса возраста. Так, для этого очень сложного периода характерны как конфликты с отцом и матерью, так и формирование нового качества – самосознания.
И все же, невзирая на кажущуюся взрослость, ребенок еще не понимает, как получить одобрение и признание от взрослых. Родители с ребенком продолжают обращаться, как с несмышленым и маленьким, а для самого ребенка он уже большой и самостоятельный. И эта несправедливость заставляет малыша бунтовать.
Основные признаки
Кроме стремления к получению независимости, кризис имеет и иные характерные признаки, с помощью которых его невозможно перепутать с детской вредностью и плохим поведением.
Упрямство
Зачастую упрямство путают с настойчивостью . Но настойчивость - это волевое и полезное качество, которое дает возможность малышу доходить до своей цели, невзирая на сложности. Например, достроить все-таки из кубиков домик, даже если он все время разваливается.
Упрямство характеризуется стремлением ребенка на своем стоять до конца лишь потому, что он этого уже когда-то требовал. К примеру, вы позвали его завтракать, а он отказывается. Мама начинает убеждать, а он говорит: «Я уже сказал, что завтракать не буду, значит, не буду».
Рекомендация : Не старайтесь малыша переубедить, так как вы лишите ребенка шанса с достоинством выйти из затруднительного положения. Как один из вариантов – сказать, что вы завтрак оставите на столе, а он может поесть, если проголодается. Данный способ лучше использовать только во время кризиса.
Негативизм
Негативизм ребенка вынуждает выступать против как родительского, так и собственного желания. К примеру, мама предлагает пойти в зоопарк, а малыш категорически отказывается, однако сам очень хочет посмотреть на животных. Просто предложение исходит от взрослых.
Необходимо различать негативные реакции и непослушание. Непослушные малыши поступают с учетом своих желаний, которые зачастую идут вразрез с пожеланиями взрослых. Между прочим, негативизм очень часто избирателен: малыш не выполняет просьбы конкретного человека, как правило, мамы, а с другими себя ведет как прежде.
Рекомендация: Не стоит в приказном тоне говорить с детьми. Если малыш негативно настроен по отношению к вам, то позвольте ему отойти от чрезмерных эмоций и дать возможность успокоиться. В некоторых случаях могут помочь и просьбы наоборот: «Мы сегодня никуда не пойдем, не одевайся».
Симптом обесценивания
Малыш теряет ценность к старым привязанностям – к любимым машинкам и куклам, людям, правилам поведения, книгам и т.д. Неожиданно он начинает рвать книжки, ломать игрушки, произносить грубости, кривляться перед бабушкой или обзывать. Тем более что лексикон ребенка все время увеличивается, в том числе, пополняясь и различными плохими и даже неприличными словами.
Рекомендация: Попробуйте детей отвлечь другими игрушками. Вместо книжек выберите рисование, вместо кукол займитесь конструктором. Чаще просматривайте картинки относительно того, как необходимо вести себя с остальными людьми. Но не нужно читать нравоучений, нужно проигрывать тревожащие вас реакции малыша в сюжетно-ролевых играх.
Деспотизм
Чаще всего данный симптом отмечается в семьях с единственным ребенком. Малыш пытается родителей заставить делать так, как ему захочется. Например, сын требует, чтобы мама постоянно находилась рядом с ним. Если в семье не один ребенок, то деспотические реакции проявляются в виде ревности: он толкается, топает, кричит, отбирает у сестренки или братика игрушки.
Рекомендация: Не нужно поддаваться на манипуляции. И при этом постарайтесь больше внимания уделять детям. Они обязаны осознать, что внимание родителей привлечь можно и без истерик и скандалов. Привлекайте их к домашней работе – вместе готовьте ужин для папы.
Своеволие
Своеволие выражается в том, что дети пытаются стремиться к самостоятельности, при этом вне зависимости от собственных возможностей и конкретной ситуации. Малыш хочет сам купить какой-то товар в супермаркете, рассчитаться на кассе, перейти проезжую часть, не держась за мамину руку. Неудивительно, что эти желания у родителей особого восторга не вызывают.
Рекомендация: Разрешите ребенку самостоятельно делать то, к чему он стремится. Если он желаемое выполнит – получит огромный опыт, если не получится – может выполнить в следующий раз. Естественно, что это относится только к тем ситуациям, которые совершенно безопасны для малыша.
Бунт
Малыш в три года пытается родителям доказать, что его желания так же ценные, как их. Именно по этой причине он по любому поводу идет на конфликт. Кажется, что ребенок с окружающими находится в состоянии необъявленной «войны», протестуя против любого их решения: «Не буду, не хочу!».
Рекомендация: Постарайтесь оставаться доброжелательными, спокойными, выслушивайте мнениемалыша. Но нужно настаивать на своем решении, если дело относится безопасности крохи: «Не нужно играть с мячиком на дороге!».
Строптивость
Данный негативный признак кризиса безличен. Если негативизм относится к конкретному одному из родителей, то строптивость направлена на все предметы и действия, которые родители ребенку предлагают, на привычный образ жизни. Часто она отмечается в семьях, где есть разногласия относительно воспитания между папой и мамой, бабушкой и родителями. Он просто не выполняет какие-либо требования.
Рекомендация: Если малыш убирать игрушки не хочет прямо сейчас, то займите ребенка другой деятельностью – к примеру, порисуйте. А через пару минут вы увидите, что он самостоятельно начнет без вашего напоминания складывать в корзину машинки.
Что могут сделать родители?
Для начала родителям необходимо понять, что такое поведение – это не вредный характер или плохая наследственность. Ваш малыш уже вырос и пытается быть независимым . Наступило время строить новые взаимоотношения.
Чаще всего плохое поведение детей трех лет – истерические реакции и капризы – направлено на получение желаемой вещи и привлечения внимания родителей. Как вести следует себя взрослым при кризисе трех лет, для того чтобы не допускать постоянных истерик? Вот основные советы родителям:
Для того чтобы минимизировать появление капризов и истерик, нужно:
- ребенку предоставить заботу и внимание;
- не показывая раздражение, оставаться спокойными;
- отложить разговор до окончания скандала;
- узнать причину этого поведения;
- предложить ребенку самостоятельно выбрать вариант решения проблемы («Что бы на моем месте ты сделал?»).
Определенные родители, прочитав данную статью, скажут, что не отмечали у своих детей в три года таких негативных проявлений. На самом деле, в определенных случаях кризис трех лет проходит без явных признаков. Но самое важное в это время не то, как он происходит, а то, к чему кризис может привести. Точный признак нормального развития ребенка как личности на данном этапе – появление таких психологических качеств, как уверенность в своих силах, воля и настойчивость.
То есть, кризис в возрасте три года – это совершенно нормальное явление для взрослеющего малыша, которое позволяет ребенку стать самостоятельной личностью. И еще один немаловажный момент – чем мягче и доверительнее взаимоотношения между матерью и ребенком, тем проще он пройдет данный этап. Крики, категоричность и раздражение взрослых лишь усугубят негативное поведение вашего малыша.
Ваш малыш начал скандалить, упрямиться и повторять, словно заведенный, одну и ту же фразу “я сам”. При всем этом он каждое ваше слово воспринимает “в штыки” с неким негативом. Ему около 3-х лет. Все это ваша ситуация? Поздравляем! У вашего ребенка проявляется кризис, так и называемый, кризис трех лет.
Конечно, он может прийти как немного раньше, так и немного позже. У одного ребенка он проявится очень бурно, а у другого будет еле заметным. Но пройти через эту ступень развития должен каждый ребенок. Пройти для того, чтобы перейти на новую ступень психологического развития. И это нормально. Правильно. Так задумано природой.
Тяжело, когда привычный уклад жизни резко перевернулся с ног на голову. Вы не понимаете, что происходит с вашим любимым и послушным малышом. Но хуже то, что сам ребенок не понимает того, что происходит внутри него. И вы должны помочь ему пройти этот этап его жизни с наименьшими потерями, с большей пользой и радостью взрасления.
- Негативизм
Негативизм не равно непослушание. Когда ребенок не слушается вас, он не делает то, чего не хочет делать. А при негативизме он не будет делать то, что он хочет сделать лишь по той причине, что это что-то предложил взрослый.
Например, непослушание: ребенок рисует, его зовут ужинать. Ребенок отказывается, так как он еще хочет порисовать.
Негативизм: ребенок рисует, его зовут кушать. Ребенок отказывается, хотя видно, что он голодный. А отказался он, так как кушать ему предложил взрослый. В этом случае ребенок будет делать всегда наперекор взрослому.
- Упрямство
Упрямство не равно настойчивость. Настойчивый ребенок хочет что-то определенное и целенаправленно этого добивается. Упрямый ребенок требует чего-то не потому, что ему это надо, а потому что он это уже потребовал.
Например, ребенок катается на велосипеде и ему это очень нравится, поэтому он не хочет идти домой. Это настойчивость.
Если же в этой ситуации мама разумно аргументировала свое предложение пойти домой (предложила замену) и ребенок согласен с доводами мамы, но все равно отказывается и только из-за того, что он уже отказался (потому что именно мама предложила замену, а не он сам так решил), — это упрямство.
- Протест
Ребенок бунтует против всего своего предыдущего образа жизни, против норм и правил воспитания.
- Своеволие, стремление к самостоятельности
Ребенок все хочет делать сам, независимо от того умеет он это или нет.
- Обесценивание
Все, что ребенок ценил ранее, уже не имеет никакой ценности. Это этап исследовательской деятельности. Ребенку интересно наблюдать реакцию на “а что будет, если…”. В будущем он поймет, что может своим поведением обидеть взрослого.
- Деспотизм и ревность
Деспотизм проявляется в семьях с одним ребенком в желании ребенка властвовать над окружающими его взрослыми. Ревность проявляется в семьях с несколькими детьми по отношению к братьям и сестрам в желании ребенка властвовать над взрослыми и не делить эту власть с другими. Как научить ребенка делиться .
Суть кризиса 3-х лет
Чтобы понять суть кризиса 3-х лет давайте на минуту закроем глаза и вспомним то время, когда мы получили свои водительские права.
Некоторое время я учился, тренировался. Далее были экзамены. И все. Права в кармане. Я – водитель! Сперва я очень аккуратно езжу, медленно, спокойно. Проверяю, не забыл ли включить ближний свет или указатель поворота. Боюсь наехать на бордюр или не увидеть дорожный знак. Я еще не чувствую машину. Но постепенно я учусь. И понимаю, вот оно. Машина меня слушается. Я контролирую ситуацию. Мне это нравится! Я начинаю носиться. Пока не случилось ДТП. Еще неприятная ситуация на дороге. И еще… И только теперь я замечаю недоуменные взгляды других водителей и их немые возгласы. Я смотрю на себя со стороны. И становлюсь аккуратным водителем со стажем. Мой стиль вождения меняется.
Так и ребенок. Первые три года жизни ребенок познает мир, узнает большое количество информации. В физическом и психологическом плане он зависит от мамы. Через некоторое время малыш понимает, что он может не только смотреть, но и переворачиваться, сидеть, ходить. Он исследует этот мир, он получает от этого огромное удовольствие.
«Ура! Я могу сам! У меня получается! Я как папа и мама! Я взрослый!» Ваш ребенок стал настолько уверенным в себе, что начал осознавать, что он отдельная личность. И он начинает “носиться по дорогам”, причем, с такой скоростью… И он не понимает ваших “взглядов и возгласов”.
Кризис – это внутреннее противоречие “хочу-могу”. Внутренний конфликт заключается в несоответствии реальных возможностей ребенка его желаниям. Внешний конфликт – опека взрослых. Ребенок сопротивляется. Он хочет принимать решения сам! Но решения не только что делать, но и решать делать ли вообще что-то.
Во время данного кризиса у ребенка меняется отношение к себе, к окружающим его людям. Меняется взгляд на авторитет родителей. Ребенок стремится к самостоятельности, он хочет, чтобы его независимость признали, но вместе с тем, он к этому еще не готов. Происходит бунт против всех норм и правил, которые были приняты ранее. Ребенок познает различие между такими понятиями как “должен” и “хочу”.
Чего дела ть нельзя!
- Настаивать на своем НЕЛЬЗЯ
- Приказывать НЕЛЬЗЯ
- Ломать упрямство НЕЛЬЗЯ
- Не давать проявлять самостоятельность НЕЛЬЗЯ
- Не считаться с его мнением НЕЛЬЗЯ
- Ругать НЕЛЬЗЯ
- Выполнять требования ребенка во время его истерики НЕЛЬЗЯ
Подробнее про детские истерики, их причины и методы успокоения .
- Дайте ребенку быть самостоятельным.
То, что ребенок может сделать сам, пусть сделает сам. Пусть пытается. Да, теперь нужно будет потратить больше времени на одевание, раздевание, умывание и т.д. Запланируйте заранее это время, чтоб потом не нервничать и не ругаться. Не забывайте поощрять его самостоятельность. Если у ребенка что-то получается не до конца, помогите ему. И совсем скоро он научится делать это сам.
- Всегда предлагайте возможность выбора.
Так вы займете ребенка тем, что выбрать из предложенного вами вместо того, чтобы слушать его нежелание делать что-то. Например, “Мы пойдем в лес или в парк”. В этом случае ребенок занят выбором места прогулки, а не на решении вообще никуда не идти. Никогда не приказывайте, всегда просите что-то сделать.
- Только после того, как ребенок успокоился, возвращайтесь к вашему разговору.
Ребенок должен понимать, что он криками, истериками и капризами ничего не добьется. Не срывайтесь, не ругайте, ведите себя спокойно, не замечайте истерики, занимайтесь своим делом. Конечно, некоторых деток нужно отвлечь, пообнимать или пожалеть. Но не выполнять требование ребенка, находящегося в таком состоянии.
- Просите ребенка о помощи.
Поубирать, полить цветок, раскатать тесто. Так он учится самостоятельности и ответственности. Всегда благодарите за помощь.
- Ролевая игра – важная составляющая взросления ребенка.
Используйте этот факт для выхода из конфликтных ситуаций. Если ребенок отказывается кушать. Посадите за стол мишку, угостите его супом и от имени мишки попросите ребенка покормить его. Таким образом, в игре, ребенок незаметно сам для себя покушает.
- При появлении истерики у ребенка в людном месте просто избавьте ребенка от зрителей.
Можно перенести его в менее людное место, бесполезно что-то в это время объяснять. Нужно дождаться конца истерии, не реагируя на нее. А уже потом объясните как нужно себя вести и почему.
- Всегда следите за своими словами и действиями.
Их то и копирует ребенок. Также возьмите себе за правило проговаривать чувства, переживания и эмоции ребенка. Так он помет, что вы его понимаете, и научится сам различать свои чувства. Например, если ребенок ударился и начал плакать, скажите: “Ты ударился о стол, тебе больно, из-за этого ты начал плакать”.
- Есть одно “нет”, которое не обсуждается.
И связано оно с техникой безопасности и здоровьем вашего ребенка. Конечно, объяснять, почему «нельзя», нужно. Иногда даже по десять раз. Но этот запрет неприкосновенен. В “мелочах” уступайте. Давайте совершать ошибки. Пусть у ребенка появится собственный опыт под вашим наблюдением
- Творите. Рисуйте, лепите, разукрашивайте. Так можно легче справится с эмоциями.
- Если ребенок не хочет что-то делать, попробуйте использовать фразу: “давай вместе”.
- Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Если ему хочется рвать книгу, предложите порвать старый журнал.
Если «впадаться в крайности» — все разрешать ребенку либо все запрещать – кризис может затянуться надолго.
От того, каким образом вы будете взаимодействовать со своим ребенком, зависит то, каким он станет в будущем. Будет ли он с упорством добиваться поставленных целей, стремится к самостоятельности и ответственности либо будет зависимым послушным и безвольным человеком.
Ребенок воспитывается на вашем примере, а не на замечаниях с вашей стороны. Ведите себя с ним так, как хотели бы, чтобы он вел себя с вами и с окружающим миром.
3 2 849 0
Вашему малышу уже почти три года. Вы так ждали этого момента – он сам ходит, играет, кушает, одевается, объясняет, что ему нужно. И вдруг добрый и послушный ребенок меняется.
Частые истерики, валяние на полу, драки и отказ на все требования – это и есть кризис трех лет.
Через него проходит каждый ребенок, но радует одно – это временно.
Детские психологи призывают мам и пап не переживать, ведь такое изменение в поведении чада является очень важным этапом взросления.
- Кризис трех лет бывает у 78% детей дошкольного возраста.
- Во всех случаях это обусловлено переходом от раннего возраста к старшему, когда начинает формироваться личность ребенка.
- В 85% случаев пережить трудный период удается без помощи специалиста.
- В сложной ситуации наладить отношения с ребенком поможет только детский психолог.
Любой кризис является движущей силой к развитию. Если взрослея ребенок изменился, стал более строптивым, упрямым и несговорчивым - не отчаивайтесь.
Если вы разберетесь в причинах появления кризиса, то сможете малышу помочь преодолеть новый жизненный этап.
В статье вы узнаете какие симптомы и причины кризиса, что категорически нельзя делать в это время, и гарантированные методы преодоления трудного периода.
Причины появления детского кризиса
Причины | Объяснение |
Малыш неуверенный в себе | Когда в семье не обращают внимание на мнение сына или дочки и контролируют каждый шаг, то они вырастают неуверенными и закомплексованными. Постоянное недовольство поведением малыша позже выльется либо в бурю эмоций, либо в закрытость. |
Хочет отомстить | Не придерживаясь своих же обещаний ребенку, вы рискуете получить отвратительное поведение малыша как раз в период становления личности. Он перестает слышать и слушать, ведь с ним поступают так же.
Например, пообещали пойти в цирк, но папа устал или ему просто лень. Первенец обидеться и захочет отомстить. |
Родители не уделяют времени детям | По мере роста малыша, родители думают, что внимания крохе не так много уже и нужно. Он сам может поиграть, попить, сходить на горшок и т.д. Это не так. Ребенок не чувствует столько материнской заботы и пытается таким образом привлечь ваше внимание. Если за съеденный суп мама скажет всего лишь “Молодец”, то на плохое поведение у родителей будет шквал эмоций. |
Кризис – способ ребенка утвердиться | Как раз таки возраст 2,5-3,5 лет – это становление собственного “Я”. Малыш чувствует себя взрослым и пытается это доказать родителям. Идет наперекор требованиям старших и, как будто, специально делает назло. Но на самом деле такое поведение малыша говорит лишь о том, что он пытается самоутвердиться, а не знает каким способом это делать. |
Отличительные признаки этого периода
Ребенок, высказав свое “хочу”, стоит до последнего, даже если уже и не хочется.
Например, сын хочет очередную машинку, мама свой отказ объясняет тем, что у него есть уже 40 штук дома. Но ребенок не уступит, он упрямо будет требовать, потому что хочет, чтобы с ним считались.
Это самый яркий признак кризиса трехлетнего ребенка. В три года психология детей построена так, что на все предложения взрослого они отвечают “Нет!”, даже если этого сильно хотят.
К примеру, мама просит одеваться малыша и выходить на улицу, но в ответ слышит: “Не хочу, не пойду”. Ребенок на улицу хочет, но отказывается потому, что это просьба родителя.
Если кратко, то это просто желание делать все наперекор взрослому.
Самостоятельность
Ребенок пробует делать все сам. И даже если к трехлетнему возрасту ваше чадо не умеет кушать, одеваться, обуваться самостоятельно, то в этот период будет испробовано все. В это время вы все чаще будете слышать: “Я сам”.
Дети пробуют делать сами даже то, что никогда не пробовали. Хоть некоторые вещи и не получатся, малыш упорно старается, потому что он уже взрослый.
Если не вышло так, как нужно, реакция будет бурная. Ведь родителей о помощи просить не хочется, а у самого не получается.
Обесценивание
Даже то, что было раньше так дорого чаду, может в миг обесценится.
Любимая машинка становится некрасивой, друзья плохими, а катание на качели скучным.
В этот период даже к близким людям дети грубят, обзываются и проявляют агрессию.
Протест
Ребенок протестует против всех правил поведения. Все, что навязывается родителями, воспринимается чадом в штыки.
Непослушание, поведение « я не слышал» или « я не видел» на улице, во время игр дома или в коллективе.
Деспотизм
Начинает командовать родителями. Даже пусть это будут абсурдные указания, но малыш хочет почувствовать власть.
В семье, где ребенок не один, проявляется ревность к сестричке или братику. Ваше чадо просто хочет быть центром внимания и самым главным героем. Испугались? Не стоит! Предупрежден, значит вооружен. Ниже вы прочитаете советы, которые помогут наладить отношения с трехлетним ребенком и не допустить грубых ошибок.
Сколько может длиться переходной этап
Как долго будет длиться период непослушания, предсказать невозможно. У кого-то месяц, у кого-то год. Есть детки, которые проживают детский кризис никак не поменяв тактику поведения.
На самом деле, сколько будет длиться кризисный возраст, зависит от поведения родителей.
Его нужно просто пережить. А прочитав наши рекомендации, вы поможете малышу преодолеть все сложности.
Как родителям вести себя с ребенком в кризисный период
- Не ограничивайте свободу малыша, воздержитесь от чрезмерной опеки.
- Четко следуйте своим правилам воспитания. К примеру, если нельзя есть чипсы, то, во-первых, не ешьте их сами, а во-вторых, ни при каких условиях не давайте “хоть одну штучку”. В каждой семье есть границы дозволенного, которые не стоит переходить и им следуют все члены семьи.
- Перестаньте командовать. Научитесь давать указания незаметно. Например: “Одевайся, мы едем к бабушке”, – замените на: “Ты оденешь синюю футболку или красную к бабушке?”. Проверьте, это работает.
- Отвлекайте малыша от негативных эмоций. Если видите что истерика неизбежна, вспомните интересную историю что с ним недавно приключилась. Слова: “А помнишь как круто ты вчера съехал с горки?”, – отвлекут малыша.
- Постарайтесь строить предложения так, чтобы ребенок не смог ответить “Нет”. Вместо “Идем гулять на улицу?”, можно спросить: “На какую площадку мы сегодня пойдем?”.
- Проявляйте терпение и спокойствие. Во время плача или крика постарайтесь не кричать в ответ. Если спокойно отреагировать на плохое поведение, то ребенок поймет, что таким образом манипулировать не сможет.
- Дайте вашему чаду самостоятельно решать элементарные вещи. Например, что одеть на улицу или какие яблоки купить.
- Не говорите, что у него ничего не получится. Если малыш сам решил одеваться, но пока что не соображает как это сделать, – не мешайте. Пусть попробует сделать все сам, а потом вы ему чуть-чуть поможете.
- Используйте ролевые игры в своих целях. С помощью игр можно учить деток правил поведения, и т.д.
- Просите помочь. Таким образом малыш показывает какой он взрослый. Например, попросите помочь во время уборки протереть пыль.
- Чаще и самостоятельность.
- Не сравнивайте с соседскими детьми. В таком возрасте ребенок еще не понимает почему вдруг Маша лучше чем он.
- Следите за своим поведением. Ребенок трех лет любит повторять взрослые слова и поступки.
- Уважайте личность малыша. Комаровский советует уважительно относиться к ребенку, тогда и он к вам будет со временем относиться соответствующе.
- Проводите с ним много времени. Хоть кажется, что в три года мама не особо нужна, но в период становления “Я” без поддержки родителей не обойтись.
- Проявляйте любовь. Чаще обнимайте, целуйте и говорите что любите. Детям важно слышать и чувствовать поддержку.
Чего нельзя делать
- Крики, скандалы и злость - табу в общении с ребенком. Это только спровоцирует замкнутость и обиду малыша, при этом осознания почему последовало наказание и гнев не будет.
- Не прибегайте к шлепанью или ругани чада за плохое поведение, высказывание грубых фраз или неприличных слов. Достаточно спокойным голосом объяснить, почему этим может обидеть, какие слова и фразы не стоит произносить.
- Не повышайте голос. В детском возрасте крайне важно разговаривать с ребенком спокойно и уверенно.
- , даже если ребенок совершил серьезный проступок.
- Нельзя не уделять малышу внимания, ссылаясь на занятость. Фразы « не сейчас», «не мешай» и «уйди» только спровоцируют замкнутость и обиду.
- Не запугивайте ребенка в попытках научить не трогать уличных животных, не выходить на дорогу, или не убегать в магазине. Объясните причину своего беспокойства так, чтобы малыш не получил фобию.
- Никогда не давайте понять, что кроме него в вашей жизни много проблем и дел. Общение, терпение и хорошие доверительные отношения - залог преодоления любого кризиса, даже у детей двух и трех лет.
- Не запрещайте самостоятельно что-то делать;
- Не нужно настаивать только на своем;
- Не показывайте, что мнение малыша вам безразлично;
- Не ломайте упрямство.