«Агамемнон! - прошептал он, - Это Агамемнон!»
Так сказал 6 декабря 1876 года Генрих Шлиман. Немецкий археолог, за несколько лет до этого нашедший Трою, был уверен, что вновь победил.
Гомер, описавший в своей «Илиаде» величие Трои и вождей древности, до сих пор считался лишь мифом. Шлиман не был профессиональным археологом и история Илиона покорила его. Но поиски Трои были закончены и он был одержим новой идеей. Агамемноном - греческим царем, описанным в «Илиаде».
Так, основываясь на легендарной поэме и заметках греческого географа Павсания, 7 августа 1876 года Генрих Шлиман приступил к раскопкам. Он взял 63 рабочих, позже увеличив их до 125. Но первая могила была раскопана лишь спустя 4 месяца.
Так называемый «могильный круг А» древнегреческого города Микены - зона, где были найдены захоронения. Рядом Львиные ворота - въезд в Микены. За 25 дней с момента обнаружения первой, раскопали еще 5 могил. В которых были найдены останки 15 человек. На голове одного из них покоилась золотая маска.
«С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребение, в котором были захоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и ее любовником Эгистом». Эта телеграммы была отправлена Шлиманом королю Греции в день обнаружения захоронений.
Золотая посмертная маска, покрывавшая череп была вся в вековом наросте. Шлиман поднял ее вместе с черепом. В его руках останки превратились в пыль. Софья, жена Шлимана, единственная, кроме Генриха, кто видел кости. Осталась лишь маска. Очищенная, она оказалась лицом индоевропейского типа. По бокам широкого, с тонкими чертами лица, вились литые бакенбарды. Усы дугами завивались вверх над губой. По бокам в маске были приделаны отверстия для крепления к голове. Одержимый своим мифом Шлиман мечтал, чтобы это и был царь Агамемнон.
Маска оказалась не единственной. В захоронении так же были и другие останки, покрытие посмертным почетом. Но Шлиман верил.
Возраст маски датируется примерно 1600 г. до.н.э. Но принадлежала ли она вождю, разрушившему Трою, до сих пор не известно. По историческим данным, троянская война датируется 1200 годом до нашей эры. Следовательно - маска старше.
К подобному выводу приходит и В. А. Чудинов. Он доктор филологических наук, профессор. Однако, его исследования предметов древности и теория «тайнописного наследия» не признаны академической наукой. Исследовавший эпиграфику (содержание и форма надписей на твердых материалах) и палеографию (историю письма), он провел и анализ «маски Агамемнона». Проанализировав найденные им на маске письмена, он пришел к оригинальному заключению.
По его словам, надписи на бровях, бакенбардах, глазах, усах и около губ заключают в себе одно значение. «Маска принадлежала миму Яра (...) жрецу храма Мары». (В. А. Чудинов «Золотая маска Агамемнона») к его исследованию трудно отнестись серьезно, однако вывод тот же - маска не принадлежала вождю Атридов.
Сегодня маска хранится в Национальном археологическом музее Афин. Под ней стоит надпись «Маска Агамемнона, 1550-1500 гг. до н.э. Золото.»
«Я ошибся. Но тот, первый, был Агамемноном. Агамемнон должен быть здесь!»
Генрих Шлиман.
В области археологии Шлиман достиг трех вершин. «Сокровища царя Приама», о которых мы рассказали в предыдущей главе, были первой; второй суждено было стать открытию царских погребений в Микенах.
Одной из наиболее мрачных и одновременно одной из самых возвышенных, полной темных страстей глав истории Греции является история Пелопидов из Микен, история возвращения и гибели Агамемнона.
Девять лет стоял Агамемнон перед Троей. Эгист использовал это время:
Тою порою, как билися мы на полях
Илионских,
Он в безопасном углу многоконного града
Сердце жены Агамемнона лестью опутывал
Эгист поставил часового, который должен был предупредить его о возвращении супруга Клитемнестры, и окружил себя вооруженными людьми. Потом он пригласил Агамемнона на пир, но, «преступные козни замыслив», убил его, «подобно тому, как быков убивают за жвачкой». Не спасся и никто из друзей Агамемнона, никто из тех, кто пришел вместе с ним. Прошли долгие восемь лет, прежде чем Орест, сын Агамемнона, отомстил за отца, расправившись с Клитемнестрой, своей матерью, и Эгистом – убийцей.
Эти события вдохновляли многих авторов трагедий: Агамемнону посвящена самая выдающаяся трагедия Эсхила; французский писатель Жан-Поль Сартр написал драму об Оресте. Память о «царе среди мужей», одном из самых могущественных и богатых правителей, владыке Пелопоннеса, никогда не угасала.
Но Микены были не только кровавыми. Троя, судя по описаниям Гомера, была очень богатым городом. Микены же были еще богаче:
Гомер везде называет этот город «златообильным». Околдованный «сокровищами царя Приама», Шлиман принялся за поиски нового клада и, кто бы мог себе это представить, нашел его!
Микены находятся на полпути между Аргосом и Коринфским перешейком. Если взглянуть на эту бывшую царскую резиденцию с запада, прежде всего бросаются в глаза сплошные развалины – это остатки огромных стен, позади которых вначале отлого, а затем все более круто вздымается Эвбея с часовней пророка Ильи.
Примерно около 170 года н.э. здесь побывал Павсаний. Он описал все, что ему довелось увидеть; это было безусловно больше того, что смог увидеть Шлиман. Но в одном задача археолога отличалась здесь от той, которую приходилось решать в Трое: Микены не нужно было искать, их месторасположение было видно совершенно отчетливо. Правда, развалины были покрыты пылью тысячелетий, и там, где, некогда ступали цари, ныне мирно паслись овцы, но эти развалины, эти руины, немые свидетели былого могущества, роскоши и великолепия, все-таки существовали. Главный вход во дворец, так называемые Львиные ворота, перед которыми в изумлении застывали все, кому довелось их увидеть, был открыт всем взорам точно так же, как и сокровищницы (в свое время их принимали за печи для выпечки хлеба), в том числе и самая знаменитая среди них Сокровищница Атрея, первого Пелопида, отца Агамемнона. Это было подземное куполообразное помещение высотой более тринадцати метров, своды которого были сложены из циклопических камней, связанных друг с другом лишь силой собственной тяжести.
Некоторые античные писатели считали, что именно здесь, в этом районе, находится гробница Агамемнона и его друзей, убитых вместе с ним. Местоположение города было ясным, вопрос же местоположения гробницы был по меньшей мере спорным. Найти наперекор всем ученым Трою Шлиману помог Гомер; на этот раз он опирался на одно место из Павсания, которое считал неверно переведенным и неверно интерпретированным. По общепризнанному мнению (два крупнейших авторитета – англичанин Додуэлл и немец Курциус – придерживались именно этой точки зрения), Павсаний относил гробницу Агамемнона за кольцо крепостного вала. Шлиман же доказывал, что она лежит внутри этого кольца. Это мнение, в основе которого лежало опять-таки не столько научно обоснованное убеждение, сколько ортодоксальная вера в письменные свидетельства древних авторов, он высказал впервые еще в своей книге об Итаке. Впрочем, это не столь важно; важно то, что раскопки подтвердили его правоту.
«Я приступил к этой большой работе 7 августа 1876 года вместе с 63 рабочими... Начиная с 19 августа в моем распоряжении находились в среднем 125 человек и четыре телеги, и мне удалось добиться неплохих результатов».
Итак, первое, что он обнаружил, не считая бесчисленного множества различных ваз, был какой-то круг, образованный двойным кольцом вертикально поставленных камней. Ничтоже сумняшеся, Шлиман решил, что он раскопал Микенскую агору: этот странный каменный круг он принял за скамью, на которой восседали отцы города во время совещаний и судебных заседаний, ту самую скамью, на которой стоял вестник, призывавший в «Электре» народ на агору.
И когда он у того же Павсания обнаружил еще одно упоминание об агоре – «Здесь собирались они на свои собрания, на том месте, где покоился прах героя», – он уже нисколько не сомневался (та же маниакальная уверенность привела его через шесть городов к «сокровищам царя Приама»), что стоит на могиле Агамемнона.
Затем он обнаружил девять гробниц – пять из них были шахты-могилы и находились внутри крепости, а остальные четыре, на которых еще великолепно сохранился рельеф, относились к следующему веку; они имели куполообразную форму и находились вне крепостных стен. Теперь у Шлимана пропали последние сомнения, ему изменила присущая исследователям осторожность, и он записал: «В самом деле, я нисколько не сомневаюсь, что мне удалось найти те самые гробницы, о которых Павсаний пишет, что в них похоронены Атрей, царь эллинов Агамемнон, его возница Эвримедон, Кассандра и их спутники».
Между тем работа у сокровищницы возле Львиных ворот продвигалась медленно: слой был тверд, как камень. Но и здесь Шлиманом руководила все та же уверенность маньяка. «Я убежден в правильности традиции, согласно которой в этих таинственных постройках хранились сокровища царей». И уже первые находки, сделанные среди мусора, который пришлось отгребать в сторону для того, чтобы отыскать вход, намного превзошли своим изяществом, красотой и качеством материала аналогичные находки Шлимана в Трое. Обломки фризов, расписные вазы, терракотовые статуэтки Геры, формы для отливки украшений («Эти украшения, вероятно, изготавливались из золота и серебра», – тут же заключил кладоискатель), глазурованные украшения из глины, стеклянные бусы, геммы...
О том, какую работу проделал Шлиман вместе со своими рабочими, можно судить по следующему его замечанию:
«До сих пор мне еще не встретился слой мусора толщиной более чем в 26 футов, да и тот только около самой стены – здесь целый утес, но далее слой мусора не превышает 13-20 футов».
Но игра стоила свеч.
Шестым декабря 1876 года датирована запись Шлимана об открытии первой могилы. Далее надо было действовать с величайшей осторожностью. В течение двадцати пяти дней его жена Софья, верная и неутомимая помощница, работала буквально не разгибая спины; она просеивала руками землю, рыхлила ее ножом. Вместе они нашли еще пять могил, а в могилах – останки пятнадцати человек. Королю Греции была отправлена телеграмма: «С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и ее любовником Эгистом». Можно себе представить, какое потрясение испытывал Шлиман, когда он отрывал останки тех, кто, как ему казалось, жил в страстях и ненависти более двух тысяч лет тому назад.
Шлиман не сомневался в своей правоте. И в самом деле, разве мало было оснований придерживаться подобной точки зрения, разве не казалось, что факты полностью подтверждают его выводы? «Тела усопших были буквально осыпаны драгоценностями и золотом... Разве обыкновенным смертным положили бы такие драгоценности в могилу?» – спрашивал Шлиман. Было найдено дорогое оружие, которое должно было служить умершему защитой от всяких случайностей в царстве теней. В то же время Шлиман указывал на совершенно явные следы поспешного сожжения тел. Те, кто хоронил их, даже не дали себе труда дождаться, пока огонь полностью сделает свое дело: они забросали полусожженные трупы землей и галькой с поспешностью убийц, которые хотят замести следы. И хотя драгоценные украшения свидетельствовали о каком-то соблюдении обычаев того времени, сами могилы, не говоря уже об усопших, имели такой откровенно неприличный вид, который мог уготовить своей жертве только изощренный в ненависти убийца. Разве покойные не были, «словно падаль, брошены в жалкие ямы»? Шлиман призвал на помощь авторитетных для него древних писателей. Он приводил цитаты из «Агамемнона» Эсхила, из «Электры» Софокла и «Орестеи» Эврипида. У него не было ни малейшего сомнения в своей правоте, и все же – сегодня мы это знаем совершенно точно – его теория была неверной. Да, он нашел под агорой царские погребения, но не Агамемнона и его друзей, а людей совершенно другой эпохи – погребения, которые были по меньшей мере лет на 400 старше погребения Агамемнона.
Но это, в общем, несущественно. Важно было то, что он сделал еще один великий шаг по дороге, которая вела к открытию древнего мира, что он вновь подтвердил правдивость сведений Гомера и что он открыл сокровища – не только в научном смысле этого слова, – которым мы обязаны сведениями о той культуре, что лежит в основе всей европейской цивилизации.
«Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже и не подозревал».
И этот удивительный человек, который вновь – в какой уж раз – находится на вершине успеха, который посылает телеграммы министрам и королям, человек необычайно гордый, но отнюдь не высокомерный, помнит в тот момент, когда весь мир ожидает от него новых известий, о самых незначительных делах и способен до глубины души возмутиться малейшим проявлением несправедливости.
Однажды здесь в числе многих других посетителей раскопок появляется император Бразилии; осмотрев Микены, он, уезжая, дал полицейскому Леонардосу сорок франков (поистине царские чаевые!). Леонардос всегда дружелюбно и лояльно относился к Шлиману, и Шлиман пришел в негодование, когда узнал о распространяемых завистливыми чиновниками слухах, будто Леонардос на самом деле получил не сорок, а тысячу франков и скрыл это. Когда вслед за этим Леонардоса отстранили от должности, Шлиман начал действовать. Всемирно известный ученый готов ради безвестного полицейского прибегнуть к самым могущественным из своих связей. Он телеграфирует прямо министру: «В награду за те многие сотни миллионов, на которые я сделал Грецию богаче, прошу оказать мне любезность – простить моего друга полицейского Леонардоса из Науплиона и оставить его на своем посту. Сделайте это для меня». Но ответ задерживается, и он посылает вторую телеграмму: «Клянусь, полицейский Леонардос честный и порядочный человек. Все только клевета. Даю гарантию, он получил только 40 франков. Требую справедливости». Более того, он идет на самый невероятный шаг: посылает телеграмму императору Бразилии, который тем временем уже успел прибыть в Каир: «Покидая Науплион, Вы, Ваше Величество, дали полицейскому Леониду Леонардосу 40 франков для раздачи всем полицейским. Бургомистр, стремясь оклеветать этого честного малого, утверждает, будто он получил от Вас 1000 франков. Леонардоса отстранили от должности, и только с величайшим трудом мне удалось спасти его от тюрьмы. Поскольку я уже много лет знаю его как честнейшего на свете человека, прошу Вас, Ваше Величество, во имя святой правды и человечности протелеграфировать мне: сколько получил Леонардос – 40 франков или более?»
И ученый Генрих Шлиман, действуя во имя справедливости, заставляет императора Бразилии перед лицом всего мира признаться в своей скупости. Полицейский Леонардос спасен. Так действует Шлиман – фантазер и мечтатель, когда речь идет о древних мирах, холодный, рассудительный детектив, когда охотится за кладами, Михаель Колхас, когда сражается за правое дело.
Клад, найденный Шлиманом, был огромен. Лишь много позже, уже в нашем столетии, его превзошла знаменитая находка Карнарвона и Картера в Египте. «Все музеи мира, вместе взятые, не обладают и одной пятой частью этих богатств», – писал Шлиман.
В первой могиле Шлиман насчитал пятнадцать золотых диадем – по пять на каждом из трех усопших; кроме того, там были золотые лавровые венки и украшения в виде свастик.
В другой могиле – в ней лежали останки трех женщин – он собрал более 700 тонких золотых пластинок с великолепным орнаментом из изображений животных, медуз, осьминогов. Золотые украшения в форме львов и других зверей, сражающихся воинов, украшения в форме львов и грифов, лежащих оленей и женщин с голубями... На одном из скелетов была золотая корона с 36 золотыми листками: она украшала голову, уже почти обратившуюся в прах. Рядом лежала еще одна великолепная диадема с приставшими к ней остатками черепа. Он нашел еще пять золотых диадем с золотой проволокой, при помощи которой они закреплялись на голове, бесчисленное множество золотых украшений со свастиками, розетками и спиралями, головные булавки, украшения из горного хрусталя и обломки изделий из агата, миндалевидные геммы из сардоникса и аметиста. Он нашел секиры из позолоченного серебра с рукоятками из горного хрусталя, кубки и ларчики из золота, изделия из алебастра. Но самое главное, что он нашел те золотые маски и нагрудные дощечки, которые, как утверждала традиция, употреблялись для защиты венценосных усопших от какого-либо постороннего воздействия. Ползая на коленях, он соскребал слой глины (ему и на этот раз помогала жена), под которым были скрыты останки пяти человек из четвертой могилы. Уже через несколько часов головы усопших превратились в пыль. Но золотые мягко поблескивающие маски сохранили форму лиц; черты этих лиц были совершенно индивидуальны, «вне всякого сомнения, каждая из масок должна была являться портретом усопшего».
Он нашел перстни с печатями и великолепными камеями, браслеты, тиары и пояса, 110 золотых цветов, 68 золотых пуговиц без орнамента и 118 золотых пуговиц с резным орнаментом, нет, на следующей же странице он упоминает еще о 130 золотых пуговицах, на последующих – о золотой модели храма, о золотом осьминоге... Но, пожалуй, достаточно. Мы не будем продолжать это перечисление; описание находок Шлимана занимает 206 страниц большого формата. И все это золото, золото, золото.
Вечером, когда окончился этот день и ночные тени опустились на Микенский акрополь, Шлиман приказал зажечь здесь костры «впервые после перерыва в 2344 года», напоминающие о тех кострах, которые оповестили в свое время Клитемнестру и ее возлюбленного о грядущем прибытии Агамемнона. На этот раз, однако, костры должны были отпугивать воров от одного из самых богатых кладов, когда-либо изъятых из гробниц умерших царей.
Микены — легендарный город, где правил победитель троянцев, «владыка мужей» царь Агамемнон. Именно сюда, следуя указаниям Гомера, отправился Генрих Шлиман после того, как раскопал на Гиссарлыкском холме руины древней Трои.
В 1876 году, 54 лет от роду, Шлиман приступил к раскопкам в Микенах. В 1880 году он открыл сокровищницу царя Минии в Орхомене. В 1884 году он начал раскопки в Тиринфе… Так шаг за шагом из глубины времён стала проступать и приобретать очертания древняя цивилизация, которая до этого была известна только из «сказок» слепого Гомера.
Эта цивилизация была распространена на всём восточном берегу Греции и на островах Эгейского моря, а её центр, вероятно, находился на острове Крит. Шлиман обнаружил только первые следы, но открыть её истинные масштабы было суждено Артуру Эвансу.
Троя, судя по описаниям Гомера, была очень богатым городом. Микены же были ещё богаче. Именно сюда Агамемнон и его воины доставили богатую троянскую добычу. И где-то здесь, по мнению некоторых античных писателей, находилась гробница Агамемнона и его друзей, убитых вместе с ним.
Память о «владыке мужей» Агамемноне, одном из самых могущественных и богатых правителей Древней Греции, никогда не угасала. Великий Эсхил посвятил ему свою знаменитую трагедию. Около 170 года до нашей эры в Микенах побывал греческий географ Павсаний, который описал величественные руины города.
В отличие от Трои, задача Генриха Шлимана во многом облегчалась тем, что Микены не нужно было искать. Место, где находился древний город, было видно совершенно отчётливо: остатки огромных сооружений вырисовывались на вершине господствующего над окружающей местностью холма.
Шлиману удалось найти и исследовать девять купольных гробниц, которые в своё время их принимали за печи для выпечки хлеба. Самая известная из них носила название «Сокровищница Атрея» - по имени отца Агамемнона. Это было подземное куполообразное помещение высотой более тринадцати метров, своды которого были сложены из огромных камней, держащихся лишь силой собственной тяжести.
Гробница, к которой вел дромос — открытый коридор длиной 36 метров и шириной 6 метров, была глубоко врезана в склон холма. Десятиметровой высоты вход в гробницу когда-то украшали колонны из зелёного известняка и облицовка из красного порфира.
Внутри находилось круглое помещение усыпальницы диаметром 14,5 метра, перекрытое куполом диаметром 13,2 метра. «Сокровищница Атрея» вплоть до сооружения римского Пантеона (II век до нашей эры) являлась самым большим купольным сооружением древнего мира.
Греки верили, что эта гробница — хранилище несметных богатств микенских царей: Пелопса, Атрея и Агамемнона. Однако поиски Шлимана показали, что все девять гробниц в Микенах были разграблены ещё в древние времена. Где же находились сокровища Агамемнона?
Найти эти сокровища Шлиману помог уже упоминавшийся древнегреческий географ Павсаний, автор «Описания Эллады». В его тексте Шлиман отыскал одно место, которое он считал неверно переведённым и неверно интерпретированным. И именно это указание стало отправной точкой поисков.
«Я приступил к этой большой работе 7 августа 1876 года вместе с 63 рабочими, - писал Шлиман. - Начиная с 19 августа в моём распоряжении находились в среднем 125 человек и четыре телеги, и мне удалось добиться неплохих результатов».
«Неплохими результатами» Шлиман называл пять шахтовых гробниц, относящихся к XVI веку до нашей эры и расположенных вне крепостных стен. Уже первые находки, сделанные там, намного превзошли своим изяществом и красотой аналогичные находки Шлимана в Трое: обломки скульптурных фризов, расписные вазы, терракотовые статуэтки богини Геры, формы для отливки украшений, глазурованная керамика, стеклянные бусы, геммы.
У Шлимана отпали последние сомнения. Он писал: «Я нисколько не сомневаюсь, что мне удалось найти те самые гробницы, о которых Павсаний пишет, что в них похоронены Атрей, царь эллинов Агамемнон, его возница Эвримедон, Кассандра и их спутники».
Сокровищница Атрея, устаревшее название — гробница Агамемнона
6 декабря 1876 года была вскрыта первая могила. В течение двадцати пяти дней жена Шлимана Софья, его неутомимая помощница, рыхлила землю ножом и просеивала её руками. В могилах были найдены останки пятнадцати человек, буквально засыпанные драгоценностями, золотом и дорогим оружием.
В то же время, имелись совершенно явные следы поспешного сожжения тел. Те, кто хоронили их, даже не дали себе труда дождаться, пока огонь полностью сделает своё дело: они просто забросали полусожжённые трупы землёй и галькой с поспешностью убийц, которые хотят замести свои следы.
И хотя драгоценные украшения свидетельствовали о соблюдении погребального ритуала того времени, могилы имели такой откровенно неприличный вид, который мог уготовить своей жертве только ненавидящий её убийца.
«Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже и не подозревал», - писал Шлиман. Клад, найденный им в гробницах микенских владык, был огромен. Лишь много позже, уже в XX столетии, его превзошла знаменитая находка гробницы Тутанхамона в Египте.
В первой могиле Шлиман насчитал пятнадцать золотых диадем — по пять на каждом из усопших, там же были обнаружены золотые лавровые венки. В другой могиле, где лежали останки трёх женщин, Шлиман собрал более 700 золотых пластинок с великолепным орнаментом из изображений животных, медуз и осьминогов, золотые украшения с изображением львов и других зверей, сражающихся воинов, украшения в форме львов и грифов, лежащих оленей и женщин с голубями. На одном из скелетов была золотая корона с 36 золотыми листками. Рядом лежала ещё одна великолепная диадема с приставшими к ней остатками черепа.
В открытых Шлиманом гробницах было найденол бесчисленное множество украшений из горного хрусталя и агата, геммы из сардоникса и аметиста, секиры из позолоченного серебра с рукоятками из горного хрусталя, кубки и ларцы из чистого золота, выполненную из золота модель храма, золотого осьминога, золотые перстни с печатями, браслеты, тиары и пояса, 110 золотых цветов, около трёхсот золотых пуговиц.
Но самое главное, Шлиман нашёл золотые маски микенских царей и золотые нагрудные дощечки, которые должны были защищать усопших от врагов в потустороннем мире. Золотые маски запечатлели черты лиц древних владык Микен. Самая великолепная из этих масок впоследствии получила название «маска Агамемнона».
Впрочем, как и в случае с «кладом Приама», шлимановская датировка находок оказалась неверна: не останки Агамемнона оказались в микенских гробницах — там были захоронены люди, жившие примерно на 400 лет раньше.
Использованы материалы книги Н. Н. Непомнящего «100 великих кладов»
Маска Агамемнона
«Златообильные» Микены… Легендарный город, где правил победитель троянцев, «владыка мужей» царь Агамемнон. Именно сюда, следуя указаниям Гомера, отправился Генрих Шлиман после того, как раскопал на Гиссарлыкском холме руины древней Трон. И снова ариаднина нить легенд не подвела его…
В 1876 году, 54 лет от роду, Шлиман приступает к раскопкам в Микенах. В 1880 году он открывает сокровищницу царя Минии в Орхомене. В 1884 году он начинает раскопки в Тиринфе… Так шаг за шагом из глубины времён стала проступать и приобретать очертания древняя цивилизация, которая до этого была известна только из «сказок» слепого Гомера. Эта цивилизация была распространена на всём восточном берегу Греции и на островах Эгейского моря, а её центр, вероятно, находился на острове Крит. Шлиман обнаружил только её первые следы, но открыть её истинные масштабы было суждено Артуру Эвансу.
Троя, судя по описаниям Гомера, была очень богатым городом. Микены же были ещё богаче. Именно сюда Агамемнон и его воины доставили богатую троянскую добычу. И где-то здесь, по мнению некоторых античных писателей, находилась гробница Агамемнона и его друзей, убитых вместе с ним.
Память о «владыке мужей» Агамемноне, одном из самых могущественных и богатых правителей Древней Греции, никогда не угасала. Великий Эсхил посвятил ему свою знаменитую трагедию. Около 170 года до н. э. в Микенах побывал греческий географ Павсаний, который описал величественные руины города. Теперь у развалин дворца Агамемнона стоял Генрих Шлиман.
В отличие от Трои здесь его задача во многом облегчалась тем, что Микены не нужно было искать. Место, где находился древний город, было видно совершенно отчётливо: остатки огромных сооружений вырисовывались на вершине господствующего над окружающей местностью холма.
Шлиману удалось найти и исследовать девять купольных гробниц (в своё время их принимали за печи для выпечки хлеба). Самая известная из них носила название «Сокровищница Атрея» - по имени отца Агамемнона. Это было подземное куполообразное помещение высотой более тринадцати метров, своды которого были сложены из огромных камней, держащихся лишь силой собственной тяжести. Гробница глубоко врезана в склон холма, к ней ведёт открытый коридор - «дромос» длиной 36 м и шириной 6 м. Десятиметровой высоты вход в гробницу когда-то украшали колонны из зелёного известняка и облицовка из красного порфира. Внутри - круглое помещение усыпальницы диаметром 14,5 м, перекрытое куполом диаметром 13,2 м. «Сокровищница Атрея» вплоть до сооружения римского Пантеона (II в. н. э.) являлась самым большим купольным сооружением древнего мира.
Греки верили, что эта гробница - хранилище несметных богатств микенских царей: Пелопса, Атрея и Агамемнона. Однако поиски Шлимана показали, что все девять гробниц в Микенах были разграблены ещё в древние времена. Где же скрываются сокровища Агамемнона?
Найти эти сокровища Шлиману помог уже упоминавшийся древнегреческий географ Павсаний, автор «Описания Эллады». В его тексте Шлиман отыскал одно место, которое считал неверно переведённым и неверно интерпретированным. И именно это указание стало отправной точкой поисков.
«Я приступил к этой большой работе 7 августа 1876 года вместе с 63 рабочими, - писал Шлиман. - Начиная с 19 августа в моём распоряжении находились в среднем 125 человек и четыре телеги, и мне удалось добиться неплохих результатов».
«Неплохими результатами» Шлиман называет пять шахтовых гробниц, относящихся к XVI веку до н. э. и расположенных вне крепостных стен. Уже первые находки, сделанные здесь, намного превзошли своим изяществом и красотой аналогичные находки Шлимана в Трое: обломки скульптурных фризов, расписные вазы, терракотовые статуэтки богини Геры, формы для отливки украшений, глазурованная керамика, стеклянные бусы, геммы…
У Шлимана отпали последние сомнения. Он писал: «Я нисколько не сомневаюсь, что мне удалось найти те самые гробницы, о которых Павсаний пишет, что в них похоронены Атрей, царь эллинов Агамемнон, его возница Эвримедон, Кассандра и их спутники».
6 декабря 1876 года была вскрыта первая могила. В течение двадцати пяти дней жена Шлимана Софья, его неутомимая помощница, рыхлила землю ножом и просеивала её руками. В могилах были найдены останки пятнадцати человек. Их останки были буквально засыпаны драгоценностями и золотом, дорогим оружием. В то же время имелись совершенно явные следы поспешного сожжения тел. Те, кто хоронили их, даже не дали себе труда дождаться, пока огонь полностью сделает своё дело: они просто забросали полусожжённые трупы землёй и галькой с поспешностью убийц, которые хотят замести свои следы. И хотя драгоценные украшения свидетельствовали о соблюдении погребального ритуала того времени, могилы имели такой откровенно неприличный вид, который мог уготовить своей жертве только ненавидящий её убийца.
«Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже и не подозревал», - писал Шлиман. Клад, найденный им в гробницах микенских владык, был огромен. Лишь много позже, уже в XX столетии, его превзошла знаменитая находка гробницы Тутанхамона в Египте.
В первой могиле Шлиман насчитал пятнадцать золотых диадем - по пять на каждом из усопших; там же были обнаружены золотые лавровые венки. В другой могиле, где лежали останки трёх женщин, Шлиман собрал более 700 золотых пластинок с великолепным орнаментом из изображений животных, медуз, осьминогов, золотые украшения с изображением львов и других зверей, сражающихся воинов, украшения в форме львов и грифов, лежащих оленей и женщин с голубями. На одном из скелетов была золотая корона с 36 золотыми листками. Рядом лежала ещё одна великолепная диадема с приставшими к ней остатками черепа.
В открытых им гробницах Шлиман нашёл бесчисленное множество золотых украшений, украшения из горного хрусталя и агата, геммы из сардоникса и аметиста, секиры из позолоченного серебра с рукоятками из горного хрусталя, кубки и ларцы из чистого золота, выполненную из золота модель храма, золотого осьминога, золотые перстни с печатями, браслеты, тиары и пояса, 110 золотых цветов, около трёхсот золотых пуговиц. Но самое главное - он нашёл золотые маски микенских царей и золотые нагрудные дощечки, которые должны были защищать усопших от врагов в потустороннем мире. Золотые маски запечатлели черты лиц древних владык Микен. Самая великолепная из этих масок впоследствии получила название «маска Агамемнона». Впрочем, как и в случае с «кладом Приама», шлимановская датировка находок оказалась неверна: не останки Агамемнона оказались в микенских гробницах - там были захоронены люди, жившие примерно на 400 лет раньше.
Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович Из книги Столетник от А до Я. Самая полная энциклопедия автора Корзунова Алевтина Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин ИгорьТравяная маска Травяная маска помогает сохранить кожу молодой, очищает ее и обогащает ее полезными природными веществами и компонентами.Требуется: по 1 ст. л. листьев столетника, свежих листьев мяты, свежей травы зверобоя, 1 ч. л. свежих цветков календулы.Приготовление.
Из книги 30+. Уход за телом автора Из книги 40+. Уход за телом автора Колпакова Анастасия ВитальевнаМАСКА С ХЛОРОФОРМОМ Написанная Борисом Пильняком «Повесть непогашенной луны» во второй половине 1920-х годов всколыхнула всю Москву. Судьба и образ героя этого произведения, командарма Гаврилова, зарезанного на операционном столе, были очень схожи с реальным персонажем,
Из книги Энциклопедия серийных убийц автора Шехтер ГарольдМасляная маска для рук Требуется: 2 ст. л. любого растительного масла.Приготовление: не требуется.Применение. Втереть масло в чистую кожу рук и надеть хлопчатобумажные перчатки. Через 2–3 ч стереть остатки масла мягкой бумажной салфеткой, вымыть руки теплой водой и
Из книги Пытки и наказания автора Брайен ЛейнМиндальная маска для рук Требуется: по 1 ч. л. меда и лимонного сока, 2 ст. л. миндального масла.Приготовление: тщательно перемешать все ингредиенты.Применение. Втереть маску в чистую кожу рук. Через 20–30 мин вымыть их теплой водой, насухо вытереть и смазать питательным
Из книги автораБанановая маска для рук Требуется: 0,5 ч. л. оливкового или другого растительного масла, 1 банан.Приготовление: банан очистить от кожуры и размять в пюре. Добавить растительное масло и тщательно перемешать. Полученную массу слегка подогреть на водяной бане или на слабом
Из книги автораКартофельная маска Требуется: 4 ст. л. молока или 0,5 стакана сметаны, 300 г картофеля.Приготовление. Картофель отварить «в мундире», охладить, очистить и размять в пюре. Добавить сметану или молоко и тщательно перемешать.Применение. Нанести теплую маску на чистую кожу. Через
Из книги автораТворожная маска Требуется: по 1 ст.л. творога и питательного крема для тела.Приготовление. Перемешать ингредиенты до получения однородной массы.Применение. Нанести маску на чистую кожу тела. Через 20 мин ополоснуться сначала теплой, затем прохладной
Из книги автораВиноградная маска Требуется: 1 ч.л. жидкого меда, 2 ч.л. любого крема для тела, 5 ст.л. свежего виноградного сока.Приготовление. Тщательно перемешать ингредиенты до получения однородной массы.Применение. Нанести маску на чистую кожу тела. Через 15 мин ополоснуться теплой
Из книги автораМедовая маска Требуется: 2 стакана меда.Приготовление. Мед растопить на водяной бане.Применение. Легкими похлопываниями вбить растопленный мед в чистую кожу тела. Через 15 мин ополоснуться теплой
Из книги автораТолокняная маска Требуется: 4 ст.л. меда, 25 г толокна, 4 желтка.Приготовление. Мед растопить на водяной бане, растереть его с желтками, добавить толокно и тщательно перемешать.Применение. Нанести маску на чистую кожу тела. Через 15–20 мин ополоснуться теплой
Из книги автора«Маска нормальности!» «Маска нормальности» – название исследовательской работы о психопатической личности (1976), автор которой – психиатр Херви Клекли.Этот термин характеризует одно из самых пугающих свойств психопата – умение казаться абсолютно нормальным человеком,
Из книги автораМАСКА ПОЗОРА Для всенародного унижения тех, кто имел обыкновение нарушать общественный покой, имелись такие формы наказания, как колодки, позорный столб, брэнк, однако ничего не было страшнее маски позора. Подобно брэнку, эти маски делали всеобщим посмешищем тех, кого
«Маска Агамемнона» - золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом . Своё название получила от легендарного царя Агамемнона , поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней.
Маска была найдена в ходе раскопок возле Львиных ворот , на западной стороне микенских укреплений. Шлиман обнаружил группу захоронений (могильный круг А), состоящую из пяти шахтовых гробниц . В них было найдено 19 скелетов (8 мужских, 9 женских, 2 детских). Лица некоторых мужчин были покрыты золотыми масками. Кроме них, в захоронениях были найдены золотые диадемы , пряжки, серьги и золотые весы для «взвешивания душ». Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограммов.
Шлиман был уверен, что нашёл гробницу легендарного царя. Королю Греции он писал: «С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон, Кассандра , Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и её любовником Эгистом ». В гробницах было найдено 5 золотых погребальных масок, последнюю из них по времени обнаружения Шлиман связал с легендарным царём Микен.
Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу . Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды . Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.
Все найденные в гробницах артефакты, включая маску Агамемнона, находятся в экспозиции Национального археологического музея Афин . В археологическом музее Микен выставлена копия маски.
Напишите отзыв о статье "Маска Агамемнона"
Литература
- Спафари Э., Петропулу К. Коринф. Микены. Археологические памятники и музеи. - Афины, 2006. - С. 38-39.
- Керам К. Маска Агамемнона // . - СПб.; Нижний Новгород: КЭМ; Нижегородская ярмарка, 1994. - ISBN 5-85694-018-0 ; 5-87893-003-X.
Отрывок, характеризующий Маска Агамемнона
Катары спускались уже намного ниже. Теперь они двигались между двух угрюмых, вооружённых колон. Крестоносцы молчали, хмуро наблюдая за процессией худых, измождённых людей, лица которых почему-то сияли неземным, непонятным восторгом. Это охрану пугало. И это было, по их понятию, ненормально. Эти люди шли на смерть. И не могли улыбаться. Было что-то тревожное и непонятное в их поведении, от чего охранникам хотелось уйти отсюда побыстрей и подальше, но обязанности не разрешали – приходилось смиряться.Пронизывающий ветер развевал тонкие, влажные одежды Совершенных, заставляя их ёжиться и, естественно, жаться ближе друг к другу, что сразу же пресекалось охраной, толкавшей их двигаться в одиночку.
Первой в этой жуткой похоронной процессии шла Эсклармонд. Её длинные волосы, на ветру развеваясь, закрывали худую фигурку шёлковым плащом... Платье на бедняжке висело, будучи невероятно широким. Но Эсклармонд шла, высоко подняв свою красивую головку и... улыбалась. Будто шла она к своему великому счастью, а не на страшную, бесчеловечную смерть. Мысли её блуждали далеко-далеко, за высокими снежными горами, где находились самые дорогие ей люди – её муж, и её маленький новорождённый сынишка... Она знала – Светозар будет наблюдать за Монтсегюром, знала – он увидит пламя, когда оно будет безжалостно пожирать её тело, и ей очень хотелось выглядеть бесстрашной и сильной... Хотелось быть его достойной... Мать шла за нею, она тоже была спокойна. Лишь от боли за любимую девочку на её глаза время от времени наворачивались горькие слёзы. Но ветер подхватывал их и тут же сушил, не давая скатиться по худым щекам.
В полном молчании двигалась скорбная колонна. Вот они уже достигли площадки, на которой бушевал огромный костёр. Он горел пока лишь в середине, видимо, ожидая, пока к столбам привяжут живую плоть, которая будет гореть весело и быстро, несмотря на пасмурную, ветреную погоду. Несмотря на людскую боль...
Эсклармонд поскользнулась на кочке, но мать подхватила её, не давая упасть. Они представляли очень скорбную пару, мать и дочь... Худые и замёрзшие, они шли прямые, гордо неся свои обнажённые головы, несмотря на холод, несмотря на усталость, несмотря на страх.. Они хотели выглядеть уверенными и сильными перед палачами. Хотели быть мужественными и не сдающимися, так как на них смотрел муж и отец...
Раймон де Перейль оставался жить. Он не шёл на костёр с остальными. Он оставался, чтобы помочь оставшимся, кто не имел никого, чтобы их защитить. Он был владельцем замка, сеньором, который честью и словом отвечал за всех этих людей. Раймонд де Перейль не имел права так просто умереть. Но для того, чтобы жить, он должен был отречься от всего, во что столько лет искренне верил. Это было страшнее костра. Это было ложью. А Катары не лгали... Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни за какую цену, сколь высокой она бы ни оказалась. Поэтому и для него жизнь кончалась сейчас, со всеми... Так как умирала его душа. А то, что останется на потом – это уже будет не он. Это будет просто живущее тело, но его сердце уйдёт с родными – с его отважной девочкой и с его любимой, верной женой...