Кто учился скорочтению? Этот вопрос обычно интересует тех, кто хочет научиться быстро читать. От тех людей, кто обучался и научился скорочтению, люди хотят узнать о самом лучшем упражнении, которое позволяет обучиться быстро читать .
В этой статье рассказываются о том как читали знаменитые люди.
Полезное и бесплатное на сайте о том, как научиться быстрее читать и запоминать больше
-
Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.
Скорочтение и Ленин Вот что рассказывает один из ближайших сотрудников В.И. Ленина В.Д. Бонч-Бруевич: «Читал Владимир Ильич совершенно по-особому. Когда я видел читающего Ленина, мне казалось, что он не прочитывает строку за строкой, а смотрит страницу за страницей и быстро усваивает все поразительно глубоко и точно: через некоторое время он цитировал на память отдельные фразы и абзацы, как будто он долго и специально изучал только что прочитанное. Именно это и дало возможность Владимиру Ильичу прочесть такое громадное количество книг и статей, которому нельзя не изумиться». П.Н. Лепешинский рассказывает: «Если Ленин читал книгу – его зрительный и умственный аппарат работал с такой быстротой, которая посторонним людям казалась просто чудом. Восприимчивость его при чтении книги была феноменальной”. П.Н.Лепешинский передает и воспоминания своей жены, которая плыла вместе с В.И. Лениным на пароходе из Красноярска в Минусинск в ссылку и наблюдала, как Владимир Ильич читал книгу: «В руках у него была какая-то серьезная книга (кажется на иностранном языке). Не проходило и полминуты, как его пальцы перелистывали уже новую страницу. Она заинтересовалась – читает ли он строчку за строчкой или скользит лишь глазами по страницам книги. Владимир Ильич, несколько удивленный вопросом, с улыбкой ответил: – Ну, конечно, читаю… И очень внимательно читаю, потому что книга стоит того. – Но как же Вы успеваете так быстро прочитывать страницу за страницей? Владимир Ильич ответил, что если бы он читал более медленно, то не успел бы прочесть всего того, с чем ему нужно ознакомиться».
Франклин Делано Рузвельт был одним из самых быстрых и самых ненасытных читателей среди всех государственных лидеров. Различные источники сообщают, что он был в состоянии прочитать целый абзац одним взглядом, завершая чтение любой книги, как правило, за один присест. Рузвельт изучал скорочтение с фанатизмом.
Известно, что Рузвельт стартовал в этой сфере со средних показателей скорости чтения, над повышением которых решил всерьез работать. В числе его первых достижений было увеличение области, первоначально охватывавшейся в ходе приостановки, до четырёх слов, а впоследствии Рузвельт довел это количество до шести и, далее, до восьми слов.
Способ скорочтения Бальзака
Вот как Бальзак описывал свой способ чтения: «Впитывание мысли в процессе чтения достигло у меня способности феноменальной. Взгляд схватывал семь-восемь строчек сразу, а разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости глаз. Часто одно-единственное слово позволяло усвоить смысл целой фразы».
Навыки скорочтения Чернышевского
Чернышевский мог одновременно писать статью и диктовать секретарю перевод с немецкого языка. Бехтерев объясняет этот феномен способностью моментально переключать свое внимание с одного объекта на другой, создавая видимость поддержания двух очагов возбуждения.
Как читалВашингтон
Вашингтон читал утренние газеты только вслух. Он внимательно вслушивался в текст, бубнил и мешал своим соседям. Он утверждал, что чтение вслух помогает ему уяснить смысл текста и отделить правду от лжи.
Монах Раймон Луллия знал приемы скорочтения…
Итальянский монах, живший в средние века, Раймон Луллия предложил систему чтения, которая позволяла быстро читать книги, однако вплоть до 50 годов прошлого века скорочтение было уделом немногих ярких мыслителей и политиков, которые развивали это навык самостоятельно. Среди известных людей, владевших скорочтением, достаточно перечислить таких великих людей как Оноре Де Бальзак, Наполеон, Пушкин, Чернышевский, Ленин, Джон Кеннеди.
Скорочтение и Мартин Иден
«В узеньком стенном шкафу висела одежда, и лежали книги, которые не помещались уже ни на столе, ни под столом. Читая, Мартин имел обыкновение делать заметки, и их накопилось так много, что пришлось протянуть через всю комнату веревки и развесить на них тетрадки наподобие сохнущего белья. Вследствие это¬го передвигаться по комнате стало довольно затруднительно. Мартин нередко стряпал, сидя, так как, пока кипела вода или жарилось мясо, он успевал прочитать две-три страницы.
Работал он за троих. Спал всего пять часов, и только железное здоровье давало ему возможность выносить ежедневную девятнадцатичасовую напряженную работу. Мартин не терял ни одной минуты. За рамку зеркала он затыкал листочки с объяснениями некоторых слов и с обозначением их произношения: когда он брился или причесывался, он повторял эти слова. Такие же листочки висели над керосинкой, и он заучивал их, когда стряпал или мыл посуду. Листки все время сменялись. Встретив при чтении непонятное слово, он немедленно лез в словарь и выписывал слово на листочек, который вывешивал на стене или на зеркале. Листочки со словами Мартин носил и в кармане и заглядывал в них на улице или дожидаясь очереди в лавке. Эту систему Мартин применял не только к словам. Читая произведения авторов, достигших известности, он отмечал особенности их стиля, изложения, построения сюжета, характерные выражения, сравнения, остроты - одним словом, все, что могло способствовать успеху. И все он, выписывал и изучал. Он не стремился подражать. Он только искал какие-то общие принципы. Он составлял длинные списки литературных приемов, подмеченных у разных писателей, что позволяло ему делать общие выводы, и, отталкиваясь от них, он вырабатывал собственные новые и оригинальные приемы и учился применять их с тактом и мерой. Точно так же он собирал и записывал удачные и красочные выражения из живой речи - выражения, которые жгли, как огонь, или, напротив, нежно ласкали слух, яркими пятнами выделяясь среди унылой пустыни обывательской болтовни. Мартин всегда и везде искал принципы, лежащие в основе явления. Он старался понять, как явление возникает, чтобы иметь возможность самому создавать его. Мартин мог работать только сознательно. Такова была его натура; он не мог работать вслепую, не зная, что выходит из-под его рук, полагаясь только на случай и на звезду своего таланта. Случайные удачи не удовлетворяли его. Он хотел знать, “как” и “почему” ».
Скорочтение и Сталин
В библиотеке Сталина имелась практически вся российская литературная классика: и отдельные книги, и Собрания сочинений. Особенно много было книг Пушкина и о Пушкине. В его библиотеке были все российские и советские энциклопедии, большое число словарей, особенно словарей русского языка и словарей иностранных слов, разного рода справочники.
Большую часть своих книг Сталин просматривал, а многие читал очень внимательно. Некоторые книги он читал по нескольку раз. Сталин читал книги, как правило, с карандашом, а чаще всего с несколькими цветными карандашами в руках и на столе. Он подчеркивал многие фразы и абзацы, делал пометки и надписи на полях. Иосиф Виссарионович просматривал или читал по несколько книг в день. Он сам говорил некоторым из посетителей своего кабинета, показывая на свежую пачку книг на своем письменном столе: «Это моя дневная норма - страниц 500».
Карл Маркс сделал книги «рабами»
Карл Маркс говорил: «Книги - мои рабы» - и испещрял пометками и заметками поля каждой прочитанной им книги, загибая и закладывая нужные ему страницы.
Система скорочтения Гитлера Любопытно, что Гитлер тоже имел свою систему чтения. В свободное время и во время безработицы он проглатывал без разбора политическую и научно-техническую литературу, которая в брошюрах, трактатах, памфлетах и в быстро рвущихся книжонках утоляет жажду знаний. Вначале он перелистывал книги, обычно с конца, и проверял, стоило ли их читать. Если стоило, то читал именно то, что ему было нужно, чтобы по-своему защитить еще другими примерами свои представления, установившиеся со времен Вены и Мюнхена. Он интенсивно прорабатывал публикации лишь тогда, когда они сообщали факты, которые, как он полагал, должен был иметь когда-нибудь наготове в качестве доказательств. Ежедневно, рано утром или поздно вечером, прорабатывал одну значительную книгу. Гитлер не учился основательно, универсально, но никогда не учился без усердия. Он спокойно обдумывал лишь то, что он признавал. По данным секретаря, в его личной библиотеке не было ни классиков, ни одного произведения, характеризующегося человечностью и духовностью. То, о чем он иногда сожалел, что обречен отказываться от чтения художественной литературы, и может читать лишь научную.
Обдумывайте то, что прочитали
Прочитали кусок - мысленно повторите узнанное и проверьте как вы его уяснили.
Без заметок, вы вряд ли что то уясните. Поэтому студенты записывают за выступающим.
Все ли термины учебнике знакомы?
Чем больше непонятных слов, тем ниже скорость чтения. Можно пропустить одно термин, но если их очень много, то понимание текста будет не высоко.
Ищите альтернативы чтению
Иногда получается так, что гораздо лучше попросить совет у более сообразительного человека, чем разбираться самому. Так же возможно переформулировать вопрос и часть информации выяснить из альтернативных источников информации.
Читайте с темпом вашего мышления
Спешка - это постоянное забывание чего то. Что не пойдет легко, не идет вообще. Велик Господь, сотворивший все сложное трудным для понимания, а ненужное невероятно сложным.
Освоение наук - это не пробегание от слова к слову по принципу «чем быстрее пробежал - тем большего узнал». Чтение - это изучениетренировка,интимность.
В неспешном чтении отрабатываются способности. Если читаем с привычной скоростью, то усвоение идет полностью.
При чтении задерживайтесь на трудных участках книги. То, что знакомо - пробегайте глазами.
Важный текст читайте очень медленно.
Эффект скорочтения состоит не в том, чтобы читать как можно быстрее текстов, а в том, чтобы как можно быстрее находить решения из затруднительных ситуаций.
Что такое быстрое чтение (скорочтение)
Быстрое чтение (скорочтение) - это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного. Быстрое чтение (скорочтение) - не поверхностное чтение «по диагонали» и не чтение кое-как, а активный созидательный процесс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, проводит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания. Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению (скорочтению) требует не только решения задач управления анализаторами: речевыми, слуховыми, зрительными, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, то есть операций извлечения и обработки достаточной для читателя информации, заложенной в тексте его автором.
Именно потому часто оказывается, что быстрое чтение (скорочтение), как это ни парадоксально, обеспечивает более высокое качество усвоения прочитанного , нежели чтение медленное.
Известный психолог Л.С. Выготский еще в 1931 г. писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».
В освоении техники быстрого чтения весьма важным является понятие навыка. Что такое навык? Психология определяет навык как автоматизированные действия, выполняемые как бы без всяких усилий. Человек уже с детства формирует у себя систему навыков. Мы без усилий передвигаемся, ездим на велосипеде, плаваем.
Нечто подобное происходит и в нашем случае. Освоив метод быстрого чтения, вы будете быстро читать всегда, всегда удерживаясь на поверхности океана информации, не позволяя ему захлестнуть вас.
Навыки быстрого чтения (скорочтения) обеспечат вам следующее:
- помогут справиться с информационным взрывом;
- гарантируют максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных вами в чтение;
- покажут различие между полезным смыслом и бесполезным объемом текста;
- помогут вам обрести принципиально новые качества в организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учебы, активизации познавательной деятельности.
Для чего нужно быстрое чтение (скорочтение).
Как справедливо отмечают ученые, исследующие процессы умственной деятельности, в школах и институтах всего мира учат знаниям, а не грамматике творческого процесса. Обучающие технологии нашего центра решают принципиально иную задачу: обеспечивают формирование и закрепление новых навыков умственной деятельности.
Новый способ чтения - быстрое чтение - возник в соответствии с лежащей в глубине у каждого читателя потребностью читать быстрее и лучше.
Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации - радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.
Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, ученые предвидели еще в прошлом веке. В наше время объем научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10 - 15 лет.
В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно-технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знаний, читать нужно все больше и больше. Например, специалистам в области вычислительной техники необходимо просматривать около 40 отечественных и зарубежных журналов ежемесячно. Совершенно очевидно, что без навыка быстрого чтения усвоить такой объем печатной продукции просто невозможно. Чтение текстов с экранов мониторов не так комфортно как чтение с бумажных носителей и часто вызывает усталость. Проведенные исследования показали, что освоившие метод быстрого чтения значительно легче адаптируются к новым видам текстов и уже через некоторое время быстро читают и тексты на экранах мониторов .
Гениальное создание природы - головной мозг человека - формировался в эпохи, когда объем информации, поступающей из внешней среды, был ничтожен и выработанные в процессе эволюции скорости ее восприятия были достаточны.
В условиях современной цивилизации большинство людей оказалось уже не в состоянии усваивать потоки всех видов информации. Вместе с тем резервы головного мозга в этом отношении далеко не исчерпаны.
За последние 30 лет емкость запоминающих устройств ЭВМ возросла более чем в 1000 раз, их быстродействие - более чем в 100 раз и продолжает увеличиваться. А человек? Наблюдения ученых показывают, что большинство людей читают с такой же скоростью, как 50 и 100 лет назад: 600 - 900 знаков в минуту. Вот почему с особой остротой встает вопрос о повышении скорости чтения каждым членом общества.
Особенно велика роль техники чтения в школе.
Проведенные в Харьковском педагогическом институте исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь . Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учились 53 %, а среди медленно читающих - только 4%.
Низкая скорость чтения школьников неблагоприятно сказывается на их учебе в высших учебных заведениях . Специальные корреспонденты «Известий» Э. Максимова и И. Пресловская писали: «Из института отчисляется приблизительно каждый четвертый, и показатель не меняется уже несколько лет. Школа подолгу жует материал, медленный темп расслабляет ум, а в вузе новой информацией набита каждая минута. Тем более на первых двух курсах».
Проведенное нами обучение методу быстрого чтения (скорочтения) учеников всех возрастов показало их большую заинтересованность, благоприятно сказалось на активизации учебного процесса в целом.
Когда и где используется быстрое чтение (скорочтение)
Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следующей главы, но подумай о том, о чем говорится в книге и в ее словах и трижды возвращайся к одной и той же главе - так рекомендовали читать «Изборник Святослава», вышедший в 1076 году. Наш современник английский юморист Д. Микиш в одном из рассказов писал - «… я был потрясен, узнав, что сенатор С. прочел «Историю двух городов» Ч. Диккенса за 30 минут… оказывается, что на «Трех мушкетеров» Дюма у сенатора уйдет не более 16 минут, в среднем по 5 минут 20 секунд на одного мушкетера».
Это два крайних взгляда на чтение. Некоторые авторы, обсуждая проблемы быстрого чтения, делают выводы о недопустимости ускорения процесса чтения вообще.
Вопрос о сферах применения быстрого чтения нельзя решать так категорично, как это делают некоторые критики. Сегодня мы очень далеки от познания всех механизмов чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения, нужно прежде всего иметь в виду разумные пределы его применения в соответствии с возможностями конкретных читателей. Ни один исследователь и не предлагал использовать этот способ для чтения художественной литературы, хотя и ее можно читать продуктивно методом быстрого чтения.
Вот, например, как выглядят выводы лаборатории развития образования в г. Хьюстоне (США): «Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости оттого, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Мако-лея - предложениями, писателя Теккерея - абзацами, а детективы Конан Дойля - страницами». Очевидно, избирательность чтения и есть та главная особенность использования быстрого чтения, которая позволяет владеющим этим методом на разной скорости одинаково хорошо усваивать тексты различного жанра.
Настоящее искусство чтения предполагает способность гибкого чтения в зависимости от его цели и задачи и характера текста. Задача нашей методики обучения - сформировать такой навык.
Интересные факты о быстром чтении (скорочтении)
95% людей читают очень медленно - 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).
При быстром чтении (скорочтении) утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром - 80%.
В течение часа глаза читающего 57 минут зафиксированы на тексте, то есть находятся в относительном покое.
Традиционно у читающего человека объем одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков (1,5-2 слова одной строки). У быстрочитающего - 200-500 знаков (33-83 слова нескольких строк).
При медленном чтении происходит 0,5-0,7 неоправданных возвратов к прочитанному на одну строку. У школьников происходит 20 регрессивных движений на одну строку, у студентов - 15.
При традиционном чтении теряется 1/6 часть затраченного времени на регрессивные глазные движения.
Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
За счет регрессий на 1 странице глаза пробегают в среднем в 12 раз большее расстояние, чем без них (В. Вормсбехер,В.Кабин).
На страницу литературного журнала у А. М. Горького уходило меньше минуты с полным усвоением информации (по воспоминаниям А. С. Новикова-Прибоя).
Первые попытки исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Жавалем, который в 1879 г. занялся проблемой движения глаз при чтении. Но постоянное внимание рационализации чтения начали уделять лишь с 20-х годов прошлого века в нашей стране и с середины 30-х годов в США. С тех пор исследования и применение на практике быстрого чтения получили очень быстрое и широкое распространение во всем мире. Были созданы национальные и международные организации, исследующие вопросы рационального чтения и координирующие все направления в этой области. Начиная с 1966 г. Международная организация по вопросам рационализации чтения один раз в два года созывала специальные конгрессы (в 1966 г. в Париже, в 1968 г. в Копенгагене, в 1970 г. в Сиднее, в 1972 г. в Буэнос-Айресе).
В результате развития было накоплено много чрезвычайно ценных знаний и выработаны методы рационализации чтения . После того как изучили движение глаз при чтении и выяснили значение величины поля восприятия текста для скорости чтения, была предпринята попытка расширить поля восприятия текста с помощью визуальных средств , например чтения пирамид слов.
В настоящее время науке известны три основных метода обучения чтению начинающих: аналитический, синтетический и аналитико-синтетический.
При аналитическом методе изучение чтения начинается с усвоения слов и предложений.
Синтетический метод предполагает первоначальное изучение букв и слогов и образование их потом в слова и предложения.
Аналитико-синтетический метод стремится использовать преимущества двух предыдущих методов.
Однако стало очевидным, что не они играют главную роль в увеличении поля восприятия текста и соответственно скорости чтения. Только развитие способности читателя понимать текст может увеличить поле восприятия текста и повысить скорость его чтения. Самые современные методы обучения быстрому чтению основываются поэтому не на принципе наглядности, а на развитии способности понимать прочитанное и рациональной организации процесса чтения.
Часто приходится слышать просто «фантастические версии о людях обладающих скорочтением - великим даром». И мало кто из приходящих на курсы верит в то, что сможет научиться быстро читать, что это не какой - нибудь фокус или сверхестественное событие, а вполне обычная способность воспринимать информацию с большей скоростью и качеством, чем обычно. Этому можно обучить практически каждого старше 12-13 лет! Даже в пожилом возрасте можно научиться быстро читать!
Что означает слово «скорочтение»?
«Скоро» действительно означает быстро, но это относится не к движению глаз, а к пониманию текста , к умению быстро выделить главные мысли и, следовательно, быстро запомнить текст, затратив на чтение как можно меньше времени. Если сказать проще, «скорочтение» - это аналитическое чтение с высоким качеством усвоения и с минимальными затратами времени и усилий .
А само слово «скорочтение» пришло к нам из Америки и укоренилось, хотя правильнее другие названия, такие как динамическое чтение, активное чтение, рациональное чтение. Эти называния более полно отражают суть программы. Дело в том, что в процессе обучения скорочтению формируются навыки молниеносного просмотрового чтения, быстрого выборочного чтения, быстрого поискового чтения и даже медленного чтения. Таким образом, по окончании курса ученик умеет гибко изменять скорость чтения в зависимости от цели и сложности текста. Но самое главное, он научится запоминать любые тексты, зная механизм запоминания, применяя нужные способы и владея разными стратегиями чтения.
Рост скорости чтения происходит за счет формирования новых навыков обработки информации.
процесс обучения построен на создании благоприятной атмосферы в коллективе и на поэтапной системе обучения скорочтению с учетом индивидуальных особенностей.
Состояние быстрого чтения можно сравнить с состоянием приподнятого настроения и эмоционального подъема , наверняка многим из вас это знакомо.
Вспомните состояние победителя, когда все получается легко, голова ясная, мысли четкие, вы испытываете чувства радости и силы, спокойствия и уверенности. И вот вы начинаете читать. Глаза плавно скользят по тексту, передвигаясь сверху вниз, «схватывая» неправдоподобно быстро мысли автора, чтение доставляет удовольствие. Вы либо согласны с автором и видите в его лице своего единомышленника, либо наоборот, резко не согласны и вступаете с ним в полемику.
В любом случае, эмоции, вызванные вами, помогают надолго запомнить текст . Вспомните, как вы читаете интересные детективы, буквально «проглатывая» их за несколько часов. Чтение «льется» плавно и легко, в воображении появляются яркие картины, вы чувствуете запахи, ощущаете просто физически некоторые сцены, испытывая при этом массу разных эмоций.
» Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности, при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения» . С чем же это связано?
Установлено, что скорость, с которой мозг обрабатывает поступающую информацию, приблизительно в 4 раза выше нашей обычной, т. е. медленной скорости чтения . Если на чтение одной страницы мы тратим 2 минуты , то мозг «справляется» с обработкой за полминуты . Что же он делает остающиеся полторы минуты? Не делать ничего мозг не умеет, т. к. процессы происходят постоянно. Но чем же он занимается в свободное время, пока глаза бегают по строчкам? В это время создаются непроизвольные ассоциации . Например, ученик читает учебник географии; встретилось ему слово «море». Глаза продолжают двигаться по строчке, губы шевелятся…
Медленное чтение можно сравнить с просмотром трех часового фильма , который смотрят кусочками по десять минут. В этом случае, согласитесь, трудно поддерживать внимание на сюжете и героях. Таким образом, высокая скорость чтения значительно уменьшает количество непроизвольных ассоциаций, т. е. способствует лучшему сосредоточению и пониманию текста.
в основу «нового скорочтения» положено развитие мышления, а скорость является следствием «правильного мышления».
Что значит «правильное мышление»? Это мышление понятиями, т.е. целенаправленное чтение - поиск ключевых слов, а не чтение всех подряд слов, как при традиционном чтении.
В результате мышление быстро выбирает из текста ключевые слова, одновременно связывая их в мысли, т.е. дву- или трехчленные предложения. Но на этом процесс мышления не заканчивается, по этим дву- или трехчленным предложениям в воображении формируется «картинка» по принципу: место, герой, ситуация.
И вот когда «картинка» будет полностью сформирована, мышление сжимает ее до главной мысли в виде простого предложения или словосочетания.
Процесс формирования навыка скорочтения проходит несколько последовательных этапов и в результате автоматизируется, т.е. все этапы мыслительных действий как бы сливаются в один, т.е. быстрое чтение - быстрое понимание и запоминание.
Хотелось бы отметить, что скорочтение - это навык, который можно сформировать в процессе «правильного развития мышления» у всех желающих старше 14 лет, и скорочтение - это естественный процесс восприятия информации.
Понимание текста.
В каждом абзаце содержится одна главная мысль, ради которой автор и написал этот абзац.
Тексты избыточны, 75% - вода, которая обрамляет главную мысль. В принципе, можно было бы писать тексты только главными мыслями, но так их не удобно читать.
Главная мысль в чистом виде - афоризм.
Как работать с текстами
Перед поиском главной мысли в абзаце нужно научиться выделять ключевые слова - это слова, которые несут смысл и их нельзя никак исключить из текста.
Восприятие текста - это процесс, при котором текст с внешнего носителя (лист бумаги, экран монитора) попадает в наш мозг и разпознается.
Процесс визуального получения информации и перевод её в мыслительный аспект протекает очень быстро. Некоторые ученые полагают, что данный процесс превышает скорость света. Когда вы придете к пониманию того, что в состоянии читать в подобном динамическом ключе, вы откроете для себя отсутствие пределов скорости чтения. Выражаясь фигурально, вы сможете читать быстрее, чем листаете страницы книги.
Узнайте больше о скорочтении на нашем бесплатном мастер-классе
"3 секрета освоения скорочтения" и
Могут рассказать множество историй о выгоде этого умения. Приведу один из наиболее ярких примеров.
В 2007 году англичанка Энн Джонс (Anne Jones), шестикратная чемпионка мира по скорочтению, прочитала свежую книгу о приключениях Гарри Поттера за 47 минут. Получается, она впитывала около 4 200 слов в минуту. Затем Энн кратко описала роман для британских СМИ (поди, не за просто так). Гроссмейстерский результат, которому тогда позавидовали миллионы человек по всей земле: им-то пришлось утолять своё любопытство всю ночь и на следующий день тоже.
Но так ли всё однозначно, как кажется на первый взгляд? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит пробежаться по теории.
Как мы читаем
Чтение - методичный механический процесс, если человек для удовольствия и не тратит время на обдумывание сложных и незнакомых понятий. Вот как это происходит…
Вы смотрите на слово или пару слов. Это называется фиксацией и требует приблизительно 0,25 секунды. Дальше вы перемещаете глаза на следующее слово или группу слов. Это называется скачком и занимает в среднем 0,1 секунды. После нескольких таких повторений вы делаете паузу, чтобы понять фразу, которую только что прочли. На это уходит примерно 0,3–0,5 секунды. И так по кругу. В итоге получаем, что средний носитель русского языка осиливает около 200 слов в минуту.
Скорочтение сокращает продолжительность задержек и их количество, за счёт чего и увеличивается .
Техники скорочтения
Среди основных техник скорочтения можно выделить четвёрку наиболее распространённых.
- При методе беглого скольжения человек оценивает области текста и выделяет из них важные части. Несмотря на то, что такой подход причисляют к методам скорочтения, вы не учитесь читать быстрее, а тренируетесь в поиске отрезков текста, которые можно перескочить.
- При методе исключения регрессий человек ведёт свои глаза вдоль строк с определённым ритмом при помощи ручки (или без неё), исключая тем самым непроизвольное возвращение и перечитывание фраз.
- При методе расширения периферического зрения человек охватывает больший объём текста за один зрительный контакт, уменьшая количество переводов взгляда. Дополнительное преимущество этой техники - снижение нагрузки на глаза.
- При методе быстрой визуальной последовательности весь текст дробится на отдельные слова, которые одно за одним вспыхивают с большой скоростью посередине экрана любого электронного устройства. Движение глаз не происходит вообще.
Что не так со скорочтением
Скоростное чтение - хорошее умение видеть хоть 1 000 слов в минуту. Тем не менее по-настоящему понять громаду этих слов невозможно. Об этом говорит исследование , проведённое группой когнитивных психологов из США под руководством Кейта Рейнера (Keith Rayner) - одного из самых авторитетных учёных в области изучения движений глаз, визуального восприятия и чтения.
Исследование показало, что существует компромисс между скоростью и точностью чтения. Маловероятно, что читатели смогут удвоить или утроить скорость и сохранить при этом привычный уровень усвоения.
Виной тому анатомия глаз, особенности кратковременной памяти человека и ограниченные возможности мозга по обработке зрительной информации. Острота зрения и уровень сосредоточенности заметно снижаются при попытке охватить большой объём текста.
Скорочтение полезно при получении несложной информации, например при чтении новостей или почты. Если глубокое понимание вовсе не требуется, то и скольжение по тексту может оказаться к месту: вы хорошо знаете предложенный материал и хотите уточнить лишь некоторые детали. Во многих других ситуациях, наоборот, необходимо замедляться и перечитывать текст, чтобы .
Самый верный способ читать быстрее
В заключении своего научного изыскания психологи дают простую формулу, как ускорить процесс чтения.
Постоянная практика чтения делает вас более квалифицированным носителем языка за счёт пополнения словарного запаса. Это и является верным способом научиться читать быстрее без ущерба для понимания смысла.
Практикуете ли вы скорочтение? Можете подтвердить или опровергнуть мнение учёных?
(оценок: 3
, среднее: 1,00
из 5)
Скорочтение – это совокупность методов чтения, позволяющих увеличить скорость чтения без понижения уровня понимания и запоминания текста. Мы уже публиковали , а сегодня дополним уже сказанное еще несколькими советами для тех, кто ценит свое время. К слову, метод скорочтения применим и к художественной литературе, и к нон-фикшн, однако лучше всего пользоваться им тогда, когда книгу нужно прочитать быстро.
Три основных правила скорочтения:
- Базис скорочтения – выбор правильного места для чтения.
- Скольжение – процесс скорочтения, включающий визуальный поиск на странице ключевых фраз и предложений для понимания смысла текста.
- Направляющие – визуальные «гиды» (палец, маркер или ручка), которые помогают глазу двигаться быстрее по фрагменту текста.
Интересные факты о чтении
- Обычный человек в среднем читает со скоростью до 250 слов в минуту.
- Средний темп чтения для запоминания текста – до 100 слов в минуту.
- Средний темп чтения для работы с учебными материалами – 100-200 слов в минуту.
- Средний темп чтения для понимания текста – 200-400 слов в минуту.
- Средний темп чтения методом скольжения – 400-700 слов в минуту.
А теперь попробуйте прочесть текст на картинке ниже.
Ну как, получилось? Это значит, что по тексту действительно можно скользить взглядом, улавливая отдельные слова и фразы, понимая при этом все прочтенное.
Если вы уже усвоили правила из предыдущей публикации (сосредоточиться, не повторять, оценивать полную картину, делать закладки и тренироваться), то вам наверняка будут полезны следующие советы по скорочтению :
Ставьте цели чтения
Поставьте перед собой конкретную и, главное, достижимую цель – например, прочесть 100 страниц за 4 часа. Осознавая ее, вы сможете самостоятельно решать, когда можно читать помедленнее, а когда – побыстрее, чтобы достичь этой цели. Это правило – важная составляющая скорочтения, так как иногда действительно важно замедлиться, чтобы лучше понять контекст.
Сопротивляйтесь желанию отступить
Люди возвращаются к начальным результатам по разным причинам, но какими бы они ни были, а скорость чтения от них, увы, падает.
Используйте предварительное чтение
Если вы читаете книгу, откройте сначала содержание. Если же статью – прочтите заголовок, подзаголовок, подписи, выделенные цитаты, посмотрите на графики, диаграммы и схемы. В таком случае они не будут отвлекать вас во время чтения основного текста, к тому же, вы сразу узнаете, о чем пойдет речь.
Ищите главные идеи
Внимательность к деталям или маловажным фактам вполне может помешать тем, кто собирается овладеть техниками скорочтения. Эти моменты часто отвлекают от понимания всего произведения, его идеи и тем.
Развивайте «гибкость» глаз
Как только дочитали до конца абзаца, не бездельничайте, а скорее переключайтесь на новую строку текста.
Проверяйте зрение
Глаза – это не только окна души, но еще и средства, с помощью которых мы читаем. Если они грязные, мы просто не можем хорошо видеть. Так что, если уж вы взялись за скорочтение, вам стоит регулярно навещать офтальмолога и проверять свое зрение.
И напоследок еще один интересный факт: Джон Кеннеди был сторонником скорочтения и призывал своих сотрудников тоже овладеть этим мастерством.