Свадебные традиции в Армении подобны нерушимым законам, которые строго соблюдаются молодоженами. Многие правила могут показаться современному человеку странными, однако армянский народ почитает свои традиции и бережет свою национальную культуру. Портал о свадьбах сайт расскажет вам о том, как проходит свадьба у молодых армян и какие обычаи соблюдают молодожены, чтобы их брак всегда оставался крепким и нерушимым.
Удивительные армянские свадебные традиции и обычаи
Соблюдение армянских и азербайджанских свадебных традиций является частью образа жизни самих жителей этих красивых стран. Передаются они из поколения в поколения и соблюдаются всеми беспрекословно. Те же, кто нарушает правила или обходит их стороной, могут получить осуждение общества. Какие же армянские свадебные традиции и обычаи почитаются и соблюдаются молодоженами?
- В первую очередь, традиционность касается возраста, в котором молодые могут вступать в брак. Для девочки это 12-16 лет, а для парня - 15-20 лет. Если девушка не вышла замуж до двадцатилетнего возраста, ее в Армении нарекут старой девой;
- Разница в возрасте также может быть довольно большой - до 15 лет. Как только девочка заканчивает школу, родители готовят ее к скорому замужеству;
- По армянским законам, первым в брак должен вступить старший брат, а уж потом и младший. Брак между двумя родными сестрами и двумя родными братьями из разных семей не допускается. Также свадьбу нельзя играть кровным родственникам и усыновленным детям;
- Если вам предстоит регистрация брака с иностранцем , вам стоит знать, что официальное заключение брака в Армении не считается обязательным и чаще всего проводится после рождения детей: намного важнее - сыграть пышную свадьбу в кругу семьи;
- Разводы в армянских семьях не приветствуются. Однако, если же в семье произошла измена, развод может состояться;
- Свадьбе в Армении, так же, как и свадьбе в Турции раньше часто предшествовало «похищение невесты», когда молодую красавицу воровали прямо на улице и насильно заставляли выходить замуж за незнакомого человека. К счастью, такая традиция практически изжила себя в этой стране, однако в некоторых районах такие жуткие действия все еще можно встретить.
Как проходят свадьбы в величественной Армении
Свадьбы в Армении - это поистине масштабные мероприятия, на которых собирается не только вся близкая и дальняя родня, но и малознакомые люди и прохожие. Пышное гуляние, танцы и музыка - вот то, с чем ассоциируется армянская, азербайджанская или молдавская свадьба . На портале для молодых Свадебка.ws вы узнаете обо всех этапах армянского торжества и сопутствующих обычаях.
Армянский народ бережно хранит свое культурное наследие, поэтому много традиций, обрядов и таинств сохранилось со времен далекого прошлого. Одним из самых больших традиционных праздников в жизни армянина считается свадьба, когда души влюбленных навсегда соединяются узами брака. Армянские свадьбы – это великолепные праздничные мероприятия, сохранившие дух таинственной древности. Они празднуются несколько дней, проходят с весельем, танцами, песнями, шикарным застольем, множеством гостей.
Выбор будущей невесты
Раньше, много лет назад, выбирали невесту близкие родственники жениха или специальные посредники (дибончи), осведомленные о свободных девушках на территории армянской деревни или города. Определяющими критериями при выборе будущей супруги считалась денежная состоятельность родителей, обеспечивающая размер приданого, положение семьи в обществе и связи, а также здоровье суженой – красота выходила на второе место.
Случалось, что мужчины шли против воли родственников, выбирая себе девушку, по мнению родителей неподходящую – тогда они лишались материальной поддержки семьи и уважения общества. Армянские современные свадьбы проходят иначе – сейчас молодые люди могут самостоятельно найти себе подходящую пару, спрашивая разрешения отца и матери лишь в дань старинной традиции. Однако некоторые мужчины все же не против того, чтобы невесту им подобрали родственники или дибончи.
Сватовство по-армянски
Армянское сватовство – это важный этап подготовки к свадьбе. Сейчас оно носит больше игровой характер, но торжественность и тщательность проведения мероприятия почти не изменилась. После того как молодой человек рассказал суженой о своих намерениях и получил согласие на свадьбу, он должен сообщить весть матери. Мать жениха передает хорошие новости своему мужу, который тут же начнет заниматься поиском сватов, а также подготовкой сватовства.
В число сватов могут входить женщины или мужчины, их обязательно сопровождает посредник, знакомый с обеими семьями. Семья девушки тоже тщательно готовится к прибытию посланников жениха – отец с матерью зовут нескольких ближайших родственников, накрывают стол. Когда сваты приезжают, между семьями ведется разговор без всякого намека на настоящую цель визита – о погоде, природе, здоровье, политике. Потом посредник или один из посланников говорит:
– Мы просим руки вашей дочери для нашего мужчины.
Порой родственники не стесняются в более поэтичных выражениях:
– Мы хотим взять горсть земли из вашего сада.
При первом приезде сватам принято отказывать. Только после второго или даже третьего визита отец с матерью невесты, заручившись согласием не только девушки, но всех родственников, имеющих голос в семье, соглашаются на проведение свадьбы. После этого открывается бутылка коньяка и начинается шикарное застолье.
Стол на сватовстве перед проведением армянских свадеб выглядит интересно:
- Подача начинается сразу с основных (в основном мясных) блюд – это шашлык, баранина, фаршированная птица.
- Гостям не предлагают сладостей, вместо них стол украшают фрукты.
- Хозяйка дома (мать невесты) обязательно печет хлеб или лаваш.
- Используется посуда из дорого сервиза.
- При застолье пьют крепкий алкоголь, как правило, это водка или коньяк.
За едой проходят обсуждения предстоящей свадьбы, некоторых предсвадебных мероприятий. Гости говорят тосты, пророчащие счастливую жизнь будущих армянских супругов после бракосочетания.
Дальше по традиции армянских свадеб предстоит накрыть такой же стол (или даже лучше) родственникам жениха. Во время застолья обсуждаются детали мероприятия или вопросы, которые не успели обговорить в прошлый раз. Через несколько дней после фуршета глава семьи жениха (как правило, отец) отправляется к родителям невесты, чтобы обсудить день обручения и приглашенных гостей.
Обручение
Обручение – чуть ли не такое же масштабное событие, как и сами армянские великолепные свадьбы, поэтому относятся к его подготовке серьезно. Важную роль играет посаженный отец – кавор, который позже станет крестным детей жениха и невесты. Для начала все гости собираются в доме семьи армянского жениха – приглашают обычно многих родственников и друзей. Там присутствующие пробуют несколько блюд, после чего с подарками и угощениями, сложенными на больших подносах, отправляются к дому суженой.
Перед порогом отец будущего мужа и главы нового семейства передает ему кольцо, цепочку, браслет или другую драгоценность, именуемую ншан (армянский обручальный подарок). Супруга кавора выводит невесту, после чего жених передает ей ншан. Когда торжественный армянский обычай проведен, молодые с гостями заходят в дом: там их ждет великолепное застолье, где подают разнообразные блюда, выпивку, а после все танцуют, веселятся, проводят конкурсы. По окончании веселья и застолья кавор с отцом будущего супруга оговаривают день свадьбы.
Как проходит «обряд кройки платья невесты»
Этот обряд всегда сопровождал старинные свадьбы, как правило, во время дня обручения, а сейчас проходит за несколько дней до торжества или не проводится вообще. В день проведения кройки платья невесты к ней в гости направляются родственники армянского жениха женского пола – мать, сестры, а также жена кавора, купившая специальный отрез для свадебного платья.
Суть обряда – супруга кавора начинает кроить наряд для армянской девушки, потом резко останавливается, говоря, что ножницы тупые, кроить ими – большой труд. Женщина не продолжает кройку до тех пор, пока ей не заплатят денежный выкуп. После небольшого вознаграждения та снова принимается за кройку. После этого всех присутствующих угощают.
Предсвадебные хлопоты
Перед проведением армянских свадеб существует несколько других обрядов, обычаев и необходимых дел.
- Обряд «смотрин невесты». После обручения армянский жених направляется в дом невесты вместе с родственницей, они несут угощения младшим сестрам невесты или матери, если таких нет. На следующий день мама армянской девушки, выступающей в роли невесты, раздает сладости соседским детям. Только после этого молодые люди могут свободно видеться друг с другом до дня свадьбы.
- Кьясум трел. Армянский обычай, во время которого отец жениха встречается с кавором, а после с родственниками невесты, чтобы поговорить о расходах при проведении свадьбы, а также о количестве приглашенных гостей.
После этих небольших ритуалов наступает материальный этап подготовки армянских свадеб. Организаторы занимаются поиском помещения, закупкой украшений для торжества, подготовкой праздничного меню, приглашением большого количества гостей, составлением программы праздника, договариваются в церкви о венчании, которое обязательно проводится во время красивых армянских свадеб перед официальным бракосочетанием.
Армянские тосты
Торжественные тосты являются одним из главных украшений армянских современных свадеб. Они, как правило, поэтичны, красивы, переплетаются со старинными армянскими притчами. Армения – удивительно красивая страна, поэтому многие аналогии и метафоры связаны с окружающими пейзажами, природными явлениями, за которыми многие века наблюдал армянский народ.
Танец невесты
Поле масштабного застолья, на котором раньше девушка ничего не брала на зуб и не говорила, армянская невеста танцует свой традиционный первый танец. Звучит музыка, она выходит в центр зала, вокруг нее пляшут гости и кладут ей в руки деньги, образуя шабаш. Также у армянских невест принято танцевать традиционный номер на свадьбе в подарок мужу – это красивое торжественное действо.
Смотрите видео, где возлюбленная танцует для своего суженого армянский танец:
Послесвадебные традиции и обряды
Свадьбы в Армении не заканчиваются одним днем, обычно торжество длится до трех суток. После празднования бракосочетания проводится еще несколько армянских обрядов и обычаев:
- Отправление приданого. Этот символический армянский обряд проходит после свадьбы и сейчас носит от части игровой характер – отец с матерью супруги шлют подарки молодоженам.
- Армянский обычай мытья головы невесты. Раньше мать с дочерью не могла видеться, поэтому во время мытья головы, проводившегося в первую субботу после свадьбы, мама супруги приходила к ней с повседневной одеждой, мылом и расческой, они встречались после долгой разлуки. Сейчас роль матери во время свадеб столь же важна, сколько и роль отца.
- Разжигание костров. Армянский обряд, происходящий до сих пор – разжигание костров после дня свадьбы, через которые прыгает молодежь – незамужние девушки, парни.
Без заголовка
Из
огромного числа свадебных традиций, имевших место в разные эпохи и в
разных регионах Армении, в данной статье выбраны 12 самых важных, а
также наиболее удивительных и интересных.
Сватовством
традиционно занимались мужчины: не женское это дело — вести переговоры.
Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из
соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого
жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита
сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты
есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее.
Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался
специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще
подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», — то
это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в
согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что
второй раз к ним идти, скорее всего, не имеет смысла. Причем способов
мотивировать отказ и псевдо-отказ была уйма. Если на руку девушки было
несколько претендентов, то сваты могли договориться между собой и
заявиться в дом избранницы одновременно. Мужчины рассаживались за
столом и раскладывали подарки для невесты — украшения, сладости, шали,
ткани, которые свидетельствовали о достатке семьи жениха. Окончательное
решение было за невестой — чей подарок она пред- почтет, тому и быть ей
мужем. Правда, девушка не имела права вымолвить слова при мужчинах.
Этикет предписывал ей изъясняться жестами. Нередко застенчивая невеста
выбирала подарок, так и не выяснив, от кого он, тогда жених выпадал как
жребий. Более проворные девушки успевали договориться с приглянувшимся
парнем и уверенно останавливались на его подношении. Когда выбор был
сделан, накрывали на стол.
Заключение
договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до
помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте,
его обставляли весьма своеобразно - главы семейства делили лаваш. При
этом, как правило, присутствовал священник, который становился между
мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края.
Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным
контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу,
как известно, предки наши относились с благоговением.
Третий
визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически
становился помолвкой (хоскап - буквально «скрепить слово»). С этой
минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видится со
своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом
нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невесты принимала будущего зятя
втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в
коем случае не дотронется до девушки. В некоторых регионах жениху, в
случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с
невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В
отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том,что
юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы
и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в
подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять
лез в окно или в ердык (отверстие в потолке, выполняющее в сельском
доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За
помолвкой следовало обручение (ншандрек - буквально «поставить метку»)
- мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха
обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение
бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.
Ни
одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша),
которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой
выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд
начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и
невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями,
игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после
превращалось в игру — парни и девушки обсыпали друг друга мукой. Гости
клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было,
когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку
попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была
немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с
умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей)
защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием
муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали
субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая
из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы.
Солили и месили тесто в той же очередности.
Важным
ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого
потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом
деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение —
езнмортек (ез — вол, мортел — зарезать). Произошло это потому, что
именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами
и плодородием. Собиралась чисто мужская компания — друзья и
родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили
жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно
ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как
тагавор — король, а невесту соответственно тагуи — королева. Обряд
жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы
стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын
уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем
бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он
болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним
происходило, с судьбой сына.
К
венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный
мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха.
Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и
азаббаши — главного друга — и обливали их водой. Суть обряда купания
заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его
холостых друзей. В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и
параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся,
как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно
анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха,
купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев
очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали
танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и
совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало
плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками,
гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На
современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами —
украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши
выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной
руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.
Одним
из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание
курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж — свадебный
гонец, или так называемый свадебный Лис, — Агвес. Обойдя молодежь,
которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в
курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем
явиться с ней — непременно первым — в дом и оповестить, что свадебная
процессия уже в пути и скоро приедет жених. Родители невесты должны
были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее
ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде
прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис
крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с
невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым
прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его
награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в
молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой
был украшен лисьим мехом.
К
венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила
для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин — родственниц жениха
и двух подруг невесты, — под руководством посаженой матери невесту
раздевали догола, затем наряжали в новые одежды. Одевала ее одна из
молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной
частью обряда была замена девичьей прически — одной или нескольких
косичек — на женскую — две косы. И отныне девушка не имела права
выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины
пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение —
символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически
девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи
жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя — невеста к приходу
жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли
У
частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и,
дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли
музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за
ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его
одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить
между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними. В церкви
священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею,
руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с
крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой
дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных
выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам
подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона)
проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом
молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так,
чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот.
Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и
снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли
взойти на брачное ложе.
Свадьба
должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали
карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха,
встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась
шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить
женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на
лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку
считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа.
Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери
жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови
убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта
ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги
имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший
считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха
встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, —
сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости,
зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.
Роскошный
стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и
делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу
подходили со всей серьезностью. Сначала с обеих сторон выбирали
почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий,
которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков.
Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что
требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но
и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое
обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок
водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было
раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей
занимались тамада и музыканты.
Институт
девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и
тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны
были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях
отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только
девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие
считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы.
Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты,
ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной
лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя
подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о
том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины
поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по
всей округе.
Традиции и обычаи армянской свадьбы. Правила проведения сватовства и свадьбы у армян.
Множество народов славятся неизменным и многовековым соблюдением традиций и ритуалов, связанных не только с национальными праздниками, но и с такими «обычными» событиями, как рождение ребенка, свадьба или же похороны. Какие-то ритуалы и правила уже канули в лету, какие-то модернизировались, а какие-то остаются нетронутыми и неподвластными времени. Армянский народ славится беспрекословным соблюдением правил и традиций, вошедших в празднование важных событий еще во времена далеких предков. По мнению многих, армянская свадьба - кладезь традиций и ритуалов, «традиция в традициях».
Если кому-то до сих пор не посчастливилось побывать на этом красочном, ярком и запоминающемся событии, кинокартина «Моя большая армянская свадьба» передает все естество данного процесса. Так как фильм снят в комедийном жанре, то не стоит ждать от него точного воспроизведения торжества. Режиссер иронизирует на тему ярого желания родителей молодых людей, понравившихся друг другу, подобрать влюбленным более выгодные и подходящие, по мнению родителей, половинки.
Является волнительным событием не только для молодых, решивших связать себя узами брака, но и для их родителей, а так же для большинства родственников, приглашенных на торжество. Разумеется, никто из аксакалов не следит, чтобы все традиции были беспрекословно соблюдены, но более старшее поколение родственников невольно следит и обращает внимание на те обряды и ритуалы, которые «присутствовали» на свадьбе.
Следует отметить, что армянская свадьба лишена множества «диких» обрядов, которыми перенасыщены свадьбы других народов, разбросанных по всему миру. Свадьба у армян , наоборот, всегда считалась довольно «цивильной» и лишенной различных непонятных таинств. Так, например, для подтверждения невинности и непорочности невесты в дом родителей невесты отправлялся гонец с красным яблоком. Чтобы полностью в этом убедиться, давайте попробуем подробнее рассмотреть не только ныне действующие традиции, но и традиции-«законодатели», берущие свое начало в далеком прошлом.
Запреты на брак.
Предки армянского народа тщательно следили за соблюдением целого свода правил и обычаев, потому свадьба считалась долгожданной и давно запланированной. Так как издавна не только армяне, но и большинство других народов и национальностей, женили и выдавали замуж своих детей без их ведома, и решалось все это чуть ли не до рождения, то необходимо было учитывать все аспекты и нюансы.
Возраст. «Брачный» возраст в далеком прошлом был намного младше, чем сейчас. Потенциальные невесты едва успевали переступить порог детства. Если девушку не выдали замуж до 17 лет, то это считалось позором и родители невесты могли запросто поставить крест на своей дочери, так как в старину, по общепринятым меркам, такая девушка считалось уже старой девой. «Какая старая дева?»- скажете вы и будете абсолютно правы. В настоящее время нам это кажется странным, так как в 17 лет девушка только оканчивает школу, и начинает взрослую жизнь. То, что было нормой тогда, считается, по меньшей мере, странностью сейчас. Но давайте не будем забывать, что многие армянские девушки и в настоящее время выходят замуж, по европейским меркам, рано. Но есть один существенный плюс - в настоящее время, 17 лет считается ранним возрастом, а в старину уже поздним. Поэтому в прошлые века невесты выдавались замуж с 12 лет.
Тем не менее, только невесты выходили замуж, будучи еще детьми. Женихи же были мужчинами от 24 до 28 лет. Связано это было, прежде всего, с умением обеспечить свою будущую семью. Ставшая новомодной традиция родителям помогать своим детям после брака, в давние времена считалась позором для рода жениха. Женившись, молодой человек создавал свою семью, в которой только он считался главой и добытчиком. Приняв любую помощь от родственников, такой мужчина считался несостоявшимся и ни на что не способным.
Привычная разница в возрасте между женихом и невестой была в 5-10 лет.
Единственное сходство между традицией прошлого и настоящего времен, считается совершеннолетний возраст жениха.
Родство. Армянам запрещалось связывать себя узами брака не только с кровными родственниками (в некоторых деревнях рассматривался род вплоть до 7 колена), но и с приемными детьми семьи, с молочными братьями и сестрами, с детьми крестной или крестного. Тем самым поиск жениха и невесты осложнялся, круг потенциальных женихов и невест сужался. Это и стало причиной тому, что многие армяне договаривались о браках детей, задолго до их появления. Появилось такое понятие, как сговор.
В настоящее время действует только запрет на брак между кровными братьями и сестрами.
Вероисповедание. Запрещались браки между представителями православной церкви и католической. Также были запрещены браки между христианами и мусульманами. Такие союзы были неприемлемы и резко осуждались всеми, кто о таком союзе узнавал.
Сейчас нет таких остро стоящих запретов, но тем не менее, браки между православными армянами и мусульманами - редкость. Возможно, это связано с враждой, произошедшей сто лет назад и получившей название
Территория. В старину, многие представители армянского народа жили в селах и деревнях. Поэтому старались выбрать достойную пару для своего ребенка в том поселении, где жили.
В настоящее время данная традиция не сохранилась.
Статус. Богатые и зажиточные армяне, представители богатых родов подбирали «подходящую партию». Осуждались и были практически невозможны браки между представителями знатного рода и бедными, ничем не известными армянами.
Сейчас эта традиция также не сохранилась, из-за отсутствия классового деления общества.
Свадебный цикл.
Условно армянская свадьба считается не торжеством одного или нескольких дней, а целым циклом событий, предшествующих самому торжеству. Армянский свадебный цикл состоял из:
- Добрачных приготовлений
- Сватовство
- Обручение
- Торжество свадьбы
- Переезда жены в дом мужа
- Послесвадебных традиций
Со временем многие традиции и этапы были изменены или убраны вовсе, но неизменными остались сватовство, венчание и торжество свадьбы.
Последней традицией, покинувшей череду армянских свадебных ритуалов, стал сговор. Напомним, что в давние времена родители потенциальных молодоженов договаривались между собой о грядущем торжестве задолго до его свершения. После словесных обсуждений деталей торжества, семья жениха уплачивала некую денежную сумму семье невесты(выкуп). Со временем эта традиция претерпела некие изменения и в настоящее время от этого обычая сохранилась лишь малая часть - семья жениха одаривает невесту какими-либо ценными подарками(украшения, ценности).
Следует знать, что испокон веков выбирали именно невесту. Причем, выбор невесты возлагался на хрупкие женские плечи - на мать жениха. Она должна была оценить свою будущую невестку по таким критериям, как здоровье, женственность, умение вести хозяйство, трудолюбие. Нынешние свекрови очень бы хотели сохранить данную традицию, чтобы их сыновья были в надежных руках. Изучив многообразие форумов, именно утрата данной традиции расстраивает большинство армянских матерей.
После того, как мать жениха сделала свой выбор, она обязана была посоветоваться со своим мужем и со своим родным братом, а после и с родственниками. После соглашения и оповещения стороны невесты, обе стороны до обручения общались при помощи, так называемых, посредников (хнамахос).
Обручение (помолвка). В настоящее время процесс обручения сильно претерпел изменения, но некоторые армянские семьи стараются сохранить основы данного действа. Поэтому в заранее оговоренный день помолвки(день оговаривается родителями молодых совместно с ними), в доме жениха собираются все родственники. Центральными и самыми главными людьми на данном этапе являются родители жениха, сам жених и кавор - крестный отец жениха. Все приглашенные родственники должны принести подарок невесте (чаще всего это украшения). До 60-х годов 20 века в дом невесты в качестве подарка несли продукты, мясо, фрукты. В настоящее время это считается оскорблением для семьи невесты и обвинением в нищете.
После небольшого застолья в доме жениха, все родственники с подарками, а также со сладостями, фруктами и вином на подносах отправляются в дом невесты. Учитывая всех родственников и приглашенных музыкантов, процессия составляла от 20 человек. Раньше, так как все преимущественно находились в одном поселении, все собравшиеся отправлялись пешком, тем самым оповещая односельчан о предстоящем торжестве. Тем временем, в доме невесты ведутся последние приготовления - накрывается стол, невесту отводят в отдельную комнату. По прибытии стороны жениха в дом, все садятся за стол, пьют за будущую счастливую семейную жизнь молодых. Спустя некоторое время, жена кавора выводит невесту ко всем и усаживает ряд с женихом, после чего происходит процесс одаривания. И только после освещения священником всех даров, фруктов и вина, жених надевает кольцо невесте. Помолвка считается совершенной.
В настоящее время, данная традиция сохранилась частично и выглядит следующим образом. В доме жениха собираются все родственники на небольшой фуршет. Решив ехать в дом невесты, берутся заранее собранные корзины с фруктами, сладостями и вином. Обычай собирать большое количество украшений не сохранился. По прибытию к дому невесты, несущие корзины поднимают их над головой и заходят в дом, где всех ждут накрытый стол и родственники невесты. Нахождение невесты сразу в доме или же в отведенной комнате остается на усмотрение семьи невесты. Во время застолья произносятся тосты, поздравления. Обычно помолвочное кольцо уже на пальце невесты. Родители жениха дарят какое-либо украшение своей будущей невестке - это может быть кольцо, браслет или цепочка, но непременно из золота. После одаривания невесты, помолвка считается совершенной.
Ошибочно считается, что после помолвки жених и невеста не видятся. Безусловно, у некоторых народов Кавказа так заведено. У армянского народа присутствует такое понятие, как «свидание с обрученной» - так называется встреча жениха и невесты в присутствие одной из родственниц жениха. Происходит эта встреча в доме невесты.
В настоящее время, данная традиция не сохранилась, так как утратила свою актуальность.
Следует отметить, что к вопросу выбора невесты, помолвки и прочим обрядам относились чересчур ответственно, так как помолвку потом никто не расторгал. В случае расторжения помолвки, семьи считались опороченными.
Свадьба. После всех обрядов, связанных с обручением, следовала сама армянская свадьба. Время между помолвкой и самим торжеством не было стандартизировано - могло пройти от двух месяцев до 10 лет. Зависело это от того, насколько зрелыми для совместной семейной жизни были молодые. Разумеется, если на момент помолвки невесте было 6 лет, то торжество все будут ждать еще минимум 6-7 лет.
В настоящее время, именно сама армянская свадьба мало отличается от других свадебных торжеств. Но до сих пор многие армянские семьи считают правильным проводить свадебное торжество осенью или зимой. Это поверье пошло еще с древних времен, так как считалось, что в эти времена года все сельскохозяйственные работы уже закончены.
Нет смысла описывать множество древних обычаев празднования армянской свадьбы, так как все же единых правил не было. В каких-то селениях среди простого народа были одни традиции, в городе среди знати - другие. Празднование свадьбы того времени сильно отличалось от празднования в настоящее время. Так, например, сейчас мало кто может представить, что невеста не радуется и не празднует свою свадьбу вместе с гостями и родственниками, а сидит в углу, завешанном амулетами от сглаза и порчи. Сложно вообразить, что перед тем, как жениху отправиться за невестой, лоб его смазывается кровью убитого его отцом быка.
Сейчас армянская свадьба празднуется цивилизовано и без многих национальных уклонов, без давления со стороны родственников и родителей. Жених приезжает в дом невесты за своей будущей супругой, вручает матери корзину с угощениями, которая имеет название свадебная корзина, проходит различные веселые конкурсы со своими друзьями или братьями, забирает невесту из дома и вместе со всеми родственниками молодые отправляются в ЗАГС, а после, по их желанию, в церковь на венчание. Так как раньше, никаких ЗАГСов не было и в помине, то после всех обрядов помолвки, дороги к невесте в день свадьбы и ритуалов, молодых венчал священник, приглашенный семьей жениха. Следует знать, что даже в 60-х годах 20 века в некоторых селениях остался следующий обычай: молодая семья официально регистрировала свой брак только после появления первого ребенка. Если же в семье детей не было, то венчанные супруги могли прожить всю жизнь, так и не зарегистрировав свой брак.
В настоящее время существует обычай, скорее взятый у других народов Кавказа. Во время танца невесты, ее окружают гости мужского пола и пытаются «увести», танцуя. В награду за стойкость и верность мужу, от каждого, кто не сумел увести новоиспеченную супругу, девушка получает деньги.
Также на торжестве, безусловно, имеется свадебный стол. В настоящее время особых требований к оформлению и тому, что находится на столах, нет. Но так было не всегда. В давние времена мясо на свадьбу не покупалось, на столах было лишь то, что было добыто отцом жениха и самим будущим мужем. Столы ломились от национальных блюд и вина. Следует отметить, что других алкогольных напитков на столах не было.
Развлечений, в общепринятом понимании, в древние времена не было. Только в наши дни армянская свадьба считается веселым праздником, на котором люди веселятся и отдыхают. Тамада предлагает гостям участвовать в конкурсах, произносит тосты и дает слово всем желающим. Кстати, в наши дни сохранилась некая иерархия тех, кто поздравляет молодых. Сначала это делают родители жениха, затем родители невесты. И только потом идут все родственники, но только таким образом, что младшее поколение уступает место старшему. Родители невесты после своего поздравления дарят какой - либо подарок молодым. Чаще всего это украшения, передающиеся из поколения в поколение.
Не стоит забывать, что армянские традиции довольно гибки и только некоторые из ранее привычных и обязательно выполнимых, остались до сих пор. Трудно представить сейчас, что все подаренные подарки раскрываются и демонстративно показываются всем гостям. Хотя раньше, такая демонстрация подаренного была обязательным ритуалом.
В наши дни также не сохранилась традиция первой брачной ночи. Традиция гласит, что постель молодым стелится одной из родственниц жениха. Отмечается, что в доме не должно быть никого, кроме новоиспеченных мужа и жены. Также сложно представить, что после первой брачной ночи, муж убегает в дом своих родственников, стыдясь быть кем-то увиденным, и жена увидит своего благоверного только вечером и то потому, что его привели родственники. Очень неоднозначная традиция, которая, наверно, по понятным причинам была оставлена армянами в прошлом. Также некоторые армяне не соблюдает сейчас традицию одаривания своей тещи красными яблоками, красным вином или свечами, обвязанными красной тканью в знак признания того, что ее дочь была чиста и невинна. Данная традиция соблюдается «по желанию».
Сложно представить в настоящее время, что при первом появлении молодой семьи на пороге дома жениха закалывается ягненок или другое животное, а на голову сыпятся орехи, ягоды и сладости. Тем не менее, в наши дни встреча молодых происходит следующим образом: мать супруга встречает новоиспеченную семью на пороге дома с подносом, на котором расположены фрукты, сладости, орехи и сухофрукты. Произносятся пожелания счастливой семейной жизни свекровью и слова благодарности от невестки.
Также в настоящее время армянская свадьба не празднуется в течение недели, на празднование уходят 1-2 дня.
Безусловно, в настоящее время каждая армянская пара, решившая стать мужем и женой, сами решают, какие именно обычаи будут на их торжестве. И это правильно. Никто не хочет вспоминать самый главный день в своей жизни с содроганием и слезами, жалея о том, что пошли на поводу у традиций, а не поступили по велению сердца. Изучив множество форумов, можно сделать вывод, что, благодаря, все же, многообразию вариаций исполнения традиций, молодые могут себе позволить интерпретировать ту или иную традицию по своему усмотрению.
Одним из наиболее радостных событий армянского быта, отмечаемых особенно торжественно и пышно, является празднество по поводу образования новой семьи – свадьба. Она всегда считалась самым важным моментом человеческой жизни и становилась поводом для выражения нескрываемой радости и исключительной ответственности родителей.
Свадьбе предшествовало сватовство, в котором раньше жених не принимал участие. Сейчас со сватами в дом невесты идет и жених. В качестве сватов приглашаются близкие старшие родственники. Когда в результате переговоров сваты получают согласие, обе стороны обсуждают дату помолвки. Родственники жениха с музыкантами и подарками, оформленными в виде традиционных нарядных подносов приходят в дом к невесте. Невеста наряжается с помощью подружек в отдельной комнате.
Обряд помолвки начинается, когда кавор (крестный в семье жениха) или тамада выводят невесту в сопровождении подружек из комнаты, ведут к столу и усаживают рядом с женихом, место которому отводится во главе стола на самом почетном месте. Если случилось так, что нет кавора у этой семьи, то для новообразуемой семьи выбирают кавора их числа уважаемых людей — друзей, знакомых или родственников. При этом кавор в армянской семье — это и шафер на свадьбе, и крестный на венчании и потом крестный всех будущих детей у молодоженов, т. е. человек, ответственный перед Богом за мир, согласие и благополучие во вновь образующейся семье.
После объявления о помолвке старшим по столу(тамада), в данном случае это кавор, жених собственноручно надевает кольцо (желательно с камнем) на безымянный палец правой руки невесты. Обручальное кольцо на безымянный палец левой руки надевается в церкви во время венчания.
День свадьбы также назначается в процессе обсуждения сторонами жениха и невесты.
За день до свадьбы в доме жениха и невесты за столом собираются старшие из близких родственников и соседей, под спокойную народную музыку произносят тосты, беседуют, дают наставления, благословляют, танцуют и поют.
На протяжении веков по экономическим причинам было необходимо молодоженам основывать свое собственное хозяйство в составе всего рода в семье, состоящей из трех поколений, где они должны были жить и работать. Все, что заработали молодые, входило в общий семейный бюджет. Молодая семья не имела права предпринимать какие-то новые инициативы без разрешения старших в доме.
За невестой давалось приданое – часть имущества ее семьи в денежном и натуральном выражении. Раньше, отдавая дань традиции, размер приданого обсуждался в шутливо-юмористической форме в доме невесты в присутствии отца жениха и местного священника в качестве «мирового судьи». Однако уже, наверное, лет сто, никто не обсуждает размер приданого. Наоборот, проявляя благородство и выказывая свое отношение к невесте, и жених, и его родители говорят: «никакого приданого не нужно, лишь бы твоя нога ступила в наш дом!».
Свадьбы обычно справлялись осенью и вначале зимы, когда были закончены полевые работы и закрома были полны всяческого добра, а карасы – молодого вина. Кроме того есть древние армянские медицинские трактаты, в которых говорится о пользе бракосочетания именно осенью или в начале зимы, когда организм насыщен жизненной силой. Приготовления к свадебному пиршеству начинались в четверг и продолжался 7 дней. Вообще в дохристианской Армении число 7 имело магическое значение. Самым старинныv способом приглашения на свадьбу считается приглашение через музыкантов, когда они поднимались на плоскую крышу дома жениха и играли определенные мелодии, оповещая все село о предстоящей свадьбе в этом доме. Затем, конечно каждого устно приглашали. Особо уважаемых и знатных гостей, в том числе кавора приглашали особой делегацией, посетив его дом и преподнеся красное яблоко- знак особого почтения.
Гостей приглашали много, не дай Бог, кого-то забыть. В старину для купцов, путешествующих с караванами и остановившихся на привал в данной местности, посылали угощение, для нищих накрывали стол.
Приглашенные со стороны невесты дарили то, что невесте пригодится в новой семье, что она может взять с собой как приданое. Гости со стороны жениха дарили тоже еще более ценные подарки, то, что пригодится в новой семье, но в основном – золотые украшения невесте. Ведь чем больше золота будет на невесте, тем знатнее и респектабельнее показывает себя род жениха. До недавних пор считалось неправильным дарить золото невесте гостям с ее стороны.
За день до свадьбы отец жениха в дом к невесте приводил годовалого бычка, или в крайнем случае (как договорятся) барана, с красной лентой на рогах – «на мясо».
Заранее, до свадьбы стороны обсуждали количество «макаров» (тагворци) (делегатов), которые пойдут за невестой. Макары выбирали из своего состава главного – макарапет или макар-баши. Его слово было законом для всех в течение всей свадьбы, Макарапет организовывал проведение в течение свадьбы различные развлечения и сценки, с переодеваниями и шутливыми состязаниями.
Макары окружали как телохранители жениха и охраняли его от всяких неожиданностей.
Жених молча и беспрекословно им подчинялся, даже попыткам девушек шуточной кражи его шапки. Макары организовывали обряд купания, бритья и одевания жениха перед свадьбой. В условиях исторического окружения армян турками, курдами и другими враждебными племенами была велика опасность кражи армянских девушек, поэтому Макары – это мужественные вооруженные молодые парни 20-50 чел, задачей которых являлась безопасность всей свадебной процессии.
Процессия Макаров приближалась к дому невесты с громкой музыкой, восклицаниями и шумом, молодежь из числа гостей со стороны невесты встречала их тоже с шумным весельем.
С танцами перед домом или во дворе женщины из близкой родни или сестры жениха преподносят «сини» — подносы с подарками невесте – в одном свадебный наряд невесты со всеми аксессуарами, в другом подарки отцу, матери и всем остальным членам семьи, а в третьем – изысканные напитки, фрукты и сладости.
Они с этими подносами танцуют до тех пор, пока со стороны невесты близкие женщины и девушки не возьмут у них это из рук и не вручат в ответ символические маленькие подарки. Эти сини потом мать невесты наполнит подарками и пошлет обратно матери жениха. Невесту одевают во все, что ей принесли в присутствии ее подружек («цахкаворнер» — девочки с цветочными украшениями, красочно одетые) и каворкин, (жена кавора), т.е. одной представительницы со стороны жениха.
Во время всей свадьбы сторона жениха должна была не уступать первенство в танцах, т.е. показывать большую радость и веселье, ведь они приобретают такую прекрасную девушку. А сторона невесты немного грустит, особенно мать невесты не танцует, а печалится, что ее родное дитя улетает из отчего дома.
Для кавора обязательно преподноситься поднос с обильными деликатесами со стороны матери невесты, а для невесты и жениха – украшенное сладостями и фруктами дерево (символ древа жизни). С начало поднос и дерево на руках танцуют брат и сестра или другие близкие молодые родственники невесты, потом всё ставят на стол кавора, за что кавор должен платить.
Прекрасные народные мелодии играются под определенные тосты, за родителей, за кавора и т.д. В доме невесты почти все мелодии – лиричные и немного грустные –Один раз играется мелодия танец невесты, «Узундара» («узин таран» – сосватали и увели), под которую невеста с женихом выходят танцевать, и после которой ее уводят из родного дома. Во время этого танца гости осыпают их деньгами – для будущей семьи, после этого танца подходит отец невесты и руку своей дочери кладет в руку жениха, соединяет их судьбы и благословляет.
Ни одна невеста, когда играет та особая мелодия, под которую уводят невест из дома, не может удержаться от слез, видя грусть своих родителей. В доме невесты празднуют недолго – 2-3 часа, чтобы успеть обратно домой, где ждут остальные гости и многодневное веселье.
Когда выводят из дома невесту, ее брат или другой близкий родственник, (мальчик –подросток) у ворот перекрывает путь молодым и не хочет отпускать свою сестру. Тогда ему кавор дает символический выкуп.
У ворот дома жениха процессию встречает мать – свекровь, кладет на плечи молодым хлеб-лаваш – для благополучия, давая отведать жениху и невесте по ложке меда для счастья и мира в семье, сладкой и полезной любви, осыпают молодых цветами, сладкими сухофруктами и изюмом, чтобы дом их был полной чашей.
Музыка здесь уже самая зажигательная – «Кочари», «Шалахо», танец грузинских армян «Кинтаури». Вся родня жениха и определенное количество гостей сопровождающих невесту, веселятся от души.
На колени невесте подсаживают маленького мальчика из рода жениха, чтобы первенцем у молодых был мальчик, такой же красивый и здоровый.
В современной жизни армянские свадьбы в своей сути мало изменились, но в деталях они, конечно, впитывают многие нюансы из традиций разных народов, среди которых они живут.
Текст Еразик Арутюнян
Рисунки Альберта Габриеляна