Вопрос:
Моему сыну 5 лет. (Только исполнилось). В садик не ходит, т.к. абсалютно не остается без меня с кем-либо (кроме бабушек или папы, братика).Он не просто кричит какое-то время, а не перестает кричать. Когда ему было 3 годика повела в детскую студию, но он даже и порога не перешел, хотя был со мной. В 4 годика пошли туда же, всё нормально, но в классе, где проходили занятия. мне нужно былонаходиться с ним. Так и сидели за партой вместе целый год. И на музыке и на физкультуре - также с ним. Пробовала выходить из класса (хоть на 5 минут, вроде как позвонить), он сидел 2-3 минуты, а потом начинал плакать: хочу к маме.
Скоро начинаются в этой же студии занятия для 5-леточек (та же учительница), начинаю с ним говорить, что скоро пойдем. Идти он хочет (даже с удовольствием), но когда говорю, что буду сидеть и ждать его в коридоре, а не в классе, начинает рыдать. Что делать? Я уже не могу сидеть с ним, ведь он взрослый и детишки начинают посмеиваться. Помогите, как поступить в этой ситуации?
Отвечает Анна Сергеевна Рудова, психолог-дефектолог, автор методики коррекции поведения и обучения гиперактивных детейс дефицитом внимания:
Сначала нужно выяснить причину. Причин такого поведения ребёнка может быть очень много - пережитый стресс, гиперопёка в вашей стороны, или, наоборот, гипоопека, в связи с чем у ребёнка развилось сверх меры чувство незащищённости. Возможно, у ребёнка повышенный уровень тревожности или есть фобии, о которых он стесняется вам сказать...
Возможно, ребёнок из-за каких-то ситуаций в прошлом стал манипулятором, и через такое поведение старается быть всегда в центре и привязать вас к себе как можно прочнее. Возможно, ребёнок чувствует нестабильные семейные отношения у вас с мужем или, например, бабушкой ребёнка, в результате чего ребёнок боится, что если не будет с вами рядом, с его любимой мамой что-то случится, её кто-то обидит.
Или у ребёнка крайне низкая самооценка, и он боится ответственности за свои поступки, поэтому ему проще, если рядом заботливая мама, которая всегда придёт на помощь и исправит какие-то его ошибки. Возможно (давайте не исключать и этого), у ребёнка каие-то нарушения психо-эмоционального развития. Я могу назвать ещё очень много причин. И в зависимости от причины будут разные пути помощи вам в вашей ситуации. Тут нет единой схемы помощи, поэтому давать советы в рамках интерактивной консультации было бы неверным.
Что же делать?
Сначала обратитесь к неврологу, чтобы исключить возможные физические причины, а именно - органическое поражение мозга. Скажем, дети с повышенным внутричерепным давлением часто бывают повышенно плаксивы и раздражительны. Если что-то обнаружится, врач назначит адекватную медикаментозную поддержку.
И одновременно с обращением к врачу необходимо начать семейную психотерапию. Психотерапия поможет вам найти верный психологический подход к постепенному разрыву такой тесной и явно тяготящей Вас связи.
Не задерживайте начало психотерапии, ведь через два года ребёнку пора идти в школу, и он должен быть готов к самостоятельности, причём мама будет отсутствовать уже не 3 минуты, а по полдня. Резко - за полгода и даже год к этому ребёнок может не подготовиться.
Обращайтесь как можно скорее на семейную психотерапию к нам, в студию "Арлекин" или, например, в психологический центр "Радость жизни", чтобы найти пути выхода из сложившейся ситуации. Семейная психотерапия - это когда на консультации приходит вся семья: вы, ваш муж и оба ребёнка. И мы разбираемся в причинах вашей ситуации и ищем пути помощи все вместе.
По материалам раздела
Уверенность в себе, это одно из главных внутренних чувств человека. Это чувство дает нам силы и веры в себя, позволяет быть уверенными и успешным. Благодаря уверенности в себе, человек может добиться значительных успехов, живя при этом счастливую, интересную жизнь. Уверенность в себе зарождается у человека с самого раннего возраста. Поэтому родителям очень важно научить своего ребенка быть уверенным в себе, в своих силах и возможностях, с самого раннего детства.
2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. В этой статье мы расскажем подробнее о том, что такое аутизм у детей, первых симптомах аутизма, причинах и способы лечения аутизма у детей.
Левши – это творчески одаренные дети, которые имеют нестандартный тип мышления. Но многие сталкиваются с тем, что «леворукого» ребенка трудно обучать. Обычные школьные программы не разрабатывают для таких учеников, по этой причине родители должны уделить особое внимание тому, чтобы самостоятельно проводить дополнительное обучение левши.
Подростковое одиночество довольно частое явление и многие молодые люди от него страдают. Принято считать, что подобные ощущения собственной ненужности и нехватка взаимопонимания с окружающим миром присуща лишь людям преклонного возраста. Можно часто увидеть стариков, гуляющих в полном одиночестве в парках и скверах, подкармливающих уличных животных. На тот момент кажется, что только птицы или кошки способны понять старческие стремления.
Синдром "прилипчивость". Что это такое и как с этим бороться? Годовалый ребенок не отходит от мамы ни на шаг. Как приучить маленького ребенка к самостоятельности?
Моя девочка, похоже, слишком зависит от меня. Каждый раз, я выхожу из комнаты, она начинает плакать. Стоит мне заняться чем-нибудь, даже в одной комнате с ней, она тянет меня за ногу и хнычет.
Родители в замешательстве: казалось бы, ребенок должен нуждаться в них все меньше и меньше, а он нуждается больше, чем прежде. Девочка стремиться шагать самостоятельно, и в то же время отступает, как только почувствует, что ее заставляют быть независимой. Однако для малыша, который разрывается между привязанностью и независимостью
, между стремлением всё делать самому и возможностью при этом оставаться в безопасности около мамы, такая раздвоенность имеет определенный смысл.
Приятно, конечно, что, как бы не менялся мир вашей дочери, Вы по-прежнему остаётесь в его центре. Приятно, но и обременительно (это известно каждому родителю, справиться с повисшей на ноге "пудовой гирей", которая вдобавок еще и хнычет). К тому же это мешает не только Вам: малышка может много потерять в физическом и эмоциональном развитии,
если будет постоянно липнуть к вам.
В этот сложный переходный период от младенчества к детству, Вы должны найти золотую середину, чтобы малышка росла и развивалась с вашей помощью и защитой, без чрезмерной опеки. Она обретет самостоятельность не скоро: этот процесс начинается с рождением продолжается в детстве, в отрочестве и юности. Однако, чувствуя ваше ласковое поощрение, девочка постепенно перестанет цепляться за ваши ноги и начнёт делать робкие шаги в независимость.
Несколько полезных приемов.
- Уверенность в том, что Вы вернетесь.
Некоторые дети этого возраста по-прежнему беспокоятся, когда теряют из вида человека, которого они любят. Им кажется, что это навсегда. Преодолеть подобное ощущение помогают игры, которые продемонстрируют ребёнку, что спрятанный предмет никуда не исчезает. Поиграйте с малышкой в прятки. Прячьтесь за дверью или, если ее это очень пугает, за спинкой дивана или кресла в той же комнате. Потом спросите: "Где я?" - и тут же с улыбкой покажитесь: "Вот я!" На протяжении недели постепенно увеличивайте время, в течение которого вас не видно, от нескольких секунд до минуты или двух.
Чтобы контакт с ребёнком не прерывался, пока Вы прячетесь, говорите или напевайте: "Где мамочка? Куда она пошла?" Если на первых порах малышка будет слишком нервничать, попробуйте прятать только лицо (за ладонями, подушкой, книгой) или только часть тела (за шторой или дверью). Можно также прятаться с мишкой или куклой. Когда малышка привыкнет к вашим исчезновением, научите ее так играть.
Стремление к независимости поощрять важно, однако ни в коем случае не оставляйте малыша в комнате одного (если только она не сидит в манеже, откуда сам выбраться не может). Если вы хотите, чтобы ребёнок привык оставаться без Вас, приучайте его к этому только тогда, когда в комнате есть кто-нибудь из взрослых.
- Проводите время вместе.
Чем больше внимания Вы уделяете своей малышке, тем меньше она его требует. Проводите с дочуркой побольше времени: пойте ей песенки, читайте книжки, играйте в куклы, стройте башни из кубиков, раскладывайте картинки. Это даст ей чувство уверенности и, таким образом, поможет обходиться какое-то время без Вас.
- Приучайте к самостоятельности постепенно.
Постоянное общение с ребенком не разовьет в нём самостоятельности. Начинайте приучать малышку занимать себя игрой без посторонней помощи.
- Подготовьте почву для отхода.
Прежде чем отойти от ребёнка (даже если вы уходите на другую сторону той же комнаты), заинтересуйте ее чем-нибудь, что займет ее на то короткое время, пока вы делаете свои дела. Например: "Покорми своего мишку, а я приготовлю обед".
- Оставайтесь в пределах досягаемости.
Занимаясь своим делом, время от времени разговаривайте с ребёнком, протяните руку и погладьте малышку по головке или помогите уложить непослушный кубик.
- Не тревожьтесь.
Иногда родители невольно передают малышам собственное чувство озабоченности. Когда вы уходите от ребёнка, делайте это с улыбкой и приятными словами.
- Сохраняйте спокойствие.
Если малышка начинает плакать, когда Вы отходите от неё, не реагируете с раздражением или жалостью. Постарайтесь вообще никак не реагировать. И ни в коем случае не отказывайтесь из-за ее крика от собственного дела. Просто скажите спокойным голосом: "Все в порядке. Я сейчас вернусь." Может быть, сначала она и не поймёт смысл сказанного, однако ваш спокойный тон скорее всего утешит ее. Вернувшись, скажите также спокойно: "Вот и я. Я пришла. Тебе было весело?" Вскоре малышка поймёт, что, когда вы уходите, Вы всегда возвращайтесь, как и было обещано.
- Пусть ходит за вами "хвостом".
Если ребёнок сопровождает Вас повсюду в доме (даже в ванную), не запрещайте ей. В ней и так борются противоположные чувства - с мамой или без мамы?
- Позвольте ей уходить от Вас.
Даже самые липучие малыши часто решают "постранствовать". Если Вы вместе играли и ребёнку захотелось отойти, чтобы самой заняться чем-нибудь, не мешайте ей (разумеется, если вы при этом не теряйте ее из виду). Малышка должна знать, что уходить от Вас - вполне безопасно.
- Будьте терпеливы.
Чувство страха у вашего ребенка при разлуке с Вами - нормальное проявление новой стадии развития. С вашей любовью и поддержкой он скоро от него избавиться.
Что делать, если все советы испробованы, а ребенок маму не отпускает?
Не придавайте этому большого значения. Спокойно объясните малышке, что Вам надо отойти: почистить морковку, а то не будет супа, или постирать, иначе не будет чистого белья, и отправляйтесь делать это, даже если она висит у Вас на ноге. Когда ребенок убедится, что его попытки привлечь к себе внимание остаются без ответа, он скорее всего прекратит их.
Тем не менее некоторая "прилипчивость" может сохраниться до самой школы и даже позже. Дети довольно часто липнут к маме или папе, когда их приводят в детский сад или в школу. Общение с другими взрослыми и родительское внимание помогут им повзрослеть , и это качество постепенно останется в прошлом.
Создано: 26 июля 2018 Обновлено: 16 апреля 2019 Просмотров: 1158С рождением ребенка жизнь женщины кардинально меняется. Маленький человечек требует постоянного внимания, заботы и телесного контакта. Кормление грудью, прогулки, игры, укачивания – первый год кроха практически не слезает с рук, он нуждается в вашей помощи и любви. Но вот малыш растет, начинает ползать, а затем делает первые шаги. Казалось бы, мама может немного выдохнуть: ребенок подрос и может некоторое время обойтись без нее. Ан нет! Малыш продолжает следовать за мамой хвостиком, не желая давать ей ни грамма свободы. Более того, дети в возрасте 2-х, и даже 3-х лет тоже склонны к такому поведению. Разберемся, почему так происходит и можно ли с этим что-то сделать.
Давайте совершим небольшой экскурс в историю и посмотрим, как жили наши далекие предки. В архаичном обществе люди жили общиной. Мужчины охотились и защищали племя, женщины занимались сбором еды, готовкой, детьми. Жильем всем служила мрачная пещера или навес из подручных средств. Со всех сторон жилище окружала дикая природа: опасные хищники, ядовитые насекомые и змеи, бурно текущие реки и острые скалы.
А теперь представьте себе: наша про-мать увлечена сбором кореньев и другой еды, ее малыши резвятся вокруг. В поисках пищи женщина отходит все дальше, а дети, увлеченные игрой или красивым камушком, не следуют за ней. Каждый занят своим делом, расстояние между ними увеличивается. Обстановка вокруг спокойная, и, казалось бы, беспокоиться не о чем. Не о чем?! Два зорких глаза наблюдают из тени за малышами. Когда мать отходит достаточно далеко, из кустов выпрыгивает хищник, набрасывается на ребенка и утаскивает добычу - кормить свое потомство.
Жуткая история, не так ли? Но, к счастью для нас, природа позаботилась о том, чтобы свести такие случаи к минимуму. Благодаря неустанному процессу эволюции у людей, как и у животных, появился ген «следования». Маленький ребенок, еще ничего не знающий об этом мире и его законах, будет следовать за матерью или тут же заплачет, если она оказалась слишком далеко. Вы замечали, стоит вам выйти из комнаты, младенец сразу начинает беспокойно кричать? - Это именно этот случай. Наряду с сосательным и хватательным рефлексом, инстинкт следования помог нам выжить и добраться до наших дней.
Посмотрите на своего малыша. Ах, опять он хочет на ручки, а вы так устали! Не сердитесь на него - это не капризы и не дурной характер. Кроха следует за вами потому, что он так запрограммирован, и по-другому не может. Удивительно, насколько мудра наша природа, правда?
Вторая причина, заставляющая ребенка «прилипать» к матери кроется в истоках психологии и обусловлена привязанностью. Привязанность – главная опора в отношениях мамы и младенца. Стоит лишь разобраться, как это работает, и она будет играть вам на руку.
Представим себе знакомую картину. Вы с малышом пришли в гости, или наоборот, гости пришли к вам. Вы располагаетесь на кухне, наливаете чашечку ароматного чая и настраиваетесь на содержательную беседу с подругой. Как вдруг малыш, только что с упоением возившийся с игрушками, начинает канючить и требовать внимания. Просится на ручки, а стоит его взять - ерзает и стремится вниз, затем опять требовательно дергает за юбку. Мама сердится, ведь не так часто к ней приходят подруги, а унылые крики никак не способствуют приятной беседе. В итоге мы имеем раздраженную маму и расстроенного ребенка.
Давайте заглянем в душу ребенку и посмотрим, что он чувствует, и почему так ведет себя. Появление нового взрослого само по себе не пугает малыша. Однако ребенок видит, что мама, только что занятая им, теперь с радостью переключает внимание на подругу, как бы забывая о нем. Малыш пугается. Он не понимает, что подруга пришла всего на часик, и скоро мама опять будет в его безраздельной власти. А вдруг мама больше не любит меня? Вдруг я ей не нужен?
Малыш заявляет о себе, требует немедленного внимания и признания. Ему нужно понять, что все осталось по-прежнему - несмотря на нового человека, мама все также любит его и готова прийти на помощь по первому зову. Далее следует два сценария развития событий. В первом мама раздражается, пытаясь продолжить беседу и угомонить визжащего ребенка. Как правило, это приводит к тому, что недовольны все - ребенок не чувствует внимания, маме не удалось пообщаться с подругой. Подруга, особенно если она бездетная, пребывает в шоке от вопящего и беспокойного малыша. Во втором случае мама отвлекается от приятельницы и уделяет несколько минут ребенку. Здесь важно, чтобы эти 5-10 минут безраздельно и всецело уделялись крохе. Поиграть, покатать на ручках, пощекотать любимый животик - вы и сами знаете, что любит ваш малыш. И, о чудо! По прошествии нескольких минут кроха убеждается, что отношения с мамой в порядке, он все также главный человек в ее жизни, а подруга не несет угрозы и больше не вызывает ни опасений, ни ревности. Взрослые чинно пьют свой чай, а карапуз успокаивается и садится играть – и волки сыти, и овцы целы.
Итак, почему же ребенок не отходит от мамы? – Потому, что в рамках эволюционного развития и по законам психологии, младенец привязан к матери крепкими «веревками». Хотите немного ослабить их? Дайте крохе внимание и уверенность в прочности ваших отношений. Дайте ему поддержку и уверенность в том, что вы готовы видеть и реагировать на его потребности. Убедившись, что привязанность сильна, а ваши отношения надежны и крепки, ребенок будет постепенно отпускать вас дальше и дольше. А сейчас, обнимите малыша и поцелуйте любимую макушку. Пройдет немного времени, и он уже не будет так сильно нуждаться в вас. Интересно, вы будете скучать по тому времени, когда вы были для него Вселенной?
Если вашему маленькому крохе меньше года или даже полутора лет, то вы, наверное, уже почувствовали, что означает выражение «висит на маме круглые сутки». Подавляющее большинство мам сталкиваются с тем, что маленький человечек не хочет ни в какую отпускать маму одну. Пока он бодрствует, он весел только с мамой, увидев, что она отходит на некоторое расстояние, тут же начинает жалобно хныкать. Спит только с грудью во рту, медленно посасывая молочко, и если вы попытаетесь отойти – тут же просыпается. Проблема ли это и что делать в таком случае?
Чтобы понять, почему малыши ведут себя так, давайте вспомним и порассуждаем о том, как природой задумана жизнь маленького малыша. Маленький ребенок еще не созрел, еще не имеет полнофункционирующего разума, поэтому не способен понять доводы нас, взрослых, о том, что нам надо что-то сделать по дому или поработать, или полежать в ванне. Малыш руководствуется пока только своими инстинктами и рефлексами. И среди них главный – это быть на руках. Возможно, вы видели фильмы или познавательные программы о современных племенах людей, живущих вне цивилизации по вековым и тысячелетним традициям.
Они везде носят своих младенцев с собой. Всюду, где бы они ни были, малыши с ними: на купании, в лесу, при приготовлении пищи, при разжигании костра, при совместных посиделках и таинственных обрядах. Иногда матери отдают своих младенцев другим членам племени, старшим детям, своим братьям и сестрам, бабушкам. Но главное, что остается – это то, что ребенок все время на руках. Он всегда вместе со взрослым: либо на его руках, либо на коленях, либо лежит на животе. И, что не менее важно, всегда спокойный .
Маленький человечек инстинктивно чувствует, что если он останется один – он может погибнуть. Одиночество для ребенка первого года жизни в природных условиях чаще всего означает смерть. Он не может сам о себе позаботиться. Поэтому инстинкт заставляет его быть рядом со взрослым – это залог выживания для ребенка в естественной природной среде. Мы забыли этот факт, что быть на руках – естественная потребность маленького человечка, так же как еда, сон.
Что же в этом случае делать, спросите вы? Неужели теперь не есть, не пить, не прибираться и вообще ничего не делать? Ни в коем случае. Ребенок – это не отдельное от жизни существо, он часть нашей жизни, он должен присутствовать в ней полноправно. Мы в цивилизованном мире слишком искаженно выросли сами. Мы практически не видим примера, как молодые мамы живут обычной жизнью с детками. В лучшем случае с малышами гуляют на детской площадке. Но не ходят по магазинам, на почту, не сидят в кафе, не ходят на работу, не встречаются с друзьями. Чаще всего молодая мама вымучивается первые годы жизни ребенка, а потом, сдав его в садик, начинает «снова жить».
Мы сами не видели примера и поэтому не можем жить вместе с ребенком полноценной жизнью. С появлением малыша многое меняется, многое уходит, но это не повод отказываться от всего. Это лишь некоторая перестройка с целью понять, как я могу заниматься своими делами вместе с ребенком ? Для многих это кажется абсурдным ходить в кафе с друзьями, по делам и магазинам с ребенком. Мы настолько отошли от этого понимания, что оно нам кажется невыполнимым. Наш мир настолько ушел от своего естественного поведения, что мы даже не представляем себе, что это возможно. И страдаем либо от того, что жизнь с малышом трудная и скучная, либо бросаем ребенка в кроватке, оставляем на нянек, сдаем в ясли, чем заставляем страдать малыша. Ведь главное, что ему нужно – тепло мамы или другого близкого человека.
Многие спросят, неужели так с ним и мучиться и носить на руках все 18 лет? Конечно же нет. Во-первых, если вы носите на руках не потому, что так надо, а искренне понимаете, что это необходимо для счастья вашего крохи, вы не воспринимаете это как трудность. Многие мамы даже говорят, что как только стали больше носить на руках, совсем пропало желание отпускать кроху. Больше носишь – больше хочется носить. Это естественная реакция, так задумано природой.
А ребенок, напитавшись сполна временем абсолютной защищенности, позже сам начинает отползать, уходить от мамы, чтобы изучать мир: сначала предметы вблизи мамы, потом всю комнату, потом всю квартиру вместе с кухней и туалетом. Происходит это от 6 месяцев до полутора лет, когда дети учатся ползать и ходить. Они понемногу начинают покидать маму, возвращаясь на ручки после полученных впечатлений: сначала на полметра, потом на метр, потом всю комнату исследуют, потом все дальше отползают и дольше не возвращаются. Потом однажды вы заметите, как хочется обнять кроху, а он от вас убегает, потому что у него вагон от поезда отцепился. Тогда вы вспомните, как было прекрасно время, когда этот малыш сидел на ваших руках и прижимался к вам своими пухлыми щечками.
Цените каждое время, оно прекрасно!