Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, которое способно доставить массу удовольствия как маленьким непоседам, так и взрослым дядям и тетям. Соленое тесто – превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интерес...
Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, которое способно доставить массу удовольствия как маленьким непоседам, так и взрослым дядям и тетям. Соленое тесто – превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интересных поделок, в том числе целые картины, излучающие тепло рук мастера и домашний уют.
- Поделки из соленого теста
Видео-каталог работ и идей для лепки
Чтобы создать настоящий шедевр придется хорошенько постараться, но освоить тестопластику под силу абсолютно каждому, тем более что эта техника не требует наличия каких-либо уникальных способностей и дорогих материалов. Если задаться целью, все необходимое можно отыскать, не выходя из дома, было бы желание. Для деток изготовление поделок из соленого теста станет не только интересным, но еще и очень полезным занятием, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти, а любое совместное творчество сближает.
Как приготовить соленое тесто для лепки
Практически каждый мастер пользуется своим уникальным рецептом теста, поэтому сегодня мы предложим сразу несколько рецептов. Все рецепты хороши, но каждый хорош по-своему. Один больше подойдет для мелких изделий, другой – для крупных, третий годится для работы с детьми. Поэкспериментировав с разными компонентами, вы сможете определиться с оптимальной рецептурой.
Рецепты соленого теста
Первый вариант: универсальное тесто
- 1 стакан соли
- 1 стакан пшеничной муки
- 1 ст.л. растительного масла
- полстакана воды
В большую миску всыпаем стакан соли и стакан муки. Перемешиваем ложкой. Вливаем полстакана воды и столовую ложку растительного масла. Перемешиваем ложкой и вымешиваем руками до однородного состояния, как и обычное тесто. Чтобы масса получилась более пластичной, воду заменяем киселем из крахмала. Для приготовления киселя столовую ложку крахмала растворяем в 1/2 стакана холодной воды. В маленькой кастрюльке еще один стакан воды доводим до кипения. Помешивая, вливаем в кипящую воду раствор крахмала. Когда содержимое кастрюльки станет прозрачным и загустеет, выключаем огонь, даем киселю остыть, а затем вместо воды добавляем его к смеси муки с солью.
Если тесто получится слишком мягким, на дне миски смешиваем столовую ложку соли со столовой ложкой муки. Прижимаем ком теста к смеси и замешиваем. При необходимости повторяем процедуру.
Второй вариант для простых моделей
- 200 грамм муки
- 200 грамм соли
- 125 миллилитров воды
- (прежде чем добавить в тесто, клей необходимо развести в теплой воде до консистенции сметаны)
Третий вариант для крупных моделей
- два стакана муки
- один стакан соли
- 2/3 стакана воды
Может понадобиться немного больше воды, ее количество зависит от сорта муки. По плотности тесто для лепки должно напоминать размягченный пластилин. Для приготовления теста в горячую воду высыпаем соль, ждем, пока соль полностью раствориться, а вода остынет. Добавляем муку (вполне подойдет и второй сорт) и тщательно вымешиваем тесто.
Крепкое соленое тесто для плиток и плат
- 200 грамм муки
- 400 грамм соли
- 125 миллилитров воды
- 2 столовые ложки клея для простых обоев
Пятый вариант: соленое тесто для тонких работ
- 300 грамм муки
- 200 грамм соли
- 2 столовые ложки клея для простых обоев
- 4 столовые ложки глицерина
Чтобы в готовом изделии не попадались кристаллики, а поверхность получилась гладкой, соль для приготовления теста должна быть мелкого помола. Если под рукой оказалась только крупная соль, перед замесом теста ее следует перемолоть в кофемолке или развести указанным в рецепте количеством воды. Лучше выбирать недорогие сорта муки без эмульгаторов, разрыхлителей и прочих добавок.
Готовое тесто оборачиваем пленкой, чтобы не пересохло, и на несколько часов отправляем в холодильник. Это сделает тесто более эластичным и во время лепки с ним будет легче работать, и оно не будет ломаться по бокам.
Для работы с детьми выбирайте рецепты без содержания клея.
Неокрашенное тесто будет иметь светло-бежевый цвет. Чтобы придать изделию теплый хлебный оттенок, берем по половине пшеничной и ржаной муки от указанного в рецепте количества. Использовать одну ржаную муку нежелательно, поскольку тесто получится твердым, неэластичным и будет крошиться.
Используя акварель или гуашь, расписывать можно либо готовые фигурки, либо окрасить тесто еще на этапе замеса. Для окрашивания теста отлично подойдут гуашевые краски, пищевые красители или натуральные продуктовые красители: фруктовые и овощные соки (свекольный, морковный сок, сок петрушки), какао, кофе. Тесто разных цветов хранится в отдельных целлофановых пакетах или баночках. Точно также как и краски, куски окрашенного теста можно смело смешивать для получения нужного оттенка:
- синий + белый = голубой
- голубой + желтый = зеленый
- зеленый + синий = изумрудный
- синий + розовый = фиолетовый
- белый + красный = розовый
- желтый + красный = оранжевый
- зеленый + красный = коричневый
Поделки из соленого теста
Пока тесто охлаждается и доходит до нужной кондиции, можно подготовить рабочее место и все необходимое для лепки. Прежде всего, освобождаем от посторонних предметов стол и застилаем его клеенкой. Также нам может понадобиться:
- рабочая доска для раскатки теста (можно воспользоваться куском плотного картона, сверху покрытым листом фольги для запекания)
- скалка (можно заменить гладкой бутылкой)
- нож с тонким лезвием
- картон
- карандаш
- кисточка
- нити мулине
- алюминиевая фольга
- различная мелочевка: пуговицы, пробки, спички, монетки – для создания рельефных поверхностей; бисер, крупа, фольга – для украшения.
Для лепки из теста в ход идет практически все: пуговицы и ткани для фактурных отпечатков, различные семена и крупы для оригинальных орнаментов, засушенные цветы, свежие рельефные листочки, веточки и т.п. Ткани и предметы слегка смачиваем растительным маслом перед отпечатыванием, чтобы они не прилипали к тесту. Красивые пуговицы, камешки, стеклышки, стеклярус, бисер, лоскутки и кружева, нити и цепочки можно не только отпечатывать, но и «впечатывать» прямо в тесто. Если вы будете обжигать свои изделия в духовке, следите, чтобы бисер был не пластмассовым, а стеклянным, а нитки – не из синтетики.
Поскольку на воздухе тесто очень быстро сохнет, на рабочем столе его необходимо держать в плотно закрытых баночках. Каждый раз необходимо брать ровно столько теста, сколько необходимо, а излишки сразу же складывать обратно.
С тестом можно работать несколькими способами. Во-первых, можно раскатать пласт теста, вырезать из него разнообразные плоские фигурки, а затем составить из них композицию. Однако чтобы получилось объемное изделие, отдельные детали лучше вылепить, а затем соединить их в задуманную композицию. Места стыка смачиваем с помощью кисточки и аккуратно прижимаем пальцем. Присоединить голову к туловищу поможет зубочистка.
Чтобы создать картину или табличку на основе платы, сначала раскатываем тесто толщиной один-полтора сантиметра, вырезаем из него нужную форму, даем ей несколько дней подсохнуть и лишь после этого наносим остальные детали, в качестве клея используя то же самое соленое тесто, разведенное до кашеобразного состояния. Свежие детали скрепляются с помощью кисточки и воды.
Чтобы смастерить симпатичную рамочку, сначала можно начертить на картоне эскиз, затем вырезать его и облепить тестом, а когда он немного обсохнет, приделать мелкие детали.
При работе с объемными вертикальными фигурами следует использовать проволочный каркас. Внутрь больших объемных изделий можно вкладывать плотно сформированные шарики из фольги для выпечки, коробочки или баночки, тщательно затянутые тестом, чтобы не осталось дыр и трещин. В этом случае для изготовления изделия потребуется меньше материала, при сушке оно не будет деформироваться и значительно быстрее высохнет.
Если после работы у вас осталось неиспользованное тесто, заверните его в клеенку или полиэтиленовый пакет и положите в холодильник. Это позволит тесту не высыхать и не портится в течение нескольких месяцев.
Сушка, обжиг, раскраска и лакировка
Чтобы изделия из теста приобрели прочность, их нужно высушить на воздухе или обжечь в духовке. Первый вариант займет довольно много времени, поскольку при воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно. При хорошей погоде за один день изделие просушится всего лишь на несколько миллиметров. На батарею поделки из теста лучше не класть, потому как велика вероятность, что они просто потрескаются.
Лучше использовать комбинированный метод – сначала немного подсушить изделие на солнце, а затем обжечь в духовке. Запекать изделие нельзя! Оно должно не печься, а сушиться при самой низкой температуре, дверца духовки при этом должна быть слегка приоткрытой. В таком режиме обжигать изделие следует полтора-два часа, пока оно не зарумянится, а тесто не затвердеет. В случае перегрева, на фигурке появятся пузырьки и трещины.
После сушки или обжига изделия из соленого теста можно раскрашивать и покрывать лаком. Для раскраски можно использовать акриловые краски, но лучше всего подойдет художественная гуашь с добавлением небольшого количества клея ПВА. Эта смесь после высыхания придаст изделию легкий блеск и не будет прилипать к рукам. Для лакировки отлично подойдет акриловый лак, он нетоксичен, водорастворим и сохнет всего 6-8 часов.
Мастер-класс по изготовлению веселых котов
Открытое занятие для родителей на тему:
«Букетик для мамы из соленого теста»
Цель : Познакомить детей с соленым тестом, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Учить лепить цветы из соленого теста. Закреплять знания о строении цветов. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать желание дополнять созданное изображение деталями, украшать стекой. Развивать творческий интерес.
Задачи : Познакомить детей с праздником – Днём матери. Воспитывать у детей любовь и глубокое уважение к самому дорогому человеку – к маме.
Предварительная работа : Приготовить тесто.
Материал : Солёное тесто, стеки, вода, кисти, влажные салфетки, клеенки на стол, фартуки и нарукавники.
Возраст учащихся 7 - 8 лет
Ход занятия
Учитель Ребята, а какое сейчас время года? Какой месяц?
(Ответы детей.)
А вы знаете, что сегодня мы отмечаем - День матери. У каждого из нас есть своя мама, мамочка, самая красивая, самая любимая, самая ласковая и родная. Сколько еще хочется сказать слов про маму, просто не передать. Мамин голос не спутаешь ни с одним другим голосом. Он такой знакомый, такой родной. Мама – это тепло, ласка, любовь и красота. Мама хранительница семейного очага.
Дети: А какая ваша мама?
(Ответы детей.)
Учитель: О маме сложено много пословиц и поговорок.
Птица рада весне, а ребёнок…. (матери).
Для матери ребёнок, до ста лет…. (дитёнок).
При солнышке тепло, при матери…….. (добро).
Материнская забота в огне не горит, а в воде…….(не тонет).
Учитель: Молодцы. Ребята, а какие подарки любят получать ваши мамы в праздники?(Ответы детей.)
Учитель: Вот и мы сейчас для наших мамочек слепим прекрасные цветы и сделаем красивую картину из этих цветов.
А лепить вы будете цветик-семицветик.
Основная часть
Природа, которая окружает нас, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, модницы-бабочки, яркие божьи коровки. Такую красоту можно и нарисовать и слепить.
Звучит музыка.
Посмотрите, ребята, в каком порядке вы будете работать
1) Раскатаем шар из теста.
2) Расплющиваем его - получается лепесток.
Изготавливаем таких 7 лепестков и одну сердцевинку.
По ходу работы учитель проводит пальчиковую гимнастику:
Наши алые цветы
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
лепестки колышет.
Наши алые цветы
Закрывают лепестки.
Головой кивают,
Крепко засыпают.
Укладываем получившиеся цветы в корзинку (заранее подготовленную педагогом) и закрепляем их при помощи кусочков из соленого теста и воды, используем для увлажнения кисточки. После того, как панно высохнет его можно будет оформить в рамочку.
Подведение итогов урока:
Учитель:
Мы из цветов собираем букеты,
Подбирая цветок за цветком.
Радость счастье, любовь и надежда
Вместе с ними приходит в ваш дом
Дорогие родители, мамочки - мы вас от души поздравляем с этим замечательным праздником - днем матери и просим вас принять в дар от ваших детей во этот букет цветов из соленого теста!
(Дети преподносят панно родителям).
Мы расскажем вам, как обучать детей лепке из солёного теста. Расскажем, как приготовить солёное тесто.
Обучение детей лепке из солёного теста
От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни — к абсолютной красоте. (Платон)
Разнообразные виды художественно-творческой деятельности имеют большое значение в развитии личности ребенка. Изобразительная деятельность вызывает у детей положительные эмоции, развивает воображение, мелкую моторику. К видам такой деятельности относятся лепка, рисование, аппликация.
Лепка из соленого теста для дошкольников
Детям очень нравится заниматься лепкой. Соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки. Оно безопасно, его можно приготовить в любой момент. Материал прост в использовании и не пачкает одежду.
Как приготовить соленое тесто?
Существует несколько рецептов его приготовления:
1 способ : 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 250 мл воды. Соль растворить в воде, затем добавить муку и замесить тесто.
2 способ: 1 стакан мелкой соли, 1 стакан муки, 1 столовая ложка растительного масла, 1/2 стакана воды. Все перемешать ложкой, а потом руками до однородного состояния.
3 способ (цветное тесто). Можно не раскрашивать поделки после высыхания, а использовать сразу цветное тесто. Для этого нужно в 1/4 стакана воды, постоянно помешивая, развести немного гуаши (количество зависит от насыщенности цвета, который вам нужен). Затем добавить разведенную гуашь в смесь муки и соли, вымесить крутое тесто.
Полезные советы
■ Если вы работаете с несколькими цветами теста, то вы легко можете сделать из них новые тона. Для этого просто нужно перемешать между собой кусочки теста разного цвета.
■ Тесто должно быть хорошо вымешано, не липнуть к рукам и не крошиться.
■ Если тесто плохо лепится, добавьте воды.
■ Если прилипает к рукам, добавьте муки.
■ Поделки лучше делать из маленьких частей, так они будут качественнее и красивее.
■ Если решили подкрасить само тесто, краски добавляйте совсем немного.
■ Тесто хорошо комбинируется со многими материалами.
Техника лепки
■ Если вы будете сушить поделки на воздухе, то работать нужно на деревянной или пластмассовой дощечке.
■ Если сушить будете в духовке, то на подносе или жаростойкой посуде.
■ Прежде чем начать лепить, разомните в руках кусочек теста.
■ Тесто, с которым вы в данный момент не работаете, положите под пленку или целлофановый пакет, чтобы оно не подсыхало. (Если вы работаете с цветным тестом, то каждый цвет нужно накрыть отдельно.)
■ Если вы хотите украсить поделку отпечатками, то сделайте это сразу же после лепки, иначе тесто покроется сухой корочкой и украшение не получится. Для отпечатков можно использовать любые предметы.
■ Части поделки из соленого теста хорошо прилипают друг к другу, но желательно место соединения предварительно смочить водой. Это можно сделать с помощью небольшой кисточки.
■ Обычно теста хватает на два-три занятия, поэтому остатки теста нужно держать в холодильнике завернутым в два целлофановых пакета, чтобы оно не засохло. Тесто можно хранить в холодильнике около недели.
Способы сушки теста
■ Изделия из теста можно сушить в духовке или на открытом воздухе.
■ В духовом шкафу сушат изделие при самой низкой температуре (55 °С), с открытой дверцей — так оно не покроется трещинками. Время сушки зависит от толщины вашей поделки — 1-2 часа. Следите за процессом сушки, так как мелкие детали сушатся намного быстрее.
■ Появление пузырей и трещин — признак перегрева поделки. В этом случае нужно уменьшить температуру или переставить противень с изделием на верхнюю полку.
■ Сушить поделку воздухом намного дольше (около 3— 4 дней). Можно положить поделки на батарею, но от этого изделия могут потрескаться и раскрошиться. По этой же причине не рекомендуется класть поделки под прямые солнечные лучи. Время от времени изделие надо аккуратно переворачивать, чтобы оно равномерно просохло.
■ Можно объединить эти два способа: сначала поделку 1-2 дня сушат воздухом, а затем досушивают в духовке.
Раскраска и лакировка изделий
Раскраска . После полного высыхания изделий его нужно раскрасить. Для этого можно использовать гуашь, акриловые или акварельные краски.
В гуашь можно добавить клей ПВА, это придаст изделию блеск.
Лакировка. Закрепить краску и придать поделке блеск можно с помощью клея ПВА или акрилового лака. Акриловый лак водорастворим, нетоксичен, сохнет 6-8 часов.
Украшение. Из соленого теста можно делать все что угодно: подсвечники, рамочки для фотографий, домики, зверей, овощи и фрукты, машины и самолеты, буквы и цифры. Украсить их можно крупами, пуговицами, ракушками, бисером и макаронными изделиями, ниточками и лентами. Сделать можно все, на что только хватит фантазии, вдохновения и желания.
Цель всех занятий лепки из соленого теста — вызвать у ребенка интерес к лепке, познакомить со свойствами соленого теста. Оно имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, крошиться, подсыхать. Важно научить ребенка лепить разные фигуры, соединять их в композиции и т. д. — это развивает мелкую моторику, воображение и фантазию ребенка.
Как построить занятие?
Заранее приготовьте все материалы и инструменты, чтобы не пришлось отвлекаться на поиски.
Во время занятия вам потребуется:
■ маленькая скалочка для раскатывания теста, можно взять бутылочку от питьевого йогурта;
■ доска для лепки или противень;
■ емкость с водой;
■ кисточка для смачивания теста водой;
■ формочки;
■ стеки (палочки для работы с тестом или пластилином);
■ краски, кисточки, тряпочка;
■ клей «Момент» и плотный картон для закрепления поделки.
Продумайте основное задание занятия. Можете показать картинку по теме, рассказать историю или сказку. Например, если делаете божью коровку, желательно продемонстрировать картинку с ее изображением.
Показывайте ребенку, как нужно делать тот или иной элемент поделки. Будьте терпимы к малышу, если у него не сразу все получается.
Введите поощрение за выполненную работу. Пусть это будет приятная недорогая вещица. Нежелательно использовать в качестве поощрения сладости, продукты питания. Это может вызвать зависимость от еды, что приведет к прибавке веса. Можно купить цветные счетные палочки и давать их ребенку как бонус. Их можно пересчитывать каждый день, чтобы узнавать, сколько прибавилось сегодня и сколько у него теперь стало палочек, сколько синих, а сколько желтых. Это позволит ребенку научиться считать и не путать названия цветов.
Вот несколько вариантов проведения занятий.
Занятие 1. «Гусенички» (объемные поделки)
Поделки из теста в основном делаются в два этапа, на двух занятиях. На первом этапе лепится композиция. На втором — раскрашивается и, если нужно, приклеивается к основе (рис.).
Вам потребуется: соленое тесто, мисочка с водой, противень или доска для сушки изделия, картон, краски, клей «Момент».
Первое занятие: расскажите ребенку сказку, а потом вместе обсудите эту историю.
В сказочном лесу, где всегда тепло и растет много разных красивых цветов, живет семья веселых гусеничек. Гусеничка мама, гусеничка папа и их дочка маленькая гусеничка. Они любят цветочки и разные листочки.
Однажды маленькая гусеничка увидела красивый цветочек, но он был далеко от дома. Гусеничка знала, что так далеко мама с папой не разрешают ей уходить. Но гусеничка решила, что она только посмотрит на него и вернется обратно так быстро, что родители не заметят ее отсутствия.
Увы, когда она добралась до этого цветка, начало темнеть. Маленькая гусеничка испугалась, ей стало страшно. Она очень пожалела, что ослушалась. Хорошо, что мама с папой заметили, что маленькая гусеничка пропала и ее нет около дома, и пошли ее искать. Они нашли ее, а ведь маленькая гусеничка могла потеряться.
Задайте ребенку вопросы:
Гусеничка поступила правильно? Разве можно уходить одной?
Преложите малышу поиграть:
Давай слепим эту семью. Дадим имена каждой гусе- нички, а еще мы сделаем для маленькой гусенички ее любимый цветочек, чтобы она больше не убегала.
■ Показывайте поэтапно действия ребенку.
■ Сначала сделайте гусениц: для этого нужно отщипывать кусочки от теста и скатывать из них шарики.
Первый шарик — голова — самый большой, каждый следующий — поменьше. Соединяйте шарики между собой; если они плохо приклеиваются друг к другу, немного смочите их водой в местах присоединения. Глазки для гусениц сделайте, скатав два маленьких шарика.
■ По желанию можно дополнительно слепить листик, грибок, божью коровку, ягодку, цветок.
■ После того как композиция будет завершена, тесто должно высохнуть.
Для следующего занятия приготовьте картон, краски, клей «Момент».
■ Ребенок сначала должен покрасить картон в зеленый цвет. Можно на нем нарисовать цветочки.
■ Подождите, пока картон подсохнет, и приклейте на него элементы композиции.
■ Раскрасьте композицию гуашью.
После этого поделку можно покрыть акриловым лаком.
Занятие 2. «Цветочная поляна» (плоские поделки)
Из соленого теста очень удобно лепить плоские предметы, эффектно выглядят поделки, выполненные из цветного теста.
На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами: пуговицами, вилкой, трубочками от сока, всевозможными крышечками, тканью и т. п. С их помощью них можно сделать интересный орнамент.
Покажите ребенку на картинке цветы. Расскажите, какие они бывают и как называются. Если занятия проходят летом или ранней осенью, то во время прогулки можно обратить внимание ребенка на живые цветы, которые растут на улице.
Занятие 3. «Веселый петушок» (плоские украшенные поделки)
Перед занятием прочитайте ребенку русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Спросите у ребенка:
«Как Петя-петушок помог зайчику? А кто еще пытался выгнать Лису из дома? Петя-петушок оказался самым смелым. Давай его слепим».
Вам потребуется: соленое тесто, доска для лепки, вода, бисер и разные крупы. Для печати (впечатывания) узоров на тесте пригодятся разные маленькие колпачки, пуговки, вилки и т. д., гуашь, плотный картон, кисточки и вода для красок, клей ПВА. Теперь приступайте к поделке.
■ Сначала слепите голову, туловище и пышный хвост. Соедините их с помощью воды. Поделка должна быть плоская. Старайтесь работать быстро, тесто недолжно подсохнуть, иначе украсить его не получится.
■ Теперь приступайте к украшению.
1-й способ: «впечатать» украшение в конце лепки. Узоры наносятся с помощью вдавливания в тесто печати для получения оттиска. Можно вдавить в тесто бисер и крупы.
2-й способ: приклеить украшения уже на высушенное изделие с помощью обильного слоя клея ПВА.
■ Высушите поделку.
■ Раскрасьте картон и приклейте на него вашего петушка. Раскрасьте петушка.
Например можно вылепить вот такого петушка
По материалам книги Н. В. Алёшиной "Мамочкина работа"
Конспект занятия по лепке из соленого теста:
«Рельефная рыбка»
Цели и задачи:
Познакомить с понятием тиснение, оттиск
Учить детей работать с соленым тестом:
Раскатывать пласт, пользоваться шаблоном;
Обрезать стекой;
Показать разные приемы тиснения поверхности
Чешую вдавливать ритмично в виде узора, создавая фактуру;
Воспитывать аккуратность, творчество, фантазию.
Материалы и оборудование:
Цветное соленое тесто, стеки, скалки, клеенки, образец изделия, шаблоны рыбок, подручные инструменты (штампики, колпачки, шурупчики, кондитерское колёсико, ситечко, чесноковыжималка и т. д.), технологические карты, иллюстрации, мел, указка.
Ход занятия:
Вступление(5мин.)
Организационный момент
Дети входят в кабинет, садятся за парты. Проверка готовности к занятию.
Повторение пройденного материала:
Ребята давайте вспомним, что мы изучили на прошлых занятиях. Вы научились лепить цветы пластичным (скульптурным) и конструктивным способом лепки. Вопрос учащимся: Какой способ называется конструктивный? Какой способ называется пластичный? (ответы детей) Познакомились с 2 видами скульптуры. Назовите два вида скульптуры ? (ответ учащихся - круглая скульптура, рельеф). Чем отличается круглая скульптура от рельефа , (ответы учащихся: круглая скульптура объёмная, рельеф плоский).
Сообщение темы и цели занятия(5)
Сегодня мы познакомимся с такими понятиями как тиснение, оттиск, научимся создавать фактуру на поверхности теста. Педагог обращает внимание на доску. Ребята оттиск - это отпечаток на тесте, получившийся в результате надавливания на него какого-либо рельефного предмета. Например, отпечаток ладони (образец отпечатка, выполненный из солёного теста). Показ иллюстраций.
Тиснение – это нанесение оттисков, т.е. серии отпечатков, в определённой последовательности (например, елочка, сова, иллюстрации с изображением тиснения). Способ нанесения изображения тиснением был известен издавна. Специальной печаткой-штампом на еще сырой глине своих изделий гончары ставили клеймо. А купцы, запечатывая кувшины с товаром, ставили на пробке свой знак. Так поступали в Индии и Египте. (Приложение №1)
Чтобы создать красивую фактурную поверхность можно использовать обычные подручные средства, такие как стека, колпачок, штампы, фактурные пуговицы, шурупы, насадки для кондитерских шприцов, колпачки, кондитерское колёсико, фактурные подложки, зубочистки, расчески и т. д. Обычный колпачок оставляет отпечаток в виде круга, а с обратной стороны красивую снежинку(Приложение №2).
Практическая работа (25)мин.
Повторение правил техники безопасности.
А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:
Посмотрите, дом стоит – до краев водой залит.
Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы – все умелые пловцы.(рыбы)
Ребята угадайте о ком идёт речь? (ответы детей ). Молодцы!Я вам сегодня предлагаю слепить рыбку, но не простую, а рельефную и выполнить на ней тиснение.
Прежде, чем приступить к изготовлению нашей работы, давайте выполним несколько упражнений, используя подручные инструменты.
Итак, возьмите тесто и раскатайте в пласт при помощи скалки. Разделите его стекой на 4 части, в каждой ячейке вы будете выполнять оттиски, используя инструменты. Учащиеся выполняют задание совместно с педагогом.
Теперь приступаем к работе:
Работа выполняется последовательно по технологическим картам(приложение №3) совместно с педагогом.
1.Возьмите кусок теста скатайте в шар, расплющите его и раскатайте пласт, толщиной в 1 сантиметр
2,.Приложите шаблон, аккуратно при помощи стека вырежьте рыбку
3.Сгладьте края при помощи стека или влажной кисточки
4.Сделайте сверху два отверстия для ленточки обратной стороной кисточки. При помощи стеки сделаем границу лёгким нажатием, между головой и туловищем.
5.Лепим глазки, скатав шарики из белого теста
6.Шарики меньшего диаметра крепим на белые
7. Выполняем оттиск, делая зрачки
8.Начинаем наносить тиснение, при помощи колпачка наносим чешуйки на поверхность нашего рельефа.
9. Стекой делаем ротик рыбке.
10.Тиснение выполняем по всей поверхности рыбки (чешуйки на рыбке)
11. Делаем оттиск на хвосте, прорезая параллельные линии.
12. Рыбка готова!
Важно: наносить оттиск, тиснение следует по сырому тесту, пока оно не подсохло, иначе в месте нажатия могут образоваться трещинки. Периодически кисточкой надо увлажнять поверхность.
Наша рыбка готова!
Подведение итогов занятия. (5мин)
Анализ работ. Ребята, вот и подошло к завершению наше занятие. Посмотрите какие замечательные рыбки у вас получились.Скажите, что нового вы узнали. Что такое оттиск? Что такое тиснение? (ответы детей). Молодцы! На следующем занятии мы будем продолжать отрабатывать навыки тиснения. Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по лепке из соленого теста "Изготовление мелких хлебобулочных изделий"
В документе находится план- конспект урока, наглядность на доску,технологические карты. Урок содержит культурологический момент....
Конспект занятия по лепке из солёного теста "Рельефная рыбка"
Конспект занятия по лепке из солёного теста "Рельефная рыбка" рассчитан на детей в возрасте 6-9 лет 1 года обучения....
занятие по лепке из соленого теста для детей 7-10 лет.
данное занятие предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей труда и преподавателей младших классов. необычно оно тем, что дети лепят из цветного теста....
Открытый урок по декоративно-прикладному искусству.
Тема: «Изготовление подсвечника (лепка, соленое тесто)
Верба Оксана Ивановна , педагог дополнительного образования, кружок декоративно-прикладного творчества «Капитошка»
Описание материала: представленный конспект открытого занятия по декоративно-прикладному творчеству рассчитан для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста (7-10 лет). Этот материал предлагается педагогам дополнительного образования, учителям образовательных учреждений.
Тип занятия : комбинированный
Цель:
Изучить технологию изготовления декоративного подсвечника из соленого теста. Создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.
Задачи:
1.Научить изготавливать декоративные подсвечники из соленого теста.
2.Развить творческие способности.
3.Воспитывать терпимость, умение слушать других, способность слаженно работать в команде.
Формы занятия:
Беседа, игра, практическая работа.
Время проведения занятия : 45 мин.
Наглядность, материально-техническое обеспечение :
Фигурки, фотографии кошек, фотографии сувениров из соленого теста. Подсвечник в форме кота (образец), соленое тесто, свечи (чайные в гильзе), стаканчики с водой, кисти.
Ход занятия.
1 этап. Организационно - подготовительный.
Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. Сегодня у нас занятие необычное. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но только все вместе, хором. Посмотрим, какие вы дружные ребята. Договорились?
Вы любите играть?
А загадки отгадывать умейте? Тогда отгадайте загадки:
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка)
Выгнул спину он другой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко -
Вот и вся загадка.
(Кот)
Молодцы. Это все о кошках.
Кошка животное мифическое. Неслучайно в Древнем Египте существовал культ кошки. Ее почитали как божество и олицетворяли с радостью.
На Руси долгое время существовал обычай, а в новый дом впускать сначала кошку, а затем уже входить хозяевам. Считали, что так кошка приносила счастье в дом.
В Японии почти в каждом доме есть статуэтка кошки с поднятой лапой, которая по поверию приносит счастье.
Китайцы тоже считают, что она помогает человеку, защищает его дом от злых духов.
Кошки могут лечить своего хозяина, забирая его негативную энергию. В семье, где живет кошка энергетическая атмосфера лучше. А игрушечная кошка наделяет своего владельца интуицией.
Что же такое подсвечник?
Подсвечник это подставка для свечи. Подсвечники бывают медные, серебренные, бронзовые. Подсвечники можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста. Получаются красивые интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер, а свечи в подсвечниках создают в доме особую атмосферу таинственности. Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста.
Я расскажу вам немного об истории возникновения тестопластики. Дам рецепт приготовления соленого теста.
В давние времена люди из муки и воды слепили хлебные лепешки и обжигали их на раскаленных камнях. Древние Египтяне еще 5000 лет назад выпекали множество сортов хлеба. А в Европе фигурный хлеб делали из дрожжевого теста и только руками, без вспомогательных материалов.
Но из теста выпекали не только хлеб.
Древние Инки лепили из теста жертвенные фигурки людей и животных. Китайцы марионеток. Большой популярностью пользовались декоративные изделия. В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста. Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.
Хочу вас познакомить с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный всем материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Соленое тесто пластично, не пачкает руки и не тает. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду. При замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделия. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и хранятся долго.
Рецепт соленого теста прост:
2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды.(главное хорошо вымесить тесто).
Давайте вспомним, как лепить соленое тесто.
Из теста лепят также как из пластилина или глины. Шарики катают также как из пластилина в ладошках или на столе. Колбаску или палочку катают на столе. Для того, чтобы прикрепить один кусочек теста к другому, используется вода. Много брать воды нельзя, тесто может размякнуть.
Вы немножко отдохнули, теперь поработаем. Сделаем разминку для рук, чтобы подготовить их к работе. Выполним упражнение;
1. Мишка карабкается по дереву (передвигать пальцы по карандашу вверх.)
2. Кулак - ладошка(одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот.)
3. Добываем огонь(потереть ладошку ладошкой.)
2 этап. Практическая часть.
1. Возьмите большой кусок теста и скатайте шар, а из шара сделайте морковку. Это будет туловище кота.
2. Возьмите свечу и аккуратно вдавите в туловище.
4. Уложите хвост(как вам нравится).
5. Возьмите два одинаковых кусочка теста, скатайте шарики - это лапы.(сделайте подрезы для когтей).
6. Скатайте шарик для головы. Оттяните уши.
8. Украшаем кота усами. Вставьте леску по три штуки в каждую.
9. Наш подсвечник - кот готов. Оставим его сушиться.
3 этап. Контрольный.
Скажите ребята, с каким материалом мы сегодня работали?
Вам понравилась то, что мы сегодня делали?
4 этап. Итоговый.
Ребята, посмотрите какие замечательные подсвечники мы сделали с вами. Мы все делали одинаковую работу, но коты получились разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый в свою работу вкладывает частичку своей души. Все молодцы! Спасибо за работу.