Приветствую вас, уважаемые читатели блога! Всем папам и мамам хочется организовать для своего «чада» настоящий праздник. Какие можно придумать, как развлечь детей? Ведь игровой процесс для детей является самым интересным и приносит «море» удовольствия. И чтобы этот день был не только торжественным, но и необыкновенно радостным, чтобы дом наполнился детскими голосами, смехом, песнями, музыкой, весельем и надолго запомнился их «сокровищу».
К этому прекрасному празднику родителям надо приготовить не только вкусности для стола, но и развлекательную программу минимум на 2 часа. Она должна быть живая и насыщенная. Дети не должны скучать ни одной минутки. Не только именинник, но и каждый гость должен почувствовать себя «центром вселенной».
Поэтому родителям именинника необходимо разработать план организации и проведения дня рождения ребёнка любого возраста в домашних условиях:
- определить количество гостей и вручить им красочные пригласительные билетики
- произвести декор помещения (шары, плакаты, гирлянды и пр.)
- приобрести новый наряд виновнику торжества
- купить желанный подарок на день рождения имениннику
- купить маленькие подарки всем гостям и подарки для призов
- записать популярные и весёлые детские песенки
- определить праздничное меню
- испечь свеженький домашний торт и не забыть про красивые свечи
- написать сценарий проведения праздника, включая вручения подарков имениннику, приглашение к праздничному столу, рассмотрение подарков. Затем развлекательные мероприятия, песни, игры, танцы, конкурсы, загадки и др.
День рождения годовасика
День рождения ребенка 2-3 лет
Популярные игры на день рожденья
Ни один день рождения не может обойтись без забавных детских игр, игр-конкурсов, загадок.
Фанты
«Волк и козлята». Это — подвижная игра.
Обвести верёвочкой домики и поселить в них всех детей, кроме одного. Они будут играть роль козлят. Козлята живут дружно и часто бегают друг к другу в гости. А вокруг бродит серый волк – один и игроков. Он старается поймать козлёнка за пределами дома. Пойманный козлёнок становится волком. Игра продолжается пока каждый побудет волком.
«Холодно-жарко». Эта игра в 5 лет кажется очень таинственной.
Ведущий незаметно прячет игрушку (динозавра). По словам ведущего «холодно — теплее – жарко» дети догадываются где искать игрушку. Игра продолжается пока каждый побудет в роли искателя. Найденная игрушка является призом игроку нашедшему её.
«Угадай зверя» — это весёлая игра.
Детям завязывают глаза и дают в руки мягкую игрушку. Нужно угадать кто это. Начать игру надо взрослому, который нарочно долго будет думать, крутить, вертеть и назовёт неправильно зайца мишкой. Дети будут смеяться и игра примет шуточный характер. Игра продолжается пока каждый ребёнок побудет в роли угадайки.
«Мышиный концерт» — развлекательная игра.
Распечатать, кликнув по картинкам с мышками, пальчиковых мышек. Можно самим склеить из бумаги в виде кулёчка на пальчик головку мышки, приклеить ушки, нарисовать чёрным фломастером глазки и носик. Каждому ребёнку надеть на пальчик маску- мышку. Первым начнёт игру взрослый тоненьким писклявым мышиным голоском пропоёт песенку или расскажет стихотворение. И тогда дети по очереди продемонстрируют свои таланты от имени мышки.
«Не раздави яйцо» — смешная игра. Она способствует развитию памяти, внимания и осторожности.
На пол кладут кусок любой ткани, которая изображает дорогу. На этой дороге раскладывают сырые яйца. Игроку предлагают внимательно посмотреть на дорогу, по которой он должен пройти и не раздавить ни одного яйца. Пока игроку завязывают глаза, яйца тихонько убирают. Вот он идёт очень осторожно до конца дороги, а когда снимут повязку, игрок и все дети смеются.
«Рогатые». Игра требует сосредоточенности и внимания.
Все дети встают в круг и трясут кулаками. Ведущий говорит: «Идёт, бредёт… и когда скажет коза рогатая» — все выставляют пальцы. Если ведущий скажет «коза безрогая», то кулаки не разжимают. Кто делает ошибку, тот выбывает из игры и помогает ведущему искать нарушителей.
«Дело в шляпе» — музыкальная игра.
Красивую шляпу надевают любому из детей, ставших в круг. Включают музыку. Ребёнок в шляпе поворачивается вокруг себя и надевает шляпу соседу слева (по часовой стрелке). Когда музыка обрывается тот, кто в шляпе выбывает из игры, садится к сладкому столу и ждёт остальных.
На день рождения ребёнка 5-6 лет
Про Отвечать на все «да», несмеяну, мумию, зеркало и . А сегодня я подготовила еще несколько веселых развлечений.
«Баскетбол» — игра для компании детей.
Закрепить у стены кольцо из проволоки на удобной для этого возраста высоте. Мячом будет служить воздушный шарик. Ведущий объясняет детям два правила игры: шарик не должен падать на пол и его нельзя держать в руках. Шарик можно подбрасывать и бить по нему в сторону кольца. Кто больше сделает попаданий в кольцо, получит приз – шоколадную конфетку, остальные игроки получат по карамельке.
«Изображалки».
Разложить карточки с изображенными на них птицами и животными. Игрок подходит к столу берёт карточку и старается различными движениями и мимикой изобразить того, кто на ней нарисован. Тот игрок, кто первым угадает изображение, становится ведущим и игра продолжается.
«Скучно нам сидеть» — простая игра для физического развития.
У стены комнаты ставят стулья для всех детей. У противоположной стены ставят на один стул меньше. Все садятся и читают стишок:
Ой, как скучно нам сидеть Да на стеночку глядеть. Не пора ли пробежаться И местами поменяться?
По команде ведущего «старт» все игроки мчатся к противоположной стене и стараются занять место. Тот, кто остался без стула, выбывает из игры. Затем убирают ещё один стул. Игра продолжается пока победитель не займёт последний оставшийся стул. Ему вручают большой мяч (или что- либо другое), остальным игрокам – маленькие мячики.
«Дженга» — это настольная игра, которая развивает ловкость, мелкую моторику и координацию движений
Эта игра продаётся в магазине игрушек. Из 54 деревянных разноцветных брусочков сооружается башня из 18 уровней. Для этого брусочки складываются по три штуки и, образовавшиеся слои, укладывают друг на друга один поперёк другого. Картонная направляющая поможет выровнять башню.
Эта игра больше всего подходит для 4 детей. Можно играть и двоим или нескольким игрокам. Они по очереди бросают кубик, на каждой грани которого указан цвет. Теперь игроку только одной рукой необходимо вытащить из башни брусочек такого цвета и положить его наверх так, чтобы продолжить строительство. Нельзя брать брусочки из незаконченного верхнего слоя и слоя под ним. Тот игрок, который разрушил башню, считается проигравшим и игра продолжается.
«Чепуха» — прикольная игра.
Берём двойной (из середины) тетрадный лист бумаги и две ручки или два карандаша. Два игрока садятся на противоположных концах стола и рисуют, закрывая рукой рисунок, чью-нибудь голову (человека, собаки, зайца, кошки, козы). Затем загибают листик так, чтобы рисунка было не видно, а выглядывала бы только шея и передают второму игроку. Тот рисует туловище (зайца, ежа, человека, мишки, собаки). Он также загибает листок, закрывая рисунок, и передаёт первому игроку, который рисует чьи-либо ноги. Затем закрывает рисунок и передаёт снова второму игроку, который рисует чьи-нибудь ступни. Теперь разворачиваем рисунок и смотрим, что же получилось? Смешно и весело.
Идея украшения комнаты
Для детей 7,8,9 лет
Для развлечения на празднике день рождения детей 7,8,9 лет необходимы игры несколько другого характера. Эти дети уже школьники младших классов. Они умеют читать и писать и занимаются спортом. В этом возрасте дети начинают ощущать себя частью взрослого мира. Предлагаю поиграть с ними вместе в такие игры:
«Медведь» — это подвижная игра.
Одного из игроков избирают «медведем». Он ложится на пол. Остальные делают вид, что собирают грибы, рвут малину вокруг «медведя» и поют:
У медведя во бору Грибы, ягоды я рву, А медведь не спит, в оба глаза глядит. Лукошко опрокинулось Медведь за нами кинулся.
И тут же поднимается медведь и ловит убегающих игроков. Кого поймает, тот становится медведем. Игра продолжается.
«Третий лишний» — это музыкальная игра.
Для игры понадобятся стулья на один меньше, чем гостей. Играют и взрослые и дети. Стулья ставят спинками друг к дружке, сиденьями наружу. Игроки становятся вокруг сидений стульев. Ведущий включает весёлую музыку, а игроки начинают бежать вокруг стульев. Как только музыка выключается, игрок должен сесть на любой стул. Кому стул не достался, тот выбывает из игры. Убирают ещё один стул и т. д. Победитель – оставшийся один участник.
«Воробей- ворона» — это игра на внимания и быстроту реакции.
Два игрока садятся за стол друг против друга и протягивают друг другу по одной руке, но руки не должны соприкасаться. Ведущий дает имена игрокам: одному – «воробей», другому – «ворона». Ведущий называет имена игроков. Тот, чьё имя названо, должен схватить противника за руку. Для прикола ведущий медленно и по слогам говорит имена во-роооо-на, вооо-рооо-бей, а может сказать во-ро-та. Пойманный воробей становится вороной, а ворона воробьём. Игра продолжается.
Игра «Ромашка» — это весёлая игра.
Из белой бумаги делают ромашку с таким количеством лепестков, сколько будет гостей. На обратной стороне каждого лепестка написать смешные задания. Дети по очереди отрывают по одному лепестку и начинают выполнять задание: танцуют, кукарекают, поют песни, рассказывают стихи, скороговорки и т. д.
«Знайка» — это развивающая игра.
Все дети сидят на стульях в один ряд. Ведущий объявляет тему игры, например, города. Затем подходит к сидящему с краю игроку, называет любой город и даёт ему в руки мячик. Игрок должен быстро назвать любой город и отдать мячик соседу. Кто не смог назвать город выбывает из игры. Затем тема меняется: фрукты, цветы, страны, реки, имена. Игра продолжается.
Для детей 10 – 12 лет подходят такие игры
Если у вас частный дом и на дворе лето или вы отмечаете день рождения на природе, то идеально подойдут
«Умный и весёлый паровозик» — это интеллектуальная игра.
Ведущий (взрослый) каждому игроку задаёт один вопрос. Например, какому учёному яблоко упало на голову? (Ньютону). Кто из богатырей дрался со Змеем Горынычем? (Добрыня Никитич). В каком полушарии Земного шара живут пингвины? (в Южном) и т. д. Если игрок правильно ответит на вопрос, то он становится вагончиком умного паровоза. Если игрок не может ответить, то может взять подсказку за определённую услугу: спеть, рассказать стишок, станцевать, изобразить животное.
Весёлый паровозик должен собрать всех игроков и дети-вагончики споют весёлую песенку.
«Рыбаки и рыбки» — это активная игра.
Из всех игроков выбирают двух рыбаков, а остальные игроки – рыбки. Они водят хоровод и поют:
В воде рыбки живут, Нет клюва, а клюют. Есть крылья – не летают, Ног нет, а гуляют. Гнёзда не заводят, А деток выводят.
После этого рыбки разбегаются, а рыбаки берутся за руки и ловят их. Пойманные рыбки присоединяются к рыбакам, отчего сеть становится длиннее, и ловят остальных рыбок. Последняя рыбка, которую рыбаки не поймали, и является победителем.
«Подбери ключ» — эта игра способствует проявлению умения.
Двум игрокам дают по три закрытых навесных замка и кучу ключей. Задача – открыть каждый замок. Выигрывает тот, кто первым открыл замки. Игра продолжается, пока все побудут «открывателями».
«Вы поедете на бал?» — эту игру любят девочки.
Ведущий начинает игру с присказки:
— Да и нет — не говорите,
Чёрное с белым – не берите,
Вы поедете на бал?
— Наверное отвечает игрок.
— На чём поедете? С кем поедете? Что оденете? Какого цвета? Такими вопросами ведущий пытается подловить игрока и употребить запрещённые слова. Если случайно слово таки сказано, то игроки меняются ролями.
«Поиски клада» — это интересная игра, развивающая смекалку.
Первую загадку-подсказку читает ведущий:
Всех, кто в гости к нам пришёл,
Пусть садятся за наш…..Отгадка стол – место где искать подсказку. В столе опять загадка-подсказка – какой конь не пьёт воду? Отгадка – шахматный. В шахматах снова загадка – в пёстром фантике одета в вазочке лежит….. Отгадка – конфета. В конфетке снова загадка-подсказка – всё идут, идут, идут, только с места не встают. Отгадка – часы. За настольными часами находится клад – коробочка с маленькими шоколадками для каждого игрока.
Шуточная беспроигрышная игра лотерея
Взрослый ведущий разложит на столе яркие лотерейные билетики с номерами, их столько сколько и гостей. Игрок подходит к столу, вытягивает один лотерейный билет и громко произносит номер билета.
Ведущий зачитывает текст, соответствующий этому билету и вручает приз игроку. Призы могут быть самые разные, а тексты к ним – шуточные и лучше в стихотворной форме:
Брелок.
Вы терять ключи не будете
И про них вы не забудете.
Отвертка.
Если что-нибудь случится
Вам вот это пригодится.
Клей.
Приз прекрасен, не робей
Вам вручаю классный клей.
Скрепки.
Чтоб не сдуло ветром кепки,
Вот тебе в подарок скрепки.
Фонарик.
Очень нужная вещица,
В темноте вам пригодится.
Свеча.
Пусть в жизни будет вам светлее
От огонёчка Прометея.
Расчёска.
Чтоб всегда была причёска
Вам вручается расчёска.
Жевательная резинка.
Если зубы вам мешают
Жуйте «Орбит», помогает!
Детская машинка.
Лучше средства нет от стресса,
Чем покупка «Мерседеса».
Игры для родителей на день рождения ребёнка
Дети очень рады, когда родители участвуют в их играх. Моя бабушка рассказала, как она участвовала в игре «музыкальные стулья» на выпускном вечере своей семилетней дочери в детском саду и победила в этом музыкальном конкурсе. Как же все дети радовались, кричали «ура!» и аплодировали. А глаза её дочечки просто светились от счастья. С тех пор прошло уже 50 лет, а дочка с радостью вспоминает этот интересный эпизод в её жизни.
Предлагаю взрослым гостям на празднике «день рождения ребёнка» поиграть вместе с детьми в такие игры:
«Суп из картошки».
Поставить два стола на расстоянии три метра. На одном столе поставить две тарелки с маленькой картошкой по семь штук. На другом столе – две пустых кастрюльки. Двум игрокам дают по одной столовой ложке. Задача – каждому игроку перенести ложкой по одной картофелине в кастрюлю по семь картошек для супа. Кто быстрей выполнит задание, тот победитель. Игра продолжается пока все игроки не сварят суп. Приз для всех гостей по шоколадной конфетке.
«Коробоход».
Приготовить четыре одинаковых картонных коробки. Все игроки попарно по команде ведущего «Старт!» соревнуются, кто быстрей дойдёт до финиша. Затем проводят второй тур из выигравших победу и т. д. Таким образом выбирают самого быстрого коробохода. Ему вручают приз-фонарик.
«Детский сад для кенгурят».
Верёвочкой огораживают «детский сад для кенгурят» за 2 – 3 метра от стартовой линии-верёвочки. Дети по 2 человека берут в руки по одной мягкой игрушке (можно пластиковые бутылки) и только прыжками добираются до садика. Возвращаются назад, оставив кенгурят в садике, также прыжками. Победит тот, кто быстрей вернётся.
Им на смену на старт становятся двое родителей и прыгают в детский сад, чтобы забрать кенгурят из садика. И, также прыгая, возвращаются на старт. Кто быстрее допрыгает, тот победитель.
«Волшебные карандаши».
На линии старта ставят две пластмассовые коробочки с надписями: грецкий орешек – приз для победителя, лесной орешек – приз проигравшему игроку.
Теперь берут два одинаковых карандаша и привязывают к ним по толстой шерстяной нитке одинаковой длины (примерно по 3 м).
Два игрока соревнуются, кто же быстрей намотает нитку на карандаш. По результатам соревнования берут призы.
«Весёлый оркестр».
Всё, что есть в доме играющее (гитара, балалайка, бубен, дудочка) и даже скрипящее, шуршащее, гремящее (ложки, кастрюльки, металлические крышки, металлические банки с копейками и т. п.), раздаём детям и взрослым.
Включаем весёлую детскую песню. Все дружно начинают играть, петь и танцевать. Под эту удивительную какофонию (хаотическое нагромождение) звуков, получается «отпадное» веселье.
Игры для детей от 5 до 7 лет, направленные на формирование правильной модели поведения у детей.
Вначале рассмотрим особенности поведения детей от 5 до 7 лет
Дети, отметившие пятый день рождения, считают себя достаточно умными, самостоятельными и взрослыми. Они стремятся к интеллектуальному, познавательному общению, имеют свою точку зрения на происходящее вокруг, с удовольствием объяснят даже то, в чём не очень разбираются — только спросите. Для них важно получить похвалу, быть хорошими. У детей этого возраста развито стремление помогать другим и желание сохранять добрые отношения с окружающими.
Во время конфликтных ситуаций разговаривайте с ребёнком, как с понимающим всё человеком. Сохраняйте спокойствие и хладнокровие, тогда и ребёнок, глядя на вас, начнёт успокаиваться. В трёх-четырёх предложениях объясните свою позицию, попытайтесь дать понять, что вы хотите делать то же, что и ребёнок, но не можете в силу объективных причин. Предложите альтернативу: «Нам с тобой очень весело и интересно играть здесь. Но придётся пойти домой, потому что скоро начнётся дождь. Мы промокнем и заболеем. А дома поиграем в твои любимые прятки».
Чтобы привести ребёнка в чувство, отвлечь его от предмета спора и иметь возможность двигаться в нужном вам направлении, воспользуйтесь приведёнными ниже играми.
Игры на переключение внимания
Отвечалка
Место проведения. На улице или дома.
Как играть. Задавайте ребёнку разные вопросы, а он пусть отвечает. Затем поменяйтесь ролями.
Примечание . Подбирайте простые и смешные вопросы, например: «У кошки пять хвостов? А сколько?.. Собаки умеют летать? У Деда Мороза зелёная шуба?»
Обзывалка
Место проведения. На улице или дома.
Как играть. Обзывайтесь разными названиями овощей и фруктов, да так, чтобы смешно было: «Ты редиска!», «А ты капуста!». В конце игры придумайте друг для друга какое-нибудь ласковое слово.
Самый-самый
Место проведения. На улице или дома.
Как играть. Организуйте соревнования — кто дальше прыгнет, кто дольше проскачет на одной ноге (по направлению движения), кто быстрее добежит до какого-либо места или предмета и т. д.
Назвал — шагай
Место проведения. На улице или дома.
Как играть. Выберите букву алфавита. По очереди называйте слова, которые начинаются на эту букву. Назвавший слово имеет право сделать три шага вперёд.
Светофор
Место проведения. На улице.
Как играть. Напомните ребёнку, что движение на дороге регулирует светофор. «Красный свет — дороги нет, стой. Жёлтый свет — приготовься. Зелёный — беги, догоняй». Скажите: «Красный» и отходите на некоторое расстояние от малыша, повторяя: «Красный, красный, теперь жёлтый (ребёнок готовится догонять вас), а сейчас зелёный!».
Меняйтесь ролями.
Подвижные игры для детей от 5 до 7 лет
Побулькаем!
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Таз, наполненный тёплой водой.
Как играть. Булькайте, опустив лицо в таз с водой.
Примечание . Чётко объясните ребёнку, что воду пить нельзя, а воздух вдыхать можно, только приподняв лицо из воды.
Бой подушками
Место проведения . Дома.
Что необходимо. Лёгкие, небольшие по размеру, не туго набитые подушки по количеству участников.
Как играть. Деритесь подушками. Взрослым можно встать на колени, чтобы быть примерно одного роста с ребёнком.
Примечание. Обговорите с ребёнком технику безопасности — не бить очень сильно, избегать ударов по голове.
Физкультминутка
Место проведения. Дома.
Что необходимо . Музыкальное сопровождение, подходящее для выполнения ритмичных движений.
Как играть. Чередуйте движения, характерные для зарядки: махи руками и ногами, приседания, разведение рук в стороны, повороты верхней части туловища, наклоны и т. д.
Изображалка
Место проведения. Дома.
Что необходимо . Знание ребёнком и вами песенок и стихотворений.
Как играть. Слушайте слова песни или читайте вслух стихотворение, одновременно показывая жестами и действиями то, о чём говорится в тексте. Например:
Маленькой (Держим ладонь параллельно полу в нескольких сантиметрах от него.)
ёлочке (Отводим руки в стороны.)
холодно зимой... (Обхватываем руками себя за плечи, дрожим как от холода и стучим зубами.)
Боулинг
Место проведения . Дома.
Что необходимо. Кегли (или пластмассовые кубики), мяч.
Как играть. Поставьте кегли на некотором расстоянии от вас и пробуйте мячом их сбить.
Баскетбол
Место проведения. На улице.
Что необходимо. Мяч среднего размера, баскетбольное кольцо.
Как играть . По очереди бросайте мяч в кольцо. Сначала выполняйте броски стоя рядом с кольцом, затем постепенно отходите всё дальше и дальше.
Бумеранг
Место проведения . На улице.
Что необходимо. Бумеранг или летающая тарелка.
Как играть. Запускайте летающую тарелку или бумеранг.
Примечание . Выберите подходящее для игры место подальше от домов и дорог.
Родители!
Как правило, все подвижные игры происходят на улице, во дворе. Помимо предложенных выше игр, это может быть и катание на велосипеде, на роликах и многое другое. Будьте внимательны и осторожны, учите этому ваших детей.
Игры и занятия, формирующие положительную модель поведения
Кто аккуратнее?
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Кубики, машинки, верёвочка, игрушки и т. д.
Как играть . Устройте соревнование. Победит тот, кто аккуратнее выполнит задание. Например, привезти машинку к финишу, построить башенку из кубиков, ровно пройти по разложенной на полу верёвочке, расставить игрушки по местам, раскрасить картинку и т. д.
Самый ловкий
Место проведения . Дома.
Что необходимо. Столовая ложка, варёное яйцо.
Как играть . Несите яйцо в столовой ложке до финиша. Кто его уронит — проиграл. Эта игра не на скорость, а на ловкость.
Джунгли
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Стулья или другие предметы, которые могут выполнять роль препятствий.
Как играть. Поставьте посередине комнаты стул. Завяжите глаза папе. Давая команды, помогите ему обогнуть преграду: «Шаг вперёд, ещё шаг, шаг влево...» Затем завяжите глаза ребёнку.
Можно усложнить задание: поставьте несколько предметов, которые надо обойти. Чтобы было интереснее, придумайте сюжет. Например, стулья — это деревья на необитаемом острове. «Сейчас на острове ночь, темно и ничего не видно. Островитянам предстоит добраться до палатки, чтобы устроиться на ночлег...»
Мыслитель
Место проведения . Дома.
Что необходимо. Кроссворды, ребусы, головоломки для детей.
Как играть . Предложите малышу: «У меня есть интересный кроссворд, как ты думаешь, мы сможем его отгадать? Попробуем?»
Учимся наблюдать
Место проведения. Дома или на улице.
Что необходимо . Объект наблюдения — птица, домашнее животное, растение (наблюдаем за его ростом), природное явление (дождь, снег, град, сильный ветер) и пр.
Как играть . Выберите за чем будете наблюдать. Привлеките внимание ребёнка к предмету: «Ой, а что это?!». Вместе наблюдайте за происходящим. Задавайте ребёнку вопросы о том, что видите: «Что он делает? Как? Что происходит вокруг? Что изменилось? Как было вчера (два дня назад)?..»
Азбука этикета
Место проведения. Дома и на улице.
Как играть. Задавайте ребёнку вопросы и просите ответить на них: «Что надо сказать, когда входишь? Как вести себя с маленькими?..».
Волшебный рисунок
Место проведения. Дома.
Что необходимо . Листы бумаги, карандаши, фломастеры. Как играть. Попросите ребёнка нарисовать его плохой поступок: «Сегодня ты плохо поступил. Нарисуй, что ты сделал. Теперь этот рисунок порви, а на другом листе нарисуй, как нужно поступать. Давай поступать так всегда!».
Наши лучшие друзья — книги
Читайте ребёнку книги. На примере персонажей книг учите его проявлять заботу о близких, правильно вести себя, помогать окружающим, задумываться о последствиях своих действий. Задавайте вопросы: «Почему так получилось, хорошо ли себя вёл этот мальчик, как нужно было поступить?». Помогите малышу сделать выводы: необходимо делиться тем, что у тебя есть, помогать другим, уметь дружить и т. д.
Выбор детских книг сейчас чрезвычайно велик. Наверное, вы помните и свои любимые в детстве книги. Это могут быть, например, книги 3. Александровой («Невидимка»), Л. Воронковой («Что сказала бы мама»), Е. Благининой («Посидим в тишине»), Л. Васильевой- Гангус («Азбука вежливости»), Б. Захо- дера («Серая звёздочка»), Н. Сладкова («Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина»), Г. Шалаевой («Большая книга правил поведения для воспитанных детей»), стихотворения для детей В. Маяковского («Что такое хорошо и что такое плохо?»).
Вечерняя сказка
Даже если ребёнок вёл себя днём не всегда хорошо, ближе к вечеру, когда уйдёт волнение, наступит время поговорить о случившемся. Не стоит превращать это в споры и чтение нотаций. Расскажите сказку о хорошем (плохом) поведении детей и его последствиях. Самую подходящую историю вы придумаете сами. Сюжет её довольно прост. Главные герои — животные или куклы. Место действия выбирается любое — лес, коробка с игрушками, волшебная страна, озеро. Стройте сюжет так, чтобы он был похож на происшествие с ребёнком. Помните, сказка всегда кончается хорошо. Например, если малыш отбирал игрушки у других детей, сказка может получиться примерно следующего содержания.
«На лесной полянке под старым деревом играли зверята. Мишка катал машинку, лисички строили башенку из кубиков, а заяц собирал пирамидку. Вдруг под деревом появился волчонок. Он разрушил башенку, которую построили лисички, а у мишки отобрал машинку. Зверята посмотрели на волчонка и сказали: „Мы не будем с тобой играть, ты злой, ты нас обижаешь". Они собрали свои игрушки и ушли играть на другую полянку, а волчонок остался один. Ему стало очень скучно, ему не с кем было играть».
Обязательно добавьте свой комментарий: «Вот видишь, как бывает, когда обижаешь других. Никто не захочет с тобой играть. Надо быть добрым!».
Вместе с ребёнком составьте памятку правил поведения. Она может быть любой: письменной, в картинках, комбинированной из слов и картинок. Пункты для памятки выбирайте, исходя из особенностей вашего ребёнка. Если он невежлив с окружающими, включите в памятку пункт «Говори вежливые слова — „спасибо", „до свидания"». Если ребёнок драчун, напишите: «Будь миролюбивым». Для памятки выбирайте чёткие указания, как надо поступать, каким быть. Старайтесь уложиться в 7—8 пунктов.
Красиво оформите памятку, повесьте её на видное место. Каждый раз за выполнение правил рисуйте на ней звёздочки или приклеивайте наклейки. За определённое число звёздочек (например, 20), поощрите ребёнка: поиграйте с ним в любимую игру, подарите книжку или новые карандаши. Не забывайте отмечать, что ребёнок молодец, своим поведением вас радует. Сами соблюдайте записанные правила.
Правила поведения
◈ Говори вежливые слова.
◈ Будь миролюбивым.
◈ Делись игрушками с детьми.
◈ Слушайся бабушку.
◈ На улице веди себя спокойно.
◈ Аккуратно складывай игрушки и книжки на место.
У всех родителей масса житейских забот, но постарайтесь найти хотя бы полчаса, чтобы порадовать ребенка и самим отдохнуть, снять напряжение рабочего дня. Вечером, когда вся семья собирается дома, будут очень кстати игры-шутки, игры-загадки, игры-соревнования, игры-прятки, которые рассчитаны на участников самого разного возраста. Для этих игр не нужно большого физического напряжения, они развивают память, внимание, сообразительность, быстроту реакции и в то же время создают хорошее настроение.
Если члены семьи — люди открытые шутке, фантазии, то им совсем нетрудно сдружиться с детьми в игре, стать действительно равноправными партнерами.
Многие игры имеют несколько вариантов. Используйте их. Это позволит поддержать интерес к наиболее полюбившимся играм. Может быть, вам удастся вместе с детьми придумать свои варианты.
Предлагаемые для вечернего досуга игры не требуют большого количества участников: можно играть вдвоем, втроем, вчетвером.
Как разыгрываются фанты
Многие игры предусматривают разыгрывание фантов: провинившийся выкупает у водящего свои вещи (фанты). Это могут быть детские игрушки, предметы одежды, украшения: бантики, заколки и т. п.
Фанты можно разыгрывать так.
Старинный вариант — водящий садится в центре, все обступают его кружком. Он говорит: «Чей фант сейчас покажу — тому быть «зеркалом» («смешным», «торговцем» и т. п.)». Когда все фанты разыграли, провинившиеся делают, что им приказано. «Зеркало» обходит всех и предлагает в него смотреться, «смешной» старается рассмешить всех, «торговец» предлагает купить товар, за который рассчитываются хлопками по рукам или поцелуями.
Современный вариант — фанты складывают в шапку, сумку или коробку и выбирают остроумного выдумщика, который назначает задания («наказания»). Его просят отвернуться и не подглядывать. Один из игроков достает фант и спрашивает: «Что сделать хозяину этого фанта?»
Задания должны быть шутливыми: пропеть петухом, проквакать, пропрыгать на одной ноге, повторить скороговорку без запинки, изобразить «статую» (причем каждый из играющих имеет право подойти и изменить ей позу). Может получиться целый концерт: один пляшет, другой читает стихи, кто-то поет песню или частушку, кто-то показывает пантомиму «Мама стирает белье», «Папа готовит обед» и т. п.
От выдумки и изобретательности взрослого зависит, насколько забавными будут задания. Нужно учитывать и возможности детей, малышам предлагать более легкие «наказания».
Если задания назначает ребенок и при этом затрудняется, можно подсказать ему на ухо, но не в тот момент, когда уже показан чей-то фант, а до этого. При разыгрывании фантов нужно следовать правилам: нельзя обижаться, отказываться от выполнения задания.
Игры-шутки
В барыню
Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: «черный», «белый», «да», «нет». Играющие садятся друг против друга, и ведущий, выбранный по жребию, начинает речитативом:
— К нам барыня пришла,
Голик принесла,
Голик да веник,
Сто рублей денег,
Она наказала,
Строго приказала:
Не смеяться, не улыбаться,
Губки бантиком не делать,
Черно с белым не носить,
«Да» и «нет» не говорить!
— Вы поедете на бал?
— Поеду, конечно.
— А какое платье наденете:
Белое, черное?
— Голубое!
— Что вы, что вы: сейчас это не модно, засмеют.
— Пусть засмеют!
— Что с вами? Вы больны?
— Нет, здорова! Ведомый попал в западню.
Указания к проведению: в эту игру играют вдвоем. Когда ведомый ошибается, играющие меняются ролями и игра продолжается.
«Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять
(вариант)
— Какая у тебя шляпа?
— Как синяя? Она белая.
— Зеленая.
— Как зеленая? Да она вовсе черная.
— Голубая.
— Вот как, голубая? Шляпа-то голубая? Совершенно белая.
— Нет не белая, а черная.
Ответивший так должен быть «наказан» дважды за слова «нет» и «черный». Или спрашивают так:
— Есть ли у тебя рога?
— Неужели есть?
— Так, стало быть, и хвост у тебя есть?
— Хвоста не имею.
— Хвоста нет, а рога есть, так кто же ты такой?
— Человек.
— Нет, не человек, а без хвоста животное с рогами.
— Нет, человек.
И отвечающий платит фант.
Указания к проведению: в эту игру лучше играть втроем, вчетвером. Важно соблюдать правила: тот, кто произнесет запретное слово, отдает фант. После диалога водящего со всеми участниками игры фанты разыгрываются и выбирается новый водящий.
Воробей
Играющие называются кустарниками или деревьями, например яблоня, дуб и т. д. Водящий начинает игру, он говорит: «Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню». Яблоня подхватывает: «Чив, чив, сидел воробей на яблоне, слетел воробей на...» и т. д.
Указания к проведению: минимальное количество играющих — 4 человека. Чем больше участников, тем интереснее игра. Необходимо помнить: разговор нужно вести быстро, за медлительность и рассеянность берется фант. Фанты разыгрываются обычным порядком.
В птицы (вариант)
Играющие садятся в кружок, каждый называется какой-нибудь птицей. Водящий начинает игру, он говорит: «Села». Другой спрашивает: «Где?» — «На веточке. Полетела». — «Кто полетела?» — «Канарейка». — «Куда полетела?» — «К жаворонку».
Играющий жаворонка начинает диалог сначала: «Села...», а «канарейка» спрашивает.
Указания к проведению : в игре могут принять участие 3—4 человека. Правило одно: если игрок прослушает свое название, с него берут фант. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. Игры этого типа полезно предлагать детям с рассеянным вниманием.
В садовника (вариант)
Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий, выбранный по жребию, начинает диалог:
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме... розы— раз, два, три!
После этих слов роза должна быстро вступить в диалог с садовником: «Я!» — «В чем дело?» — «Влюблена». — «В кого?» — «В тюльпан — раз, два, три!»
Игра продолжается.
Тарелка кружится.
(вариант)
Играющие выбирают себе названия цветов. Кто-нибудь из них начинает игру — раскручивает тарелку на ребре. Водящий вызывает любой цветок, тот должен быстро отозваться, пока тарелка не упала, и «подкрутить» ее. Он становится водящим, игра продолжается.
Указания к проведению : варианты «В садовника», «Тарелка кружится» требуют большой сосредоточенности внимания. Проходят интереснее, если в них участвуют более 4 человек. Следует соблюдать правило: вступать в диалог сразу после слов «раз, два, три» («В садовника»). Кто зазевался, платит фант. Взрослые должны показать детям, как в диалоге можно менять темп речи, отвлекая этим играющих и провоцируя их на ошибки. В игре с тарелкой фант платит тот, кто не успел ее раскрутить (тарелка упала).
Молчанка
Перед началом игры все участники произносят приговорку:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики,
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок —
Можно также использовать другие приговорки:
Зубы на крючок,
А язык на полочку,
Зубы на крючок,
Кто заговорит,
Тому щелчок!
Кони, кони, мои кони.
Мы сидели на балконе,
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили:
Чаб-чаллби, чаб-чаллби!
Прилетели журавли
И сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Водящий старается рассмешить играющих мимикой и жестами, смешными словами, прибаутками. Если кто-то рассмеется или произнесет хоть одно слово, платит водящему фант.
Указания к проведению: водящему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Разыгрывать фанты можно сразу после того, как кто-нибудь засмеется или заговорит. Это снимает напряжение, возникающее в ходе игры.
Чепуха
Играющие выбирают водящего, он отходит в сторону. Каждый загадывает какой-либо предмет, например башенный кран, самолет и т. д. Подходит водящий. Он должен назвать такое действие, которое могло случиться с загаданным предметом. Водящий задает вопросы, игроки отвечают.
— Чем ты сегодня умывался?
— Башенным краном.
— На чем летал?
— На облаках.
— Что ты сегодня утром съел?
— Самолет.
Тот играющий, чей ответ в большей степени под- ходит к вопросу, становится водящим.
Указания к проведению : игру можно проводить и дома, и во время прогулки, путешествия. Важно соблюдать правила: играющие могут отвечать только загаданным словом, водящему нельзя повторять один и тот же вопрос. В первое время именно подбор вопросов вызывает у детей затруднение, поэтому взрослые должны предлагать различные образцы. Игра требует находчивости, развивает у детей чувство юмора.
Кухня.
(вариант)
Играющие выбирают себе имя, соответствующее кухонной утвари, например тарелка, вилка, нож и т. д. Водящий начинает задавать вопросы, а игроки должны отвечать только загаданным именем: «Что у тебя на носу?» — «Тарелка». — «Что на лице?» — «Тарелка». — «На чем сидите?» — «На тарелке» и т. п.
Указания к проведению : участников игры должно быть не менее 4 человек. Правило такое: если спрашивающий засмеется или скажет лишнее, то с него берут фант. Шутливые вопросы водящего делают игру более интересной.
«Но зато я.»
Играющие становятся в круг и перебрасываются мячиком (шариком) или платком, свернутым в узелок. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не...». Отвечающий, ловя мяч, должен ответить: «Но зато я...». Например: «Я не забываю чистить зубы по утрам». — «Но зато я не мою руки перед едой». Игрок, не успевший ответить или не поймавший мяч, платит фант.
Указания к проведению : в игре участвуют не менее 3 человек. Все фразы произносятся тоном добродушной шутки. Родители имеют возможность посмеяться вместе с детьми над их недостатками. Доброжелательный смех партнеров по игре действует сильнее, чем замечания, наказания.
Первый слог
Играющие образуют круг и перекидывают друг другу мяч или платок, завязанный узелком. Бросающий говорит первый слог какого-нибудь слова, а ловящий должен назвать второй слог. Можно подбирать слова и с большим количеством слогов.
Указание к проведению : в эту игру можно играть и вдвоем. Важно соблюдать правило: если кто-либо из играющих повторяет слово, уже названное ранее, платит фант. До начала игры договариваются о том, как будут составлять слова (из двух или трех слогов).
Игры-прятки
Холодно - горячо
Один из играющих выходит, другие прячут предмет где-нибудь тут же в комнате.
Затем приглашают водящего и предлагают найти спрятанную вещь. Во время поиска игроки предупреждают водящего: «тепло», «горячо», если он приближается к предмету; «холодно», если удаляется от него.
Предупреждать можно не только словами: тихой или громкой игрой на фортепьяно, звоном колокольчика. Когда вещь найдена, выбирается новый водящий.
Иголку искать
(вариант)
Водящий, выбранный по жребию, ищет спрятанную иголку. Чтобы облегчить поиск, один из игроков звонит в колокольчик: громче, когда водящий приближается к иголке, тише, когда он от нее удаляется.
Нашедший иголку получает право прятать ее для следующей игры, а прятавший ранее становится водящим.
Указания к проведению: в эту игру можно играть вдвоем, втроем и т. д. Она проводится, как правило, дома. Малыши с удовольствием будут искать игрушки. Прятать их лучше каждый раз на новом месте, которое легко обозначить словом, нетрудно найти. Игра не только забавляет участников, у детей можно развивать пространственные представления и их словесные обозначения. Если вы в пути, например едете в поезде, и хотите занять ребенка интересной игрой, можно прятать предмет (конфетку, носовой платок) в одежде друг друга. Когда играющих двое, прячут и ищут вещь по очереди.
Игра с выбором
Камешек
Играющие садятся в ряд, ладони у всех сложены вместе и лежат на коленях. Водящий с камешком в руках обходит всех и делает вид, что кладет камешек в ладони каждому. Одному из игроков он действительно кладет камешек, затем отходит в сторону и зовет: «Камешек, ко мне!» Тот, у кого камешек, подбегает и показывает. Теперь он будет водящим. Но если играющие заметили, кому положен камешек, они могут задержать игрока. В этом случае водящий не меняется.
В наши дни эта игра известна под названием «Кольцо-мальцо». Водящий зовет игрока так: «Кольцо-мальцо, выйди на крыльцо!»
Указания к проведению : минимальное количество участников — 4 человека. Водящий должен стараться положить камешек незаметно, чтобы никто не видел, у кого он. Важно помнить правило: игрок с камешком не должен выходить раньше слов «Камешек, ко мне!»
Взрослые могут создавать забавные ситуации в игре: папа старается задержать маму, в то время как камешек находится у младшего сынишки. Это обычно вызывает восторг у детей.
Игры-соревнования
Король в плену
Двое играющих поочередно кладут руку на руку партнера, считая до девяти, затем наиболее быстрый игрок хватает медлительного и говорит: «Король в плену».
Указания к проведению: количество игроков всегда постоянно — 2 человека. Необходимо соблюдать правила: нельзя задерживать руку партнера, нельзя класть обе руки подряд. Чтобы играть было интереснее, можно изменять темп счета, то ускоряя, то замедляя его.
В цапки
Водящий вытягивает вперед руку ладонью вниз. Каждый игрок ставит под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:
Под моею крышей
Собралися мыши,
Заяц, белка, жаба
Под моею крышей
Жили-были мыши.
Чижик, котик, жаба
На горе стояли зайцы
и кричали: «Прячьте пальцы!»
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот выбывает из игры.
Указания к проведению: в эту игру можно играть вдвоем, втроем, вчетвером. Вначале лучше играть вдвоем с ребенком. Водящим должен быть взрослый. Он показывает, как можно изменить темп приговорки, чтобы отвлечь играющих, перехитрить их. Когда ребенок освоится в парной игре, можно увеличить количество участников. Игра развивает быстроту реакции у детей.
Береги руки
Играющие сидят или стоят по кругу, вытянув руки перед собой ладонями вверх. Водящий стоит в центре. По сигналу «Берегите руки!» он старается коснуться ладони одного из игроков. Все должны быстро спрятать руки. Если водящему удается осалить кого- то из игроков, тот становится водящим. Игра повторяется.
Указания к проведению: чем больше участников игры, тем интереснее она проходит. Перед началом игроков предупреждают, что нельзя все время прятать руки. Водящий должен двигаться в различных направлениях, совершая обманные действия. Взрослые дают образец такого проведения игры. Игру можно усложнить, выбрав двух водящих.
В ушки
Двое играющих становятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. Ударяют в ладоши и приговаривают:
Мама била, била, била
И все папе доложила.
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил.
Баба била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И все братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили,
А в кадушке две лягушки.
Закрывай скорее ушки!
При последних словах играющие должны быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Указания к проведению : это парная игра. От игроков требуется не только быстрота реакции, но и внимание. В ладоши они ударяют в такт песни-приговорки, в конце которой можно изменять темп. «В ушки» играют и с двумя детьми: один наблюдает, а затем занимает место проигравшего.
Ладошки
Двое играющих садятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. Один из игроков, по уговору, держит свои руки неподвижно, другой же хлопает в ладоши, потом ударяет правой ладонью по левой ладони партнера, опять хлопает в ладоши, затем левой ладонью по правой партнера до тех пор, пока не промахнется (или ошибется). Затем игроки меняются ролями.
Перевертышки
(вариант)
Игроки, постоянно чередуя хлопки в ладоши и удары ладонью о ладонь партнера, приговаривают:
О чки, чки, чки,
Огуречечки!
Ложки, плошки, поварешки,
Перевертушки!
Огуречики соленые,
Московские, зеленые.
Ложки, плошки, поварешки,
Перевертушки!
При последнем слове играющие прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте не остановились, повторяют игровой припев, так же чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.
Указания к проведению: это игра парная. В ней можно использовать различные приговорки, многие сочиняют сами ребята. В начале игра проводится в медленном темпе. Когда навыки детей совершенствуются, темп увеличивается.
Крестики
На листе бумаги или на доске чертят прямоугольник, разлиновывают его на две колонки клеточек. Двое играющих договариваются, кто на какой половине будет играть. Затем один из игроков зажимает в руке камешек и предлагает другому отгадать, в какой руке он спрятан. Если партнер отгадал, то он ставит на своей стороне в верхней клетке крестик. Если не отгадал, то крестик на своей стороне ставит другой игрок. Выигрывает тот, кто раньше заполнит свою половину крестиками.
В трубочисты
(вариант)
Прямоугольник расчерчивают на два ряда клеточек (по 9 в каждом). Если игрок не угадает, в какой руке камешек, в его клетку ставят букву т, потом — р, у, б и т. д. («трубочист»). Если угадает, то букву ставят в клетку партнера, а угадавший прячет камешек. Игра оканчивается, когда у кого-нибудь будет вписано все слово.
Крестики-нолики (вариант)
Квадрат делят на девять клеточек. Один из играющих ставит крестики, другой — нолики (по договоренности). По жребию определяют, кто начинает игру. Поставивший три своих значка в ряд по диагональной или вертикальной линии перечеркивает их и выигрывает.
Указания к проведению: в основном эти игры парные. Но игра «В трубочисты» может собрать и несколько участников. Тогда для каждого прибавляют ряд клеточек, и камешек прячут по очереди.
В игре «Крестики-нолики» взрослые дают детям образец, как разместить значки, чтобы выиграть. Сложность последнего варианта заключается в том, что, располагая значки в ряд, нужно препятствовать партнеру разместить его значки.
Перышко
Играющие, взявшись за руки, становятся в кружок или садятся вокруг стола. Подбросив вверх перышко (пушинку), дуют так, чтобы оно все время поддерживалось в воздухе, не падая. Если дунуть слишком сильно, перышко удаляется и им трудно управлять; если дуть слабо, перышко упадет и игра остановится. Смысл игры в том, чтобы направить перышко на кого- либо из товарищей: если оно упадет на игрока, он должен платить фант.
Указания к проведению : играть можно вдвоем, втроем, вчетвером. Кружок должен быть небольшим, чтобы дети дули на перышко не напрягаясь. Нельзя разнимать руки во время игры.
Малечина-калечина
Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по небольшой палочке и произносят:
Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?
После слов «до зимнего» играющие ставят палочку на ладонь или на любой палец правой (левой) руки. Водящий считает: «Раз, два, три... десять!» Выигрывает тот, кто дольше продержал палочку.
Указания к проведению : соревноваться могут 2 или 3 игрока. Они должны встать подальше друг от друга, чтобы было удобнее удерживать равновесие палочки. Водящий может давать разные задания: играющие, не выпуская палочку, должны ходить, приседать, поворачиваться.
Углы
Четверо играющих размещаются по углам, пятый (водящий) — в середине. Игроки начинают меняться местами, а водящий старается занять оставленный угол, и если ему это удастся, то прозевавший свой угол становится в середину — теперь водит он.
Ключи (вариант)
Водящий подходит к каждому из игроков, стоящих по углам, и спрашивает: «Дяденька (тетенька), у тебя ключи?» Тот, указывая на соседа, отвечает: «Вон там поищи!» Или: «Посредине поищи!»
Ищущий ключи отходит на середину, а игроки в это время меняются местами.
Мышка (вариант)
Игроки — мышки — встают по углам. Водящий — кот — подходит к каждому и говорит: «Мышка, продай угол!» Ему отвечают: «Не продам, повернись задом». Игроки в это время перебегают из одного угла в другой, а водящий старается захватить чей-нибудь угол. Мышка, потерявшая норку, становится котом.
Указания к проведению: в игре принимают участие 5 человек. Если она проводится в помещении, нужно предусмотреть, где игроки могли бы делать небольшие перебежки. В помещении углы можно обозначить стульями или другими предметами, на площадке — нарисованными на земле кругами. Угол, норку занимает тот, кто первым попал туда. Последний вариант «Мышки» лучше предлагать малышам. Образы кота и мышек вызывают у них интерес и делают игру более занимательной.
Игры с подражанием
Мартышки
С помощью жребия выбирают водящего. Он показывает множество забавных движений. Остальные (мартышки), сидящие напротив него, должны в точности воспроизвести их. Если кто-то из играющих повторит движение неверно или пропустит его по рассеянности, платит фант.
Стуколка (вариант)
Играющие садятся за стол, положив на него руки. Водящий говорит: «Стучать» — все начинают пальцами стучать по столу; «Спокойно» — прекращают стучать и кладут руки на стол; «Вверх» — поднимают пальцы над столом; «Вниз» — прячут под стол. Водящий делает движения, которые называет 4—5 раз, затем начинает путать, называя одни, а показывая другие. Играющие же должны выполнять названные движения. Кто ошибается — платит фант.
Почта (вариант)
По жребию выбирают водящего. Игра начинается его перекличкой с игроками: «Динь, динь, динь!» — «Кто там?» — «Почта!» — «Откуда?» — «Из города...» — «А что в городе делают?»
Водящий может сказать, что в городе танцуют, прыгают, смеются и т. д. Все игроки должны делать то, что сказал водящий. Тот, кто неверно выполняет задание, платит фант.
Указания к проведению : в этих играх могут принимать участие 3—5 человек (один взрослый с детьми или вся семья). Забавные задания, их быстрая смена вызывают восторг у детей. Эти игры развивают у них внимание, быстроту реакции. Правило одно: точно повторять действия водящего. Игра заканчивается, когда все играющие заплатят фанты. Фанты можно разыгрывать по ходу игры (3—4 фанта) или в конце.
Игры-загадки для детей
В шепоток
Жеребьевкой выбирают водящего. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит один играющий и шепчет что-нибудь на ухо. Водящий должен отгадать, кто это.
Указания к проведению: минимальное количество участников игры — 3 — 4 человека. Игроки могут шептать смешные слова, чтобы отвлечь водящего, рассмешить его. Если он не узнал игрока, ему шепчут по очереди все остальные. Водящим становится тот, чей шепоток угадали.
Угады
Водящего просят закрыть глаза (выйти за дверь). Спрятав какую-нибудь вещь в руках одного из играющих, водящему предлагают открыть глаза (войти) и поискать спрятанный предмет. Он подходит к каждому, старается по выражению лица узнать, у кого вещь. Игрок, которого водящий разгадает, занимает его место.
Указания к проведению : в игре могут участвовать 3 — 4 человека. Правила: водящий делает только один выбор, если не угадал, вещь перепрятывают, а он опять ищет. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест.
Молчаливое собрание
Играющие садятся в круг. В этой игре нет водящего. Каждый говорит соседу что-либо на ухо (например, «Кошка» или «Стирать белье»), затем игроки по очереди встают и изображают мимикой сказанное соседом. Остальные должны угадывать. За смех при этом платят фант.
Задуманное действие (вариант)
Один из играющих, выбранный жребием, выходит из комнаты. Остальные задумывают, что он должен будет исполнить, например: «поглядеться в зеркало», «почистить зубы», «вымести комнату» и т. п. Водящего вызывают и предлагают ему подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается угадать и изобразить задуманное действие.
Указания к проведению : в этой игре дети учатся передавать выразительными движениями свои впечатления о различных жизненных ситуациях. Необходимо загадывать действия, которые они знают и могут легко изобразить. Водящий до тех пор изображает заданное ему слово или действие, пока все не догадаются («Молчаливое собрание») или пока он сам не догадается («Задуманное действие»). Игра заканчивается, когда все побывают в роли водящего и загадывающих. «Молчаливое собрание» завершается разыгрыванием фантов.
Узнай, кто
Один из играющих подкрадывается к водящему и закрывает ему глаза. Водящий должен на ощупь узнать, кто закрыл ему глаза, и назвать его по имени.
Указания к проведению : водящий находится в этой роли, пока не узнает кого-нибудь из играющих, который и становится водящим. Взрослые могут создавать забавные ситуации: меняться деталями одежды (домашний фартук у папы), нарочито не узнавать игроков.
Жгуты
Водящий, выбранный с помощью считалки, отворачивается от игроков, одну руку закладывает за спину ладонью вверх. Каждый из играющих ударяет его слегка пальцами по ладони. Если водящий угадал, кто ударял, угаданный заменяет его.
Корчага (вариант)
Жеребьевкой выбираются корчага и водящий. Корчагу накрывают платком и сажают в середине круга, образуемого остальными. Водящий по секрету от корчаги дает всем играющим название: птичка, цветок и т. п. Затем он встает возле корчаги и называет по очереди каждого из игроков, произнося его новое имя. Вызванный подходит к сидящему, слегка ударяет его рукой и, возвратившись на место, хлопает в ладоши. После этого водящий снимает платок и спрашивает корчагу, кто его ударил. Если тот угадает, на его место садится угаданный, если нет, игра продолжается.
Нос (вариант)
Участники садятся друг за другом, водящий — впереди. Второй игрок закрывает ему глаза, кто-ни- будь выходит из ряда и, подергав водящего за нос, садится на место. Водящий должен найти «обидчика». Если он укажет на другого, то его за нос отводят на прежнее место, и игра повторяется. Если отгадает, на его место садится другой.
Слепая курица (вариант)
Из играющих с помощью жребия выбирают слепую курицу и чулок. Остальные изображают краски и шепотом сообщают название красок чулку. Краски становятся в ряд, чулок со слепой курицей — перед ними. Затем чулок закрывает руками глаза слепой курице и называет какую-нибудь краску. Вызванная краска слегка щелкает слепую курицу по носу и становится на место. Чулок открывает ей глаза и спрашивает, кто ее щелкнул. Если курица отгадает, то щелкнувший меняется с ней местами. Краски изменяют свои названия, игра продолжается. Если слепая курица ошиблась, то продолжает водить.
Указания к проведению : эти игры интересны и с малым (4 человека), и с большим составом участников. Следует соблюдать правила: ударяет (дергает за нос, щелкает) только один играющий, нельзя допускать грубости. Хорошо, если все участники игры побывают в роли водящего.
Сокровищница
Водящий заготавливает различные предметы и вносит их в закрытой корзиночке-«сокровищнице». Он предлагает всем участникам игры на ощупь, не глядя, угадать предметы. Корзиночка передается всем играющим, и каждый пытается определить, что в ней. Кто не угадает, платит фант.
Указания к проведению: количество предметов подбирается по числу участников игры. Предметы угадываются только на ощупь. Среди них можно приготовить такие, которые вызывают самые неожиданные ощущения: мокрая перчатки, щетка и т. п. После угадывания разыгрываются фанты.
Угадай-ка
Один из играющих, выбранный жеребьевкой, загадывает слово, обозначающее любой известный всем предмет. Другие должны его угадать, задав несколько вопросов водящему, на которые тот отвечает только «да» или «нет».
Указания к проведению: в игре участвуют не более 2—3 человек. Можно оговорить количество вопросов, задаваемых водящему. Водящий не может отвечать «не знаю». Новым водящим становится тот, кто быстрее всех угадал задуманное слово. Дошкольникам лучше загадывать предметы, находящиеся в комнате.
Летает — не летает
Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, водящий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и различные предметы. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Если назван нелетающий предмет, пальцы поднимать не следует. Кто ошибся, платит фант.
Можно играть и так: участники становятся в круг и при назывании летающего предмета все подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, стоят на месте.
Указания к проведению: от водящего зависит, насколько игра будет интересной. В начале игры лучше эту роль брать на себя взрослым, чтобы показать образец «заданий»: чередовать летающие и нелетающие предметы, стараясь запутать участников игры, например: голубь, ракета, Карлсон, утюг, обезьяна и т. п. Водящий должен поднимать пальцы, когда назван и летающий предмет, и нелетающий. Это помогает развивать у детей внимание, воспитывает выдержку.
Игры в камешки с детьми
Жары
Перед игрой участники по взаимному согласию или считалке устанавливают, кому за кем бросать камешки. Затем садятся в кружок у стола, у каждого свои камешки. Первый игрок берет в руки пять камешков, один подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх. И пока камешек летит, нужно успеть коснуться пальцами одного из лежащих на столе камешков. Если несколько камешков лежат вместе, можно коснуться их одновременно и успеть поймать падающий камешек. Камешки, которых коснулся играющий, откладывают в сторону. Затем к игре приступает второй участник.
Верты (вариант)
Рассыпанные камешки нужно перевернуть или сдвинуть с места.
Мостик
Участники игры кладут в ряд близко друг к другу по четыре камешка. Пятый камешек бросают вверх, быстро берут со стола четыре камешка и ловят пятый.
Из рук в руки (вариант)
Нужно взять со стола как можно больше камешков и, прежде чем поймать брошенный камешек, переложить их в другую руку.
Грудка
Первый игрок берет в правую руку пять камешков. Один бросает вверх, а четыре грудкой кладет на стол и той же рукой ловит брошенный камешек. Затем снова подбрасывает вверх камешек, быстро берет лежащие на столе четыре камешка и ловит брошенный. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят фигуру.
На подолик
Первый играющий рассыпает на столе четыре камешка, пятый подбрасывает вверх. Прежде чем поймать брошенный камешек, нужно успеть взять один камешек со стола и переложить на колени (подол платья). Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не переложат все свои камешки на колени.
Через реку (вариант)
Камешек бросают из-под левой, вытянутой вперед руки.
Мены
Четыре камешка игрок рассыпает на столе, пятый бросает вверх. Нужно быстро взять один из лежащих камешков и успеть поймать брошенный. Один из двух камешков снова бросают вверх, а второй быстро кладут на стол; вместо него нужно взять следующий и поймать брошенный. Игра заканчивается, когда играющие обменяют все камешки.
Одиночка
Участник игры берет пять камешков в руку. Один из них подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх. Быстро берет со стола один камешек и ловит брошенный. Игру повторяют несколько раз, пока не соберут со стола все камешки.
Двойка
Игрок держит пять камешков в руке. Один из них бросает вверх, два камешка быстро кладет на стол и ловит брошенный вверх. В руке остается три камешка. Играющий еще раз бросает один камешек вверх, а два оставшихся кладет на стол и ловит тот, который бросил. В третий раз камешек подбрасывается вверх, а со стола нужно успеть взять два камешка и поймать брошенный. В четвертый раз при подбрасывании надо успеть взять оставшиеся два камешка.
Тройки
Первый игрок держит в руке пять камешков, один подбрасывает вверх, а четыре кладет на стол, но так, чтобы три лежали вместе, а один отдельно, и ловит камешек, брошенный вверх. Еще раз подбрасывает камешек вверх. Прежде чем поймать его, нужно сначала успеть взять три камешка со стола. И снова игрок подбрасывает камешек вверх, быстро берет со стола оставшийся камешек и ловит брошенный. Затем то же самое проделывают другие игроки, соревнуясь в ловкости.
Чет и нечет
Один из играющих берет в горсть несколько камешков, бросает их вверх и, повернув руку ладонью вниз, ловит камешки. Прикрыв пойманные камешки другой рукой, спрашивает: «Чет или нечет?» Кто не угадал, платит фант. Тот, кто отдал все свои фанты, выходит из игры. В конце игры фанты разыгрываются.
Царапки
Для этой игры нужно 40 камешков. Все камешки, кроме одного, кладут на кон (место, где проходит игра). Первый игрок подбрасывает один камешек и, прежде чем поймать его, быстро берет с кона столько камешков, сколько успеет, и ловит брошенный. Поймав его, играющий откладывает в сторону все камешки, кроме одного, снова подбрасывает один камешек и, пока он летит, опять берет с кона камешки.
Если играющий не поймал брошенный вверх камешек, игру начинает второй игрок. Кто больше поднимет камешков, тот и считается победителем.
Указания к проведению: играть можно вдвоем или небольшой группой. Лучше брать камешки величиной с лесной орех, круглой или овальной формы, с гладкой поверхностью (их удобно взять в руку, легко рассыпать на столе). Можно использовать желуди, а иногда и монетки. Эти игры увлекательны и полезны, воспитывают внимание, сосредоточенность, находчивость, развивают ловкость рук и пальцев, точную координацию движений. Такие игры закрепляют у детей навыки количественного счета.
Дети всегда растут быстро, вроде бы только вчера Вашему ребенку был годик, а сегодня он уже почти взрослый семилетний малыш. Дети быстро вырастают из вещей, обуви и, как ни странно, игр. Каждый родитель хочет, что его малыш развивался всесторонне, имел самое лучшее и качественное, а потому детские магазины игрушек никогда не бывают пусты, ведь каждый заботливый родитель прежде всего думает о своем ребенке. Развивающие игры полезны и необходимы детям – это факт, доказанный не единожды психологами и асами в сфере детского воспитания и практической психологии. Но что делать, если все полки заняты горами полезных игр, а Ваш ребенок устал в них играть по двадцатому кругу и хочет попробовать что-то новенькое? Ответ прост: найдите ему игру в интернете. Развивающие онлайн игры для детей всегда актуальны и не занимают лишнего места в Вашем доме. Вы можете следить за новинками, сами подбирать те игры, которые считаете необходимым для ребенка, а от чего-то его ограждать, контролируете время, проведенное за компьютером, и можете легко чередовать отдых с полезным занятиями в игровой форме, которые, несомненно, придутся по душе Вам и вашему ребенку. Развивающие игры для детей 7 лет продуманы специалистами до мелочей с учетом возраста ребенка и потребностей разных малышей в развитии тех или иных навыков. Вы сможете выделить немного времени для себя и передохнуть от дел и забот или же наоборот провести время с любимым ребенком и еще больше сблизиться, сплотиться и стать одной командой.
Развивающие Игры для детей 7 лет онлайн
Семилетнее дети начинают осознавать, что каждое действие несет за собой последствия, а значит, их нужно научить продумывать свои ходы и быть внимательными к тому, что они делают, ведь неправильный шаг может привести далеко не к тому результату, которому хотелось, и если в жизни не всегда удается исправить оплошность, то в развивающих играх для детей 7 лет все еще впереди, и если не выйдет с первой попытки, то можно попробовать еще и еще раз, пока не получится как надо, ведь наши малыши все так же впечатлительны, а игры должны мотивировать и учить достигать целей, а не расстраивать детей и вызывать слезы. Детям в 7 лет очень подойдут пазлы, головоломки, заставляющие продумывать ходы наперед, и выстраивать из кусочков целую комбинацию, приводящую к победе. Также подойдут хорошо головоломки, чтобы решить их ребенку придется хорошенько подумать и запастись терпением, тем самым развивается его усидчивость, что поможет в дальнейшем ему в школе при решении различных более сложных заданий. Игры на сравнения разовьют внимательность малыша, а квестовые развивающие игры для детей семи лет откроют перед ними целый захватывающий мир многоходовых комбинаций, деталей, связанных друг с другом событий, которые только все вместе приведут к нужному результату. Играя вместе со своим ребенком или давая ему полезное задание Вы сможете быть спокойны, что чадо не тратить время попусту и не засоряет свой разум ненужной информацией.
В период с 5 до 7 лет у ребенка формируется инициативность. Он старается делать все сам и огорчается, когда у него что-то не получается. Поэтому, придумывая занятия для ребенка такого возраста, необходимо учитывать, что недостаточное развитие инициативности приведёт к трудностям. Человек будет делать только то, что его попросят. Девиз для ребенка 7 лет – «Я хочу делать это». Это период, когда ребенок учится определять для себя, чего он хочет и почему он это хочет. Родителям необходимо помогать ему проявлять свои желания и ставить цели.
Занятия ребенка дома в 7 лет можно разделить на несколько видов. Их можно применять в сочетании друг с другом, учитывая факт, что дети этого возраста способны удерживать внимание и концентрацию на одном виде деятельности 10-15 минут.
Чтение книг и детских журналов
Рисование
Все дети любят рисовать. Занятия по рисованию могут быть разными:
- Шифровка . Зашифруйте картинку цифрами или значками. Возьмите раскраску и обозначьте цвета определенными символами. Расшифровку символов напишите внизу страницы под рисунком. Значками – это цифры, буквы или рожицы.
- Срисовка . Попросите ребенка перерисовать картинку из журнала или нарисовать на заданную тему. Например, «Нарисуй свой новогодний подарок».
- Дорисовка . Нарисуйте собаку без носа, хвоста или ушей и попросите ребенка дорисовать недостающие детали и разукрасить собаку.
- Симметрия . Это игра с красками. Возьмите альбомный лист и сложите пополам. На палитре смешайте немного краски с мыльной водой и кисточкой накапайте на одну сторону листа. Сложите бумагу пополам и прижмите. Раскройте и посмотрите на симметричную абстрактную картинку. Дорисуйте недостающие элементы и дайте рисунку высохнуть. У вас может получиться бабочка или цветок. Таким же способом можно делать рисунки с помощью нитки. Окуните нитку в краску и наложите ее на половину листа, прикройте другой половиной и прижмите.
- Оттиски . Возьмите прямоугольный кусок очищенного картофеля и ножом вырежьте на срезе выпуклую фигуру. Обмокните срез в краску и сделайте оттиск на бумаге. Фигуры могут быть разные: элементы травы, прямоугольники, круги, цветы илм сердечки.
- Абстракция . Расчертите линиями в хаотичном порядке весь лист, чтобы получились разные геометрические фигуры. Раскрасьте каждую фигуру так, чтобы одинаковые цвета не соприкасались друг с другом.
Лепка из пластилина, соленого теста и полимерной глины
Лепка не только развивает мелкую моторику пальцев, но и способствует развитию фантазии и пространственного воображения. Пластилин отличается от полимерной глины тем, что проведя термообработку глины, вы получите сувенир для друга в виде статуэтки или брелока.
Полимерную глину можно приготовить самостоятельно.
- В глубокую тарелку положите 2 ст. ложки крахмала, 2 ст. ложки клея ПВА, 1 ч. ложку глицерина, 0,5 ч. ложки вазелина, ¼ ч. ложки детского масла и хорошо перемешайте, чтобы не было комочков.
- Натрите на мелкой терке парафин 0,5 ч. л. и добавьте лимонную кислоту. Перемешайте и поставьте в микроволновку, на полную мощность на 5-7 сек. Снова перемешайте и поставьте на 6-7 сек. Повторите процедуру.
- Выложите массу на пластмассовую доску и вымешивайте шпателем, пока глина не станет нужной консистенции. Храните глину в пищевой пленке или контейнере в холодильнике.
Из пластилина или соленого теста можно сделать картину-аппликацию.
- Возьмите лист бумаги и нарисуйте простым карандашом картину. Поверх листа приклеивайте слоями пластилин или тесто нужного цвета. У вас получится объемная картина.
- Тесто можно купить в магазине, а можно сделать самому. Возьмите 2 стакана муки, смешайте со стаканом соли экстра, 1 ст.л. растительного масла и ¾ теплой воды. Замесите тесто и разделите на порции. В каждую порцию добавьте немного гуаши. Перемешайте до однородной массы.
Можно разукрашивать готовое высушенное изделие. Храните тесто в холодильнике плотно завёрнутым в пищевую пленку. Чтобы тесто не прилипало к рукам, регулярно смазывайте их подсолнечными маслом. Выпекать готовое изделие из теста нужно при температуре ниже 100С около 2-х часов.
Изготовление домашнего театра
Ребенку 7 лет под силу изготовить декорации и несколько фигур для домашнего театра, придумать сценарий и разыграть маленькую сценку. Большой интерес составляет изготовление главных героев сцены. Их можно сделать из бумаги, из пластилина или в технике папье-маше. Используйте несколько видов творчества: аппликация, лепка, рисование и складывание.
Папье-маше
- Возьмите туалетную бумагу или газету и нарвите ее в глубокую тарелку на средние кусочки.
- Добавьте клей ПВА, смешивая с бумагой до консистенции пластилина.
- Поставьте полулитровую пластиковую бутылку на доску, застеленную полиэтиленом, и облепите ее тонким слоем смоченной бумаги. Это будет туловище персонажа.
- На горлышко бутылки можно поместить голову от резиновой игрушки и обклеить бумагой. Можно вылепить голову самостоятельно, используя толстый слой бумаги.
- После высыхания раскрасьте фигуру гуашевыми или акриловыми красками.
Оригами или изделия из бумаги
Для изготовления персонажей театра можно использовать технику оригами. Она предполагает складывание бумаги определенным образом до образования фигуры. Простой способ сделать зверей или людей – склеить отдельно туловище и голову. Туловище может быть конусом, а голова аппликацией или рисунком на овале. Такие фигуры устойчивые и простые в изготовлении.
Для декораций театра можно использовать простой рисунок на листе или аппликацию из цветной бумаги.
Конструктор
Складывание конструктора – любимое занятие каждого ребенка. Если у вас есть много разных конструкторов, смешайте их и постройте оригинальное сооружение или город.
Химические эксперименты
Интересно для ребенка будет самому провести несложные химические опыты и получить удивительный результат.
- Надувание воздушного шарика бутылкой . Налейте в пластиковую бутылку стакан уксуса. Насыпьте в шарик 3 ч.л. соды. Наденьте на горлышко бутылки шарик и высыпьте из него соду в уксус. Шарик сам надуется.
- Лава вулкана . Возьмите высокий бокал для пива, налейте ½ стакана томатного сока и ½ стакана подсолнечного масла. Добавьте 2 шипучие таблетки аспирина. Вы увидите, как из томатного сока будут формироваться большие пузыри, похожие на лаву.
- Проколоть воздушный шарик апельсиновой цедрой . Очистите апельсин от кожуры. Надуйте несколько шариков. Выжмите несколько капель апельсиновой цедры над шариком. Шарик лопнет. Лимонен, который есть в цедре, растворяет резину.
- Секретное послание . Выжмите несколько капель лимонного сока на тарелку. Добавьте столько же воды и размешайте. Напишите этой смесью при помощи зубочистки или ватной палочки что-то на листе и дайте высохнуть. После этого поднесите лист к огню газовой горелки или проведите пламенем свечи. Буквы станут коричневыми и проявятся. Вы сможете прочитать послание.
- Радуга в стакане . Возьмите несколько одинаковых стаканов. В каждый стакан налейте немного теплой воды. Во второй стакан насыпьте 1 ст. л. сахара, в третий – 2 ст. л. сахара, в четвертый — 3 и т.д. Добавьте в каждый стакан по пару капель красителя разного цвета. Перемешайте жидкость до растворения сахара. В чистый стакан отлейте немного жидкости без сахара. С помощью большого шприца без иглы наберите жидкости со стакана, где 1 ложка сахара и медленно выдавите ее на жидкость без сахара. Добавляйте сиропы по мере увеличения сахара. В итоге у вас получится радуга в стакане.