Вышивка - одно из самых распространённых и любимых занятий рукодельниц всех возрастов. Среди многообразия видов вышивки именно вышивка крестом обладает наибольшей притягательностью и не теряет своей популярности со времен своего появления. Отчасти этому послужили широкие возможности этой техники – вышивают крестом узоры на одежде, скатертях, подушках, салфетках и на других аксессуарах и предметах декора, а также создают картины и панно, при этом вышивка даёт практически бескрайние возможности для воплощения самых разных идей – от простых картинок до картин мировой классики.
Из урока вы узнаете:
Вышиваем крестик
Вышивка крестом - это способ вышивания рисунка на канве с использованием иглы и цветных ниток (мулине) или других нитей для вышивания с помощью техники «крестик». Вышивка крестом относится к счётным видам рукоделия. Основной элемент – шов «крестик», который состоит из двух пересекающихся косых стежков. Видов креста достаточно много, в вышивке крестом обычно используются техника в полный крест или полукрест.
Простой крест – представляет собой два диагональных перекрещивающихся стежка. Начинают его, как правило, справа сверху по диагонали налево вниз, завершают – справа снизу по диагонали налево вверх. Важная особенность выполнения вышивки крестом: все верхние стежки должны лежать ровно и в одном направлении , нижние – в противоположном направлении.
Полукрест – это первый стежок при выполнении простого крестика.
– техника, которая используется реже, из-за большей трудоёмкости. Представляет собой чередование простых крестов и между ними небольших прямых.
Также можно выделить другие виды «креста»: удлинённый крест, удлинённый крест со строчкой, славянский крест, прямой крест, чередующиеся крестики, «Звёздочка», Левиафан, Рисовый шов, Итальянский крест.
Рассмотрим, как же освоить вышивку крестом начинающим, с чего начать и что для этого понадобится.
Техники вышивки крестом
Крестик – самый простой в освоении шов. Даже начинающие мастерицы смогут выполнить простую вышивку крестом, ведь для освоения техники не потребуется много времени и сил. Вышивание крестиком легко в освоении и для детей. Для них это не только увлекательное занятие, но и хобби, помогающее в развитии художественного вкуса и чувства прекрасного, которое воспитывает усидчивость и способность концентрировать внимание.
Выполнить «крестик» можно несколькими способами:
1. Классическая техника вышивки крестом – английский метод или «Назад иголку»
Традиционный способ вышивания креста, также его называют английским, заключается в последовательном выполнении каждого отдельного крестика.
2. Датский способ
Использование датского способа подразумевает выполнение в ряду всех нижних стежков, слева направо по горизонтали, далее, после завершения ряда, их закрытие верхними стежками, следуя в обратном порядке.
3. Простая диагональ
Порядок действий: Используя эту технику вышивайте, делая стежки сначала снизу вверх, не забывая чередовать нижние и верхние, а затем в обратном порядке – сверху вниз.
3.1. Двойная диагональ (слева направо)
Чтобы попробовать эту технику, внимательно рассмотрите схему. Вышиваемый отрезок представлен двойной цепочкой красных квадратов.
Порядок действий: начните вышивать снизу двумя одинарными стежками в параллельных квадратах. Закончив сторону, спускайтесь обратно вниз, закрывая стежки и делая крестики.
Пошаговая схема изображена на рисунке:
Техника вышивки по диагонали справа налево сильно отличается от той же, но слева направо, несмотря на кажущуюся схожесть. Если вы уже освоили двойную диагональ слева направо, то будьте внимательны при выполнении этой техники.
Порядок действий: Начните вышивать снизу, двигаясь постепенно вверх. Диагональные стежки необходимо заканчивать, доделывая крест, только во внешнем ряду. Дойдя до конца, возвращайтесь обратно, доделывая из диагональных стежков крестики во внутреннем ряду.
Пошаговая схема изображена на рисунке:
Порядок действий: Начните вышивать сверху, делая диагональные стежки вниз. Сделав все, продолжайте двигаться вверх, завершая кресты верхними стежками.
Пошаговая схема изображена на рисунке:
Порядок действий: Начните вышивать с самого длинного ряда. Выполняйте диагональные стежки. Перейдя к ряду с меньшим количеством стежков и выполнив его, не вышивайте сразу весь последующий ряд с большим количеством стежков. Завершив фрагмент, доделайте диагональные стежки в рядах с большим количеством заполненных «ячеек» канвы, поднимаясь вверх. Далее, завершите крестики, как указано на схеме.
Пошаговая схема:
6. Гобелен (полукрест)
Отдельно стоит упомянуть технику «Гобелен». Многие любят эту технику благодаря экономии времени на её выполнение.
Гобеленовый стежок – это полукрест, который выполняется слева снизу направо вверх. При вышивании ряда справа-налево меняется направление выполнения стежка – справа сверху налево вниз. Стежки идут строго параллельно друг другу. Нить при выполнении работы не должна затягиваться.
Важной особенностью техники «Гобелен» является выполнение стежков – они все должны быть направлены в одну сторону, канва при этом должна быть туго натянута на пяльцах, но не перетянута до перекоса. Если ткань не будет натянута при вышивке, то после завершения работы будет сложно выровнять готовый рисунок.
Закрепляем нить
В идеально выполненной работе не бывает узелков. Как этого добиться?
Начало вышивки
В начале работы над вышивкой необходимо закрепить нить. Это можно сделать следующим образом по методы «Петля»: отрезок нити-мулине необходимо сложить пополам посередине и получившуюся петлю вдеть в ушко иглы. Иглу ввести в угол «ячейки» канвы так, чтобы игла вышла на лицевую сторону, а петелька, которую мы сделали на предыдущем шаге, осталась с изнанки. Сделав небольшой отступ, вывести иглу на изнаночную сторону, продеть в петельку и затянуть узелок. Далее, начинаем вышивать.
Если у вас ещё остались вопросы по закреплению нити, то на видео вы можете детально рассмотреть, как выполняется метод «Петля».
Продолжение работы
Ещё один распространённый вид работы с нитью – присоединение новой нити. Этот приём может понадобиться с тех случаях, когда необходимо сменить цвет нити или закончилась рабочая нить. Для того чтобы аккуратно присоединить новую нитку, осторожно протяните её под несколькими стежками с обратной стороны картины к месту, откуда начнётся работа с ней. Сделайте в этом месте стежок «назад иголку» и продолжайте вышивку.
Завершение вышивки
Чтобы завершить вышивание, закрепить нить с помощью техники «назад иголку». Это можно сделать похожим способом, как и присоединение нити. Оставшийся хвостик, длиной примерно 5 сантиметров, проведите через несколько ближайших стежков с изнаночной стороны. Закрепите его стежком «назад иголку». Готово.
Выбор и работа с мулине
Традиционно для вышивки крестом используются специальные нити под названием мулине .
Мулине - пряжа, полученная заводским способом, реже ручной выделкой, произведенная специально для вышивания, а также других видов рукоделия.
Для своей работы вы можете выбрать любые нити, даже обычные нитки для шитья (лучше использовать только для простых картин), однако, как правило, лучше выбирать из хлопчатобумажных или шелковых мулине. В некоторых случаях подойдёт тонкая шерстяная пряжа.
Мулине бывает самых разных цветов и оттенков. Современные производства не ограничивают себя, стараясь угодить даже самым искушенным мастерицам, и предоставляют покупателям широкую гамму цветов – от классических оттенков до самых редких.
Иглы
Иглы для вышивки не требуют особых параметров – подойдут любые. Просто запомните несколько нюансов, которые помогут вам упростить процесс рукоделия и сделать красивую и аккуратную вышивку.
1. Обратите внимание на форму и размер игольного ушка. В него должна легко вставляться нить, но при этом канва не должна деформироваться при его прохождении через неё.
2.Если у вас канва крупного плетения, возьмите иглу средней толщины с тупым кончиком.
3. Толщина иглы зависит от плотности канвы: чем она плотнее, тем тоньше игла.
Канва
Канва - это основа для вышивки. Она представляет собой специально выработанное полотно, размеченное клетками, которые являются местом для вышивания крестика с помощью ниток. Канву производят из различных материалов - хлопок, лён, смесь материалов, пластик.
В вышивальных наборах вы можете встретить канву, на которую уже нанесён рисунок. В процессе рукоделия он заполняется вышитыми крестиками. Такая техника называется «печатный крест». Если канва без рисунка, то используется техника «счётный крест», т.е. вам самим придётся отсчитывать количество крестов.
Если вы сами выбираете канву, то следует обратить внимание на её размерность. Размерность - это значение из английских традиций и означает число крестиков на дюйм полотна. Размерность канвы можно узнать по её маркировке (номер, присваиваемый канве).
Популярны следующие размерности:
- Канва №14 (55 кл. на 10 см) - подходит для начинающих вышивальщиц. Она довольно крупная, поэтому на ней легко вышивать так, что нет необходимости использовать лупу или очки. На ней можно вышивать даже нитками в два сложения, для лучшего заполнения полотна. Вышивка на такой канве получается аккуратная, но будьте готовы, что картина может получиться немного больше, чем на канве другой размерности.
- Канва №16 (60 кл. на 10 см) подходит для вышивальщиц с опытом. Размеры крестиков на ней будут меньше, поэтому сама картина немного меньше, чем на канве №14, а крестики будут плотнее. Здесь также рекомендуется вышивать в две нити.
- Канва №18 - очень мелкая (72 клетки на 10 см). Чтобы работать с ней вам понадобятся специальные приспособления (например, лупа). Вышивать можно как двумя нитями, так в одну нить - в зависимости от желаемой плотности вышивки. Эта канва идеально подходит для создания картин, отличающихся большой реалистичностью.
Также вы можете встретить в магазинах канву №8 - используется для обучения (можно вышивать крестиком, полукрестом), №11 - используется для простых схем, а также для вышивания скатертей, салфеток и т.п., №20 - самая мелкая, используется для вышивки гобеленовым стежком или чтобы придать элегантность обычной вышивке.
Канва для вышивки крестиком бывает нескольких видов - Аида (AIDA) и Хардангер (Hardanger) . Это самые популярные среди рукодельниц.
Канва Аида наиболее удобна для вышивки счётным крестом, так как крестики получаются ровными и аккуратными без особого труда. Она состоит из 100 % хлопка, а полотно представляет собой основу из нитей 4×4, формирующих чёткие квадраты. Может быть следующих размерностей: 8, 11, 14, 16, 18, 20.
Канва Хардангер - льняное полотно с равномерным переплетением, поэтому вышивальщица сама определяет размер крестиков. Чаше всего на ней вышивают в технике гобелен, но также возможна вышивка крестиком или гладью. Используется только опытными вышивальщицами, поэтому для начинающих рукодельниц рекомендуется брать канву Аида.
Важный момент по работе с канвой - усадка хлопковой канвы после стирки. Происходит она по долевой линии, поэтому нужен правильный раскрой канвы, чтобы вышитая картина осталась симметричной, а не вытянулась в высоту. Это наиболее актуально для картин на всю рабочую поверхность, для картин с пустым фоном такая деформация будет менее заметна.
Пяльца
Пяльца - приспособление для закрепления и натяжения канвы. Бываю разных диаметров и из различных материалов.
- Пластмассовые круглые пяльца - удобный и недорогой вариант для начинающих. Лёгкие, широкий выбор диаметров, но хрупкие. Также могут деформировать канву, если она слишком «рыхлая».
- Деревянные пяльца -могут быть не только разного диаметра, но и формы (круглые, квадратные, прямоугольные). Лёгкие, удобные, универсальные, из них не выскальзывает канва, как из пластмассовых. Основное преимущество - наружное кольцо разомкнуто, его диаметр регулируется винтом, поэтому канва не деформируется при закреплении. Если у вас деревянные пяльца, то вы можете работать с тканью любой толщины.
- Пяльца-рамка – это пяльца и рамка в одном. Сначала вы натягиваете канву для вышивания, а потом в ней же и вешаете на стену. Универсальные, большое разнообразие форм и размеров, хорошо натягивают полотно, не деформируя его.
- Пяльца кресельные - вариант для тех, кто серьёзно увлекается вышивкой. Благодаря ножке с «лапкой» крепятся на кресло, что позволяет работать двумя руками. Помимо того, что процесс пойдёт быстрее, руки, спина и шея не будут уставать, так как вам не нужно будет держать вышивку.
Есть и другие виды пялец, но они для профессионалов и стоят дороже, для начинающих вполне хватит перечисленных вариантов.
Размер пялец очень важен: чем больше пяльца, тем меньше закреплений канвы потребуется, чтобы вышить фрагменты картины, тем самым меньше шансов повредить канву. В остальном выбирайте по вкусу и бюджету.
Выбор готового набора для вышивки
Итак, теперь у вас есть все необходимые знания и приспособления, чтобы приступить к вышивке. Осталось только определить с картиной для вышивания. Производители предлагают широкий спектр готовых схем и наборов для вышивания крестиком, а многообразие идей для картин воодушевит даже самую привередливую рукодельницу. Так как вы только начинающая мастерица, то для вас лучше всего подойдут не просто схемы, а готовые наборы для вышивания крестиком . В них есть всё необходимое для рукоделия, поэтому вам не придётся выбирать канву и мулине для будущей картины, а схема снабжена полезными пометками, благодаря которым вы сразу найдёте в наборе нити нужного цвета. Вам останется только выбрать пяльца для вышивания и запастись терпением и энтузиазмом.
Чтобы первая работа с вышивкой не стала последней, нужно тщательно подойти к выбору готового набора для вышивания, иначе вы рискуете потерять интерес к творчеству из-за сложности выбранной вышивки.
Как выбрать первый набор для вышивания крестом? Эти советы будут полезны для начинающих:
1. Какой размер картины выбрать?
Не берите большие картины со сложным рисунком. Да, они такие красивые, что непременно захочется вышить их все и повесить с гордостью на стену. И такие картины обязательно у вас появятся, но начинать лучше с чего-нибудь простого, чтобы понять, как работать с вышивкой. Оптимальным вариантом будет рисунок 25Х25 см: так вы потренируетесь, успеете почувствовать вкус к рукоделию, а получившаяся картина украсит вашу комнату.
2. Какой выбрать рисунок?
Для начинающих не подойдут картины с большим количеством мелких деталей. Кроме того, это сильно затягивает процесс. Лучше взять картину с крупными деталями: достаточно быстро вышиваются орнаменты и «сюжетные» рисунки (домики, игрушки, корабли).
Например, можно попробовать такую схему:
Если вам понравилось несколько наборов, посмотрите, какая цветовая гамма вам больше нравится, с какими нитками будет приятнее работать. Также обратите внимание на схему в комплекте. Схемы для вышивки бывают цветные и чёрно-белые. Здесь дело вкуса: одним нравится сразу видеть цвет на схеме, а другим кажется, что чёрно-белая не отвлекает внимание буйством красок, а пометки на ней чётче выражены.
3. Какая канва должна быть в наборе?
В наборы может входить разная канва. Обратите внимание на маркировку. Номер канве присваивается в зависимости от величины и плотности крестов. Канва №14 - идеальный вариант для начинающих. Если в наборе будет канва №16, то крестики будут меньше и плотнее, поэтому вам будет сложнее вышивать. Канва №18 - самая сложная, здесь вам даже может понадобиться лупа.
4. Каким должен быть первый набор для вышивания крестом?
В первую очередь он должен нравиться! Тогда и вышивка пойдёт легче, и рукоделие будет в радость.
Подготовка рабочего места
Главное требование к рабочему месту - вам должно быть комфортно. Так как на вышивание уйдёт не один час, то место должно быть удобным. Лучше всего подойдёт мягкое кресло.
Следующее требование - освещение. Вы будете работать с мелкими деталями, поэтому место должно быть хорошо освещено, чтобы вам не пришлось «ломать глаза» в полутьме. Удобнее всего, чтобы свет падал с левой стороны для правшей и с правой для левшей. Если вы творите по вечерам, то кроме люстры, желательно включать настольную лампу.
Схему для вышивания крестом желательно расположить ближе к источнику света. Всё остальное - в произвольном порядке.
Всё, можно приступать к рукоделию!
Приступаем к вышиванию крестом
Если вы купили канву отдельно, то перед началом работы необходимо обработать края - обметать или промазать специальным прозрачным лаком или клеем.
Чтобы легче было работать с канвой, нужно её разметить. Для этого сложите канву пополам дважды и прогладьте места сложения. Далее, карандашом или смываемым маркером разметьте канву на квадраты 10х10 см.
Не забудьте оставить не менее 5 см свободной канвы на припуски. Это необходимо для лучшего натягивания вышивки на подложку. Если у вашей работы предполагается пустой фон, то помните о том, сколько вы хотите оставить отступ от рисунка до рамы или паспарту.
Закрепите канву в пяльцах так, чтобы полотно легло ровно, без перекосов. Не перетягивайте канву - так вы можете её деформировать, и канва или вышивка будет испорчена.
Выберите подходящую для себя технику вышивки крестиком и наслаждайтесь процессом.
Завершение вышивки и оформление готовой работы
После того, как вышитая картина готова, её нужно привести в порядок и оформить в рамку.
Чтобы удалить смываемый маркер с канвы, а также если ваша работа в процессе подготовки немного испачкалась, то замочите её в теплой мыльной воде, а затем прополощите, но ни в коем случае не трите и не выжимайте. Просушите работу в вертикальном положении. После этого прогладьте утюгом с отпаривателем с изнаночной стороны через чистую белую ткань. На доску перед глажкой положите ещё одну белую ткань или простыню, чтобы избежать случайного окрашивания.
Готовую картину можно оформить в рамку для фотографий или купить специальный багет.
Вышивка гладью является для многих стран традиционной. Мастера Японии, Китая, Вьетнама, Кореи используют этот на одежде и других изделиях. Украшенные вещи, смотрятся богато, нарядно, выделяясь эксклюзивностью и привлекая внимание окружающих.
Считается на сегодняшний день одним из самых популярных способов вышивки. Рукодельница, очень напоминает живописца. Только вместо кисти, наносящей мазки на холст, у неё тоненькая иголка, вышивающая нежные стежки на ткань. Благодаря технике глади можно создавать очень тонкие цветовые гармонии, отображать игру света и вышивать невероятно красивые картины. Лучшие их образцы часто относят к произведениям высокого искусства.
Существует мнение, что она возникла ещё в шестом и такой был преимуществом знатных дам, которые искусно вышивали шёлковыми, серебряными и золотыми нитями по шёлку. Со временем прекрасные работы попали в Европу, а потом распространились на весь мир. Гладь украшает одежду, подушки, скатерти, картины, платки и салфетки.
Она занимает почетное место среди творческих людей. Рукодельницы не делают секретными вышивальные технологии и с удовольствием делятся опытом, обучая новичков всевозможным приемам и хитростям.
Создание композиций пошагово для начинающих будет проходить успешно, обучаясь в начале простым стежкам. Для этого выбирается небольшой и несложный орнамент.
Главное знать суть глади - это прямые стежки, прилегающие плотно друг к другу и выполняются они различными видами швов.
Конечно, крестиком вышивать немного проще, но нежная гладь стоит того, чтобы приложить усилия и научиться новому мастерству.
Читайте также: Вышиваем лентами уроки для новичков
Разнообразные приемы:
- двусторонний
- односторонний
- прямой
- косой
Разные техники вышивания:
- простая
- художественного оформления
- с выпуклыми формами
- с прорезыванием
- штриховая
- объёмная
- атласная
- однотонная
Чтобы научиться делать стежки, не стоит стремиться запомнить все имеющиеся швы и технические способы. Новички обычно стартуют с нескольких стежков, которые применяются для создания цветочных композиций, маленьких орнаментов, изображения животных, бабочек.
Стоит запомнить, что один и тот же вид глади можно выполнять в разных техниках, в одном рисунке могут сочетаться и протяжные, и короткие швы.
Что нужно знать в вышивке об основе и нитях
Наносится на разную основу. В первую очередь, необходимо подобрать полотно. Оно должно соответствовать будущему изделию. Если необходимо украсить коврик, то лучше отдать предпочтение мешковине или сукну. Для скатерти лучше всего подойдет лён. А для одежды желательно выбирать шёлк или хлопок.
При использовании пялец можно значительнее натянуть ткань, что серьёзно добавит удобства при работе. Оттенок, состав, сплетение волокон совсем не играет роли. Рабочий процесс зависит от применяемой нити. Например, для мулине больше подходит хлопчатобумажное полотно:
- хлопок
- мешковина
Следует взять во внимание, что нити для вышивания должны соответствовать типу ткани. В основном для вышивки применяют мулине хлопчатобумажные, шерстяные и объёмные синтетические нитки.
Для шелковых нитей применяется:
- сатиновое полотно
- батистовая ткань
- шёлковая основа
Для ниток ирис подойдет:
- более плотный материал такой, как лен
Рабочий материал:
- схематический рисунок орнамента
- тканевая основа
- штопальные иглы
- нитки
- копирка
- наперсток
- деревянные пяльцы либо рамы
- ножницы
Иголки выбираются соответственно к ткани и ниткам, с учетом вышиваемого орнамента. Применяя тонкую иголку, получаем аккуратную вышитую работу. Применение пялец желательно, так как на них полотно хорошо натягивается, что необходимо для выполнения орнамента и более удобного вышивания.
Рисунок наносится специальным маркером на основу. При отсутствующих навыках рисования используется копировальная бумага. Для этого копирка помещается на полотно под орнамент, позаимствованный с компьютера. Все материалы скалываются между собой булавками и обводятся по абрису. Разобравшись со схемой, начинаем вышивальный творческий процесс.
У опытных рукодельниц уже давно в запасе есть набор для вышивания. А начинающим мастерицам необходимо приобрести стандартный комплект. В него могут входить не только иголки, но и канва, пяльцы, нити, а так же схемы для вышивания. Ни для кого не секрет, что чем тоньше иголка, тем изящнее будет получаться рисунок. Конечно, не лишними будут небольшие ножницы и наперсток. Если нанесение рисунка на ткань – не проблема, то его можно самостоятельно нарисовать. А если с рисованием есть сложности, то придётся использовать копировальную бумагу. Понравившийся рисунок необходимо распечатать на принтере, а потом вместе с копировальной бумагой прикрепить к ткани при помощи булавок и навести все контуры.
Вышивальные приемы
В процессе работы над картиной для разных элементов применяются разнообразные стежки. Крупные части оформляются длинными швами, а узкие и мелкие – вышиваются короткими стежками. При вышивании часто используются разные приемы.
Начинающая вышивальщица не должна обучаться сразу всем техникам. Работу лучше всего начинать с нескольких швов, которые встречаются в рисунках чаще всего.
Прямой стежок
Первое занятие рукоделия лучше посвятить именно прямым стежкам. Их длина может составлять 1 – 8 мм. Подобные швы часто используют для выделения контуров рисунка или для заполнения больших деталей. Прямые стежки можно вышивать под различным углом и любой нитью. С их помощью можно вышить веер, ёлочку, листики, стебель и др.
Начинать предпочтительнее с прямого шва, размером от одного до семи миллиметров
Им можно оформлять несложные картины и выделять контур. Еще им заполняются внутренние части вышиваемых элементов.
Точечный стежок
Он имеет несколько поднятый конец и состоит из двух строчных стежков, которые примыкают друг к другу. Он немного напоминает кофейное зерно.
«Ёлочка»
Такой шов следует наносить по диагонали так, чтобы слегка просвечивать фон ткани. Желательно перед началом вышивания нанести на полотно предполагаемые линии.
Шов Гольбейна
Относится к двусторонним штопальным швам, часто встречался на одежде средневековой знати. При его нанесении сначала используется стежок «иголка вперёд», а потом при возвращении назад необходимо заполнить промежутки между швами. Вышитые таким способом узоры часто напоминают кружева.
Стежок с расщеплением нити
При его нанесении игла должна проколоть нить на предыдущем стежке, создавая особенную вышитую линию, то есть при выведении иголки на лицевую сторону происходит расщепление нити. Это позволяет создавать светотень внутри рисунка.
Далее можно ознакомиться с нанесением штопального, клинообразного, шевронного и зернового стежков.
Когда работа над изучением стежков уже позади, можно перейти к самой глади. Она необходима для придания тонкости переходу между деталями рисунка. Гладь при вышивании шёлковыми нитями пейзажей, портретов и сюжетных жанров – называется художественной.
При этом способе один ряд разной по длине швов покрывается сверху ещё одним рядом длинных швов. Подобная гладь нередко применяется при заполнении деталей с неправильной формой. Она красиво выглядит при исполнении круговых мотивов с оттеночными переходами в центре.
Рассмотрим подробно, как происходит создание шедевра.
Простой способ
Красиво ложащаяся гладь – это божественная живопись иголкой. Как бы не было много приемов описываемого процесса, различия между ними совсем небольшие. Изучим кратко методику вышивания простой гладью, которая характеризуется поочередным вышиванием всех лепесточков, учитывая принцип соответственного направления мулине – от краешка к центральной части листика.
- В простой весь рисунок выполняется параллельно расположенными впритык вышитыми стежками.
- Швы делаются свободными, не зависящими от размера, который корректируется вышиваемым орнаментом.
- Контур рисунка, заполненного швами, шьется идеально ровно. Линии стежков выполняются в соответствии с рисунком и желанием рукодельницы.
- Выигрышно техника смотрится в игре со светом. Узор, созданный одним оттенком, играет цветовыми переливами и кажется состоящим из разнообразных цветов.
В связи с этим выполненная работа выглядит объемной, привлекая внимание и взгляды любителей творчества.
Освоение глади с простого листка
Простая красиво и совершенно идентично выглядит с двух сторон. Поэтому кончики рабочей нитки тщательно скрываются под выполненными швами. Узелки отсутствуют и с лицевой, и с изнаночной стороны. Процесс не сложный, но требует сосредоточенности, концентрации внимания и усидчивости.
- Работа начинается на лицевой внутренней стороне листика, прокладывается несколько швов «вперед иголкой».
- Нитка подтягивается так, чтобы хвостик остался в канве.
- Далее иголка выходит в предыдущую точку и манипуляции продолжаются. Верх и он будет незаметен.
- Верхние швы скрывают хвостик нити, контролируем, чтобы он не выскочил.
- Напрактиковавшись, все проделанные действия будут выполняться автоматически.
- Закрепив волокно, выполняются рядки прямых швов, плотно расположенных между собой. Смотрим, чтобы выполняемые стежки не заходили за контур рисунка.
- Иголка направляется точно в линию контура, ткань прокалывается под углом девяносто градусов.
- В середине заполняемого орнамента направление швов выполняется произвольно, все стежки располагаются параллельно. Натяжка волокна происходит одинаковая, чтобы рисунок выглядел гладким.
Стежки в прямой глади выполняются параллельно нитям ткани. Каждый шов прокладывается через одну нить тканевой основы.
Косые стежки
Вышьем лепесточек косыми стежками. Этот шов отличается от предыдущего изменением наклона иголки. Последовательность выполнения строчек такая же, как и вышеописанная.
- Косая гладь создается стежками под углом 45 градусов к ниткам ткани.
- Швы выполняются с уклоном в левую и правую стороны, поэтому рисунок приобретает эффект светотени.
- Косую часто вышивают красной и черной нитью.
Пример:
Усвоить стежок можно вышивая пробный экземпляр (рис. 111). Данная техника начинается с подбора квадрата из ниток основы – 6X6 ниток. Узор выполняется справа налево.
- Экземпляр, изображенный на картинке 111, выполнен квадратом 6X6 ниток полотна.
- Рабочая нитка фиксируется справа петлей либо миниатюрными швами, выполненными диагонально (р. 112, а). Игла затем выводится в нижележащий левый уголок (начало вышивания).
- Далее иголка заводится диагонально в правую, располагающуюся сверху точку и выводится вертикально на одну нитку вверх предыдущего шага иглы (р. 112, б).
- Оставшиеся стежки выполняются параллельно, пропуская нитку полотна (р. 112, в) с левым наклоном.
- Делая последний шов, иглу пропускают в левую ниже расположившуюся точку выполняемой строчки (р. 112, в).
- Изделие поворачивается против часовой стрелки, чтобы выполненные швы оказались слева. Также подбирается квадрат 6X6 ниток полотна и выполняются стежки с правосторонним наклоном.
- Иголка вводится по диагонали в правый нижний уголок следующего квадрата и выводится во втором стежку слева, внизу (р. 112, г).
- Остальные стежки выполняются параллельно через одну нитку основы.
- В последнем шве игла вводится в правую нижнюю точку и выводится в правой верхней точке следующего, подобранного квадрата (р. 112, д).
- Изделие поворачивается слева направо и опять выполняются стежки с наклоном в левую сторону (р. 112, в).
- Далее работа повторяется чередованием выполняемых наклонов стежков.
Научившись выполнять простые приемы, можно декорировать одежду, сумочки, домашний текстиль, делая свой мир прекрасней.
Ещё один момент – это сочетание цветов в создаваемом рисунке. Различают белую и цветную гладь. Выбор цвета значительно влияет на самочувствие человека, его эмоции и настроение. Даже психологи отмечают воздействие определенных цветовых оттенков на людей. Поэтому важно сначала определиться, какие эмоции должна вызывать вышитая картина и будут ли уместными по сюжету подобранные цвета.
1. Для получения рисунка с гладкой поверхностью важно наносить шовчики параллельно.
2.Если необходимо выполнить работу за короткий срок, лучше выбирать более толстую нитку или складывать её в 2-3 раза.
3. Желательно не использовать слишком длинные швы. Иначе работа получится неаккуратной. Поэтому лучше разбить детали рисунка на сектора и каждый вышивать по отдельности или же направлять в разные стороны.
4. Допускается так же использование похожих цветовых оттенков. Идеальный способ для заполнения большой детали – это именно художественная гладь. Строчный и стебельчатый швы лучше других подходят для подчёркивания краёв рисунка.
Следует отметить, что сам процесс вышивания оказывает успокаивающее влияние на человека. Тактильные ощущения способствуют настроению на гармонические отношения с окружающим миром. Поэтому это не только полезное, но и приятное занятие.
Схемы для рукоделия композиций
Видео уроки для начинающих
Гладь — прекрасный способ украсить взрослую и детскую одежду, домашний текстиль, аксессуары и предметы интерьера, например, вышивку можно оформить в рамку и повесить на стену или выполнить на наволочке для диванной подушки.
Узоры на ткани образуют стежки, проложенные прямо или под углом, они могут заполнять элементы как полностью, так и частично.
При всем разнообразии готовых работ, научиться вышивать гладью не так сложно, просто вам потребуется время и терпение. Впрочем, они необходимы при овладении любым рукоделием.
Для работы вам нужны нитки, иглы и основа для вышивки.
Иглы для вышивания гладью
Специальных требований к иглам для вышивки гладью нет. Главное — правильно подобрать их по толщине ткани и нитей, выбранных для работы. Дело в том, что в слишком тонкую иглу не получится продеть толстые нитки, а слишком толстая игла оставит на ткани большие отверстия, из-за чего узор будет выглядеть неаккуратно. В идеале игла должна быть немного толще выбранной нити.
Если ориентироваться на ткань, то по шелку и другим тонким материалам вышивают иглами с 1 по 3-й номер, по хлопку или шерсти средней толщины — иглами с 4 по 8-й номер, а по драпу и подобным тканям — иглами с 9 по 12-й номер.
Вышивальные нити
Толщину нити для вышивания определяют, исходя из толщины ткани-основы. Для тонких материалов подойдут шелковые и хлопчатобумажные нити.
Очень удобно работать с нитками мулине, поскольку их толщину легко регулировать, а цветовая палитра настолько разнообразна, что вы без труда сможете вышить картины со сложными цветовыми переходами.
Для более толстых тканей выбирают шерстяные и толстые хлопчатобумажные нити, например, ирис.
При подготовке к работе вам потребуются обычные катушечные нитки, правда, вышивать ими нельзя. Из-за сильной скрутки они будут постоянно перекручиваться, стежки получатся неровными и неаккуратными. Эти нитки необходимы для переноса эскизов на ткань.
Основа для вышивки
При вышивке гладью выбор ткани-основы не так важен, как в случае вышивки крестом . Поэтому выбор материала для работы определяется тем, какой предмет вы хотите украсить.
Например, для постельного белья выбирают бязь, сатин или шелк.
Еще один фактор при выборе полотна — насколько вам удобно считать волокна.
Так же важно как выглядит изнаночная сторона ткани. Внимательно рассмотрите текстуру и цвет ткани перед покупкой. Убедитесь также в том, что знаете состав полотна и не требует ли оно специального ухода.
Если речь идет о верхней одежде на осень или весну, подойдет тонкий драп.
Перед началом работы обязательно выровняйте ткань. Сделать это можно, выдернув по 2 долевые нити и по 2 нити по утку со всех сторон лоскута. После этого срежьте неровные края. Постирайте и отпарьте ткань. Это нужно для того, чтобы она не села после вышивки, так как это исказит узор, работа потеряет форму и привлекательность.
Схемы для вышивки
Проще всего приобрести готовый набор для вышивки, в который входят основа с нанесенным рисунком или отдельная схема узора, игла и нитки необходимых цветов. Такие наборы удобны, прежде всего, для новичков. Впрочем, стоят они недешево, а потому для первого опыта лучше выбрать что-нибудь попроще.
Гладь хороша тем, что для использования понравившегося узора из журнала, книги или с открытки не потребуется его специальной обработки. Вы можете просто перевести его на ткань с помощью кальки. Тщательно закрепите ткань-основу и изображение узора, чтобы рисунок не сдвинулся.
При необходимости перенести изображение вышивки на темную ткань или материю с ворсом, можно наложить на основу лист кальки с необходимым рисунком и прошить все линии простыми швейными нитками контрастного цвета, а потом аккуратно снять бумагу: на ткани останется набросок рисунка, который затем можно будет удалить.
Техника вышивания гладью
Вышивка гладью включает несколько основных швов и приемов, овладев которыми, можно создавать очень разные по стилю и уровню сложности работы. Конечно, любая вышивка начинается с закрепления нити на ткани. Оптимальная длина рабочей нити — расстояние от кисти руки до локтя.
Главным признаком мастерства считают даже не идеально выполненную лицевую сторону вышивки (это подразумевается само собой), а ее изнанку. На ней не должно быть узелков, свободно свисающих концов ниток, лишних неаккуратных стежков. Существуют определенные правила закрепления нити в начале работы и при ее окончании. Это можно сделать несколькими способами:
— метод петли, подробно описанный ниже, в статье «Вышивка крестом»;
— при втором способе на изнаночной стороне делают один небольшой стежок (кончик нити оставить свободным), после чего прокладывают такой же стежок, но перпендикулярно первому (рис. а). Свободный конец нити придерживают пальцем поверх второго стежка, а рабочую нить выводят на лицевую сторону так, чтобы она затянула его (рис. б);
Рис. а, б. Закрепление рабочей нити в начале работы
В конце работы нить прячут под вышивкой.
Сделать это можно тоже двумя способами:
— если элемент был закончен полностью, то ее просто выводят на изнаночную сторону работы и протягивают под стежками (рис. а);
— если закончилась рабочая нить, но элемент еще не завершен, прокладывают 3—5 небольших стежков по лицевой стороне, а позже закрывают их вышивкой (рис. б).
Рис. а, б. Закрепление рабочей нити в конце работы
В вышивке гладью используют несколько основных швов, с помощью которых можно добиться различных эффектов:
— шов «вперед иголку» необходим для выполнения контуров и отдельных линий, при этом для работы лучше использовать толстые нити, чтобы стежки шва были отчетливо видны. Шов «вперед иголку» всегда выполняют справа налево, причем иголку направляют по прямой, стежки должны быть одинаковыми, как и расстояния между ними (рис.). При этом неважно, равны ли по длине стежки и расстояния, тут нужно выбрать самый декоративный вариант.
Рис. Шов «вперед иголку»
При желании шов «вперед иголку» можно сделать интереснее, пропустив нить между его стежками. Если направлять иглу последовательно то вверх, то вниз, можно получить интересную разновидность, называемую «волна» (рис. а — в).
Рис. а — в. Шов «волна»
Если же постоянно направлять иглу вниз, получится шов, называемый «шнурочек» (рис.);
Рис. Шов «шнурочек»
— шов «назад иголку» с лицевой стороны похож на шов «вперед иголку», а с изнаночной совпадает со стебельчатым швом. Выполняют его также справа налево, но иглу вводят в ткань позади места выведения нити на лицо (рис.);
Рис. Шов «назад иголку»
— стебельчатым швом оформляют стебли в растительных узорах и контуры отдельных элементов. Иглу в процессе работы выводят на лицевую сторону ткани примерно посередине предыдущего стежка плотно к нему, направляя ее слева направо или снизу вверх (в зависимости от элемента) (рис.);
— петельный шов используют для вышивки отдельных элементов или обработки края изделия; тогда его лучше выполнять по настилу.
В отличие от предыдущих швов, его выполняют слева направо, прокалывая ткань сверху вниз. Нить выводят на лицевую сторону ткани в точке начала элемента, после чего делают соседний стежок на нужном расстоянии, оставляя рабочую нить под иголкой (рис.).
Стежки могут располагаться близко друг к другу (рис. а), на некотором расстоянии, быть разной высоты (рис. б) или направления (рис. в).
Рис. а — в. Варианты выполнения петельного шва
При оформлении края изделия петельный шов часто выполняют по настилу. Для этого предварительно вышиваемый участок прошивают швом «вперед иголку», а потом этого закрепляют петельным швом, располагая стежки близко друг к другу (рис.);
Рис. Петельный шов по настилу
— шов «узкий гладьевый валик» вышивают в два этапа. Сначала все элементы необходимо прошить швом «вперед иголку», а поверх выполнить небольшие стежки одинаковой длины, располагая их близко друг к другу (прямо или под углом). Иглу в ткань вводят сверху вниз (рис.);
Рис. Шов «узкий гладьевый валик»
— шов «узелки» отлично подходит для выполнения в растительных элементов работы, добавляет работе объема и очень прост в исполнении. Иглу выводят на лицевую сторону работы, несколько раз обвивают ее рабочей нитью, делают очередной прокол рядом с первым и аккуратно вытягивают рабочую нить
на изнаночную сторону. Навитую нить при этом необходимо придерживать, чтобы она не спуталась, а образовала узелок (рис. а, б);
Рис. а, б. Шов «узелок»
— шов «цепочка» пригодится для оформления простых и криволинейных контуров.
Иглу с рабочей нитью выводят на лицевую сторону в начале элемента, после чего вкалывают рядом с первым проколом и выводят снова на лицо в точке ниже (рис. а). Остальные стежки выполняют аналогично (рис. б);
Рис. а, б. Шов «цепочка»
— шов «петля вприкреп» похож на отдельный стежок шва «цепочка». Выполняют его аналогичным образом, но после вывода рабочей нити на лицо в нижней точке иглу вкалывают в ткань под нитью петли, делая прикреп (рис. а, б).
Рис. а, б. Шов «петля вприкреп»
При заполнении контуров рисунка, люди обычно решают это сделать гладью.
И правильно! Ведь именно этот стежок создает блоки ровного, чистого цвета, а тесно сгруппированные стежки дают в конечном итоге блестящую поверхность вышивки. Стежок самый простой и легкий.
Нам потребуется:
- пяльцы;
- ткань для вышивки, для начала советую взять канву;
- ножницы;
- мулине;
- игла.
Будем вышивать цветок с лепестками в форме сердца. Создайте шаблон как на фото внизу.
Натяните ткань на пяльцы. Затяните обруч вокруг вашей ткани перед тем, как начать шить. Убедитесь, что ткань туго натянута внутри обруча. Если вы нажмете на поверхность ткани, она должна быть тугой, как поверхность барабана. Ключ для вышивки гладью на обычной ткани- это создание ровного стежка близко друг к другу, чтобы создать гладкий атласный вид в конце работы.
Нить в иголке должна быть одинарная, как при обычном бытовом шитье.
Итак, начнем.
Воткните иглу через ткань снизу. Стежки будет выкладывать из центра наружу. Это делает процесс легче, если следовать нарисованному шаблону без переноса его на ткань и помогает избежать деформации рисунка.
Канва хороша тем,что есть определенная сетка. Для завершения первого стежка сосчитайте сколько квадратов на картинке шаблона в длину. На такое же количество квадратов в длину сделайте стежок на ткани. Я начинаю в нижней точке сердца и кладу стежок по прямой до вершины.
Обычно вышивка гладью выглядит одинаково как с лицевой стороны так и с изнаночной. Но, чтобы экономно расходовать нить и силы, выполните свой первый стежок снизу вверх, а затем второй стежок сверху вниз узора.
Продолжайте вышивать первую половину сердца.
Продолжаем следить за узором и вышиваем сердце от центра наружу, пока вы не дойдете до конца. Как только вы закончили одну половину, проведите нить под стежками к начальной точке.
Стежок второй стороны узора.
Завершите вышивку и последний стежок закончите вводом иглы на изнаночную сторону полотна.
Начните второе сердце.
Перед началом вышивания каждого следующего сердца просто поворачивайте пяльцы на 90 градусов. Вышейте второе сердце по той же схеме как и первое.
Вышивка гладью среди всех подвидов этого рукоделия как ничто иное близка к живописи: полученные изделия кроме как картинами не назвать - настолько живые и объемные они получаются. А самый часто используемый мотив в вышивке гладью, конечно же, цветы и иные элементы флоры. Начинающим можно просто пытаться воплощать несложные схемы цветов в вышивке гладью, более опытным мастерицам - составлять из нескольких рисунков композиции.
Китайская вышивка гладью : основные принципы
Главный инструмент и материал в этом несложном деле - плотная и эластичная ткань (хотя при должном опыте можно даже работать с капризным шифоном): для тренировок опытные рукодельницы советуют брать бязь, которая предварительно пропаривается или отутюживается, чтобы в дальнейшем не произошло случайных деформаций, сводящий весь труд на «нет». Также желательно иметь пяльцы, которые зафиксируют определенное натяжение ткани, мягкие хлопковые нитки (идеальны «мулине»), и иглу, чей номер зависит от выбранного материала и ниток.
Стежки при вышивке гладью - китайской и традиционной - ровные, в длину не более 7 мм., выкладываться могут не только в продольном или поперечном направлении, но и по диагонали, а также по окружности, когда из центра игла выходит несколько раз, но уходит всегда в разные точки. Заполнение контура обычно происходит несколькими рядами, поскольку удлинять стежки нельзя, это негативно отразится на картине, а размеры элемента почти всегда превышают указанные 7 мм. При этом стежки выполняются швом «вперед иголку» и обязательно очень плотно прилегают друг другу - здесь кроется та самая основа гладкости получаемого полотна.
В качестве схемы для вышивки гладью (цветов, листьев и пр. элементов) можно для тренировок брать даже обычные раскраски для малышей: в них достаточно крупные детали, чтобы отработать простой стежок. При этом там можно найти большое разнообразие идей, которые привлекут даже опытных мастериц.
Читайте также:
Вышиваем маки: мастер-класс
Если Вы еще не уверены в собственных силах и крепости навыков в вышивке гладью, маки - отличный вариант для пробных тренировок. Вышить их стебель труда не составит, поэтому все внимание будет отдано бутону цветка. Именно с ним предстоит выполнить основной объем работы. Предварительно подготавливаются инструменты: игла подходящего размера, ручка, лист кальки, ткань, на которой появится рисунок, а также нитки. Для максимально объемного и реалистичного цветка мака необходимы нитки черного цвета, а также нескольких оттенков красного - они должны варьироваться от темного к средней светлоты. Также понадобится приглушенный желто-зеленый и темная зелень для стебля.
- Выбранный рисунок распечатывается в необходимом размере, переводится на кальку, и с нее уже - на ткань. При хорошем восприятии линий Вы можете даже без кальки сразу перенести эскиз будущего цветка на ткань: делать это лучше всего ручкой, но очень тонкими линиями - так он не сотрется, как если бы Вы работали карандашом, и в то же время потом без проблем отстирается.
- Почти все элементы маков будут вышиваться простой (прямой) гладью: начинать рекомендовано от оснований лепестка, выполняя их в черном цвете, затем переходить к темно-красной середине и нейтрально-красной кайме лепестка. Направление соблюдается одинаковое, иголка каждый раз уходит со стороны центра бутона к концам лепестков. Чтобы увеличить ширину лепестка, стежки чуть смещаются диагонально, а для округлого края варьируется их длина.
- Изменения в технологии начинаются, когда дело доходит до передних лепестков с подогнутым краем: чтобы показать их объем, требуется поменять направление стежков в прямо противоположную сторону и немного увести в диагональ.
- Сердцевина мака вышивается по окружности черными нитками, семенная коробочка - приглушенными желто-зелеными, создавая вид пушистого круглого шарика, нити каждый раз выходят из центра и тянутся к краям окружности.
- Стебли мака рукодельницы рекомендуют вышивать стебельчатым швом, а листья выполнять той же простой гладью, но теперь точкой выхода считать среднюю вертикальную линию листа, от которой стежки будут уходить к краям и вверх, ложась диагонально. К самой верхней точке (острому углу листа) они должны становиться короче, и все сильнее тянуться вверх.
Если Вы хотите получить более нежные цветы, замените черный на чистый красный, вместо красного средней светлоты используйте выбеленный оттенок, а кайму лепестков также оформляйте красным - это позволит проставить солнечные блики на цветках. То же касается листьев: общее осветление гаммы значительно изменит восприятие вышивки.
Как работать с рисунками для вышивки гладью: цветы и листья
Если разобрать попадающиеся на глаза схемы цветов для вышивки гладью (да и не только их), можно заметить, что сами по себе они мало чем отличаются от простых эскизов на скорую руку. Они совершенно плоские, и это может сказаться на итоговой работе. Поэтому опытные мастерицы рекомендуют не просто перевести выбранный рисунок на ткань, но сначала провести с ним подготовку, которая заключается в создании объемов и впадин. Или, если говорить иначе - проставлении теней и бликов.
Обычный лепесток, если он одноцветный, рисуется в форме смягченного треугольника, и помимо этих линий в нем нет ничего. Ваша задача - карандашом или ручкой отметить зоны, на которые активно падает свет, и те, что затенены. Вдобавок, Вы можете представить, изгибается ли этот лепесток, или лежит абсолютно ровно. Даже в последнем случае вся его поверхность не может выглядеть одинаково - где-то появятся мелкие блики, где-то дадут о себе знать прожилки. Только после того, как Вы продумаете каждую клеточку цветка, можно переносить рисунок на ткань.