В настоящее время в результате исследований создана стройная теория функциональной системымать - плод, имеющая очень большое значение для самой широкой акушерской практики. Обоснование и развитие этой концепции дало возможность с новых позиций оценить все те многообразные изменения, которые происходят в организме матери и плода при физиологически протекающей беременности.
В результате многочисленных теоретических и клинических исследований было установлено, что изменения состояния матери во время беременности активно влияют на развитие плода. В свою очередь состояние плода также небезразлично для матери. Доказано, что плод не является чем-то пассивным, как это считали ранее. От плода в различные периоды внутриутробного развития исходят многочисленные сигналы, посылаемые через различные системы его организма, которые воспринимаются соответствующими системами матери и под влиянием которых изменяется деятельность многих органов и функциональных систем материнского организма. Все это позволило обосновать стройную теорию о существовании во время беременности многозвеньевой системы мать - плод. Основным звеном, связывающим плод с матерью, является плацента.
52Онтогенез - это полный цикл индивидуального развития каждой особи, в основе которого лежит реализация наследственной информации на всех стадиях развития. Он начинается образованием зиготы и заканчивается смертью.
У многоклеточных животных важную роль в регуляции онтогенетических процессов играют эндокринная и нервная системы. В онтогенезе высших животных выделяют следующие этапы (периоды) онтогенеза:
ü предзародышевый (преэмбриональный) – развитие половых клеток (гаметогенез) и оплодотворение;
ü зародышевый (эмбриональный) – развитие организма под защитой яйцевых и зародышевых оболочек или под защитой материнского организма;
ü послезародышевый (постэмбриональный) – до достижения половой зрелости;
ü взрослое состояние – размножение, забота о потомстве, старение и гибель.
Кроме того, в рамках эмбрионального периода различают следующие типы онтогенеза:
ü первично-личиночный – личинка способна к самостоятельному существованию (паренхимулы губок, планулы кишечнополостных, трохофоры полихет, головастики амфибий);
ü неличиночный (яйцекладный) – прохождение ранних этапов гисто- и морфогенеза под защитой яйцевых оболочек (представители губок, кишечнополостных, кольчатых червей, ракообразных и многие другие группы, утратившие первично-личиночные стадии) и зародышевых оболочек (насекомые с прямым развитием, яйцекладущие амниоты);
ü внутриутробный – зародыш развивается под защитой материнского организма; при этом различают яйцеживорождение (морфологических связей между зародышем и материнским организмом не возникает), истинное живорождение (у плацентарных млекопитающих) и множество промежуточных типов (например, у живородящих акул, у сумчатых млекопитающих).
Смена типов эмбрионального развития повышает независимость гисто- и морфогенеза от внешней среды, способствует автономизации онтогенеза и возможности выхода в новую адаптивную зону.
В ходе реализации наследственной информации в процессе онтогенеза у организма формируются видовые и индивидуальные морфологические, физиологические и биохимические свойства, иными словами - фенотип. В процессе развития организм закономерно меняет свои характеристики, оставаясь тем не менее целостной системой. Поэтому под фенотипом надо понимать совокупность свойств на всем протяжении индивидуального развития, на каждом этапе которого существуют свои особенности.
53Индукция (от лат. inductio - побуждение, наведение) в эмбриологии - воздействие одних частей развивающегося зародыша (индукторов) на другие его части (реагирующую систему), осуществляющееся при их контакте и определяющее направление развития реагирующей системы, подобное направлению дифференцировки индуктора (гомотипическая индукция) или отличное от него (гетеротипическая индукция). индукция была открыта в 1901 немецким эмбриологом Х. Шпеманом при изучении образования линзы (хрусталика) глаза из эктодермы у зародышей земноводных. При удалении зачатка глаза линза не возникала. Зачаток глаза, пересаженный на бок зародыша, вызывал образование линзы из эктодермы, которая в норме должна была дифференцироваться в эпидермис кожи. Позже Шпеман обнаружил индуцирующее влияние хордомезодермы на образование из эктодермы гаструлы зачатка центральной нервной системы - нервной пластинки; он назвал это явление первичной эмбриональной индукцей , а индуктор - хордомезодерму - организатором. Дальнейшие исследования с удалением частей развивающегося организма и их культивированием по отдельности или в комбинации и пересадкой в чуждое им место зародыша показали, что явление индукции широко распространено у всех хордовых и многих беспозвоночных животных. Осуществление индукции возможно лишь при условии, что клетки реагирующей системы компетентны к данному воздействию, т. е. способны воспринимать индуцирующий стимул и отвечать на него образованием соответствующих структур.
В процессе развития осуществляется цепь индукционных влияний: клетки реагирующей системы, получившие стимул к дифференцировке, в свою очередь часто становятся индукторами для других реагирующих систем; индукционные влияния необходимы и для дальнейшей дифференцировки реагирующей системы в заданном направлении. Способность клеток, дифференцирующихся под индуктивным воздействием, самим индуцировать дифференцировку новой группы клеток получило название вторичной индукции.
Во многих случаях установлено, что в процессе индукции не только индуктор влияет на дифференцировку реагирующей системы, но и реагирующая система оказывает на индуктор воздействие, необходимое как для его собственной дифференцировки, так и для осуществления им индуцирующего влияния, т. е. что индукция - взаимодействие групп клеток развивающегося зародыша между собой. Для ряда органогенезов показано, что в процессе индукции из клеток индуктора в клетки реагирующей системы переходят вещества (индуцирующие агенты), которые участвуют в активации синтеза специфических информационных РНК, необходимых для синтеза соответствующих структурных белков в ядрах клеток реагирующей системы.
Действие индукторов, как правило, лишено видовой специфичности. Органоспецифическое действие собств. индукторов может быть в эксперименте заменено действием ряда органов и тканей зародышей старшего возраста и взрослых животных (чужеродные, или гетерогенные, индукторы) или выделенными из них химическими веществами - индуцирующими факторами (напр., из туловищных отделов 9-11-дневных куриных зародышей выделен т. н. вегетализующий фактор - белок с мол. м. ок. 30 000, вызывающий в компетентной эктодерме гаструлы земноводных образование энтодермы и вторично - хорды, мышц и др. производных мезодермы). Действие индукторов может быть имитировано обработкой клеток компетентной ткани более простыми химическими соединениями, например солями натрия и лития, сахарозой, а также некоторыми повреждающими клетки воздействиями; по-видимому, при этом в клетках высвобождаются собств. индуцирующие факторы, находившиеся в них в связанном состоянии. Такую индукцию иногда наз. эвокацией, а индуцирующие стимулы- эвокаторам индукции.
54Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, осуществляется на основе наследственной программы, получаемой через вступившие в оплодотворение половые клетки родителей. В ходе реализации наследственной информации в процессе онтогенеза у организма формируются видовые и индивидуальные морфологические, физиологические и биохимические свойства, иными словами - фенотип. Ведущая роль в формировании фенотипа принадлежит наследственной информации , заключенной в генотипе организма. При этом простые признаки развиваются как результат определенного типа взаимодействия соответствующих аллельных генов.
Наряду с этим результат реализации наследственной программы, заключенной в генотипе особи, в значительной мере зависит от условий, в которых осуществляется этот процесс. Факторы внешней по отношению к генотипу среды могут способствовать или препятствовать фенотипическому проявлению генетической информации, усиливать или ослаблять степень такого проявления
Совокупность внутриорганизменных факторов, влияющих на реализацию наследственной программы, обозначают как среду 1-го порядка . Особенно большое влияние на функцию генотипа факторы этой среды оказывают в период активных формообразовательных процессов, прежде всего в эмбриогенезе. С другой стороны, выделяют понятие окружающей среды, или среды 2-го порядка , как совокупности внешних по отношению к организму факторов.
Критические периоды : зигота, имплантация, роды.
Периоды наибольшей чувствительности к повреждающему действию разнообразных факторов получили название критических, а повреждающие факторы - тератогенных
Причиной нарушения развития зачатка является большая чувствительность его в данный момент к действию патогенного фактора, чем у других органов.
П.Г. Светлов установил два критических периода в развитии плацентарных млекопитающих. Первый из них совпадает с процессом имплантации зародыша, второй - с формированием плаценты. Имплантация приходится на первую фазу гаструляции, у человека - на конец 1-й -начало 2-й недели. Второй критический период продолжается с 3-й по 6-ю неделю. По другим источникам, он включает в себя также 7-ю и 8-ю недели. В это время идут процессы нейруляции и начальные этапы органогенеза.
Действие тератогенных факторов во время эмбрионального (с 3 до 8 нед) периода может привести к врожденным уродствам. Чем раньше возникает повреждение, тем грубее бывают пороки.
Факторы, оказывающее поврежденное воздействие, не всегда представляют собой чужеродные для организма вещества или действия. Это могут быть и закономерные действия среды, обеспечивающие обычное нормальное развитие но в других концентрациях с другой силой, в другое время (кислород, питание, температуру, соседние клетки, гормоны, индукторы, давление, растяжение, электрический ток и проникающее излучение).
55Постнатальный (постэмбриональный) онтогенез начинается с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек и продолжается вплоть до смерти живого организма. Этот период сопровождается ростом. Он может быть ограничен определенным сроком или длиться в течение всей жизни.
Различают два основных типа постэмбрионального развития:
Прямое развитие;
Развитие с превращением или метаморфозом.
В случае прямого развития молодая особь мало, чем отличается от взрослого организма и ведет тот же образ жизни, что и взрослые (наземные позвоночные).
Постнатальный период онтогенеза подразделяют на одиннадцать периодов: 1-й - 10-й день - новорожденные; 10-й день - 1 год - грудной возраст; 1-3 года - раннее детство; 4-7 лет - первое детство; 8-12 лет - второе детство; 13-16 лет - подростковый период; 17-21 год - юношеский возраст; 22-35 лет - первый зрелый возраст; 36-60 лет - второй зрелый возраст; 61-74 года- пожилой возраст; с 75 лет - старческий возраст, после 90 лет - долгожители. Завершается онтогенез естественной смертью.
При развитии с метаморфозом из яйца появляется личинка, порой внешне совершенно не похожая и даже отличающаяся по ряду анатомических признаков от взрослой особи. Часто личинка ведет иной образ жизни по сравнению с взрослыми организмами (бабочки и их личинки гусеницы). Она питается, растет и на определенном этапе превращается во взрослую особь, этот процесс сопровождается весьма глубокими морфологическими и физиологическими преобразованиями. В большинстве случаев организмы не способны размножаться на личиночной стадии. Аксолотли - личинки хвостатых земноводных амбистом - способны размножаться, при этом дальнейший метаморфоз может и не осуществляться вовсе. Способность организмов размножаться на личиночной стадии называется неотенией.
Роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности организма в постнатальном периоде очень велика. Важен гормон соматропин, выделяемый гипофизом с момента рождения до подросткового периода. Гормон щитовидной железы - тироксин - играет очень большую роль на протяжении всего периода роста. С подросткового возраста рост контролируется стероидными гормонами надпочечников и гонад. Из факторов среды наибольшее значение имеют питание, время года, психологические воздействия.
Связь матери и плода, устанавливаемая во время внутриутробного развития, настолько крепка, что имеет определяющее значение на протяжении всей жизни будущего человека. Причем связь эта носит не только физический, но и психологический характер. Теория перинатальных матриц, разработанная американским доктором философии Станиславом Грофом, тщательно изучается будущими акушерами и неонатологами, потому как дает четкое представление о том, каким образом происходит это теснейшее взаимодействие.
Базовые перинатальные матрицы Станислава Грофа
Современные данные о перинатальном развитии говорят об уникальных способностях эмбриона к восприятию и различным ответным реакциям. Андрэ Бертин, одна из основательниц Французской национальной ассоциации перинатального воспитания, утверждает, что основа всей дальнейшей жизни малыша закладывается в материнской утробе.
Взаимодействие материнского организма и плода, начиная от слияния двух половых клеток до полностью сформировавшегося маленького человека, активно и энергично или спокойно плавающего в жидкой перинатальной среде, чувствующего себя комфортно и в полной безопасности, – одна из самых великих тайн жизни.
Перинатальная психология базируется на двух китах - на наличии психической жизни у плода и наличии долговременной памяти у плода и новорожденного.
Существует две обратных связи. Первая - связь матери и ребенка в утробе, вторая - влияние психической жизни матери на малыша. Высказываются предположения, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Известный американский психолог и психиатр Станислав Гроф выдвинул теорию перинатальных матриц, согласно которой еще не рожденный ребенок воспринимает все проблемы матери, возникающие у нее во время беременности, связанные с тревожностью, эмоциональным стрессом, который, в свою очередь, также переходит на его подсознание. На основании этого он разработал учение о базовых перинатальных матрицах, соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. О базовых перинатальных матрицах Грофа и пойдет речь в этом материале.
Матрицы наивности, жертвы, борьбы и свободы
Матрица наивности. Эта матрица функционирует в течение всей беременности до начала родов. Предполагается, что для данной матрицы беременности необходимо наличие у плода сформированной коры головного мозга, т. е. она действует с 22-24-й недели беременности. По мнению других специалистов, матрица наивности начинает формироваться еще до зачатия или вскоре после него.
Цель матрицы - сформировать жизненный потенциал человека, его особенности к адаптации. Базовый психологический потенциал выше у желанных детей, при здоровой беременности.
Матрица жертвы. Эту матрицу также можно назвать матрицей родов, так как её формирование совпадает с началом родовой деятельности до момента полного раскрытия шейки матки. Это соответствует первому периоду родов. В данный момент плод испытывает давление схваток, легкий недостаток кислорода, но выйти из матки он пока не в состоянии.
Он начинает, как бы регулировать процесс рождения выбросом ряда гормонов в кровоток матери через плаценту. Если при развитии кислородной недостаточности ребенок чувствует для себя определенную опасность, то он может несколько затормозить свое рождение, чтобы успеть приспособиться. В такой ситуации взаимодействие матери и плода нарушается, формируется патологическая матрица жертвы. Формированию этой перинатальной матрицы по теории Станислава Грофа способствует сам организм матери, который провоцирует выброс в кровь стресс-гормонов, вызывающий спазм сосудов плаценты, что приводит к развитию кислородной недостаточности (гипоксии) у плода.
Матрица борьбы. Матрица борьбы формируется во втором периоде родов (с момента полного раскрытия шейки матки до момента рождения плода). Она отвечает за реакцию человека в тех ситуациях, когда от его активной или выжидательной позиции многое зависит. Если женщина во втором периоде родов вела себя правильно, т. е. помогала своему ребенку родиться, то и в дальнейшем он будет вести себя адекватно в различных ситуациях.
Считается, что компенсировать негативные перинатальные матрицы Грофа помогают грудное вскармливание до года, хороший уход и любовь.
Матрица свободы. Матрица свободы начинает формироваться с рождения ребенка, и этот процесс заканчивается или (мнения ученых здесь расходятся) в первые семь дней после рождения, или к концу первого месяца жизни, или продолжается всю его жизнь. Если ребенок по каким-то причинам был разлучен с матерью, то свободу и независимость он может рассматривать как неприятную обузу, и будет мечтать о возвращении к матрице наивности.
Связь матери и ребенка в утробе: передача информации
Как же осуществляется передача информации от матери к плоду и наоборот? Современная наука представляет три пути передачи информации: традиционный, волновой и водный.
Традиционный путь. При традиционном пути процесс передачи информации между плодом и матерью осуществляется через маточноплацентарный кровоток. Связь матери и ребенка в утробе осуществляется через плаценту, когда к плоду проникают гормоны (эндорфины, гормоны стресса и др.), уровень которых частично регулируется эмоциями.
Волновой путь. По существующей гипотезе о волновом пути передачи информации, яйцеклетка допускает до себя только тот сперматозоид, который совпадает с ней по характеристикам электромагнитного излучения. На волновом уровне она сообщает материнскому организму о своем появлении. Больной орган матери посылает плоду искаженные волны, что в дальнейшем будет способствовать возникновению у него тех же заболеваний.
Водный путь. Вода - это энергоинформативный проводник. Через жидкие среды мать может передавать плоду любую информацию. Поле может меняться в соответствии с изменениями окружающей среды и играть роль одного из механизмов адаптации.
Эмоции ребёнка. Уже древние целители знали, что у еще не родившегося ребенка имеется сознание. На ранних стадиях внутриутробного развития он может чувствовать и переводить свои ощущения в эмоции, выражая свое удовольствие и неудовольствие кивками и гримасами. К 4-му месяцу внутриутробного развития у него уже развивается мимика - он может улыбаться и хмуриться. Еще не родившийся ребенок уже реагирует на любое прикосновение, поэтому крайне необходимо как матери, так и отцу гладить живот, чтобы он воспринимал ласку. носят часто рефлекторный характер, но по мере развития толчки могут быть сигналами неудовольствия. Самым любимым для него звуком является сердцебиение матери.
Новорожденный предпочитает и стихотворения, которые его мама читала ему во время беременности. Разговаривая со своим будущим ребенком, читая ему стихи, слушая вместе с ним и музыку, вы постоянно настроены с ним на одну эмоциональную волну. Именно эта взаимосвязь обеспечит малышу благоприятный старт в жизни.
Статья прочитана 2 900 раз(a).
К обсуждаемым проблемам тесно примыкают иммуноэмбриолог: ческие вопросы, волнующие теоретическую и практическую мед: цину,- иммунобиологические взаимоотношения плода и органи ма женщины-матери. Медицина и эмбриология не могут полность объяснить ряд явлений. Почему в периоде внутриутробного ра вития и особенно на ранних стадиях развития зародыша челове* происходит гибель очень большого числа зародышей? С каких! факторами связаны ненаследственные заболевания и ранняя пос натальная гибель детей?
Среди различных факторов, обусловливающих указанные явл ния, большое внимание исследователей приковано к антигеннс реактивности. Каждый человек и каждое млекопитающее живо ное уникальны: в составе" клеток и тканей организма имеете огромное чцело различных антигенов. Относительное исключен* составляют близнецы. Также установлено, что антигенный состг клеток и тканей эмбрионов характеризуется огромным разнообр зием. Мать и эмбрион отличаются своими изоантигенами. Все т что сказано о значении антигенной реактивноти в явлениях н совместимости тканей при трансплантации, казалось бы, долж* относиться и ко взаимоотношению материнского организма и з, родыша. Однако в большинстве случаев взаимоотношения эти i перерастают в патологические процессы.
Таким образом, после имплантации бластоцисты и установл ния плацентарной связи плода и матери беременность продолж, ется, несмотря на то, что зародыш в антигенном отношении чуж роден материнскому организму. Почему «гомотрансплантат «паразит»-зародыш не отторгается? Па эти очень важные вопр сы при современном состоянии знаний ответить нельзя, гипотез а существует много.
В первые месяцы развития в крови зародыша человека мог; формироваться групповые и типовые антигенные факторы, сред них резус-фактор. Эритроциты большинства людей агглютинир ются сывороткой крови кроликов, иммунизированных кровь обезьян макака-резус, но эритроциты некоторых людей не аггл* тинируются. Резус-фактором называется антиген, ответственнь за выработку антител (при иммунизации кролика) и вызывающий агглютинацию эритроцитов у человека и обезьян. Обладающих этим антигеном называют резус-положительными (Rh+), а не обладающих - резус-отрицательными (Rh-). Резус-фактор определяется доминантным геном Rh, а отсутствие его - рецессивным геном rh. У 85% людей содержится этот фактор; их называют резус-положительными. У 15% людей этого фактора нет; их называют резус-отрицательными.
В чем суть болезни? Предположим, что эмбрион гетерозиготен по резус-фактору, он обладает способностью вырабатывать антиген, который через плаценту попадает в кровь матери. В крови резус-отрицательной матери против антигенов резус-положитель- ного эмбриона (унаследовавшего Rh+ от отца) вырабатываются антитела. Антитела, попадая в кровь эмбриона, вызывают у него частичную агглютинацию эритроцитов, что обусловливает анемию у ребенка.
Далеко не в ста процентах случаев происходит катастрофа вследствие несовместимости. Как правило, в случае Rh-несовместимости первый ребенок рождается нормальным, так как антитела у матери или не образуются, или титр их низкий. С каждой последующей беременностью может возрастать сенсибилизация матери, тем самым опасность выработки антител возрастает, а значит, и опасность для развития плода. Но сенсибилизация может не состояться. Выяснено к тому же, что не во всех случаях Rh-фактор отца передается ребенку. Если отец гомозиготен по Rh-фактору, то в этом случае все дети будут резус-положительными и вероятность гибели зародыша окажется наибольшей.
Существует мнение, что мать и плод постоянно находятся в состоянии взаимно иммунологической несовместимости. Зародыш, согласно этому взгляду, можно рассматривать как гомотрансплантат. Это созвучно очень смелой, крайне спорной идее, высказанной Б. А. Фаусеком. Он предполагал, что в ходе эволюции внутриутробного развития между организмом матери и зародышем создавались условия, характерные для явления паразитизма, и зародыш может быть уподоблен паразиту.
Как бы то ни было, действительно антигенная характеристика тканей зародыша и материнских тканей может оказаться существенно различной. Иммунологические реакции, возникающие в организме женщины (выработка антител, воспалительные процессы), могут оказаться факторами, приводящими к гибели яйцевые клетки и зародыш на стадии бластоцисты, приводить к самопроизвольному аборту, мертворождению или к возникновению гемолитической болезни и к другим заболеваниям.
Отмечено, что иммунная реакция на антигены, содержащиеся в тканях зародыша и плаценты, может обусловить развитие у беременной женщины заболевания токсикозом. Эти явления можно объяснить, если принять во внимание установленные факты о проницаемости плаценты как для клеточных элементов крови плод, так и для антител, содержащихся в материнской крови. Однак указанные патологические проявления иммунологической несlt; вместимости организма матери и плода - редкие исключения, они неизмеримо более редки, чем явления несовместимости ткане и органов при пересадках. Это требует своего объяснения, кг ковое и дается исследователями в виде различных гипотез. Tai думают, что во время беременности, в связи с изменением де5 тельности желез внутренней секреции, снижается иммунология! ская реактивность женского организма. Предполагают, что у мг теринского организма вырабатывается в связи с беременность] толерантное состояние в отношении антигенов тканей зародыш и он становится «ареактивным». Многие исследователи решающе значение придают барьерной функции плаценты и плодных обе лочек. Считают, что плацента - прочная перегородка между мг терью и плодом. Это, однако, противоречит ряду фактов. Некс торые иммунологи думают, что ткани плаценты могут избирателг но пропускать совместимые и задерживать несовместимы изоантитела материнской крови. Высказываются предположени и о том, что защита матери от антигенов плода и защита плод от антигенов матери обеспечивается благодаря антигенной нег тральности тканей плаценты.
Более детальное ознакомление с этими важными медико-эмС риологическими вопросами не входит в задачу общей эмбриолс гии. Л. С. Волкова (1970) на основе исследований пришла кслс дующему заключению. Несмотря на то, что между плодом материнским организмом, по-видимому, во всех случаях беремег ности происходит двусторонняя иммунологическая реакция и зг родыш может быть уподоблен гомотрансплантату, он, как правг ло, выживает во «враждебном» материнском организме. Сред многих причин выживаемости, вероятно, большое значение имее то, что клетки трофобласта, непосредственно контактирующи с материнскими тканями, вероятно, не имеют чужеродных дл материнских тканей антигенов. Между матерью и плодом пре исходит постоянный обмен клеточных элементов в незначителг ных количествах, что вызывает возникновение толерантности к не совместимым антигенам.
Изучая взаимодействие иммунологических факторов органи: ма матери, плода, плаценты, плодных оболочек и околоплодно жидкости, автор пришла к убеждению, что нормальное эмбрис нальное развитие обеспечивается своеобразной регуляцией кол! чества несовместимых элементов (изоантигенов, изоантител) кре ви матери и плода. Возможность такой регуляции обусловлен различной антигенной дифференцировкой пограничных межд матерью и плодом тканей и жидкостей и благодаря наличи] в околоплодных вЪдах большого количества групповых антигено] способных нейтрализовать антитела материнской крови.
При беременности, осложненной резус-сенсибилизацией или возникновением позднего токсикоза, групповая дифференцировка тканей плаценты, плодных оболочек и околоплодной жидкости нарушается: в них устанавливается «смешение» антигенных факторов, принадлежащих матери и плоду, или «исчезают» антигены, свойственные этим тканям и жидкостям. Эти изменения создают условия для более свободного проникновения к плоду материнских антител и для развития у него гемолитического заболевания.
^ Иммунологические механизмы взаимоотношений мать-плод
Сохранение беременности осуществляется за счет антигенной незрелости плода, защитных (протективных) свойств матки, отсутствия общей сосудистой системы матери и плода и повышения продукции глюкокортикостероидов для супрессии иммунного ответа матери.
Иммунологические конфликты во многих случаях служат основой патологии взаимоотношений мать-плод. Плод по существу является своеобразным аллотрансплантатом. Причины того, что в одних случаях беременность развивается нормально, а в других возникают иммунологически обусловленные осложнения, разнообразны. Многочисленные специфические и неспецифические факторы обеспечивают выживаемость плода, несмотря на его антигенную несовместимость. К ним относятся:
Особая организация пограничных между матерью и плодом тканей (трофобласт, децидуальная оболочка);
Защитное влияние антител, вырабатываемых против специфических антигенов плода;
Блокирующее действие иммунных комплексов антиген+антитело на плаценте;
Общее супрессивное влияние на иммунные клетки плацентарных белковых и стероидных гормонов, возникших при беременности.
Супрессивное действие лимфоцитов плода;
Блокирующие антитела у беременных против HLA-DR антигенов плода.
Нормальное течение беременности обеспечивается определённым состоянием иммунной системы, при котором плод развивается нормально под влиянием изоантител, Т-лимфоцитов и натуральных киллеров, привлекаемых в плаценту и выделяющих цитокины, стимулирующие рост и дифференцировку тканей плода. В этом заключается целесообразность несовместимости между матерью и плодом. Сдвиги в этой иммунологической сети, индуцированные различными факторами, могут привести к развитию патологии беременности. Причиной этого могут быть генетическая предрасположенность, обусловливающая особые варианты несовместимости (резус-антигены) и др. Некоторая степень иммунодепрессии при беременности, предохраняющая плод от гибели, обеспечивается гормональными и другими неспецифическими факторами. Целый ряд различных иммунологических показателей в течении беременности изменены (субпопуляции клеток, иммуноглобулины, реакция на антигены и аллергены). Еще более значительные изменения иммунореактивности выявлены при различной патологии беременности. При позднем токсикозе беременных обнаружена сенсибилизация лейкоцитов беременных к антигенам плода и плодных оболочек. Спонтанные первичные выкидыши и гибель плода могут обусловливаться наличием антифосфолипидных антител. Присутствие этих антител может сопровождаться тромбозами, тромбоцитопенией и другими признаками аутоиммунной реакции. Изучение уровня ЦИК при позних токсикозах показало, что они могут явиться причиной иммунокомплексных поражений органов и тканей (почки - нефропатия, эклампсия, печень, сосуды, кожа).
Резус-конфликт , лежащий в основе гемолитической болезни новорождённых, является другим примером иммунопатологии беременности. Основой этого конфликта служит наличие у плода Rh (D) антигена и отсутствие его у матери. Образующиеся при этом в организме матери неполные IgG-антитела могут проникать через плаценту и вызывать разрушение эритроцитов плода. Методом выявления антирезусных IgG-антител является непрямая проба Кумбса.
Непрямая проба Кумбса - непрямой антиглобулиновый тест (обнаруживает неполные антитела) позволяет выявить атипичные антитела в крови, в том числе аллоантитела, к чужим антигенам эритроцитов. Свое название - непрямая - получила вследствие того, что реакция протекает в два этапа. Первоначально сыворотка крови больного, содержащая неполные антитела, взаимодействует с добавленным корпускулярным антиген-диагностикумом без видимых проявлений. На втором этапе внесенная антиглобулиновая сыворотка взаимодействует с неполными антителами, адсорбированными на антигене, с появлением видимого осадка. Переливание гомологичных (аллогенных) эритроцитов или беременность резус-отрицательной матери Rh (-) резус положительным плодом Rh (+) - наиболее частые причины образования этих антиэритроцитарных антител.
Таким образом, значимая роль иммунологических реакций в патологии репродукции свидетельствует о целесообразности изучения показателей иммунной системы и проведения таким пациентам иммуномодулирующей терапии.
^
Задания для заключительного контроля знаний
11. Укажите основные причины неэффективности трансплантации костного мозга:
A) Болезнь "трансплантат против хозяина"
B) Отторжение трансплантату
C) Рецидив злокачественной опухоли
D) Инфекционные осложнения
E) Все ответы верны
12. Что такое аутологическая трансплантация?
A) Трансплантация между двумя генетически идентичными лицами
B) Трансплантация, при которой донором и реципиентом является одно и то же лицо
C) Трансплантация между генетически неидентичными лицами
D) Трансплантация между двумя разными биологическими видами
E) Все ответы верны
13. Что такое алогенетическая гетерологическая трансплантация?
A) Трансплантация, при которой донор и реципиент одно лицо
B) Трансплантация между генетически разными лицами одного вида
C) Трансплантация между существами разных видов
D) Трансплантация между двумя генетически идентичными лицами
E) Все ответы верны
14. Что такое трансплантация?
A) Это процесс, при котором клетки, ткани или органы берут у одного лица и перемещают к другому или на другое место тому же лицу
B) Это процесс хирургического перемещения тканей, органов от одного человека к другому
C) Это процесс обмена тканями между субъектами популяции
D) Это процесс, который отображает сущность хирургических манипуляций
E) Это процесс, при котором от одного человека берут или ткани, или органы и перемещают к другой или на другое место тому же лицу
15. Что такое болезнь "трансплантат против хозяина"?
A) Болезнь, которая возникла в результате активации зрелых Т-клеток реципиента при введении ему клеток от донора, отличных от его собственных по HLA-генотипу
B) Болезнь, которая передается трансмиссивным путем
C) Реакция на введение анатоксину
D) Болезнь, которая возникает у больных муковисцидозом после применения амброксола
E) Все ответы верны
16. Укажите этапы приживлення костного мозга:
A) Первичное приживление
B) Увеличение количества клеток
C) Дозревание
D) Все, кроме С
E) A, B, C
17. После трансплантации костного мозга первой возобновляется:
A) Эритроидная система
B) Лимфоидная система
C) Гранулоцитарная система
D) Возобновление всех систем происходит одновременно
E) Эритроидная и гранулоцитарная возобновляются одновременно первые
18. Реципиентам костного мозга антибиотикотерапия должна начинаться при наличии:
A) Лихорадки
B) Признаков поражения центральной нервной системы
C) Катаральных проявлений
D) Ни одно из приведенных состояний не требует проведения антибиотикотерапии
E) А, В и С
19. В течение позднего периода после трансплантации костного мозга к типичным проявлениям инфекционных осложнений не относится:
B) Инфекции кожи, особенно вызванные вирусом ветреной оспы, опоясывающего лишая
D) Бактериальная пневмония
E) Все ответы верны
20. В течение промежуточного периода после трансплантации костного мозга типичными проявлениями инфекционных осложнений является:
A) Интерстициальная пневмония
B) Инфекции кожи
C) Инфекции центральной нервной системы
D) Инфекции желудочно-кишечного тракта
E) Все ответы верны
21. Типичными инфекционными осложнениями в раннем периоде после трансплантации костного мозга является:
A) Бактериемия
B) Грибковые инфекции
C) Реактивация герпетической инфекции
D) Все вышеупомянутые верные
E) Все вышеупомянутые неверные
22. Для определения степени близости генотипа между мужем и женой при бесплодном браке первоочередно используют:
A) Смешанную лейкоцитарную реакцию
B) Определение группы крови
C) Пробу Кумбса
D) Исследование ДНК
23. Iмуноглобулiн какого класса преимущественно образуется в слизистых оболочках?
В) Секреторный IgA
Е) IgЕ
24. Отметьте, какой гуморальный фактор неспецифического иммунитета находится в клетках слизистых оболочек организма:
А) Лизоцимы
В) Пропердiни
С) Нормальные антитела
D) Iнтерлейкiни
Е) Дофамини
25. Отметьте характерную реакцию большинства физиологичных выделений, которые подавляють развитие микроорганизмов:
А) Кислотная
В) Щелочная
С) Нейтральная
D) Кислотный – нейтральная
Е) Кислотный – щелочная
26. Естественно приобретенный пассивный иммунитет - это:
А) иммунитет, который развивается при вакцинации
В) иммунитет, обусловленный введеням анатоксинов
С) иммунитет, обусловленный переносом антитела через плаценту
D) Иммунитет, обусловленный введением сывороток
Е) Иммунитет после перенесенных детских заболеваний.
27. Способностями преодолевать плацентный барьер владеют
D) белки матери
Е) Глобулины
28. У генетически близкого мужчины и женщины
А. чаще встречаются бесплодные браки
В. чаще встречается многоплодная беременность
С. чаще развивается несовместимость матери и плода по системе ABO
D. реже развивается несовместимость матери и плода по системе ABO
Е. Частише возникает резус – конфликт
29. Иммунные процессы во время беременности
А) активизируются
В) подавляются, формируется временная толерантность
С) извращаются
D) характеризуются индукцией цитотоксичности
Е) не изменяются
30. Материнские антитела к HLA-антигенам отца
А) появляются во время беременности
В) исчезают во время беременности
С) сорбируются плацентой
D) разрушаются плодом
Е) не выделяются
31. Резус-конфликт возможен
А) между Rh(+) -матерью и Rh(-) -отцом
В) между Rh(-) - матерью и Rh(+) -отцом
С) между Rh(-) - матерью и Rh(+) -плодом
D) между Rh(+) - матерью и Rh(-) плодом
Е) между Rh(+)-матерью и Rh(+)-плодом
32. Плацента есть:
A) функциональный барьер между тканями матери и плода
B) ткани, формирующие плаценту, содержат ту же генетическую информацию, что и ткани плода
C) плацента непроницаема для иммунокомпетентных клеток матери и плода
D) плацента проницаема для антител матери и плода
E) является органом гуморальной регуляции
33. К появлению антиспермальных антител в организме женщины приводят:
A) Нарушение целостности слизистых оболочек половых путей (химические способы контрацепции, воспаление, коагуляция эрозии шейки матки).
B) Высокие цифры лейкоцитов, в т. ч. лимфоцитов, в сперме.
C) Высокий процент аномальных и “старых” сперматозоидов (при редкой половой жизни).
D) Оральный и анальный секс (попадание спермы в желудочно-кишечный тракт).
E) Попадание большого количества сперматозоидов в брюшную полость (особенности морфологии половых путей, неправильное про ведение методов внутриматочной инсеминации).
F) Попытки экстракорпорального оплодотворения в прошлом (гормональный «удар» по гипоталамо-гипофизарно-яичниковой оси, травма при заборе яйцеклеток).
G) Все вышеназванное
E) Ни один из вышеназванных факторов
34. Укажите, что является основной причиной развития гестозов:
A) функциональные изменения в ЦНС в результате нарушения водно-электролитного баланса
B) нарушение маточно-плацентарного барьера в сочетании со сниженной иммунологической толерантностью
C) сенсибилизация материнского организма антигенами плода
D) деструктивные изменения в печени и почках
E) все вышеперечисленное
35. Иммунологическое бесплодие у женщины может быть обусловлено:
A) несовместимость с партнером по HLA-системе
B) высокая совместимость с партнером по HLA-системе
C) выработка антиспермальных аутоантител у женщины
D) выработка антиспермальных аутоантител у мужчины
E) вторичный иммунодефицит
36. Иммунопатогенез гестозов включает в себя:
A) поступление в организм матери большого количества антигенов плода и выработка антител к ним;
B) фиксация циркулирующих иммунокомплексов в клубочках почек;
C) развитие аллергических реакций на антигены плода;
D) деструктивные процессы в печени;
E) снижение проницаемости маточно-плацентарного барьера;
37. Материнский организм сохраняет беременность посредством выработки следующих иммунорегуляторных агентов:
A) блокирующие антитела
B) глюкокортикостероиды
C) прогестерон
D) Т-супрессоры
E) Т-хелперы
F) HLA-антитела к плоду
38. Иммуносупрессивные агенты, вырабатываемые плацентой и плодом для сохранения беременности, следующие:
A) T-хелперы
B) T-супрессоры
C) B-лимфоциты
D) L-фетопротеин
E) хорионический гонадотропин
F) HLA-антигени плода
39. В основе спонтанных абортов лежат следующие дефекты иммунной системы матери:
A) продукция цитокинов или растворимых иммунных факторов, которым свойственно повреждающее влияние на плод или плаценту;
B) продукция аутоантител к фосфолипидам, которые выполняют функции молекул адгезии и необходимые для сливания клеток в синцитий при формировании синцитиотрофобласта;
C) продукция антиидиотипических антител, которые связывают блокирующие антитела.
D) слабое распознавание HLA-антигенов плода и недостаточная продукция блокировочных антител;
E) суттева разница женщины и мужчины за HLA-антигеним составом
40. Препаратом выбора для лечения обострения тяжелой формы хронической герпес-вирусной инфекции (генитальная форма) у беременной в сроки 15-16 недель является:
A) ацикловир
B) противогерпетический иммуноглобулин
C) валтрекс
D) амиксин
E) виферон
Верные ответы на вопросы: 11 E, 12 B, 13 B, 14 A, 15 A, 16 E, 17 A, 18 E, 19 A, 20 E, 21 D, 22 A, 23 D, 24 A, 25 A, 26 C, 27 C, 28 A, 29 B, 30 C, 31 C, 32 C, 33 G, 34 B, 35 ABCE, 36 ABCD, 37 ABC, 38 BDE, 39 ABCD, 40 B.
^
Технологіна карта проведення практичоного заняття
№ п/п | Этапи | Час (хв.) | Засоби | Обладнання | Месце проведения |
1 | підготовчий | 10 | Пед. журнал | Учебова кімната |
|
2 | Перевірка і коррекція початкового рівня знань-умінь: Тестовий контроль, Устне опитування | 35 | Завдання-тести; | Персональний ком’ютер | Учебова кімната |
3 | Самостійна курація хворих | 45 | Хворі | Данні лабораторного та інструментального достідження | палати |
4. | Аналіз проведеной курсації | 45 | Хворі, набор імуно-грам | палати |
|
5. | Робота в імунологічній лабораторії | 45 | Набор імуно-грам | Лабораторія |
|
6. | Тестовий контроль кінцевого рівня знань | 30 | Тести | Учебова кімната |
|
5 | Підведення ітогів заняття | 15 | Учебова кімната |
||
Всього | 5уч. годин |
Прочитайте:
|
Зигота у всех живородящих существ, включая человека - это уже организм, но еще не особь, поскольку она не может существовать самостоятельно, вне материнского тела. Питание такое существо получает вначале за счет диффузии из окружающей его жидкости. На этом этапе своего развития существо называется эмбрионом. Вскоре, однако, ему требуется значительное увеличение потоков питательных веществ и кислорода, происходит формирование плаценты - специального сосудистого сплетения, которое обеспечивает тесную связь между организмом матери и ее развивающимся потомком. Живое существо в таком состоянии называется плодом. Плод развивается благодаря тому, что имеет самую тесную гуморальную связь с материнским организмом, получая от него все необходимые питательные вещества, а также многие информационные молекулы, которые существенно влияют на состояние организма плода. Со своей стороны, плод также оказывает влияние на материнский организм, причем иногда между ними даже возникают острые противоречия (например, иммунная несовместимость групп крови), способные повредить как материнскому организму, так и плоду. При этом плод нельзя рассматривать как какой-либо орган или вырост материнского организма: никаких нервных связей между организмом матери и плодом нет. Он имеет вполне самостоятельную, замкнутую кровеносную систему, а взаимодействие (обмен веществ) материнского организма и плода осуществляется через плаценту - специальное образование, в котором кровеносные капилляры матери и плода на большой поверхности разделяются лишь тонким слоем ткани, составляющим плацентарный барьер. Через этот барьер свободно проникают все необходимые плоду питательные вещества, продукты метаболизма, а также разнообразные молекулы биологически активных веществ (БАВ).
Находясь во чреве матери, плод не испытывает нужды самостоятельно поглощать пищу и кислород, защищаться от атмосферных осадков или заботиться о поддержании температуры своего тела. Все это обеспечивает ему материнский организм. Однако благодаря разворачиванию генетической программы в организме плода постепенно созревают все те физиологические механизмы, которые понадобятся ему с первой минуты самостоятельной жизни.
10 Момент рождения - один из узловых периодов онтогенеза. Факторы внешней среды, воздействующие на организм в процессе его жизнедеятельности, роста и развития.
Дата добавления: 2015-02-02 | Просмотры: 1261 |