Что интересно, до сих пор нет единого мнения о том, кем именно считали Ярилу наши предки. Существуют, к примеру, версии о том, что он был богом солнца, богом любви и страсти, богом сил природы. Считалось, что на Ярилу все живое «приходит в яр», то есть начинает плодоносить. «Ярило - добрый молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях - венок, в левой руке - ржи пучок, в правой - палица. Взмахнет Ярило рожью - нивы тучнеют, хлеба колосятся; взмахнет палицей - громы гремят, дожди льют. Куда конь ступит, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется» , - так рисовали наши предки образ божества.
Ярилин праздник называли особенным; говорили, что его «целый год ждут», что это «всем дням день». На Ярилу ждали сверхъестественных явлений: солнце замедляло ход, а на земле образовывались особые «дыры», сквозь которые можно было посмотреть на другой край света, а то и на потусторонний мир. Для этого нужно было в полдень заплести в косу крепкие березовые ветки и взглянуть сквозь них с крутого берега реки; верили, что таким образом можно увидеть близких, о которых давно не было вестей.
В этот день отправлялись на покосы, набивали матрацы свежескошенной и высушенной травой. По вечерам собирались у костров, веселились, водили хороводы, заваривали душистые чаи на травах. Устраивали также «ярилины игрища», ярмарки, посещения родственников. Праздники сопровождались кулачными боями, песнями, плясками и разгульным весельем.
РекламаТроян (или Трибогов день) у древних славян -это праздник конца весны и начала лета, когда на смену молодому Яриле - Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Скорее всего, установлению этого праздника именно на сегодняшний день способствовала народная примета: ведь после дня Ярилы обычно на неделю устанавливается жаркая погода.
Согласно древнеславянской мифологии, этот день посвящен победе бога Трояна над Черным Змеем.
Ярило мокрый языческий праздник: история праздника
Языческий праздник древних славян, знаменовал переход к новому сезону, лету. Славили Трояна, по-другому праздник назывался Трибогов День. Ярила-Весень, хозяин весны, уступал место Дажьбогу. Считалось, что в этот день Троян победил Черного Змея. Также в этот день оказывались почести так называемому Сварожьему Триглаву – его представляли три языческих божества Сварог, Перун и Велес. Эта триада отвечала за Правь, Явь и Навь. Троян и представлял мощь этих троих божеств, когда они объединились для борьбы с Чёрным Змеем или Чернобогом, как его ещё называли.
В этот праздник славяне отдавали должное умершим предкам и изготавливали так называемые обереги – предметы, призванные защищать их от неприятностей, которые доставляли им русалки и души убитых. Чтобы уберечься от нечистой силы, женская половина селения «опахивала» его по кругу.
Народ утверждал, будто в этот день земля тёплая. Этому существовали подтверждающие поговорки «В Дух день земля паром исходит». Считалось, что в этот день нечистая сила отступает. Существовал также обычай накануне этого праздника слушать землю, которая «говорила» знающим, где лежит клад. Роса в этот день считается целебной.
В этот праздник были популярны такие обряды как, например, «Постриг». Он применялся к юношам и являлся своеобразным воинским посвящением. Затем устраивался пир, на котором основными блюдами были сладости, пирожки, а также блюда из яиц. Также популярно было пиво, оно было участником некоторых обрядов. Разыгрывались целые спектакли на потеху зрителям. Также устраивались танцы и игры сексуального толка.
Как правила после Ярилы стояла неделя жары.
Ярило мокрый языческий праздник: особенности празднования
Ярило Сильный (Ярило Мокрый) — наиболее обширный и разгульный праздник из всего комплекса Весенних чествований Ярилы. Вот как описывает этот праздник, проходивший в Воронеже христианский священник Тихон Задонский в уже упомянутом выше источнике 1765 года:
«…множество мужей и жён старых и малых детей (…) собралось. Между сим множеством народ, а я увидел иных почти бесчувственно пьяных, между иными ссоры, между иными драки, приметил плясание жен пьяных со скверными песнями…».
По этим строкам, отбросив сугубо христианское желание очернить всё народное, всё связанное с исконной Славянской Культурой, можно судить о масштабности и общем настрое праздника. В этот день, наряду с песнопениями и плясками устраивались и кулачные бои, нередко доходившие до смертоубийства.
По свидетельствам этнографов, в сей праздник также выбирался парень, изображавший Ярилу. Он возглавлял шествие, а пастухи играли на жалейках. В иных случаях — «коня» Ярилы изготавливали из связанных жердей, на кои сажался пастух с дудкой. Нередко в рамках этого праздника наряду с обычными кулачными боями устраивался и обрядовый поединок — «выборный» Ярило бился на кулаках с таким же «Ярилой» из соседней деревни.
Наряду с кульминацией Весенней Яри, праздник Ярилы Сильного является ещё и отображением того, что Вешняя Сила Ярилы начиная с этого дня идёт на убыль (и продолжается это вплоть до Купалы, когда проводятся «Похороны Ярилы», когда Юное Весеннее Солнце — Ярило — обращается в Зрелого Мужа — Трисветлого Даждьбога — Летнее Солнце). Символическим отображением этого процесса в народной обрядности является скатывание горящих колёс с Ярилиных Плешей.
Ярило мокрый языческий праздник: обычаи на праздник
В этот день было принято делать амулеты и обереги, охраняющие от различной нечисти, русалок и умерших не своей смертью. Считалось, что нечистая сила боится Трибогова дня и не выходит из своих убежищ, а в ночь, открывается Сыра-Земля и дает возможность посвященным заглянуть в свои тайны. Поэтому колдуны и знахари старались попасть в эту ночь в лес, в надежде обнаружить зарытые клады.
Знахари собирали в этот день росу на весь год, она считалась целебной.
Простые крестьяне посвящали Трибогов день обряду обрезания волос «Постриги». После него юноши становились настоящими мужчинами, воинами.
Устраивали пир, главными блюдами которого были яйца, сладости, пироги и пиво. Рассказывали сказки, пели песни и водили хороводы. День считался благоприятным для романтического знакомства.
Христианская церковь пыталась запретить языческий праздник, но потерпела на этом поприще неудачу.
Ярило мокрый языческий праздник: народные поверья
О сию пору издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей», то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил.
В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух - будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады».
Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.
23 апреля считался Днём Ярилы («Ярило Вешний»). В этот день проводится важный обряд – «Отмыкание Земли», или по-другому – ЗаРОД (зарождение). В этот день Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.
К моменту празднования Ярилы Вешнего Природа завершает свои основные весенние циклы пробуждения от зимнего сна, и посему этот день отмечается в народе, как день, когда бог Ярило на своём белом коне объезжает Белый Свет. На своём пути Ярило обязательно посещает леса – дабы раздать свои наставления волкам. Весьма распространённым обрядом почтения Ярилы Вешнего – является кормление волков, то есть содействие экосистеме, давая тем самым возможность молодым, неокрепшим животным не стать добычей оголодавших за зиму волков. Поэтому в русской народной традиции день Ярилы Вешнего также известен как Юрьев день – день «волчьего пастыря».
Основным мотивом празднования Ярилы Вешнего, победившего ещё в первые дни Весны – Скверну, является обрядовость, приуроченная защите от «потомства скверны» (болезней и прочих невзгод), которым в это Сакральное Время можно нанести сокрушительный удар. Таким образом, в отличие от Лельника, обрядовость которого направлена на обретение, обрядовость Ярилы Вешнего направлена на избавление от всего лишнего, будь-то хозяйственные, социальные либо же личные неурядицы. Лучшим помощником в этом деле является сам Ярило, то есть – Свет от этого Бога, который в этот день символизирует собой и оружие победы над скверной (Луч – традиционный образ Копья Ярилы) и дар, который Победитель приносит Земле.
Единственным условием удачного проведения обряда является абсолютная искренность и чистота просьбы, ведь Победитель Скверны не потерпит её проявления и в человеке. Лучшим вариантом обращения к Солнцу – является проводимая в уединённом месте Встреча утренней Зари. Во все времена такие обряды на Ярилу Вешнего считались лучшим, а зачастую и единственным, средством избавления от порчи, сглаза, проклятий, а так же любых других болезней (в том числе и неизлечимых).
Не менее важной стороной обрядности этого дня является умывание или, буквально, купание в Утренней Росе – так как целебные свойства Солнечного Света передаются больше всего именно этой Росе. В день Ярилы Вешнего русской народной традицией уделяется Росе и Свету особое значение, на что указывает и обычай пахать землю в этот день с раннего утра и до позднего вечера, а после – продолжать игры на том же поле, уже непосредственно до заката. Поэтому это один из немногих Праздников, в которые нужно обязательно работать, а не только отдыхать.
Говоря о сакральной части Празднования Ярилы Вешнего, надлежит отметить постоянство в борьбе со скверной и её плодами. В этом противостоянии существует и строгое правило – беспощадной борьбы (в сакральной войне). Поэтому этот Сакральный День является Мужским Днём (бога Ярилы), ибо Женщинам (богини Лели) свойственно миролюбие (которое недопустимо в борьбе со змеем Скверной). Воинственность, унаследованная мужским полом от бога Ярилы – это характерная черта Русского Народа, в каждую из своих исторических эпох противостоявшего оккупантам, которые во все времена виделись именно в качестве Змея (Змия, Змея-Горыныча и т.д.). Поэтому бог Ярило является покровителем всех освободительных войн и всего, что связано с национальным достоинством.
Образ бога Ярилы, готового в любой момент пронзить змея копьём, указывает на то, что каждому мужчине, будь то даже труженик (а не только воин), свойственно в одно мгновение преисполниться Сакральной Яростью в Борьбе со Скверной. Посему, лучшим и единственным подарком к этому Празднику может являться только Оружие, которое вопреки суеверию, вовсе не нужно «оплачивать» при дарении, так как дарится оно не для забавы, а во имя Защиты – особенно того, кто и подарил это Оружие. Поэтому подарок на Ярилу Вешнего – становится оберегом для самого дарителя.
В лето 7526 от СМЗХ, в месяц сороковник Получения Даров Природы - Хейлетъ, второго дня, в Родах Расы Великой отмечают День Ярилы-Солнца
(по современному календарю с вечера 3 июля - по вечер 4 июля 2018).
Трисветлый Ярило-Солнце — это Светлейший Небесный Бог-Покровитель Земной Жизни.
Он покровительствует всем Светлым, Чистым, Добрым, Сердечным Помыслам и Мыслям людей.
Ярило — хранитель Благих и Чистых Сердец и нашего дневного Светила, которое дарует всем живущим на Мидгардъ-Земле согревающее тепло, любовь и полноценную жизнь.
Помимо всего сказанного, Бог-Ярило помогает людям в деторождении, одаривая их плодородием и яростью.
Яростью в самом высоком смысле, ведь без Силы ЯРа — дитя не родить. Поэтому до зачатия обращаются за помощью и к Яриле, и к Даждьбогу. А после рождения, появившегося на свет ребенка, выносят на показ Солнцу, чтобы обласкало оно новорожденного своим светом, и укрепило силы его для праведной жизни...
Образ Ярилы-Солнца часто изображается в быту в виде разнообразных свастичных, иначе говоря, ярговых символов или коней.
Не случайно этот День находится в чертоге Коня, которым управляет Бог Купала, поскольку Ярилин День входит в череду Купальских праздников.
На Руси о Яриле Солнце говаривали так:
«...Ярило добр моолодец, на белом коне разъезжает,
на русых кудрях венок, во-левой руке ржи пучок, а во-правой палица.
Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлебаа колосятся.
Палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют.
Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется...»
В этот день, после славления Ярилы-Солнца, и приношения безкровных треб Великому славянскому Богу, по всем городам и весям Рассении начинались веселые игрища, с песнями, хороводами, и молодецкими забавами, в коих девицы красотой блистали, а добры молодцы — удалью хвалились.
Вопреки современным представлениям о народных гуляниях, славянские праздники проходили без похабщины и пьяного угара, а в светлой радости и веселье, поскольку они были посвящены Родным Богам, а не бесовской похоти.
Знай своё прошлое.
В нём мудрость Предков, и сила твоя великая.
Желаем всем Добра!
Источник - https://slavmir.podfm.ru/prazdniki/732/
КОЛОВPAT — символ восходящего Ярилы-Солнца; символ вечной победы Света над тьмой и Вечной Жизни над смертью. Цвет Коловрата также играет важное значение: Огненный, символизирует Возрождение; Небесный — Обновление; черный — изменение.
Ярило
- Бог солнца, деторождения, плодородия и ярости. Ярости - в самом высоком смысле. Без ЯРа /Силы/ - дитя не
зачать. Поэтому при зачатии ребеночка также обращаются и к Яриле, и к Даждьбогу. Ярило способствует земному плодородию, любви и деторождению. Он же - бог-пастух, оберегающий скот от хищных зверей, болезней и колдунов.
Возрождаются славянские традиции, вспоминаем мы родные праздники. Радует, что нынче многие уж помнят про день, когда Лёля и Ярило приходят к людям. А есть другие праздники, которые ещё забыты. Ярилин день знаете когда?
Встречают Ярилин день 23 апреля. В старину праздник Ярила Вешний одним из главных был! Ждали его с нетерпением, готовились. Сказывали, в этот день Бог плодородия сам обходит землю, проверяет готовность полей к севу, договаривается с лесными зверями, чтобы не чинили вреда скоту. Славяне чествуют Ярилу Вешнего, помогают ему, сами совершают обход полей и деревенского стада. Да обо всём по порядку!
Ярилин день: праздник земледельцев
Помните историю о том, как Ярило принес людям хлеб, научил работать на земле, а позже собирать жито да молоть его? История эта рассказана в книге сказок «Приключения Ярого Бога». С той поры зовут Ярило Богом плодородия, а в Ярилин день обходит он сам леса да поля, проверяет, всё ли готово к посеву зерна. Сказывают, Ярило Матерь-Землю отмыкает, траву из-под спуда выпускает:
Приехал к нам Зелен Ярило -
Ярый Бог на зелёном коне,
Зелёный, как травушка,
Росистый, как роса.
Привёз жита колос
И от Солнца добрую весть!
В праздник Ярила Вешний часто предстает в образе одного из деревенских парней. Ярила Вешний приезжает к полю на «коне», роль которого играют переодетые парни. В руке он держит колосья пшеницы, лицо Ярило расписывают яркими красками, на теле его рисуют солнечные узоры.
Девушки да жонки приносят на праздник Ярило Вешний угощения, щедро одаривают ими участников обряда, поливают землю водой и квасом, оставляют в поле хлеба и крашеные яйца в дар Земле Матушке. Мужики начинают работы на полях: на Ярило Вешнего запахивает и ленивая соха.
В Ярилин день молодой парень помогает Богу – объезжает поле, защищая будущий урожай от непогоды и лесных зверей. Сказывают, что Ярило водит дружбу со зверями, ведь отец его Бог Велес, знающий язык зверей и птиц. Потому в Ярилин день Бог плодородия договаривается с лесными жителями, просит их не трогать урожай на полях.
Ярила Вешний: праздник пастухов
В Ярилин день проводили и другой обряд: впервые выпускали на выпас домашний скот. В этот праздник выбирали пастуха, который будет в нынешнем году пасти деревенское стадо. Пастух один или вместе со Знаткой совершал обход стада. Сказывают, помогал ему в этот день Ярило Вешний, волчий пастырь: хоть все глаза прогляди, а без Ярилы не углядишь за стадом.
Перед выгоном скота в Ярилин день коров и лошадей кормили на дворе, давали им кусочек хлеба с черной четверговой солью, поливали скотину водой, обвязывали корову нитками, чтобы она всегда возвращалась домой. Хозяин, старшой в семье, выгонял скотину со двора, подгоняя веточками вербы. Хозяйка несла угощения для пастуха, одаривала его хлебом и яйцами.
В поле пастух один или вместе со Знаткой обходил стадо, читал слова «отпуска» для скотины. Заговор для обхода стада в Ярилин день ведали свой в каждой деревне. После пастух договаривался с Ярило Вешним о том, какие правила обязан он блюсти. Сказывают, в одном селе пастух никогда не даст в руки другому человеку свою дудочку, а в другом пастух всё лето не подает руки чужим людям – таков уговор с Ярило.
Ярилин день: праздник молодоженов
Ещё одну традицию праздника Ярило Вешний ведаем. Собирались в деревне жонки да шли обходом по домам молодоженов, тех, кто женился менее года назад. Приходили под окна да «окликали» молодых, называли их по имени, желали счастья и здоровья, Ярило Вешнего просили о плодородии, скором рождении деток в семье. Молодожены за то одаривали «окликающих» заранее приготовленным угощением.
Как встретить праздник Ярила Вешний нынче?
Трудно нынче в городах соблюсти традиции праздника, столь сильно связанного с природой. Ярила Вешний был любим нашими предками, жившими на земле, а нынче вовсе почти забыт. А всё же волшебный дух, настроение этого дня можно ощутить и нынче!
Ярилин день – это и озорство молодых парней, переодетых для традиционного обряда, и радость от того, что Мать - Земля пробуждается и дарит нам свои плоды, и ощущение биения жизни, ярой, молодой силы…
Вспомните об этом нынче 23 апреля, чтобы ощутить, силу Ярилы Вешнего, Бога Весеннего Солнца, Плодородия и молодой Страсти!
Поздравляем с праздником!