142
Вот вы и встретили того или ту единственную и создали семью. Вас пока еще только двое, но возможно вскоре все поменяется в вашей маленькой семье.
Огромным счастьем для родителей является известие о беременности, а затем и появления малыша на свет, тем более для мам. С этого момента предстоит всем, по-настоящему познакомится со своим малышом.
Как только младенец появился на свет, у него возникает потребность в телесном контакте. Ласки и массаж доставляют ему удовольствие и умиротворение. Они действуют на него успокаивающе, а когда вы прижимаете малыша к груди, то у малютки возникает чувство защищенности. При этом, когда ребенка носят, укачивают, купают, делают массаж, ласкают, он начинает осознавать свое тело. Как же это чувство появляется?
Предполагается, что осязание самое первое чувство, которое ощущает малыш. Ведь даже находясь в утробе матери, когда он менял свое положение, он ощущал прикосновения, нежное щекотание и мягкое давление. Он инстинктивно все это ассоциирует с мамой.
При кормлении малыша грудью, он продолжает получать палитру новых ощущений. Вместе с молоком он попробует все продукты, которые едите вы. Поэтому будьте избирательны, ешьте только полезные и свежие продукты. Придерживайтесь диеты, предварительно поговорите с врачом педиатром о меню.
Как же у нашего малютки возникает вкус? К концу первого триместра беременности, у ребенка на языке формируются рецепторы вкуса. С их помощью он распознает вкус и запах околоплодных вод, так он знакомится с вкусовыми пристрастиями мамы. Малыши, в утробе у мамы тоже могут вести себя по-разному. Одни спокойны и умиротворенны, а другие чрезмерно активны и даже «буйны». Это поведение часто отражает «вкусовые» предпочтения малыша. Мамам необходимо беречь своего ребенка от алкоголя и никотина. В первый месяц жизни малыш очень быстро покажет вам, правильно ли вы себя вели во время беременности.
Как только малыш появился на свет, он начинает улавливать и запахи. Самым главным запахом будет запах его мамы: аромат ее волос, груди, шеи, ее дыхания. Он поможет малышу избавиться от тревоги и почувствовать себя в безопасности. Поэтому врачи педиатры не рекомендуют мамам пользоваться слишком резкими дезодорантами, духами, а если вы пользуетесь, постарайтесь не менять марку духов и дезодоранта. Малютка очень быстро привыкает к вашему запаху, самому важному и надежному. Ваш запах для него признак счастливой и безмятежной жизни, не лишайте малыша уверенности в жизни.
Время идет, потом знакомыми становятся и запахи дома. Они становятся источником информации и формируют эмоциональную память. Ведь не для кого ни секрет, что именно запахи из детства вызывают бурю эмоций и переживаний, когда мы с ними сталкиваемся уже во взрослой жизни. Поэтому подумайте, что запомнится вашему малышу? Запах уюта, запах любви и лада вашего дома навсегда останутся в подсознании вашего малютки.
Малыш еще не понимает свои чувства и как они возникают, но он прекрасно уже осознает, что мама – это хорошо и все, что с ней связано, тоже. Рядом с ней он чувствует себя в безопасности, тогда ему становится спокойно. Когда он пьет молоко или лежит рядом с ней, слыша ее дыхание и стук сердца, счастье и покой царят в его маленьком мире.
Постарайтесь никогда криком не выяснять отношения в семье. Берегите покой и уверенность в счастье вашего малыша. Чаще улыбайтесь ему и друг другу, и радость навсегда поселится в вашем доме.
Сегодня я сначала хочу поговорить об особенностях новорожденного ребенка, о том, что ему полезно и вредно, что можно вынести из научных исследований и из опыта, доставшегося нам от старинных обычаев, традиций.
Что чувствует новорожденный малыш? Как он воспринимает мир?
Представим себе роды с точки зрения ребенка. Всю свою жизнь он находился в безопасном убежище, почти в темноте, звуки доносились до него приглушенно, но ярко слышны были успокаивающий равномерный стук маминого сердца, тихие шорохи организма - шум крови в сосудах, урчание в животе и тому подобное. Поэтому когда мама прижимает ребенка к сердцу, н слышит знакомые звуки и успокаивается. Недаром все женщины инстинктивно предпочитают держать ребенка на левой руке, головой к сердцу. Ребенок слышал приглушенно голоса матери, отца, других близких, поэтому эти же голоса и после рождения будут ему привычны.
Внутри матки ребенок находился в почти невесомом состоянии - он плавал во внутриутробной жидкости. При ходьбе матери он ощущал покачивания в определенном ритме, привык к ним.
Ему было все время тепло, его окружали мягкие нежные оболочки, не сравнимые с тканью, в которую после рождения мы завернули или одели малыша.
И вдруг все меняется.Начались схватки - вдруг его сдавливает со всех сторон, потом отпускает, и снова сдавливает, опять отпускает. Периодически становится меньше кислорода. Он пугается.
Потом - потуги - малыша не просто давит - его выпихивают с огромной силой, его головка протискивается через твердое костяное кольцо - таз матери - с такой силой, что слегка деформируется. Ребенок в панике, у него учащается сердцебиение, происходит выброс гормонов, это шок для него. В то же время он получает и поддержку от матери, поток эндорфинов - гормонов, выделяемых при схватках, которые воздействуют на опиоидные рецепторы в мозгу и помогают пережить родовой стресс, боль и страх. В это время с ребенком происходит так называемый
И четвертая стадия - ребенок родился. Он совершенно в новом мире. Он испытывает массу потрясений, удар по всем органам чувств. Скачок температуры - с привычных ему 37 градусов Цельсия, до 20-25. Гравитационный удар - он раньше был в воде, которая заметно облегчала массу тела, почти в невесомости, и вдруг почувствовал свой вес.
Его нежная кожа касается и ощущает шероховатую ткань, в которую его завернули, руки, которые его держат. Эти ощущения пришли на смену нежным касаниям плодных оболочек - таких же слизистых, как те, что покрывают например, наш рот изнутри, нежному касанию теплых околоплодных вод. Если внутри матки малыш был как-бы нежно спеленут - он мог шевелиться, но ограничено, он не мог делать размашистых движений, то теперь его ручки и ножки ничто не связывает и он получает множество новых мышечных ощущений от новых движений.
Малыш теперь дышит сам - сперва он делает вдох - и раскрываются до этого сжатые легкие, это ощущение сродни ожогу, считается, что кричит ребенок именно от этих ощущений.
Он слышит много новых звуков - очень резких с непривычки. Если только специально не позаботились о том, чтобы вокруг малыша звучало все приглушенно, тихо. И он не слышит - в первый раз за свою жизнь - успокаивающих звуков маминого организма - стука сердца, ритма дыхания.
Он впервые видит яркий свет - а после жизни внутри любой свет ему кажется ярким, а особенно - если это яркий свет в медицинском кабинете.
Ясно теперь, что малышу приходится очень нелегко, ведь после стресса родов он попал в такие новые и некомфортные по сравнению с прежними, условия. Поэтому детки родившись, сразу обессилено засыпают на несколько часов, иногда даже на сутки.
И конечно нам хочется смягчить для него этот переход. Сейчас существуют «комфортные по отношению к ребенку» родильные залы, можно договориться с врачом об этом. В палате приглушенный свет, говорят тихо, без нужды ребенка не тормошат. Это же происходит и при домашних родах. И, конечно, он сразу попадает в самое для него важное и спокойное место - к маме на грудь. Контакт кожа к коже - малыша голеньким кладут маме на живот, - наиболее похож на то, что он чувствовал внутри. Он чувствует и тепло матери, слышит ее сердце, ее запах, и это успокаивает его. Если ребенок рожден в воду, то переход делается еще более плавным, такие дети часто не засыпают в первые часы жизни, а внимательно осматриваются.
Не менее важен этот первый контакт и для мамы - от первого касания, от контакта кожа к коже организм получает сигнал - роды прошли успешно, выделяется окситоцин - матка сокращается и сильно уменьшается риск послеродовых кровотечений. Быстрее отделяется плацента. Запускается лактация . Весь организм матери настраивается на ребенка.
Исследования показали, что даже если женщина планировала отказаться от ребенка, то если она рожала естественно, кормила малыша сразу после родов, то чаще возникает привязанность и она оставляет ребенка и растит его.
Реже случается послеродовая депрессия, лучше налаживается лактация.
То же самое происходит и с папой. Известно, что если вскоре после родов отец берет малыша на руки и провидит с ним некоторое время, то такой папа потом чувствует себя с ребенком уверенно, ощущает его истинно своим.
Этот контакт настолько важен, что сейчас уже официально признан во многих клиниках. Замечено, и подтверждено исследованиями, что недоношенные детки, которых много держат на руках, намного лучше развиваются, у них быстрее растет вес, они лучше налаживают дыхание - подстраивают его под ритм дыхания взрослого, который их носит на ручках. Этот метод выхаживания недоношенных получил название «метод кенгуру». Младенца, часто голенького, привязывают к маме на грудь, сверху укрывают теплым платком, чтобы он не терял тепло. Дети чаще и лучше сосут, лучше усваивают молоко, Такие дети намного быстрее входят в норму, чем те, что лежат в обогреваемых кювезах.
Из сказанного понятно, что самое главное для малыша в первые часы, дни - контакт с мамой , а яркие игрушки, особенно музыкальные, громко звенящие - еще неуместны.Многим деткам приятно бывает оказаться легко спеленутым - не свитым «полешком» по руками и ногам, а мягко завернуть в теплую ткань. Лучше всего для этого подходит вязаный платок - он тонкий, легкий, но теплый. Малыша можно завернуть в один или несколько слоев, и этот мягкий кокон не стягивает ручки и ножки, не выпрямляет их, как старались сделать раньше, опасаясь, что если не выпрямлять ручки и ножки ребенка, то они будут кривыми. На самом деле, физиологичная поза - именно с согнутыми ручками и ножками, так ребенок чувствует себя спокойно и привычно - опять же, так он жил внутри мамы большую, пока что, часть жизни. В то же время, ребенок еще не умеет осознанно управлять ручками, часто невольно ударяет себя по лицу, может от этого напугаться, будит сам себя, поэтому мягкое пеленание не дает полной свободы, но, в то же время, и не связывает, а создает уютное защищенное пространство.
Успокаивает ребенка и ношеная одежда мамы или папы, которую можно положить к нему в колыбель. Мамин запах успокаивает, утешает, даже когда ее нет рядом.Мой сын, например, спать любит в папиной футболке, отвергая все красивые пижамы, причем он, когда достает себе футболку, то не хочет брать из шкафа чистую, он ее нюхает и говорит, что чистая майка не пахнет папой.
Поскольку ребенок в последний месяц внутриутробной жизни находился вниз головой, упершись головкой в тазовые кости, то ощущение, когда головка упирается во что-то, многим детям тоже нравится. Бывает, что дети намного лучше засыпают, если им положить около головы валик из одеяла.
Хочу еще остановиться на совместном сне.
Сон человека не всегда одинаков. Мы все видели, что иногда человек спит спокойно, иногда - ворочается, стонет, разговаривает, двигает глазными яблоками под веками, меняется ритм и глубина дыхания. Это - различные фазы сна. В общем, можно сказать что существует фаза быстрого сна и фаза медленного сна. В «медленной фазе» происходит полное расслабление, в «быстрой» - наблюдается повышенная активность мозга. Если лишить человека одной из фаз. Например частыми пробуждениями, то даже при большой длительности сна отдыха и восстановления не происходит.
У малыша цикл сна - примерно 40 минут. После этого времени ребенок может начать ворочаться, кряхтеть, хныкать. Но он еще не выспался, он просто вошел в фазу «быстрого сна». Если его чуть-чуть покачать, погладить, побаюкать - он уснет снова крепко. А если взять на руки, начать переодевать, кормить - то он проснется, но будет не выспавшимся, в плохом настроении, снова скоро заснет, может плохо поесть.
Если ребенок спит с мамой рядом, то в течение нескольких дней фазы сна у них синхронизируются, и проснуться маме в то время, когда она нужна малышу - легче. Кроме того, очень скоро мама приспосабливается кормить ребенка, почти не просыпаясь. Таким образом, мама высыпается.
Ночные кормления очень важны и для спокойствия ребенка, и для хорошей лактации - известно, что пролактин - гормон, отвечающий за выделение молока - больше всего вырабатывается гипофизом именно ночью, во время кормлений от 2 до 8 часов утра. Причем лучше он вырабатывается в полусонном, расслабленном состоянии. Недаром при кормлении маму часто тянет в сон.
Существуют и мнения психологов о том, что совместный сон вреден
. В первую очередь - это мнение психоаналитиков.
Но это скорее теоретические рассуждения.
Кроме того, некоторые врачи считают, что совместный сон - это негигиенично. Однако, все врачи сходятся, что соблюдение полной стерильности вредно для ребенка. А микрофлора матери - самое естественное для него. Совместный сон рекомендован и ВОЗ.
Малыш успокаивается от маминого дыхания, от ее тепла. Чувствует себя в безопасности.
Можно, если вам не подходит спать с малышом в одной кровати, поставить его кроватку рядом с родительской, и снять одну стенку, так что мама легко может не вставая погладить ребенка, если она заворочался, беспокоится. Может, не вставая, взять и покормить его.
Мой опыт, и опыт многих знакомых мам, говорит, что это в первую очередь - удобно. Я не высыпалась ночью только с первым ребенком, который спал в своей кроватке. Приходилось просыпаться, вставать к нему.
Поговорим теперь подробнее об органах чувств новорожденного.
Младенец может все, что воспринимает своими органами зрения, связывать воедино, упорядочивать и реагировать на это. Сразу после первого дыхания новорожденный ребенок начинает пользоваться своими органами чувств, чтобы познавать мир, в который он пришел. Новорожденный малыш не только использует навыки, полученные в утробе матери, за короткое время он быстро учится всему новому. У него есть огромные потенциальные возможности многое усваивать. Современные исследования дают ответ, что же именно видит и чувствует новорожденный ребенок сразу после рождения.
Зрение новорожденного ребенка.Если новорожденный ребенок рождается в помещении с приглушенным светом, он широко открывает глаза и начинает оглядываться вокруг. Если новорожденный рождается в родильной комнате с ярким освещением, то плотно смыкает глаза: он делает так, чтобы не ослепнуть в первый момент. Сразу после рождения новорожденный ребенок ищет зрительный контакт с мамой. Эволюция предоставила младенцу идеальное зрение для выживания. Лучше новорожденный ребенок видит на расстоянии 20см. Он может в пределах 20-30см сосредоточивать зрение на любом объекте.
С точки зрения выживания, таким объектом является его мать и еда, а все остальное на этой стадии развития может лишь привести новорожденного ребенка к панике. Поэтому острота зрения у новорожденного ребенка на расстоянии еще в 20-30 раз слабее, чем у взрослого, а глаза еще не способны настраиваться на дальние и близкие объекты. Блаженное неведенье новорожденного малыша позволяет ему оставаться спокойным и одновременно идеально восприимчивым к сигнала, поступающего от его защитницы. Ребенок пока не воспринимает детали.
Привлекают новорожденного ребенка лица - большой круг, на котором есть два маленьких круга и горизонтальная и вертикальная полосы носа и рта. Ему нравится все, что движется и излучает эмоции. Вы можете заметить, что движения обоих глаз еще недостаточно скоординированы, однако, это не косоглазие. Диагноз косоглазия у ребенка устанавливается до третьего месяца жизни, когда зрительный нерв почти полностью сформирован. В этот период новорожденный ребенок может лучше приводить взгляд на окружающие предметы, более четко их видеть, дольше на них сосредоточиваться. Предметы, которые двигаются, он будет провожать глазами. Новорожденного все больше начинает интересовать окружающее. Примерно с 6 месяцев он начинает различать лица других людей, кроме мамы и папы. Одновременно включается реакция беспокойства и тревоги на незнакомый раздражитель. Хотя полностью зрение формируется лишь до 4 лет, до года большинство взрослых реакций на внешний зрительный раздражитель уже сформирован. Годовалый ребенок уже вполне визуально адаптирован.
При этом, младенец настроен на восприятие эмоциональной информации . Показано, что если предлагать различные зрительные стимулы, то ребенок предпочтет куклу, а не погремушку, а между куклой и живым человеческим лицом выберет лицо.Слух новорожденного ребенка.
Слух новорожденного ребенка также натренированный еще с внутриутробной жизни. Там новорожденный слышал биение сердца матери, пуповины, различные звуки извне. Хотя слуховой нерв полностью развивается лишь к концу первого года, у новорожденного ребенка ярко выражена способность слышать с периода новорожденности. Он сразу отличает знакомые голоса от чужих.
Больше слух новорожденного ребенка настроен на голос мамы, и это неудивительно, ведь он привык уже к ее голосу. Сразу после рождения и на протяжении еще нескольких дней внутреннее ухо новорожденного ребенка заполнено жидкостью, смягчая восприятие невероятного количества разнообразных звуков, которые обрушиваются на новорожденного ребенка после появления на свет.
Ребенок поворачивает голову в направлении, откуда доносится звук. Установлено, что новорожденному ребенку больше нравятся высокие частоты, чем басы. Многие взрослые люди инстинктивно изменяют тембр голоса на более высокий при разговоре с ребенком, ведь такой голос ему нравится больше. Мама, разговаривая с ребенком, воркуя над ним, делает ему неоценимую услугу.
У человека слух в прямом сочетании с уникальной функцией, которой не владеет более никакое существо на Земле, - способностью к понятию языка. Способность новорожденного к восприятию и различию звуков идеальна. Начиная со стадии полового созревания, эта способность начинает угасать. Ирония заключается в том, что до того момента, когда человек сможет воспользоваться дорогой стереосистемой, он уже не сумеет ее по-настоящему оценить.
Понятно, поэтому, что в первое время самыми лучшими звуками для малыша будут спокойные голоса родных, к звучанию которых он уже привык.
Органы обоняния новорожденного ребенка.В мире взрослых зрение безраздельно господствует над обонянием, однако, в жизни новорожденного ребенка его нос играет очень важную роль. Новорожденный ребенок сразу после рождения различает запахи, он сразу узнает свою мать по специфическому запаху ее кожи. Новорожденный различает запах молока. Привлеченный запахом молока, новорожденный ребенок сразу стремится сосать грудь. По запаху он может отличить свою маму от другой женщины. Удивительно, но и мать может по запаху узнать своего ребенка без каких-либо других подсказок. Из всех чувств запах и вкус для новорожденного ребенка играют важнейшую роль. Новорожденный ребенок накладывает свой запах на материнскую грудь, на свои игрушки и пеленки.
Вкус.
В лоне матери новорожденный ребенок уже различал вкус. Во рту у новорожденного на тысячу больше вкусовых рецепторов, чем у взрослого человека, некоторые из них находятся даже за щеками. Все они направлены только на одно - на восприятие материнского молока.
Многочисленные проведенные эксперименты с подслащиванием и подсоливанием околоплодной жидкости показывают, что ребенку разнообразные вкусовые ощущения были неравнодушны. Существуют четыре основных вкуса: сладкое, кислое, соленое и горькое, которые в сочетании дают всю ту гамму вкусовых ощущений, которыми наслаждаемся мы, взрослые. Но у новорожденного ребенка работает другая динамика.
Раствор сахара вызывает сильный сосательный рефлекс, а раствор соли - совершенно иную реакцию. Эти механизмы обеспечивают ребенку соблюдение строгой молочной диеты. Не случайно взрослые в момент сильного душевного волнения ищут успокоение в чашке сладкого чая или горячего шоколада, так они регрессируют в состояние детства. Вкусовые пристрастия, по мнению ученых, формируются еще с периода внутриутробной жизни. Если во время беременности Вы употребляли чеснок, лук или пряности, Вы можете использовать их и во время грудного вскармливания. Хотя молоко будет иметь запах этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привыкла.
Чувство прикосновения новорожденного ребенка.С помощью прикосновения младенцы могут чувствовать тепло, холод и боль. Это тоже развито со времени пребывания в утробе матери. Интенсивный телесный контакт, поглаживание, ношение на руках особенно важны в начале потому, что способствуют лучшему здоровому развитию новорожденного ребенка и является необходимым компонентом для развития органов чувств.
Они также способствуют образованию определенных гормонов, влияющих на рост и умственное развитие ребенка. Поэтому то, что маленький ребенок просится на руки - не прихоть, а жизненно важная для нее необходимость. Новорожденный ребенок начинает исследовать мир с помощью рта. Тактильное ощущение в этот период жизни сильнее всего проявляется на губах и языке. Позже ребенок использует кончики пальцев, которыми он затрагивает людей и предметы для их чувства и узнавания.
Способность мыслить новорожденного ребенка .Часто спрашивают, умный ли новорожденный ребенок. Строго говоря - нет. Ум - это способность сопоставлять возникшие проблемы с опытом прошлого. Младенец слишком мало жил в этом мире, чтобы иметь любой опыт прошлого. Однако у него есть способности к обучению. Как губка, новорожденный собирает впечатления, поступающие к нему от всех органов чувств. Мозг здорового ребенка к моменту начала ходьбы буквально начинен впечатлениями. У нас нет уверенности, что скучное детство ведет к отставанию в развитии, но стоит ли рисковать.
Развитие органов восприятия новорожденного ребенка.Для правильного развития необходимо раздражение органов чувств: игрушки, движущихся перед глазами ребенка, песенка, что поет мама, прикосновения, забавы с ребенком, массаж, гимнастика, ношение на руках так же жизненно необходимы, как и кормления. Это эмоциональная пища для полноценного развития ребенка. Ребенок нуждается в информации.
Сытый и здоровый ребенок в отсутствии внешних стимулов может начать плакать. Было проведено множество опытов, которые показали, что без разнообразных впечатлений животные вырастают глупыми, плохо способными к обучению. Разнообразная же стимулирующая внешняя среда, - игрушки, много пространства, общение со сверстниками - дает развернуться заложенным способностям. Но в то же время, ребенка не нужно перевозбуждать.
На избыток раздражения он реагирует верчением головы, гримасами, недовольством и плачем. Если после длительного общения и игры у ребенка появляются эти реакции, значит, ему нужен отдых и сон.
Хочу предложить вам представить себе, что Вы легли спать , а перед Вами висит яркий предмет, прямо пред лицом. Или изголовье кровати раскрашено яркими черно-белыми узорами. Уютно ли вам будет? Спокойно ли?Поэтому, мне кажется, что подвешивать игрушки перед малышом можно ненадолго, не слишком ярких и кричащих цветов, следить за его реакцией на них.
То же самое относится к музыкальным игрушкам. Лучший звук для младенца - мамин голос, ее пение. Даже если у мамы нет слуха и голоса, для развития слуха ребенка ее пение дает больше всего. Мама неосознанно подстроит свое пение к состоянию малыша - споет потише и помедленнее, когда он устал, более весело, громко, когда малыш добрый и хочет активной жизни. Мам поет именно своему ребенку, а заводная игрушка или музыкальная запись играет всем и никому.
Утверждение, что для правильного развития грудным детям необходимы специально продуманные игрушки - слишком категорично
. Прежде всего, дети осваивают и играют с пальчиками на руках и ногах, пробуют перевернуться, ощупывают и проверяют на вкус простыню и одеяло, дергают за рукава одежды.
Когда мама или папа берут ребенка на руки, жизнь его становится необычайно богатой. Ведь можно подергать за волосы или сунуть палец в родительский нос, а чего стоит смешное круглое отверстие, полное твердых, блестящих белых предметов, оно то открывается, то закрывается, оттуда веет ветерком, и доносится множество странных, забавных звуков!
Есть глаза, которые открываются и закрываются, движутся, есть руки, которые держат то тут то там, ласкают, похлопывают…
Кроме того, этот человек постоянно меняет одежду, пуговицы, браслеты, шарфик - всегда что-то новое.
Только когда малыш находится в стерильных условиях, ему нужны для развлечения подвесные игрушки.
Однако нам хочется дать малышу игрушку . Детская индустрия предлагает массу вариантов. Не все они подходят ребенку, как мы уже обсудили. Я предлагаю сейчас сделать игрушку самим - она будет предназначена именно вашему малышу, нести мамино тепло. Давайте вспомним, с чем играли дети раньше, и попробуем что-нибудь сделать своими руками.C давних пор первыми игрушками малышей были погремушки, правда, изготовлены они были из природных материалов: бересты, лозы, дерева, кости.
В Древней Руси считалось, что совсем маленькому человечку необходимы неброские, негромкие игрушки. Так в первые месяцы малышей забавляли так называемыми шаркунками или шуршунками - погремушками из бересты или лозы. Ребенок подрастал - и у него появлялись другие игрушки из дерева, кости, ниток, лоскутков. В отличие от покупных игрушек, изделия из природных материалов чрезвычайно интересны для исследования, и приятны для детских ладошек. Подобные самодельные игрушки незаменимы как по фактуре, так и по своей сути: не являясь строго функциональными, они пробуждают фантазию, развивают и поддерживают в малыше умение играть.
Какие же игрушки можно предложить малышу в течение первых полутора-двух месяцев жизни ? В первый месяц после рождения малыш адаптируется в новом для него мире. Из игрушек для него сейчас лучше всего подойдет самодельный мобиль, а также игрушки-погремушки самых простых форм, интересной фактуры, которые можно было бы вкладывать в маленькую ручку.
Начнем с мобиля . В магазинах вы можете купить вращающиеся мобили, крепящиеся к бортику кроватки. Эти подвески равномерно вращаются и исполняют какую-нибудь мелодию. Самодельные мобили вызывают гораздо больший интерес у малышей. Такие подвески приходят в движение от малейшего колебания воздуха, а игрушки на них можно менять.
Сделать такой мобиль можно из легких реечек (например, пластиковых или деревянных линеек) или пялец для вышивания, которые нужно обшить неяркой тканью. К такому каркасу на липучках прикрепляются 3-5 полосочек из той же ткани, на которые вешаются любые выбранные вами предметы, которые должны быть легкими, небьющимися и достаточно яркими. Этими предметами могут быть погремушки, ленточки, бантики, бубенчики или колокольчики, самодельные игрушки из папиросной бумаги, помпончики из ниток и так далее. Очень красиво смотрится мобиль, к которому подвешены проглаженные осенние листья. Позже, когда малыш подрастает, чтобы проживать с ним вместе ритм года, можно подвешивать к мобилю что-то, что напоминает о том, что сейчас за окном, о сезонных праздниках. Осенью это могут быть веточки рябины, «носики» клена, листья, шишки, колоски. Зимой на мобиле появляются бумажные снежинки, звездочки из соломы, из золотой бумаги, может быть, бумажные фигурки ангелов, еловые веточки, высушенные кружочки-ломтики мандаринов или лимонов, позолоченные шишки, и т.д. Весной - бабочки из креповой бумаги, цветы, веточки вербы с пушистыми почками. Можно сделать пахучий мобиль - подвесить палочки корицы, кусочки мандариновой кожуры, звездочки бадьяна, засушенный цветы. Здесь есть безграничный простор для вашей фантазии.
Лекции Екатерины Бурмистровой "Первый год жизни ребенка", 2002-2005 гг.
Не менее, а, может быть, и более важно для него сейчас – быть уверенным в том, что его любят, и самому научиться любить. Да полноте, скажет скептический читатель, может ли такая кроха любить? Еще Анна Фрейд, дочь того самого психоаналитика Зигмунда Фрейда, писала, что"младенец не "любит" мать в собственном смысле этого слова, а лишь нуждается в ней" .
Однако почему же в таком случае он столь по-разному «нуждается» в разных людях? Почему он явно предпочитает тех, кто не просто ухаживает за ним, а вступает в активное эмоциональное взаимодействие – привлекает внимание, ласково разговаривает, улыбается, играет? Как и когда возникает у маленького человека чувство привязанности и любви? Об этом наш сегодняшний разговор.
Ребята и зверята
Этологи (ученые, изучающие инстинкты) утверждают, что у различных животных развиваются именно те модели поведения, которые помогают им выжить в суровом мире. Детеныши рождаются на свет с запрограммированными формами поведения. Одна из них – держаться поближе к родителям, в этом случае малыши в большей степени защищены от опасностей.
Австралийский зоолог Конрад Лоренц заметил, что маленькие гусята начинают следовать за своей матерью почти сразу же после появления на свет. Эта связь помогает взрослым птицам защищать и обучать свое потомство. Доктор Лоренц также обнаружил, что лишенные матери дикие гусята, о которых в течение первых 24 часов из жизни заботился он сам, начинали следовать за ним, а не за другой гусыней. Подчас эта трогательная привязанность причиняла ученому определенные неудобства: гусята предпочитали даже спать в его комнате, вместо того, чтобы расположиться на берегу реки, как это делали их сородичи.
А вот другой любопытный пример. Американский психолог Гарри Харлоу проводил эксперименты с детенышами обезьян. Первоначальной его целью было выяснить, каким образом происходит у обезьян процесс научения. Для чистоты эксперимента он удалил из клетки обезьяну-маму и сам начал заботиться о маленьких обезьянках. К своему удивлению, Харлоу обнаружил, что разлука с матерью отразилась на маленьких обезьянках самым негативным образом. Одни из них умерли. Другие были напуганы, раздражены и отказывались есть или играть. Стало ясно, что обезьянкам для хорошего самочувствия и успешного развития требуется нечто большее, чем регулярное кормление.
Харлоу стал экспериментировать с «суррогатными матерями» – различными проволочными конструкциями. Одна «мама» снабжалась бутылочкой с пищей, а вторая – нет, у третьей было «лицо», четвертая была покрыта «шерстью», а пятая – лишь оголенной проволокой. Результаты оказались весьма впечатляющими. Обезьянки больше всего были привязаны к тем «мамам», к которым было приятно прижаться, т.е. к тем, что были покрыты теплой мягкой ворсистой тканью. Наличие бутылочки с молоком не играло роли в развитии привязанности у детенышей. Они подходили к «холодной» металлической «маме», чтобы поесть, но никогда не прижимались к ней, не обнимали ее, не выражали других признаков «любви».
А что же человеческие детеныши?
Когда из блокадного Ленинграда чудом удавалось вывезти маленьких детей, в тылу им пытались создать самые лучшие условия, насколько, конечно, это было возможно для лихого военного времени. У них был кров, питание, относительно спокойная жизнь, и все-таки по непонятным причинам множество малышей умирало. Разлука с матерью оказалась для них непереносимой.
Оказывается, даже у самых маленьких есть способы выразить свою любовь и привязанность. Это, как говорят психологи, сигнализирующее поведение – плач, улыбка, голосовые сигналы, взгляды. Когда малыш чуть подрастет, он начнет, как хвостик, ползать и ходить за мамой, обнимать ее руками, карабкаться на нее, т.е. стремиться к физическому контакту. Согласитесь, что трудно проникнуться эмоциональной близостью к младенцу, который все время уворачивается от ваших объятий. Значит, развитие привязанности – это система взаимодействий мамы и ребенка. Как развивается эта система на первом году жизни?
Эксперимент с каменным лицом – чего мы ждем друг от друга
В лаборатории психолога собралось несколько мам (или пап) со своими трехмесячными детьми. Сначала родителей попросили поиграть со своими детьми так, как они обычно это делают. В разных парах (родитель + ребенок) игра протекала по-разному: у одних спокойно, у других – более активно. Когда малышам требовалось отдохнуть от активных действий, они ненадолго отворачивались или закрывали глаза.
В этот момент психолог просил маму прекратить общение с ребенком. Инструкция была такой: продолжать смотреть на малыша, но придать своему лицу застывшее, «каменное» выражение. У младенца это вызывало удивление, и он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Однако родитель во время этих попыток продолжал сохранять каменное выражение лица. Через несколько минут поведение малышей стало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец, и на их лицах застыла обида и непонимание. Некоторые дети реагировали на равнодушие родителя хныканьем, переходящим в горький непрерывный плач. Ведь мама, хоть и оставалась рядом, против всех ожиданий ребенка, становилась эмоционально недоступной. В конце эксперимента родитель возобновлял обычную игру с ребенком, пока к тому не возвращалось хорошее настроение.
О чем говорит этот эксперимент?
Трехмесячный младенец настроен на взаимодействие, ему обязательно нужна реакция взрослого на его, казалось бы, бессмысленные улыбки и агуканья. А посему смысл этих улыбок – в социальном контакте! Если мама находится в подавленном состоянии, и с ее лица не сходит «каменное», безучастное выражение («депрессивная маска»), малыш неизбежно почувствует, что его призывы остаются без ответа. Между прочим, установлено, что дети, матери которых страдали послеродовой депрессией, более склонны впоследствии к агрессивному и асоциальному поведению.
Чего боится младенец?
В педиатрии и психологии есть понятие «тревога семимесячных детей». В этом возрасте с малышами происходит интересная перемена. Если до 6-8 месяцев они всем подряд улыбались, были приветливы и открыты, то отныне неожиданно становятся робкими и настороженными в присутствии незнакомых людей.
Вот, например, впечатления Лены, мамы шестимесячной Анюты:
"Врач порекомендовал сделать дочке курс массажа. Оказалось, что это гораздо сложнее, чем в три месяца! Пока Аня у меня на руках, она еще милостиво соглашается «поздороваться» с тетей, но начинает вопить, как только та берет ее на руки. Аня ни за что не хочет оставаться с массажисткой одна. Дочку никто не пугал, и мы с ней надолго никогда не разлучались. Да и к моим подругам и даже к бабушке с дедушкой Анюта стала относиться очень настороженно. А те обижаются, дескать, не любит нас внучка... "
Между тем, это совершенно нормальное явление, оно свидетельствует о новой способности малыша – отныне он отличает знакомые явления от незнакомых. Ребенок начинает осознавать: присутствие близкого взрослого означает безопасность. Отсюда – тревога и страх, когда мама уходит.
С мамой – на одной волне
Вот еще один интересный эксперимент, на этот раз – с девятимесячными малышами. Вместе с мамами они должны были впервые встретиться с незнакомым человеком. Взрослые, как обычно, обменивались приветствиями при встрече. Некоторым мамам было дано задание – произнести традиционное приветствие «День добрый!» встревоженно (нахмурив брови, широко раскрыв глаза и всем своим видом выражая беспокойство). Другие мамы должны были произнести те же слова «День добрый!», но с улыбкой на лице и с доброжелательной интонацией. Как и предполагалось, младенцы точно считывали сигналы своих матерей. Дети, матери которых демонстрировали радость, вели себя с незнакомцем более уверенно, чаще улыбались и реже плакали, когда незнакомец брал их на руки.
Итак, вашему малышу совершенно недостаточно только есть и спать. Он способен тонко чувствовать, он может и хочет научиться любить! Его сегодняшние эмоции и впечатления определят ваши взаимоотношения на всю жизнь. И ваша задача – поддержать кроху своей любовью, дать ему уверенность в собственных силах, подарить ощущение свободы и безопасности, сделать ваше взаимное общение увлекательным и радостным. Что для этого нужно?
Кормите малыша грудью!
Грудное вскармливание дает маме и малышу уникальный опыт любви и доверия, который сохраняется на всю жизнь. Постарайтесь сделать все, что от вас зависит, для того, чтобы кормить ребенка грудью. Пусть возможность приложиться к маминой груди будет у малыша в любой момент, а не тогда, когда «пришло время». Ведь сейчас уже ни для кого не секрет, что сосание материнской груди не только утоляет голод, но и дает ощущение покоя, безопасности и даже помогает справиться с болью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. С какой благодарностью и восторгом смотрит сосущий младенец на маму, и сколько нежности и ласки дарит она ему в этот момент!
Общайтесь с малышом!
Почаще обращайтесь к нему по имени, говорите о том, какой он хороший, красивый, любимый. Можно петь, можно комментировать то, что происходит вокруг вас. Постарайтесь понять, что именно заинтересовало вашего ребенка, на что он устремил взгляд – на картину, висящую на стене, или на собачку, что пробежала мимо вас, или, может быть, на собственные крохотные пальчики. Обязательно расскажите ему об этом. Комментируйте свои действия: сейчас мы переоденем тебе памперс, а сейчас – наденем штанишки. Так, на правую ножку надели, теперь на левую. А теперь наденем красные носочки и т.д.
Возможно, поначалу вам будет трудно говорить «в пустоту», и, казалось бы, не слышать никакого ответа на ваши речи. Однако, сделав паузу, присмотритесь к малышу. В какой-то момент он обязательно попытается вам ответить – улыбкой ли, лепетом или активными телодвижениями. Ваша задача – научиться «расшифровывать» эти послания. Вы заметите, что с какими-то вашими предложениями кроха будет соглашаться, а на какие-то – отвечать решительным отказом.
С любимыми – не расставайтесь
С самого начала постарайтесь не разлучаться с малышом. Сразу после рождения ему жизненно необходимо почувствовать ваше тепло, услышать знакомый стук маминого сердца. Дайте ему такую возможность! Очень важно, чтобы среда, в которую попадает новорожденный младенец, была наполнена знакомыми звуками родительских голосов, вкусом молозива, похожего на вкус околоплодных вод.
Да, материнство требует постоянного эмоционального и физического напряжения, от которого порой хочется отдохнуть. Конечно, иногда можно оставить малыша с папой, бабушкой или няней и вдохнуть забытый глоток свободы, погулять по магазинам, посидеть с подругой в кафе, сходить на выставку. И все-таки постарайтесь не расставаться с малышом надолго, по крайней мере, в первый год. И уж тем более не стоит отдавать малыша в ясли в первые два года жизни.
В некоторых израильских кибуцах (что-то вроде наших колхозов) принята система разделения семьи: там матери и грудные дети зачастую ночуют отдельно друг от друга. Согласно проведенным исследованиям, среди тех младенцев, которые спали в общественных «домах для детей», взаимная привязанность с матерью устанавливалась лишь в 48% случаев.
Как видите, научить ребенка любить так просто и одновременно так сложно... Сейчас вас связывает некая, если так можно выразиться, духовная пуповина. Пусть она станет для вашего малыша не тяжелой цепью, а надежным причалом, дающим ему ощущение безопасности, радости и спокойствия.
Инесса Смык
По материалам журнала «Лиза. Мой ребенок»
Многие мамы уверены, что их недавно родившийся малыш ничего не умеет кроме того, как спать, кушать и делать свои «маленькие дела» в штанишки. Что чувствует новорожденный ребенок? Оказывается, что развитие органов чувств у новорожденных детей делает их мир намного интереснее, чем мы себе его представляем.
Что чувствует новорожденный ребенок
Зрение
Зрение у новорожденных детей сформировано не до конца, поэтому четко видеть предметы они могут лишь на расстоянии 18-25 см. А все, что не входит в эти пределы в глазах малыша начинает расплываться.
При ярком свете они поворачиваться в сторону источника и начинают при этом жмуриться. Однако слишком сильный свет действует раздражительно на кроху, из-за чего он может расплакаться.
Помимо этого, многие мамы могут заметить, что их малыш немного косит, но это вполне нормально, так как у новорожденных детей движение глазных мышц просто еще не скоординировано.
Также мир в глазах малышей предстает в широко-плоском виде с темными и светлыми контрастами. А вот оттенки они пока что еще не различают, именно поэтому им необходимо показывать яркие и насыщенные игрушки.
Зрение начинает кардинально меняться ближе к 3-месячному возрасту, и тогда ребенок начинает видеть мир уже в трехмерном изображении. Также он начинает различать новые цвета такие, как зеленый, красный, синий. А вот после 3 месяцев малыш уже видит и другие оттенки, а также начинает узнавать лица близких ему людей.
Слух
После рождения слух у новорожденных детей немного снижен из-за того, что во внутреннем ухе находится жидкость. Однако уже спустя несколько дней малыш начинает четко слышать голоса и различные звуки. На резкие звуки он может реагировать вздрагиванием, мимикой, изменением дыхания и плачем, а мамин голос способствует его успокоению.
Вкус
Вкусы малыш начинает ощущать с самого рождения, и в особенности ему нравится сладкое. Грудное молочко для него — это самое лучшее лакомство, которое он кушает с наслаждением. А вот горечь, соленость и кислость способны вызвать возмущение у крохи. И он может даже отказаться от любимого молочка, если мама покушает чеснок, лук и другие пряности.
Обоняние
У малыша имеется врожденное чувство обоняния, благодаря которому он запросто находит мамину грудь, чтобы попить молочка. На резкие запахи реакция его одинакова — он морщится, жмурится, может чихнуть или даже заплакать. Со временем кроха научится связывать различные запахи с конкретными действиями.
Осязание
Самое первое ощущение, которое появляется у новорожденного ребенка — это осязание в области у рта. Именно поэтому все игрушки дети сначала предпочитает пробовать на вкус, определяя таким способом их форму, характер поверхности и твердость.
Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.
Знакомые запахи
Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.
Воображаемые образы
Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.
Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.
Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.
Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ - картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.
Взаимное совершенствование
Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери - к детскому.
Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена "карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.
Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.
Основные поведенческие состояния ребенка
Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.
Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.
Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.
Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.
Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.
Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.
Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного
С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: "Мой малыш действительно меня любит". Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: "Ой, это всего лишь выходит воздух". После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).
Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения - когда прекращаются колики, удовлетворения - после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: "Мне хорошо". Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.
Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, - и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, - все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.