Салиндер Татьяна Анатольевна
воспитатель
МБДОУ Сеяхинский детский сад к/в "Олененок"
Ямальский район, с.Сеяха
Название нормативного проекта : «Радуга поведения»
Название организации : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Сеяхинский детский сад «Олененок»
Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по созданию новой нормы (нормотворчество), которая основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков поведения – дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Цель проекта: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей, формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств. Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания этого правила.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Характеристика проекта по длительности
: краткосрочный (3 месяца)
1. Введение
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому я педагог – практик включилась в активную поисковую, инновационную деятельность.
В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Я, считаю, что метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских садов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В своей практике я решила использовать: нормативную проектную деятельность.
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это всесторонне развитый ребёнок, который умеет вести себя в коллективе сверстников, в общественных местах.
Дети дошкольного возраста могут анализировать предложенную ситуацию с трех различных позиций: нормативно – стабилизирующей, смыслообразующей и преобразующей. За этими тремя позициями лежит определенное понимание структуры познавательных способностей. Организация проектной деятельности невозможна без учета этих позиций на каждом этапе ее реализации.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена:
ü Проблемами регуляции поведения детей в детском саду стоит очень остро. Анализ состояния наших воспитанников показал, что в группе часто происходят конфликтные ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.
ü Формированием в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений между детьми в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других.
ü Воспитанием в детях таких качеств как сочувствие, отзывчивость, умение оценивать свои поступки и поступки других.
Цель проекта: формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств, осознание детьми своего поведения и формирование умения исправлять ошибки.
Задачи для детей:
- Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
- Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к сверстникам, близким.
- Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения
Задачи для родителей:
- создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду,
- уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.
Задачи для педагогов:
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Участники проекта:
- Педагоги: воспитатели группы, помощники воспитателя.
- Дети старшей группы.
- Родители и другие члены семьи.
Длительность проекта: 3 месяца.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта :
Дети:
- овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
- проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим;
- возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других;
Родители:
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- повышение педагогической компетентности родителей.
Педагоги: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
3. Основная часть
1. Подготовительный этап
Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:
ü изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта (анкетирование) и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;
ü скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств;
ü разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
2 . Основной этап реализации проекта:
Цель основного этапа: социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества.
- Содержание деятельности родителей:
- Выбор фотографий, для стенда «Радуга поведения».
- Участие в оформлении стенда в группе.
- Совместные с педагогом, ребенком и родителями анализа поведения за день.
- Участие в оформлении фотовыставки «Наш любимый детский сад».
2.Содержание деятельности педагога
Мероприятие |
||
- Анкета для родителей Приложение 1 - Раздел 1 «Я и мои родные» (беседы, игры, игровые ситуации, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации) Приложение 2 |
Сентябрь |
Развитие умения давать моральную оценку своим поступкам, способность к эмоциональному сопереживанию. |
Раздел 2 «Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям» (игры, игровые ситуации, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации) Приложение 3 |
Расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. |
|
- Раздел 3 «Любому поведению свой цвет». Оформление фотовыставки «Наш любимый детский сад» Приложение 4 |
Создать совместно с детьми «знаки», в определенной цветовой гамме, учить детей анализировать свои поступки и поступки сверстников. Выбор фото совместно с родителями для стенда «Радуга поведения». |
3.Заключительный этап.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что позволило существенно снизить конфликтность между детьми;
- данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и значительно облегчил работу педагога;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
- считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.
- на начальном этапе проекта было проведено анкетирование родителей.
Перспектива на будущее:
Разработать перспективу проекта “Радуга поведения” в подготовительной группе, создать «Книгу правил» с условными цветовыми или иными обозначениями.
Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа, прежде всего нравственного воспитания детей дошкольного возраста, воспитание новой личности, ориентированной на нравственные общечеловеческие ценности.
Считаю, что задачей современного педагога является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по социально - нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.
- Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на целый день?
- Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из детского сада?
ü Чем вас сегодня кормили?
ü Что интересного было в дошкольном учреждении?
ü Что ты сегодня натворил?
ü Как ты себя сегодня вел в детском саду?
- Что вы знаете о том, как следует реагировать на агрессивное поведение ребенка в детском саду?
ü Я много об этом читал, знаю многое.
ü Я мало что знаю об этом.
ü Не знаю ничего.
- Знаете ли Вы, что надо сделать, чтобы исправить поведение ребенка в детском саду и дома?
ü Да, знаю.
ü Знаю, но хотелось бы знать больше.
ü Не знаю ничего.
- Нужен ли Вам совет по улучшению поведения ребенка дома и в детском саду и оказания ему разумной помощи?
ü Да, он необходим.
- Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?
ü Да, это единственный способ воздействия на ребенка.
ü Да, но я избегаю этого.
ü Нет, это неверно.
Приложение 2
Раздел 1 «Я и мои родные»
Занятие. Самый дорогой на свете человек
- Развивать способность к эмоциональному сопереживанию.
- Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей.
- Учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.
- Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям.
Ход занятия
Занятие начинается с обращения к детям:
Кто на свете для вас самый дорогой человек?
Чтение стихотворения о маме В.Руссу.
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
Воспитатель предлагает рассказать детям о своей маме с помощью игрового упражнения: «Моя мама». Дети по очереди завершают суждение «Моя мама…», «Когда я вижу свою маму, то…»
Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации
«Мама Сережи пришла уставшая с работы, увидев разбросанные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Сережа сделал вид, что не услышал просьбу. Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: «Не хочу!». Мама обиделась.»
Почему мама обиделась на сына?
Как должен был поступить Сережа?
Во время проигрывания ситуации обращается внимание на передачу эмоционального состояния каждого героя с помощью мимики, пантомимики и интонации голоса. После проигрывания воспитатель обращается с вопросами к детям.
Для чего нужна мама? (Диагностика детских представлений и суждений.) подвести к обобщению: «Мама дает жизнь каждому, заботиться, беспокоится о нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит».
Художественное творчество «Букет для любимой мамы»
Детям раздаются листы альбомные, фломастеры и карандаши, воспитатель предлагает нарисовать открытку маме, предлагает подарить эти открытки своим мамам, сделав им тем самым приятное.
Занятие. Почему мы обижаем близких нам людей?
Цели: 1. Учить детей различать понятия «добро» и «зло».
- Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
- Формировать осознание моральной стороны поступков.
Ход занятия
В начале занятия игровой персонаж кукла Маша, ведет с детьми беседу, какие добрые дела сделали они для своих родителей? Выслушиваются ответы детей и самые яркие, гуманные поступки детей воспитатель ставит в пример, словесно хвалит.
Детям предлагается послушать стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине».
Какой поступок совершил ребенок? Почему?
Диагностика поведения детей и их отношения к близким людям. Детям предлагается по очереди закончить предложение «Когда я вижу уставшую маму (папу), то…»
Рисование на тему «Моя семья» позволяет диагностировать характер семейных взаимоотношений и положение ребенка в семье.
Домашнее задание: Проявлять заботу своих родителях, а утром рассказать воспитателю какие добрые дела сделали дома.
Проигрывание проблемной ситуации
«Вечером забирать из детского сада Лешу пришла мама. Мальчик привык, что это делал всегда папа, с которым они, не торопясь, могли еще прогуляться в парке. В присутствии воспитателя и сверстников Леша начал капризничать, требовать, чтобы за ним пришел отец».
Правильно ли поступил мальчик?
Что чувствовала в этой ситуации мама?
Кого вам жалко в этой ситуации?
Как бы вы поступили на месте мальчика?
Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:
- мальчик капризничает;
- мальчик сердится;
- мама успокаивает сына;
- мама огорчается;
- мальчик и мама радуются.
Упражнение «Закончи предложение». «Папа рассердился, потому что я…», «Когда я вижу, что папа огорчен, то …».
Занятие. Наши бабушки и дедушки
Цели: 1. Расширить представления детей об отношении к пожилым людям.
- Воспитывать уважительное отношение к пожилым и старым людям и побуждать к проявлению им сочувствия.
- Вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с беседы: сегодня она видела, как один мальчик помогал старой бабушке перейти дорогу и ему об этом никто не говорил.
О любви внуков к бабушкам написано много стихов. Вот одно из них.
Чтение стихотворения С.Капутикян «Моя бабушка».
Стала бабушка
Старой, хворою,
От ходьбы она устает.
Храбрым летчиком
Стану скоро я,
Посажу ее в самолет.
Не тряхну ее, не качну ее.
Отдохнет она, наконец.
Скажет бабушка:
«Ай да внучек мой,
Ай да летчик мой, молодец!»
Диагностика отношения детей к старым, пожилым людям
Предложить детям закончить предложение «Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то…»
Приложение 3
Раздел 2 «Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям»
Занятие. Друг в беде не бросит
Цели: 1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.
- Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.
- Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.
Ход занятия
Воспитатель предлагает посмотреть мультфильм «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма песенку: «Настоящий друг»:
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий
Верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой!» - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь –
Вот что значит настоящий
Верный друг.
В конце песни педагог отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Во время обсуждения пословицы педагог обращает внимание детей на моральный подтекст пословицы.
Занятие. Друг и в радости, и в горе всегда рядом
Цели: 1. Формировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих.
2.Диагностировать проявление эмпатии.
Ход занятия
Педагог читает поговорку: «Обидеть легко, да на душе каково?». Взрослый предлагает детям объяснить ее смысл.
Почему так говорят?
Приходилось ли вам кого – либо обижать?
Что вы при этом чувствовали?
Чтение стихотворения С.Михалкова «Хорошие товарищи»
Мальчик Миша мается –
Миша заикается.
Как другие – чисто, ясно –
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву К,
Но ребята не смеются –
Дружба классная крепка:
Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
v Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища.
v Настоящий друг должен уметь сочувствовать товарищу: радоваться его успехам и огорчаться неудачам.
v Нельзя проявлять равнодушие обиженному, плачущему ребенку, допускать несправедливость по отношению к слабому.
v Не делай для людей того, что сейчас себе ты не желаешь.
Игра – шутка «Сиамские близнецы» (С.А.Шмаков)
Ребята становятся парами и привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Это как бы пары «наоборот». Они должны сплясать, пробежать туда и обратно, как «сиамские» близнецы.
Приложение 4
Рис.1 Фотовыставка «Наш любимый детский сад
»
Стенд для детей «Радуга поведения»
Список используемой литературы
- Алябьева Е.А. Нравственно – этические беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
- Семенака С.И. Учимся сочуствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2005.
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П.., Нилова Т.А. Азбука общения. – СПб,: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002.
- Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД, 2006.
«Свидетельство о публикации» Серия А №0000715 отправлено 19 сентября 2012г. квитанция № 62502652822370
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Актуальность: в старшем дошкольном возрасте повзрослевшие дети самоустанавливаются, утверждаются в коллективе детей, формируются дружеские отношения и умения сотрудничать, повышается внимание к сверстнику, как к партнеру, для совместной деятельности и общению.
Проблема: в ходе длительных наблюдений за поведением и самостоятельной деятельностью детей, за жизнью в группе во время образовательного процесса, режимных моментов, мы отметили, что многие дети не умеют общаться со сверстниками, договариваться, решать проблемные ситуации мирным путём, защищать свою точку зрения без ссор, обид и драк. Дети ставят свои приоритеты выше, не считаясь с мнением и нуждами других детей.
Масштаб проекта: краткосрочный (2 месяца).
Цель: приобщение детей к установленным нормам общественного поведения и правилам отношений со сверстниками, создание представлений о дружбе.
1. Обобщить, расширить и углубить знания детей о дружбе и друзьях.
2. Побуждать детей к коллективной деятельности, способствовать возникновению и накоплению положительного опыта общения и воспитывать социально-коммуникативные навыки (отзывчивость, доброта, сочувствие, сострадание, сопереживание, дружелюбие, умение договариваться друг с другом).
3. Систематизировать сведения детей о культуре поведения в обществе и отношениях между людьми.
I. Подготовительный этап:
1. Чтение «Праздник дружбы» И. Вачкова, обсуждение, беседа и вопросы по содержанию.
II. Этап реализации:
1. Беседа о дружбе и друзьях «Кто такой друг?», «Что такое дружба?».
2. Чтение: Виктор Драгунский «Друг детства». Обсуждение и беседа по содержанию.
3. Пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.
4. Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
5. Чтение В. Осеевой «Три товарища».
6. Чтение стихов о дружбе: Ю. Энтин «Про дружбу», А. Кузнецова «Подружки», Т. Агибалова «У меня теперь есть друг», В. Бережная «Дружба — это теплый ветер…», Л. Квитко «Два друга», В. Викторов «Дружат дети всей Земли».
7. Составление рассказа «Мой лучший друг».
8. Беседа — рассуждение «Зачем нам друзья?».
9. Драматизация сказки «Кот, петух и лиса».
11. Просмотр мультфильма «Самый большой друг», обсуждения и беседа по содержанию.
12. Продуктивная деятельность: рисование «Портрет друга», аппликация «Подарок другу», конструирование из бумаги «Игрушка для друга».
13. Слушание и заучивание песен о дружбе «Настоящий верный друг», заучивание стихотворение «Всем советуем дружить».
14. Разрешение проблемной ситуации «Кто кого обидел?».
Заключительный этап:
1. Составление правил дружбы.
Итоговое мероприятие: викторина «О дружбе и друзьях».
Ожидаемый результат: дети классифицируют сведения о дружбе и друзьях, нормах поведения и правила отношений со сверстниками, улучшится атмосфера в группе.
Номинация:
Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №410»
Месторасположение: Пермь, ул. Капитанская 21
Учебное заведение: "Детский сад комбинированного вида МБДОУ № 29"
Краткое описание работы:
Дата публикации: 2017-09-25 Проект для старшей группы детского сада «Профессии» Демянчук Екатерина Викторовна и Казарян Ольга Сергеевна Краткосрочный проект для детей старшей группы детского сада, в котором описывается каждый день проекта в соответсвии с предложенными заданиями. Детям предлагается различные виды деятельности по выбору, но не уходящие от темы. Дети узнают что то новое, пробуют выполнить соответсвующие названию проекта творческие работы.
Просмотреть свитедельство о публикации
Проект для старшей группы детского сада «Профессии»
Проект в старшей группе «Все профессии нужны-все профессии важны»
Воспитатели старшей группы МБДОУ « Детский сад комбинированного вида №29»
Демянчук Е.В.
Казарян О.С.
Образовательный проект «Все профессии нужны-все профессии важны»
Вид, тип проекта: краткосрочный, творческий педагогический, художественно – речевой. Тема : «Все профессии нужны –все профессии важны».
Длительность проекта: 1 неделя (с11.09 .2017 по 15.09 .2017)
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: старшая группа (дети 5-6 лет).
Цель проекта: создать условия для позитивной социализации дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых и профессиями, в процессе совместной и самостоятельной деятельности через «погружение» в практические ситуации.
Задачи проекта: задачи приоритетной образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»
Формирование позитивных установок к различным видам профессий.
Формирование уважения к людям, к труду, положительного отношения к сверстникам и педагогам.
Развитие желания трудиться.
Воспитание бережного отношения к результатам труда.
Развитие стремления отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в игровой деятельности.
Формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие»
Актуализация, систематизация и расширение представления о мире.
Расширение кругозора и познавательного интереса детей к профессиям.
Развитие конструктивных способностей, мышления, воображения, памяти.
Развитие навыков контроля и самоконтроля.
«Речевое развитие»
Развитие навыков активного речевого общения.
Обогащение и активация словаря; название и назначение современных профессий.
«Художественно-эстетическое развитие»
Формирование потребности в чтении литературных произведений, как источника новых знаний.
Развитие стремления отражать свои знаний и впечатления о труде взрослых в изобразительной деятельности.
«Физическое развитие»
Развитие общей и мелкой моторики.
Формирование здоровьесберегающей компетентности дошкольников.
Задачи для педагогов:
Создание развивающей предметно-пространственной профориентационной среды внутри ДОУ путем организации сетевого взаимодействия.
Формирование у воспитанников системы представлений о профессиях.
— привлечение родителей законных представителей к реализации проекта.
Атрибуты и инвентарь:
— дидактические игры «Профессии»
Различный дидактический материал для чтения
— куклы бибабо «Профессии».
Пазлы «Профессии»
Актуальность проекта:
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детской саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Все это помогает детям расширить представления о действующих профессиях. Работу по ранней профориентации целесообразно организовать в виде сетевого взаимодействия внутри ДОУ и в группе отдельно, по созданию предметно пространственной профориентационной среды.
Работа с родителями
— Изготовление поделок по теме
— Изготовление аппликаций по теме
— Придумывание и написание рассказов о профессиях.
— Сбор иллюстративного материала
— Сбор печатного материала по теме
Этапы реализации проекта
Перед проведением проекта в группе был оформлен мини-музей «Все профессии нужны- все профессии важны».
— декоративные аппликации и рисунки по теме,
— игры дидактические: «Профессии»; «Угадай»; «Стану как папа»; «От малого к большому»; «Орудия труда»; «По признакам»; «Магазин»; «Кафе».
Дневник недели.
Перспективный план проведения «Все профессии нужны –все профессии важны» в старшей группе.
Реализация проекта
Дни недели |
Виды деятельности в течение дня |
Образовательные области |
Задачи |
День первый 11.09.2017 «Все ли профессии нужны, все ли профессии важны?» (вторая половина дня) «Найди, что к чему» |
*Знакомство детей с профессиями; * чтение и разгадывание загадок; * путешествие по выставке «Чудо-профессия»; * Обыгрываем ситуацию: «Кем бы я стал, когда вырос» * Рисование «Профессии» * Развивающие игры для детей «Профессии» * подвижная игра «Посмотри, как мы танцуем» |
Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Коммуникативное развитие |
1.Познакомить детей с историей происхождения различных видов профессий, Желание отгадывания загадок. 2. Предложить детям применить нетрадиционный метод в рисовании 3.Развитие мелкой моторики. |
День второй 12.09.2017 «Кем работают мои родители» (вторая половина дня) Профессии детского сада |
* Делаем поделки из пластилина «Мои мама и папа работают…» * Разыгрывание сказки «Как Егорка поехал в деревню» по ролям. * Дети принимают непосредственное участие в придумывании сюжета сказки. * игра «Знаю все профессии». * рассматривание иллюстраций по теме |
Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Коммуникативное развитие |
1.Развить воображение, путем придумывания собственного сюжета сказки, вызвать интерес к нетрадиционному подходу изучения данного материала. желание отгадывания загадок. 2.В различных видах деятельности, предложить детям применить нетрадиционную технику. 3.Развитие мелкой моторики. |
День третий 13.09.2017 Экскурсия по детскому саду «В поисках профессий» Вторая половина дня Беседа на тему «Какая профессия мне запомнилась в детском саду, почему» |
*Наблюдение за работой поваров, машинистом по стирке белья, врачом, воспитателем *Рисование. «Какая профессия мне запомнилась больше всего» * Беседа «Какая профессия мне запомнилась в детском саду, почему» предположение развитие сюжета. |
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Коммуникативное развитие |
3.Развитие мелкой моторики. |
День четвертый 14.09.2017 Экскурсия на ул. Шереметевский проспект «В поисках профессий» (вторая половина дня) Дидактическое упражнение «Что будет, если…» |
* Рассуждение о том, какая по вашему мнению, самая важная профессия *какие виды профессий повстречались на нашем пути. *беседа по теме упражнения. |
Познавательное развитие Речевое развитие Коммуникативное развитие |
1.Познакомить детей с различными вариантами игр, вызвать интерес к нетрадиционному подходу изучения данного материала. 2.В различных видах деятельности предложить детям применить нетрадиционную технику. |
День пятый 15.09.2017 Аппликация «Профессия на колёсах» (вторая половина дня) Итог мини-выставка детских работ |
* Выполнение аппликации в нетрадиционной технике. *Чтение поговорок и стихов про виды профессий связанных с транспортом * подвижная игра «Организация самостоятельной деятельности по выбору профессий» * Организация мини-выставки * Обсуждение и анализ собственных работ. |
Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Коммуникативное развитие |
1.Вызвать интерес к нетрадиционному подходу изучения данного материала. 2.В различных видах деятельности предложить детям применить нетрадиционную технику. 3.Развитие мелкой моторики. 4.Развитие двигательного процесса-придумывание собственных движений к считалкам. |
Результат реализации проекта:
1. В результате проекта дети познакомились с различными видами профессий.
2. Были организованы для детей тематические выставки.
3. Дети научились различать основные виды профессий.
4. Детьми были созданы творческие работы по прочитанному материалу.
5. Дети сочинили собственную сказку.
7. Дети участвовали в драматизации собственной сказки.
8. Родители воспитанников познакомились с информацией по значимости данной темы, оценили
. .Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №108» г. Саратова
Проект в ДОУ – что это такое? Виды проектов, используемых в детском саду.
Подготовила воспитатель
I квалификационной категории
Сенина Юлия Викторовна
2017 г.
Что представляет собой проектная работа в детском саду?
Еще в начале ХХ в. Профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:
«игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной. Вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовленного детского завтрака, устройство клумб.
К концу ХХ в. Получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.
Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.
1. По доминирующему методу: исследовательские, творческие, информационные, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и его культурные ценности.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности (среднесрочный) и долгосрочный).
Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.
Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.
Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных детей.
Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. Наиболее эффективной является групповая исследовательская деятельность детей.
Тематика проектов самая разнообразная.
Ну, например, ходовой для детских проектов является тема «Семейное дерево» или «Моя семья». Этот проект может реализоваться по-разному – в виде коллективного панно с фотографиями семьи каждого ребенка в группе, либо нарисованного большого дерева, или выставки детских работ на тему семьи ребят.
Суть в том, чтобы не дать детям готовый проект, но дать тему и помочь определить путь реализации проекта: какие применить материалы, кого попросить о помощи, как оформить продукт проекта, как представить его. Причем это относится не только к деткам старшей и подготовительной групп. Малыши тоже делают проекты, которые им по плечу.
Для тех, кто хочет составить проект по всем правилам
Особенности педагогической и образовательной системы в России таковы, что каждый наш шаг должен быть строго по ФГОС. Поэтому даже такое творческое дело как написание проекта требует соблюдения методических рекомендаций Министерства.
Чтобы долго не искать информацию, предлагаю посмотреть в Интернет-магазине «УчМаг», поскольку там есть абсолютно любая методическая литература, включая отличные пособия по нашей теме:
«Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет» ;
«Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ» ;
«Проекты в ДОО: теория и практика развития детей» ;
«Проекты в ДОО. Практика обучения детей 3-7 лет. Программа для установки через Интернет» ;
«Программа развития ДОУ. Компакт-диск для компьютера: инновационный образовательный проект» ;
Для воспитателей ДОУ, учитывая современные требования к педагогу-дошкольнику, в таких методичках можно найти все, что необходимо для грамотного планирования и осуществления педагогической деятельности: как составить проект, что учесть, как оформить результаты и т.п.
Виды проектов в детском саду
В действующей практике детских садов используются такие виды проектов:
Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т.п.;
Творческие задания носят тоже познавательный характер, но результаты исследования представляются в виде театрализованного действия, спектакля, детского праздника;
Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;
Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат исследования в виде ролевого сюжета.
По способу реализации проекта выделяют групповые, индивидуальные, межгрупповые, комплексные
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя» и т.д.;
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года» и т.д.;
творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»,
«Любимые сказки», «Мир природы», «Рябины России» и т.д.;
групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Юганские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия» и.т.д.;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица» и т.д.;
исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье» и т.д..
Может показаться, что эти проекты – что-то слишком сложное для дошкольников. Но дошкольники лишь только знакомятся с этим видом деятельности, готовятся к самостоятельным исследованиям, которые они будут проводить в школе.
Исследовательские проекты
По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.
Информационные проекты
Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.
Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.
Творческие проекты
Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.
Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.
Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).
Игровые (приключенческие) проекты
Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.
Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Практико-ориентированные проекты
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
Открытые проекты
Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.
Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку обходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.
Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.
Индивидуальные и коллективные проекты
Индивидуальный проект - выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования
неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.
Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.
Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.
Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.
Парный проект - осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.
Групповой проект - осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).
Фронтальный (коллективный) проект - выполняется всем коллективом.
Краткосрочные проекты - направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).
Проекты средней продолжительности - рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию); сочинение и постановка сказки).
Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев) - решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).
Видели, наверное, зарубежные фильмы, где дети готовят какие-то проекты, часто вулканы делают, разные приспособления, приносят в детский сад домашнего любимца и рассказывают о нем? Такие виды деятельности чрезвычайно полезны для детей, поскольку расширяют их кругозор, активизируют познавательную деятельность, раскрывают творческие и научные способности.
Название – проекты – для нашего уха звучит очень серьезно. На самом деле, для детей это просто один из видов работы, которая требует проведения исследования и оформления результата в виде презентации. И краткосрочные, и долговременные проекты призваны повышать самооценку ребенка, поскольку изначально взрослый настроен на признание ценности любого результата детского исследования.
Не суть в том, чтобы добиться от ребенка идеального результата исследования, скажем, на тему любимая игрушка. Суть в том, чтобы привить ему интерес к исследованиям и анализу процессов, которые происходят вокруг нас. Вызвать у малышей любознательность и здоровое любопытство – это задача детских проектов.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Проект в старшей группе
Тема: «Моя семья»
Выполнила:
Зиновьева Ю.А.
2015
Актуальность проекта: в проекте представлена планируемая совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получат знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта:
Расширять представления детей о своей семье, родословной.
Установить контакт с родителями для согласования воспитательных мер во взаимодействии с детьми.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Тип проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы 5-6 лет, родители.
Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. НОД
3. Консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?»
4. Выставка «Генеалогическое древо семьи».
5. Выставка рисунков и фотографий «Герб нашей семьи».
6. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
7. Родительское собрание «Моя семья – моя душа»
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
Опрос детей по проблеме;
Определение цели и задач;
Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении;
Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
Выставка «Генеалогическое древо семьи»;
Выставка рисунков и фотографий «Герб нашей семьи»;
Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»;
Досуг с родителями в зале «Моя семья».
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап-заключительный
Обработка результатов по реализации проекта;
Родительское собрание;
Презентация проекта «Моя семья».
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства любви к членам семьи, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Реализация проекта
Этапы | |
1 этап Подготовительный | Опрос детей: «Что я знаю о семье» |
2 этап Основной | НОД на тему «Моя семья» Коммуникация «Моя семья» Рисование «Мама» Коммуникация «Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых». Лепка «Мебель для трех медведей» Коммуникация «Группировка предметов» (одежда, обувь, головные уборы). Конструирование «Мамины косички» |
Чтение художественной литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Гуси-лебеди» «Сказка об умном мышонке» С. Маршак «Мамина работа» Е. Пермяк «Мамина дочка» В.Белов «Косточка» К.Ушинский «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский |
|
Дидактические игры: «Кем быть?» «Закончи предложение» «Кто старше?» «Кто младше?» «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало) «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений) «Собери портрет из деталей» «Составь семью из фигурок» «Радость - или огорчение?» «Назови как тебя дома ласково называют?» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин». |
|
Беседы: «Выходной день в моей семье» «Как я помогаю дома» «Кем работают твои родители» (с использованием альбома) «Как мы отдыхаем» Чтение стихотворений, загадки. Пальчиковая игра «Моя семья» Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики» Консультация «Что такое генеалогическое древо?» Выставка «Генеалогическое древо семьи» Выставка рисунков «Моя семья» |
|
3 этап Заключительный | Подведение итогов в реализации проекта Родительское собрание «Моя семья – моя душа» Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ |
Заключение:
За время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности представлений о семье у детей значительно повысится;
В процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Конспект НОД
в средней группе по теме «Моя семья».
1. Формирование представлений детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья, из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.
2. Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
3. Показать детям, что семья похожа на могучее дерево, схематично составить родословную семьи (Генеалогическое древо)
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыкальное воспитание.
Предварительная работа: рассматривание семейного альбома, рисование рисунков «Моя семья», работа с родителями -создание герба семьи, генеалогического древа, беседа с детьми «Кто кем приходится»
Материалы: дом с рисунками семей воспитанников, Птица- Счастья, солнце с лучами, корзина с сердечками, предметы для сервировки стола, фартуки, изображения с семейными праздниками, презентация на ИКТ семейных гербов и генеалогического древа.
Ход занятия:
Чтение стихотворений о семье.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас сегодня! Мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение и хочу, чтобы оно вас не покидало никогда. Ребята, я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг на друга и передать тепло и доброту, радость от нашей встречи!
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!»
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на домик, это ваши рисунки, что на них изображено?
Дети: Семья!
Воспитатель: Семья-это место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут вместе дружно и счастливо.
А давайте, ребята, вспомним, из каких родственников состоит семья?
Пальчиковая игра «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
Воспитатель: - Вот какая дружная семья! Давайте вспомним, кто старше, а кто младше в семье.
А кто еще может быть в семье?
Дети: Брат, сестра.
У русского народа было много символов счастья. Одним из них была - волшебная Птица - Счастья, одно перо которой может принести человеку счастье. Эта Птица - Счастья прилетела к нам в детский сад. На поисках счастья в сказках всегда отправляется добрый молодец, преодолевая много препятствий и выполняя задания. Сейчас за пером отправится и наш добрый молодец, а задания мы будем выполнять вместе.
1 Перо
1 задание. Игра «Мама – солнышко мое»
Воспитатель: а кто дома самое главное солнышко, которое нас оберегает, согревает своим теплом, заботится о нас? Птица – Счастья приготовила для вас игру «Мама солнышко мое».
Представьте, что солнышко, это ваша мама. Вспомните, какая она? Каждый лучик, это качество, которым обладает мамочка, каждое доброе слово о ней, соберем все лучики.
Посмотрите, ребята, какое у нас лучистое солнышко получилось. Сколько добрых, хороших слов сказали о маме. А какие наши мамы красивые, нарядные. Давайте мамам поможем нарядиться.
2 задание Игра «Нарядим маму»
2 Перо
1 задание.
Воспитатель: Птица – Счастья предлагает нам сыграть в игру «Лопни шары». Нам нужно лопать шары, в которых спрятаны картинки с изображением членов семьи. И расположить их на доске по старшинству.
2 задание
Игра «Кто кем приходится в семье?»
3 Перо
Воспитатель: Каждая семья отмечает праздники, когда все члены семьи собираются вместе, поздравляют друг друга, дарят подарки, накрывают стол, смеются.
1 задание. Презентация
Птица – Счастья дает нам такое задание: «Посмотрите картинки на экране, скажите, на какой праздник мы видим этот предмет дома? »
2 задание. «Сервировка стола»
Воспитатель: К празднику взрослые в семье тщательно готовятся, убираются в квартире, готовят праздничный ужин, сервируют стол. Сейчас мы посмотрим, как сервируют стол ваши родители.
3 задание. Танец родителей с детьми.
Воспитатель: После вкусного ужина можно и потанцевать!
4 Перо
1 задание Игра «Собери сердечки в корзинку» (Под музыку дети передают корзину по кругу, тот на ком музыка остановится, называет доброе дело, в корзинку кладется сердечко.)
Воспитатель: Порадовать своих родных можно не только подарками, но и хорошими поступками, добрыми делами. Встаньте в круг, посмотрите, какую корзинку подарила нам Птица – Счастья. В нее мы будем собирать добрые дела.
2 задание Игра «Накормим наших родителей»
Воспитатель: Это вы сейчас, ребята, большие и самостоятельные, можете помочь своим родителям, а когда вы были маленькими, за вами ухаживали родители, бабушки и дедушки. Теперь попробуйте поухаживать за родителями, предлагаем их покормить.
3 задание Игра «Стирка платочков»
5 Перо Презентация «Семейный герб, генеалогическое древо».
Воспитатель: Ребята, я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное могучее дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (прадедушки и прабабушки). Толстые ветки- дедушки и бабушки, веточки тоньше - мамы и папы, а самые тонкие- это вы деточки. Давайте сейчас мы посмотрим, какие семейные гербы вы подготовили вместе со своими родителями.
Сюрпризный момент - Древо группы.
Воспитатель: Мы в группе тоже живем одной большой дружной семьей, радуемся встрече. Что же такое семья?
Дети (встают полукругом):
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу
Семья – это праздник, семейные даты,
подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем. Волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья-это много домашней работы.
Семья – это важно, семья-это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите!
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы все перья собрали, я предлагаю оставить эту Птицу- счастья в группе, чтобы она нам дарила радость и счастье. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная крепкая, счастливая семья.
Песня
Предварительный просмотр:
Проект для старшего возраста
Тема: «Польза молока»
Выполнила:
Зиновьева Ю.А.
2015
Продолжительность проекта – 2 недели.
Тип проекта - исследовательский.
Участники проекта- дети старшей группы, воспитатели и родители.
Возраст детей – 5 – 6 лет.
Цель проекта: обогатить знания о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.
Задачи проекта:
Для детей:
Расширить знания о молоке и молочных продуктах.
Дать представление о значении молока и молочных продуктов для детского организма, выявить роль молока в жизни человека.
Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию
Для педагогов:
Создать необходимые условия для знакомства детей с молоком, посредством обогащения развивающей среды.
Активизировать совместную деятельность с родителями по формированию у детей осознанного отношения к употреблению в пищу молочных продуктов для развития организма.
Для родителей:
Помочь осознать важность и необходимость употребления детьми в пищу молока и молочных продуктов для здорового развития организма.
Вызвать интерес к совместной деятельности.
Продукты проекта
Для детей: альбом детских рисунков «Пейте дети молоко, будете здоровы». презентация для детей: «Что мы знаем о молоке?», плакат «На лугу пасутся КО…», макет «Коровы на лугу»
Для педагогов: презентация проекта на педсовете; данные материалы могут быть использованы по ознакомлению детей с окружающим миром, в беседе о правильном питании для развития организма.
Для родителей: стенд (мобиль) «Веселая буренка», сборник рецептов «Семейные рецепты блюд из молочных продуктов”.
Ожидаемые результаты по проекту: в ходе работы над проектом мы выясним, что молоко - основа пищевого рациона ребенка. Стакан молока в день - это проверенный веками рецепт долголетия! С молоком наш организм получает все необходимые питательные вещества для нормального развития организма.
Для детей:
Обогатятся знания о молоке и молочных продуктах, о значении их для детского организма и о роли молока в жизни человека.
Разовьется познавательный интерес к исследовательской деятельности, желанию познавать новое (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т. д.).
для педагогов
Повысится педагогическое мастерство по формированию у детей представлений о молоке и молочных продуктах, по применению в работе метода проектов, видеть желание ребят быть активными участниками на протяжении всего проекта
Для родителей
Поможем осознать важность употребления молока и молочных продуктов детьми для здорового развития организма.
Краткое содержание проекта
Этапы | Действия педагогов | Действия семьи |
1 этап Подготовительный | Определение задачи. Разрабатывает содержания образовательно–воспитательного процесса по центрам активности. Подбирает методическую и художественную литературу по теме. Привлекает к сотрудничеству членов семьи. | Ознакомление родителей с содержанием проекта. Помогают собирать литературу о молоке и молочных продуктах Беседуют с детьми о пользе молока и молочных продуктов |
2 этап Основной | 1.Беседы по формированию у детей первоначальных представлений о ценности здорового образа жизни 2.Проведение опытов с молоком. 3.Чтение детям сказок, потешек, пословиц, в которых рассказывается о молоке и коровах, разучивание стихотворений. 4.Коллективная работа по рисованию на тему «Далеко на лугу пасутся ко…», 5.Сбор материала для изготовления стенда (мобиля) «Веселая корова», 6.Изготовление макета «Стакан молока» (какие витамины содержатся в стакане молока) 7. Разрабатывание сценария итогового развлечения. | 1. Помощь детям в оформлении альбома «Пейте дети молоко, будете здоровы», 2.Составление книги рецептов «Семейные рецепты блюд из молочных продуктов”. 3.Совместная деятельность по сбору материала для изготовления стенда (мобиля) «Веселая корова» 4.Помощь детям в исследовании холодильника на нахождение продуктов из молока. 5.Консультация для родителей «Польза молока». |
3 этап Завершающий | Проведение итогового развлечения «Молочные реки» Оформление и подборка наглядного и практического материала для детей. Подведение итогов работы над проектом. | Помощь в организации выставки продуктов проекта: стенд «Веселая корова, плакат «Польза молока». |
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
«Молочные реки»
Ход занятия
Воспитатель обращает детей на стакан молока на столе.
Воспитатель. Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы сегодня поговорим о…
Воспитатель: (воспитатель берет стакан
молока, накрытый салфеткой).
Бесценный клад в моей руке-
Для жизни все есть в нем.
Белки, жиры и углеводы.
А также чудо витамины –
Все хвори с ними победимы.
Шлет привет вам всем корова,
Пейте, дети, вы его, будите здоровы! (Молоко)
Ребята почему так говорят: «Молоко не пьешь, откуда силы возьмешь?»
Ответы детей.
Воспитатель: Часто молоко называют «Источником здоровья». В молоке
есть все полезные и питательные вещества, необходимые для маленького
человека, чтобы быстрее расти и правильно развиваться, это белки, жиры и
углеводы, минеральные вещества (кальций для укрепления зубов и костей)
витамины. Кроме того, молоко – лекарство, благодаря набору в нем полезных
веществ. Молоко взбадривает человека, делает его более активным.
СТИХИ.
С детства пью я молоко, в нем и сила и тепло!
Ведь оно волшебное, доброе, полезное!
С ним расту я по часам и совет хороший дам –
Вместо пепси, лимонада молоко пить чаще надо!
Молоко всем помогает: зубы, десна укрепляет!
Чувствуешь себя легко, если пьешь ты молоко!
Но откуда появляется молоко? Отгадайте загадку
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
Посреди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Слайд. Корова.
К каким животным относится корова? (домашним)
Почему? (живет около дома человека, за ней ухаживают).
В народе говорят: «Корова во дворе, еда на столе»
Одна корова дает молока столько, сколько необходимо одной семье.
А откуда же текут огромные реки молока, чтобы накормить весь большой
город? Ведь молоко на столе у нас каждый день.
Я вам сегодня расскажу, откуда текут молочные реки (дети садятся на
стулья)
Слайд. Ферма с скотником.
В деревнях и селах создаются большие по размерам фермы, где содержатся
много-много коров. За ними ухаживают специальные рабочие. Скотники
кормят коров, убирают и чистят помещение, чтобы коровы всегда
свежую воду.
Слайд. Пастбище с коровами и пастухом.
Пастухи пасут стадо коров на пастбище, они заботятся, чтобы коровы
паслись на просторных, обильных кормами лугах. Многие пастухи берут
себе в помощники умных, обученных собак, которые помогают им следить,
чтобы коровы не отставали от стада.
Слайд. Доярки доят коров. Доильный аппарат.
Доярки доят коров. Это очень тяжелый труд. Когда коров мало их доят в
ручную. А когда коров на ферме много, приходится доить коров
специальными доильными аппаратами.
Слайд. С кормушками для коров, или стойбище в коровнике.
Чтобы молоко текло рекой, чтобы у коров молока было много, необходимо
их хорошо кормить. Недаром говорится в пословице «Корми корову сытнее –
будет молоко жирнее»
А чем питается корова? (летом – травой, зимой – сеном).
Правильно, но не только этим, коровам необходима самая разная еда. За
питанием коров на ферме следит специальный врач, он составляет меню для
буренок.
Утром буренок кормят душистым сеном, в полдень – кукурузным силосом,
вечером – солома от зерновых культур. Коровам очень нравится такое меню.
Слайд. Коровы на лугу.
Но лучшее время – это лето, когда коровы на воле ходят по лугам, сами
выбирают себе лучшую траву: сочную, зеленую, пахучую.
А коровы дают жирное, полезное молоко.
Слайд. Молоковоз – машина, молокозавод.
Молоко с фермы везут на специальных машинах, как вы думайте, как они
называются (молоковоз).
Молоко попадает на молокозавод. Здесь начинается интересный процесс.
Молоко превращается…а во что, давайте я начну, а вы продолжите.
Слайд. Дети отгадали появился продукт.
Чтобы стала жизнь прекрасной, вы на хлеб намажьте… масло.
Все мы любим без обмана деревенскую… сметану.
Знаменит он на весь мир вкусный, кисленький… кефир.
Как репка желт со всех сторон, чем больше дыр, тем лучше он. Сыр.
Я не сливки, не сырок, белый, вкусный… творожок.
а как одним словом называются все эти продукты? Молочные продукты.
А какие молочные продукты вы еще знаете?
Простокваша, сливки, йогурт, ряженка, варенец, морожено, сгущенное
молоко.
Слайд. Прилавок с молочными продуктами.
Молочные продукты поступают в магазин, где мы их покупаем.
Дети встают и подходят к столу, где на тарелках лежат крупы,
прикрытые салфеткой.
Каждый день на завтрак нам в садике подают, молочную кашу. Обратите
внимание на стол (воспитатель поднимает салфетку), ребята, что это?
(Крупы)
Назовите их. (Манка, гречка, рис, пшено, геркулес).
А как будет называться каша из этих круп? (Манная, пшенная, рисовая,
гречневая, геркулесовая).
Я предлагаю вам поиграть, будем кашу мы варить.
Одеваю маски на детей молоко, соль, сахар, рис.
Физкультминутка «Варим кашу»
Раз, два, три,
Кашу нашу горшок вари!
Мы внимательными будет,
Ничего не позабудем!
Наливаем молоко… ведь полезное оно
Мы внимательными будет,
Ничего не позабудем!
Надо кашу посолить
И немного подсластить
Мы внимательными будет,
Ничего не позабудем!
Насыпаем мы крупу…
Мы внимательными будет,
Ничего не позабудем!
Все продукты поместили.
Каша варится: «Пых – пых!» -
Для друзей и для родных.
А теперь все друг за другом
Размешаем кашу кругом!
И попробуем мы нашу
Вместе сваренную кашу!
Её вместе поедим,
Всех – всех кашей угостим.
Ведь варилась – то: «Пых – пых!» -
Для друзей и для родных».
Воспитатель: Молодцы, детишки девчонки и мальчишки, показали, как
правильно нужно кашу варить! А знаете ли вы, что нужно добавить в кашу,
чтобы сделать её вкуснее?
Дети предлагают варианты: добавить масло, варенье, орехи, изюм, клубнику
и т.д.
Воспитатель: а теперь, ребята, предлагаю вам немного поэкспериментировать.
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю стать волшебными художниками и раскрасить наше молоко разноцветными красками.
Для этого в тарелочки с молоком добавляем несколько капель разного красителя. Берем ватные палочки окунаем их в жидкое мыло и дотрагиваемся до центра тарелки с молоком. И что же происходит? Молоко начинает двигаться, а красители перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке! Сейчас объясню, как это происходит: молоко такое же жидкое как вода, только в нем содержатся жиры, минералы витамины и другие вещества. А весь секрет цвета заключается в капле мыла, основное свойство мыла – ликвидировать жиры. Когда мыло помещается в молоко, молекулы мыла стараются атаковать молекулы молока, а те которые содержаться в молоке, стараются избежать нападение и убегают. Вот и бегают они друг за другом, поэтому происходит движение цветов.
Воспитатель: Вот сколько мы нового и интересного узнали о молоке.
Давайте теперь, ребята, сделаем объёмную аппликацию из цветной бумаги «Веселая корова».
Опыт: Взрыв цвета в молоке.
Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:
Цельное молоко
Пищевые красители разных цветов
Любое жидкое моющее средство
Ватные палочки
Тарелка
Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.
План работы:
1. Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
3. А теперь, хотите, верьте, хотите, нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Объяснение опыта: молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.