МИР РЕБЕНКА
Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.
Двигательные навыки
Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.
Способность видеть, слышать, чувствовать
Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.
Понимаем своего ребенка
Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.
Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.
КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ
Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.
Практические советы
Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.
Время игр
Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.
Повседневные дела
Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.
Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.
Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.
ГРУДНОЙ РЕБЁНОК, ребёнок с момента рождения и до конца 1-го года жизни. В этом возрасте выделяют также период новорождённости, который длится 3 недели (у недоношенных - четыре) и заканчивается исчезновением так называемых пограничных (транзиторных, адаптивных) состояний.
Характерной особенностью грудного возраста является увеличение роста и массы тела. Длина тела доношенного новорождённого в среднем равна 50 см, масса тела - 3,0-3,5 кг. Рост здорового ребёнка увеличивается в течение 1-го года жизни на 25-30 см, а масса достигает 10 кг и более. Грудной период характеризуется постепенной адаптацией организма ребёнка к условиям окружающей среды, заключающейся в интенсивном росте и совершенствовании функций всех органов и систем. Температура тела у грудного ребенка на 0,3-0,4° выше, чем у взрослого человека.
Функциональная недостаточность желудочно-кишечного тракта делает грудного ребенка более предрасположенным к острым и хроническим расстройствам питания и пищеварения в результате нерационального вскармливания, воздействия инфекций и других факторов.
Особенности сосудистой системы и терморегуляции предопределяют так называемую термолабильность и возможность развития гипертермических реакций. Анатомо-физиологические особенности кожного покрова грудного ребенка определяют более выраженную активность течения инфекционных и аллергических заболеваний. Подкожно-жировая клетчатка у грудных детей интенсивно нарастает в течение всего этого периода.
В грудном возрасте нередко возникают диатезы.
Для грудного ребенка характерны пониженная возбудимость и быстрая утомляемость коры головного мозга; часто наблюдаются физиологическое косоглазие и нистагм. К концу 1-го месяца нистагм исчезает, движения глаз становятся координированными, ребёнок фиксирует яркие предметы.
С 7-8 недели ребёнок поворачивает голову или глаза на звук (резкий звук вызывает вздрагивание и мигание). Чувство вкуса развито уже у новорождённого; на 3-м месяце жизни здоровый ребёнок достаточно тонко дифференцирует основные вкусовые раздражители. В первые месяцы жизни грудные дети реагируют на сильные запахи. Постоянная и чёткая дифференцировка нескольких запахов возникает к 4-му месяцу жизни.
Окружность головы, при рождении составляющая 34-35 см, увеличивается к году до 47 см. Большой родничок у новорождённого может увеличиваться в размерах после рождения, но затем уменьшается и полностью закрывается к 9-18 мес. Малый родничок обычно закрывается к 3-4-му месяцу жизни.
Нормально развивающийся здоровый грудной ребенок в возрасте 2 месяцев следит глазами за двигающимся предметом, улыбается в ответ на улыбку, гулит, лёжа на животе, поднимает голову и приподнимает грудь; начинает удерживать предметы всей рукой. В 3 месяца он улавливает направление звука, переворачивается со спины на бок, свободно держит голову; тянет предметы в рот, забавляется с игрушками. В 4 месяца реагирует на незнакомое лицо; поворачивается со спины на живот, берёт и удерживает предметы. В 6 месяцев ребёнок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать, поднимается на ноги при подтягивании за руки, делает первые попытки переступать, берёт предметы одной рукой, произносит слоги «ба», «ма» и т. п. В 7 месяцев он рассматривает своё изображение в зеркале, поднимает и тянет в рот бутылочку, ползает, самостоятельно сидит, встаёт на колени; появляются повторения слогов «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д. В 9-10 месяцев поднимается и стоит без опоры; ходит с поддержкой, открывает и закрывает дверцы, берёт мелкие предметы двумя пальцами. С 10 месяцев произносит слова «мама», «баба», выполняет простые требования, понимает запрещение. К 1-му году жизни ребёнок обычно ходит без поддержки, произносит 8-12 слов.
Органы пищеварения грудного ребенка приспособлены главным образом к перевариванию молока. Полость рта относительно мала, язык велик и почти полностью заполняет её. Жевательные мышцы развиты хорошо, что облегчает ребёнку акт сосания. Отделение слюны околоушными, подчелюстными и подъязычными слюнными железами происходит рефлекторно под влиянием различных раздражителей. Количество слюны увеличивается в возрасте 3-6 месяцев. В 6-8 месяцев у детей появляются первые молочные зубы. К концу 1-го года жизни у ребёнка прорезаются 8 зубов. Ёмкость желудка у новорождённого составляет 30-35 мл, увеличиваясь к году до 250-300 мл. На секреторную активность желудочных желёз оказывает влияние характер вскармливания ребёнка. В первые часы (от 3 до 19) после рождения кишечник освобождается от первородного кала (мекония). У детей 1-го месяца опорожнение кишечника происходит 5-7 раз в сутки, со 2-го месяца реже - 3-6 раз, к году - 1-2 раза. Испражнения здорового грудного ребенка жёлтого цвета с кислым запахом (при искусственном вскармливании - более светлого цвета и с резким запахом).
Органы дыхания грудного ребенка несут повышенную нагрузку, так как потребность в кислороде у него больше, чем у взрослого, вследствие интенсивного обмена веществ. Число дыханий в минуту у детей в возрасте от 2 недели до 3 месяцев - 40-45, от 4 до 6 месяцев - 35-40, от 7 до 12 месяцев - 30-35.
С момента рождения ребёнка прекращается плацентарное кровообращение, лёгкие расправляются и наполняются кровью, а зародышевые кровеносные пути (боталлов проток, овальное отверстие и остатки пупочных сосудов) закрываются. Пульс у детей при рождении около 120-140 ударов в минуту, в 6 месяцев - 130-135 и к году - 120-125.
Таким образом, к 12 месяцам жизни основные функциональные системы ребёнка являются достаточно зрелыми для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.
Лит.: Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М., 1960; Руководство по неонатологии / Ред. Г. В. Яцык. М., 2004; Физиология роста и развития детей и подростков: [В 2 т.]. 2-е изд. М., 2006.
Г. В. Яцык, А. А. Степанов.
Кормление
Перед едой на 10-20мин класть ребёнка на животик для тренировки головки и улучшения пищеварения, выведения газов.
Во время кормления и после держать ребёнка в полувертикальном положении для предотвращения срыгивания и газов.
Кормить одной грудью для правильной лактации(кормим правой грудью головку укладываем на левую сторону(как кормили)), т.к. череп ребенка ещё не сформирован он мягкий и важно чтобы давление было более менее равномерное(к 2-3 месяцам разумно купить ортопедическую подушку! четкой фомы)
После еды подержать малыша «столбиком» 15-20мин до отрыжки.
Массаж или купание через 40мин-1,5часа после еды.
Колики: а) положить на стол или колени и погладить ладонью живот по часовой стрелке; затем осторожно согнуть ножки в коленях, приведя их к животику и распрямив(повторить несколько раз упр.)
б) можно прогреть животик детской грелкой.
в) пить маме укропную воду(заварить стаканом кипятка 1ч.л. семян укропа(продаются в аптеке)
В идеале малыш:
Срыгивает не чаще 1-2 раз в сутки.
Нет рвоты, не плачет после кормления, животик мягкий.
Стул
Столько же раз, сколько и кормлений(по большому 2-5 раз в сутки).
Кашица: не настолько жидкая чтобы впитаться в подгузник, но и не оформленный.
Могут присутствовать белые или желтые створоженные комочки молока.
Не чаще 1раза за 6-7 опорожнений может появляться зелень или слизь.
Без крови.
Прививки
В первые 24ч первая вакцина против гепатита В.
На 3-7день вакцина против туберкулёза (БЦЖ-М или БЦЖ).
Здоровье
На 4-й день в роддоме сделают неонатальный скрининг(кровь из пяточки для исследований на наследственные болезни, которые нужно лечить с первых дней жизни: 1гипотериоз, 2муковисцидоз, 3фенилкетонурию, 4адреногенитальный синдром, 5галактоземия) Результаты поступают в поликлинику.
Патронаж новорожденного
Уже на след.день после выписки может прийти участковый педиатр. В течении месяца придёт трижды.
Медсестра 5 раз(как приклаывать к груди, как купать, одевать, ухаживать за пупочной ранкой.
Купание до 3х недельного возраста
(до заживления пупочной ранки)
! В первый день-два после выписки купать нельзя (об этом вам должен сообщить педиатр в роддоме, т.к. сделана вакцина против туберкулёза)
Купать нужно обязательно до кормления, но пока он ещё не голоден. Например перед предпоследним кормлением (около 9 часов вечера). Со временем, ребенок привыкнет к вечернему моциону: ванная, еда, сон.
Для новорожденного продолжительность водных процедур должна быть максимум 5-7 минут. Постепенно, к двум-трем месяцам время можно увеличить до 10 минут, а затем увеличивать примерно на 1 минуту в неделю.
Руки купающего следует тщательно вымыть с мылом, ногти коротко остричь, на ухаживающем за ребенком не должно быть ничего, чем можно повредить кожу младенца: кольца, часы, булавки и т. д.
Перед купанием ванночку надо помыть с мылом и обдать кипятком. Подготовить все необходимые для купания предметы: кувшин и воду(на 1С холодней воды в ванне) для обливания ребенка после купания, термометр для измерения температуры воды, мягкую рукавичку из байки или марлевую салфетку для намыливания, детский крем или стерильное растительное масло для обработки складок кожи. Заранее должно быть приготовлено и разложено на столе чистое белье. Зимой его рекомендуется прогреть (завернутое в чистую пеленку белье кладут на батарею центрального отопления, на печку, прикладывают к нему грелку и т. д.).
Приготовить 5% раствор (на 5 гр порошка – 100 мл кипяченой воды, отфильтровать через три слоя марли). Этим раствором обрабатывать пупочную ранку. Для купания – добавлять несколько капель в воду, до слабо розового цвета!
Купать в кипяченой воде температуры 37-37,5 "С. В комнате, где купают ребенка, не должно быть сквозняков, оптимальная температура воздуха 24-26 "С (не ниже 22 "С). В ванночку наливают сначала холодную, а затем теплую воду. Даже если в ванной уже плавает термометр, все равно проверьте температуру воды, опустив в нее свой локоть. При температуре 37 градусов кожа локтя не ощущает ни тепла, ни холода. Уровень воды в ванночке должен быть не более 10- 15 см, чтобы после погружения в нее ребенка над поверхностью воды находилась верхняя часть груди и голова(по плечики в полусидящем положении) Очень важно правильно погружать ребенка в ванну. Левой рукой надо охватить левую подмышку ребенка. Затылок и голова в этом случае опираются на Ваше плечо. Правой рукой поддерживается ягодичная область малыша. После погружения ребенка в воду можно оставить ножки свободными, но голову и туловище ребенка обязательно поддерживать левой рукой и предплечьем. Опустив малыша в воду, не надо стразу начинать его мыть. Дайте ребенку привыкнуть к нахождению в ванной. Опускают ребенка в воду медленно, вначале ножки, затем туловище. Головка располагается на локтевом сгибе взрослого, пальцы этой же руки поддерживают ребенка под коленками. Можно не пользоваться мочалкой, а намыливать ребенка рукой. Мягкими круговыми движениями моется голова, шея, подмышки, верхние конечности, грудь, живот и нижние конечности. Намыленные участки тут же ополаскиваются. Область промежности обмываются последней. В воду при купании можно добавлять отвар череды или ромашки. Если же ребенок плохо засыпает, то подойдет ванна с пустырником или валерьяной. Но, делая любую травяную ванну (особенно с валерьяной), обращайте внимание на запах в ванной комнате. Если запах очень резкий, «бьющий» в носик ребенку, то в таком случае малыш может начать сильно плакать и отказаться от водных процедур еще на долго. Новорожденного не следует тереть, так как это может повредить кожу, осторожно промывают естественные складки кожи. Смыв мыло с ребенка, вынимают его из ванны и, повернув спинкой вверх, обливают из кувшина теплой чистой кипяченой водой (температура воды для обливания на 1 "С ниже, чем температура воды в ванне), заворачивают в заранее приготовленную теплую простыню. Обсушивают ребенка осторожным прикладыванием мягкой простыни к телу, во избежание травматизации кожи растирать ее не следует. Затем смазывают складки кожи детским кремом или стерильным растительным маслом, одевают в чистые теплые распашонки и укладывают в кроватку. После небольшого отдыха в 21 ч приступают к кормлению.
Массаж
На первом месяце под запретом! – младенец должен адаптироваться к новым условиям жизни. Позже курс должен длиться не больше 20дней, затем нужен перерыв на 2-3 недели.
Сон
Причины просыпания: колики, перевозбуждение перед сном, голод.
«Спокойная бессонница» - ночные бдения ребёнка. Когда он внезапно просыпается и начинает потихоньку лепетать, играть с тем, что попадёт под руку: краешком одеяла, пустышкой, собственными ручками и ножками, словом, сам себя развлекает и убаюкивает. Не вмешивайтесь! Малыш немного поворкует и уснёт.
Одевание (не кутать!)
Головку при постоянной температуре воздуха в комнате 22-24 "С не покрывают.
холодно (ниже 18 град.): боди + комбинезон слип + пинетки
нормально/тепло (18-23 град.): боди + штанишки
тепло/жарко (выше 23 град.): боди + носочки
на ночь: комбинезон слип
Когда Ваш малыш находится в пеленках, то его лучше одеть чуть теплее, потому как он лишен возможности двигаться и согреваться за счет своего движения. Ведь активные мышечные сокращения способствуют выделению тепла, а значит, согреванию. Поэтому, дети, которых не пеленают, подвергаются гораздо меньшему риску замерзнуть.
Во время сна ребенка нужно укрыть легким одеялом или пледом.
ПРОГУЛКА:
Собираясь с ребенком на прогулку, некоторые придерживаются следующего правила – одевать ребенка так, как оделись сами, но добавив один слой одежды.
лето (жарко) – боди с коротким рукавом + носочки, совсем маленькому -
легкий плед
лето (тепло/ветрено)- боди с длинным рукавом
лето (прохладно/сыро) – боди+штанишки+вязанный комбинезон, плед
осень/весна (вы уже в пальто или еще в пальто) – боди+штанишки+вязанный
комбинезон+теплый комбинезон, плед
осень/зима (мороз!) - боди+штанишки+вязанный комбинезон+теплый комбинезон, меховой конверт+ трикотажный чепчик и теплую шапка
Как проверить :
Чтобы определить, комфортно ли малышу, нужно пощупать кожу на шее и в верхней части спины. Если она горячая или, и что хуже, влажная, то малышу жарко и нужно срочно принимать меры во избежание сильного перегревания. Для этого снимите с ребенка часть одежды. В случае сильного перегревания, малыш кричит, беспокоится. Кожа приобретает красный оттенок, пульс учащен. Нередко повышается температура. Тогда нужно полностью раздеть ребенка, напоить его водой и спустя 10 -20 минут измерить температуру тела. Зачастую она опускается до нормальной или немного выше. Но если температура не пришла в норму, то можно протереть шею, подмышечные впадины, локтевые сгибы, паховые складочки, область под коленками салфеткой или ватой, смоченной прохладной водой – это усилит теплоотдачу.
Определить, не холодно ли ребенку, можно, пощупав его нос. Если нос холодный – ребенок замерз. Если кожа малыша становится бледной, то это также значит, ребенок мерзнет.
Расчесывание
Расчесывать малыша нужно примерно раз в два дня, используя специальную мягкую щеточку с натуральным ворсом аккуратно счесывая корочки.
Сон
Родители должны знать, что постоянное пребывание ребенка в коляске вредно (раздражение вестибулярного аппарата), что укладывать его рекомендуется без подушки, но с приподнятым головным концом кровати, либо с подголовником(ортопедической подушкой) высотой 2-3 см. Оптимальные размеры подкладываемой клеенки 15x20 см.
Одежда малыша
Одежда ребенка первого месяца жизни – из мягких, натуральных (хлопчатобумажных или льняных), легко стирающихся тканей, которые можно кипятить; просторная, обеспечивающая свободу движений растущему организму, должна защищать от переохлаждения и перегревания, создавать ровный микроклимат без резких температурных колебаний. Перед употреблением все предметы следует хорошо выстирать и прокипятить «детским» мылом. Белье ребенка 1-го месяца жизни проглаживается с обеих сторон.
Детская комната
В комнате, где стоит кроватка ребенка, необходимо дважды в день проводить влажную уборку и не менее 5-7 раз проветривать ее (по 15-20 минут). Температура воздуха должна быть постоянной, в пределах 20- 22 "С, освещение – умеренным. Очень важно поддержание в доме спокойной обстановки, тишины, так как ребенок с первых же дней жизни реагирует на громкий звук.
Детская кровать ставится в самом светлом месте комнаты, но так, чтобы ребенок не находился под прямыми солнечными лучами, на сквозняке или около отопительных приборов. Рядом с кроваткой рекомендуется поставить пеленальный столик, на котором в дальнейшем можно будет делать ребенку массаж и гимнастику.
Прогулка
Если ребёнок родился осенью или зимой на прогулку с ним выходят с 2-3-недельного возраста, в зависимости от погоды. На первую прогулку выносят при температуре воздуха не ниже – 5 "С, сначала на 10-15 минут, затем на 30-60 минут 2 раза в день. К месячному возрасту пребывание ребенка на свежем воздухе должно составлять не менее 1,5 часа. В холодные дни прогулки желательно совершать чаще, но продолжительность их сокращают до 20-30 минут. Детей нужно приучать к прогулкам в любое время года, ни в коем случае не кутать ребенка.
Ежедневный туалет
Он производится перед первым, или вторым кормлением в определенной последовательности. Начинают его с умывания лица теплой проточной кипяченой водой (чистой рукой или смоченным ватным тампоном). Глаза обрабатывают стерильным ватным тампоном, смоченным водой, по направлению снаружи кнутри, для каждого глаза отдельным тампоном. Туалет носа производят при помощи стерильных ватных фитильков, смоченных стерильным растительным или вазелиновым маслом. Ушные раковины обтирают влажной отжатой салфеткой. Часто за ушами ребенка образуются опрелости, корочки, поэтому после промывания и просушивания складки за ушами протирают вазелиновым маслом или детским кремом. Следует обратить внимание матери на места, где чаще всего образуются опрелости: складки за ушами, шейные, подмышечные и паховые области. Категорически запрещается в профилактических целях применение мазей с антибиотиками и гормонами. Кожу ребенка можно обработать растительным маслом, прокипяченным на водяной бане в течение 10 минут и охлажденным. Ягодицы и промежность моют детским мылом под проточной водой. Девочек подмывают в направлении спереди назад во избежание заноса инфекции в мочевые пути. Подмывать ребенка следует также после каждого мочеиспускания и дефекации.
Уход за пупочной ранкой
До полного заживления пупочной ранки патронажная сестра посещает ребенка ежедневно. Она должна иметь при себе набор следующих средств для обработки пупка: 5 % раствор марганцовокислого калия, 2-3 % раствор перекиси водорода, 70 % спирт, стерильный материал (ватные и марлевые тампоны, салфетки). При каждом посещении новорожденного сестра осматривает и производит обработку пупочной ранки 2-3 % раствором перекиси водорода, спиртом, а затем раствором марганцовокислого калия (можно использовать бриллиантовую зелень).
Уход за полостью рта новорожденного
Слизистая рта у младенца очень нежная, легко ранимая, она не требует обработки, если нет признаков молочницы. При появлении молочницы слизистую рта рекомендуют смачивать 2 % раствором питьевой соды (1 чайная ложка на 1 стакан кипяченой воды комнатной температуры). Мать нажимает большим пальцем на подбородок ребенка, чтобы он открыл рот, и обрабатывает слизистую рта тампоном, смоченным содовым раствором. Процедура повторяется каждые 2-3 часа перед кормлением ребенка. Элементы молочницы можно обрабатывать раствором буры в глицерине, порошком нистатина.
Соски, бутылочки следует тщательно кипятить. Стерильные пустышки (их должно быть 5-6) следует менять несколько раз в день, держать в стерильной баночке с закрытой крышкой.
Грудной ребёнок - ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденности, продолжающийся 4 нед. после рождения (см. Новорожденный ) и грудной возраст (от 4 нед. до 1 года). В грудном возрасте ребенок растет и развивается очень интенсивно; в этом возрасте во многом определяется его дальнейшее умственное и физическое развитие. Организм Г. р. очень восприимчив к различным внешним воздействиям и заболеваниям, поэтому ребенок нуждается в особенно тщательном уходе.
Развитие нервной системы происходит очень быстро. К концу первого года масса головного мозга увеличивается в 2 1 / 2 раза. Совершенствуются органы чувств, развиваются положительные и отрицательные эмоции; движения становятся координированными, целенаправленными. Появляются все новые условные рефлексы. Начинает развиваться речь.
К концу 1-го мес. ребенок начинает фиксировать взгляд на предметах, при появлении чувства голода - плачет, сосет пальцы. При близости материнской груди оживляется, поворачивает головку, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее. Если прикоснуться к подошвам ребенка, лежащего на животе, он начинает отталкиваться ногами и пытается ползти (рефлекс Бауэра). При поддержке под мышки ребенок опирается ногами. Во время пеленания размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается, В этом возрасте дети спят около 20 ч в сутки.
В возрасте 2 мес. ребенок обычно хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько минут; лежа на животе, приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или достаточно громком звуке перестает сосать. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам. В ответ на обращение к нему малыш реагирует более определенно и разнообразно - улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним «гулит» или издает неопределенные звуки. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.
В возрасте 3 мес. ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 мин , свободно переворачивается со спины на живот; лежа на животе, приподнимается и следит за движущимся предметом.
Хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущимся предметом. Появляется четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки открывает рот, тянется к груди или к еде. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок. Движения рук становятся более свободными и целесообразными: ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку.В возрасте 4 мес. ребенок садится при поддержке или опоре, но удерживать прямо спину еще не может. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет их в руки, ощупывает, тянет в рот. Приподнимаясь, опирается только на ладони. Постоянно «гулит», издает мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется, различает некоторые цвета.
В возрасте 5 мес. ребенок хорошо знает мать, не идет на руки к незнакомым лицам. Различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения становятся более уверенными, ребенок берет игрушки и подолгу удерживает их в руках. Поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ногах.
В возрасте 6 мес. ребенок самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Свободно играет с игрушками - перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку. При виде пищи открывает рот, может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба и др.
В возрасте 7 мес. ребенок ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Хорошо повторяет слоги: ма-ма, па-па, ба-ба.
В возрасте 8 мес. ребенок свободно ползает, цепляясь за кроватку, встает и сам садится. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной: отмечается интерес или удивление при появлении новой игрушки, незнакомого лица. Он ищет взглядом нужный предмет и настойчиво стремится достать его. Подолгу играет с игрушками, рассматривает их.
В возрасте 9 мес. ребенок может выполнять довольно сложные движения - перебирает кубики, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой, до свидания» и др. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры; держась за предметы или руку, ходит. Садится из вертикального положения.
В возрасте 10 мес. ребенок сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась лишь за руку, за стулом или коляской. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Хорошо подражает движениям взрослых. Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить простые слова, называет отдельными слогами окружающие предметы и животных.
В возрасте 11-12 мес. ребенок хорошо ориентируется в пространстве - встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела. Понимает запрещения и выполняет многие просьбы. Произносит отдельные короткие слова и знает их. Словарный запас - около 10 слов. Спит 14-16 ч в сутки.
Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка дана на рис. 2.
Водные процедуры начинают обычно в 3-4-месячном возрасте с влажных обтираний, постепенно и осторожно. Вначале в течение 1 1 / 2 -2 нед. кожу ребенка 2 раза в день растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. После сухих обтираний начинают влажные. Для этого рекомендуют пользоваться варежкой из мягкой махровой ткани. Ее смачивают в воде, отжимают и равномерно растирают кожу туловища и конечностей. Растирают постепенно отдельные участки тела, остальные в это время находятся под одеялом. Температура воды вначале 35-36°, через неделю 32-33°, затем каждый месяц температуру снижают на 1°, но не ниже 30°. Обтирания проводят обычно после утреннего сна в течение 4-6 мин .
Массаж (рис. 3-5 ) и гимнастика (рис. 6-20 ) способствуют развитию всех органов и систем организма, правильному формированию скелета и мышц. Их начинают обычно с 1 1 / 2 -2 мес. Комнату хорошо проветривают, температура воздуха в ней должна быть не ниже 20°. Для занятий удобен стол высотой около 70 см , покрытый сложенным в несколько слоев одеялом, клеенкой и пеленкой. Летом занятия можно проводить на воздухе, в тени, при температуре не ниже 20°. Для процедур лучше выбирать одно и то же время - за 30 мин до еды или через 1-1 1 / 2 ч после нее. Каждое упражнение или прием массажа повторяют от 2 до 6 раз, общая продолжительность занятия не больше 10-12 мин . Можно проводить их и 2 раза в день. Массаж улучшает кровообращение и в коже и мышцах, они становятся более эластичными и упругими. Основными приемами массажа для ребенка грудного возраста являются поглаживание и растирание. Их делают легкими, нежными и плавными движениями от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к паховой складке и т.д.). Во время массажа рук и ног ребенка им придают положение легкого полусгибания.
Иногда можно услышать мнение, что сразу после рождения ребенок ничего не видит и не слышит, и что развитие этих функций происходит со временем. Однако это не совсем так. В этой статье мы попытаемся разобраться, когда новорожденный начинает видеть, и как это происходит.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Когда, что и как видят новорожденные
Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.
Особенности зрения новорожденного
1. Что видит новорожденный?
- Сразу после рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света;
- из общей размытой картины ребенок различает крупные предметы;
- Затем начинает следить за их перемещениями, а также за проходящими родителями;
- В 3-4 месяца малыш следит за движущимися игрушками;
- К 6 месяцам ребенок может наблюдать за мелкими объектами и узнавать «своих».
2. На что любит смотреть малыш?
- Большее всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей. Чаще всего предметом их любви становится лицо папы, благодаря отчетливым чертам, бороде или усам;
- Изменение в привычном облике родителя может вызвать недовольство малыша. В лучшем случае он просто отворачивается, хуже, начинает ;
- Еще новорожденные любят разглядывать черно-белые узоры, фигуры или фотографии.
3. Как видят новорожденные дети?
- В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
- В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
- Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
- Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;
4. Как наладить контакт?
- Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд. Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
- После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
- Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
- Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше — сбоку, либо за ножками;
- Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.
Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.