Не так страшно получить характеристику, как ее написать.
Характеристику на малыша дошкольного возраста обычно составляют для детского общеобразовательного учреждения, т.е. для детского сада. Перед написанием необходимо понаблюдать за малышом, чтобы характеристика полностью совпадала с действительностью. То есть, нельзя писать то, чего нет.
Долгие наблюдения помогут определить характер, поведение, отношение к сверстникам, отношение к родителям, воспитателям. Выявить ту или иную агрессию по отношению к людям. В листе с характеристикой необходимо учесть все отрицательные и положительные факторы.
При этом учитываются и другие немало важные факторы. Помимо характеристики на ребенка, также составляется и на родителей малыша. Учитываются все детали проживания, условия, поведение матери и отца.
Рекомендационное письмо школьного возраста составляют для поступления в школу. В нем также учитываются плюсы и минусы. Школьный возраст уже осознанный. Дети этого возраста уже четко знают, что они хотят, а что нет. Умеет воспринимать критику, хоть и не с особым удовольствием. В этом возрасте он все понимает. Уже приблизительно знает, кем хочет стать в жизни. Какую профессию получить. Постепенно вырабатывается своя точка зрения на окружающий мир и поступки.
При написании характеристики в школу, также стоит учесть жилищные условия семьи. Как и где он живёт. А главное, с кем. Как эти условия сказываются на психологическое состояние в кругу семьи. Насколько ему комфортно или не комфортно. Особенно стоит уделить большое внимание в отношении к родителям. Насколько они идеальны или наоборот.
При составлении рекомендационного листа большую роль играют непосредственно сами родители. Стоит обратить внимание на психологическое состояние матери и отца. Нужно отметить особым вниманием посещение кружков. Чем воспитанник учреждения любит заниматься в свободное время. К каким предметам у дитя имеются способности. Отметить успеваемость в школе. Если есть какие-то грамоты также нужно написать.
Ребенок инвалид особенный. Травмы могут быть получены в связи с аварией или с самого рождения. Такие дети отличаются своей особенностью в характере. Чаще всего они не несут агрессию. Доброта в душе помогает справиться с не понимаем окружающих при взгляде на них.
Дети инвалиды такие же, как и здоровые. Единственное, это физические дефекты, которые не дают в полной мере наслаждаться жизнью. Они также занимаются, учатся, ходят в разнообразные секции и кружки. Стараются не выделяться среди сверстников. Но все же без внимания не остаются.
В написании характеристики должно говориться о том, что ребенок особенный. Описать его физическое состояние и диагноз. Такая характеристика предоставляется в ДОУ.
как решить Вашу проблему?
Порядок составления характеристики
- В самом начале характеристики нужно указать, о ком именно идет речь. Обязательно нужно указать имя и фамилию ребенка. Без этих данных будет неизвестно, про кого именно идет речь.
- Указать точное название учреждения. Чтобы иметь четкое представление, где именно обучается ребенок.
- Указать число, месяц и год рождения.
- Составляется более развернуто, все положительные и отрицательные качества.
- Написать про родителей. Взаимосвязь между матерью с ребенком и отцом.
- Четко изложить отношения в семье между супругами, если такая информация имеется. Не полагаться на слова посторонних людей. Писать конкретно по факту.
Информативные сведения о ребенке составляются, учитывая все его данные, это:
- ФИО. Фамилия Имя Отчество.
- Дата, месяц и год рождения.
- Написать кратко информацию о семье. ФИО мамы и папы, а также других проживающих родственников. Дата рождения родителей и родственников. Сколько человек в семье. Описать бытовые условия в семье.
- Написать название посещаемой группы. Откуда прибыл: детский сад, общеобразовательная школа, детский дом.
- Поведение в адаптационный период.
- Степень культурных и гигиенических навыков.
2. Особенности познавательной деятельности
Познавательная деятельность детей:
- Описать насколько развито внимание.
- Насколько хорошо воспринимает информацию.
- Как хорошо ориентируется в пространстве.
- Уделить внимание памяти. Насколько она развита. И какая память преобладает.
- Особенность речи. Хорошо ли развита речь. Хорошо ли развито чтение.
- Мышление. Насколько хорошо развито мышление. Как быстро он принимает решения в той или иной сложившейся ситуации.
- Насколько хорошо дите усваивает информацию: в школе, в садике и т.д.
3. Особенности трудовой деятельности
- Трудовые навыки. Состояние.
- Навыки пользоваться карандашом, ручкой, фломастером, линейкой.
- Какую характеристику можно дать изделиям созданные школьником или малышом дошкольного учреждения.
- Насколько дети самостоятельные. Как хорошо выполняют полученные задания.
- Осознает ли он цель в трудовой деятельности.
4. Особенности игровой деятельности
Игровая деятельность влияет на детей. Она помогает быть активней, вырабатывать характер при помощи игр:
- Насколько малыш активен. Берет ли он инициативу в свои руки.
- Какой характер в игре. Как он себя ведет.
- Какие игры нравятся. В какие часто играет. Какой стиль игры предпочитает. Отношение в момент игры со сверстниками.
- Как он отдается игре. Как быстро ему перестает нравиться.
5. Особенности эмоционально-волевой сферы
- Нервная система дитя. Какой тип: сильно возбудимый, уравновешенный, буйный неустойчивый, тормозной.
- Как дети относятся к своим сверстникам. Какое настроение чаще всего преобладает, отношения со взрослыми.
- Какие черты характера: добросовестный, послушный, помогающий, мягкий, внимательный, добрый. Какие черты отрицательные: постоянно врет, не выполняет задания, не слушается, часто упрям.
- Что у него лучше всего получается. Возможно, он хорошо рисует, поет, танцует, занимается физическими упражнениями связанными с какой-то секцией.
- Здесь стоит сделать общий вывод о воспитаннике. Насколько хорошо усваивает программу. Если есть проблемы с психикой, обратить особое внимание. Если ребенок неуправляемый следует написать про его перевод в другое учреждение. Возможно, у ребенка наблюдаются дефекты.
- Поставить дату и подпись в конце составленной характеристики.
Положительная характеристика хорошо помогает в дальнейшем будущем. Это касается поступления в высшее учебное заведение, в хорошую школу, детский садик. Также характеристика помогает лучше узнавать детей. Узнать их изнутри. Понять их сущность. Характеристика может составляться в случаи ненадлежащего ухода за дитём.
Характеристика может понадобиться в таких случаях:
- Перевод воспитанника в специализированное учебное учреждение или детское образовательное учреждение.
- Для психиатра.
- Детей инвалидов.
- Органы опеки.
- Школьной карты.
- Понаблюдать за объектом. Иначе оценка может быть необъективной.
- Наблюдать стоит в более естественных условиях.
- Тщательным образом узнать характер. Положительные и отрицательные стороны ребенка.
- Изучать объект нужно в разных видах деятельности.
- Все написанное должно быть полностью правдивым, без вымысла.
- Нужно определить отношения с родителями и остальными близкими людьми. Такими как: бабушка, дедушка, тетя, дядя. Но только если они проживают рядом и имеют постоянный контакт с ребенком.
- Необходимо предоставить информацию о здоровье объекта. Возможно, родители тоже захотят что-то добавить про свое чадо.
- В самом конце стоит сделать подводящий итог. Можно добавить рекомендации за какие-то определенные заслуги.
Образец написания характеристики на ребенка
Если ознакомиться заранее с правильным написанием характеристики, то ее составление не будет столь сложным и долгим. При написании стоит не поддаваться своим положительным или отрицательным эмоциям. Необходимо изложить достоверные факты из жизни самого воспитанника учреждения. В начале документа обязательно должно быть указано, для кого предоставляется характеристика.
- Общие данные. Фамилия, имя, отчество. Дата рождения.
- Место рождения и адрес. Где проживает.
- Состав семьи. С кем проживает. Сколько человек в семье.
- Состояние здоровья на сегодняшний день.
- Написать об авторе характеристики. Кем он является ребенку. Фамилия, имя, отчество. Воспитатель, классный руководитель, руководитель детского дома и так далее.
- Оценить поведение воспитанника. Насколько ему нравится посещать то или иное заведение. Насколько активен. Общение со сверстниками.
- Если учитывается детский сад. Описать самостоятельность малыша. Что он умеет. Насколько он инициативен и любознателен.
- Описать как можно более подробно. Насколько дите любит учиться, его успеваемость, стремление к знаниям, насколько развит. Как себя ведет со сверстниками, отношение к учителям, педагогам, воспитателям. Какие интересы. Любимый вид игры. Написать как можно более подробно.
Фамилия. Имя. Отчество ребенка.
День, месяц и год рождения.
Название учреждения. Город.
ФИО воспитанника и полная дата рождения.
Какого числа поступил, в какое учреждение, группа.
В какой группе обучается на данный момент. Название группы.
Мама. ФИО. Образование матери. Какое заведение закончила.
Папа. ФИО. Образование отца.
Написать с кем и по какому адресу проживает воспитанник учреждения. Кто проживает помимо матери и отца. Если ребенок сирота: кто опекун.
Описать опрятность воспитанника. Каким его приводят родители. Если ребенок неопрятен, стоит более подробно учесть этот факт.
Поведение: неустойчивое, агрессивное, доброжелательное.
Пишется только в том случаи, если у воспитанника учреждения есть отставания в развитии. В чем именно это проявляется. Как это сказывается.
Игровая деятельность: описать в какие игры любит играть, поведение в данной игре, берет ли на себя главную роль в игре.
Усваивает ли дите программу. И какой уровень усвоения: низкий, средний, высокий. Объяснить очень детально почему. В чем это выражается.
Речевое развитие. Описать детально.
Положительные черты воспитанника учреждения. Какие именно.
Хорошо перепроверить текст, чтобы вся информация была записана. Если что-то пропущено, следует дописать.
В конце текста поставить дату.
Указать кто составлял лист: председатель, воспитатель, психолог, учитель-логопед, руководитель учреждения, печать учреждения.
Характеристика может выступать в положительном или отрицательном характере. В любом случаи, наблюдения должны идти строго по факту. Характеристику обязательно должен писать человек не заинтересованный. Иначе факты могут быть вымышленными. Имея образец написания, не составит труда написать подробную и качественную характеристику на подопечного.
Уважаемый читатель, наша статья рассказывает о типовых решениях юридических вопросов.
как решить Вашу проблему?
Информация на сайте публикуется в ознакомительных целях. Редакция ProstoPozvonite не несет ответственности за применение информации в текстах и видео на практике. Перед принятием решений настоятельно рекомендуем онлайн-консультацию с юристом.
Характеристика на ребенка
Характеристика на ребенка
ДОУ «» комбинированного вида
Алексей, года рождения, проживающий по адресу Детский сад Алексей посещает с года. Период адаптации прошел благополучно : не болел, быстро привык к детям и взрослым. В настоящее время в детский сад ходит с удовольствием.
Алеша интереса к занятиям не проявляет, на занятиях малоактивен, не собран. Алеша хорошо раскрывается в индивидуальном общении. На занятиях по ознакомлению с окружающим называет предметы, их свойства, качества. Знает домашних, диких животных, называет овощи, фрукты, транспорт, но не всегда пользуется обобщающими словами. Делится информацией с воспитателями о своей семье.
На занятиях по математике умеет считать до 10, но не ориентируется в количественном и порядковом счете. Умеет сравнивать две группы предметов по длине и высоте. Различает и называет геометрические фигуры : квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб. Определяет части суток, путает правую и левую стороны, дни недели.
На занятиях по развитию речи Алексей пересказывает короткие сказки, рассказы по плану. Составляет описательный рассказ по образцу и с помощью вопросов воспитателя. Словарь достаточен для общения со сверстниками. Нарушено звукопроизношение, трудности вызывает определения места звука в слове. При оформлении грамматического строя речи выявлены следующие трудности : затруднено согласование числительных с существительными, прилагательных в роде, числе, падеже. Ошибки наблюдаются в употреблении предлогов. Отмечаются трудности в образовании притяжательных прилагательных.
На занятиях по лепке хорошо развиты технические навыки, поделки получаются выразительными и оригинальными. На занятиях по изобразительной деятельности Алеша рисует по образцу, иногда проявляет творчество. На занятиях по физической культуре мальчик подвижный, но качественно упражнения делать не стремится.
Психолого-педагогическая
характеристика воспитанника
1. Общие сведения : ФИО, дата рождения, точный возраст на момент обследования.
2. Общее впечатление, внешний вид
Опрятный, без особенностей;
Выглядит старше/младше своего возраста, соответствует возрасту;
Опрятный с некоторыми особенностями;
Астения, выглядит соматически ослабленным;
Устойчивый/неустойчивый контакт глазами.
3. Общая характеристика поведения и деятельности
3.1. Особенности контакта со взрослыми, проявление эмоциональных реакций, характер сотрудничества:
Ребенок спокоен, проявляет заинтересованность, положительно реагирует на взрослого, легко вступает в контакт;
Ребенок насторожен, для установления контакта требуется адаптационный период, доступен для контакта;
Ребенок подчиняется взрослому, но коммуникативная активность недостаточная;
Ребенок насторожен, не сразу подчиняется инструкциям, может проявить речевой негативизм, требуются дополнительные усилия для включения в деятельность, на контакт идёт неохотно.
Ребенок возбужден, не может сосредоточиться, проявляет реакцию отказа, раздражительный вплоть до истерики, не удается вступить в контакт;
Проявляет чрезмерную фамильярность, неряшливость. Все сметает со стола, деятельность не целенаправленная, хаотичность, импульсивность, включить в деятельность не удается;
Не вступает в эмоциональный контакт и сотрудничество, молчит.
3.2. Наличие и выраженность интереса к предлагаемым занятиям:
Проявляет выраженный устойчивый интерес к деятельности;
Избирательность интереса, предлагает более легкие или знакомые задания;
В начале деятельности интерес выраженный, но снижается по мере утомления (работоспособность);
Интерес снижается при неудачи. Требуется эмоциональная поддержка для продолжения, та же реакция на замечания, реакция на успех/неуспех (отчётливая, не выражена и т.п.);
Слабый познавательный интерес. Ребенок импульсивен, его интересует не содержание а сам материал, требует новизны, не доводит до конца;
Не проявляет интереса и в деятельность не включается (негативизм, аутично подобные реакции).
3.3. Понимание инструкции и ее характер,(словесная, жестовая):
Понимает словесную инструкцию в полном объеме и действует адекватно;
требуется повторение и уточнение инструкции, нет быстрой концентрации, есть проблемы в понимании, логико-грамматических конструкций, недостатки памяти;
Затрудняется в понимании трудной инструкции, требуется поэтапное предъявление;
Требуется жестовое подкрепление или показ;
Не понимает слов инструкции, жестовое подкрепление не улучшает результаты деятельности, улавливает только предлагаемую форму активности;
3.4. Характер деятельности и степень самостоятельности:
Ребенок действует активно и целенаправленно самостоятельно, может обратиться за уточнением;
В начале деятельности необходима внешняя стимуляция или организация первого этапа, затем действует самостоятельно, но неуверенно (смотрит так или не так);
Ребенок действует импульсивно, находит адекватный способ решения при помощи. Помощь и внешний контроль улучшают результат
Значительные трудности в выполнении задания, может выполнять только со взрослым, поэтапно после обучения может выполнить аналогичное задание;
Помощь малоэффективна, после обучения не может осуществить перенос в аналогичную ситуацию.
5. Особенности саморегуляции и самоконтроль:
внимателен, сосредоточен, возможны единичные ошибки, которые он сам исправляет и замечает, самокоррекция имеется/отсутствует;
ошибки исправляет при помощи;
допускает ошибки, самостоятельно и при помощи их не видит.
3.6. Способность к вербализации по вопросам:
самостоятельно дает словесный отчет;
вербализация только с помощью и по вопросам взрослого;
вербализация невозможна даже с помощью.
4. Личностные особенности
4.1. Общее умственное развитие:
знания об окружающем мире
владение основными мыслительными операциями (сравнение, обобщение и др);
выделение существенных и несущественных признаков предметов и явлений;
способность к обучению.
4.2. Интересы:
сфера интересов;
устойчивость;
избирательность;
осознанность;
активность интересов;
есть ли особые способности к какому либо виду деятельности, в чем они проявляются.
3. Волевые черты характера:
настойчивость;
самостоятельность;
внушаемость;
упрямство;
пассивность;
активность;
целеустремлённость;
решительность;
выдержка;
сосредоточенность.
4.4. Самооценка:
заниженная;
завышенная;
адекватная.
4.5. Особенности аффективной среды:
устойчивость настроения, склонность к аффективным вспышкам, длительность и адекватность переживаний;
реакция на успех и неудачу;
преобладающее настроение, эмоциональная возбудимость;
активность, пассивность.
5. Особенности поведения:
общая характеристика поведения;
выполнение требований взрослых, развитость навыков культуры поведения, наиболее типичные нарушения поведения, чем вызваны, наличие отклоняющего поведения, какие меры воздействия дают лучший результат.
. Особенности общения
Как ведет себя при общении с младшими, сверстниками, старшими:
доброжелателен;
агрессивен;
уравновешен и т.п.;
Положение в коллективе:
пользуется ли уважением,;
чем определяется это отношение, доволен ли своим положением;
проявляет лидерские качества;
социально отгорожен.
Отношение к педагогам: есть контакт, степень доверия, уважения.
7.Динамика изменения личностных особенностей
Основные проблемы в учении, общении, поведении, чем они вызваны.
Диагностика;
Профилактика;
Развитие, коррекция.
Какие положительные изменения:
В характере;
Поведение;
Общении.
Какие отрицательные изменения:
В характере;
Поведение;
Общении.
Дата
Подпись психолога, воспитателя.
Печать и подпись руководителя
образовательного учреждения.
Составление характеристики на ребенка входит в обязанности работников ДОУ. Сведения, указываемые в характеристике, должны быть исчерпывающими и объективными. Мы разработали примерную схему характеристики воспитанника детского сада, которая поможет воспитателям в их работе.
Организационные моменты
Оформление документа происходит с участием психолога, логопеда и воспитателя. Готовая характеристика воспитанника детского сада предоставляется для:
- Поступления в школу.
- Решения юридических вопросов.
- Консультации у психиатра.
- Комиссии при переводе в логопедическую группу или специализированное образовательное учреждение.
- Детей с ограниченными возможностями, которые посещают детский сад.
- Органов опеки и попечительства.
Педагогическая характеристика воспитанника ДОУ — это официальный документ, недействительный без подписи всех лиц, заполнявших бланк. Также необходимы печать и подпись руководителя учреждения.
Шаблон характеристики воспитанника детского сада
Человек, работающий над написанием документа, руководствуется образовательно-воспитательной программой. Педагог делает выводы, учитывая выполнение ребенком ее целей и задач. В характеристике воспитанника детского сада на ПМПК он описывает особенности усвоения учебных умений и навыков.
Документ пишется по примерному плану:
- Общие данные о дошкольнике.
- Физическое развитие.
- Общение с другими детьми.
- Отношение к трудовой деятельности.
- Особенности познавательной сферы.
- Общие и специфические способности.
- Темперамент.
- Преобладающие черты характера.
- Заключение.
Подробный образец характеристики воспитанника детского сада позволит создать оптимальные условия для его адаптации к школе: используя сведения о ребенке и его семье, учитель поможет ребенку безболезненно влиться в еще незнакомый коллектив.
На нашем сайте вы найдете образцы готовых характеристик, составленных воспитателями-практиками на основе своего опыта работы.
Такой документ может потребоваться органам опеки и попечительства (ООП). В нем описываются общие сведенья о ребенке, например, степень усвоения материала, личностные качества, характер, отношения в коллективе и прочие нюансы. Ориентируясь на приведенную информацию, сотрудники ООП дадут свои рекомендации по коррекции выявленных отклонений и оценят степень нужды ребенка в предоставлении опеки. Не менее актуальна характеристика при переводе в другое учебное заведение. Она поможет преподавателям оценить степень подготовки ребенка и его особые качества.
Характеристика на ребенка из детского сада в органы опеки нужна для контроля его развития. Сотрудники ООП смогут оценить работу воспитателей и необходимость предоставления опеки. При выявлении явных отклонений будут внесены определенные коррективы. Малыша могут перевести в другое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) или посоветовать пройти курс лечения у психолога или логопеда. Если причина заключается в недобросовестном отношении родителей к своему долгу воспитывать ребенка, то представители ООП проведут экспертизу жилищных условий. Отца и мать предупредят о возможных последствиях, в числе которых есть лишение или ограничение родительских прав. Общий перечень ситуаций, требующих подобную характеристику, выглядит следующим образом:
- Сироты или дети, пребывающие в неблагополучных семьях и нуждающиеся в опеке.
- Поступление ребенка в школу или перевод в другое учебное заведение.
- Судебные разбирательства, в которых требуется общая характеристика малыша.
- Наличие умственной отсталости, проблем с психикой или речью. Нужда в характеристике появляется из-за необходимости перевода в специальное учреждение, консультации у психолога или лечения у логопеда.
- Дети-инвалиды, находящиеся под контролем ООП и посещающие дошкольное учебное учреждение.
Составляется характеристика при участии воспитателя, психолога и логопеда. Специалисты обязаны будут предоставить полную информацию касаемо личных
качеств, интеллекта и прочих нюансов. При ее прочтении сотрудник ООП должен всесторонне оценить ребенка. Помочь в написании характеристики могут беседы с родителями и участковым врачом. Суть разговоров будет заключаться в выявлении внешних и внутренних раздражителей, влияющих на развитие малыша.
Роль в процессе передачи малыша органам опеки
Педагогическая характеристика на дошкольника является основой для начала процедуры лишения или ограничения родительских прав. Мать или отец вправе попросить составить ее, чтобы доказать неучастие в воспитании ребенка второго родителя. Подобные полномочия также есть у сотрудника ООП. В первом случае маму или папу могут лишить родительских прав. Ребенка оставят жить со вторым родителем. Во втором варианте органы опеки получат основания для подачи искового заявления о лишении родительских прав или отмене опекунства и изъятии малыша. Затем его передадут в специальное учреждение на содержание (детский дом, приют).
Существенное влияние на сотрудников ООП окажет характеристика, содержащая, помимо основной информации о развитии ребенка, сведенья о неучастии в воспитании мамы и папы или обоих родителей сразу. Педагогу необходимо также упомянуть, кто забирает и приводит ребенка. Нелишним будет привести пример беседы с участковым врачом. Специалист сможет поведать, как часто болеет малыш и соблюдаются ли рекомендации по лечению.
Ключевым критерием станет наличие психической травмы у ребенка. Воспитатель должен будет выяснить все подробности и описать в характеристике. Поможет оценить психоэмоциональное состояние ребенка детский психолог.
Последним критерием станет физиологическое состояние. Воспитатель должен следить за ребенком. Если он заметит синяки и ссадины на теле дошкольника, то должен упомянуть об этом в характеристике. Необязательно, что именно отец и мать виноваты, но их неучастие в воспитании, приводящее к повреждениям, также является поводом для аннуляции родительских прав.
Информация, содержащаяся в заключении
Сотрудники ДОУ, составляющие характеристику, должны придерживаться норм учебно-воспитательной программы, принятой в их учреждении. Подобное требование поможет оценить степень усвоения материала дошкольником и увидеть перечень достигнутых им целей. Содержание характеристики выглядит следующим образом:
Озвученные сведенья позволят оптимизировать учебный и воспитательный процесс с целью адаптации и всестороннего развития дошкольника. Педагог также имеет право написать прочие сведенья о воспитаннике. Обычно речь идет о способностях и членах семьи. Другая информация указывается по мере необходимости.
Форма заполнения
Характеристика заполняется в определенной последовательности, соответствуя общепринятому плану. Ориентироваться можно на информацию, приведенную в таблице:
№ | Раздел | Описание |
---|---|---|
1 | Общая информация о воспитаннике | Имя, фамилия, отчество. Диагноз (если есть заболевания или пороки развития). День, месяц и год рождения. Дата начала учебы и предыдущее место обучения (при наличии). Место проживания. Если были длительные промежутки времени, когда ребенок не посещал занятия, то подробно указать причины. |
2 | Описание семьи | Имя, фамилия, отчество (мамы и папы). Место работы родителей. Прочие члены семьи. Кто больше занимается воспитанием малыша (забирает и приводит в детский сад)? Есть ли претензии к воспитанию ребенка родителями (недостаточно времени уделяют, вообще не занимаются)? |
3 | Здоровье воспитанника | Часто ли более ребенок? Хороший ли аппетит? Есть ли проблемы со сном? Описать хронические патологии (при их наличии). |
4 | Знания, умения и выработанные во время учебы навыки | Описание знаний: - Познания в математике: Может отличить понятие «один» от «много»? Умеет считать по порядку? Если да, то указать интервал. Способен ли сопоставить с соответствующей картинкой, названное преподавателем число? Сравнивает путем наложения картинок или знает состав? Умеет решать примеры в определенных пределах? Самостоятельно решает задачи, ориентируясь на приведенные примеры? - Знание цветов: Общие понятия. Указывает на нужные и группирует их? - Форма: Общее понятие. Группирует ли различные виды? Сможет ли по велению преподавателя соотнести предмет с геометрической фигурой? Величина: Общее понятие. Сможет определить вещи по размеру и сгруппировать их по убыванию (возрастанию)? Применяет в своем лексиконе слова, характеризующие понятие? - Ориентация во времени: Знает, что подразумевается под временем? Ориентируется ли? Сумеет назвать по порядку дни недели? Определяет значение день, месяц, год? Ориентация в пространстве: Понимает, что это такое и как в нем ориентироваться? Научился определять положение игрушек по отношению к себе? Описание речи: - Словарь: Хороший ли словарный запас? Если ограничен, то насколько и какими частями речи? Имеются слоговые дефекты при воспроизведении простых или многосложных слов? - Грамматический строй: Что знает ребенок о грамматике? Сумеет ли самостоятельно определить число и род приведенных педагогом слов и найти основные члены предложения? - Произношение: Описание отклонений при выговаривании слов: - во время роста нагрузки речь смазывается; - наблюдается пропуск, смещение, замена и искажение звуков при разговоре. Хорошо ли распознает слова воспитателя? - Речь: Соответствует возрастным критериям? Какие предложения использует во время разговора (простые, сложные)? Может отвечать на поставленные вопросы? В какой мере? Умеет создавать свои собственные предложения по примеру воспитателя? - Умения, характеризующие степень усвоения грамоты: Способен ли полноценно находить части речи в предложении и выполнять звуковой анализ? Сумеет найти слова, которые загадал воспитатель по названным звукам? Сможет читать отдельные слоги? |
5 | Особенности моторики | Описать особенности общей моторики. Если есть отклонения в темпе или ритме движений, то указать какие именно. Охарактеризовать ручную моторику воспитанника: - объем движений; - темп движений; - недостаточность моторики (если есть); - точность или неточность координации движений. Указать в характеристике ведущую рука ребенка. |
6 | Описания деятельности | Описать навыки самообслуживания: - Умеет самостоятельно ходить в туалет? - Насколько хорошо соблюдает гигиену? - Способен ли одеться, обуться (завязать шнурки) и причесаться? - Сумеет поесть? - Научен ли пользоваться столовыми приборами? - Убирает за собой (раскладывает игрушки и книжки по местам, заправляет постель)? Поведать об игровом процессе: - Какие игры нравятся и как много времени им уделяется? - Нравится ли играть определенные роли? - Доводит ли до конца? - Любит следовать правилам? - Как относиться к своим сверстникам в ходе? - Проявляет ли воображение и сообразительность во время процесса? - Насколько хорошо решает конфликтные ситуации? - Использует ли свой опыт, полученный в предыдущих играх? - Может нарушить игру других детей? Оценить творчество: - Правильно ли складывает предметы (матрешку, пирамидку, фигурки)? - Составляет из спичек и прочего материала определенные цифры или фигуры? - Способен ли рисовать? Оценить сложность рисунков. - Умеет лепить из глины, пластилина и прочих материалов? - Может срисовать предмет с образца? Рассказать об отношение к обучению: - Как ведет себя на занятиях? - Мешает ли своим сверстникам и преподавателю? - Как быстро истощается (устает)? - Каков темп работы (быстрый, медленный, хаотичный)? - Способен ли принимать помощь посторонних? Если да, то какую именно (словесную, практичную, обучающую)? - Насколько хорошо преодолевает трудности во время обучения? бросает начатое сразу; не опускает руки до последнего; подсматривает, как делают другие; нервничает; идет за помощью к педагогу или сверстникам; самостоятельно ищет выход из ситуации. |
7 | Личностные качества | Насколько адекватны реакции на окружающую действительность? Активен или пассивен при выполнении определенных действий? Проявляет инициативу (в играх, на учебе)? Насколько уступчив, капризен, плаксив, навязчив или застенчив ребенок? Часто ли проявляет излишнюю раздражительность и агрессивность по отношению к воспитателям или сверстникам? Обманывает своих педагогов? Есть ли в стремление приходить на помощь, говорить правду и защищать других? Хорошо переносит критику? |
8 | Описание нюансов связанных с эмоционально-волевой сферой | Охарактеризовать преобладающее настроение воспитанника: - эмоционально подавленный; - излишне агрессивный; - мрачный; - замкнутый; - озлобленный; - доброжелательный; - спокойный; - пассивный; - легковозбудимый; - постоянно боится потерпеть неудачу; - стеснительный; - пассивный при общении; - неинициативный; - уступчивый; - плаксивый; - капризный; - сразу отказывается от предложений; - склонен к проявлению гнева; - оживляется при выполнении ответственных задач; - проявляет смелость, решительность и настойчивость во время занятий. - легко внушаемый. |
9 | Динамика развития | Ориентируясь на приведенную характеристику, подробно описать насколько быстро развивается ребенок. Желательно упомянуть сильные личностные качества и учебные навыки. |
10 | Рекомендации | Привести рекомендации по коррекции имеющихся отклонений. Важно услышать мнение воспитателя, директора дошкольного образовательного учреждения и учителя–дефектолога. |
Образец характеристики на ребенка в органы опеки из детского сада
Написана характеристика про здорового и общительного мальчика, не имеющего особых отклонений. Вмешательства органов опеки и попечительства не требуется. Прочие шаблоны и бланки можно поискать в интернете или попросить в ООП.
Специалисты (опытные психологи и педагоги) советуют ознакомиться с их рекомендациями перед составлением характеристики:
После составления характеристики руководитель ДОУ поставит свою подпись и печать. Документ станет официальным (юридически значимым) и его можно передавать уполномоченным лицам.
Характеристику дошкольнику обязан составить его воспитатель. Поможет с написанием психолог и логопед. Родители и участковый врач предоставят дополнительные сведенья. Готовая характеристика покажет общую картину развития ребенка. В конце обязательно приводятся рекомендации по коррекции отклонений, если таковые имеются. Сотрудникам ООП подобный документ нужен, чтобы оценить, нуждается ли ребенок в помощи. В прочих случаях характеристику предоставляют при переводе в другое учебное заведение.