Давайте поговорим о такой загадочной легенде и старинном славянском обычае отмечать Ивана Купала. Обсудим традиции, узнаем, как и когда это событие празднуют. Изначально Ивана Купала встречали, начиная с 20 июня - отсчитывая третий день от летнего солнцестояния - то есть до 24 июня (по старому календарю), а с изменением календарной системы - праздник получил новую дату: 7 июля по новому календарю. И теперь каждый год даты не меняются, а значит, и в 2019 году она останется на месте.
Если быть точнее, Иван Купала отмечается в ночь с 6 на 7 июля, и эту ночь можно смело назвать сказочной и загадочной. Считается, что в эту полночь воедино сливаются все четыре стихии - такие, как огонь, земля, вода и воздух - они-то и помогают людям немного заглянуть во что-то «магическое». Девушки гадали на суженого, земледельцы выглядывали приметы богатого урожая.
Есть версия, что само слово «купала» в названии этого праздника образовалось благодаря традиции купаться в этот день, вернее, ночь. Люди собирались на берегах водоёмов - у реки или озера, устраивали празднества сразу после заката солнца 6 июля. Разжигали большие костры, почитая стихию огня, сплетали в венки полевые и лесные цветы и травы, принося их в дар стихии воды, и ждали от нее ответов на заветные вопросы.
И конечно, нельзя не вспомнить про самый особенный цветок - цветок папоротника. Существовала да, наверное, и сейчас существует легенда о том, что в эту короткую летнюю ночь на Ивана Купала, ровно в миг полуночи, - папоротник расцветает. И если человеку доведётся увидеть это цветение, то все его заветные мечты исполнятся.
Давайте узнаем подробнее о традициях и истории этого мистического, древнего языческого праздника. Не обязательно верить или искать место для костра на берегу реки - можно просто подарить себе немного сказочных впечатлений и полевых цветов. А хотите - соберитесь с друзьями на природе, приготовьте шашлыки и побудьте в приятной компании, немного прикоснувшись к традициям наших предков.
Начнём с точных дат. Сегодня календарная дата Ивана Купала - это 7 июля, а вот отмечается он в ночь с шестого на седьмое - от заката 6 июля до заката 7-го. Во времена расцвета язычества славяне считали, что в эту ночь стираются границы между нашим реальным миром и миром чудес.
Мифические герои нашего фольклора такие, как русалки и водяные, лешие и домовые, могут находиться среди людей - им была отдана эта самая короткая ночь года - в день летнего солнцестояния. Ведь тогда этот праздник отмечали 21 июня. Позже дата несколько раз менялась. Когда в жизнь славян пришло христианство, Ивана Купала, так сказать, присоединили к празднованию рождества Иоанна Крестителя, а с переходом на Григорианский календарь дата изменилась соответственно на 7 июля - так и до нашего времени.
Давайте немного поговорим про интересные и любопытные факты, связанные с этим праздником, вернее, вспомним приметы и поверья, сопровождающие этот день. Мы, конечно, не должны быть слишком суеверными, но, если настроение соответственное, добавим немного фольклора и мистики.
Именно 7 июля на Руси начиналась заготовка веников для бани, и считалось, что эти «банные инструменты», заготовленные именно в день Ивана Купала, обладают мощной оздоровительной или целительной силой.
Люди отмечали праздник Купала от заката солнца до рассвета, потому что нельзя было ложиться спать в эту ночь, ведь всякая нечисть бродит среди людей и может натворить что-нибудь в доме, где все уснули. А вот девушек и женщин, которые не участвовали в праздновании могли заподозрить в колдовстве.
История праздника Ивана Купала
Есть две основные версии истории возникновения празднования Ивана Купалы - по одной из них праздник появился в расцвете язычества и название своё получил из-за ритуалов омовения - купания с целью избавиться от болезней и всяческих несчастий. Поэтому различные обряды проводили на берегу водоёмов.
Второй вариант таков - некоторые думают, что день летнего солнцестояния совместили с днём поклонения Купалу - духу полевых цветов и плодов, но он считается менее вероятным, так как не совпадает по датам возникновения праздника и по появлению первых упоминаний этого языческого, но гораздо позднего божества.
Но ведь сам праздник называется не просто Купала, а именно Ивана Купала. Здесь большинство склоняется к версии влияния христианства на язычество, ведь с приходом на Русь новой религии праздник приурочили к дню рождества Иоанна Крестителя, и оттого что этот святой проводил таинство крещения в водах реки Иордан, люди провели свои параллели.
Наибольшая часть обрядов Ивана Купала были напрямую связаны с обожествлением стихий - с огнём и водой, землёй и воздухом. Это объясняет все главные атрибуты, если так можно сказать, праздника. Огонь - большой костёр для танцев, хороводов и ритуальных прыжков; вода - купание в озере или реке, гадания связанные с водами; и, конечно, земля и воздух, которые олицетворялись плодами, травами и цветами, из которых плелись венки. Давайте познакомимся поближе с традициями и обычаями наших предков.
Венки из полевых цветов - девушки собирали цветы и травы, вплетая их в роскошные венки, и носили их всю ночь. Также венки спускали на воду, чтобы немного заглянуть в своё будущее - часто в веночки вставляли зажжённую лучину. Зрелище было очень красивое и загадочное. По огонькам девушки выясняли, чья же любовь будет ярче. Счастливица, венок которой отплывал дальше остальных от берега, могла рассчитывать на долгую жизнь.
Из цветов, собранных на Ивана Купала, делали обереги. Такого типа традиция осталась и сегодня и проявляется тогда, когда мы выбираем себе . Травы сушили, заготавливали травяные сборы на весь следующий год и использовали как средства народной медицины.
Костёр на Ивана Купала - это отдельное действо. Считалось, что в эту ночь он, наравне с водой наделялся очищающими силами. Мужчины и юноши, перепрыгивая через пламя, не только освобождали себя от хворей или сглаза, но и проявляли показную браваду, демонстрируя свою ловкость и смелость. А вот пары влюбленных прыгали через костёр для того, чтобы их любовь была сильной, чистой и неопалимой.
Ну и, конечно же, вода - купание и омовение было и остаётся неотъемлемой частью этого старинного праздника. По преданию, в эту ночь в водоёмах не оставалось ни одного «злого» существа и они становились источниками чистоты, здоровья, удачи и долголетия. Массовые купания были обязательным событием на Ивана Купала, и даже капельки росы или дождя наделялись волшебными свойствами. Ну, и нельзя забыть о цветке папоротника, а вдруг он всё-таки зацветёт в этом году и встретится тому, кому очень нужен. Праздник Ивана Купала уже много веков остаётся в нашей с вами истории - почти каждый знает или хотя бы слышал о нем. И наш любимый Николай Васильевич Гоголь тоже не смог остаться в стороне - очень рекомендую к прочтению его рассказ «Ночь накануне Ивана Купала» - и страшно и романтично.
Сказочное время, наполненная волшебством и тайной – ночь на Ивана Купала. Пожалуй, один из самых мистических народных праздников, который мы с готовностью отмечаем в наши дни.
Иван Купала – праздник, существующий только у восточнославянских народов, и не имеющий аналогов ни в западноевропейской, ни в американской традициях. В обрядовом календаре этот праздник «противостоит» Рождеству, точнее, Коляде. Изначально Купальскую ночь отмечали в день летнего солнцестояния, но с веками в силу многих причин дата его немного сместилась. Сегодня Иван Купала празднуется в июле, седьмого числа.
Древний праздник
Ивана Купала, точнее, ночь накануне праздника можно смело назвать одним из древнейших обрядовых дней в истории. Зародился праздник задолго до пришествия на славянские земли христианства, в те темные времена, когда наши предки обожествляли природу и природные явления. Церковь «приняла» праздник, изменив и ассимилировав его, и сегодня мы отмечаем Ивана Купалу как Рождество Иоанна Предтечи. Однако часть обрядов, совершаемых в Купальскую ночь, осталась неизменной на протяжении многих веков.
Обряды Купальской ночи
Не зря в название праздника присутствует слово «купала» — традиции предписывали обязательно искупаться перед волшебной ночью. Кто-то купался в природном водоеме – озере, реке, ручье, кто-то в бане или даже большой деревянной бочке. Но не выполнить главное требование праздника означало навлечь на себя множество бед и несчастий. Вода, по поверьям, должна была смыть все наносное, скверное, грязное, и обряды нужно было исполнять будучи чистым телом и душой.
Венки
Днем перед праздником девушки плели венки – для себя и для своего суженого. Вручить венок можно было любому понравившемуся парню, а вплетенные в него ветви березы и побеги полыни должны были охранять любимого от нечисти – русалок, мавок, нави.
Ночью же венкам отводилась иная роль – их пускали по реке, гадая на судьбу. Уплыл венок в воткнутым в него горящим огарком свечи – ждет девку жизнь долгая и счастливая, ровная и гладкая, как воды реки. Плеснула волна, загасила робкий огонек – жди беды: болезней, голода, ссоры с любимым. Ну а если затонул венок тут же у берега – и вовсе плохо: смерть придет на двор, унесет болезнь либо саму гадающую, либо кого-то из близких.
По поверьям, дальше, за излучиной, где уже не видно было ни воды, ни берега, уплывшие венки собирали русалки, а потом танцевали в них всю ночь, водили хороводы, пели печальные песни. Ведь русалки – это те же девушки, но утонувшие в тяжелых мутных водах. В ночь на Ивана Купалу вспоминают они о своей земной жизни, выходят на берег, зовут к себе парней и девок, утаскивают на дно.
Костер
Во многих регионах нашей страны и по сегодняшний день принято прыгать в ночь на Ивана Купалу через костер. Но прыгнут надо не с краешку, где и жара нет, и огонь не силен, а через самую серединку – пролететь через огненные языки, дать пламени обнять себя, чтобы сгорели в жарком очистительном огне все горести и беды, все сглазы и наветы.
Купальская ночь – единственное время в году, когда вода дружна с огнем, когда эти противоположные силы объединяются, чтобы защитить человека.
Папоротник
Ну какая же Купальская ночь без поиска цветущего папоротника! Найти в самой темной чаще папоротник-кветку означало обеспечить себя достатком д конца жизни. Ведь папоротник не много ни мало отворял древние клады – пронеси цвет над землей и сможешь видеть «вглубь», в толщу земли. Ну а сам папоротник может «позвать» к кладу, потянуть руку, его держащую, в зарытому сокровищу. Но достать кветку нелегко, ведь цвет нужен не только кладоискателям: к готовящемуся зацвести кусту загодя собирается вся нечисть и нежить в округе. Цветущий папоротник манит, притягивает к себе нечистую силу, и только самый отважный, самый храбрый парень способен добыть заветный цвет.
Иван Купала – праздник середины лета с древними традициями и обычаями. В этот день на Руси купались в озерах и реках, прыгали через костры и собирали целебные травы.
История праздника
До крещения славяне праздновали день летнего солнцестояния Купало или Солнцеворот – «поворот» солнца на убыль, который в 2019 году приходится на 21 июня.
С принятием христианства праздник приурочили к рождеству Иоанна Крестителя, который отмечается 7 июля, а дата празднования перестала совпадать с астрономическим солнцестоянием. Название праздника «Иван Купала» связано с еще одним именем Иоанна Крестителя – Купатель.
Ритуальное омовение водой и очищение огнем – главные традиции Иванова дня.
Традиции и обряды в ночь накануне Ивана Купалы
Ночь накануне Ивана Купалы – особенная. Обряды, проводившиеся в этот день, связаны с огнем, травами и водой: принято было разжигать костры на берегах рек и прыгать через них, водить хороводы, купаться, собирать травы, плести венки и гадать.
На Купалу ведьмы, оборотни, колдуны, русалки, лешие и водяные становятся особенно опасными, поэтому спать в эту ночь нельзя.
Купания в озерах и реках
Одна из главных традиций праздника — купание в озерах и реках. Вода в водоемах на Купалу становится целебной, приобретает особые, магические свойства.
Кроме того, в купальскую ночь из озер и рек выходят русалки и водяные, поэтому до 2 августа, Ильина дня, можно купаться без опаски.
На рассвете принято было умываться утренней росой.
Очищающий огонь
На закате разжигали костры у реки или на высоком холме, водили хороводы, пели песни, плясали, играли в игры. Славяне верили, что на Купалу огонь приобретает целительную очищающую силу, снимает порчу и отгоняет нечисть.
В ночь накануне Иванова дня выбирали себе пару. Парни и девушки обменивались венками и прыгали, взявшись за руки, через костер. Если вслед паре полетят искры, и их руки не разъединятся во время прыжка – значит быть в скором времени свадьбе. Смотрели, кто выше прыгнет – тот будет счастливее.
Целебные травы
Травы в ночь на Ивана Купалу обретают волшебную силу: становятся особенно целебными, дают здоровье и жизненную энергию, защищают от нечисти.
Ивановские травы собирали ночью или на рассвете по росе, сушили и пользовались ими весь год.
Один из символов Иванова дня – цветок Иван-да-Марья. По старинному поверью, сок, выжатый из этого растения, возвращает слух и потерянный ум. Собранные в купальскую ночь цветы Иван-да-Марьи клали в углы комнат для того, чтобы воры не входили в дом.
Большой силой для защиты от нечисти обладала полынь: ее сушили и развешивали в доме, вплетали в венки и носили на поясе. Для отпугивания ведьм, которые становились особо опасными в Иванову ночь, раскладывали на пороге и подоконниках в доме крапиву.
Цветок папоротника
По легенде, в ночь накануне Ивана Купалы расцветает папоротник: из центра куста показывается цветочная стрелка с бутоном, похожим на горячий уголь, а ровно в полночь на мгновение показывается огненный цветок. Если его сорвать – можно приобрести способность видеть клады, зарытые в земле, понимать язык животных, открывать все замки, просто приложив к ним цветок, обрести дар предвидения, принимать любой облик и становиться невидимым.
Охотнику за цветком следует очертить вокруг себя освященным ножом круг и дожидаться полуночи. Сорвать цветок папоротника трудно, так как лесная нечисть этому всячески препятствует: окликает, зовет знакомым голосом, шумит. Отзываться или поворачиваться ни в коем случае нельзя – можно лишиться жизни. Добыв цветок, нужно спрятать его за пазуху и бежать, не оглядываясь назад.
Гадания и поверья
На Ивана Купалу девушки плетут венки, втыкают в них свечи, пускают по воде и гадают. Если венок не утонет, а поплывет — значит ждет скорое замужество. Самой счастливой станет та, чей венок дольше продержится на воде, а у кого дольше всех прогорит свеча – тот проживет самую долгую жизнь.
В полночь, не глядя, нужно собрать пучок трав и положить под подушку, а утром проверить – набралось ли двенадцать разных растений. Если набралось – быть в этом году замужеству. Еще под голову кладут подорожник, который в старину называли трипутником, приговаривая «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
По поверью, можно ожидать исполнения желания, если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов.
Считается, что тот, кто примет участие в праздновании дня Ивана Купалы, обязательно найдет свое счастье и любовь.
Народный праздник Ивана Купала отмечается в России, Беларуси, Украине 7 июля по юлианскому календарю и в Польше, в ночь с 23 на 24 июня в григорианскому календарю. Празднование Ивана Купала проходит в День летнего солнцестояния или солнцеворот — 21 июня, когда ночи самые короткие, а дни - длинные.
Название «Купала» впервые упоминается в Густинской летописи XII века , и в древних грамотах. Борясь с языческими купальскими обрядами, Христианская церковь, приурочила праздник к Рождеству Иоанна Предтечи - «Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». Один из эпитетов «крестителя» по греч. βαπτιστής - «купатель, погружатель», так как, крещение связано с купанием, в праславянском языке «купати» (kǫpati), обозначающее ритуальное омовение, очищение, купание в реках, озёрах, открытых водоёмах.
Иванов день, Купала, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), Ярило (яросл., твер., нижегород.), Лада (русин.), по-укр.: «Сонцекрес », «Копальний Іван», «Купайло», «Купайлица», Иван-травник. Праздник летнего солнцеворота, по-белорусски назывался «Купалле», Ладо, «Свята Сонца і кахання», «Іван Вядзьмацкі», «Іван Калдунскі» ; по-болгарски: Духов-день, Водицы. «Еньовдень»; «Sobótka» (польск.), Кокуй (новг.). «Св. Jован Игритель» (серб.), по-литовски это праздник солнца - «Saulės» и росы - «Rаsos, Rasa », по-латышски Лиго – «Līgo».
В этом отношении совершенно особый интерес представляет , на западной окраине праславянского мира, близ Вроцлава в Силезии. Вокруг этой священной горы славянского племени силезян существует целый комплекс урочищ и языческих сооружений, восходящих, как считают новейшие исследователи, к рубежу позднего бронзового века и железного ; здесь есть керамика Лужицкой культуры Гальштатского и ранне-Латенского времени . Встречаются вещи, которые польские археологи определяют как «вещи скифского типа», среди них есть типично скифские стрелы.
Гора Сленжа (Mons Silensis) упомянута в хронике Титмара Мерзебургского начала XI века, который пишет, что гора Собутка «по причине своей красоты и величины, а также по причине проклятых языческих действ, там происходящих, пользуется y всех жителей большим почётом»
Ритуальные языческие обряды ночи на Ивана Купала связаны с водой, огнём и дикорастущими травами , и предшествуют встрече Дня Солнцеворота, Купало.
Праздник Ивана Купалы окутан волшебными преданиями и удивительными обрядами. Наши предки в этот день искали цветок папоротника, разжигали костры и прыгали через них, плели венки из полевых цветов и собирали целебные травы.
Значение огня в ночь на Ивана Купала.
Традиция сжигания огня в ночь на Ивана Купала с 6 по 7 июля восходит к далёкому языческому прошлому славян. Сам огонь символизировал собой летнее Солнце и солнцестояние.
Поздним вечером с 6 по 7 июля
молодёжь собиралась за деревней и разводила очищающий костер с помощью «живого» огня, добытого с помощью трения.
Горение костра поддерживали всю ночь до самого утра, подбрасывая в костёр хворост, сложенный пирамидой и шестом по центру.
Деревенские парни поджигали колесо, олицетворяющее солнце, и пускали его с высокого берега в речку.
Наши языческие предки устраивали празднества вокруг костра, танцевали пели, прыгали через огонь, чтобы очистить себя от злых чар и нечисти.
Считалось, что чем выше человек прыгает через костёр, тем счастливее он будет весь год. Любящие пары парни и девушки прыгали через костёр взявшись за руки. Если их руки разъединялись во время прыжка через костёр, то этой паре не суждено было быть вместе.
Женщины в ночь празднования Ивана Купалы, должны посетить очищающий костер. По языческим поверьям, только ведьмы избегали обряда очищения огнём.
Праздник Иван-Купала проходит посвящается языческому богу Солнца Яриле (Купало) и его супруге светоносной Заре-Зарянице , красной девице.
Ещё одно использование очищающего костра в ночь на Ивана Купала - исцеление. Люди полагали, что если одежда больного будет сожжена в в ночь на Ивана Купала, человек скоро выздоровеет.
Целебные травы.
День летнего солнцестояния – это праздник солнца, наивысшего расцвета животворящих сил земли, растительности, зерновых. В день Ивана Купала травы и цветы приобрели особенные целебные свойства и получили особую силу от Солнца и земли. Вот почему женщины собирали в лесу травы и цветы, высушивали и использовали в течении года для лечения и защиты от болезней. Одни травы было принято собирать днем, другие - ночью, третьи - на утренней росе. Наши предки считали, что буйная летняя зелень защищает от порчи и сглаза, ведьм и колдунов, пожаров и ураганов.
Люди верили, что все чудесные и лечебные травы расцвели в ночь на Ивана Купала. Деревенские целители, никогда не забывали об этой магической ночи и искали целебные травы и коренья растений, и запасались ими на целый год вперёд.
Зелень трав и растений была символом плодородия и плодовитости. Контакт со свежими листьями и травами, по поверьям, способствовал плодовитости скота, богатому урожаю на полях и в огородах.
Во время сбора трав обязательно читали особую молитву или заговор. В некоторых регионах наиболее целебными называли травы, собранные детьми и стариками. То есть теми, кто не имеет любовных контактов и у кого нет месячным. Таких людей считали самыми чистыми.
Купальское дерево.
Ещё один атрибут праздника Купалы – это зелёное деревце.
Деревенские девушки наряжали деревце лентами, венами, фруктами, полевыми цветами. После чего уносили за пределы селения и на полянке вонзали в землю.
Вокруг купальского дерева пели и плясали, водили хороводы. Чуть позже к веселью присоединялись парни. Они изображали, будто хотят похитить или поджечь дерево. Но девицы не допускали этого.
Все вместе направлялись к речке, где топили деревце, либо к костру, чтобы его сжечь. Сгоревший ствол кидали в реку и убегали, чтобы скрыться от ведьмы, которая якобы могла их преследовать.
Цветок папоротника
Народная молва распространила в легенду о том, что в ночь на Ивана Купала, зацветает цветок папоротника, который указывает на спрятанные в земле сокровища. Согласно легенде, если человек около полуночи найдёт в лесу цветущий папоротник, он должен сорвать цветок и убежать из леса, спасаясь от злых духов, и тогда любое его желание исполнится.
Легенда утверждает, что человек сорвавший цветок папоротника сможет понимать язык растений и животных, а ему удастся легко находить любые сокровища.
Иван-да-Марья
Другим волшебным цветком праздника считается Иван-да-Марья. Откуда у него такое удивительное название? Всё дело в любопытной легенде.
Парень крепко полюбил девушку, она ответила взаимностью. Молодые поженились, но они не знали, что на самом деле приходятся друг другу братом и сестрой.
Когда правда выяснилась им следовало разлучиться. Не желая оставлять друг друга, молодые превратились в цветок, две части которого окрашены в разные цвета: жёлтый и фиолетовый. С той поры Иван-да-Марья считается символом верности.
Этот цветок часто срывали на праздник Ивана Купало. Считалось, что цветок получает волшебные свойства, и позволяет ускакать от любой погони даже на старой кляче.
А если выпить выжатый сок из цветка, то можно вернуть утерянный слух или разум.
Многие традиции Ивана Купало связаны с водой.
7 июля православная церковь отмечает день рождения Иоанна Предтечи , крестившего Иисуса в Иордании. Именно поэтому люди считают, что именно с этого дня купание в открытых водоёмах становится безопасным. Купания были разрешены вплоть до Ильина дня.
Непременной традицией Иванова дня было всеобщее купание . В дополнение к целительному купанию в любом водоёме, можно исцелить тело и душу, если умыться утренней росой 7 июля. Считается, что умывшись росой, девушки и женщины становятся ещё красивее и привлекательнее.
Вечером 6 июля девушки гадали, запуская свои цветочные венки по воде , таким же образом гадают и на Троицу.
Часто набирали воду, считая её чудодейственной. По аналогии с крещенской водой.
Запреты на Ивана Купала.
Считалось. что в ночь на Иван Купала пробуждаются все злые духи леса, поэтому нельзя было спать этой ночью. Есть и другие запреты, например, в ночь с 6 на 7 июля беременные женщины, дети и пожилые люди должны держаться подальше от воды. Злые водные духи, и русалки могут нанести ущерб их здоровью.
Для того, чтобы семья не потеряла свои сбережения, никто не должен был давать деньги в долг, ничего нельзя не продавать и ничего не брать что-либо в день Ивана Купала.
Безусловно, день Ивана Купала - это летний языческий праздник, полный различных магических обрядов, для исцеления, привлечения богатства и счастья. И действительно, народная молва хранит множество рассказов о происходящих чудесах.
В ночь на Ивана Купала следовало опасаться не только русалок, но и ведьм, которые тоже выходят к людям в эту ночь, и если человек не прошёл очищение костром и водой, они могут причинить ему много вреда.
Купальские песни.
Большинство песен в Иванов день связаны с любовной или семейной тематикой. Множество шутливых стишков и прибауток про отношений парней с девицами.
Песни отличаются особыми запевами или концовками, например, повторение слова Купала или Купалялё.
Обычай отмечать день летнего солнцестояния, День Купала , сохранился ещё с древних времен. Купальская ночь известна сегодня больше, чем зимнее солнцестояние, весеннее или осеннее Равноденствие.
Под Купалой православные понимают святого – Ивана Предтечу, у кого-то такой праздник именуется «Иванов купала», «Праздник Ивана Купала» либо просто «Купальская ночь». В понимании простого обывателя нужно просто побольше купаться в такую ночь. Это всё, что осталось в родовой памяти.
Путаница происходит также и с именами – Иван, Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча – это по современному православию, которое имеет корни католические. В староверческих общинах праздник Купало не называют именем Иван вообще. А если брать родноверческие обычаи – тех родов, что чтут времена и знания дохристианской Руси, там также праздник именуется просто – «праздник Купала ».
По зимнему солнцестоянию у православных есть сомнения в датах, которые предлагаются родноверческими общинами славян, точно так же, как по купальской ночи. Какие-то христианские церкви празднуют этот день 7 июля, а кто-то из людей празднует 24 июня. Ни та, ни другая дата не совпадают с солнцестоянием, который отмечается в северной традиции – с 21 по 22 июня , на ранней зоре.
Из года в год, в ближайшие 7 лет, дата такого праздника будет одна и та же, только меняться будут часы наступления события. Астрономическое время важно для тех, кто ищет Цветок папоротника , собирается всерьёз обратиться к Богу Купало .
Говоря «день Купало», имеют в виду не время суток, а день как таковой – дату. Это еще от того, что такой день самый длинный в году, поэтому все и радуются, отмечая его. Если говорят «ночь Купало», то имеют в виду само ночное время, которое является самым коротким в году. В эту темную пору только-только приходит, зарождается, набирает свою силу Летнее Солнце.
Как определить дату купальской ночи?
Какая самая короткая ночь в году - та и будет волшебной Купальской ночью. Эта ночь перед самым длинным днём, астрономической датой летнего Солнцестояния. В 2019 году Купальская ночь - с 21 на 22 июня , а новый день 22 июня - это уже первый день под властью Купало - Бога летнего Солнца. Массовое народное празднество проводится три дня, в наши дни может быть приурочено на выходные.
Ночь накануне праздника Ивана Купала
Наши предки считали ночь накануне купальской ночи «страшной». Это отражено и в произведении Гоголя «Ночь накануне Ивана Купалы». Неслучайно день накануне иногда назывался и Ведьминым днем . Как утверждал собиратель народных пословиц и примет В. Даль, в этот день все колдуньи слетались на шабаш на Лысой горе, совершали множество проказ и злодеяний. По другим мифам, именно в эту ночь в Явь проникает Скипер-Змей , посланец Хаоса. Девушки вспоминают купальские песни, юноши полны ожиданий… Кто-то радуется прекрасному славянскому празднику - Волшебной Купальской Ночи, а кто-то знает, что тёмная навья сущность Скипер-Змия поднимается из непостижимых глубин тонкого мира и незримо расправляет крылья над нашим миром во всю свою темную мощь. В день накануне светлого славянского праздника Купала, в день расцвета Солнца, летнего солнцестояния, летнего солнцеворота, встает на Землю русскую тёмная рать, чудовищное порождение Нави, ведомое жадным до человеческих душ Скипер-Змием.
То не пыль в поле распыляется,
Не туманы с моря поднимаются,
То с восточной земли, со высоких гор
Выбегало стадо звериное,
Что звериное стадо - змеиное.
Наперёд-то бежал лютый Скипер-Зверь!
(«Веды Перуна»)
Странно, змеи оживляются в эту пору. Считалось, что «змеиные свадьбы» собираются в местах, которые названы в народе «проклятые змеиные горки».До сих пор рассказывают сказки про то, что если девушка ненароком взглянет на змеиную свадьбу, сама станет невестой Скипер-змия.Злоба, зависть, подлость – все это сила Скипер-Змия. Как существо из другого мира, имеющий другую форму существования, в Яви он питается этими человеческими чувствами, жадно съедая души тех людей, которые допустили в себе такое.
Другие свидетельства наблюдений народных – в эти дни, когда со своим войском надвигается Скипер-Змей, часто видят орды мышиных стай, налетают тучи воронья.Память хранит наблюдения призраков, небесных знамений смерти и бед. Считалось, что если в этот день склонить ухо к земле, то слышно, как стонет Мать - Сыра Земля.
В день перед купальской ночью
Но самая волшебная купальская ночь в году начинается самым чародейным днём! Чудеса северной магии свершаются до сих пор, ибо поныне живёт Природа и дарит нам свою силу.
В эти дни у нас на Севере народ начинал очищение с утра перед приходом Купало. Это важная часть любого славянского праздника, а этого - особенно. Перво-наперво чистились колодцы, считалось, что вода будет особенно «здоровой», если почистить именно в этот день.
Днём – готовили лечебные травы да веники . Славянские девушки-женщины после обеда отправлялись в лес, с песнями готовили молодые берёзовые веники. Веник, собранный в этот день – волшебный. Мало того, что силы особые даёт, когда им паришься в бане, так им можно обрядить отелившуюся корову – и будет молока хватать и теленку, и хозяевам. Можно погадать. Кинешь на крышу бани: если веник упадёт вершиной к кидающему – жизнь будет красна – весела!
Заготавливали волшебных трав на весь год! Обязательно в этот день готовили травы к вечерней бане. Собирали особые веники «лучистых трав» -тимьяна и чабреца, папоротника, иван-да-марьи, лютика – купальницы, мяты, зверобоя, мать-и-мачеху, чистотела, ромашки и полыни. Многие говорят, что к этому славянскому празднику лучистые травы входят в силу, а лютые еще собирают силы в кореньях. «Лучистые» травы – безусловно, целебные, чистые травы.
«Лютые» травы - те, которые заключают в себе и яд, и лекарство, и колдовство. Большинство «лютых» трав опасны не всегда, а только в определённые моменты. Так вот на этот день яд «лютых трав» оставался в корнях – «водосбор», «ясенец», «вех», «болиголов», «дурман» и «белена».
Пока девушки забавлялись с цветами-травами для гадания, взрослые женщины собирали богородскую траву чабрец для хозяйства. Лежит до праздника Ярило, а этот день жгут эту купальскую траву на железной тарелке, делают обход. А на новом Купало - новую траву собирают.
Ещё важно в этот день - заговоров нашептать, наузы наделать .
Великий день имеет сакральный смысл – это вершина лета, день, противоположный зимнему Солнцестоянию. День, когда планеты, Солнце встают так, как не делали это ни разу в течение всего года. Это день и ночь, когда стираются границы между мирами, между реальным и магическим, всё вокруг – Природа, люди, Боги – объединяются великой песнью, прославляющей эту землю.
Как и перед Колядой, в это время можно гадать и угадывать, загадывать и получать исполнение желаний .
Наузы, этот известный способ белой магии славян, оберегают, лечат, закрепляют то, что намечается, привораживают, помогают преодолевать препятствия, останавливают злых духов, устанавливают магическую связь на расстоянии и поддерживают духовную силу. Вот сколько полезных свойств у науз вообще, и у науз с купальской травой в частности! Волшебные силы имеет завязанная науза с травой, собранной в этот день! Сила летнего колдовства и магия древних славян бурлит в нём весь год!
Любили девушки раньше гадать на богачках. Богатыньки, багавочки, пухавки – вот так называли эти цветочки одуванчики. Надо было сорвать нераспустившиеся пока цветочки и поставить в угол к Чурам на ночь, потом посмотреть, что с ними стало? Распустится, не завянет – родной тот человек будет жить и процветать. На жениха-то погадать – самое милое дело! Укрыть цветок под подушкой да и подождать утра, всё узнаешь. Распустится цветок - выйдешь замуж в этом году!
Надёжнее всего собрать двенадцать разных цветков, положить под подушку – вот суженый-ряженый и привидится во сне:
Одиннадцать цветов,
Двенадцатый – колос,
С кем бы во сне повидатцы,
С тем бы и навек повенчатцы.
А ещё можно заранее побеспокоиться, завить венок на березке или из ржаных колосьев на поле, да накануне Солнцеворота сбегать посмотреть, у кого коса расплетётся? Расплетётся – так выйдешь замуж в этом году!
А к вечеру – умывались вечерней росой, чтобы получить силу и здоровье от Мать - Сыра Земля, силу, которая так нужна для сохранения своей душевной чистоты в разгар нашествия Скипер-Змия. Во ржи в росе катались для здоровья, без одежды.
Вот такая подготовка к славянскому празднику Купало велась, тщательно, не спеша. А закончить этот день надо другим славянским праздником!
Надеть свои лучшие украшения и отправиться парням улыбаться, искать вместе с самым симпатичным из них цветок папоротника! Начинаетсядревний славянский праздник Купальской ночи !
В купальскую ночь
Огонь купальского костра, ветер, подхватывающий девичьи венки, чистая вода, дар земли – папоротников цвет – все стихии призваны славянами для того, чтобы лучшие, светлые чувства вознесли всех и каждого в эту короткую ночь.
В эту ночь, по верованиям славян, отмеченным А. Афанасьевым, свершалась символическая свадьба между Огнём и Водой на земле. Лучшие обряды праздника Купалы связаны с гаданием у воды и купальским костром. Даже обычные люди в самую короткую ночь жгли костры на берегах рек, купались в ночной росе и в утренней речной воде, плясали вокруг дерева и погружали его в воду, искали целебные и волшебные травы,например, цветок папоротника (как у Гоголя в повести), и охраняли себя от зла, от пришельцев из мира духов.
Девушки и парни, конечно, не спали всю ночь. Собирались окрест в одно место, разводили у реки костёр, готовили из принесённых продуктов кашу, яичницу.
Шалости в славянский праздник Солнцеворот были узаконенным делом. Например, парни и девушки окачивали друг дружку водой, бегали по лесу, шалили на улице с соседями. Молодёжь замолачивала, закатывала шалости. Закрывали стеклом или кадушками печные трубы, припирали снаружи двери, переносили поленницы, выкладывали дрова на дороге или выкатывали телеги.
Никто не спит в эту колдовскую ночь славянского праздника Солнцеворота. Бегает молодёжь вплоть до утра, светло, уж кукушка кукует, всё неймется!
Две мощные стихии сходятся в эту ночь, чтобы породить чудо Любви. Огонь очистит, вода омоет, если всё сделаешь правильно. Радостно и весело чествовать Солнце купальскими огнями! Набрав крапиву, шиповника, всяких жгучих растений, накрывали заготовленные кучи сухих сучьев и хвороста. Подождав, когда за небесным краем скроется солнышко, начнёт гаснуть заря вечерняя, взгнетали во славу Солцеворота живой огонь, руками сделанный. В сухой берёзовой дощечке прорезывали круглое отверстие, пригоняли в отверстие полено. Трением этим вытирали огонь.
Дело это одних стариков. Остальные, пока взгнетают старики живой огонь, молча и неподвижно стоят вокруг, ожидая чудного явления Семаргла , Бога Огня. Рядом стоит девочка-подросток, перворожденная своей матерью, вся в цветах с лучиной в напряжённых, поднятых вверх руках.
Тихо, несмотря на множество людей. Безмолвно стоят люди. В тёмной уже тишине слышно только шуршание сухого дерева, шептание тихих заговоров да вздохи старушек.
Вот задымилось, вот полыхнуло. Девчонка бережно подносит к огню лучину. Явился царь-бог! Снизошел на землю! Загорелся костром великий дар животворящего Бога! Старикам подносят воду, которой они обливаются. Крики, радость, веселье.
Вся молодёжь собралась перед кострами – венки, да травяные пояса у девушек, парни с цветами на головах. Весёлые взгляды, смех, перешёптывания. Для очищения сжигали на кострах старые сорочки, в особенности рубашки больных.
А уж если прыгнуть через купальский костёр, не размыкая рук, то свадьбу осенью точно гулять станут!
И, конечно, вершина праздника - купание огненного колеса!
Конечно, без поиска цветка папоротника тоже не обходится! Не беда, что волшебные огоньки в лесу зажигают именно светлячки, которые в эту ночь тоже как-то волнующе не спят.
До утра не смолкает веселье. А на заре, когда уж совсем свободно в лесу от нечистых духов, расходятся по перелескам да овражкам. Дети, зачатые в Купальскую ночь, будут здоровыми, красивыми и обладать колдовским даром. И тихо заканчивается этот славянский праздник Солнцеворота, осеняя влюблённых алыми цветами и спелыми колосьями.
На утро после купальской ночи
А по утренней росе - собирали целебные травы на весь год. Верили, что все травы голосом поведают, от какой болезни они лечат, а чтобы нарвать их, нужно очертить вокруг себя круг «Колядовским огарком» (свечой, сохранившейся с вечера праздника Коляды). Тот, кто совершил этот обычай, прославится в качестве знахаря, так как получит обширные знания о свойствах лекарственных растений.