Самое большое преимущество беременности – это то, что у вас есть достаточное количество времени, чтобы подготовиться к преодолению проблем после родов и заранее установить связь с вашим крохой. Однако будущие мамы часто забывают об этом нюансе, погрязнув в повседневных заботах. Ваш выступающий животик должен служить вам напоминанием о том, что малыш, который растет в нем, требует вашего внимания. Эксперты полагают, что общение с вашим беременным животом полезно как вам, так и ребенку.
В этой статье мы расскажем вам, почему полезно разговаривать с еще неродившимся ребенком.
Как общение с беременным животиком помогает ребенку
Стимулирует развитие слуха
Слуховое восприятие у ребенка начинает формироваться уже на 14 неделе беременности, то есть на 2-й неделе второго триместра. Именно в этот период врачи и эксперты советуют матерям разговаривать с нерожденным ребенком, чтобы установить связь с ним. Разговор с ребенком помогает стимулировать развитие его слуха и создает синапсы или связи нейронов в головном мозге, которые отвечают за слух.
Помогает развивать речь
Разговор с ребенком в утробе, а также с новорожденным, помогает быстрее выучить слова, научиться понимать их значение и способствует развитию социальных навыков. Преимущество состоит в том, что если вы общались с ребенком, когда он был в утробе, и продолжили разговаривать с ним, как только он появился на свет, — ваш ребенок будет быстрее запоминать слова и вспоминать те, которые уже слышал раньше, это поможет ему научиться быстрее подбирать нужные слова.
Ребенок чувствует себя в безопасности
Вы уверены, что делаете все правильно для благополучия вашего будущего ребенка – правильно питаетесь, много отдыхаете, занимаетесь физкультурой для беременных. Однако стоит помнить, что ваш живот – это не только безопасное убежище для вашего малыша, но и место, где он одинок. Часто общаясь с ребенком, вы будете давать ему ощущение безопасности.
Для ребенка нет ничего более утешительного, чем слышать голос матери.
Слушая вас, он будет чувствовать себя более комфортно.
Стимулирует мозг
Не только мать должна разговаривать с ребенком, но и отец также должен уделять внимание нерожденному ребенку. Общаясь с малышом со второго триместра беременности, вы помогаете ему научиться дифференцировать звуки и голоса родителей. Ребенок будет учиться различать ваши интонации и интонации своего отца – это поможет развитию мозговой активности.
Как общение с ребенком помогает родителям
Развиваются родительские навыки
Никто не может научить вас, как быть родителем. Этот навык развивается в процессе работы. Однако разговор с вашим растущим животиком поможет вам развить родительские инстинкты. Эти инстинкты свойственны каждому человеку от рождения, общение с ребенком поможет пробудить инстинкты и сблизиться с малышом. Пока вы разговариваете с ребенком, вы даже можете перейти в режим самоанализа. Если вы недостаточно питались или мало отдыхали, время, которое вы уделяете своему ребенку, — станет отличным моментом, чтобы обдумать свои промахи принять решение, как их исправить. Таким образом, вы уже начинаете быть любящим и заботливым родителем.
Поможет узнать, как себя чувствует ребенок
Общение с ребенком также позволяет оценить его состояние. Если ваш кроха испытывает стресс или просто сонливый, разговаривая с ним, вы сможете это понять.
Нежные поглаживания живота во время разговора с ребенком, помогут малышу расслабиться,если он чувствует себя некомфортно.
Формируется лучшее понимание своих обязанностей
Мать не должна единолично справляться с беременностью и родами, отец также несет ответственность за своего ребенка. Если ваш муж боится родов и момента появления ребенка на свет, посоветуйте ему поговорить с ребенком. Таким образом, ваш супруг сможет почувствовать близость к малышу и избавиться от многих своих страхов. Это поможет вам обоим понять свои обязанности во время родов. Если вы хотите, чтобы ваш супруг присутствовал с вами в родильном зале и поддерживал вас – помогите ему установить связь с ребенком и взять на себя ответственность за его роль в качестве партнера по родам.
Укрепляются семейные отношения
Семейные проблемы, или мелкие ссоры и расхождения во мнениях возникают даже у самых крепких и любящих пар, и блаженный период беременности не является исключением. Многие и не догадываются, что совместное времяпровождение и общение с ребенком могут помочь в решении семейных проблем.
Посвятите, по крайней мере, 25 минут вашего свободного времени, чтобы поговорить с ребенком.
Во время общения с малышом, вы будете ставить его на первое место, он будет для вас важнее любых неурядиц и разногласий. Таким образом, разговаривая вместе с вашим мужем с ребенком, вы также сможете спокойно пообщаться между собой, почувствовать себя ближе друг другу и укрепить отношения. Таким образом, уделив немного времени своему малышу, вы установите длительную связь как супружеская пара, и как любящие родители.
Перед тем, как обращаться к вашему крохе, выберите ему какое-то имя, которое бы подходило и мальчику, и девочке. Это поможет вам относится к ребенку как к личности и установить более крепкую связь с ним.
Июль 24, 2017 Автор admin
Уже в животике можно начать растить будущего меломана, гурмана и даже лингвиста! Причем начинать можно уже со второго триместра, к этому времени и токсикоз отпустит, и положение начнет приносить радость.
1. Формируем режим дня
Уже с самых ранних сроков беременности будущего человечка можно приучать к определенному распорядку дня. Делать это лучше в музыкальной форме.
Разработайте с малышом свою систему звуков, которые будут сигналами к определенным действиям. Например, таким образом можно «запрограммировать» пробуждение. Каждое утро в одно и то же время (оптимально в 7 утра) пойте ребенку определенную приветственную песенку. Самый простой текст можно придумать самим или посмотреть в интернете. Со временем малыш начнет узнавать знакомые звуки и реагировать на начало нового дня. А вечером – колыбельная, сигнал к тому, что на сегодня общение закончилось.
В течение всего дня аналогичным образом формируем культуру питания: перед каждым перекусом исполняем отдельную «гастрономическую» композицию. Кроха запомнит эти звуки и будет знать, что сейчас к нему придет еда. Все эти песенки пригодятся после рождения, они помогут малышу «вспомнить» внутриутробный распорядок и быстрее наладить режим кормления и сна уже в большом мире.
10 звездных мам с голыми снимками в Инстаграме
- Подробнее
2. Развиваем слух
Уже в 12 недель малыши прекрасно слышат, и если их беспокоят резкие звуки снаружи, то инстинктивно закрывают ушки руками. Самый главный и приятный звук для крохи – голос его мамы. Ведь только он проходит через амниотическую жидкость, а голоса всех остальных – через воздух. Поэтому с ребенком нужно постоянно разговаривать. Только голос мамы обладает уникальным ритмом и успокаивающими модуляциями для ребенка.
Дети, с которыми много разговаривают, быстрее сами осваивают речь, а их развитие часто опережает сверстников
3. Записываемся в хор
Вообще, значение пения для беременных сложно переоценить. Это самый верный способ работы с дыханием и голосом, который поможет во время родов. А для малыша это и массаж диафрагмой, и терапевтическая гимнастика, которую дает ритмичное дыхание. А об акустике и говорить нечего, ведь при правильном, «широком» пении звуки, вибрируя, проходят через позвоночник. Усилить эффект можно тактильным сопровождением, в такт музыке поглаживая и постукивая живот. Заниматься вокалом можно самостоятельно, а еще лучше в группе, состоящей из других будущих мам.
4. Развиваем музыкальный вкус
Ребенок может реагировать на музыку активными движениями. Одним калифорнийским акушером доподлинно зафиксирован факт, как во время УЗИ малыш на 33-й неделе «танцевал» под пятую симфонию Бетховена! Поэтому животику необходимо включать музыку. Но не каждая мелодия будет полезной.
Врачи рекомендуют остановить свой выбор на классике и проводить музыкальную терапию не дольше одного часа. Музыка должна быть приятной и спокойной. Ведь от правильного выбора аудиозаписей зависит психологическое состояние будущего ребенка, его здоровый сон и самочувствие в целом.
10 мифов будущих мам и их разоблачение
- Подробнее
Сейчас все чаще говорят не только о пренатальной (т.е. «дорожденческой», если можно так выразиться) диагностике, но и о пренатальной психологии и даже о пренатальной педагогике. Скептики пожимают плечами, энтузиасты утверждают, что приступать к воспитанию ребенка надо чуть ли не до зачатия. Кто прав?
Попробуем рассуждать логически. Корректно ли считать стартовой точкой жизни момент рождения? Понятно, что нет. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом - это доказанный факт (да никто, собственно, всерьез и не подвергает его сомнению - даже самые заядлые скептики). Трудно себе представить, что все это «свалилось» на него сразу - в момент рождения. Известно, что ребенок, родившийся значительно раньше, чем ему «положено», реагирует на звуки и яркий свет. О чем это свидетельствует? По меньшей мере о том, что слуховой аппарат недоношенного ребенка уже в основном сформирован. Есть ли в таком случае у нас основания утверждать, что ребенок до рождения не видит и не слышит?
Откуда мы знаем?
Можно ли достоверно узнать, что чувствует и на что реагирует ребенок, находясь в утробе матери? В определенной степени - да. Чувственное восприятие не может не отражаться на физическом состоянии организма. Мы знаем по себе: сильное волнение заставляет сердце учащенно биться; слыша резкий громкий звук, мы инстинктивно вздрагиваем и т.д. Между прочим, именно на этой неразрывной связи между психикой и физиологией основан принцип действия пресловутого «детектора лжи», изобретенного в начале XX столетия. В первых модификациях этого устройства измеряли кожно-гальваническую реакцию человека, теперь - целый комплекс показателей, и в первую очередь - электроэнцефалограмму. Конечно, «лгуны» давно научились сознательно обманывать хитроумную машину, однако суть не в этом, а в том, что современная наука располагает весьма внушительным арсеналом средств, позволяющих по изменениям физиологических параметров человека зафиксировать его ощущения и даже (в весьма ограниченных пределах, разумеется) его мысли.
Что мы знаем?
Итак, что же достоверно известно современной науке о психо-интеллектуальном внутриутробном развитии ребенка? Не слишком много, но и не так уж мало.
Вкус и обоняние. К 13-й - 15-й неделе вкусовые рецепторы плода практически ничем не отличаются от вкусовых рецепторов взрослого человека. Между прочим, амниотическая жидкость, окружающая плод, может иметь отчетливый запах и привкус сильнопахнущих продуктов и специй, употребляемых в пищу матерью, - кэрри, тмина, чеснока, лука и т.д. (это известно еще с древности). Нет никаких свидетельств в пользу того, что ребенок в утробе может различать эти продукты по вкусу и запаху, однако известно, что недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, сразу же после рождения гораздо охотнее сосет сладковатую соску, чем безвкусную (точнее - с резиновым привкусом), - то есть способен отличить один вкус от другого и даже имеет собственные вкусовые пристрастия. Так что не исключено, что, скажем, узбекские дети с самого рождения «любят» плов, в русские - «щи да кашу»…
Зрение. Меньше всего известно ученым о внутриутробном зрении ребенка. С полной уверенностью можно сказать одно: в момент рождения ребенок лучше всего фокусирует взгляд на объектах, находящихся в 20-30 см от него (на таком расстоянии от глаз ребенка находится лицо матери во время кормления грудью).
Слух.
Если о развитости обонятельно-вкусовых и зрительных ощущений плода судить довольно сложно, то абсолютно достоверно известно, что ребенок в утробе слышит!
В течение большей части внутриутробного периода слух у ребенка, по всей видимости, доминирует над остальными четырьмя чувствами.
Исследования, проведенные около 10 лет назад в Белфасте, показали, что о «реактивном» - т.е. вызывающем реакцию - слуховом восприятии можно говорить уже через 16 недель после зачатия (раньше считалось, что лишь на исходе второго триместра)! Такие результаты поразили ученых: ведь это означает, что ребенок начинает слышать еще до того, как у него… заканчивается формирование ушей и слухового аппарата! Объясняют этот парадокс следующим образом: в процессе слухового восприятия на этом этапе принимает участие не только незрелый слуховой аппарат плода, но и его кожа (орган осязания
, интегрирующий вибро-, термо- и болевые импульсы), а возможно, даже и кости. (У плода и у новорожденного ребенка чувства вообще практически невозможно отделить одно от другого - такое явление ученые называют «синестезией».) Полноценный слуховой аппарат формируется у ребенка приблизительно к 24-25-й неделе внутриутробного развития!
Кто лучше слышит?
Как это ни парадоксально, в каком-то смысле еще не родившийся младенец может больше, чем мы с вами: он нас слышит, а мы его - нет. Конечно, с помощью хитроумных лабораторных приспособлений можно не только услышать, но и увидеть малыша, но не переселяться же будущим родителям в кабинет акушера-гинеколога!
Для родителей, желающих начать общение со своим ребенком еще до его рождения, придумано устройство BabySound . Компактное и удобное, оно устроено по принципу электронного стетоскопа и абсолютно безвредно как для матери, так и для ребенка.
Приложите устройство к животу, наденьте наушники - и вы услышите самые удивительные звуки на свете - биение сердца вашего малыша! Что еще можно услышать? Как он ворочается, брыкается (дети есть дети!) и даже… икает (да-да, примерно с 10-й недели он частенько этим занимается)! Вы, если захотите, можете досконально изучить «распорядок дня» вашего крохи: когда он спит (а спит он немало - процентов 90 всего времени) - когда бодрствует, когда весел - когда задумчив. Вы узнаете, смешно ли ему, когда вы смеетесь (между прочим, УЗИ показывает, что, когда мама смеется, ребенок нередко начинает активно двигаться, по мере сил солидаризируясь с ее весельем), и грустит ли он, если вам плохо (согласно данным исследований, когда мама переживает стресс, у плода учащается сердцебиение, так что лучше переключиться с сиюминутной неприятности на мысли о ребенке - вы услышите, как он постепенно успокоится). А еще можно записать все, что вы услышали, на кассету и позже, уже после рождения малыша, проверить наконец, правда ли, что «внутриутробные» звуки успокаивают рыдающего младенца, настраивая его на вдумчиво-ностальгический лад.
Поговори со мною, мама…
Скептики могут сколько угодно фыркать и пожимать плечами, но мы возьмем на себя смелость утверждать, что еще в утробе матери ребенок способен к обучению! Правда, следует уточнить терминологию: родной речи вы его не научите, даже если будете говорить с ним с утра до ночи. Говоря о способности к обучению, мы имеем в виду уровень формирования рефлексов - но и это, согласитесь, немало! Например, в ответ на резкий громкий звук младенец вздрагивает, а его сердце начинает биться значительно чаще (боится?), а вот если этот звук повторяется с достаточной регулярностью, ребенок «привыкает» к нему и перестает реагировать. Успокаивающе действует на младенца и звук материнского голоса. Мало того, доказано (опять же на основании зафиксированных изменений физиологических параметров), что сразу же после рождения младенец узнает голос матери! Что это значит? Это значит, что в течение долгих месяцев, проведенных в утробе, малыш успел привыкнуть к этим звукам и - не побоимся этого слова - полюбить их!
Правда, не стоит думать, что плод в утробе слышит то же, что и мы с вами, и так же, как и мы с вами! Современная техника позволяет вести «репортаж»… прямо из матки. Американские ученые ввели в полость матки беременной женщины миниатюрный гидрофон и немедленно поняли, что материнская утроба - отнюдь не самое тихое место на свете! Чего только не слышит младенец: ток крови в материнских сосудах, бульканье и бурчание, доносящееся из маминого желудка и кишечника, звук ее голоса, пропущенный сквозь «фильтр» многочисленных препон, голоса других людей, доносящиеся извне и приглушенные солидной «звукоизоляцией»: амниотической жидкостью, плодными оболочками и материнской брюшиной… Проведите нехитрый эксперимент: принимая ванну, погрузитесь в воду с головой. Не правда ли, шум наполняющей ванну воды слышен теперь совсем по-другому, а прочие голоса и звуки доносятся как бы из другого мира? Вот вам слабая имитация того, что слышит ваш ребенок. С помощью BabySound вы можете слегка приблизить для него звучание вашего голоса к естественному (кто знает, может, так ему будет проще узнать голоса родителей после выхода из материнской утробы?). Только не напугайте малыша: как мы уже говорили, дети в утробе боятся резких и громких звуков! Можете негромким и нежным голосом… почитать ему сказку. Нет-нет, мы не собираемся утверждать, что он что-нибудь поймет, но он, возможно, запомнит ее звучание. Не так давно американский профессор психологии Энтони Де Каспер предложил одной беременной женщине на последних месяцах беременности ежедневно читать своему малышу какую-нибудь сказку. Будущая мама выбрала «Кота в сапогах». В первые дни после рождения мама, кормя ребенка грудью, читала ему «на выбор» разные сказки. Малыш начинал сосать заметно активнее, когда слышал «любимого» «Кота в сапогах». Можете дать вашему сыну или дочери послушать негромкую мелодичную музыку (что-нибудь вроде «Колыбельной» Брамса). Не все согласны с тем, что услышанная в утробе музыка влияет на дальнейшее развитие ребенка, но в том, что тихая, спокойная мелодия благотворно влияет на состояние плода, сомнений нет.
Одним словом, BabySound может стать помощником в общении родителей (причем не только мамы, но и будущего папы) с ребенком. А общение, как известно, - залог понимания!
В этой статье мы рассмотрим разные виды развивающих игр для малышей от рождения до одного года.
От 0 до 3-х месяцев
В это время между мамой и малышом устанавливается эмоциональный контакт , они привыкают друг к другу. Кроха учится воспринимать мир через ощущения: постепенно обостряются зрение и обоняние, малыш начинает выделять отдельные голоса и звуки из окружающего его звукового шума, а также воспринимать различные поверхности на ощупь. Для развития зрения и фокусировки взгляда показывайте ребенку яркие картинки или предметы: сначала близко, а затем медленно удаляя их на расстояние до 60-80 сантиметров от глаз. Развить слух и внимание помогут песенки. Пойте крохе колыбельные, подходя к нему с разных сторон детской кроватки . Совсем скоро вы заметите, что малыш прислушивается к вашему голосу, поворачивает головку в вашу сторону, реагируя на звук. Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу игрушки с разными фактурными поверхностями, повесьте над кроваткой погремушки и мобили , до которых малыш может дотянуться в любой момент.От 3-х до 6-ти месяцев
В этот период ребенок учится выполнять крупные моторные движения: переворачиваться, сидеть, тянуть ручки к интересующим предметам. Чаще укладывайте малыша на живот, постелив под грудь свёрнутое валиком , чтобы освободить руки малыша для игр. Также детям в этом возрасте полезны упражнения на фитболе и занятия плаванием для самых маленьких. Для развития мелких моторных движений кроме привычных и любимых погремушек, колец и кубиков предложите малышу . Яркие крупные картинки привлекут внимание ребенка, а необходимость переворачивать странички поможет в развитии мелкой моторики.От 6-ти месяцев до 1-го года
Предлагайте малышу больше игр на развитие глазомера и координации движений рук. Крохе понравится строить башни из , нанизывать кольца на пирамидку и складывать мячики в корзину. Отодвигая желаемую игрушку от крохи, вы будете стимулировать в нем желание подползти к ней. А чтобы малыш быстрее научился вставать и ходить, любимого плюшевого зайца нужно положить повыше. Предложите ребенку , которая привлечет внимание ярким цветом, подвижностью элементов и забавными звуками. И, конечно, не забывайте о музыке! Детские песенки сделают игры веселее, а спокойная колыбельная поможет малышу быстрее уснуть. Задавайте волнующие вас вопросы о развитии и воспитании детей нашему эксперту по детской психологии с помощьюКак заниматься воспитанием и развитием еще не родившегося ребёнка. Например, с помощью вот таких развивающих игр.
Для многих родителей уже не секрет, что общение с ребенком еще в то время, когда он находится в утробе матери, способствует дальнейшей его адаптации, восприятию мира, эмоциональному, физическому и интеллектуальному развитию.
Применительно к процессу развития можно сказать, что раннее начало, раннее побуждение к ответу способствует развитию соответствующих отделов головного мозга и образованию действующих связей между клетками головного мозга, что и обеспечивает хорошие приспособительные реакции и полноценное развитие ребенка.
Полезные советы для будущих родителей
❧ Не только мама, но и папа активно общаются с еще не родившимся малышом, это заранее дает ему уверенность и чувство безопасности.
❧ Необходимо помнить, что ежедневное общение способствует выработке у малыша явных различий между папой и мамой.
❧ Рекомендуется как мамам, так и папам активно общаться с ребенком, рассказывать ему, как его любят и ждут его появления на свет, как родители счастливы, что у них скоро родится такой замечательный малыш. Разговор непременно должен сопровождаться поглаживанием живота мамы.
Игра: Мы тебя любим и ждём
Цель игры: развитие навыков общения.
Тихая, спокойная музыка (П.И. Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Для самых маленьких» и т. д.).
Рекомендации: родителям необходимо проанализировать, какая музыка особенно «нравится» малышу. Это можно определить по его реакции: если спокоен, то мелодию принял, если ворочается, «пинается», то, значит, что-то не нравится.
Ход игры.
1-й вариант . В минуты отдыха или в то время, когда малыш беспокоен, маме следует принять удобное положение тела, включить музыку, сделать глубокий вдох и медленный выдох, постараться расслабиться, при этом положить руку на живот, в то место, куда наиболее часто ударяет ребенок, и начать неторопливую беседу. При этом можно ласково поглаживать живот. Вы заметите, что ребенок быстро успокаивается.
2-й вариант. Если папа дома, то он может принять участие в игре. Папины руки лежат на животе у мамы, и он говорит с малышом.
3-й вариант . Папа и мама поочередно общаются с ребенком.
Игра: Здравствуй, малыш
Цель игры: развитие навыков общения.
Ход игры: утром, когда еще родители в кровати, и папа, и мама желают ребенку доброго утра и здоровья, причем и тот, и другая кладут руку на живот мамы и поглаживают его.
Игра: Спокойной ночи, малыш
Цель игры: развитие навыков общения.
Необходимые материалы и наглядные пособия: тихая спокойная музыка.
Рекомендации: не только мама, но и папа желает ребенку спокойной ночи. Текст колыбельной песенки необходимо периодически менять (варианты колыбельных песен вы найдете в главе «Бабушкин сундук»), до тех пор, пока не найдете ту, которая нравится малышу. Сделайте так, чтобы родители имели свои собственные песни: мамина колыбельная и папина колыбельная песня.
Ход игры.
1-й вариант. Перед сном мама и папа, включив тихую музыку и положив руки на живот мамы, желают ребенку спокойной ночи: «Спокойной ночи, наш родной», «Спокойной ночи, маленький».
2-й вариант. Мама или папа поют ребенку колыбельную песенку, обязательно положив руку на живот мамы и поглаживая его.
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут гули сон, сон.
Спокойной ночи, малыш
Стали гули ворковать,
Стал малыш наш засыпать.
Ходит сон по горе,
Носит дрему в рукаве,
Всем детишкам продает,
А нашему так дает.
Игра: Малыш, посмотри, как вокруг красиво
Цель игры : развитие навыков общения, восприятия окружающего мира.
Ход игры: находясь на прогулке, общайтесь с малышом, рассказывайте ему обо всем, что вы видите, не забывайте о том, что необходим контакт с ребенком через ваши прикосновения.
«Солнышко светит, яркими лучиками бродит по моей руке, согревает, тепло, приятно...»
«Листопад, деревья сбрасывают листья, листья разноцветные, красивые, на душе спокойно и радостно...» и т. д.
Игра: Малыш, я твой папе (твоя мама)
Цель игры : развитие навыков общения и возможной дифференциации между папой и мамой.
Ход игры: папа, при любой возможности, поглаживая живот мамы, говорит своему малышу: «Малыш, я твой папа, я тебя очень люблю и жду» (варианты самые различные). У мамы возможностей для общения значительно больше, но ребенок должен знать, что прикосновения мамы отличны от прикосновений папы и голос у нее не такой, как у папы. Поэтому папа и мама играют с малышом попеременно, чтобы он уловил разницу.
Игра: Малыш, ты скоро родишься
Цель игры: навык общения, выработка уверенности и положительного настроя у ребенка.
Ход игры.
1-й вариант . Мама, разговаривая с малышом, говорит ему, как она его ждет и любит: «Малыш, наконец-то я тебя увижу, я так жду тебя, я люблю тебя» (один из вариантов обращения к ребенку), при этом поглаживает свой живот.
2-й вариант. Папа ведет с малышом подобный разговор: «Малыш, я так тебя жду, мне хочется тебя обнять, взять на руки, защитить» (один из вариантов обращения к ребенку), при этом папа поглаживает живот мамы.
3-й вариант. Мама и папа сообща разговаривают с малышом, при этом необходимо подтверждают контакт с ребенком через прикосновения.