Дети - радость и гордость родителей. Но с возрастом их непосредственность и общительность могут постепенно перейти в застенчивость и стеснительность. Необходимо разобраться, в чем может быть причина такого перехода.
Взрослые осознанно или неосознанно сравнивают поведение своего ребенка с поведением других детей. Заметив, что чужой ребенок смело общается со сверстниками и взрослыми, родители часто задаются вопросом: как помочь своему избавиться от стеснительности?
Для анализа причин детской стеснительности, прежде всего, нужно разбираться в психологии. Один из подходов для анализа и решения проблем - системно-векторная психология Юлия Бурлана . Она рассматривает и разделяет все желания ребенка по векторам. В данном случае рассматривается зрительный вектор.
1. Дети, у которых развит зрительный вектор, ищут связь с окружающим миром, они настроены на общение, для них важно получать эмоциональный отклик.
Отрицательной чертой «зрительных» детей может быть страх (например, страх перед пустой комнатой - страх одиночества). Для них страх преувеличен по сравнению с детьми другого векторного типа, он приобретает дополнительную эмоциональную окраску. Если для ребенка с другим вектором страх является причиной эмпатии, которая позволяет психологически расти, то для «зрительника» чувство страха не переходит в его анализ. Он зацикливается на нем, страх приобретает большие размеры и может повлечь за собой стеснительность.
Зачастую «дети-зрительники» легко обучаемы, сообразительны, добры, но из-за страха становятся замкнутыми. Испытав его один раз, ребенок со зрительным вектором перестает открывать свои чувства окружающим, замыкается в себе.
Взрослым иногда кажется, что большинство детей не проявляет стеснительности. Но это зависит от того, что эти дети не относятся по-своему психотипу к «зрительникам». Они не настолько зависят от эмоционального ответа окружающих, поэтому могут проявлять свои желания без оглядки: одобрят их или нет.
Если родители замечают увеличение стеснительности у ребенка (в любом возрасте: как в садике, так и в школе), то можно предположить, что имела место травма зрительного вектора. Такие травмы могут нанести насмешки, грубость, неуместные шутки, клички. Зачастую подобную агрессию проявляют сверстники, но бывает, что взрослые, сами того не подозревая, делают какое-либо замечание, которое, с точки зрения «ребенка-зрительника», указывает на его несовершенство. Иногда этими взрослыми могут быть даже родители.
2. Эмоциональная травма у ребенка со зрительным вектором может произойти от контактов с людьми с оральным вектором . Человеку с оральным вектором характерно присваивать другим ярлыки, придумывать клички. В связи с психологическими особенностями часто «оральники» выбирают себе для эмоциональной разрядки «зрительников». Для борьбы с этой ситуацией не поможет метод осуждения ребенка с оральным вектором, нужно психологически развивать, «закалять» и развивать «ребенка-зрительника».
Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...
3. Также нужно учитывать, что легко перепутать стеснительность «зрительника» и робость детей с анальным вектором - это еще один психотип. Им присущи неуверенность в своих силах, преувеличение трудностей, страх порицания.
Как бороться со стеснительностью?
Обычно зрительный страх ребенка при взрослении переходит в другие качества: сострадание, сочувствие, доброту. «Взрослый-зрительник» остро чувствует эмоции другого человека и сопереживает ему . Большинство талантливых людей (врачей, писателей, актеров) можно отнести к «зрительникам». Для них очень важны любовь и общение, это наполняет его вектор и позволяет эмоционально развиваться.Стеснительность ребенка - это показатель, что ребенок не развивается . Это может привести к тому, что и, повзрослев, он будет испытывать те же страхи. Это помешает ему контактировать с другими людьми.
При первых признаках родителям необходимо приложить максимум усилий для преодоления страхов ребенка. Не стоит пользоваться известным всем способом «клин клином». Если ребенок боится отвечать у доски, не нужно заставлять его это делать чаще в надежде, что он переборет свой страх. Если боится общаться с ровесниками, не нужно навязывать ему новых знакомых. Такая позиция может только усугубить страхи ребенка.
Насильственные способы преодоления страха не помогут «ребенку-зрительнику». Он может зациклиться на них, вред от этого будет расти в геометрической прогрессии. В подобном случае стоит обратить внимание на способы замещения страхов. Если страх «за себя» трансформировать в страх «за других», то зрительный вектор может переключиться со страха на сострадание.
Не стоит пытаться поговорить с «ребенком-зрительником» по душам, пытаться уговорить его преодолеть свой страх. Чем больше акцентируют внимание на нем, тем больше он растет. Лучше постараться переключить внимание ребенка на других людей, показать, что им нужно его сопереживание и понимание. Ребенку необходимо читать литературу, показывать примеры из жизни, дать понять, что другие существа (растения, животные, люди) нуждаются в его внимании. Если он будет чувствовать, что своими действиями, своей добротой может помочь кому-либо, его страх «за себя» будет вытесняться страхом «за других». Психологически дети со зрительным вектором устроены так, что не могут совмещать два этих чувства. Научившись видеть страдания других, проявлять сочувствие, «зрительник» уже не сможет зацикливаться на своем страхе , поэтому ему уже не будут грозить стеснительность и в дальнейшем социофобия.
9 4
Скорее всего, малыш просто не приобрел необходимых социальных навыков. Чаще всего такие дети предпочитают общаться со взрослыми, что вполне понятно. С ними очень удобно оставаться маленьким, ни за что не отвечать, всегда иметь привилегии и перекладывать инициативу на других. Если ребенок чувствует себя комфортно только среди взрослых, не спешите записывать его в вундеркинды - скорее всего, это признак инфантилизма. На это надо обратить особое внимание, чтобы инфантилизм не закрепился и не стал устойчивой чертой характера.
Почему некоторые дети растут застенчивыми и робкими?
Главный враг самостоятельности ребенка - гиперопека взрослых. Если родители все за него решают, предупреждают все его желания, пытаются максимально оградить от любых негативных событий, от дурного влияния улицы, малыш растет даже не застенчивым, а тревожно-боязливым. Он не вступает в контакт, потому что чужие люди кажутся ему опасными. Такие детки отказываются ходить в детский сад, а если их все-таки туда приводят, часто и подолгу плачут, переживая, что их бросили, держатся особняком и смотрят на других детей как на врагов.
Не менее вредно предъявлять к ребенку завышенные требования, окружать запретами и ограничениями. Если вы слишком строги к своему крохе и все время делаете замечания, он может отказываться от любого вида деятельности, включая знакомство и общение, просто из страха наделать ошибок. Когда ко мне на консультацию приводят такого ребенка, он стоит рядом с мамой, опустив голову, иногда исподлобья поглядывая на меня. Ему и в голову не придет пройтись по кабинету, посмотреть игрушки. При этом мама постоянно делает ему замечания, одергивает: «Как стоишь? Выпрямись! Руки из карманов достань».
И гиперопека, и излишняя требовательность гасят в малыше познавательную активность, инициативу и способность вступать в отношения со сверстниками. Поэтому, если вы считаете, что ваш ребенок слишком робок и застенчив, прежде всего, проанализируйте свое поведение.
Как еще можно помочь малышу преодолеть свою стеснительность?
- Никогда не говорите при ребенке, что он застенчив, тогда он не будет так себя воспринимать.
- Если у вас флегматичный или меланхоличный ребенок, дайте ему время на то, чтобы освоиться в новой ситуации: возьмите на себя «первый удар» встречи с незнакомым человеком и через какое-то время, как бы вспомнив, попытайтесь незаметно, не акцентируя на этом внимания, подключить малыша к общей деятельности.
- Как можно чаще хвалите малыша в присутствии других людей. Такая похвала повышает уровень самооценки ребенка и формирует у него доверительное отношение к окружающим.
- Стимулируйте общение малыша со сверстниками - на детской площадке, в развивающем центре и т.д. Обязательно ходите в гости. И принимайте у себя: в роли хозяина ребенок гарантированно находится в центре внимания.
- Показывайте пример общения: пусть ребенок видит, как вы устанавливаете контакты с людьми.
- Перед выходом на прогулку проговорите с малышом несколько сценариев совместной игры. «Ты можешь взять с собой несколько формочек и предложить кому-нибудь тоже сделать рыбку. И у вас получится аквариум». «Сколько машинок ты возьмешь? В какую будешь играть ты? А теперь давай выберем, какую машинку ты сможешь дать поиграть другому мальчику. Мы с тобой сделаем дорогу в песочнице, и машины будут по ней ездить».
- Ситуации, в которых ребенок может почувствовать себя некомфортно, проигрывайте дома. Например, так: «Я - Петя, ты - Вася. У тебя очень интересная машинка, но я не знаю, как мне ее попросить у тебя. Как ты думаешь, что нужно сделать? Давай, я подойду и скажу: «Здравствуй! Меня зовут Петя. А тебя как зовут? Можно я поиграю с твоей машинкой? Или давай поменяемся. Смотри, какой у меня динозавр!»» Точно так же можно дома проигрывать ситуации, возникающие в детском саду.
Как часто мы слышим от родителей ребенка такую фразу: “Он у нас такой застенчивый и робкий, что не вытянешь из него ни слова”.
Кто-то из взрослых вообще не обращает внимания на эту особенность юного создания, а другие мамы и папы, наоборот, делают из этого проблему, говоря своему малышу, что он не так все делает, тем самым усугубляя ситуацию.
В любом случае, необходимо помочь ребятам преодолеть стеснение и робость, чтобы дать им полностью раскрыться и проявить себя во всех смыслах. Как это сделать, узнаем прямо сейчас.
Ошибки мам и пап
Иногда малыши стесняются и имеют страх перед чем-либо, только потому, что думают, что их в очередной раз родители поругают за неловкие движения или неправильно сказанные слова.
Мы, взрослые, порой не замечаем за собой, что своими фразами, казалось бы, для нас ничего не значимыми, можем настолько понизить самооценку ребенка, и таким образом, способствовать возникновению очередных трудностей в развитии крохи.
Некоторые родители скажут: “Причем тут наши воспитательные моменты?” Но именно оценка близких авторитетных людей для малыша имеют большое значение, поэтому, когда старшее поколение регулярно доказывает своему чаду, что он неумеха, то говорить об адекватном дальнейшем поведении маленького человечка не стоит.
Однако дети могут сами по себе быть застенчивыми, и задача родителей состоит в том, чтобы научить со временем преодолевать такое качество.
- Приучаем свое чадо к активности . Активность малыша может проявляться во всем: в играх, в общении с ровесниками и взрослыми, в познавании окружающего мира. Не отказывайте малышу в просьбе рассказать об объекте, который его заинтересовал или показать ту вещь, которая ему просто недоступна по физическим параметрам. Ведь развиваясь, сын или дочка будет уверен в себе, а значит, и в будущем сможет постоять за себя, что очень важно для него.
- Учим кроху защищать себя в сложных для него ситуациях . Этому будут способствовать общественные детские места: игровая площадка, парк, детский сад. Именно там могут возникать моменты, в которых юное создание будет учиться давать отпор тем детям, которые обижают его. Не следует изолировать кроху от детского общества – такая мера потом может обернуться тем, что ребенок будет просто не готов к тому, что его может ждать без присмотра близких ему людей. Он должен учиться самостоятельно пребывать в окружении с ровесниками, устанавливать с ними контакт, и естественно приспосабливаться к новым условиям. Ведь в дальнейшем придет школа, где существуют уже жестче законы жизни.
- По возможности раскрепощаем кроху следующими способами : это и приобретение, например, того же микрофона, с помощью которого он смог бы проявлять свой артистизм в семейном тесном кругу, и организация мамы и папы домашнего кукольного театра, где сын или дочка во всю могли разыгрывать как им хочется знакомую сказку. Такие несложные действия старшего поколения как развивают маленького человечка, так и “убирают” стеснительность и робость.
- Старайтесь больше знакомить ребенка с детской художественной литературой . Это могут быть, как и стихотворения, так и сказки известных литераторов. Но при этом не забывайте о том, что знакомство с очередной сказкой не должно закончиться обычным рассказыванием, а подробным анализом героев, если, конечно, ваше чадо проявляет интерес. Зачем это необходимо? А затем, что рассматривая детально поведение каждого главного персонажа, вы тем самым разъясняете крохе элементарные понятия добра и зла. Не секрет, что многие ребята берут пример со своих любимых героев, будь то персонажи из мультфильма или стихотворения. В любом случае, родители должны по возможности увидеть в сюжете произведения те поступки героев, которые бы наводили на мысль того, что они смелые и могут совершать благородные поступки. Естественно, любое литературное творение писателя не подойдет, где, например, идет речь только о природе и описании лесных жителей.
- Старайтесь в домашних условиях организовывать те игры, в которых бы ваше чадо брало на себя роль лидера . Такая обязывающая роль может способствовать возникновению лидерских качеств уверенности в себе, целеустремленности и т.д.
Каждое мгновение, проведенное с родным человечком, пусть приносит вам только удовольствие и приятные хлопоты.
Мне нравится!
Застенчивость у детей проявляется по-разному. Кто-то стесняется при первом знакомстве с другими детьми или взрослыми, некоторые – только со взрослыми, а третьи – боятся публичности. Но, если ребенок постоянно нерешителен и излишне скромен – это уже серьезное препятствие на его жизненном пути.
Застенчивость детей не всегда говорит, что у них заниженная самооценка. Скорее она даже завышена, но существует боязнь оказаться в нелепой ситуации, потому что им кажется, что все их оценивают. Общение дается им трудно, поэтому предпочитают оставаться в стороне.
Внутренние предпосылки. Э то тип темперамента, который, как известно, является динамическим процессом врожденного характера и остается устойчивым в течение всей жизни.
- Самые застенчивые – меланхолики, относящиеся к категории слабого типа, долго переживают неудачи и склонны к отрицательным эмоциям.
- Затем следуют флегматики – они трудно сходятся с новыми людьми, скупы на внешние впечатления.
- Стеснительными практически не бывают сильные типы – сангвиники и холерики.
Внешние предпосылки. К ак правило, основываются на воспитании – строгом, со множественными запретами и постоянными замечаниями со стороны взрослых. В результате у ребенка вырабатываются комплексы: осознание своего несовершенства, снижается ощущение своей значимости, болезненная реакция к оценке других людей.
Как побороть застенчивость?
- Старайтесь не говорить при ребенке о его стеснительности с другими взрослыми. Иначе он сам привыкнет и утвердится в мысли, что он действительно такой и будет воспринимать себя таковым.
- Чаще разговаривайте с ним, как с равным: просите совета, внимательно слушайте, когда он что-то рассказывает или выражает свое мнение, показывает рисунок или поделку.
- Его чувства, эмоции и желания должны быть очень важны для вас – относитесь к ним бережно и с уважением. Так будет укрепляться его уважение к самому себе.
- Старайтесь, чтобы он проговаривал свои неудачи и обиды. Они не должны накапливаться в нем. Для застенчивого ребенка это вдвойне тяжело.
- С малых лет учите ребенка общаться с другими людьми. Находите для этого повод. Пусть, например, сам спросит цену на игрушку в магазине, если он хочет, чтобы вы ее купили.
- Конечно, такого ребенка надо больше хвалить, даже за маленькие победы, за проявленную активность. Не забывайте, что от него это потребовало немало усилий на пути борьбы со своей нерешительностью.
- Спокойно относитесь к его ошибкам и промахам – так он приобретает бесценный опыт, закаляет характер. Пусть негативный, но он не менее значим позитивного.
Застенчивость – не приговор. С возрастом она уменьшается, становится не такой сильной и мучительной, но не проходит полностью. Такие дети в будущем более стабильны в работе, дружбе, любви. Ребенок в процессе жизни учится преодолевать застенчивость сам, постепенно приобретая опыт, но во многом в этом главную роль играют родители.
В возрасте 12–15 лет мальчики и девочки становятся склонны к самоанализу. Как правило, именно в этом возрасте они начинают негативно оценивать себя. Они могут почувствовать себя недостаточно интересными, стать неуверенными в себе, зависимыми от мнения окружающих.
Как следствие, появляется стеснительность – страх быть осмеянным, непонятым другими людьми. Стеснительность может стать спутником на долгие годы, сделав человека замкнутым, безынициативным. В будущем таким людям будет труднее реализовать свой потенциал и добиться успеха.
Не стоит сразу бежать к психологам. Для начала попробуйте помочь ребенку самостоятельно. Поддержка родителей в этом возрасте особенно важна подросткам, хоть они этого и не показывают.
Основные причины стеснительности
Причины застенчивости нужно искать в детстве ребенка. Если он подвергался запретам, унижениям, упрекам - он может вырасти неуверенным в себе. Страх оступиться, подвести, оказаться осужденным будет двигать человеком всю жизнь, поэтому нужно помочь ему стать раскрепощеннее. Еще одна причина стеснительности может лежать в пережитой ребенком психологической травме. Если у него в жизни случилось событие, которое потрясло его до глубины души, он тоже может испытывать дискомфорт в обществе.
Есть и другие причины стеснительности ребенка. Например, ролевые модели родителей. Если в семье застенчивость, можно сказать, передается по наследству - нет ничего удивительного, что к ней склонен и ребенок.
Как помочь подростку побороть стеснительность
Принимайте детей такими, какие они есть; позволяйте им принимать самостоятельные решения; уважайте их разумные желания и выбор, даже если они не совпадают с вашими и кажутся вам неправильными.
Чаще хвалите ребенка за его достижения, пусть и небольшие. Не заостряйте внимание на неудачах, ведь без ошибок невозможно полноценно развиваться.
Развивайте уверенность и независимость от чужих оценок вместо того, чтобы перекладывать на неокрепшие плечи свои страхи. Зачастую совершенно не важно, что в тот или иной момент подумают другие люди. И уж точно не стоит сравнивать его с другими, особенно не в пользу своего чада.
Контролируйте ребенка в меру, чтобы он не расслабился за вашей спиной и не перестал проявлять себя.
Инициируйте посещение разнообразных студий и кружков. Особенно будут полезны такие занятия, где предполагается выступление перед аудиторией: театральная или музыкальная студия, вокал, танцы. Можно предложить спортивную секцию, где даже незначительные достижения принесут пользу. У любого подростка есть таланты, просто помогите раскрыть их. Это повысит его самооценку.
Помогите ребенку избавиться от культа кумира. Всем нам в юности хотелось быть на кого-то похожим, все мы к этому стремились. Но, чувствуя разницу между собой и идолом, наша самооценка значительно падала. Дайте подростку понять, что идеальных людей не бывает - у всех есть свои плюсы и минусы. А еще помогите ему стать тем человеком, который станет примером для подражания для других.
Также задача родителей – научить ребенка обыгрывать свою внешность. Постарайтесь привить вкус и чувство стиля не только дочери, но и сыну.
Отношения с противоположным полом
Особенно актуальная тема для подростка – взаимоотношения с противоположным полом. Застенчивость мешает начать разговор или оказать знак внимания. Предложите ребенку отработать эти навыки в безопасной обстановке, приведите варианты возможных тем для беседы. Поделитесь своим опытом, вспомнив юность. Ни в коем случае не давите на него. Отношения с противоположным полом для ребенка - очень личная тема, и, если он не захочет делиться своими переживаниями, отнеситесь с пониманием.