Сокращение от Cyan-Magenta-Yellow-Black - голубой-пурпурный-желтый-черный. CMYK - это цветовая модель, в которой все цвета описываются как смесь этих четырех обрабатываемых цветов. CMYK - стандартная цветовая модель, используемая в цветной печати. Т.к. здесь используются чернила четырех основных цветов, ее еще называют четырехцветной печатью.
Цветовая модель CMYK в отличие от RGB описывает поглощаемые цвета. Цвета, которые используют белый свет, вычитая из него определённые участки спектра, называются субтрактивными (вычитательными). Именно такие цвета и используются в модели CMYK. Они получаются путём вычитания из белого аддитивных цветов модели RGB.
Основными цветами в CMYK являются голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и жёлтый (Yellow). Голубой цвет получается путём вычитания из белого красного цвета, пурпурный - зелёного, жёлтый - синего.
На рисунке видно, какие цвета получаются при смешении базовых цветов CMYK. Теперь при смешении всех трёх цветов получается чёрный цвет, т.е. сложение цветов в CMYK аддитивно.
Цветовая модель CMYK является основной для печати. В цветных принтерах также применяется данная модель. Получается, что для того, чтобы распечатать чёрный цвет, необходимо большое количество краски. Кроме того смешение всех цветов модели CMYK на самом деле даёт не чёрный, а грязно-коричневый цвет. Поэтому, для усовершенствования модели CMYK, в неё был введён один дополнительный цвет - чёрный. Он является ключевым цветом при печати, поэтому последняя буква в названии модели - K (Key), а не B. Таким образом, модель CMYK является четырёхканальной.
Дело в том, что у CMYK цветовой охват более узкий, чем у RGB. Поэтому, при конвертации изRGBв CMYK часть цветов теряется. Это необходимо учитывать, если Вы работаете в графических редакторах. С другой стороны Вы можете использовать конвертацию для того, чтобы посмотреть, какой приблизительно вид будет иметь RGB-рисунок распечатанный на принтере.
Цветовая модель hsb.
Эта цветовая модель является наиболее простой для понимания. Кроме того, она равно применима и для аддитивных, и для субстративных цветов.
HSB - это трехканальная модель цвета. Она получила название по первым буквам английских слов: цветовой тон (hue), насыщенность (saturation), яркость (brightness).В системе HSB цвет разлагается на три составляющие:
HUE (Цветовой тон) – частота световой волны, отражающейся от объекта, который вы видите.
SATURATION (Насыщенность) является чистотой цвета. Это соотношение основного тона и равного ему по яркости бесцветно серого. Максимально насыщенный цвет не содержит серого вообще. Чем меньше насыщенность цвета, тем он нейтральней, тем труднее однозначно охарактеризовать его.
BRIGHTNESS (Яркость) это общая яркость цвета. Минимальное значение этого параметра превращает любой цвет в черный.
При работе в графических программах с ее помощью очень удобно подбирать цвет, так как представление в этой модели цвета согласуется с его восприятием человеком.
Применение. HSB - модель в основном используют компьютерные художники.
Продолжаю свою «эпопею» про цвета в системе CMYK.
Как мы можем видеть в триадной системе, из трех 100%-х красок - Cyan, Magenta, Yellow - голубой, малиновой и желтой, мы получаем цвета RGB со значениями 255 - Red, Green, Blue - красный, зеленый и синий. На пересечении всех трех цветов получается некоторый грязноватый сизый цвет, именно поэтому, чтобы не допустить «грязи» при печати, желательно составлять цвет из двух красок.
Как мы видим в схеме, смесь голубого и желтого создает зеленый цвет, смесь малинового и желтого - красный, смесь голубого и малинового - синий. При создании цветов происходит такое оперирование краской и ее процентным соотношением, которое задаст необходимый цвет.
На этом примере можно посмотреть, как я создала цвета, смешав две краски, указав все процентные значения. Таким образом можно составить множество цветов, которые будут выглядеть на печати чисто и красиво.
Иногда приходится пренебрегать этим стандартом подготовки иллюстрации, которая будет печататься, но, желательно подобрать наиболее чистое соотношение красок.
Цвета, составленные из трех красок, как правило, помогают создать более сложные или темные оттенки. Желательно при таком составлении не добавлять много краски K - чёрной или вовсе не использовать ее, но этого не всегда получается избежать. В таком случае, если вы готовите документ в печать, обязательно проводится тестовая печать, но эта методика неактуальна для стоковой иллюстрации.
Приблизительно таким образом печатаются цвета на печатных машинах, точки каждого цвета располагаются так, чтобы получить какой-либо цвет при «наслоении» цветов друг на друга.
Так происходит печать всех четырех цветов.
На этом пока завершу свой сегодняшний рассказ о цветах, но есть еще темы, вынесу их в опрос.
Модель цветовая CMYK
- четырехканальная цветовая модель для подготовки не экранных, а печатных изображений, применяемая в полиграфии при цветной печати. Была предложена в 1951 г. Энди Мюллером.
Совмещение трех основных красок поглощает почти весь падающий свет, и со стороны изображение выглядит почти черным. В отличие от модели RGB увеличение количества краски приводит не к увеличению визуальной яркости, а наоборот к ее уменьшению. Поэтому для подготовки печатных изображений используется не аддитивная (суммирующая) модель, а субтрактивная (вычитающая) модель. Цветовыми компонентами этой модели являются не основные цвета, а те, которые получаются в результате вычитания основных цветов из белого:
голубой (Cyan) = Белый - красный = зелёный + синий (0,255,255)
пурпурный (сиреневый) (Magenta) = Белый - зелёный = красный + синий (255,0,255) жёлтый (Yellow) = Белый - синий = красный + зелёный (255,255,0).
Эти три цвета называются дополнительными, потому что они дополняют основные цвета до белого.
Существенную трудность в полиграфии представляет черный цвет. Теоретически его можно получить совмещением трех основных или дополнительных красок, но на практике результат оказывается негодным. Поэтому в цветовую модель CMYK добавлен четвертый компонент - черный. Ему эта система обязана буквой К в названии (blacK).
Числовые значения в CMYK представляются в виде цифр. Каждое из чисел, определяющее цвет в CMYK, представляет собой процент краски данного цвета, составляющей цветовую комбинацию, а точнее, размер точки растра, выводимой на фотонаборном аппарате на плёнке данного цвета Например, для получения цвета "хаки" следует смешать 30 % голубой краски, 45 % пурпурной краски, 80 % жёлтой краски и 5 % чёрной. Это можно обозначить следующим образом: (30,45,80,5).
В типографиях цветные изображения печатают в несколько приемов. Накладывая на бумагу по очереди голубой, пурпурный, желтый и черный отпечатки, получают полноцветную иллюстрацию. Печать четырьмя красками, соответствующими CMYK, также называют печатью триадными красками. Поэтому готовое изображение, полученное на компьютере, перед печатью разделяют на четыре составляющих одноцветных изображения (CMYK). Этот процесс называется цветоделением. Современные графические редакторы имеют средства для выполнения этой операции. При этом на разных мониторах цвета могут отражаться по-разному, что является существенным недостатком.
Добавление к первичному цвету второй краски ведет к образованию вторичного цвета, добавление сюда же третьей краски ведет к нейтральности. Для проведения коррекции цвета в пространстве CMYK эта таблица, как таблица умножения, должна восприниматься на автомате, канала цвета. Контраст и цвет в пространстве CMYK взаимосвязаны - изменение контраста кривыми или уровнями ведет к изменению цветов, так же и изменение цвета соответствующими инструментами ведет к изменению контраста.
Краски циан (Голубой, Cyan), маджента (Пурпур, Magenta), жёлтый (Yellow) отличаются от идеальных красок субтрактивного синтеза цвета. Начнём с того, что идеальные краски должны быть совершенно прозрачными и поглощать свет только одной зоны спектра, естественно таких красок не существует. Все краски (не только полиграфические) имеют неполное поглощение света в двух спектральных зонах и неполное отражение в основной зоне. Для характеристики триады печатных красок недостаточно знать, какие спектральные поглощения и колориметрические значения имеют однокрасочные участки, так как цвет получается автотипным синтезом важно знать характеристики вторичных и составных (трёхкрасочных) участков.
Падая на наружную поверхность красочного слоя, белый свет освещения частично от нее отражается (2), частично преломляется (1), часть света проходит внутрь красочного слоя. Так как связующее вещество почти прозрачно, то этот свет не изменяет своего спектрального состава пока не встретится с частицами пигмента и опять разделится на отраженный и преломлённый, но уже изменивший свой спектральный состав - окрашенный. Часть этого света выходит на поверхность, часть проникает дальше в глубь слоя. Встречая на своём пути всё новые частицы пигмента, свет продолжает отражаться и преломляться. Причём насыщенность цвета после каждого преломления всё усиливается. Свет, образовавшийся в глубине красочного слоя, совершая обратный путь, снова отражается и преломляется - этот свет будет сильно окрашен. Если красочный слой толстый или краска мало прозрачна (кроющая краска), весь свет либо отразится, либо поглотится в толще слоя и до подложки не дойдёт. Если краска прозрачная или слой её тонок, свет, достигнув белой подложки, отразится от неё и, пройдя красочный слой в обратном направлении, выйдет на поверхность. Рассматривая оттиск, не различаются цвета излучений, отражённых с той или иной глубины слоя, а видим цвет смеси этих излучений. Краски триады относятся к слабо кроющим краскам, которые обеспечиваю просвечиваемость, не закрывают предварительно закрашенные участки даже при значительной толщине наносимого слоя. Вместе с тем, полиграфические краски всё же рассеивают свет, а поэтому суммарный цвет наложений получается иным, чем при идеальном субтрактивном синтезе. Последовательность наложения слоёв играет важную роль в образовании цвета.
При печати в CMYK изображение растрируется, то есть представляется в виде совокупности точек цветов C, M, Y и K. На расстоянии точки, расположенные близко друг к другу, сливаются, и создаётся ощущение, что цвета накладываются друг на друга. Глаз смешивает их и таким образом получает необходимый оттенок. Растрирование выделяют амплитудное (наиболее часто используемое, при котором, количество точек неизменно, но различается их размер), частотное (изменяется количество точек, при одинаковом размере) и стохастическое, при котором не наблюдается регулярной структуры расположения точек.
Используемые источники
1. igor-bon.narod.ru.
2. mini-soft.ru.
3. sketchpad.net.
4. Допечатная подготовка. Донни О"Квин. 2002.
- -первичные цвета (краски триады) - циан (Cyan), маджента (Magenta), желтый (Yellow)
- -вторичные цвета - синий (Blue), красный (Red), зеленый (Green) (образованы путём смешивания двух первичных)
- -производные вторичных цветов
- -составные - в первую очередь белый, черный и нейтральный
Добавление к первичному цвету второй краски ведет к образованию вторичного цвета, добавление сюда же третьей краски ведет к нейтральности. Для проведения коррекции цвета в пространстве CMYK эта таблица, как таблица умножения, должна восприниматься на автомате, Вы должны представлять, что произойдет с тем или иным цветом изображения при изменении кривой каждого канала цвета. Для обучения тут подходит методика. которую я изложил в статье "Практикум работы с кривыми ", только исходные серые заливки надо создавать в файлах в пространстве CMYK. Контраст и цвет в пространстве CMYK взаимосвязаны - изменение контраста кривыми, уровнями или другими инструментами и приемами ведет к изменению цветов, так же и изменение цвета соответствующими инструментами ведет к изменению контраста. Существуют способы разделить эти два параметра, например применением команды Fade .
Рассмотрим как получается цвет
на бумаге.
Итак краски циан (Голубой, Cyan), маджента (Пурпур, Magenta), жёлтый (Yellow) отличаются от идеальных красок субтрактивного синтеза цвета. Начнём с того, что идеальные краски
должны быть совершенно прозрачными и поглощать свет только одной зоны спектра, естественно таких красок не существует. Все краски (не только полиграфические) имеют неполное поглощение
света в двух спектральных зонах и неполное отражение в основной зоне.
Для характеристики триады печатных красок недостаточно знать, какие спектральные поглощения и колориметрические значения имеют однокрасочные участки, так как цвет получается автотипным синтезом важно знать характеристики вторичных и составных (трёхкрасочных) участков.
Кривые спектрального отражения первичных и вторичных цветов.
Вот как выглядит CMYK в банках:
И CMYK в секциях на печатном станке:
Для того, чтобы разобраться, как получается цвет отпечатка рассмотрим схему отражения света:
- - Бесцветный, рассеянный свет;
- - Бесцветный, поверхностно отраженный свет (блик);
- - Слабо окрашенный свет;
- - Окрашенный свет;
- - Сильно окрашенный свет.
Падая на наружную поверхность красочного слоя, белый свет освещения частично от нее отражается (2), частично преломляется (1), часть света проходит внутрь красочного слоя. Так как связующее вещество почти прозрачно, то этот свет не изменяет своего спектрального состава пока не встретится с частицами пигмента и опять разделится на отраженный и преломлённый, но уже изменивший свой спектральный состав - окрашенный. Часть этого света выходит на поверхность, часть проникает дальше в глубь слоя. Встречая на своём пути всё новые частицы пигмента, свет продолжает отражаться и преломляться. Причём насыщенность цвета после каждого преломления всё усиливается. Свет, образовавшийся в глубине красочного слоя, совершая обратный путь, снова отражается и преломляется - этот свет будет сильно окрашен. Если красочный слой толстый или краска мало прозрачна (кроющая краска), весь свет либо отразится, либо поглотится в толще слоя и до подложки не дойдёт. Если краска прозрачная (лессировочная) или слой её тонок, свет, достигнув белой подложки, отразится от неё и, пройдя красочный слой в обратном направлении, выйдет на поверхность. Рассматривая оттиск, мы не различаем цвета излучений, отражённых с той или иной глубины слоя, а видим цвет смеси этих излучений. Краски триады относятся к слабо кроющим краскам, которые обеспечивают просвечиваемость, не закрывают предварительно закрашенные участки даже при значительной толщине наносимого слоя. Вместе с тем, полиграфические краски всё же рассеивают свет, а поэтому суммарный цвет наложений получается иным, чем при идеальном субтрактивном синтезе. Последовательность наложения слоёв играет важную роль в образовании цвета:
Как видно на схеме при одинаковой толщине красочных слоёв жёлтой и голубой краски результирующий цвет будет желтовато-зелёным, при
обратной последовательности цвет станет сине-зелёным.
Ещё один вид синтеза цвета используется в офсетной (и цифровой) печати - это пространственное смешение незначительных по размеру точек краски - автотипный синтез цвета.
На рисунке условно, представлено, как выглядит при увеличении фрагмент цветного растрированного изображения на оттиске. Глаз зрителя воспринимает это многообразие цветных точек, как один цвет. Бумага, точнее её белый цвет играет здесь ту же роль, что и разные по площади точки краски.
Цветовой охват печати зависит от бумаги и краски. Наибольшим цветовым охватом в офсетной печати может похвастаться печать на плотной, глянцевой мелованной бумаге, "интенсивными" красками, а наименьший охват - на тонкой, офсетной бумаге (газеты). В примерах цветокорекции на сайте, есть несколько приемов работы, если цвета в изображении выходят за охват CMYK.
Для продолжения знакомства с кругом знаний, необходимых цветокорректору см. список статей в левой колонке сайта.
Многие слышали аббревиатуру CMYK, которая используется в сфере полиграфии, но не знают, как она расшифровывается. Разобраться в том, какие четыре цвета обозначают эти буквы и какими свойствами обладает эта автотипия, поможет наша статья.
В мире оптических иллюзий
Прежде чем выяснять, следует разобраться с природой такого чуда, как естественный свет. Мало кто задумывается о том, что цвета существуют только внутри системы, необходимыми компонентами которой являются зрители, освещение и предмет. На этом оптические чудеса не заканчиваются. Например, хотя чисто белый свет мы воспринимаем как бесцветный, он содержит все цвета спектра, видимого человеческим глазом. Именно его многокомпонентность придает предметам окраску. Когда достигает предмета, его поверхность вне зависимости от своих свойств, поглощает конкретные цвета. При этом остальные отражаются и создают у зрителя восприятие изображения, которое будет блеклым или ярким.
Воспроизведение текста и изображений на физических носителях с точки зрения человеческого восприятия
Бумага, на которой чаще всего производится печать, изначально белая и обладает способностью отражать весь спектр цветов солнечного света, который на нее попадает. Чем лучше ее качество, тем выше отражающие свойства поверхности. В то же время краситель — это вещество, поглощающее определенный цвет. Если он задержит лучи всех длин, кроме тех, что соответствуют красному компоненту спектра, то при солнечном свете человек видит только такой краситель. Если же посмотрим на тот же пигмент в лучах от синей лампы, то покажется нам черным.
Когда на белую бумагу наносятся различные красители, уменьшается количество отражаемых цветов. Например, путем нанесения на бумагу синего пигмента мы создаем ситуацию, когда она не поглощает только его.
Существуют комбинации цветов, при смешивании которых можно получить краску, способную полностью поглотить все лучи, отражаемые бумагой, т. е. сделать ее черной. В частности, для этого достаточно нанести одинаковое количество пурпурного, голубого и желтого пигментов.
Следует отметить, что такая цветовая модель не нуждается в белой краске, так как это окрас самой бумаги. В тех участках изображения, где он необходим, никакие пигменты просто не наносят, оставляя поверхность чистой.
Субтрактивная модель
Бумага и другие печатные материалы — это поверхности, способные отражать естественный или искусственный свет. Очевидно, что удобнее рассчитывать, какое его количество в виде лучей изменило свое направление на противоположное, чем сколько его поглотилось. Таким образом, если вычитать из белого 3 первичных цвета, т. е. базовые компоненты RGB, то получится тройка CMY.
Почему «K», а не «B»
Обычно у тех, кто не знает, что такое CMYK, эта аббревиатура вызывает недоумение. Ведь как уже было сказано, эта цветовая модель использует 4 разных пигмента. Три из них называются по их первой букве. Кроме того, используется черный цвет. Одна из версий утверждает, что K — сокращение от английского слова black. Ее использовали вместо «В» для обозначения пленки черного цвета на полиграфическом производстве, чтобы не путать с той же литерой из модели RGB (англ. blue). Дело в том, что профессиональные цветокорректоры манипулируют с 10 каналами RGB_CMYK_Lab и используют все доступные цветовые пространства. Таким образом, при применении аббревиатуры для четырехцветной автотипии, фраза «действие с каналом B» потребовала бы уточнения, о какой из моделей идет речь, что было бы неудобно.
Есть и другое мнение. Согласно этой версии, «K» — это сокращение от слова «ключевой», т. е. key plate. Им обозначают печатную форму для черной краски, которая применяется поверх уже нанесенных трех предыдущих пигментных.
Кроме того, некоторые специалисты склоняются к тому, что «К» имеет немецкое произношение и означает слово kontur. В пользу последней версии говорит то, что традиционно черную пленку в типографском деле называют контурной.
Как произносить по-русски
Хотя цветовая модель CMYK используется уже достаточно давно, многие и по сей день не знают, как правильно звучит эта аббревиатура. Специалисты советуют произносить ее вслух, как «Си-Эм-Уай-Кей». Кроме того, встречаются рекомендации называть 4-цветную авотипию «си-мак», а также употреблять термин «полноцвет» или «триадные краски».
RGB, CMYK: в чем отличие
Если схема CMYK используется в типографском деле, то красно-зелено-синяя модель применяется при отображении на телевизорах, мониторах и других дисплеях. Как известно? они состоят из пикселей, представляющих собой маленькие точки, каждая из которых имеет 3 подсветки и, в зависимости от яркости каждой, светится нужным оттенком данного цвета.
Когда производится распечатка изображения с компьютера, то принтер или офсетная машина делают это, используя краски CMYK (cyan, magenta, yellow, key color). В связи с этим просмотр изображения в схеме RGB может значительно отличаться от того, что вы получите на бумаге или на другом физическом носителе.
Причина заключается в методе перевода изображения из одной в другую, которая просто не может обеспечить стопроцентное попадание. Ведь многие оттенки RGB просто не существуют и не могут быть реализованы в палитре CMYK (какие цвета основные в этой системе, вам уже известно). Они заменяются наиболее близкими оттенками, однако различия все же оказываются достаточно заметными даже для невооруженного глаза.
Почему в модели CMYK 4 цвета, а в RGB используются только 3
Как известно, черная краска может быть получена смешением пурпурной, желтой и голубой, взятых в равных пропорциях. Однако по ряду причин приходится использовать дополнительный пигмент. Причин, почему четырехцветная автотипия предполагает применение черной краски, несколько. В их числе:
- смешение желтого, пурпурного и голубого пигментов на практике создают ;
- триадные краски не обеспечивают насыщенности и стабильности оттенка серых областей изображения;
- при выводе очень мелких черных деталей текста или рисунка без использования такого пигмента возрастает риск недостаточно точного совпадения точек нанесения голубого, пурпурного и желтого оттенков;
- черный пигмент (как правило, обычная сажа) намного дешевле других красок;
- смешение 100% желтого, пурпурного или голубого пигмента в одной точке в случае струйной печати достаточно сильно смачивает бумагу, деформирует ее и увеличивает время, необходимое для просушки.
Проблемы последнего типа возникают и в процессе офсетной печати. Кроме того, в зависимости от устройства? существует определенное ограничение по сумме красок. У некоторых принтеров оно может быть даже довольно большим и достигать 260-280 %. Это значит, что «настоящий» черный цвет на таких печатающих устройствах получить путем смешивания пигментов вообще невозможно. Поэтому используется еще одна, черная краска.
Что такое CMYK-печать
При печати на офсетной или шелкографской печатной машине, цветном лазерном принтере и т. д. есть возможность в каждой точке либо использовать слой краски конкретной толщины, либо оставить подложку чистой и не тронутой. Таким образом, для передачи полутонов изображение растрируется. Иными словами, его представляют в виде совокупности точек четырех цветов. Плотность их размещения определяет процент использования каждой из красок. На расстоянии от физического носителя (бумаги, пленки и пр.) точки, которые расположены близко друг к другу, сливаются, и глаз человека видит необходимый оттенок. Растрирование бывает:
![](https://i1.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/14479/1526440.jpg)
Как не разочароваться при распечатке фото на принтере
Сегодня принтеры есть во многих квартирах. Их используют для подготовки домашних заданий, написания курсовых, рефератов, и пр. Очень часто на принтере пытаются также распечатать фотографии. Однако, как правило, такие попытки заканчиваются разочарованием, так как яркая картинка на экране превращается в блеклую копию на бумаге. Все дело в переводе изображения из модели RGB в модель CMYK.
Чтобы увидеть, как будет выглядеть фото на бумаге, можно воспользоваться программой Adobe Photoshop. В таком случае можно будет отредактировать изображение с тем, чтобы получить наилучший результат.
Теперь вы знаете, что такое CMYK, как расшифровывается эта аббревиатура и какие недостатки она имеет. Скорее всего, в ближайшем будущем на смену ей придет более совершенная схема цветопередачи, что повысит качество печати изображений.