Камни бортовые (или камни бордюрные) БК криволинейные – это строительные изделия специального назначения, которые широко применяются в дорожном строительстве для обустройства дорог. Бортовые камни используются для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок, остановок общественного транспорта и т.д. Криволинейные камни БК применяются на поворотах и других закругленных участках дорог.
Высокая прочность бетонных бортовых камней БК позволяет препятствовать смещению грунта, укрепить дорожное полотно и тротуарную плитку, не позволяя ей расползаться. Бортовые камни БК выдерживают любые механические нагрузки, в том числе столкновение с транспортными средствами, и с легкостью переносят воздействие климатических условий и не разрушаются под воздействием химических соединений. Применение бордюров для устройства тротуаров благоприятно сказывается на эксплуатационном сроке дорожных и тротуарных покрытий.
Камни бортовые БК выполняют не только функцию разделения непрямых и закругленных участков дорог и тротуаров. Они также играют огромную роль в безопасности дорожного движения: бортовые камни устанавливаются на определенной высоте относительно проезжей части, таким образом ограничивая движение пешеходов и транспортных средств и препятствуя случайному заезду транспортных средств на тротуар или на встречную полосу. Еще одним немаловажным преимуществом применения бетонных и железобетонных бортовых камней в качестве бордюров является легкость ремонта: в случае повреждения бортового камня не требуется капитальный ремонт и демонтаж всей конструкции, достаточно лишь заменить поврежденный элемент на новый.
Камень бортовой криволинейный БК имеет закругленную форму с двумя скосами с каждой стороны в верхней части. Бортовые камни БК изготавливаются, как правило, из бетона и не армируются стальными каркасами. Возможно также изготовление криволинейных бордюров из изверженных, осадочных и литых горных пород. Однако при схожих характеристиках прочности низкая трудоемкость и дешевизна изделий позволяет облегчить и ускорить дорожное строительство, что благоприятно сказывается на экономике не только отдельно взятой отрасли, но и всей страны в целом.
Камни бортовые БК криволинейные в зависимости от условий эксплуатации устанавливаются непосредственно в грунт или на бетонное снование, но обязательно до начала устройства дорожного покрытия. Подготовленная траншея трамбуется песком, щебнем или заливается монолитным бетоном, ширина траншеи при этом должна быть чуть больше ширины бордюров. Бортовые камни устанавливаются таким образом, чтобы заглубленная часть бордюра по высоте была равна надземной ее части. В зазоры, оставшиеся с каждой стороны из-за большей ширины траншеи, заливают укрепляющий раствор, состоящий из песка, цемента и воды, который предотвращает проседание и сдвиг изделий.
Бетонные бортовые камни БК криволинейные изготавливаются в соответствии с ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» из мелкозернистого бетона класса В30 по прочности на сжатие. Класс бетона по морозостойкости назначается в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства: при расчетной температуре от -5°С и выше класс бетона по морозостойкости F100, при температуре в пределах от -5°С до -15°С включительно – F150, от -15°С до -45°С – F200, при температуре ниже -45°С – F300. Водопоглощение бетона бортовых камней БР не должно превышать 6% от массы для камней из мелкозернистого бетона.
В дорожном строительстве отделение зоны, предназначенной для движения пешеходов от проезжей части осуществляется при помощи бордюрных камней. Их технические характеристики и геометрические параметры определены ГОСТ 6665-91. В соответствии с положениями данного стандарта маркировка дорожных бордюров осуществляется при помощи группы букв и цифр, которые несут в себе информацию о наименовании изделия и его размерах.
Так, БР 100.30.15 означает:
- БР - бортовой рядовой камень
- 100 - длина в сантиметрах
- 30 - высота в сантиметрах
- 15 - ширина в сантиметрах
Особенности дорожного бордюра 1000х300х150: характеристики, цена
Учитывая неизменно высокий спрос на данный вид продукции, компания «КомплектСтройИндустрия» освоила производство бортового камня с использованием передовой технологии вибропрессования. Этот метод позволяет создавать высококачественные изделия из бетона без применения армирующей стальной основы. При сохранении всех качественных и эксплуатационных характеристик в пределах, установленных ГОСТ, бордюрный камень нашего производства отличается более точными геометрическими параметрами и характеристиками лицевой и не лицевой поверхности против аналогов литьевого метода с применением армирования.
Еще два важнейших параметра, предопределяющих длительность срока службы:
- Прочность на сжатие соответствует классу бетона В30 (соответствует марке М400)
- Морозостойкость - F200
Указанные характеристики свидетельствуют об отличном качестве БР 100.30.15 производства «КомплектСтройИндустрия». Главным же аргументом в пользу его приобретения является уникально низкая стоимость, достигнутая за счет оптимизации производственных затрат.
Бордюры рядовые БР 100-30-18
это камни, преднозначенные для благоустройство городских территории и дорог, на сегодняшний день занимающие особое место в строительной сфере. Проезжая часть от тротуаров и газонов должна быть обязательно отделена. Для этого применяют бордюрные элементы, в частности – бортовой камень или прямые бордюры рядовые БР 100-30-18 .1.Сфера применения бордюров рядовых БР 100-30-18 .
Основное применение нашли конусообразные бортовые камни серые БР 100-30-18 . Данный вариант исполнения бетонного изделия максимально подходит для выполнения законцовок тротуарных и иных дорожек, а также для обустройства длинных дорог, магистралей или трасс. Также часто используется в сфере обустройства дорожных покрытий и тротуаров для получения эстетической и более удобной укладки дорожного покрытия. Кроме того, защитные функции, которые несут в себе бортовые бордюры, помогают получить качественно благоустроенную территорию, которая прослужит долгое время.
2.Основное предназначение рядового бордюра.
1.Функциональная нагрузка – удобоукладываемость камней на дорожном объекте, исключает размытие тротуаров и дорожек, укрепляет дорожное сооружение;
2. Эстетическая нагрузка – колоритное оформление дорожек, эстетичность обрамления дорожного покрытия, неплохая возможность внедрить дизайнерские решения при благоустройстве территорий без потери защитной функции.
3.Обозначение маркировки изделия.
Нормы и стандарты изготовления рядового прямого камня содержатся в ГОСТ 6665-91 . Изготовление и маркировка бортовых бордюров БР 100-30-18 осуществляется согласно действующему Стандарту ГОСТ 6665-91 . Испытания камней производят согласно ГОСТ 8829 .
Основные характеристики прямого рядового бордюрного элемента БР 100-30-18 :
1.БР – тип строительного элемента, бортовой рядовой прямой;
2.Объем изделия – V= 0,052 ;
3. Длина – 1000 ;
4. Ширина – 180 ;
5. Высота – 300 ;
6. Масса – 120 (определяется типом используемого бетона, величина может незначительно варьироваться);
7. Геометрические размеры – 1000х180х300 .
8. Геометрический объем- 0,054 .
Маркировка готового изделия выполняется на торцевой стороне камня с применением специальной несмываемой краски. В общей партии не менее 10% бордюрных изделий маркируется, это выполняется согласно ГОСТ 23009-78 .
4.Изготовление и основные характеристики.
Бортовые бордюры БР 100-30-18 обладают некоторыми свойствами, благодаря которым нашли широкое применение в сфере благоустройства дорожных сооружений. Основные технологии, которые применяются в производстве бордюров – вибролитье и вибропрессование. Это позволяет получить правильные геометрические размеры и гладкую поверхность, стойкую к истираниям и прочим атмосферным воздействиям.
Одна сторона камня выполняется скошенной, вторая сторона – прямоугольной формы. Стоит отметить, что установка камня производится по принципу равенства заглубленной и надземной части. Бортовые камни также должны соответствовать ТН ВЭД 6801000000 – брусчатка, бордюрные камни и плиты для мощения из природного камня, кроме сланца.
Рассмотрим характеристики изделий:
Во-первых, высокая стойкость к появлению трещин, а также надежность и прочность (регламентируется ГОСТ 18105 ) готовых изделий. Это объясняется тем, что изготавливают камни из тяжелых и мелкозернистых марок бетона (класс бетона по прочности на сжатие не менее чем В22.5 и В30, марка бетона – М300 и М400). В качестве сырья используется портландцемент высоких марок.
Во-вторых, благодаря низкой водопроницаемости бетона (согласно ГОСТ 6665-91 значение водопроницаемости принимается не менее W4) готовый камень не размывается водой в течение длительного времени, не крошится и не скалывается (заявлен срок службы не менее 20-25 лет).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Камни следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2. Основные параметры и размеры
1.2.1. Камни делят на типы:
БР - прямые рядовые;
БУ - прямые с уширением;
БУП - прямые с прерывистым уширением;
БЛ - прямые с лотком;
БВ - въездные;
БК - криволинейные.
1.2.2. Марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл. 1, а размеры и показатели материалоемкости камней - приложению 1.
Допускается по согласованию с институтом «Мосинжпроект» Главмосархитектуры Мосгорисполкома и потребителем другие формы и размеры камней, а также изменения армирования камней без увеличения расхода арматурной стали.
1.2.3. Верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны.
Марки и форма камней
Таблица 1
Марки |
Форма |
Класс бетона по прочности на сжатие |
Справочная масса, t |
Назначение камней |
|
БР 100.30.15 БР 300.30.15 БР 60.30.15-А-IV |
0,10 0,32 0,61 |
||||
БР 100.30.18 БР 300.30.18 БР 600.30.18-А-IV |
В30 |
0,12 0,38 0,77 |
Для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок-остановок общественного транспорта и обособленного полотна трамвайных путей |
||
БР 300.45.18 БР 600.45.18-А-IV (А-V) |
0,58 1,17 |
Для отделения проезжей части дорог от тротуаров на съездах с насыпью высотой менее 2 м и разделительных полос |
|||
БР 300.60.20 БР 600.60.20-А-IV (А-V) |
0,88 0,76 |
Для отделения проезжей части дорог от тротуаров в тоннелях, рамповых частях тоннелей и на съездах с насыпью высотой более 2 м |
|||
БР 100.20.8 |
В22,5 |
0,04 |
Для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов |
||
БУ300.30.29 БУП300.30.29 |
В30 |
0,40 0,34 |
Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов |
||
БУ300.30.32 БУП300.30.32 БУП600.30.32-А-IV |
0,47 0,41 0,79 |
Для отделения проезжей части улиц, дорог от тротуаров и газонов |
|||
БЛ300.32.68 БЛ300.32.93 БЛ300.32.118 |
1,05 1,37 1,60 |
Для отделения проезжей части улиц, дорог от тротуаров и газонов и устройства полос безопасности |
|||
БВ 100.30.15 |
0,10 |
Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок БР100.30.15 и БР300.30.15 |
|||
БВ 100.30.18 |
В30 |
0,12 |
Для отделения проезжей части улиц и дорог при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок БР100.300.18 и БР300.30. 18 |
||
БК 100.30.18.5 БК100.30.18.8 БК100.30.18.12 БК 100.30.18.15 |
0,12 |
Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок БР 100.30.15 и БР300.20.15 |
|||
БК100.30.21.5 БК100.30.21.8 БК 100.30.21.12 |
0,14 |
Для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок БР 100.30.18 и БР 300.30.18 |
|||
Камень-аппарель |
По проекту |
Для сопряжения покрытий велосипедных дорожек и тротуаров с интенсивным движением детских и инвалидных колясок и др. с покрытием проезжих частей улиц и дорог на пересечениях |
|||
Примечание. Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры - в зависимости от марки камня. |
|||||
Допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5 %, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых - до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.
1.2.4. Армирование камней приведено в приложении 2, при технико-экономическом обосновании допускается вариант армирования, приведенный в приложении 3.
1.2.5. Камни длиной 1,0 м из мелкозернистого бетона следует изготовлять по технологии вибропрессования или другой технологии, обеспечивающей физико-механические характеристики по настоящему стандарту.
Камни длиной 3,0 и 6,0 м следует изготовлять из тяжелого бетона, армированными.
Примечание. Камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускается изготавливать до 01.01.96.
1.2.6. Камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009.
Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире.
Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая - класс напрягаемой арматуры.
Пример условного обозначения камня типа БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм:
БР 100.30.18
То же, типа БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м:
БК 100.30.18.8
То же, типа БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А- IV :
БР600.30.18-А IV
1.3. Характеристики
1.3.1. Камни должны быть прочными и трещиностойкими. Армированные камни при испытании на прочность и трещиностойкость нагружением должны выдерживать контрольные нагрузки, приведенные в табл. 2.
1.3.2. Бетон камней марки БР 100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней - не менее чем В30.
Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе принимают не менее чем В tb 3,2 для камней марки БР 100.20.8 и не менее чем В tb 4,0 - для остальных марок.
Таблица 2
Марка камня |
по проверке прочности |
по проверке трещиностойкости |
БР300.30.15 |
13,75 (1,40) |
7,55 (0,77) |
БР300.30.18 |
13,44 (1,37) |
7,35 (0,75) |
БР300.45.18 |
5,96 (0,61) |
3,28 (0,33) |
БР300.60.20 |
5,38 (0,55) |
2,96 (0,30) |
БР600.30.15-А-IV |
5,43 (0,56) |
2,99 (0,31) |
БР600.30.18-А-IV |
6,73 (0,69) |
3,70 (0,38) |
БР600.45.18-А-IV |
9,37 (0,96) |
5,15 (0,53) |
БР600.45.18-А-V |
8,55 (0,87) |
4,70 (0,48) |
БР600.60.20-А-IV |
14,43 (1,47) |
7,93 (0,81) |
БР600.60.20-А-V |
14,53 (1,48) |
7,99 (0,82) |
БУ300.30.29 |
13,28 (1,36) |
7,30 (0,75) |
БУ300.30.32 |
12,86 (1,31) |
7,07 (0,72) |
БУП300.30.29 |
13,61 (1,39) |
7,49 (0,76) |
БУП300.30.32 |
13,22 (1,35) |
7,27 (0,74) |
БУП600.30.32-А-IV |
10,85 (1,11) |
5,97 (0,61) |
1.3.3. Значение нормируемой отпускной прочности мелкозернистого бетона должно составлять 90 % от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в любое время года.
Значение нормируемой отпускной прочности тяжелого бетона должно составлять 90 % от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в холодный период года и 70 % - в теплый период года.
Примечание. Периоды года принимают, начиная и кончая месяцами, характеризующимися среднемесячной температурой наружного воздуха в соответствии со СНиП 2.01.01 и ГОСТ 13015.0.
Передачу усилий обжатия на бетон (отпуск натяжения арматуры) следует производить после достижения бетоном нормируемой передаточной прочности.
Фактическая прочность бетона должна соответствовать требуемой по ГОСТ 18105 в зависимости от нормируемой прочности и показателей фактической однородности прочности бетона.
1.3.4. Марку бетона по морозостойкости принимают по проекту строительства, но не ниже указанной в табл. 3, в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства и указывают в заказе на изготовление камней.
1.3.5. Водопоглощение бетона камней не должно превышать по массе, %:
6 - для камней из мелкозернистого бетона;
5 - для камней из тяжелого бетона
Таблица 3
Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства, ° С |
Марка бетона по морозостойкости |
Ниже - 45 |
F 300 |
От - 15 до - 45 включ. |
F200 |
» ‑5 до -15 включ. |
F150 |
» 0 до -5 включ. |
F100 |
1.3.6. Подбор состава бетона производят в соответствии с требованиями ГОСТ 27006 и рекомендаций, пособий и методик научно-исследовательских институтов, утвержденных в установленном порядке.
Водоцементное отношение (В/Ц) должно быть не более 0,40.
1.3.7. Бетонные смеси приготавливают по ГОСТ 7473 с применением воздухововлекающих добавок.
Бетонные смеси для тяжелого бетона с маркой по удобоукладываемости П2 или П3 с подвижностью не более 12 см следует приготавливать с обязательным применением пластифицирующих добавок.
1.3.8. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с применением воздухововлекающих добавок должен быть от 4 до 5 %.
1.3.9. Для приготовления бетонной смеси следует применять бездобавочный портландцемент, портландцемент с минеральными добавками до 5 % или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки не ниже 400, содержащий в цементном клинкере не более 5 % М gO (оксида магния) и не более 8 % С 3 А (трехкальциевого алюмината), соответствующие ГОСТ 10178.
1.3.10. В качестве заполнителей для бетона следует применять:
природные обогащенные и фракционированные, а также дробленные обогащенные пески по ГОСТ 8736, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633;
щебень из естественного камня, гравия и доменного шлака по ГОСТ 8267, ГОСТ 10260, ГОСТ 3344, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633.
Для оптимального состава мелкозернистого бетона применяют пески с модулем крупности не менее 2,2, а для тяжелого бетона - не менее 2,0. Наибольший размер зерен крупного заполнителя 20 мм.
1.3.11. С целью экономии цемента для бетонов следует применять и другие материалы - золы-унос, шлаки и золошлаковые смеси ТЭС по ГОСТ 25592 и ГОСТ 25818, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633.
1.3.12. Марка щебня по прочности на сжатие должна быть не ниже 1000.
1.3.13. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F 200 и обеспечивать получение бетона проектной марки по морозостойкости.
1.3.14. Добавки, применяемые для приготовления бетонной смеси, должны отвечать требованиям ГОСТ 24211, ГОСТ 26633 и обеспечивать получение бетона, удовлетворяющего требованиям по морозостойкости.
Виды и объем (массу) вводимых добавок определяют опытным путем в зависимости от вида и качества материалов, используемых для приготовления бетонной смеси, режимов пропаривания (твердения) бетона.
1.3.15. В качестве ускорителя твердения для бетонных смесей неармированных камней из мелкозернистого бетона следует применять кальций хлористый по ГОСТ 450 или нитрит-нитрат-хлорид кальция по ТУ 6-03-7-04 в объеме до 3 % от массы цемента.
1.3.16. Вода для приготовления бетона - по ГОСТ 23732.
1.3.17. При тепловлажностной обработке бетона следует соблюдать мягкие режимы твердения (температура не выше 70°С) с предельной скоростью подъема и снижения температуры обработки не более 25°С/ч.
1.3.18. Для армирования камней следует применять арматурную сталь:
в качестве напрягаемой арматуры - стержневую горячекатаную периодического профиля сталь классов А-IV и А- V по ГОСТ 5781;
в качестве напрягаемой арматуры допускается применять стержневую термомеханически и термически упрочненную периодического профиля сталь классов Ат-IV и Ат- V по ГОСТ 10884;
в качестве ненапрягаемой арматуры - стержневую горячекатаную сталь классов А- III и А- I по ГОСТ 5781 и арматурную обыкновенную проволоку периодического профиля класса Вр- I по ГОСТ 6727;
для монтажных петель следует применять стержневую горячекатаную гладкую арматуру из стали класса А- I марок ВСт3сп2 и ВСт3пс2 диаметром 6-12 мм по ГОСТ 5781.
1.3.19. При расчетной зимней температуре ниже минус 40 °С для монтажных петель запрещается применение стали марки ВСт3пс2 по ГОСТ 5781.
1.3.20. Значения напряжений в напрягаемой арматуре, контролируемое по окончании натяжения на упоры, должны быть:
695,8 МПа (7100 кгс/см 2) - для арматуры класса A - V ;
499,8 МПа (5100 кгс/см 2) » » » A - IV .
Отклонения значений напряжений не должны превышать при натяжении арматуры:
±88,2 МПа (±900 кгс/см 2) - электротермическим способом;
5, +10 % - механическим способом.
1.3.21. Сварные арматурные изделия должны соответствовать ГОСТ 10922 и ГОСТ 23279.
1.3.22. Типы, конструкция и размеры сварных соединений арматуры - по ГОСТ 14098.
1.3.23. Значения действительных отклонений геометрических параметров камней не должны превышать предельных, указанных в табл. 4.
Таблица 4
мм
Наименование отклонения геометрического параметра |
Наименование геометрического параметра |
Пред. откл. |
Отклонение от линейного |
Длина камней: |
|
размера |
1000 |
±6 |
3000 |
±10 |
|
6000 |
±10 |
|
Высота: |
||
до 200 |
±4 |
|
св. 200 до 500 |
±5 |
|
» 500 |
±6 |
|
Ширина: |
||
по верхней кромке |
±4 |
|
по основанию |
±6 |
|
Отклонение от |
Длина камня: |
|
прямолинейности профиля |
1000 |
|
верхней поверхности по всей |
3 000 |
|
длине |
6000 |
|
Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней при высоте камня: |
||
до 500 |
||
св. 500 |
1.3.24. Для армированных камней отклонение от толщины защитного слоя бетона не должно превышать ±5 мм.
1.3.25. Отклонение профиля лицевой поверхности криволинейных камней от номинальной кривизны не должно превышать 5 мм.
1.3.27. Трещины на поверхности камней не допускаются, за исключением поверхностных шириной не более 0,1 мм и длиной до 50 мм, в количестве не более 5 шт. на 1 м 2 поверхности армированных камней из тяжелого бетона.
1.4. Маркировка
Маркировка должна быть нанесена несмываемой краской на торцевую грань не менее чем 10 % камней от партии в соответствии с ГОСТ 13015.2.
В марке камней длиной 3,0 и 6,0 м следует дополнительно указывать их массу.
2. ПРИЕМКА
2.1. Камни принимают партиями по ГОСТ 13015.1 и настоящему стандарту.
2.2. Камни принимают:
по результатам периодических испытаний - по показателям прочности, трещиностойкости, морозостойкости, водопоглощению;
по результатам приемосдаточных испытаний - по показателям прочности (классу бетона по прочности на сжатие, передаточной и отпускной прочности), соответствия арматурных изделий, настоящему стандарту, прочности сварных соединений, точности геометрических параметров, толщины защитного слоя бетона до арматуры, ширины раскрытия трещин, категории бетонной поверхности, марки по удобоукладываемости бетонной смеси, объему вовлеченного воздуха бетонных смесей с воздухововлекающими добавками.
2.3. Периодические испытания нагружением предварительно напряженных камней для контроля их прочности и трещиностойкости, а также определения прочности бетона на растяжение при изгибе проводят перед началом массового изготовления камней и в дальнейшем - при внесении в них конструктивных изменений, изменении технологии изготовления и качества материалов в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.1.
В процессе серийного производства камней испытания на трещиностойкость нагружением, а также на прочность на растяжение при изгибе проводят не реже одного раза в 6 мес.
2.4. Бетон камней на морозостойкость и водопоглощение испытывают при освоении производства, изменении номинального состава бетона, технологии, вида и качества материалов, но не реже одного раза в 6 мес.
2.5. Удобоукладываемость бетонной смеси проверяют не реже одного раза в смену.
2.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с воздухововлекающими добавками проверяют не реже одного раза в смену.
2.7. Камни по показателям точности геометрических параметров, толщине защитного слоя бетона до арматуры, расположению арматуры, наличию монтажных петель, категории бетонной поверхности и ширине раскрытия технологических трещин следует принимать по результатам выборочного контроля в соответствии с табл. 5 для камней из тяжелого бетона и в соответствии с табл. 6 - для камней из мелкозернистого бетона, изготовленных по способу вибропрессования.
Таблица 5
шт.
Объем |
Объем |
Браковочное число |
||
Объем партии |
первой выборки |
второй выборки |
для первой выборки |
для двух выборок |
До 90 |
||||
От 91 до 150 |
||||
» 151 » 280 |
||||
» 281 » 500 |
||||
» 501 » 1200 |
||||
» 1201 » 3200 |
||||
Св. 3200 |
Таблица 6 5
Св. 1200
Партия камней, не принятая по результатам выборочного контроля, должна приниматься поштучно. При этом приемка камней должна производиться по показателям, по которым партия не была принята.
Возможность использования камней, не соответствующих по показателям прочности и морозостойкости, устанавливает проектная организация.
2.8. Контроль прочности бетона камней проводят по ГОСТ 18105.
2.9. Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия камней, указанных в заказе, требованиям настоящего стандарта.
2.10. Документ о качестве - по ГОСТ 13015.3. В документ о качестве необходимо вносить марку бетона по морозостойкости и показатели водопоглощения бетона.
По требованию потребителя в документ о качестве вносят результаты контрольных испытаний камней на прочность и трещиностойкость по ГОСТ 8829.
3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
3.1. Испытание камней нагружением для контроля их прочности и трещиностойкости проводят по ГОСТ 8829.
Схема и положение камня при испытании приведены на черт. 1 и в табл. 7.
Р -
Черт. 1
Таблица 7
Марка камня |
Положение камня при испытании |
l , мм |
а, мм |
БР300.30.15 БР300.30.18 |
3000 |
750 |
|
БР300.45.18 БР300.60.20 |
|||
БР600.30.15-A-IV БР600.30.18-A-IV БР600.45.18-A-IV(A-V) БР600.60.20-A-IV(A-V) |
|
6000 |
1500 |
БУ 300.30.29 БУП300.30.32 |
|
|
|
Бортовой камень
Бортовой камень дорожный, садовый бордюр ГОСТ 6665-91.
Камень бордюрный – для строительства и благоустройства автодорог, парковок, газонов, пешеходных зон, парковых территорий, частных приусадебных хозяйств и т.п.
Камень бортовой является многофункциональным элементом благоустройства территорий. Бордюрный камень укрепляет дорожное полотно, разделяет проезжую часть от пешеходной зоны (газонов), используется для водоотвода, направляя ливневые стоки с проезжей части в специальные водосбросные конструкции, выполняет декоративную функцию, играет огромную роль в организации безопасности дорожного движения. В зависимости от области применения и от функциональной нагрузки, бордюрные камни подразделяют на два основных типа: для дорожного строительства (дорожный, магистральный) и для благоустройства территорий (бордюр садовый, тротуарный, газонный). В дорожном строительстве применяют высокопрочные бортовые камни длиной от 1-го до 3-х метров, высотой от 30-ти до 45-ти см, толщиной – 15-18 см. (БР 100.30.15, БР 100.30.18, БР 100.45.18). При благоустройстве территорий используют садовый бордюрный камень различных цветов и размеров, он тоньше дорожного, так как не предназначен для выдерживания серьезных нагрузок и, в основном, носит декоративную функцию. Применение бордюрного камня различных цветов, позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы, полностью исключаются затраты, связанные с систематической окраской бордюров для придания им эстетического вида.
Благодаря высокому спросу, производство бордюрного камня освоено на многих предприятиях ЖБИ. В производстве, наиболее широкое распространение получил метод полусухого вибропрессования (на основе песчано-цементных бетонов), позволяющий изготавливать бордюрные камни различных расцветок, в большом количестве, с идеальной геометрией, с высокими показателями по прочности и морозостойкости. Бордюрные камни производятся серийно, для удобства транспортировки и предотвращения повреждения, продукцию упаковывают и укладывают на деревянные поддоны.
Стоимость бортового камня весьма низкая ввиду небольшой стоимости сырья, высоких технологии производства (немецкое оборудование – вибропресс) и огромной конкуренции между производителями.
Продукция производится методом вибропрессования и отгружается на возвратных поддонах.
Доставка осуществляется автомобильным транспортом грузоподъемностью 18-20 тонн.