Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного. |
К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.
Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.
На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.
Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.
На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.
В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.
К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.
При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.
Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.
В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.
Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.
К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".
На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.
Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.
В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.
Гораздо больше времени, чем на осознание причастности к родным, ребенок тратит на то, чтобы обнаружить наличие у себя рук. Ваше лицо возникает в поле его зрения несколько раз в день, а его собственные руки обычно остаются вне поля его зрения и, соответственно, никак не воспринимаются его сознанием - до тех пор, пока сам ребенок не становится способен на некоторые действия, благодаря которым он осознает, что у него есть руки.
Однако этот этап не наступает, пока у него руки сжаты в кулачки. Но вот они разжались, и ребенок готов держать предметы, если вложить их ему в руки.
Шестинедельный младенец находит руки лишь на ощупь. Он умеет хватать одну руку другой, раскрывать и сжимать кулачки. К восьми неделям он манипулирует руками так же, любым другим предметом, но еще не поднимает руки к глазам, чтобы разглядеть их. Двухмесячный ребенок уже умеет управлять своими руками довольно-таки свободно, и поэтому, лежа на спине, он, конечно же, тряхнет погремушкой - и она, конечно же, загремит. Услышав звук, ребенок попытается понять, откуда он исходит, и вот, скосив глаза, он впервые в жизни видит собственные руки и зажатую в них погремушку. В последующие две-три недели очень важно давать ребенку игрушки, которые удобно хватать и которые легко издают звуки, когда ими тряхнешь даже не очень сильно.
К десяти-двенадцати неделям младенец уже хорошо играет руками, не сводя с них глаз; сводит руки вместе, разводит их в стороны, пока они не пропадут из поля зрения, снова сводит их, перебирая пальцы... Он в это время сосредоточен не меньше, чем пятилетний ребенок, который смотрит телевизор.
К трехмесячному возрасту он уже будет исследовать руки не только глазами, но и ртом. Как только ребенок начнет засовывать пальцы в рот, за ними последует в рот и многое другое - рот стал теперь частью его исследовательского аппарата, изучающего окружающий мир. Ребенок не сможет теперь всесторонне исследовать объект, пока не засунет его себе в рот. Не старайтесь отучить ребенка от этой “дурной привычки” - вы потратите время совершенно впустую и даже в ущерб развитию ребенка. Лучше регулярно мойте игрушки. Рот ребенка - часть большого исследовательского инструмента, поэтому особенно жалко, что у некоторых детей он почти всегда заткнут соской. Конечно, плаксивые, раздражительные дети, которым соска нужна почти постоянно, пожалуй, еще не способны играть собственными руками. Но большинство младенцев довольствуется соской лишь во время сна, так что их рты, как и руки, исследуют мир.
В первые месяцы жизни младенца важную роль играет его психофизическое развитие. Его должны контролировать у новорожденного и врачи при ежемесячном осмотре, и родители, чтобы в случае чего принять меры своевременно. По мере взросления и роста, малыш приобретает навыки, которые говорят о нормальном развитии грудничка. Один из таких навыков – умение приподнимать и держать головку.
Умение держать голову напрямую связано с укреплением и тонусом мышц шеи. Чтобы приподняться и посмотреть по сторонам, малыш должен научиться преодолевать вес собственной головы. Мышцы задней поверхности шеи у грудничка развиваются постепенно, это дело не одного дня. Успех в развитии и ответ на вопрос, в каком возрасте ребенок начинает держать голову самостоятельно, во многом зависят от того, с какими параметрами роста и веса был рожден ребенок, каково было его физическое состояние при рождении.
Навык держания головки и недоношенность
При рождении раньше положенного срока младенец обучается навыку удерживания головы в зависимости от степени недоношенности. Дети 1 и 2 степени недоношенности в среднем начинают удерживать головку с 2,5-3 месяцев.
Научить грудничка удерживать голову можно с помощью простых упражнений. Применять их под силу абсолютно любой маме, более того, это совершенно простые повседневные манипуляции с младенцем. Если вы не знаете, что делать, чтобы ребенок начал держать головку, то эти советы для вас.
Упражнение №1. Выкладывание на животик.
Крохе уже исполнилось 3-4 недели? Пора начинать. Выждав полчаса после последнего кормления, положите ребенка в горизонтальное положение, на животик. Для удобства можно подложить младенцу под грудку сложенные ручки или собственную ладонь. А теперь нужно привлечь внимание ребенка, расскажите ему потешку или поговорите с ним. Как понять, что упражнение работает? Малыш попытается на 1-2 секунды приподнять головку. Это уже маленький шаг к развитию навыка. Повторяйте занятие 1-3 раза в сутки, и вы увидите результат – ребенок начинает держать голову лежа на животе примерно в 2 месяца.
Упражнение №2. На руках у мамы.
Навык удержания головы хорошо развивается и в вертикальном положении. Возьмите малыша на руки, поддерживая его под грудь и ягодицы. Обратитесь к младенцу, спойте песенку или ласково проговаривайте его имя. Необходимо, чтобы ребенок сосредоточил свой взгляд на материнском лице, так он будет развивать навык удержания головки. А поворачивая голову влево/вправо и рассматривая предметы у взрослого на руках, укрепятся мышцы шеи.
Рано – не значит хорошо
“А наш малыш с месяца держит головку!” – такое гордое заявление мамы совсем не повод радоваться хорошему развитию малыша. Если кроха способен в месячном возрасте поднять и удерживать головку без помощи взрослых, это серьезный повод, чтобы обратиться к невропатологу. Такой симптом имеет место быть при повышенном внутричерепном давлении.
Важно! Причиной возникновения повышенного давления может быть что угодно: перенесенная гипоксия плода, обвитие пуповиной, долгие роды у матери, различные заболевания. Именно поэтому родители должны держать под контролем развитие данного навыка и знать, со скольки месяцев малыши держут голову сами.
В рядах отстающих – когда обращаться к врачу
Бить тревогу следует тогда, если в 3 месяца малыш не умеет и не пытается удерживать головку. С такой проблемой даже не стоит пытаться справится самим, способы выявить заминку в развитии и справиться с ней очень индивидуальны. Их подскажет только грамотный специалист.
Возможные причины, по которым ребенок не держит голову в трехмесячном возрасте или навык появился слишком поздно:
- тяжелые/патологические роды;
- низкий тонус мышц;
- недоношенность;
- недобор веса.
Для надлежащего физического развития малыша с ним нужно заниматься, ежедневно уделяя время для гимнастики и легкого массажа. Даже если кроха протестует против манипуляций с ним, родителям нужно проявлять терпение и настойчивость. Носите ребенка в вертикальном положении, кладите почаще на животик, тренируйтесь – и у юного исследователя будет все лучше и лучше получаться поднимать головку.
Для полноценного развития ребенка ему необходимы игрушки. Подбирать их необходимо, учитывая возраст малыша и его потребности. Несмотря на то, что играть дети учатся только после полугода, первая погремушка появляется у малышей достаточно рано. Сначала родители заинтересовывают кроху необычным звучанием и видом предмета, а позже он и сам может трогать и разглядывать его. Яркие вещи – необходимый этап развития новорожденного и детей до года.
В каком возрасте ребенку нужна погремушка
Приобрести для новорожденного погремушку можно практически сразу после его выписки из роддома, а привлечь его внимание можно уже после трехнедельного возраста. Для малышей первых двух месяцев жизни главная роль этой вещи – привлекать внимание.
Вся жизнь маленького человека состоит из эмоций и впечатлений. Его привлекает все необычное и новое, а таким может стать любой движущийся предмет. Особенно радуют кроху яркие вещи, которые шевелятся, а также всевозможные звуки. Именно поэтому небольшие погремушки, состоящие из нескольких частей, так захватывают внимание ребенка.
Если новорожденному игрушки не так уж и нужны, то после месяца в них возникает необходимость. Погремушки участвуют в развитии человека, оказывая влияние на следующее:
- Развитие зрения и концентрации внимания. Когда мама или папа трясут погремушкой и водят ее из стороны в сторону, кроха с интересом и удивлением наблюдает за ней. Если показать малышу новую игрушку вместе с уже знакомой, он сконцентрирует все свое внимание на первой. Резко спрятав ее можно наблюдать, как ребенок ищет заинтересовавшую его вещь глазами.
- Развитие слухового восприятия. Несмотря на малый возраст, дети прекрасно реагируют на звук погремушки. Если трясти игрушкой медленнее или быстрее, можно заметить удивление ребенка и его радость. Неожиданный звук с другой стороны заставляет кроху повернуть голову и обратить свое внимание на его источник.
- Появление новых предметов рядом с уже знакомыми позволяет хорошо развивать память малыша, заставляя пристально изучать неожиданно появившуюся погремушку.
Совсем малыши не способны управлять своими ручками, не контролируют движения, поэтому свою радость они выражают улыбкой, гулением, удивленными глазками. После двух месяцев кроха начинает махать руками и ногами в ответ на новую игрушку, смеяться и активно «разговаривать».
Когда ребенок начинает держать предметы
Благодаря хватательному рефлексу, хорошо держать небольшую игрушку малыш может практически с самого рождения. Если дать ему небольшое колечко, он схватит его ручкой и будет держать. Однако это происходит неосознанно, так же как ребенок хватает мамин палец или цепляется за одежду.
Самостоятельно новорожденный любую вещь врядли отпустит, придется разжать его пальчики. Несмотря на то, что держать предметы малыш может в достаточно раннем возрасте, играть ими он не способен. Не факт, что он вообще поймет и увидит, что у него в руке. Для привлечения внимания погремушку надо держать на расстоянии не менее 30-50 см от лица крохи.
Игрушки, подвешенные в кроватке или коляске, ребенок может неожиданно для себя задевать при взмахе рукой. Иногда он этому радуется, и родители считают, что крошка играет, в других ситуациях неожиданный звук и резкое движение может испугать малыша. Для предотвращения таких ситуаций надо подвешивать погремушки на расстоянии 40-50 см от ребенка до достижения им двухмесячного возраста.
Ближе к трем месяцам ребенок начинает осознанно держать в ручках предметы. Вложенная в руку игрушка быстро схватывается и, как правило, тянется в рот. Таким образом малыш знакомится с неизвестным предметом. В этом возрасте кроха уже может разглядывать игрушку, трясет он ею еще не совсем осознанно, но звук его радует.
Не рекомендуется давать детям до 5-6 месяцев тяжелые погремушки, так как большая вероятность, что во время игры малыш ударит себя по голове. Чуть позже ребенок начнет выбирать из предложенных вариантов любимые или новые игрушки, не обращая внимания на скучные и однотонные. Интересная особенность – если ручка ребенка занята предметом, а родители вкладывают ему новый в другую конечность – кроха сразу отпустит первый.
Когда ребенок начинает брать игрушки
После 4 месяцев ребенок учиться брать предметы самостоятельно. Происходит это в несколько этапов:
- Малыш хватает предметы, которые расположены на уровне его глаз. Он сжимает игрушку двумя руками и усердно тянет ее поближе к себе, чтобы попробовать на вкус. Также крохи стучат по подвешенным погремушкам, трясут схваченным предметом и радуются звуку.
- Следующий этап – поднятие игрушки с поверхности кроватки или пеленального столика. Происходит это после пяти месяцев, изначально кроха зажимает заинтересовавший его предмет между ладошками и внимательно разглядывает, чуть позже он научится брать погремушки одной ручкой.
- После шести месяцев ребенок уже может взять желанную вещь из положения лежа на спине, животе или боку. Малыш уверенно берет игрушку одной рукой, одновременно с этим вторая также может быть задействована другим предметом. В этом возрасте маленький человек способен самостоятельно играть погремушкой, хорошо трясти, выбирать из нескольких понравившуюся и отталкивать остальные.
Следует отметить, что игрушкой ребенка вполне может стать собственная ручка или ножка. Ребенок подолгу может разглядывать свою конечность, пробовать на вкус, трогать. После 5 месяцев кроха вполне способен снять носки с ног и радостно удивляться этому. В этом же возрасте дети способны сцепить свои руки между собой.
Когда ребенок достигает возраста, в котором появляется возможность самостоятельно схватить интересный предмет, стоит убрать подальше любые вещи, которые могут быть для него опасны. Порой даже обычные и неопасные, по мнению взрослых, детали могут стать причиной травмы у малыша.
Начиная с 5 месяцев, следует быть готовым к тому, что наследник начнет активно изучать окружающий мир: попробует схватить со стола приборы, находясь на руках у мамы или папы; потянуть к себе хвост кота, проходившего мимо; проверить на вкус тюбик с кремом, оставленным рядом с ним.
Все о погремушках для новорожденных
Погремушка – самая первая игрушка в жизни человека. Несмотря на большое разнообразие, всех их объединяет одно – яркий цвет и появление звука при тряске. Отличаются такие предметы между собой по цвету, размеру, количеству деталей, из которых он состоит, интенсивности звука ну и, конечно, цене.
Нет смысла покупать новорожденному много дорогих игрушек-погремушек. Не факт, что они ему понравятся, когда ребенок чуть подрастет, он начнет выбирать любимые вещи, а остальные придется убрать подальше. В первые пол года маленькому человеку вполне достаточно будет следующего набора:
- две-три простых ярких погремушки разного размера;
- одна-две подвесных игрушки на кроватку или в коляску (по типу нескольких соединенных деталей);
- при желании можно добавить мобиль в кроватку, но не все дети им интересуются. Мягкая шуршащая игрушка доставит удовольствие малышам постарше.
Ближе к 6 месяцам можно дополнить список игрушкой, развивающей различные органы чувств, состоящие из разных по текстуре материалов. Стоит помнить, что погремушки для малыша не должны быть большими и тяжелыми, а также издавать резкие звуки, способные испугать ребенка.
Виды погремушек для детей
Попадая в магазин детских товаров, молодые родители нередко теряются, оно и понятно, достаточно непросто разобрать в представленном ассортименте игрушек для новорожденных. Производители такого товара стараются представить погремушки в самом разнообразном виде, дополняя их оригинальными функциями и деталями. Основные их виды, доступные практически всем родителям, следующие:
- Погремушки-браслеты. Кроме развития органов зрения и слуха, такие игрушки учат ребенка координации движений. Пытаясь дотянуться и поближе разглядеть необычный предмет, малыш постепенно начинает правильно управлять своим телом. Со временем кроха осознает, что для получения звука необходимо потрясти ручкой или ножкой, а для того, чтобы попробовать на вкус, достаточно поднести конечность к лицу. Рекомендуется использовать такие погремушки не ранее трехмесячного возраста и на короткий промежуток времени.
- Погремушки с ручками и без них. Выбор таких игрушек огромен, родители нередко теряются, желая приобрести лучшее. Следует учитывать, что каждая погремушка соответствует определенному возрасту.
– игрушки без ручки подойдут детям, которым уже исполнилось шесть месяцев. Они могут быть неровной текстуры, с различными колечками и ямками, позволяя ребенку развивать мелкую моторику и удерживать предмет;
– Для малышей предусмотрены игрушки как с одной ручкой, так и с двумя. Последняя может особенно заинтересовать малыша. Схватив двумя ручками одну погремушку, он будет удивлен невозможности развести руки в стороны. Игрушка с одной ручкой и раздвоенным концом способствует тренировке и укреплению запястья. - Погремушка-подвеска. Используется почти с момента покидания роддома. Игрушка подвешивается на кроватку или коляску малыша, обычно она состоит из нескольких скрепленных деталей. Наличие этого предмета позволяет развить зрительные навыки крохи. После трехмесячного возраста погремушку можно повесить поближе к малышу, чтобы он мог дотянуться до нее, задевая при взмахах ручками.
- Погремушка-кольцо. Это идеальный вариант для самых маленьких. Начиная с месячного возраста такой предмет удобно вкладывать в ручку. Как правило, такая игрушка выполнена с особенностью поверхности кольца – оно неровное, ребристое или в пупырышках, что позволяет не соскальзывать руке и развивать мелкую моторику.
- Погремушка-прорезыватель. Предназначены не только для игры и развития ребенка, но и для облегчения его состояния при прорезывании зубов. Выполнена она обычно из пластика с прорезиненными частями, которые малыш может грызть без последствия для нежных десен. Бренчание и яркие цвета отвлекают ребенка от боли, а возможность чесать десна ускоряет появление зубов.
- Мягкие игрушки-шуршалки также считаются погремушками. Очень полезный вид для детей, достигших шестимесячного возраста. Выполнены они из мягкой ткани, наполненной шуршащим материалом. Отдельные части могут пищать при нажатии, часто вовнутрь вшит шарик, благодаря которому при тряске возникает звук. Дополнительно на таких погремушках бывают различные неровности, например, при изготовлении применяется несколько видов ткани. Это позволяет развивать мелкую моторику ребенка во время игры.
Следует помнить, что важным критерием выбора игрушки является ее качество. Не стоит покупать даже самую яркую и многофункциональную погремушку, если она имеет неприятный запах, подтеки краски, сомнительного производителя.
Также большое значение имеет наличие мелких деталей. Если они имеются – прежде чем дать новую вещь ребенку следует с усилием попытаться их оторвать. Не стоит думать, что малыш слабый и не в силах разобрать предмет. При желании, он оторвет все, что получится, и потянет в рот. Рекомендуется приобретать игрушки известных производителей, а если не хочется переплачивать за бренд – лучше выбрать отечественного производителя с хорошей репутацией.
Давайте делать погремушки вместе
МИР РЕБЕНКА
Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.
Двигательные навыки
Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.
Способность видеть, слышать, чувствовать
Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.
Понимаем своего ребенка
Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.
Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.
КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ
Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.
Практические советы
Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.
Время игр
Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.
Повседневные дела
Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.
Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.
Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.