Программное содержание (задачи):
— образовательные — расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
— развивающие — развивать воображение, образное восприятие, творчество;
— воспитательные – формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Безопасность».
Методы и приёмы:
1) игровой;
2) наглядный;
3) словесный.
Оборудование и материалы: цветная бумага, клей, кисточки, ножницы.
Средства ИКТ: презентация, проектор, экран.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Деревья », «Грибы» и «Ягоды»; разучивание пословиц и поговорок о природе; рисование «Волшебное дерево».
Воспитатель : — Ребята, сегодня к нам в группу заглянул Старичок-лесовичок. Ему очень интересно, что вы знаете о лесе. Расскажите, пожалуйста, Лесовичку. (ответы детей). Посмотрите, какие из деревьев вы знаете?
Дети смотрят изображения разных деревьев, называют их.
Воспитатель : — Правильно, все деревья угадали! А теперь попробуйте разгадать мою загадку: «Весной – расцветают, осенью – опадают» (листья).
Дидактическая игра «Какой листик?»
Воспитатель : — А что еще растет в лесу? Ну конечно, ягоды и грибы. Послушайте загадки Старичка-лесовичка и попробуйте их разгадать:
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три — и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (боровик)
Растут на опушке
рыжие подружки,
Их зовут …(
волнушки)
Рыжие ушки с лисьей макушки
В травке лежат — для малых ежат. (
лисички)
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый …(
мухомор)
Воспитатель: — Ребята, мы должны оберегать лес. Скажите, пожалуйста, как нужно себя вести в лесу? (ответы детей).
Давайте скажем, как нужно вести себя на природе: не рвать цветы; не убивать насекомых; нельзя громко кричать и слушать громкую музыку; беречь деревья; после разведения костра, обязательно его потушить; не разорять гнезда птиц.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Дидактическая игра «Из чего состоит дерево?»
Воспитатель предлагает детям назвать части дерева и показать их на картинке.
Воспитатель: — Дети, а может кто-нибудь вспомнит поговорки и пословицы о нашей природе? (ответы детей).
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Много леса — не губит, мало леса – береги, нет леса – посади.
Лес – наше богатство.
Рощи да леса – всему свету краса.
Растение – земли украшение.
Воспитатель: — На нашем занятии мы узнали много нового о деревьях и о лесе; как люди должны вести себя на природе. Не забывайте, что нужно беречь природу.
— Давайте сделаем подарочек Старичку-лесовичку, чтобы он помнил о нас. Предлагаю вам всем вместе сделать коллективную работу «Деревья в нашем лесу».
Коллективная работа (аппликация) — «Деревья в нашем лесу».
Воспитатель:
— Спасибо тебе, Старичок-лесовичок, за твой рассказ про деревья, лес. А чтобы ты никогда не забывал нас, мы хотим подарить тебе наш «лес». До свидания, приходи к нам еще!
Конспект занятия по экологии в средней группе
«Путешествие в подводное царство-государство»
Составила и провела: Акимова В.Д.
Цель: Закрепить знания детей о море и морских обитателях.
Задачи занятия:
Образовательные:
Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении, желание у детей активно изучать подводный мир.
Развивающие:
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту.
Методы и приёмы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, рассматривание картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.
Развивающая среда:
Передвижная доска; мольберт; конверт с текстом письма; игрушки – морские животные; картины с изображением морских животных, проведение д/ игры «Поймай рыбку», аудиозапись с шумом моря, спокойной музыкой; картинки со схемами строения рыбы, коллективная работа – панно подводного мира.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, коллективная работа - изготовление морского дна, проведение опытов экспериментов с водой.
Ход занятия
1. Организационный момент (Дети стоят в кругу с воспитателем. )
Психологический настрой:
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть
Можно встречу начинать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Открывает посылку, все достают)
Воспитатель: здесь письмо, давайте прочтем.
В нем соленая вода,
Ходят по нему суда.
Летом взрослые и дети
Ездят отдыхать туда. Что это?
Дети: Море.
Беседа:
Какая вода в море? (соленая)
А в реках и озерах вода какая? (пресная)
Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды.
Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле!
А что будет, если на Земле не будет воды –морей, рек, озер?
Погибнет все живое вокруг и погибнем и мы.
А я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в царство подводного мира, превратиться в исследователей и вместе изучить этот загадочный подводный мир. Вы согласны?
Вы, желаете заглянуть в необычный подводный мир? (ответы детей) В этом нам помогут волшебные слова:
Быстро, быстро кружимся,
С волшебством подружимся,
Хлопнули в ладоши и остановились,
На берегу теплого, синего моря все мы очутились.
Вот мы и на берегу моря. Давайте посмотрим, что здесь интересного. Но что-то странная здесь тишина? А это что за коробка? \открываю, в нем записка, читаю\
-«Мы – жители волшебного подводного царства. Просим о помощи. Нас заколдовала морская ведьма, и теперь нас никто не видит. Волшебные чары можно расколдовать, выполнив задания.»
Ребята, поможем жителям подводного царства? Для этого нам нужно отправиться на морское дно, в волшебное путешествие по морскому царству!
Давайте сядем поудобнее, закроем глазки и послушаем звуки природы.
Закройте глаза, покачаемся на волнах, как хорошо, приятно….
Аудиозапись - (шум моря)
На что похожи эти звуки, которые вы слышите? (Предполагаемые ответы детей: звуки моря, плеск волны, прибой, шум волны и т. д.)
Воспитатель: совершенно верно! Это шум моря.
2. Основная часть
Вот мы и на морском дне. Море огромное, море прекрасное, море синее. Оно восхищает и удивляет. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и моллюски с волшебными раковинами.
Вы готовы выполнять задания, чтобы помочь морским обитателям?
Вот первое задание: - Каким бывает море? \тихое, спокойное, холодное, теплое, прозрачное, штормовое, бурлящее…\
Как вы думаете, море – это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине? - Дети перечисляют морских жителей. Отгадайте загадку:
Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба)
А как приспособлено тело рыбы к жизни под водой (строение рыбы? (ответы детей)
Воспитатель показывает картины со схемами строения рыбы:
Перечислим элементы ее строения: хвост, плавники, туловище, голова.
А чего у рыбы нет? (Шеи).
Каких морских обитателей вы знаете (ответы детей)
А теперь отгадайте загадки о морских обитателях (по мере разгадывания загадок, выставляю картинки с изображением животных на мольберт):
1 - Через море – океан плывет огромный великан
И с судна видит капитан: на великане бьет фонтан. \кит\
Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо».
2. Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:
Конь не сеет и на пашет, под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его дружок: рыбок друг - \морской конек\
Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.
3. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног, вот и весь я - \осьминог\
Воспитатель: Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.
4. Гроза всей живности морей, не знаем мы зубов острей.
Ее боится даже кит, а безопасна, если спит.
Потрогать можно, раз заснула. Кто эта рыбина? \акула\
Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные раны.
5. Кто так медленно ползёт,
Словно груз большой везёт?
Панцирь твердый, очень прочный.
Защитит и днём, и ночью.
Но всегда дрожит от страха
Долгожитель. (черепаха).
Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно.
6. Глубоко на дне она, словно на небе видна,
Но не светит и не греет, потому, что не умеет. \морская звезда\
Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.
7 Для нее волна – качели, и плывет она без цели
Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода. \медуза\
Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Все медузы ядовиты.
8. Над волной дугою взвился,
Спинкой чёрной заискрился.
Мимо Гагр плывёт… Афин!
Белобрюхий кто? (Дельфин)
Правильно! А как мы можем назвать их всех вместе?
Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут-обитают. Они обитают в море. Значит, они морские обитатели.
Молодцы, с этим заданием справились. Вот мы и расколдовали всех животных. Предлагаю немного подвигаться.
Физ. минутка
Рыбка рыбке говорила.
Плавничками шевелила:
«Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка».
(Все слова сопровождаются движениями, которые показывает воспитатель, а дети повторяют.)
Воспитатель: Молодцы! А впереди у нас - новые приключения. Наше путешествие продолжается.
Ребята, давайте рассмотрим нашу коллективную работу – «Подводный мир»:
В нашем подводном мире живут самые разные животные и рыбы.
А вы знаете кто еще живет на дне морском? - (ответы детей)- растения.
Воспитатель: Да, разные растения:
Водоросли - это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб и животных морей. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели морей и океанов. Морские водоросли - это также основной источник пищи для них.
А какие здесь красивые кораллы. На что они похожи?
Дети: На деревья, на цветы, кустарники.
Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите: «Где у нас находится морской конек?
Дети: Между медузой и морской черепахой
А где находится морская звезда? Дети: На дне.
Где же спрятался осьминог? Дети: Под камнем
Скажите, где у нас на картинке дельфин? Дети: Над морем
Молодцы! А где же живут все наши животные и рыбы? Дети: В подводном мире, в море.
Воспитатель: Проходите на свои места. (Дети проходят на стульчики). Сядьте красиво, ноги поставьте вместе и приготовьте руки, мы немного с ними поиграем:
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»:
Рыбки плавали, ныряли - Пальцы обеих рук сложены в кулечек, изображая плавающих и ныряющих рыбок.
В чистой тепленькой воде. - Обеими руками изображаете волны.
То сожмутся, - Плотно сжимаете пальцы рук.
Разожмутся, - Растопыриваете пальцы в стороны.
То зароются в песке. - Одну ладошку складываете в кулечек, а другой ладошкой ее накрываете. Как будто рыбка зарылась в песке.
Теперь мы с вами поиграем в игру «Поймай рыбку»:
Воспитатель: Мы сегодня так много узнали. Вам понравилось? Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб! Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:
Мы вокруг себя покружимся,
С волшебством подружимся,
Раз, два, три в детский сад,
Всех нас верни!
Вот мы с вами и в детском саду.
Итог: Давайте вспомним, где мы с вами были сегодня? Кого мы там встретили? Что больше всего вам понравилось?
По экологии
Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
Составила воспитатель МДОУ д\с № 80 г.Костромы Матросова О.В.
Программные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы:
- Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
- наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы).
- Практический (опыты)
- Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
- Изготовление панно «Кому нужна вода»
- Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
- Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
- Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материала и оборудование:
- Панно «Кому нужна вода».
- Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки.
- Символы, обозначающие свойства воды
- Эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
- Кукла Незнайка.
Ход занятия
Дети входят в группу, рассаживаются на стулики.
Воспитатель /далее В. /(с игрушкой Незнайкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
В. : Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).
Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доска).
В. : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
В. : Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)
В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
В. : Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В. : Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.
Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
В. : Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
В. : А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Вывешивается символ этого свойства воды.
В. : Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
В. : А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стулики. Садись и ты, Незнайка.
Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?
(Работа с панно «Кому нужна вода») .
В.: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.
В. : А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):
- Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
- Вода – бесцветная
- Вода – безвкусная
- Вода не имеет запаха.
Незнайка: Ну. Спасибо, Незнайка, теперь я всё знаю о воде.
В.: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
В. : Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка _ напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
В. : Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы). А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (Ответы)
Воспитатель предлагает цветными льдинками украсить участок на улице.
МДОУ « Детский сад №8 общеразвивающего вида»
Занятие по экологии
Кто живет в лесу?
(Средняя группа)
Воспитатель: Лапина Л.А
Мишкино 2010 год
Занятие по экологии в средней группе
Тема: Кто живёт в лесу?
Вид деятельности: интегрированная(познавательная, игровая) Образовательные области: «Художественное творчество», « Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Музыка»
Цели и задачи:
«Познание»
Расширять представления детей о лесе - дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные (волк, заяц, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить различать этих животных по особенностям внешнего вида.
Активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок и разрешение проблемной ситуации;
«Социализация»
Формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе непосредственной – образовательной деятельности
Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности;
Воспитывать любовь к родному краю, животным леса;
«Коммуникация»
Обогащать и активизировать словарный запас детей (бурый медведь, клыки).
«Физическая культура»
Обогащать двигательный опыт детей
Развивать мелкую моторику рук
« Безопасность »
Формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого
«Художественное творчество»
Закреплять знания о красоте леса;
Помочь увидеть красоту природы;
«Здоровье»
Формировать привычку здорового образа жизни
« Труд»
Формировать первичные представления о труде взрослых;
«Чтение художественной литературы»
Приобщать к познавательной литературе через чтение энциклопедий, литературе природоведческого содержания;
«Музыка»
Приобщать к слушанию звуков леса.
Оборудование: видеоматериал, компьютер, таз с водой, жир, полотенца.
Предварительная работа: чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций о животных, беседа.
Ход занятия:
Дети сегодня вас ждет замечательное путешествие в лес. Но в начале, я хочу вас спросить. Вы любите животных? Дети перечисляют
Да ребята лес наше богатство и животный мир леса очень разнообразен (раздается стук в дверь).
Ребята к нам кажется, идут гости (заходит Красная шапочка с ноутбуком)
Красная Шапочка: Здравствуйте ребята. Я узнала. Что вы много знаете про лес. И хотела, чтобы вы поделились со мной своими знаниями, потому что я живу в сказочном лесу, и ничего о настоящем лесе не знаю.
Вы согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Но чтобы отправиться в лес, нужно сказать волшебные слова (закрывают глаза).
Круг волшебный покружись
Поскорей в лесу окажись.
Открываем глазки. (Звучит музыка и включается видео)
Воспитатель: Вот дети мы с вами и в лесу. Как здесь красиво. В лесу много разных деревьев. Каких?
Дети перечисляют
Воспитатель: А под ними, что растет? (грибы, ягоды, трава).
В лесу тихо и темно, потому что деревья высокие, солнце не видно, можно заблудиться.
Воспитатель: В каждом лесу есть не только деревья и другие растения.
Как вы думаете, кто ещё живёт в лесу?
Дети: звери, птицы, насекомые. Какие животные.
Красная Шапочка: А в моём сказочном лесу живёт волк. Они крупные, сильные звери имеют крупные и острые зубы (клыки). Волки живут в лесной глуши и охотятся, на каких зверей.
Кто из вас знает? (зайцы, утки)
Ребята отгадайте загадку
«У этого животного зимой шубка белая, а осенью серая»
Кто это? заяц (видео зайца)
Теперь я расскажу вам ребята про зайца. Смотрите вот он, какой заяц. Давайте посмотрите. Какая у него шубка цветом (белая). Он уже приготовился к зиме и сменил ее.
Уши у зайца, какие? (длинные)
А какой хвост? (короткий)
Чем питается заяц (травой, корой). Кого зайчик боится (волка)
Физминутка. Давайте поиграем в игру «Зайцы и волк».
Воспитатель: Садитесь на стульчики. А сейчас, отгадайте загадку. «Живет в лесу, а зимой спит в берлоге» (медведь) видео
Скажите, какого размера наш медведь (большой)
А какого цвета у него шуба (бурая). Давайте посмотрим на экран. Бурый медведь – огромный сильный зверь, если он поднимется на задние лапы, то будет намного выше человека.
Чем питается бурый медведь (рыбой, травой)
Ребята как вы, думаете, почему медведь не мерзнет? (У них теплая, меховая шкура и под кожей толстый слой жира)
Они очень любят купаться в ледяной воде и не мерзнут. Давайте с вами это выясним с помощью опыта.
Отпустите руки в воду. Какая вода холодная. Сразу же выньте ее и встряхните. Какая рука (мокрая). Вытираем насухо руки и смазываем жиром. Отпустите руки в воду. Выньте их и встряхните. Какие руки сухие. Вот поэтому медведь и не мерзнет, потому что его защищает толстый слой подкожного жира.
Воспитатель: Красная Шапочка и ребята, вы убедились, что настоящий лес полон разных зверей. Они сами умеют добывать себе пищу. А маленьким детям одним в лес ходить не стоит – опасно. Ну, вот ребята наше путешествие по лесу закончилось. Крутим волшебное кольцо и говорим волшебные слова
Круг волшебный покрутись
Детский садик покажись.
Вам понравилось в лесу?? Какие животные леса нам встретились
Красная Шапочка: Спасибо ребята мне пора в мою сказку. Я хочу вам подарить на память подарки (воздушные шары). До свидание.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №8 «Светлячок»
г. Карачев Брянской области
НОД по экологии в средней группе
« Природа наш друг ».
Провела: воспитатель Лукичева С.А.
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные:
Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания,
о птицах, о деревьях.
Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев, диких животных
и птиц.
Развивающие:
Развивать мыслительные операции, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать. Развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Методические приемы: Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение.
Материал: иллюстрации с изображение деревьев, животных, птиц; лучики из бумаги, солнышко; запись «Голоса леса».
Предварительная работа:
комплекс занятий по ознакомлению
с окружающим миром на тему: «Лес»; заучивание стихов, пословиц об осени.
Участие в дидактических играх: «Кто где живёт?», «Кто чем питается?», «Времена года».
Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.
Беседа о мусоре: откуда берется, какие виды мусора бывают,
чем вреден мусор и т.д.
Ход занятия
Воспитатель : - Ребята, давайте поприветствуем друг-друга :
Проводится игра «Здравствуйте!» .
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!
Здравствуйте, гости! Здравствуйте!
Вот мы подарили гостям частичку здоровья!
Сюрпризный момент.
Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?
Тогда слушайте:
«Дорогие ребята, я, лесовичек- хозяин леса жил в лесу с друзьями. Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу!
Ну что ребята, поможем лесовичку?
Вы дружные? Вы смелые?
В лес мы поедем на машине.
Превращаемся в шофёров
Качайте шины: ш-ш-ш-ш
Открывайте баки и заливайте бензин: с-с-с-с
Заводите мотор: д-д-д-д
У-у-у! Поехала машина.
Машина. Машина идёт гудит,
В машине, в машине шофёр сидит.
Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали, дети! Машина, стой!
Вот мы с вами и оказались на лесной полянке.
Иллюстрация полянки.
Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пения птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.
Задание 1:
Послушайте первое задание (иллюстрация с изображением осени)
Ребята! Какое сейчас время года? (осень)
Ребята, назовите периоды осени? (ранний, золотой, поздний)
А сейчас какой период? (поздний)
Молодцы! Справились с первым заданием. (Появляется первый лучик в лесу)
Задание 2:
В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (дерево самое большое растение)
Назовите его части. (корень, ствол, ветки и листья)
Как вы думаете, дерево живое? (да)
Почему? (Оно растет, дышит, питается)
Ребята, бывает, так что и деревья болеют, тогда их лесовичек спиливает.
Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям
(не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу)
Мы выполнили второе задание.
Появляются два лучика.
Задание 3:
Ребята, а кто еще живет в лесу? (дикие животные)
Иллюстрации с изображением диких животных.
Лапу кто зимой сосёт?
А ещё он любит мёд.
Может громко зареветь,
А зовут его … (медведь)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,
А зовут её. (лиса)
Маленький, рыжий зверёк,
По веткам прыг-скок. (белка)
Комочек пуха, длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)
Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков
и червяков. (ежик)
Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове. (волк)
Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.
Ребята, какое правило надо соблюдать по отношению к диким животным?
Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых;
Не будем обижать лягушек;
Не разорять птичьи гнезда и звериные норы;
Не будем ловить диких животных и уносить их домой;
Не будем стрелять в птиц;
Не будем разводить костры;
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
(взмахи поочередно правой и левой рукой)
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверят,
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит.
Просыпаться не спешит.
Задание 4:
Скажите, как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные)
Иллюстрации с изображением перелетных птиц.
Назовите основные причины по которым птицы улетают? (отсутствие еды и холод)
Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелета.
Таких птиц называют? (зимующие)
Иллюстрации зимующих птиц.
В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой.
Назови его скорей
Кто там скачет? (воробей)
Сама вся сероватая,
Походка мешковатая,
Важная персона- зовут ее. (ворона)
Черная шапочка
И полоска шарфика
У желтогрудой птички
По имени (синичка)
Эта птичка так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, болобока
А зовут ее. (сорока)
Выпал снег, метут метели,
А к нам гости прилетели
На рябину посмотри-
Там расселись(снегири)
Ребята, какое правило надо соблюдать, увидев птиц в лесу?
Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые зимуют у нас
в селе? (подкармливать)
Я предлагаю, приготовить корм для птиц. Проходите к столу.
На столах у вас тарелочки с пластилином. Ребята, возьмите комок пластилина и разделите на мелкие кусочки. Затем круговыми движениями скатайте зернышки для птичек.
Молодцы.
Появляется четвертый лучик.
Задание 5:
Ой ребята, мы все задания выполнили, а вот мусор на нашей полянке остался. Давайте соберем мусор в мешок, чтобы у нас было чисто.
Полянку мы в порядок привели справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы.
Появилось пять лучиков и солнышко.
Молодцы ребята!
Все задания выполнили правильно.
Воспитатель
Мы юные защитники природы, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.
Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями.
А теперь нам, пора возвращаться в детский сад.
Повертелись, покружились и в саду мы очутились.
Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были?
Что мы делали в лесу?
Помогли лесовику очистить лес. Мы помогли лесовику, за это он нас угостил сладостями.
Спасибо!